Звуковое "железо" перестает быть комплектующими

Вместо завершения многочисленных обзоров NAMM Show 2006 Summary я решил вывести некий итог, а именно подчеркнуть очевидную тенденцию. Ранее звуковые платы и так далее мы могли искать в разделе мультимедийных компьютерных комплектующих, но теперь с твердостью можно сказать, что все это переходит в ранг периферийных устройств — таких, как принтеры, сканеры и т.д. Прощай, системный блок! В последнее время появилось множество новых узкоспециализированных USB-устройств.

То есть это отдельные:
. Микрофоны (HHB FlashMic DRM85, Samson C01U, С03U и Q1U).
. Портативные рекордеры (M-Audio MicroTrack 24/96, Edirol R-09).
. Профессиональные АЦП (AQVOX USB 2 A/D, Apogee Mini Me).
. Профессиональные ЦАП (April Music Stello DA 100, AQVOX USB 2 D/A, Apogee Mini DAC).
. Профессиональные ЦАП+усилитель (Rudistor NKK-01 SE).
. АЦП/ЦАП-интерфейсы для гитары (M-Audio JamLab, M-Audio Black Box, IK Multimedia StealthPlug).
. MIDI-устройства (их много).
. Наушники (пользовательские решения и 5.1).
. Акустические системы (в основном только пользовательские бюджетные решения).
. Многоканальные интерфейсы для домашних кинотеатров (Turtle Beach Audio Advantage Roadie, Creative Sound Blaster Extigy).

…каждый (ое, ые) из которых отдельно подключается к USB-порту. Что мы получаем в итоге? Достаточно неплохой вариант студии-2006, в которой как бы и нет главного — звуковой платы или интерфейса. А зачем, собственно? Можно купить качественный профессиональный ЦАП отдельно, АЦП использовать в виде уже готовых USB-устройств, MIDI у нас также работает через USB. Внешних аппаратных эффект-процессоров в 2006-м как бы уже и не нужно — все прекрасно делают программы. Синтезаторы также успешно перекочевали в виртуальное пространство. В общем, полная свобода действий, вернее, выбора комплектации. То есть, с одной стороны, вроде бы как сейчас должен активно развиваться FireWire-стандарт, а с другой — возможности USB до конца не исчерпаны. Этим можно объяснить тот факт, что разработчики профессионального оборудования высочайшего класса обратились к USB-решениям. О них же не забывает и сегмент популярных в бюджетном мире производителей. То есть весьма странным образом опять свет клином сошелся на USB. Смотрим…

Samson C01U

На самом деле это обычный студийный конденсаторный микрофон, базирующийся на модели от этого же производителя — С01. Он имеет достаточно большую диафрагму (19 мм) и только одну диаграмму направленности (кардиоида). C01U подключается к компьютеру или ноутбуку через USB и работает как обычный микрофон. То есть вы можете производить запись в рамках многодорожечных программ и звуковых редакторов. Частотный диапазон составляет 40 Гц — 18 КГц, оцифровка сигнала происходит на уровне 16 бит с возможными частотами дискретизации от 8 до 48 КГц. В Windows XP и Windows 98 данный микрофон может устанавливаться без каких-либо драйверов, в принципе, как обычный звуковой интерфейс, и все настройки вы будете производить из системного звукового микшера. Однако с устройством поставляется специальный пакет ПО, где есть специализированная программная оболочка, а также поддержка стандартов WDM и ASIO. Все вполне удобно и понятно. С ценами ситуация не совсем понятна. Если вы сейчас зайдете на сайт zZounds (www.zzounds.com/item--SAMC01U), то увидите, что первоначальная цена на устройство составляла $234,99, а продается оно с 65% скидкой, то есть за $79,95, что для конденсаторного микрофона, да еще и со встроенным АЦП, просто сказка. На данной модели компания Samson не остановилась, и, помимо C01U, в линейке USB-микрофонов имеются еще один конденсаторный лучшего качества C03U (по цене, судя по релизам, около $400) и динамический Q01U (судя по тем же релизам, около $150).

HHB FlashMic DRM85

Мы уже вкратце коснулись спецификации данной модели, и сразу стоит сказать одно: она недешева и стоит около $1,300. На самом деле это настоящий профессиональный микрофон с кондесаторным капсюлем от Sennheiser, к тому же, и электроникой он напичкан до отказа. Частотный диапазон FlashMic составляет 20 Гц — 20 КГц, оцифровка происходит на уровне 16 бит/48 КГц. В принципе, данная модель больше похожа на портативные рекордеры, поскольку в ней есть такие их неизменные атрибуты как флэш-накопитель на 1 Гб, регулятор уровня записи, автоматический контроль уровня (AGC — Auto Gain Control, вкл/выкл), фильтр ВЧ, возможность подключения наушников (даже предусмотрен специальный регулятор громкости для них), возможность записи не только в wav, но и в lossy-форматы семейства MPEG-2. Устройство питается от двух батареек АА, которых хватает как минимум на 6 часов работы. Максимальное время вмещаемой записи равняется 18 часам. В принципе, для тех, кому не нравится работать с микрофонами от Sennheiser, могу напомнить, что есть такая программа, как Antares Microphone Modeller, позволяющая менять характеристики одного микрофона на характеристики другого в уже записанном материале. Что же касается фирм Samson (www.samsontech.com) и HHB (www.hhb.co.uk), то на их сайтах вы найдете интересную информацию… Дело в том, что в обоих случаях говорится о "Первых В Мире Студийных USB-Микрофонах". Кому на самом деле принадлежит первенство, непонятно.

M-Audio JamLab

Красоту нужно искать в простоте. Цена производителя на USB-интерфейс для гитариста JamLab составляет всего $79. Это простейший блок АЦП/ЦАП, где имеется гитарный (инструментальный) вход, линейный выход и выход на наушники и кабель для подключение к компьютеру по USB. Запись производится на уровне 24 бит/48 КГц, и в комплекте имеется специальное ПО GT Player Express, предназначенное для обучения и репетиций, плюс 160 Мб ритмических фраз (loop'ов). Более навороченный вариант в виде цифровой гитарной примочки со множеством функций и наворотов, а также подключением к USB называется Black Box, цена от производителя на который — $329,95.

Портативные USB-рекордеры

Обращаясь к современности, а именно глядя из 2006 года, можно выделить три ключевые модели портативных USB-рекордеров, и их сравнение мы представим в небольшой таблице.



МодельM-Audio MicroTrack 24/96Edirol R-09Sony PCM-D1
Характеристики записываемого аудиоWav 24/96 (два канала), MP3Wav 24/48 (два канала), MP3 до 320 Кбит/сWav 24/94 (два канала)
Встроенный микрофоннетстереодва электретных конденсаторных микрофона профессионального качества
Входымикрофонный/линейный/цифровой S/PDIF (коаксиал), два предусилителя с фантомным питанием для подключения внешних микрофоновмикрофонный/линейныймикрофонный стерео и линейный стерео
Выходыдва линейных (RCA); выход на наушникивыход на наушники совмещен с линейным выходом и цифровым (оптическим)линейный выход скомбинирован с цифровым (оптическим)
Памятьв комплекте поставки дается СF-накопитель на 64 Мб. Возможно использование микродрайва или CF емкостью до 1 Гбв комплекте поставки дается CD-накопитель объемом 64 Мб; возможен апгрейд этой емкости до 2 Гб. внутренняя флэш-память устройства имеет емкость 4 Гб; дополнительно предусмотрен слот Memory Stick Pro (high-speed)
Автономное питаниедве батарейки ААдве батарейки АА или HR15/51четыре батарейки АА или аккумулятора, есть подзарядное устройство
Дополнительно к перечисленномуаналоговые индикаторы уровня, особо прочный титановый корпус
Цена производителя (цена на www.sweetwater.com)$499,95 ($399,97)$450,00 ($399,97)$1999,95 ($1849,97)


Профессиональные ЦАП'ы и АЦП

На самом деле именно для USB стандарта отдельных модулей АЦП и ЦАП высокого качества достаточно мало, впрочем, их мало и для других стандартов. Мы больше привыкли к тому, что они всегда совмещены в одном устройстве — звуковом интерфейсе.

Но, вместе с тем, стоит отметить, что профессиональный USB ЦАП есть у немецкой компании AQVOX, и называется он USB 2 D/A, а стоит 749 евро. В нем используются два высококачественных монопреобразователя Burr Brown PCM1796, которые работают на уровне 24/192. Помимо USB-входов, имеются цифровые AES/EBU и Toslink. Также нельзя не обойти стороной Apogee Mini DAC, в котором плата для подключения к USB ставится опционально, и весь такой комплект производитель продает за $1195. Я думаю, что компанию Apogee представлять особо не нужно, поскольку оборудованием ее производства оснащены лучшие студии мира, но именно в данном случае эта компания решила сделать компактную Mini-серию. Естественно, этот ЦАП работает только на два канала, характеристики 24/96. У этих же компаний есть и профессиональные АЦП, выпущенные в отдельных модулях, подключаемых через USB. Они совмещены с микрофонными предусилителями (оно и понятно, ведь речь идет о качественной записи).

AQVOX должна выпустить такое устройство в продажу апреле 2006 г., то есть буквально на днях. Называется оно Mic 2 A/D и базируется на двух преобразователях Burr Brown PCM1804. Характеристики преобразования 24/192. А у Apogee такое уже есть, и, кстати, успело к этому времени получить несколько наград, в том числе и TEC Awards. Технические характеристики Mini Me — 24/96, есть встроенный компрессор/лимитер, также при переходе на другие значения разрядности используется знаменитая технология UV22 HR. На сайте Apogee указана цена $1.495. Из Mini DAC и Mini Me можно собрать полноценную студию профессионального качества. Также из самых последних новинок можно выделить USB-ЦАП April Music Stello DA100 ($700), которые работает на уровне 24/96 (стерео), имеет очень продуманную схемотехнику, и по праву может быть причислен к профессионалам.

Домашний кинотеатр и Turtle Beach

Вообще, американскую компанию Voyetra Turtle Beach бросает из огня да в полымя. То они занимались профессиональным железом и ПО, то вдруг решили конкурировать на рынке дешевых аудиоплат, то занялись выпуском детских программ серии eJay, то обучающих систем типа Teach Me Piano. Потом неожиданно появилась новость об AudioTron — домашней мультимедийной системе, работающей с медиафайлами. И так далее… Но в последнее время стала наблюдаться некоторая стабильность в их поведении. Они акцентировали свое внимание на бюджетных пользовательских решениях. Например, не так давно они выпустили небольшую серию обычных дешевых аудиоплат (PCI), а теперь вот решились на обеспечение для домашнего кинотеатра и любителей видеоигр с современным звуком.

Audio Advantage Roadie — это небольшой USB-интерфейс с дистанционным ИК-управлением, качественно поддерживающий многоканальные стандарты 5.1 и 7.1 (Dolby и DTS). Почему нужно обратить внимание именно на Roadie, а не на что-нибудь другое? Да потому, что в ней собрано все, что нужно для прослушивания многоканалки. Например, есть специализированный выход на 5.1 наушники и т.д. Да и дистанционное управление в этих делах очень удобно. Лишнего тоже ничего нет.

Подытожим

Все получается предельно органично. Захотел поработать с профессиональным звуком — подключил необходимые ЦАП и АЦП. Захотел поиграть в игру или посмотреть DVD со звуком 5.1 — отключил ЦАП и включил Turtle Beach Roadie. Красиво! Конечно, многие отметят, что профессиональный звук дороговат, но мы то говорим в данном случае о самом что ни на есть hi-end'е. Причем весьма портативном hi-end'е. Как будет развиваться ситуация дальше посмотрим… Но вот, например, в домашней или проектной студии можно иметь хороший ЦАП и микрофон или гитару с USB-интерфейсом. Для продуктивной работы этого более чем достаточно.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2006 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета