Осторожно, подделка: Cockos Inc. Reaper 0.933. Хотя…

Не все так просто и очевидно в мире звукового ПО. С одной стороны мы видим откровенное заимствование, а с другой — несовершенство прототипа. Давайте все-таки рассмотрим имеющуюся на данный момент ситуацию с нескольких точек зрения.

"Подделка"


Здесь можно сразу привести две пословицы: "Дареному коню в зубы не смотрят" и "Не все то золото, что блестит". Как они сочетаются между собой? Представьте, что вам показывают скриншоты Steinberg Nuendo, на которых вы видите, что весь интерфейс один к одному с этой программой, но выпускает представленную новинку фирма Х. Называется программа типа Super-дупер-аудио-пуппер, и ставят статус freeware. Естественно, все пользователи ломанутся в ту сторону. Далее перейдем к реальным примерам… Cockos Inc. Reaper, а название является аббревиатурой от Rapid Environment for Audio Prototyping and Efficient Recording ("быстрая среда для создания аудио и эффективной записи"), внешне сразу же напоминает знаменитый и понравившийся многим Sony ACID в его лучших 1-й и 2-й версиях.

Во избежание очень близкой схожести некоторые элементы переставлены местами, в ряде случаев изменена терминология, но общая структура и принцип работы сохранены. Причем оставлена Идеология — то есть работа с loop'ами и только звуковыми файлами (MIDI нет). В отличие от своего прототипа, Reaper 0.9 пока не отличается возможностью растягивания по сетке времени (стретча), питч (повышение/понижение тона) выполнен крайне неаккуратно, но при этом программа позволяет использовать DirectX- и VST- плагины, а также выносить их параметры на автоматизированное управление с помощью огибающих (envelopes). Версии серии 0.9х распространяются бесплатно, но авторы рассчитывают в скором будущем выпустить 1.0 и соответственно сделать эту программу shareware, то есть с платной регистрацией. И ситуация напоминает следующее: посмотрите на картинку — эта программа не хуже ACID, правда, многих функций еще нет, но у нас (разработчиков) будет платная хорошая версия. Правда, уже осуществлена поддержка экспорта в WAV, OGG и MP3 (Lame). И, хотя сразу я просто поразился такой искренней "подделке", но потом подумал: "А почему нет?"

Почему нет?

Лично я участвовал, вернее, настаивал (с положительным результатом), раз пять — не меньше — на покупке лицензионного ACID в разных студиях, где я работал, пока эта программа не превратилась в "громоздкого монстра". При этом, если мы говорим о 1-й и 2-й его версиях, то на них я делал группу Impedance (если кто помнит, музыкальный проект с Дмитрием Лукьянчиком (экс-"Троица"), Юрием Задираном и Александром Соловьевым), которые (программы) были любезно приобретены моим тогдашним продюсером, а делал я все на Pentium 200MMX c 64 Мб RAM. Эти песни до сих пор активно ротируются в масс-медиа многих стран, а сделанные альбомы у меня даже в это время по истечении уже пяти лет постоянно отсутствуют на CD-дисках. Их или разбирают, или просят интернет-магазины прислать для продажи. Потом было много проектов, сделанных именно в ACID 2.0: ремиксы, многочисленные поп-песни, эйсид-джаз-проекты, белорусский современный фолк и world-music. Не хватало в ACID 2.0 только нескольких вещей: поддержки более высоких значений разрядности и частоты дискретизации. Они пришли вскорости, но с кучей новаций и загромождением первоначальной идеи, поскольку было добавлено много новых функций, в результате чего программа ACID стала просто неэффективной в использовании.

И, кстати, в то время они серьезно пересеклись с немецкими музыкантами и программистами, объединившимися в фирму Ableton, которые изначально переработали идею (насколько я понимаю и вижу это на практике) первых ACID и выпустили знаменитую Live. По моему мнению, это был европейский вариант AСID. А после фирма Ableton (она сотрудничала со Steinberg) перенесла эту же самую идею на платформу Apple. В результате получилось что? Я вам на личном примере показал, что первые версии ACID были просто уникальны по сути — это революция. Они встречены на ура по всему миру. Правда, все мои многочисленные знакомые — современные ремиксеры, аранжировщики, звукорежиссеры со всего мира, — которые пользовались этой программой, ждали совершенно другого развития ситуации. Для них, впрочем, как и для меня, ACID 5/6 — это возвращение в "каменный век" компьютерного звука. Просто "аудио/MIDI-секвенсор" — это уже неинтересно. Программа Reaper может качественно исправить эту ситуацию. Они повторили интерфейс первых ACID, но нужно подумать: почему они это сделали? Он был очень моден и перспективен. Эта идея может жить и развиваться дальше. Да, пока разработчики могут называть версию 0.9 очень легкой, но, когда к ней добавится множество возможностей от ACID 1/2, программа станет более громоздкой. И тут все зависит от профессионализма программистов и видения дальнейшего развития программы. Я, например, не против, чтобы она стала shareware, только пусть это позволит выпускать качественные продукты на профессиональном уровне 2006 года.

На сем пока (!) все!

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2006 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета