История рокового слияния

В наши дни сообщения об очередных слияниях и поглощениях в IT-индустрии приходят буквально каждую неделю и уже давно никого не удивляют. Но еще 10 лет назад ситуация была совершенно иной: любая многомиллионная сделка (а случались они крайне редко) вызывала в Силиконовой долине самый настоящий ажиотаж. Но далеко не сразу компьютерные бизнесмены осознали, что даже кажущееся крайне удачным слияние может не только не обогатить, но и вовсе практически уничтожить корпорацию hi-tech. Чтобы это понимание пришло, потребовалась трагическая история корпорации Informix Software. Этот один из лидеров информационной индустрии совершил роковую ошибку в период бума информационных технологий — задолго до кризиса 2001 года, став его невольным предвестником.

Informix Software высоко взлетела в 1996 году, завершив год с доходом в $1 млрд. Тогда газета The Wall Street Journal включила ее акции в пятерку самых прибыльных бумаг года, а председатель правления и генеральный директор компании Фил Уайт получил приз Legend in Leadership от высокотехнологической биржи Nasdaq. Компания Informix напрямую конкурировала с Oracle и Sybase, которые также представляли средства интеграции своих приложений баз данных в Web. В то время многие аналитики были уверены, что у Informix очень хорошие перспективы. В 1995 году годовой оборот компании составил $714 млн, а оборот бизнеса баз данных компании в третьем квартале 1996 г. вырос на 50%. Столь бурный рост лишний раз подтверждал, что конкурентной борьбе с компанией Oracle суждено разгореться с новой силой и непредсказуемым результатом. Однако в том же 1996 году Informix заплатила $400 млн за "модную" технологическую компанию Illustra.

Informix рассчитывала на то, что это приобретение поднимет компанию выше Oracle. Приобретение Informix Software компании Illustra должно было сыграть свою роль в улучшении поддержки сетевых приложений новой волны включая приложения, работающие с World Wide Web и многими типами данных. При этом не было учтено, что 1996 финансовый год был убыточным для Illustra. Более того, Informix сразу же после покупки была вынуждена вложить в развитие Illustra более $10 млн. Основной причиной сделки стало наличие у Illustra очень важной собственной разработки — Illustra Server. Это объектно-реляционная база данных, позволяющая управлять не только традиционными данными, но и звуком, видео и статическими изображениями. Как считают наблюдатели, самым привлекательным в этой сделке для Informix был программный модуль, работающий с Illustra Software и созданный для того, чтобы размещать приложения базы данных на World Wide Web. Фил Уайт — исполнительный директор Informix — так объяснил мотив подобной сделки: "Новые сегменты рынка на Web возникают быстрее, чем можно было предположить".

Компания Informix собиралась интегрировать Illustra Server со своей ведущей разработкой — базой данных Informix OnLine — с тем, чтобы поддерживать приложения Web. Кроме того, к концу 1997 г. Informix планировала начать выпуск приложений, которые будут работать и на Informix, и на Illustra Server. Позже планировалось осуществить и слияние баз данных Informix и Illustra. Однако тут начались проблемы. В середине 1997 г. Informix, долгие годы считавшаяся одним из лидеров отрасли серверов реляционных баз данных, попала в тяжелое положение. Для начала компании пришлось пересмотреть свою финансовую отчетность за период с 1994 г. по I квартал 1997 г., так как выяснилось, что методические ошибки при составлении отчетов привели к расхождению между отчетными данными и истинным положением вещей. Из года в год неверные исходные цифры служили основой для нереальных планов, а попытки претворить их в жизнь только усугубляли положение. Компания неправильно оценивала свои силы и нерационально расходовала средства — например, приобрела земельные участки в Силиконовой долине. Причем выяснилось все это безобразие именно тогда, когда оформлялась сделка по покупке компании Illustra. В результате компании Informix пришлось не только пересмотреть отчетность, но и изменить рыночную стратегию, заменить управляющих практически на всех уровнях — от штаб-квартиры до небольших филиалов, изменить принципы деятельности региональных представительств.

Но помогло все это мало. Общий оборот в IV квартале 1997 г. был равен $181,2 млн (при $270,8 млн за тот же период предыдущего года), а прибыль составила $17,8 млн. Потери компании в сфере производства за год достигли $357,3 млн, считая затраты на реструктуризацию в размере $108,2 млн. Общие потери составили $358,8 млн. При этом Фил Уайт был уличен надзирающими госорганами в многочисленных финансовых злоупотреблениях и на долгий срок угодил в тюрьму (по-моему, до сих пор сидит). Пытаясь спастись от окончательного банкротства, компания Informix наметила комплекс мер, которые, пожалуй, стоит рассмотреть подробно. 1. Развитие технологий в четырех основных направлениях: высокопроизводительная оперативная обработка транзакций (OLTP), хранилища данных, распределенные системы управления предприятиями и управление информационным наполнением Web. 2. Ориентация на ключевые вертикальные рынки: здравоохранение, средства массовой информации, промышленность, сети розничной торговли, телекоммуникации и финансы. 3. Налаживание долгосрочных деловых отношений с заказчиками и партнерами, расширение и увеличение установленной базы продуктов компании. 4. Сохранение лидирующего положения предоставляемых продуктов и услуг, консалтинг. Передача заказчикам уникальных знаний. 5. Упрощение линии программных продуктов. 6. Переориентация с Unix на Windows NT как основную платформу, развитие системы продаж продуктов для NT. 7. Сохранение старых и привлечение новых талантливых сотрудников, изменение корпоративной культуры в сторону повышения личной ответственности работников. 8. Изменение стиля работы региональных представительств компании. Региональные представительства Informix, особенно в странах Восточной Европы, получили большую самостоятельность и реальные возможности гибко приспосабливать стратегию компании к местным условиям.

В результате компания отказалась от раздельного маркетинга по каждому виду серверного ПО. Теперь Informix предлагала всем заказчикам единый сервер — Informix Dynamic Server — и несколько вариантов расширения его функциональности. Клиент мог приобретать эти варианты в любое время и в любых сочетаниях, что упрощало выбор начальной конфигурации, повышало защищенность инвестиций и позволяло наиболее точно приспособить конфигурацию серверного ПО к индивидуальным требованиям заказчика. Сервер баз данных Informix Dynamic Server благодаря динамической масштабируемой архитектуре Informix DSA (Dynamic Scalable Architecture) обеспечивал возможности динамического администрирования и поддерживал встроенный параллелизм, высокую производительность и готовность как при оперативной обработке транзакций, так и при обслуживании хранилищ данных. Однако II квартал 2000 г. Informix снова закончила с убытками. Тем не менее, компания сохраняла репутацию поставщика надежной СУБД в секторе хранилищ данных, систем поддержки принятия решений и управления транзакциями — в то время Informix утверждала, что ее ПО используется более чем на 100 тыс. предприятий, в числе которых — телефонные компании Verizon и Deutsche Telekom, розничная торговая сеть Sears и система заказа авиабилетов Sabre. Но уже всем было понятно: компания Informix обречена. Тогда, стремясь укрепить свои позиции на рынке систем управления базами данных в противостоянии с Oracle и Microsoft, компания IBM решила приобрести бизнес СУБД Informix за $1 млрд. Big Blue считала, что данная покупка усилит собственную технологию компании. В первом квартале 2001 года доход IBM от торговли базами данных вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36%.

Новость привела к обвалу акций Informix. Акции IBM, напротив, выросли. IBM планировала интегрировать бизнес баз данных Informix (вместе с сотрудниками компании) в свое подразделение ПО СУБД, продвигать на рынок и продавать продукты Informix во всем мире через объединенные сети сбыта IBM и Informix. Тогда старший вице-президент отделения ПО IBM Стив Миллз говорил в интервью: "Это приобретение важно потому, что доля ПО баз данных в доходах и прибылях компании будет расти. По существу, это удваивает наше присутствие на рынке распределенных баз данных". А в своем информационном бюллетене аналитик Merrill Lynch Томас Кремер писал: "На первый взгляд, IBM сделала очень мудрый ход по закреплению своего успеха на рынке баз данных. Мы считаем, это приобретение повысит конкурентоспособность IBM в сегменте открытых систем рынка реляционных СУБД. Informix принесет IBM большое число заказчиков и популярные продукты для Unix и Windows NT". В общем, так и вышло. Тем более, что руководители IBM с самого начала утверждали, что компания не собирается принуждать заказчиков Informix переходить на продукты IBM. DB2 по-прежнему осталась главным продуктом СУБД IBM, но IBM поддерживала и семейство продуктов Informix. Никто не заставлял заказчиков переходить на DB2. Тогда, в 2001 году, Informix планировала использовать средства, полученные от продажи своего бизнеса СУБД, для концентрации усилий на рынке ПО управления ресурсами. По завершении сделки с IBM компания стала называться Ascential Software. Более того, обе компании заявили, что планируют совместно продвигать на рынок и продавать ПО категории business-intelligence. Однако возродиться в полной мере, то есть в масштабах 1996 года, компания Informix Software так и не смогла.

Еще одним "историческим слиянием" компьютерных гигантов, вызвавшим необычайно много споров, стало приобретение Compaq Computer компанией Hewlett- Packard. Сказать, что Силиконовая долина была взбудоражена — значит, ничего не сказать. И уже спустя довольно небольшое время стало ясно, что эта игра не стоила свеч: улучшить свои финансовые показатели объединенная корпорация так и не смогла. В итоге генеральный директор НР Кэрли Фьорина была вынуждена уйти со своего поста. А журнал Fortune философски резюмировал: "В итоге можно сказать, что они допустили гигантскую ошибку, считая, что путем слияния двух неуспешных компьютерных фирм можно создать финансово успешную модель".

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2006 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета