Компьютерные корпорации: история и структура IBM

В IT-индустрии как ни в какой другой велико количество корпораций-легенд. Есть Microsoft и Apple, Google и Sony, eBay и Xerox… Про каждую из них пишут книги и рассказывают легенды. Но можно сказать так: есть компьютерные компании, и есть IBM. Действительно, IBM занимает особое место в мировой IT-промышленности, хотя по объему продаж теперь редко вырывается в первую десятку, а порой и терпит сокрушительные рыночные неудачи. Однако психологическое воздействие легенды IBM превзойти не смог пока никто. В какой-то момент времени она превратилась в объект для подражания не только для собственных конкурентов, но и для компаний почти во всех областях бизнеса. Эта старейшая в мире компьютерная компания ассоциируется практически со всеми инновациями в области вычислительной техники ХХ века. Компьютерные сети и винчестеры, флоппи-диски и персональный компьютер, первый коммерческий компьютер и RISC-архитектура — это первое, что приходит в голову. Но это только малая толика вклада IBM в мировую IT-индустрию. Сегодня корпорация явно не "на гребне волны", но к ее мнению по-прежнему прислушиваются. А ее уникальная внутрикорпоративная структура изучается в экономических институтах и служит образцом для подражания множеству компаний во всем мире. Более того, нынешние условия в IT-индустрии таковы, что IBM при благоприятном раскладе вполне еще может вернуть себе пальму первенства.

История Корпорации


Летом 1911 года в Нью-Йорке была зарегистрирована фирма, получившая название Computing-Tabulating-Recording (CTR). Ее штат состоял из 1300 сотрудников. Деятельность компании CTR заключалась в разработке и производстве электрических табуляторов для работы с перфокартами — их можно считать предшественниками современной компьютерной техники. Благодаря этому продукту новая фирма сумела быстро завоевать свой сектор рынка и открыть несколько отделений в Америке и Канаде. В 1914 году компанию возглавил Томас Уотсон, который оставался ее главой в течение 42 (!) лет. На тот момент доходы фирмы составляли $4 млн в год. Уже через четыре года Уотсон удвоил оборот компании, безошибочно выбрав самое удачное направление деятельности — производство счетной техники для бизнеса. К 1920 году годовой доход компании CTR достиг $14 млн. Список клиентов пополнялся представителями самых разных направлений крупного и среднего бизнеса. Счетные машины CTR работали в Европе, Южной Америке, Азии, а также в Австралии.

Решение переименовать CTR было принято в феврале 1924 года. Новое название должно было полнее отражать положение фирмы на мировом рынке. Так было принято название IBM: International Business Machines Corporation. В 1928 году IBM запатентовала новый дизайн перфокарты. Благодаря квадратной форме отверстий и их уникальному расположению удалось удвоить объем информации, записываемой на перфокарте. Новое изобретение называлось IBM Card. В 1933 году под Нью-Йорком открывается первая инженерная лаборатория IBM. Ее девиз: "Читать, слушать, обсуждать, наблюдать, думать". Когда в 1935 году правительству США понадобились системы автоматизированного учета занятости на 26 млн человек, IBM решила эту задачу в кратчайшие сроки. В том же году инженеры IBM разрабатывают электрические печатные машинки. К 1939 году годовой доход IBM достигает $38 млн. В корпорации работает более 11 тыс. человек. Представительства компании IBM находятся в 79 странах мира. IBM превратилась в индустриальную империю, выпускающую счетные и электрические пишущие машинки. В начале 40-х годов IBM совместно с учеными Гарвардского университета ведет работу над созданием одной из первых ЭВМ: "Марк-1" появился в 1944 году. Он весил более пяти тонн, при этом программа набиралась на коммутационных досках и переключателях. В действие "Марка" приводил двигатель в 5 лошадиных сил. Операция сложения выполнялась менее чем за секунду. Правда, более сложный счет занимал гораздо больше времени — до 12 секунд на операцию.

Годы войны, несмотря на всю их сложность, стимулировали научные поиски в области ускорения и автоматизации научных и технических расчетов. В 1945 году IBM открыла исследовательскою научную лабораторию в Колумбийском университете, а уже в следующем предложила первую коммерческую модель электронно-вычислительной машины — IBM 603 Multiplier. Первый селекционно-последовательный электронный компьютер появился в 1948 году. Новое изобретение IBM позволяло изменять уже записанную программу. Машина состояла из 12 тысяч вакуумных ламп и 21 тысячи электромеханических реле. В 1952 году президентом IBM был избран Томас Уотсон-младший. В 1955 году IBM создала запоминающее устройство на магнитных сердечниках. Эта технология стала базовой для создания компьютерной памяти до 70-х годов. В 1956 году сотрудник корпорации Артур Самюель изобрел первую компьютерную программу для игры в шахматы, в основу которой легла технология искусственного интеллекта. Джон Бэкус задумался над возможностью общаться с машиной не только на языке нулей и единиц. В результате в 1957 году разработчики получили язык программирования — FORTRAN. В 1957 году оборот IBM превысил миллиард долларов, 90% всех компьютеров в Европе были машинами с маркой IBM. В 1959 году IBM выпустила коммерческую модель принтера — IBM 1401, скорость печати которого вчетверо превышала скорость существующих аналогов того времени, что стало началом эры высокоскоростных принтеров. Качество печати было улучшено только с появлением лазерных принтеров в начале 70-х. В 60-е годы IBM определила дальнейшее формирование компьютерной индустрии после того, как было принято решение продавать аппаратные, программные и сервисные решения в розницу, а не только в комплексе, как было принято прежде. В 1960 году IBM приняла участие в первом проекте США в области освоения космоса. В этом же году началась 20-летняя программа IBM по поддержке Олимпийских игр. В 1962 году IBM объявляет о первом устройстве хранения данных со съемными дисками. Один диск был способен хранить до 2 млн символов.

В 1964 году IBM анонсировала System-360. Впервые была создана серия машин разной мощности и быстродействия, но совместимых по программному обеспечению. Это произвело революцию в компьютерном мире, а слово "IBM-совместимый" надолго вошло в обиход. Запуск серии потребовал расширения производств. Уже к концу 1966 года IBM ежемесячно выпускала более тысячи машин. В 1966 году Роберт Денард изобрел однотранзисторную ячейку памяти, которая хранила один бит информации. Технология DRAM используется и по сей день. 1969 год: компьютеры IBM помогли NASA осуществить первый полет человека на Луну. В 1970 году IBM выпустила System/370. Эта линейка машин использовала технологию виртуальной памяти. В этом же году исследователи IBM представили концепцию реляционных баз данных. Доход корпорации увеличился до $7,5 млрд, в IBM работало почти 270 тысяч сотрудников. В 1971 году в лабораториях IBM был изобретен флоппи-диск, а в 1973 IBM представила жесткий диск с кодовым названием Winchester. В 1973 году сотрудник IBM Лео Есаки получил Нобелевскую премию. В 1974 году IBM открыла офис в Москве, в котором работали 3 человека. В этом же году IBM представила SNA — сетевой протокол для компьютерных систем. В 1976 году американцами был запущен первый космический шаттл — Enterprise. Специальные компьютеры от IBM контролировали полет корабля. В 1980 году IBM анонсирует систему IBM 801, построенную на RISC-архитектуре. В 1981 году IBM совершает революцию — анонсирует Персональный Компьютер. Полугодовой план продаж IBM PC был выполнен за один месяц. Журнал Time назвал IBM PC "Человеком года". В 1984 году IBM добавляет в свои компьютеры возможности для работы в сети. С этого момента тысяча персональных компьютеров может быть объединена в сеть. Заметным событием становится изобретение чипа памяти емкостью 1 Мб. В 1985 году IBM объявляет о создании архитектуры Token-Ring, позволяющей объединять компьютеры, принтеры и другие устройства в единую сеть. Два года подряд — в 1986-м и в 1987-м — ученые из исследовательской лаборатории IBM в Цюрихе удостаивались Нобелевской премии. В 1986 году IBM выпустила системы хранения данных с прямым доступом и объемом информации более 25 млн бит на один квадратный дюйм. В 1987 году IBM выпустила миллионный персональный компьютер. В 1988 году IBM представила архитектуру AS/400, которая за короткий срок завоевала всемирную популярность как деловая компьютерная система. В 1990 году IBM объявляет о выходе 9 самых мощных систем RISC/6000. В 1992 году IBM выпускает ноутбуки ThinkPad. Инновационный черный дизайн, красный TrackPoint позволили ThinkPad завоевать более 300 наград в области инноваций и дизайна.

В 1993 году президентом IBM становится Лу Герстнер. Он выбирает для корпорации новое стратегическое направление — развитие сетевых технологий. IBM ThinkPad 750 используется космонавтами в открытом космосе для устранения неисправностей телескопа. В 1994 году IBM выпускает свой первый суперкомпьютер производительностью 136 млрд операций в секунду. В 1996 году IBM стала первой компанией, представившей сетевой компьютер. В 1997 году в ходе исследований Марса IBM RS/6000 работает на борту космического аппарата. В этом же году происходит исторический шахматный матч между IBM Deep Blue и Гарри Каспаровым, который заканчивается поражением гроссмейстера. Лу Герстнер говорит о новом стратегическом направлении работы корпорации — электронном бизнесе. В 1998 году IBM изобрела технологию "кремний-на-изоляторе". Также было объявлено о выпуске 1 ГГц микропроцессора. В 1999 году IBM объявляет об инвестициях в $100 млн на разработку нового суперкомпьютера Blue Gene, по производительности в 500 раз превышающего существующие аналоги. В этот же год IBM объявила о возможности объединения памяти и логических функций компьютера на едином чипе. Это перечень успехов IBM. Были, конечно, и многочисленные провалы. К примеру, в свое время руководство корпорации не восприняло всерьез собственное детище — персональные компьютеры и ОС PC-DOS. Результат — фактическая потеря самого крупного рынка за всю историю мировой компьютерной индустрии — рынка ПК. В конце концов IBM даже была вынуждена продать свое подразделение по производству персональных компьютеров китайской фирме Lenovo. Были и другие ошибки, пусть и не столь фатальные. Но не о них эта статья.

Принципы I ("Ай")

Можно сказать, что менеджмент в IBM никогда не был "правильным". Тем не менее, за без малого 100 лет эффективной работы корпорация выработала свой собственный стиль внутреннего управления. Как ни странно, принципы, в основу которых легла идеология белого протестантизма (вспомним, ведь все начиналось в США), оказались очень созвучны принципам японских корпораций, следующих учению "дзэн". Это, к примеру, политика полной занятости ("пожизненный найм"). От нее в IBM отказались только в 1997 году и, похоже, до сих пор сожалеют. Это принцип "обогащения работ". IBM стала одной из первых компаний, приложивших значительные усилия для "обогащения" трудовой деятельности своих работников — в IBM работники в известной степени могут выбирать себе работу, которая представляется им наиболее интересной и полезной для компании. Принцип личной стимуляции: личные стимулы к труду направлены на то, чтобы работник брал на себя определенные обязательства перед компанией. Принцип неспециализированной карьеры. Идея привлечения работника одной компании к нескольким весьма различным видам деятельности на протяжении его карьеры (эта идея отличается от традиционного для Запада представления об использовании работника некоторой профессии разными компаниями) типична для японских корпораций. Однако она также находится на вооружении у IBM, хотя и действует в рамках иной культуры. Есть и ряд других принципов. Например, личное участие работника в принятии решений. Весь персонал компании, разбросанный по отдельным подразделениям, неформально принимает участие в принятии решений. Работники обладают как бы неполным правом вето, обеспечиваемым косвенными методами через опрос общественного мнения и иные средства. Очень активно практикуется в IBM взращивание сильной микрокультуры, пронизывающей всю деятельность IBM. Тем самым действия работников направляются в нужное русло даже если не дается никаких инструкций. В корпорации также обязателен единый статус для всех работников (независимо от положения на служебной лестнице). Опыт IBM показал, что для устранения барьеров между людьми, связанных с занимаемым положением, полезно не просто насаждать демократические условия, но и формально отделить статус работника от занимаемой им должности. В IBM статус работника неочевиден, а отношения между уровнями управления не могут основываться на подавлении чужого мнения. Обязательный принцип — расширенная подготовка, особенно высших управляющих. IBM принимает на себя контрактные обязательства обучать и переобучать сотрудников, чтобы дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Отсюда следует и максимальное делегирование полномочий работникам вплоть до низовых исполнителей. Одним из самых успешных нововведений IBM стало предоставление максимальных полномочий работникам за счет фактического принижения положения линейных руководителей. Это вынуждает менеджеров становиться "групповыми лидерами", причем их подчиненные получают возможность полностью реализовать свой потенциал, а руководители по-настоящему занимаются управлением.

Кадры и управление персоналом в IBM

В IBM отдел кадров занимает в верхнем управленческом звене гораздо более важное место, нежели в других компаниях. Основные кадровые принципы достались IBM в наследство еще от Уотсонов и сводятся к нескольким постулатам. Во-первых, это ведущая роль руководителей. Главная роль в проведении в жизнь политики компании в IBM отводится именно руководителям. Это одна их причин большой доли руководителей в структуре численности персонала (в среднем на одного руководителя приходится от 8 до 12 подчиненных). Во-вторых, в IBM существует т.н. САС: система аттестаций и собеседований. САС — это ключевой формальный момент во взаимоотношениях сотрудника и его руководителя. Основной элемент САС — оценка деятельности с точки зрения достижения тех целей, которые были поставлены в процессе предыдущих САС. Длительность проведения САС — не менее половины рабочего дня, отвлекать сотрудников во время САС категорически запрещается. Деятельность сотрудника оценивается по шкале от высшей оценки "1" до низшей "5".

Заработная плата в IBM регулируется сложной системой расчетов. При этом основные факторы, от которых она зависит, — это оценка по САС, уровень работника и тип его работы, размер его прежней зарплаты. Вообще с понятием "уровень" в IBM связано множество тайн. Сотрудникам не сообщают их уровень, так как теоретически считается, что уровень связан не столько с человеком, сколько с должностью и стажем. В действительности же он имеет непосредственное отношение к самому работнику, и в IBM не много тех, кто знает свой уровень и уровень окружающих людей. Чтобы еще больше напустить туману, уровень представляют в виде двузначного числа, где первая цифра указывает на тип выполняемой работы, который определяет и тип вознаграждения. Такая система подрывает привычный для многих компаний порядок субординации, так как управление в IBM — это одна из профессий, а элемент неуверенности относительно истинного уровня вашего собеседника всегда сохраняется. Стимулы. Теоретически руководство IBM уделяет большое внимание материальным стимулам к труду. Действительность же такова, что большинство сотрудников инициативны по своей природе, и нет достаточных оснований утверждать, что надбавки и стимулы приносят непосредственный эффект. Исходный уровень заработка настолько хорош, что IBM может позволить себе антипатию к профсоюзам. Возможности карьеры. Сотрудники IBM ясно видят перспективу личного роста, что не обязательно связано с получением руководящей должности. В IBM статус формально отделен от должности, а высококлассные специалисты имеют очень высокий статус. И еще несколько интересных моментов. В IBM никто и никогда не имеет закрепленного места на стоянке автомобилей (правда, самих мест очень много). Все — от директора до уборщицы — обедают в одной столовой. Прежде при наборе сотрудников компания отдавала предпочтение белым протестантам англосаксонского происхождения (сами Уотсоны были методистами), но вместе с исключением этих привилегий IBM отказывается проводить так называемую обратную дискриминацию, т.е. здесь нет "нормативов представительства" для людей с другим цветом кожи, для женщин и молодежи.

Обратная связь

Подобно небольшому государству корпорация IBM имеет собственную развитую систему обратной связи. Первая ее составляющая — программа "Говори!" Для постоянных сотрудников есть несколько каналов обратной связи с руководством — все они находятся под эгидой отдела кадров. По некоторым данным, численность желающих хотя бы раз воспользоваться каналом "Говори!" достигает одной трети от числа работников. В рамках этой программы каждый может написать анонимную жалобу и направить ее в ту инстанцию, которая отвечает за решение проблемы. По принятому регламенту реакция должна последовать в десятидневный срок. За анонимность отвечает специальный координатор от отдела кадров. Именно поэтому рядовые служащие безбоязненно прибегают к такой возможности, и их жалобы встречают самое серьезное отношение со стороны руководства. Вторая программа называется "Открытые двери". Она предусматривает, что каждый сотрудник может лично обращаться к руководителю любого ранга, пока не получит удовлетворяющий ответ. В США этой возможностью пользуются за год в среднем 9% работников. Большинству удается решить свои проблемы на нижних этажах административной лестницы. Эта программа пользуется меньшей популярностью, чем "Говори!", по причине отсутствия анонимности. Однако самое важное место среди каналов обратной связи в IBM занимают опросы общественного мнения. Такие опросы проводятся раз в два года. Анонимность ответов гарантирована, не сообщаются даже результаты для групп менее 10 человек. Участие в опросах добровольное, но при этом доля ответивших составляет до 90%. На заполнение анкеты уходит около часа. Вопросы от одного опроса к другому не изменяются (как правило). Для контроля за ходом обнародования результатов опроса и выработкой на их основе планов действий создается специальная группа из числа руководителей высшего звена. Кульминацией опроса является собрание в группах, где начальник должен представить результаты, касающиеся его коллектива.

И напоследок — классический анекдот об IBM. Однажды компания решила заказать некоторые компьютерные детали в Японии. В спецификации был установлен приемлемый уровень качества — 3 бракованные детали на 10.000. Когда в IBM получили выполненный заказ, его сопровождало письмо следующего содержания: "Уважаемые господа. Мы, японцы, никак не можем понять деловую практику в Северной Америке. Но мы включили в каждые 10.000 деталей три бракованные детали и завернули их отдельно. Надеемся, вам понравится".

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2006 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета