Что делать, если нет MIDI-клавиатуры? Или когда вы не умеете на ней играть…
М-да… после длительной переписки с одним из читателей я убедился, вернее, он меня убедил, что написать на эту тему все-таки стоит. Во-первых, среди музыкантов есть много гитаристов, которые не обладают навыками игры на фортепианной клавиатуре, хотя лично я бы порекомендовал воспользоваться обучающими программами или просто учебниками по фортепиано для первых классов ДМШ (детская музыкальная школа). Но ведь мало кто будет слушать такие тривиальные советы. Лучше подождать пару номеров КГ и прочитать, что ученые придумали систему передачи нот от человеческого мозга прямо в MIDI-файлы (это шутка — предупреждаю на всякий случай).
Кстати, многие гитаристы говорят о MIDI-датчиках для своих инструментов, но эта продукция больше специфическая, чем стандартная, причем не всегда гитара с MIDI-устройством будет сравнима по эффективности и качеству работы с клавиатурой. Во-вторых, все развивается очень стремительными темпами, и, например, начинающий специалист может столкнуться со сложными финансовыми задачами — ведь нужно иметь и современный компьютер, который требует постоянного апгрейда, и приличную звуковую карту (интерфейс), и наушники, и акустическую систему, и хороший микрофон. А при комплектации студий звукозаписи в рамках продакшн на радио и ТВ о MIDI-клавиатуре вообще думают в последнюю очередь. А чаще и забывают о ней:). Но при этом не забывают требовать новые заставки, перебивки, джинглы и т.п. То есть проблема есть и очевидна. Нужно ее как-то решать.
Партии можно напевать или записывать с микрофона
В принципе, вы можете просто напеть свою мелодию (либо сыграть на своем инструменте) и записать в WAV-файл. Далее идут специальные конвертеры — на данный момент уже не такие и сложные по структуре программы, имеющие на борту анализатор спектра и модуль, способный вычленять из него ноты. В пользовательском сегменте такие программы часто можно увидеть под названиями типа WavToMIDI, и разыскиваются они обычно через интернет- каталоги типа Hitsquad (www.hitsquad.com). В профессиональной сфере нужно отметить в первую очередь Celemony Melodyne, которую звукорежиссеры используют для выравнивания нот, и в этой программе есть экспорт в MIDI-файлы. Также, я помню, был некогда реализован модуль прямого превращения пения сразу в MIDI-ноты в режиме реального времени. Хотя… да, это программа Yamaha SOL, разработка которой прекращена после покупки этой корпорацией компании Steinberg. В общем, остается только Melodyne. Вы напеваете или наигрываете мелодию, записываете ее в WAV, импортируете в программу (или записываете сразу же в нее), после этого Melodyne автоматически равняет ноты по темпу, длительностям, их высоте. Самый яркий пример: вы не обладаете суперслухом и, что нормально, в пару нот попали неточно. Если это расхождение примерно в четверть тона, то программа присваивает этой "ноте" ближайшую правильную. Если больше, то она присвоит ей другую "правильную":). В общем, тогда нужно будет равнять вручную. Полная версия Melodyne стоит очень дорого — порядка $700, хотя у разработчиков есть и более дешевые урезанные варианты. В принципе, и пользовательские программы в этом сегменте по результатам действия не сильно отличаются от Melodyne. С ними также можно работать.
А как быть с аккордами?
Если у вас стоит система из серии продуктов Uebershall, то там вы найдете уже сыгранные с различными ритмическими рисунками и стилями аккорды (гитары и клавишные) в виде сэмплов. Их можно изменять по высоте звучания, причем в данном случае будет задействован один из самых качественных алгоритмов питч-шифтинга в мире — MPEX 2. Таким образом, формируется гармоническая подкладка, и ничего существенно трудного в ее создании нет. И, как видите, MIDI-клавиатура нам здесь не нужна. Вариант 2. Программа автоматического аккомпанемента/аранжировки SoundTrek Jammer Professional v6. Хотя подобное вы можете найти и в Band-in-Box, я приведу пример в Jammer, поскольку он очень прост не только в описании, но и в действии. Суть такова: вы вручную вводите сетку аккордов (гармонию). Разделяете сначала для себя в уме все на структурные части — например: вступление, куплет, припев, проигрыш. Затем вызываете модуль Style Builder, указываете количество тактов для нужной части, потом выбираете для нее инструменты (ритм, гармония, соло) с уже созданными мелодическими/ритмическими партиями, соответствующими определенному стилю или стилям(!), и так несколько раз, пока вы не собрали свой "джаз-банд" целиком, тут же выбираются сбивки и тому подобное. Потом возвращаетесь к исходному окну, слушаете, как все звучит, расставляете сбивки, с помощью указателя мыши в Piano Roll можете немного изменить партии, после чего опять вызываете Style Builder и работаете над новым смысловым куском композиции. Причем в нем вы можете сохранить предыдущий состав инструментов и добавить к нему новые либо вообще использовать другие — все на ваш выбор. В результате быстро и удобно получается MIDI-аранжировка. Нужно нам тут было касаться музыкальной клавиатуры? Нет. Причем особенно выгодно это гитаристам, поскольку сетка вводится в виде буквенно-цифровых аккордовых обозначений, что им ближе. Полученный MIDI-файл впоследствии можно будет воспроизвести с помощью любого VSTi и записать в WAV. Кстати, что касается Jammer, то там, конечно, говорится о наличии тысяч различных музыкальных вариаций для инструментов, и это на самом деле есть, но… Даже после теста этой программы я включил ТВ с каким-то шоу и услышал… что музыкальная подкладка там делалась в Jammer или подобной программе. А что вы хотели? Люди не напрягаются, а деньги зарабатывают. Jammer — свои, аранжировщики и композиторы — свои. Кстати, в этом нет ничего плохого.
А как быть с динамическими оттенками игры (пения)?
Тут посложнее, поскольку нужно будет поработать вручную. Берете обычный MIDI-редактор и расставляете необходимые динамические оттенки. Кстати, этой операцией советую не пренебрегать. Даже если вы работаете в современном стиле, и, как вам кажется, все там играется на одной громкости (максимальной:)), оттенки живого исполнения придают больше движения. Вы просто попробуйте выделить некоторые ноты, и убедитесь, что ваши VSTi зазвучат несколько по-другому. То есть эта работа стоит того, чтобы ее сделать. К тому же, некоторые программы преобразования из WAV в MIDI могут расставить динамические оттенки согласно тому, как вы их вводили, то есть играли или пели. Проверить это просто: посмотрите в MIDI-файле параметр Velocity для множества нот: если он меняется — значит, программа учитывает этот фактор, хотя никто ее об этом не просит. В этом случае вам сначала нужно уравнять все ноты по громкости, а потом расставить нужные оттенки вручную.
В завершение
Скорость "набивки" нот голосом или инструментом с микрофона сравнима со скоростью такой же "набивки" с помощью указателя мыши в рамках Piano Roll либо в табулатурном виде на "гитарном грифе" в программах Guitar Pro, Sibelius G4 и т.д. Но он является более легким. В принципе, такие программы, вроде бы, должны появиться как грибы после дождя, и, если честно, я ждал такового еще два года назад. Но… наверное, что-то мешает. Да, и клавиатуры не такие уж дорогие — например, Creative предлагает совмещенную компьютер/MIDI всего за $39. То есть вариантов масса.
Для ввода нот с инструмента вам может понадобиться программный тюнер. Он есть и в freeware-варианте, называется Marco Gallo Wtune v2.1.0.1, ищется в Интернете. Помимо этого, если вы хотите "снять" партитуру с уже готовой композиции, автоматически определить темп и так далее, то для этих целей удобно воспользоваться небольшой программкой Transcribe! (www.seventhstring.com). В нее загружается обычный аудиофайл любого распространенного формата (WAV, MP3 и т.д.), потом вы выделяете некий фрагмент, спектрограмма которого сразу же выводится над виртуальной фортепианной клавиатурой. Всплески на амплитудно-частотном графике соответствуют определенным нотам. Так все и подбирается включая аккорды. Помимо всего прочего, есть питч-шифтер и возможность растягивания файла по времени с сохранением нот. Для того, чтобы определить темп, вы обозначаете двумя маркерами некий интервал, ассоциирующийся с тактом, после чего программа автоматически вычисляет значение темпа. Кстати, никакого экспорта в MIDI-файлы нет. Эта программа является удобным средством для "снятия" партитур уже готовых композиций. В специальном текстовом окне вы можете оставлять свои пометки — например, обозначения аккордов, а потом использовать эти записи как руководство к действию.
Кристофер, christopher@tut.by
Кстати, многие гитаристы говорят о MIDI-датчиках для своих инструментов, но эта продукция больше специфическая, чем стандартная, причем не всегда гитара с MIDI-устройством будет сравнима по эффективности и качеству работы с клавиатурой. Во-вторых, все развивается очень стремительными темпами, и, например, начинающий специалист может столкнуться со сложными финансовыми задачами — ведь нужно иметь и современный компьютер, который требует постоянного апгрейда, и приличную звуковую карту (интерфейс), и наушники, и акустическую систему, и хороший микрофон. А при комплектации студий звукозаписи в рамках продакшн на радио и ТВ о MIDI-клавиатуре вообще думают в последнюю очередь. А чаще и забывают о ней:). Но при этом не забывают требовать новые заставки, перебивки, джинглы и т.п. То есть проблема есть и очевидна. Нужно ее как-то решать.
Партии можно напевать или записывать с микрофона
В принципе, вы можете просто напеть свою мелодию (либо сыграть на своем инструменте) и записать в WAV-файл. Далее идут специальные конвертеры — на данный момент уже не такие и сложные по структуре программы, имеющие на борту анализатор спектра и модуль, способный вычленять из него ноты. В пользовательском сегменте такие программы часто можно увидеть под названиями типа WavToMIDI, и разыскиваются они обычно через интернет- каталоги типа Hitsquad (www.hitsquad.com). В профессиональной сфере нужно отметить в первую очередь Celemony Melodyne, которую звукорежиссеры используют для выравнивания нот, и в этой программе есть экспорт в MIDI-файлы. Также, я помню, был некогда реализован модуль прямого превращения пения сразу в MIDI-ноты в режиме реального времени. Хотя… да, это программа Yamaha SOL, разработка которой прекращена после покупки этой корпорацией компании Steinberg. В общем, остается только Melodyne. Вы напеваете или наигрываете мелодию, записываете ее в WAV, импортируете в программу (или записываете сразу же в нее), после этого Melodyne автоматически равняет ноты по темпу, длительностям, их высоте. Самый яркий пример: вы не обладаете суперслухом и, что нормально, в пару нот попали неточно. Если это расхождение примерно в четверть тона, то программа присваивает этой "ноте" ближайшую правильную. Если больше, то она присвоит ей другую "правильную":). В общем, тогда нужно будет равнять вручную. Полная версия Melodyne стоит очень дорого — порядка $700, хотя у разработчиков есть и более дешевые урезанные варианты. В принципе, и пользовательские программы в этом сегменте по результатам действия не сильно отличаются от Melodyne. С ними также можно работать.
А как быть с аккордами?
Если у вас стоит система из серии продуктов Uebershall, то там вы найдете уже сыгранные с различными ритмическими рисунками и стилями аккорды (гитары и клавишные) в виде сэмплов. Их можно изменять по высоте звучания, причем в данном случае будет задействован один из самых качественных алгоритмов питч-шифтинга в мире — MPEX 2. Таким образом, формируется гармоническая подкладка, и ничего существенно трудного в ее создании нет. И, как видите, MIDI-клавиатура нам здесь не нужна. Вариант 2. Программа автоматического аккомпанемента/аранжировки SoundTrek Jammer Professional v6. Хотя подобное вы можете найти и в Band-in-Box, я приведу пример в Jammer, поскольку он очень прост не только в описании, но и в действии. Суть такова: вы вручную вводите сетку аккордов (гармонию). Разделяете сначала для себя в уме все на структурные части — например: вступление, куплет, припев, проигрыш. Затем вызываете модуль Style Builder, указываете количество тактов для нужной части, потом выбираете для нее инструменты (ритм, гармония, соло) с уже созданными мелодическими/ритмическими партиями, соответствующими определенному стилю или стилям(!), и так несколько раз, пока вы не собрали свой "джаз-банд" целиком, тут же выбираются сбивки и тому подобное. Потом возвращаетесь к исходному окну, слушаете, как все звучит, расставляете сбивки, с помощью указателя мыши в Piano Roll можете немного изменить партии, после чего опять вызываете Style Builder и работаете над новым смысловым куском композиции. Причем в нем вы можете сохранить предыдущий состав инструментов и добавить к нему новые либо вообще использовать другие — все на ваш выбор. В результате быстро и удобно получается MIDI-аранжировка. Нужно нам тут было касаться музыкальной клавиатуры? Нет. Причем особенно выгодно это гитаристам, поскольку сетка вводится в виде буквенно-цифровых аккордовых обозначений, что им ближе. Полученный MIDI-файл впоследствии можно будет воспроизвести с помощью любого VSTi и записать в WAV. Кстати, что касается Jammer, то там, конечно, говорится о наличии тысяч различных музыкальных вариаций для инструментов, и это на самом деле есть, но… Даже после теста этой программы я включил ТВ с каким-то шоу и услышал… что музыкальная подкладка там делалась в Jammer или подобной программе. А что вы хотели? Люди не напрягаются, а деньги зарабатывают. Jammer — свои, аранжировщики и композиторы — свои. Кстати, в этом нет ничего плохого.
А как быть с динамическими оттенками игры (пения)?
Тут посложнее, поскольку нужно будет поработать вручную. Берете обычный MIDI-редактор и расставляете необходимые динамические оттенки. Кстати, этой операцией советую не пренебрегать. Даже если вы работаете в современном стиле, и, как вам кажется, все там играется на одной громкости (максимальной:)), оттенки живого исполнения придают больше движения. Вы просто попробуйте выделить некоторые ноты, и убедитесь, что ваши VSTi зазвучат несколько по-другому. То есть эта работа стоит того, чтобы ее сделать. К тому же, некоторые программы преобразования из WAV в MIDI могут расставить динамические оттенки согласно тому, как вы их вводили, то есть играли или пели. Проверить это просто: посмотрите в MIDI-файле параметр Velocity для множества нот: если он меняется — значит, программа учитывает этот фактор, хотя никто ее об этом не просит. В этом случае вам сначала нужно уравнять все ноты по громкости, а потом расставить нужные оттенки вручную.
В завершение
Скорость "набивки" нот голосом или инструментом с микрофона сравнима со скоростью такой же "набивки" с помощью указателя мыши в рамках Piano Roll либо в табулатурном виде на "гитарном грифе" в программах Guitar Pro, Sibelius G4 и т.д. Но он является более легким. В принципе, такие программы, вроде бы, должны появиться как грибы после дождя, и, если честно, я ждал такового еще два года назад. Но… наверное, что-то мешает. Да, и клавиатуры не такие уж дорогие — например, Creative предлагает совмещенную компьютер/MIDI всего за $39. То есть вариантов масса.
Для ввода нот с инструмента вам может понадобиться программный тюнер. Он есть и в freeware-варианте, называется Marco Gallo Wtune v2.1.0.1, ищется в Интернете. Помимо этого, если вы хотите "снять" партитуру с уже готовой композиции, автоматически определить темп и так далее, то для этих целей удобно воспользоваться небольшой программкой Transcribe! (www.seventhstring.com). В нее загружается обычный аудиофайл любого распространенного формата (WAV, MP3 и т.д.), потом вы выделяете некий фрагмент, спектрограмма которого сразу же выводится над виртуальной фортепианной клавиатурой. Всплески на амплитудно-частотном графике соответствуют определенным нотам. Так все и подбирается включая аккорды. Помимо всего прочего, есть питч-шифтер и возможность растягивания файла по времени с сохранением нот. Для того, чтобы определить темп, вы обозначаете двумя маркерами некий интервал, ассоциирующийся с тактом, после чего программа автоматически вычисляет значение темпа. Кстати, никакого экспорта в MIDI-файлы нет. Эта программа является удобным средством для "снятия" партитур уже готовых композиций. В специальном текстовом окне вы можете оставлять свои пометки — например, обозначения аккордов, а потом использовать эти записи как руководство к действию.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2006 год в рубрике мультимедиа