Деловые медитации над Сетью

На прошедшей в последние дни марта конференции "Дни Интернет в Беларуси" значительное внимание было уделено не только общим и техническим вопросам, как, например, борьбе со спамом или безопасности детей в Интернете, но и темам, так или иначе связанным с работой деловых людей по ту сторону сайта.

Интернет и бизнес


Электронной коммерции была посвящена отдельная секция, которая работала в заключительный день конференции. Давайте кратко пробежимся по самым интересным докладам.
Представители "Навигатор 360.by" поделились некоторой собранной ими статистикой по белорусскому Интернету. Что касается аудитории, то нельзя не отметить неравномерность ее распределения между столицей и другими регионами страны. За минчанами остается просто подавляющее численное превосходство. Интересуются же белорусские интернетчики, если верить приведенным данным, в основном развлечениями и справочной информацией. Сразу несколько крупных и серьезных докладов были посвящены эффективному интернет-маркетингу и построению успешных интернет-магазинов. Особенно подробным был доклад Алексея Шоркина ("ЕПАМ Системз"), посвященный логистике интернет-магазина. Общий смысл доклада сводился к тому, что сам сайт в предложенной схеме — только одна из частей комплексного механизма, связывающего поставщиков, подразделения торгового предприятия (службы доставки и продаж) с конечными пользователями. Таким образом, для успеха интернет-магазина необходим продуманный подход ко всем частям такого бизнес-процесса. Определенное обсуждение доклада в аудитории было спровоцировано высказанным мнением о том, что такой магазин не обязан быть самым лучшим — достаточно быть лишь слегка повыше среднего уровня. Нашлись люди, не согласные с таким подходом. Кроме того, приводились примеры магазинов, выросших исключительно в онлайне. В общем, тут еще есть хороший простор для творческого поиска.

ИМ = f(x2 (далее неразборчиво))

Кадры, как часто любят говорить, решают если не все, то многое. Один из докладов конференции как раз и был посвящен требованиям к профессии интернет-маркетолога. Для описания совокупности требований к такому специалисту на одном из слайдов презентации даже проскочила формула, часть которой вынесена в подзаголовок. Тема интересная, однако в ней еще много неясного. Прозвучали в основном пожелания к личностным качествам такого работника: инициативность, способность к обучению и работе в команде, активность и тому подобные прелести. Когда дело коснулось требований к собственно содержанию знаний будущего интернет-маркетолога, мнения разделились. Особенно это касалось баланса компьютерных и экономических знаний. С одной стороны, интернет-маркетинг — это в первую очередь все тот же старый добрый маркетинг, только осуществляемый с использованием новых каналов взаимодействия. С другой стороны, без хорошего знания интернет-технологий здесь работать будет ой как трудно, если вообще возможно. Кстати говоря, в этом году некоторые белорусские вузы должны выпустить первых дипломированных специалистов в данной области. Интересно было бы ознакомиться с учебными программами, по которым они обучались. В любом случае, поскольку мы, как-никак, продвигаемся в направлении информационного общества, давно пора привыкнуть к тому, что подход "Одного диплома хватит на всю жизнь" себя практически исчерпал. Для того, чтобы оставаться "на уровне", следует быть готовым к постоянному поиску и получению новых знаний, будь то самостоятельно или в рамках дополнительного последипломного образования.

Рыцари круглого стола

Одним из ключевых мероприятий заключительного дня конференции стал круглый стол, темой которого были белорусские интернет-порталы. Были представители практически от всех крупнейших проектов белорусской Сети. Начали с определения самого понятия "портал". Единой точки зрения не выработали. Диапазон высказанных мнений — от веб-сайта с большим количеством сервисов и ссылок на внешние ресурсы до просто программного комплекса, обеспечивающего сайту определенную функциональность. Приблизительно определившись с объектом рассмотрения, перешли к обсуждению мировых тенденций и белорусских реалий. Довольно быстро определилась расстановка сил, которую условно можно было назвать "tut.by и все остальные". Представители других наших порталов, по крайней мере, на словах, как-то довольно легко признали лидерство tut.by. Достаточно интересным получилось обсуждение темы оптимального количества крупных порталов, которые смогут ужиться в нашем сегменте сети Интернет. Полушутя- полусерьезно сошлись на цифре 5-7 штук. Подсчитав приблизительный объем нашего рынка интернет-рекламы, прикинули и примерное количество людей, которые смогут нормально прокормиться с этого ремесла. Получилось несколько десятков человек, что примерно соответствовало количеству присутствующих в зале участников. Интернет — очень открытая среда, поэтому в борьбе за посетителей нашим местным ресурсам приходится конкурировать не только между собой, но и с зарубежными ресурсами, среди которых, как известно, есть настоящие мастодонты. Перешибить тот же Google технологически или в плане предлагаемых услуг очень трудно. Есть конкуренты и поближе — в ходе обсуждения неоднократно поминался Yandex. Однако у наших разработчиков есть свои козыри — локальный контент, интересный именно белорусским пользователям, а также непаханое поле в области тематических порталов. Так что есть поводы для оптимизма.

Конкурс контента

Контенту — этой палочке-выручалочке интернет-ресурсов — был посвящен отдельный конкурс. Схема его была следующей: все желающие могли выдвинуть свой проект на рассмотрение в одной из номинаций, затем компетентное жюри оценивало представленные сайты, причем абстрагируясь от дизайна — внимание уделялось исключительно контенту. На основании выставленных баллов определялись призеры. Кроме того, отдельные гран-при присуждали спонсоры конкурса. Посмотреть список участников можно на content.tut.by, а полная таблица результатов лежит на news.tut.by/it/66311.html. Заполнение номинаций было не очень равномерным: в одних конкуренция получилась достойной, в других сильных участников не хватило даже на полное заполнение пьедестала почета. Так что внимание творческим личностям: еще есть много незанятых ниш. Дерзайте, и вполне возможно, что вам улыбнется удача. Будем надеяться, что "Дни Интернет в Беларуси" станут регулярным мероприятием.

Алексей Кутовенко, alteridem@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2006 год в рубрике событие

©1997-2024 Компьютерная газета