Представительство компании Nokia в Беларуси
Июнь выдался жарким не только в отношении погоды. Буквально недавно мы писали о начале официальных поставок в Беларусь продукции компании Sony Ericsson. Не прошло и недели, как мы получили информацию об официальном открытии в нашей стране представительства компании Nokia, продукция которой официально представлена здесь уже более десяти лет. Nokia стала первым вендором, открывшим офис в Беларуси. В связи с этим официальным событием Минск посетили представители топ-менеджмента компании в Восточной Европе в лице генерального директора подразделения Customer and Market Operations Nokia в странах СНГ Алессандро Фиорентино (Alessandro Fiorentino) и менеджера по продажам подразделения Customer and Market Operations Nokia в СНГ Мики Тойвонена (Mika Toivonen). В составе делегации был также старший бизнес-менеджер подразделения Мультимедиа в России и странах СНГ Игорь Харлашкин. На вопросы нашего корреспондента Виктора Дашкевича любезно согласился ответить Мика Тойвонен.
Виктор Дашкевич: Мы с удовольствием отмечаем факт открытия бизнес-представительства компании Nokia в Беларуси. Наше тесное взаимодействие с региональным менеджером компании Сергеем Храбрым продолжается уже более полугода. Пользуясь случаем, разрешите задать Вам несколько вопросов, которые интересуют наших читателей. Считает ли компания Nokia рынок Беларуси сформировавшимся, или он еще относится к развивающимся? Насколько мне известно, у компании Nokia есть разные подходы в преференциях, в приоритетах к рынкам различного типа.
Мика Тойвонен: Если при оценке рынка основываться только на цифрах, то основной показатель — уровень проникновения мобильной связи — в Беларуси еще не очень высокий, то есть рынок мобильных терминалов нельзя назвать полностью сформировавшимся. Однако, если проследить развитие мобильного рынка в России, то можно довольно точно предсказать, какая ситуация сложится в Беларуси через несколько лет. Появление третьего GSM-оператора лишь расширяет спектр предлагаемых услуг и обеспечивает возможность выбора для конечного пользователя. И как производитель Nokia приложит все усилия, чтобы предложить белорусским потребителям полный ассортимент продуктов — как доступных моделей, так и многофункциональных мультимедийных компьютеров (называть новые модели серии N обычными телефонами уже неправильно — это в действительности мультимедийные компьютеры). Что касается различных моделей ведения бизнеса в разных странах — да, в принципе, в Nokia есть такой подход. Белорусский рынок по формату близок к европейскому, поэтому в настоящее время у нас нет какой-то специальной программы для Беларуси: здесь мы будем работать так же, как и во всех странах бывшего Советского Союза.
В.Д.: Спасибо. Скажите, пожалуйста, является ли наш рынок приоритетным для компании? И какая, на ваш взгляд, его общая емкость? Какой объем продаж вы планируете на 2006 год?
М.Т.: Емкость рынка — вопрос во многом субъективный. Есть много подходов к ее определению. По предварительным оценкам, в 2006 году емкость белорусского рынка составит около миллиона телефонов. И, конечно же, мы собираемся и дальше занимать в этом объеме существенную долю. Рынок Беларуси важен для нас, и тот факт, что мы открываем представительство в Минске, это подтверждает. Что касается определения
приоритетный/неприоритетный, то мы считаем, что на рынке можно работать или не работать. Наш подход — присутствовать на рынке — значит, максимально эффективно работать, то есть ставить вопрос о приоритетности — "на одном рынке работаем больше, на другом меньше" — не совсем правильно.
В.Д.: Компания Nokia является, как известно, мировым лидером продаж, и я думаю, что в Беларуси она занимает первое место по продажам своих моделей. Скажите, пожалуйста, в связи с агрессивной маркетинговой и рекламной политикой других вендоров какую долю рынка занимает продукция бюджетного класса (модели 40-й платформы), изделия бизнес-сегмента или премиум-класса? Какой сегмент развивается наиболее динамично? И не повлияет ли на уровень продаж появление сильного конкурента?
М.Т.: Наша задача — предложить полное портфолио продуктов для разных целевых аудиторий. Конечно, бюджетные модели занимают определенное место в нашей линейке. Повсеместно очень хорошо продаются телефоны так называемого классического сегмента, и Беларусь — не исключение. Это связано с тем, что у классических моделей Nokia есть много поклонников, которые следят за новинками, ждут их и с удовольствием покупают. В Беларуси будут представлены также премиум-модели и мультимедийные компьютеры. В стране актуальны и хорошо продаются модели разных сегментов. Мы в принципе ориентируемся на ожидания и предпочтения потребителей. Продукты, которые не найдут отклика у покупателей, мы не предлагаем и не продвигаем.
В.Д.: Вам, наверное, известно, что у нас в стране проводится достаточно серьезная работа по борьбе с так называемым серым рынком. Скажите, пожалуйста, какие усилия будет предпринимать компания для повышения доли белых телефонов в общем объеме продаж, будет ли расширяться сеть авторизованных сервисных центров, или, может быть, это будут какие-то специальные ценовые предложения?
М.Т.: Очень хороший вопрос. Мы заинтересованы в том, чтобы рынок был максимально прозрачным, и во всех странах ведем бизнес в полном соответствии с международным и местным законодательством. Борьба с серыми поставками — одна из задач офиса в Беларуси. Мы не хотим, чтобы на белорусский рынок попадали телефоны, для него не предназначенные, ведь из-за незаконных поставок страдают конечные пользователи. Например, в нелегально ввезенном телефоне может не быть русского языка или русской клавиатуры, нет инструкции на русском языке, наличие которой требуется по закону о защите прав потребителей. Мы принимаем ряд мер по борьбе с серым рынком, в том числе совместно с другими производителями. Мы все едины в этом вопросе: исчезновение серого рынка — в наших общих интересах.
В.Д.: Несколько вопросов по новым моделям. Какое направление развития мультимедийных сервисов компания считает для себя приоритетным? Сейчас в Беларуси активно тестируются сети третьего поколения. На развитие какого мультимедийного направления вы будете делать акцент?
М.Т.: На этот вопрос невозможно ответить однозначно, потому что в настоящее время активно развиваются разные интересные для пользователей сервисы. В соответствии с этим мы предлагаем различные модели мультимедийных компьютеров, "заточенные" под разные специальные функции. Например, среди многофункциональных устройств Nokia есть модель с передовыми видеофункциями, телефон-камера с отличной оптикой, музыкальный проигрыватель с функциями телефона. Все эти продукты актуальны и перспективны. Стандарт связи третьего поколения, конечно, расширяет возможности использования новых сервисов — например, передачу видео или просмотр ТВ с хорошим качеством изображения. Для нас все направления являются важными, на сегодняшний день мы уже многого достигли и будем развивать разные услуги. В Беларуси мультимедийные компьютеры продаются на удивление хорошо, несмотря на то, что далеко не все услуги еще доступны.
В.Д.: Каким, на ваш взгляд, является среднее время жизни телефона?
М.Т.: Основная тенденция сейчас — сокращение этого срока. Постоянно появляются новые услуги и возможности, пользователи следят за новинками и ждут их. Время жизни телефона становится все короче. Многие пользователи меняют аппарат не реже раза в год, а нередко и чаще.
В.Д.: Ваше видение развития 40-й, 60-й и 80-й платформ. На мой взгляд, 40-я платформа себя полностью исчерпала. Все современные модели, которые выходят на 40-й платформе, по функциям и цене совпадают со смартфонами. Осталось осуществить переход к открытой операционной системе.
М.Т.: Большая часть наших телефонов на 40-й платформе пользуется хорошим спросом, поэтому неправильно было бы сказать, что мы не будем ее развивать. Понятно, что наиболее интенсивное технологическое развитие идет в 60-й серии.
В.Д.: Спасибо за предоставленную возможность получить ответы на наши вопросы. Надеемся, что наше взаимодействие с представителями компании будет и дальше развиваться столь же динамично.
Некоторые технические аспекты новых мультимедийных аппаратов согласился прокомментировать Игорь Харлашкин.
Виктор Дашкевич: В новой линейке N-series хорошо заметно разделение на продукты с индексами 7х, 8х и 9х. С чем это связано?
Игорь Харлашкин: Модели с индексом N9х представляют собой высший эшелон. N90 оптимизирован для работы с фото, это устройство можно назвать фотокамерой с функциями мобильного телефона, N91 — музыкальный проигрыватель Hi-Fi-качества с функциями телефона, N92 оптимизирован для приема телевизионного сигнала стандарта DVB-H, N93 — мультимедийное устройство — видеокамера. Серия N8х представляет собой промежуточный вариант линейки, а группа N7х — это бюджетный вариант, если этот термин вообще можно употреблять по отношению к таким моделям.
В.Д.: Чем обусловлено такое интенсивное развитие мультимедийных аппаратов?
И.Х.: Очень многие пользователи хотят иметь в одном устройстве максимальное количество возможностей. И фотокамеру, и мультимедийный проигрыватель, и FM-радио, и многое другое. Статистика говорит о том, что уже сейчас более 60% пользователей камерофонов используют телефонный аппарат в качестве замены цифровой камеры. Очень скоро цифровые аппараты станут уделом профессионалов. Именно с повышенной функциональностью связано и уменьшение времени автономной работы устройства. Это вынужденная плата за удобство.
В.Д.: В модели N80 впервые применена технология UPnP. Что стало отправной точкой развития этого протокола и внедрения его в мобильный аппарат?
И.Х.: Основная масса пользователей не желает задумываться над сложностями подключения и совместимости устройств, особенно если речь идет о домашних мультимедийных устройствах. Технология UPnP (Universal Plug and Play) предполагает конфигурирование систем любой сложности практически без участия пользователя на уровне системных ресурсов. Мы рассчитываем, что нас поддержат и другие производители бытовой техники. А пользователь получит возможность работать со всеми устройствами в домашней мультимедийной среде без проводов с единого пульта управления, которым должен стать мультимедийный компьютер.
В.Д.: При выпуске новой версии операционной системы пользователи столкнулись с недостатком программного обеспечения. Какие усилия компания прилагает для решения этой проблемы?
И.Х.: Отказ от старой версии операционной системы был закономерен. Для повышения ее функциональных возможностей было принято решение отказаться от решения вопросов совместимости старой и новой платформ. Все разработчики своевременно получили необходимые SDK для компиляции продуктов под новую версию. Так что вопрос с недостатком программных продуктов будет решен в самое ближайшее время.
В заключение интервью с представителями компании мы обратились к Сергею Храброму — главе представительства Nokia в Беларуси — с предложением высказать свои пожелания нашим читателям. "Я уверен, что с открытием представительства Nokia в Беларуси читатели КГ и все, кто интересуется развитием мобильной связи, почувствуют, что мы стали еще ближе. Мы приложим все усилия, чтобы в Беларуси были представлены все актуальные модели, а новинки поставлялись без задержек. Появление офиса позволит нам улучшить сервисное обслуживание и оказывать пользователям в Беларуси всестороннюю поддержку, в том числе информационную. Мы очень рады этому событию и надеемся, что в ближайшем будущем вы сможете оценить результаты нашей работы".
Виктор Дашкевич: Мы с удовольствием отмечаем факт открытия бизнес-представительства компании Nokia в Беларуси. Наше тесное взаимодействие с региональным менеджером компании Сергеем Храбрым продолжается уже более полугода. Пользуясь случаем, разрешите задать Вам несколько вопросов, которые интересуют наших читателей. Считает ли компания Nokia рынок Беларуси сформировавшимся, или он еще относится к развивающимся? Насколько мне известно, у компании Nokia есть разные подходы в преференциях, в приоритетах к рынкам различного типа.
Мика Тойвонен: Если при оценке рынка основываться только на цифрах, то основной показатель — уровень проникновения мобильной связи — в Беларуси еще не очень высокий, то есть рынок мобильных терминалов нельзя назвать полностью сформировавшимся. Однако, если проследить развитие мобильного рынка в России, то можно довольно точно предсказать, какая ситуация сложится в Беларуси через несколько лет. Появление третьего GSM-оператора лишь расширяет спектр предлагаемых услуг и обеспечивает возможность выбора для конечного пользователя. И как производитель Nokia приложит все усилия, чтобы предложить белорусским потребителям полный ассортимент продуктов — как доступных моделей, так и многофункциональных мультимедийных компьютеров (называть новые модели серии N обычными телефонами уже неправильно — это в действительности мультимедийные компьютеры). Что касается различных моделей ведения бизнеса в разных странах — да, в принципе, в Nokia есть такой подход. Белорусский рынок по формату близок к европейскому, поэтому в настоящее время у нас нет какой-то специальной программы для Беларуси: здесь мы будем работать так же, как и во всех странах бывшего Советского Союза.
В.Д.: Спасибо. Скажите, пожалуйста, является ли наш рынок приоритетным для компании? И какая, на ваш взгляд, его общая емкость? Какой объем продаж вы планируете на 2006 год?
М.Т.: Емкость рынка — вопрос во многом субъективный. Есть много подходов к ее определению. По предварительным оценкам, в 2006 году емкость белорусского рынка составит около миллиона телефонов. И, конечно же, мы собираемся и дальше занимать в этом объеме существенную долю. Рынок Беларуси важен для нас, и тот факт, что мы открываем представительство в Минске, это подтверждает. Что касается определения
приоритетный/неприоритетный, то мы считаем, что на рынке можно работать или не работать. Наш подход — присутствовать на рынке — значит, максимально эффективно работать, то есть ставить вопрос о приоритетности — "на одном рынке работаем больше, на другом меньше" — не совсем правильно.
В.Д.: Компания Nokia является, как известно, мировым лидером продаж, и я думаю, что в Беларуси она занимает первое место по продажам своих моделей. Скажите, пожалуйста, в связи с агрессивной маркетинговой и рекламной политикой других вендоров какую долю рынка занимает продукция бюджетного класса (модели 40-й платформы), изделия бизнес-сегмента или премиум-класса? Какой сегмент развивается наиболее динамично? И не повлияет ли на уровень продаж появление сильного конкурента?
М.Т.: Наша задача — предложить полное портфолио продуктов для разных целевых аудиторий. Конечно, бюджетные модели занимают определенное место в нашей линейке. Повсеместно очень хорошо продаются телефоны так называемого классического сегмента, и Беларусь — не исключение. Это связано с тем, что у классических моделей Nokia есть много поклонников, которые следят за новинками, ждут их и с удовольствием покупают. В Беларуси будут представлены также премиум-модели и мультимедийные компьютеры. В стране актуальны и хорошо продаются модели разных сегментов. Мы в принципе ориентируемся на ожидания и предпочтения потребителей. Продукты, которые не найдут отклика у покупателей, мы не предлагаем и не продвигаем.
В.Д.: Вам, наверное, известно, что у нас в стране проводится достаточно серьезная работа по борьбе с так называемым серым рынком. Скажите, пожалуйста, какие усилия будет предпринимать компания для повышения доли белых телефонов в общем объеме продаж, будет ли расширяться сеть авторизованных сервисных центров, или, может быть, это будут какие-то специальные ценовые предложения?
М.Т.: Очень хороший вопрос. Мы заинтересованы в том, чтобы рынок был максимально прозрачным, и во всех странах ведем бизнес в полном соответствии с международным и местным законодательством. Борьба с серыми поставками — одна из задач офиса в Беларуси. Мы не хотим, чтобы на белорусский рынок попадали телефоны, для него не предназначенные, ведь из-за незаконных поставок страдают конечные пользователи. Например, в нелегально ввезенном телефоне может не быть русского языка или русской клавиатуры, нет инструкции на русском языке, наличие которой требуется по закону о защите прав потребителей. Мы принимаем ряд мер по борьбе с серым рынком, в том числе совместно с другими производителями. Мы все едины в этом вопросе: исчезновение серого рынка — в наших общих интересах.
В.Д.: Несколько вопросов по новым моделям. Какое направление развития мультимедийных сервисов компания считает для себя приоритетным? Сейчас в Беларуси активно тестируются сети третьего поколения. На развитие какого мультимедийного направления вы будете делать акцент?
М.Т.: На этот вопрос невозможно ответить однозначно, потому что в настоящее время активно развиваются разные интересные для пользователей сервисы. В соответствии с этим мы предлагаем различные модели мультимедийных компьютеров, "заточенные" под разные специальные функции. Например, среди многофункциональных устройств Nokia есть модель с передовыми видеофункциями, телефон-камера с отличной оптикой, музыкальный проигрыватель с функциями телефона. Все эти продукты актуальны и перспективны. Стандарт связи третьего поколения, конечно, расширяет возможности использования новых сервисов — например, передачу видео или просмотр ТВ с хорошим качеством изображения. Для нас все направления являются важными, на сегодняшний день мы уже многого достигли и будем развивать разные услуги. В Беларуси мультимедийные компьютеры продаются на удивление хорошо, несмотря на то, что далеко не все услуги еще доступны.
В.Д.: Каким, на ваш взгляд, является среднее время жизни телефона?
М.Т.: Основная тенденция сейчас — сокращение этого срока. Постоянно появляются новые услуги и возможности, пользователи следят за новинками и ждут их. Время жизни телефона становится все короче. Многие пользователи меняют аппарат не реже раза в год, а нередко и чаще.
В.Д.: Ваше видение развития 40-й, 60-й и 80-й платформ. На мой взгляд, 40-я платформа себя полностью исчерпала. Все современные модели, которые выходят на 40-й платформе, по функциям и цене совпадают со смартфонами. Осталось осуществить переход к открытой операционной системе.
М.Т.: Большая часть наших телефонов на 40-й платформе пользуется хорошим спросом, поэтому неправильно было бы сказать, что мы не будем ее развивать. Понятно, что наиболее интенсивное технологическое развитие идет в 60-й серии.
В.Д.: Спасибо за предоставленную возможность получить ответы на наши вопросы. Надеемся, что наше взаимодействие с представителями компании будет и дальше развиваться столь же динамично.
Некоторые технические аспекты новых мультимедийных аппаратов согласился прокомментировать Игорь Харлашкин.
Виктор Дашкевич: В новой линейке N-series хорошо заметно разделение на продукты с индексами 7х, 8х и 9х. С чем это связано?
Игорь Харлашкин: Модели с индексом N9х представляют собой высший эшелон. N90 оптимизирован для работы с фото, это устройство можно назвать фотокамерой с функциями мобильного телефона, N91 — музыкальный проигрыватель Hi-Fi-качества с функциями телефона, N92 оптимизирован для приема телевизионного сигнала стандарта DVB-H, N93 — мультимедийное устройство — видеокамера. Серия N8х представляет собой промежуточный вариант линейки, а группа N7х — это бюджетный вариант, если этот термин вообще можно употреблять по отношению к таким моделям.
В.Д.: Чем обусловлено такое интенсивное развитие мультимедийных аппаратов?
И.Х.: Очень многие пользователи хотят иметь в одном устройстве максимальное количество возможностей. И фотокамеру, и мультимедийный проигрыватель, и FM-радио, и многое другое. Статистика говорит о том, что уже сейчас более 60% пользователей камерофонов используют телефонный аппарат в качестве замены цифровой камеры. Очень скоро цифровые аппараты станут уделом профессионалов. Именно с повышенной функциональностью связано и уменьшение времени автономной работы устройства. Это вынужденная плата за удобство.
В.Д.: В модели N80 впервые применена технология UPnP. Что стало отправной точкой развития этого протокола и внедрения его в мобильный аппарат?
И.Х.: Основная масса пользователей не желает задумываться над сложностями подключения и совместимости устройств, особенно если речь идет о домашних мультимедийных устройствах. Технология UPnP (Universal Plug and Play) предполагает конфигурирование систем любой сложности практически без участия пользователя на уровне системных ресурсов. Мы рассчитываем, что нас поддержат и другие производители бытовой техники. А пользователь получит возможность работать со всеми устройствами в домашней мультимедийной среде без проводов с единого пульта управления, которым должен стать мультимедийный компьютер.
В.Д.: При выпуске новой версии операционной системы пользователи столкнулись с недостатком программного обеспечения. Какие усилия компания прилагает для решения этой проблемы?
И.Х.: Отказ от старой версии операционной системы был закономерен. Для повышения ее функциональных возможностей было принято решение отказаться от решения вопросов совместимости старой и новой платформ. Все разработчики своевременно получили необходимые SDK для компиляции продуктов под новую версию. Так что вопрос с недостатком программных продуктов будет решен в самое ближайшее время.
В заключение интервью с представителями компании мы обратились к Сергею Храброму — главе представительства Nokia в Беларуси — с предложением высказать свои пожелания нашим читателям. "Я уверен, что с открытием представительства Nokia в Беларуси читатели КГ и все, кто интересуется развитием мобильной связи, почувствуют, что мы стали еще ближе. Мы приложим все усилия, чтобы в Беларуси были представлены все актуальные модели, а новинки поставлялись без задержек. Появление офиса позволит нам улучшить сервисное обслуживание и оказывать пользователям в Беларуси всестороннюю поддержку, в том числе информационную. Мы очень рады этому событию и надеемся, что в ближайшем будущем вы сможете оценить результаты нашей работы".
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2006 год в рубрике мобиле