Новые платформы Intel: дома и где угодно
Часть 2: Intel Viiv
Продолжение. Начало в КГ №4 (547)
В наши дни сумасшедшим количеством информации, представленной в цифровом виде, никого не удивишь — информационная эра берет свое. Естественно, что и многие развлечения обретают новый смысл "в цифре": игры, фильмы, музыка... А что уж говорить о специализированных интернет-сервисах (тот же Skype), которые были бы невозможны без ПК и солидных вычислительных мощностей?! Компьютеры проникают в наш быт все глубже, но при этом увеличивается число людей, которые хотели бы просто получать удовольствие от всего многообразия развлекательных возможностей, не усложняя себе жизнь знакомством с Windows и огромным диапазоном различного ПО (которое далеко не всегда обладает простым и доступным интерфейсом). Своей новейшей платформой Viiv ("вайв") Intel планирует переосмыслить концепцию "цифрового дома" и покорить всех его жителей — даже не знакомых с ПК.
Над расшифровкой названия брэнда "вайв", зарегистрированного Intel год назад, IT-братия долго ломала голову. Высказывались предположения, что он станет олицетворением будущего процессора компании: мол, римские цифры V символизирует "поколение" (как продолжение Pentium III, Pentium IV…), а II между ними намекает на количество ядер (два). Или, например, ходили упорные слухи о том, что VIIV — это цифры VI и IV — 6 и 4, означающие, конечно же, 64-битность нового процессора. Лишь в конце лета на первой осенней сессии Форума Intel для разработчиков (IDF) в Сан-Франциско компания раскрыла предназначение торговой марки — оказалось, что "официального" смысла в слово Viiv Intel не вкладывает, а тот факт, что в официальных документах не все его буквы — прописные, отметает и версии о "скрытом смысле", зашифрованном римскими цифрами. Viiv — "домашняя" платформа Intel, призванная изменить восприятие ПК и всей цифровой электроники дома. Viiv — не только домашний ПК, но и "новая норма жизни", как несколько пафосно характеризует новые платформы (Centrino Duo и Viiv) сама компания. То есть новый взгляд на доступ к цифровому развлекательному контенту1, на взаимодействие бытовой электроники в цифровом доме, на управление ПК и многое другое. Официальная презентация состоялась в первых числах января, когда на Лас-Вегасской Выставке бытовой электроники (Consumer Electronics Show) возможности и перспективы Viiv раскрыл президент и исполнительный директор Intel Пол Отеллини. 24 января в Москве компания провела масштабную театрализованную презентацию новых платформ. О "мобильной", Centrino Duo, мы говорили в первой части материала (см. предыдущий выпуск КГ), теперь пришло время рассмотреть вторую, "домашнюю". "Вайв".
1 Слово "контент" — калька с английского "content" (содержимое, наполнение). Оно еще не всеми прозрачно воспринимается, но, тем не менее, является исключительно емкой и краткой заменой громоздких русскоязычных аналогов вроде "информационное [мультимедийное] содержимое". Контент — информационно значимая, содержательная часть любого документа в любой форме. Контентом может быть видео, текст, звук, программы… Все, что угодно.
Intel Viiv: ну cовсем домашний! (взгляд оптимиста)
Действительно, мир вокруг меняется. Технологии окутывают его, делая жизнь современного человека комфортнее. Они становятся все более сложными в создании и при этом значительно более удобными в пользовании. Они прозрачны, ибо быстро вписываются в нашу собственную картину мира и "не замечаются" впоследствии. Они становятся опорой нашей работы, наших развлечений, нашего здоровья и досуга. Они меняют нашу "норму жизни", изменяют ее ритм и трансформируют представления об удобстве и легкости пользования. Мы уже отвыкли от громоздких VHS-кассет с содержимым сомнительного качества — сжатое видео поменяло наши представления о том, каким может быть кино. Теперь не обязательно идти куда-то, где едят, пьют и глупо смеются. Достаточно лишь компьютера и телевизора (проектора) c качественной звуковой системой, чтобы получить дома впечатления не хуже, чем от посещения "традиционного" кинотеатра. Добавьте немного воображения и упорства для того, чтобы создать собственные качественные фильмы или обработать снятые видеофрагменты. По большому счету, без участия компьютеров сейчас не появляется на экранах ни один фильм, а щеголяющие зубодробительными спецэффектами блокбастеры без мощных ПК (в том числе на процессорах Intel) просто никогда не появились бы на свет. Переход к двухъядерным процессорам и многопоточным вычислениям позволит пользователям в полной мере ощутить их преимущества: многие мультимедийные программы, в особенности — сжимающие видео, оптимизированы для работы с двумя процессорными ядрами и демонстрируют в таких системах солидный прирост производительности. Разумеется, современная домашняя компьютерная система должна уверенно работать с любым видео включая видео высокой четкости. Что уж говорить о музыке? В прошлом году во всем мире было скачано около 420 млн композиций, а рынок цифровой музыки (включая мобильные мелодии) составил примерно 6% от объема всех музыкальных продаж. И это — лишь официальные данные по скачанным легально трекам от IFPI — Международной федерации индустрии звукозаписи — анализ активности пиринговых сетей и других сопоставимых источников наверняка продемонстрировал бы куда как более впечатляющие цифры. Так или иначе, к музыке "в цифре", сжатой и несжатой, мы давно уже привыкли. Настолько привыкли, что традиционные CD-плейеры сейчас довольно резко теряют рынок, уступая место CD-MP3-моделям, а их, в свою очередь, теснят компактные устройства на флэш-памяти и миниатюрных жестких дисках… Не только прослушивание музыки, но и ее создание в последнее время полностью завязано на ПК. А мощные и относительно недорогие аудиосистемы вкупе с качественными встроенными либо внешними звуковыми картами ПК позволят в деталях расслышать все то, что хотел донести до нас своим произведением композитор/исполнитель. Роль музыки в домашнем ПК трудно переоценить — он может выступать как в роли творца, так и в роли дирижера со всем оркестром одновременно… Аналогичным образом дело обстоит и с фотографией: пришедшая на смену привычной пленке вездесущая "цифра" методично монополизирует рынок фотоаппаратов. Мы же получаем несравненное удобство, гибкость как в управлении, так и в хранении, распространении и печати полученных старым новым методом изображений. Моментами жизни теперь просто делиться на расстоянии, и даже океан не преграда для друзей, желающих ознакомиться с пополнением вашего цифрового фотоальбома. Само собой, без продвинутых средств работы с изображениями современный домашний компьютер не обойдется. Только наивный консерватор назовет современные видеоигры (в частности, компьютерные) глупой тратой времени, уделом детей и подростков. К отстрелу монстров на дивных планетах, строительству собственных цивилизаций, городов и семей, участию в крупнейших гоночных соревнованиях или даже обычному футбольному матчу с одинаковой охотой приобщаются и те, кому за 30, и те, кому за 20, и те, кому за 10… Современные центральные-универсальные, графические и звуковые процессоры позволяют сделать картинку и звук куда более реалистичными, действительно живыми. Второе процессорное ядро будет вскоре активно использоваться большинством крупных игровых проектов — вероятно, оно займется обсчетом физической модели либо другими специфическими задачами, на которые прежде в однопроцессорных системах уделялась лишь небольшая часть процессорного времени.
Продемонстрированные Intel в рамках презентации модели использования ПК дома выглядят действительно заманчиво. И самое интересное в том, что они — работают. Не завтра и не послезавтра вы сможете, не вставая с дивана, "поставить на паузу" прямую ТВ-трансляцию и сделать, например, видеозвонок другу на другом конце Земли — эти технологии работают уже сейчас! И немалую роль в становлении и развитии нового класса домашних ПК играет Intel. Viiv призван вдохнуть жизнь в сотни тысяч скучных серых ящиков: компьютер теперь будет выглядеть куда как более презентабельно (впрочем, Intel не ставит жестких требований к дизайну ПК на базе Viiv) и станет похож на более традиционную бытовую технику, как-то: видеомагнитофон или DVD-проигрыватель. Так же, как и, скажем, телевизор, вы сможете перевести ПК на Viiv в stand-by-режим с пониженным энергопотреблением, а при необходимости — моментально его разбудить. Microsoft Windows XP Media Center Edition позволит практически полноценно контролировать ПК с помощью пульта дистанционного управления — сотрудники Intel даже провели соответствующую демонстрацию: домашняя Viiv-система действительно "моментально" ожила (2-3 секунды), а затем при помощи одного лишь пульта участники демонстрации смогли даже прочесть новости в Сети — о простом и удобном доступе к видео-, аудио- и фотоколлекциям даже упоминать не стоит — все и так ясно… Интересно, что теперь один мощный компьютер может полноценно работать за двоих: технология виртуализации позволит запускать несколько ОС на одной машине и чрезвычайно гибко распределять ресурсы (смотрите любимую ТВ-программу, пока дети играют в игры) без особых потерь в производительности на двухъядерном ПК или пользуйтесь ресурсоемкими "однопроцессорными" приложениями в фоновом режиме — благодаря "настоящему" второму ядру теперь запущенный антивирус не снизит скорость до уровня черепашьей. Viiv в значительной мере поменяет и представления пользователей о домашних сетях: нет паутинам из кабелей и сложным инструкциям по настройке! Совместимое с Viiv сетевое оборудование (надо полагать, в основном, беспроводное) будет устанавливаться и настраиваться буквально в несколько движений и кликов мыши: вуаля, и у нас есть домашняя сеть! Бац! и мы уже в Интернете… Принесли домой ноутбук с поддержкой Wi-Fi (или, что уже практически стало синонимом, "Centrino-ноутбук"), и он уже в сети. Более того, скоро мы сможем подключить к домашней сети практически любое бытовое устройство и воспроизвести на нем любой подходящий контент: возникло желание послушать Deep Purple на Hi- Fi-стереосистеме в гостиной? Нет ничего проще: два щелчка мыши, и переведенный в специальный "универсальный" формат звук уже поступает на усилитель с динамиками… Традиционные носители VHS и CD/DVD постепенно отживают свое: будущее, безусловно, за новыми оптическими дисками (HD- DVD/Blu-ray Disc) а также более емкими и надежными винчестерами. Именно на них будет складироваться доставляемый по Сети разноплановый контент. Стремительное распространение цифровых его видов (сжатой музыки, видео, книг) вкупе со значительным увеличением числа широкополосных подключений (от 100 млн в 2004 году до 200 млн к 2009, по данным DELL'ORO Group) к Интернету позволяет организовать куда более простую с точки зрения пользователя торговлю и манипулирование контентом. Несравненно проще выбрать интересные фильмы (или игры, или музыку) сидя дома в уютном кресле за монитором и получить их практически моментально по сети, нежели заказывать "твердые копии" в интернет-магазинах и тем более ехать за ними самостоятельно. Дело идет к тому, что диски с фильмами и музыкой будут покупаться лишь в знак "особого расположения" к произведению/авторам (чтобы поставить на полку и потом смахивать пыль) — все новинки для предварительного ознакомления будут, несомненно, выкачиваться из Сети — легально или нелегально.
Intel видит те широчайшие перспективы, что разворачиваются перед цифровыми формами контента. Именно поэтому компания активно взаимодействует с крупнейшими его провайдерами для того, чтобы лучший контент самых разных типов был легко и быстро доступен всем обладателям Viiv-систем. К примеру, AOL запустит для этой цели сервисы AOL Music On Demand, AOL Radio со спутниковым радио XM, а также AOL Pictures, AOL Video. ClickStar откроет доступ (небесплатный, естественно) к своему первому фильму "10 Items or Less" в Сети буквально через несколько недель после премьеры. Сервис ESPN.com Motion даст возможность пользователям смотреть по сети спортивные новости в формате HDTV. Grupo Televisa — короли испаноязычных мыльных опер — предоставят пользователям ПК большой набор сериалов, новостей, музыки и спортивных передач на любой вкус. MTV Networks планирует "оптимизировать" (правда, непонятно, каким именно образом) ряд каналов для Intel Viiv — например, MotherLoad (сеть Comedy Central) и Overdrive (сеть MTV). NBC Universal даст пользователям ПК с технологией Intel Viiv возможность просмотра избранных фрагментов всех 17 дней наступающей зимней олимпиады в высоком разрешении. Желаете поиграть? Тогда воспользуйтесь сервисом GameTap от Turner Broadcasting, который даст вам полноценный широкополосный доступ к огромному количеству различных игр и фильмов. Уже сейчас для обладателей платформ Intel Viiv доступен контент более чем 50 провайдеров всех профилей и направлений, а в скором времени их число заметно возрастет. Да и самих Viiv-систем в мире на данный момент насчитывается более сотни, причем эта цифра в ближайшем будущем должна значительно увеличиться. В рамках выставки продуктов на московской презентации платформ демонстрировались развлекательные центры Аcer Aspire E650 (в строгом "компьютерном" стиле) и R-Style-Proxima MC- e II (похожая на потолстевший видеомагнитофон система солидного вида) — при этом оба комплектовались широкоформатными мониторами. Слишком уж хорошо и красиво? Но ведь все это — правда! ПК действительно вскоре сможет окончательно и бесповоротно заменить в наших домах и телевизор, и радио, и музыкальный центр. Либо стать центром цифрового дома, уверенно управляя остальной бытовой техникой. Для кого-то это до сих пор сказка, для кого-то благодаря Intel Viiv — "новая норма жизни".
Intel Viiv: снимаем розовые очки (взгляд скептика)
Все написанное в предыдущем разделе, как говорят по-английски, "too good to be true" — "слишком уж здорово, чтобы быть правдой". Но, тем не менее, сказанное выше действительно достоверно. Возможно, формулировки порой несколько пафосные и радужные, но так оно все и есть: Intel действительно активно раскручивает Viiv, Digital Living Network Alliance работает над спецификациями "умных" бытовых устройств, которые бы легко уживались со всеми обитателями домашней сети, цифровой контент действительно отодвигает на задний план контент на традиционных носителях и, не без усилий Intel, доставляется пользователям Viiv быстро и просто. ПК на базе Windows XP Media Center Edition 2005 действительно запросто управляется пультом дистанционного управления и вписывается в интерьер наравне с бытовой техникой. Viiv-система действительно быстро восстанавливается из "дежурного" режима. Двухъядерные процессоры действительно находят свое применение дома. Но… но слишком много "но". Достаточно оговорок, которые сложно не сделать, и эти моменты делают новый Viiv не столь привлекательным, как казалось еще совсем недавно. Первым делом необходимо отметить, что Viiv — это не платформа для стран СНГ. По крайней мере, на данном этапе. Viiv, по большому счету, нацелен на Америку и Европу — это совершенно логичное и стратегически верное решение. Возможно, на постсоветском пространстве отдельными Viiv-системами и побалуются в крупных городах люди с хорошим достатком, но массовой эта технология в ближайшее время уж точно не станет. Даже не потому, что мощный и качественный Viiv-"медиацентр" будет стоить полторы-две тысячи условных. Дело в том, что, во-первых, на горло красивой песне Viiv наступит откровенно слаборазвитая местная сетевая инфраструктура: по-настоящему широкополосный Интернет с разумными ценниками в СНГ доступен немногим — да, в странах Балтии с этим попроще, но как же быть всем остальным потенциальным пользователям Viiv, лишающимся (из-за дороговизны трафика и узости каналов) одной из наиболее "вкусных" фишек платформы — высококачественного контента по требованию? Во-вторых, традиционно сильны отечественное "кулибианство" и нежелание платить за интеллектуальную собственность: ножовкой выпилят оригинальный корпус, "из палки и веревки" сделают собственную систему охлаждения, но вряд ли заинтересуются дорогим "бытовым компьютером", к тому же, реализовывающим идеи платного контента. У нас ведь любой ребенок знает, что Windows стоит три доллара, а "песенки" можно и нужно качать исключительно "нахаляву". Отчего же тогда платить далеким буржуинам (кстати, вопрос приемлемых способов оплаты — отдельное больное место для наших широт), когда совершенно бесплатно все можно вытянуть из бескрайней "домашней" сети масштабов микрорайона (где действительно кто угодно "ногу сломит") или Р2Р (отстояв небольшую живую очередь в 300-500 человек) — зачастую в препаршивом качестве. Каждый выбирает то, что ему ближе и доступнее, но в массе своей достаточно технически образованные жители небогатых постсоветских стран соберут свой "Viiv" из подручных компонентов за гораздо меньшую сумму и будут вполне довольны таким "домашним медиацентром".
Вторая проблема Viiv более глобальна: недостаточно четко (несмотря на кажущуюся определенность) оформлены модели применения. Нет единой идеи, нет мощного стимула, которой бы убедил всех, что "да, Viiv — это круто! Хочу себе такое, и поскорее". Пусть даже Intel утверждает, что при разработке концепции домашней платформы компания ориентировалась на Centrino, результаты проглядываются слабо. В случае с Сentrino Mobile Technology, повторюсь, продавалась даже не платформа, а модель, идея (надо сказать, крайне привлекательная идея!) "освобождения от проводов". Что мы имеем в случае с Viiv? Идея "цифрового дома" интересна, но далеко не нова. Трудно найти действительно весомые аргументы для перехода на покупки ПК на Viiv. Windows XP Media Center Edition 2005 можно приобрести совершенно спокойно прямо сейчас — и пульт к ней прилагается (пульт прилагается и к любому ТВ-тюнеру). Настроив должным образом немолодую уже технологию Suspend-to-Ram, реализованную практически всюду, вы тоже научите свой ПК "просыпаться" очень быстро. Нестандартных корпусов "под бытовую технику" продается достаточно, да и модели на их базе ("barebone-PC") имеются в продаже. Причем не первый год имеются... Музыкой, видео, фотографией и видео "в цифре" прогрессивное человечество наслаждается уже давно. Viiv не сможет превратить 192 Кбит MP3'шку в 320-килобитную, не покажет он и пожатый в MP4 фильм с HDTV-качеством. А высококачественный контент одинаково хорошо воспроизведет любая современная платформа; двухъядерный процессор, современный чипсет, сетевая карта и набор ПО от Intel (составляющие Viiv) на этот процесс если и окажут влияние, то незначительное. Прямая доставка контента — несомненно, здорово. Но многие соответствующие службы, в том числе и вышеупомянутые, успешно работали и до анонса Viiv. А некоторые отлично работали даже задолго до него. Более того, они продолжат так работать и после запуска платформы — об эксклюзивных возможностях, доступных только обладателям ПК на Viiv, пока не слышно. Все больше об "оптимизациях" и тому подобном. Конечно, Intel наверняка сделает заметные шаги в этом направлении, но… но пока говорить об этом преждевременно. Третья проблема — недостаточно четкие спецификации платформы (см. таблицу). Целых три процессора (Pentium D, Pentium EE и Core Duo), три чипсета (945/955/975), два сетевых адаптера (Intel PRO/1000 PM либо Intel PRO/100 VE/VM), отсутствие жестких требований по дизайну — складывается впечатление некой аморфности. По сути, можно представить максимально простой компьютер в стандартном корпусе и все равно получить гордую наклейку "Viiv" на корпус... Попытки скрещивания ПК с бытовой электроникой занимали умы и сердца многих, но отнюдь не многие достигали в этом успеха. ПК сильно греется (даже принимая во внимание более низкий TDP новых процессоров, "горячих точек" среди компонентов в корпусе все равно остается порядочно) и ощутимо шумит — в отличие от, например, видеомагнитофона или игровой консоли. А попытки ограничить его функциональность и/или упростить интерфейс удавались далеко не всегда. Отмечу также, что альянс компаний по разработке "цифровой домашней сети" (Digital Living Network Alliance) еще не представил финальной версии спецификаций, по которым будут взаимодействовать устройства в "умной" домашней сети. Стало быть, возможности полноценного взаимодействия с бытовой техникой пока лишь задекларированы, но не реализованы — Intel планирует выпустить специализированное ПО для данных целей позднее в этом году.
Таблица 1: Технические характеристики компонентов домашней развлекательной платформы Intel Viiv
Возможно, я чересчур сгустил краски: слабые места в концепции и реализации платформы, действительно, имеются. Но, по сути, кому какое до них дело? Presler и Core Duo однозначно являются весьма перспективными в плане производительности процессорами с великолепным разгонным потенциалом. Они, безусловно, найдут свое заслуженно достойное место на рынке. Возможно, они будут пользоваться огромной популярностью именно в домашних компьютерах (даже без Viiv), возможно, нет. А у Viiv еще будет время доказать свою перспективность (или бесперспективность) — цыплят считают по осени, вот и мы не будем торопиться с выводами.
Intel Viiv: "сухой остаток"
Компания Intel представила весьма интересное решение для цифрового дома: гибкая и мощная платформа Intel Viiv делает акцент на удобство работы в домашней сети, простоту и легкость управления, наличие большого количества разнообразного контента, доставляемого по требованию многими контент- провайдерами различных стран. Тем не менее, будущее Viiv пока не кажется счастливым и безоблачным: умных сетей бытовой техники пока еще не существует, широкополосный доступ имеется далеко не у всех, да и, опять-таки, не все захотят/смогут принять компьютер в качестве бытового прибора. Однако инициатива Intel по пропаганде "новой нормы жизни", улучшению доступности цифрового контента и претворению в жизнь концепции умного дома, без всяких сомнений, полезна и своевременна.
Николай "Nickky" Щетько, me@nickky.com
Минск-Москва-Минск
Продолжение. Начало в КГ №4 (547)
В наши дни сумасшедшим количеством информации, представленной в цифровом виде, никого не удивишь — информационная эра берет свое. Естественно, что и многие развлечения обретают новый смысл "в цифре": игры, фильмы, музыка... А что уж говорить о специализированных интернет-сервисах (тот же Skype), которые были бы невозможны без ПК и солидных вычислительных мощностей?! Компьютеры проникают в наш быт все глубже, но при этом увеличивается число людей, которые хотели бы просто получать удовольствие от всего многообразия развлекательных возможностей, не усложняя себе жизнь знакомством с Windows и огромным диапазоном различного ПО (которое далеко не всегда обладает простым и доступным интерфейсом). Своей новейшей платформой Viiv ("вайв") Intel планирует переосмыслить концепцию "цифрового дома" и покорить всех его жителей — даже не знакомых с ПК.
Над расшифровкой названия брэнда "вайв", зарегистрированного Intel год назад, IT-братия долго ломала голову. Высказывались предположения, что он станет олицетворением будущего процессора компании: мол, римские цифры V символизирует "поколение" (как продолжение Pentium III, Pentium IV…), а II между ними намекает на количество ядер (два). Или, например, ходили упорные слухи о том, что VIIV — это цифры VI и IV — 6 и 4, означающие, конечно же, 64-битность нового процессора. Лишь в конце лета на первой осенней сессии Форума Intel для разработчиков (IDF) в Сан-Франциско компания раскрыла предназначение торговой марки — оказалось, что "официального" смысла в слово Viiv Intel не вкладывает, а тот факт, что в официальных документах не все его буквы — прописные, отметает и версии о "скрытом смысле", зашифрованном римскими цифрами. Viiv — "домашняя" платформа Intel, призванная изменить восприятие ПК и всей цифровой электроники дома. Viiv — не только домашний ПК, но и "новая норма жизни", как несколько пафосно характеризует новые платформы (Centrino Duo и Viiv) сама компания. То есть новый взгляд на доступ к цифровому развлекательному контенту1, на взаимодействие бытовой электроники в цифровом доме, на управление ПК и многое другое. Официальная презентация состоялась в первых числах января, когда на Лас-Вегасской Выставке бытовой электроники (Consumer Electronics Show) возможности и перспективы Viiv раскрыл президент и исполнительный директор Intel Пол Отеллини. 24 января в Москве компания провела масштабную театрализованную презентацию новых платформ. О "мобильной", Centrino Duo, мы говорили в первой части материала (см. предыдущий выпуск КГ), теперь пришло время рассмотреть вторую, "домашнюю". "Вайв".
1 Слово "контент" — калька с английского "content" (содержимое, наполнение). Оно еще не всеми прозрачно воспринимается, но, тем не менее, является исключительно емкой и краткой заменой громоздких русскоязычных аналогов вроде "информационное [мультимедийное] содержимое". Контент — информационно значимая, содержательная часть любого документа в любой форме. Контентом может быть видео, текст, звук, программы… Все, что угодно.
Intel Viiv: ну cовсем домашний! (взгляд оптимиста)
Действительно, мир вокруг меняется. Технологии окутывают его, делая жизнь современного человека комфортнее. Они становятся все более сложными в создании и при этом значительно более удобными в пользовании. Они прозрачны, ибо быстро вписываются в нашу собственную картину мира и "не замечаются" впоследствии. Они становятся опорой нашей работы, наших развлечений, нашего здоровья и досуга. Они меняют нашу "норму жизни", изменяют ее ритм и трансформируют представления об удобстве и легкости пользования. Мы уже отвыкли от громоздких VHS-кассет с содержимым сомнительного качества — сжатое видео поменяло наши представления о том, каким может быть кино. Теперь не обязательно идти куда-то, где едят, пьют и глупо смеются. Достаточно лишь компьютера и телевизора (проектора) c качественной звуковой системой, чтобы получить дома впечатления не хуже, чем от посещения "традиционного" кинотеатра. Добавьте немного воображения и упорства для того, чтобы создать собственные качественные фильмы или обработать снятые видеофрагменты. По большому счету, без участия компьютеров сейчас не появляется на экранах ни один фильм, а щеголяющие зубодробительными спецэффектами блокбастеры без мощных ПК (в том числе на процессорах Intel) просто никогда не появились бы на свет. Переход к двухъядерным процессорам и многопоточным вычислениям позволит пользователям в полной мере ощутить их преимущества: многие мультимедийные программы, в особенности — сжимающие видео, оптимизированы для работы с двумя процессорными ядрами и демонстрируют в таких системах солидный прирост производительности. Разумеется, современная домашняя компьютерная система должна уверенно работать с любым видео включая видео высокой четкости. Что уж говорить о музыке? В прошлом году во всем мире было скачано около 420 млн композиций, а рынок цифровой музыки (включая мобильные мелодии) составил примерно 6% от объема всех музыкальных продаж. И это — лишь официальные данные по скачанным легально трекам от IFPI — Международной федерации индустрии звукозаписи — анализ активности пиринговых сетей и других сопоставимых источников наверняка продемонстрировал бы куда как более впечатляющие цифры. Так или иначе, к музыке "в цифре", сжатой и несжатой, мы давно уже привыкли. Настолько привыкли, что традиционные CD-плейеры сейчас довольно резко теряют рынок, уступая место CD-MP3-моделям, а их, в свою очередь, теснят компактные устройства на флэш-памяти и миниатюрных жестких дисках… Не только прослушивание музыки, но и ее создание в последнее время полностью завязано на ПК. А мощные и относительно недорогие аудиосистемы вкупе с качественными встроенными либо внешними звуковыми картами ПК позволят в деталях расслышать все то, что хотел донести до нас своим произведением композитор/исполнитель. Роль музыки в домашнем ПК трудно переоценить — он может выступать как в роли творца, так и в роли дирижера со всем оркестром одновременно… Аналогичным образом дело обстоит и с фотографией: пришедшая на смену привычной пленке вездесущая "цифра" методично монополизирует рынок фотоаппаратов. Мы же получаем несравненное удобство, гибкость как в управлении, так и в хранении, распространении и печати полученных старым новым методом изображений. Моментами жизни теперь просто делиться на расстоянии, и даже океан не преграда для друзей, желающих ознакомиться с пополнением вашего цифрового фотоальбома. Само собой, без продвинутых средств работы с изображениями современный домашний компьютер не обойдется. Только наивный консерватор назовет современные видеоигры (в частности, компьютерные) глупой тратой времени, уделом детей и подростков. К отстрелу монстров на дивных планетах, строительству собственных цивилизаций, городов и семей, участию в крупнейших гоночных соревнованиях или даже обычному футбольному матчу с одинаковой охотой приобщаются и те, кому за 30, и те, кому за 20, и те, кому за 10… Современные центральные-универсальные, графические и звуковые процессоры позволяют сделать картинку и звук куда более реалистичными, действительно живыми. Второе процессорное ядро будет вскоре активно использоваться большинством крупных игровых проектов — вероятно, оно займется обсчетом физической модели либо другими специфическими задачами, на которые прежде в однопроцессорных системах уделялась лишь небольшая часть процессорного времени.
Продемонстрированные Intel в рамках презентации модели использования ПК дома выглядят действительно заманчиво. И самое интересное в том, что они — работают. Не завтра и не послезавтра вы сможете, не вставая с дивана, "поставить на паузу" прямую ТВ-трансляцию и сделать, например, видеозвонок другу на другом конце Земли — эти технологии работают уже сейчас! И немалую роль в становлении и развитии нового класса домашних ПК играет Intel. Viiv призван вдохнуть жизнь в сотни тысяч скучных серых ящиков: компьютер теперь будет выглядеть куда как более презентабельно (впрочем, Intel не ставит жестких требований к дизайну ПК на базе Viiv) и станет похож на более традиционную бытовую технику, как-то: видеомагнитофон или DVD-проигрыватель. Так же, как и, скажем, телевизор, вы сможете перевести ПК на Viiv в stand-by-режим с пониженным энергопотреблением, а при необходимости — моментально его разбудить. Microsoft Windows XP Media Center Edition позволит практически полноценно контролировать ПК с помощью пульта дистанционного управления — сотрудники Intel даже провели соответствующую демонстрацию: домашняя Viiv-система действительно "моментально" ожила (2-3 секунды), а затем при помощи одного лишь пульта участники демонстрации смогли даже прочесть новости в Сети — о простом и удобном доступе к видео-, аудио- и фотоколлекциям даже упоминать не стоит — все и так ясно… Интересно, что теперь один мощный компьютер может полноценно работать за двоих: технология виртуализации позволит запускать несколько ОС на одной машине и чрезвычайно гибко распределять ресурсы (смотрите любимую ТВ-программу, пока дети играют в игры) без особых потерь в производительности на двухъядерном ПК или пользуйтесь ресурсоемкими "однопроцессорными" приложениями в фоновом режиме — благодаря "настоящему" второму ядру теперь запущенный антивирус не снизит скорость до уровня черепашьей. Viiv в значительной мере поменяет и представления пользователей о домашних сетях: нет паутинам из кабелей и сложным инструкциям по настройке! Совместимое с Viiv сетевое оборудование (надо полагать, в основном, беспроводное) будет устанавливаться и настраиваться буквально в несколько движений и кликов мыши: вуаля, и у нас есть домашняя сеть! Бац! и мы уже в Интернете… Принесли домой ноутбук с поддержкой Wi-Fi (или, что уже практически стало синонимом, "Centrino-ноутбук"), и он уже в сети. Более того, скоро мы сможем подключить к домашней сети практически любое бытовое устройство и воспроизвести на нем любой подходящий контент: возникло желание послушать Deep Purple на Hi- Fi-стереосистеме в гостиной? Нет ничего проще: два щелчка мыши, и переведенный в специальный "универсальный" формат звук уже поступает на усилитель с динамиками… Традиционные носители VHS и CD/DVD постепенно отживают свое: будущее, безусловно, за новыми оптическими дисками (HD- DVD/Blu-ray Disc) а также более емкими и надежными винчестерами. Именно на них будет складироваться доставляемый по Сети разноплановый контент. Стремительное распространение цифровых его видов (сжатой музыки, видео, книг) вкупе со значительным увеличением числа широкополосных подключений (от 100 млн в 2004 году до 200 млн к 2009, по данным DELL'ORO Group) к Интернету позволяет организовать куда более простую с точки зрения пользователя торговлю и манипулирование контентом. Несравненно проще выбрать интересные фильмы (или игры, или музыку) сидя дома в уютном кресле за монитором и получить их практически моментально по сети, нежели заказывать "твердые копии" в интернет-магазинах и тем более ехать за ними самостоятельно. Дело идет к тому, что диски с фильмами и музыкой будут покупаться лишь в знак "особого расположения" к произведению/авторам (чтобы поставить на полку и потом смахивать пыль) — все новинки для предварительного ознакомления будут, несомненно, выкачиваться из Сети — легально или нелегально.
Intel видит те широчайшие перспективы, что разворачиваются перед цифровыми формами контента. Именно поэтому компания активно взаимодействует с крупнейшими его провайдерами для того, чтобы лучший контент самых разных типов был легко и быстро доступен всем обладателям Viiv-систем. К примеру, AOL запустит для этой цели сервисы AOL Music On Demand, AOL Radio со спутниковым радио XM, а также AOL Pictures, AOL Video. ClickStar откроет доступ (небесплатный, естественно) к своему первому фильму "10 Items or Less" в Сети буквально через несколько недель после премьеры. Сервис ESPN.com Motion даст возможность пользователям смотреть по сети спортивные новости в формате HDTV. Grupo Televisa — короли испаноязычных мыльных опер — предоставят пользователям ПК большой набор сериалов, новостей, музыки и спортивных передач на любой вкус. MTV Networks планирует "оптимизировать" (правда, непонятно, каким именно образом) ряд каналов для Intel Viiv — например, MotherLoad (сеть Comedy Central) и Overdrive (сеть MTV). NBC Universal даст пользователям ПК с технологией Intel Viiv возможность просмотра избранных фрагментов всех 17 дней наступающей зимней олимпиады в высоком разрешении. Желаете поиграть? Тогда воспользуйтесь сервисом GameTap от Turner Broadcasting, который даст вам полноценный широкополосный доступ к огромному количеству различных игр и фильмов. Уже сейчас для обладателей платформ Intel Viiv доступен контент более чем 50 провайдеров всех профилей и направлений, а в скором времени их число заметно возрастет. Да и самих Viiv-систем в мире на данный момент насчитывается более сотни, причем эта цифра в ближайшем будущем должна значительно увеличиться. В рамках выставки продуктов на московской презентации платформ демонстрировались развлекательные центры Аcer Aspire E650 (в строгом "компьютерном" стиле) и R-Style-Proxima MC- e II (похожая на потолстевший видеомагнитофон система солидного вида) — при этом оба комплектовались широкоформатными мониторами. Слишком уж хорошо и красиво? Но ведь все это — правда! ПК действительно вскоре сможет окончательно и бесповоротно заменить в наших домах и телевизор, и радио, и музыкальный центр. Либо стать центром цифрового дома, уверенно управляя остальной бытовой техникой. Для кого-то это до сих пор сказка, для кого-то благодаря Intel Viiv — "новая норма жизни".
Intel Viiv: снимаем розовые очки (взгляд скептика)
Все написанное в предыдущем разделе, как говорят по-английски, "too good to be true" — "слишком уж здорово, чтобы быть правдой". Но, тем не менее, сказанное выше действительно достоверно. Возможно, формулировки порой несколько пафосные и радужные, но так оно все и есть: Intel действительно активно раскручивает Viiv, Digital Living Network Alliance работает над спецификациями "умных" бытовых устройств, которые бы легко уживались со всеми обитателями домашней сети, цифровой контент действительно отодвигает на задний план контент на традиционных носителях и, не без усилий Intel, доставляется пользователям Viiv быстро и просто. ПК на базе Windows XP Media Center Edition 2005 действительно запросто управляется пультом дистанционного управления и вписывается в интерьер наравне с бытовой техникой. Viiv-система действительно быстро восстанавливается из "дежурного" режима. Двухъядерные процессоры действительно находят свое применение дома. Но… но слишком много "но". Достаточно оговорок, которые сложно не сделать, и эти моменты делают новый Viiv не столь привлекательным, как казалось еще совсем недавно. Первым делом необходимо отметить, что Viiv — это не платформа для стран СНГ. По крайней мере, на данном этапе. Viiv, по большому счету, нацелен на Америку и Европу — это совершенно логичное и стратегически верное решение. Возможно, на постсоветском пространстве отдельными Viiv-системами и побалуются в крупных городах люди с хорошим достатком, но массовой эта технология в ближайшее время уж точно не станет. Даже не потому, что мощный и качественный Viiv-"медиацентр" будет стоить полторы-две тысячи условных. Дело в том, что, во-первых, на горло красивой песне Viiv наступит откровенно слаборазвитая местная сетевая инфраструктура: по-настоящему широкополосный Интернет с разумными ценниками в СНГ доступен немногим — да, в странах Балтии с этим попроще, но как же быть всем остальным потенциальным пользователям Viiv, лишающимся (из-за дороговизны трафика и узости каналов) одной из наиболее "вкусных" фишек платформы — высококачественного контента по требованию? Во-вторых, традиционно сильны отечественное "кулибианство" и нежелание платить за интеллектуальную собственность: ножовкой выпилят оригинальный корпус, "из палки и веревки" сделают собственную систему охлаждения, но вряд ли заинтересуются дорогим "бытовым компьютером", к тому же, реализовывающим идеи платного контента. У нас ведь любой ребенок знает, что Windows стоит три доллара, а "песенки" можно и нужно качать исключительно "нахаляву". Отчего же тогда платить далеким буржуинам (кстати, вопрос приемлемых способов оплаты — отдельное больное место для наших широт), когда совершенно бесплатно все можно вытянуть из бескрайней "домашней" сети масштабов микрорайона (где действительно кто угодно "ногу сломит") или Р2Р (отстояв небольшую живую очередь в 300-500 человек) — зачастую в препаршивом качестве. Каждый выбирает то, что ему ближе и доступнее, но в массе своей достаточно технически образованные жители небогатых постсоветских стран соберут свой "Viiv" из подручных компонентов за гораздо меньшую сумму и будут вполне довольны таким "домашним медиацентром".
Вторая проблема Viiv более глобальна: недостаточно четко (несмотря на кажущуюся определенность) оформлены модели применения. Нет единой идеи, нет мощного стимула, которой бы убедил всех, что "да, Viiv — это круто! Хочу себе такое, и поскорее". Пусть даже Intel утверждает, что при разработке концепции домашней платформы компания ориентировалась на Centrino, результаты проглядываются слабо. В случае с Сentrino Mobile Technology, повторюсь, продавалась даже не платформа, а модель, идея (надо сказать, крайне привлекательная идея!) "освобождения от проводов". Что мы имеем в случае с Viiv? Идея "цифрового дома" интересна, но далеко не нова. Трудно найти действительно весомые аргументы для перехода на покупки ПК на Viiv. Windows XP Media Center Edition 2005 можно приобрести совершенно спокойно прямо сейчас — и пульт к ней прилагается (пульт прилагается и к любому ТВ-тюнеру). Настроив должным образом немолодую уже технологию Suspend-to-Ram, реализованную практически всюду, вы тоже научите свой ПК "просыпаться" очень быстро. Нестандартных корпусов "под бытовую технику" продается достаточно, да и модели на их базе ("barebone-PC") имеются в продаже. Причем не первый год имеются... Музыкой, видео, фотографией и видео "в цифре" прогрессивное человечество наслаждается уже давно. Viiv не сможет превратить 192 Кбит MP3'шку в 320-килобитную, не покажет он и пожатый в MP4 фильм с HDTV-качеством. А высококачественный контент одинаково хорошо воспроизведет любая современная платформа; двухъядерный процессор, современный чипсет, сетевая карта и набор ПО от Intel (составляющие Viiv) на этот процесс если и окажут влияние, то незначительное. Прямая доставка контента — несомненно, здорово. Но многие соответствующие службы, в том числе и вышеупомянутые, успешно работали и до анонса Viiv. А некоторые отлично работали даже задолго до него. Более того, они продолжат так работать и после запуска платформы — об эксклюзивных возможностях, доступных только обладателям ПК на Viiv, пока не слышно. Все больше об "оптимизациях" и тому подобном. Конечно, Intel наверняка сделает заметные шаги в этом направлении, но… но пока говорить об этом преждевременно. Третья проблема — недостаточно четкие спецификации платформы (см. таблицу). Целых три процессора (Pentium D, Pentium EE и Core Duo), три чипсета (945/955/975), два сетевых адаптера (Intel PRO/1000 PM либо Intel PRO/100 VE/VM), отсутствие жестких требований по дизайну — складывается впечатление некой аморфности. По сути, можно представить максимально простой компьютер в стандартном корпусе и все равно получить гордую наклейку "Viiv" на корпус... Попытки скрещивания ПК с бытовой электроникой занимали умы и сердца многих, но отнюдь не многие достигали в этом успеха. ПК сильно греется (даже принимая во внимание более низкий TDP новых процессоров, "горячих точек" среди компонентов в корпусе все равно остается порядочно) и ощутимо шумит — в отличие от, например, видеомагнитофона или игровой консоли. А попытки ограничить его функциональность и/или упростить интерфейс удавались далеко не всегда. Отмечу также, что альянс компаний по разработке "цифровой домашней сети" (Digital Living Network Alliance) еще не представил финальной версии спецификаций, по которым будут взаимодействовать устройства в "умной" домашней сети. Стало быть, возможности полноценного взаимодействия с бытовой техникой пока лишь задекларированы, но не реализованы — Intel планирует выпустить специализированное ПО для данных целей позднее в этом году.
Таблица 1: Технические характеристики компонентов домашней развлекательной платформы Intel Viiv
Компонент | Технические особенности | |
Процес- соры | Intel Pentium D 920, 930, 940, 950 Intel Pentium Extreme Edition 955 | Кодовое название: Presler — два ядра Сedar Mill (65 нм Prescott 2M) на кристалле Тактовые частоты: 2,8 ГГц (920); 3 ГГц (930); 3,2 ГГц (940); 3,4 ГГц (950); 3,466 ГГц (955) Частота системной шины: 800 МГц (1066 у Pentium Extreme Edition 955) Объем L2-кэша: 2 блока по 2 Mб Технология Execute Disable Bit Технология Extended Memory 64 Поддержка Virtualization Technology Усовершенствованная технология Intel SpeedStep 2 Площадь кристалла: 162 мм2 Приблизительное количество транзисторов: 376 млн Технология производства: 65 нм техпроцесс |
Intel Core Duo T2600, T2500, T2400, T2200, L2400, L2300 | Кодовое название: Yonah — два процессорных ядра Pentium M на кристалле Тактовые частоты: 2,16 ГГц (T2600); 2 ГГц (T2500); 1,83 ГГц (T2400); 1,66 ГГц (T2300, L2400, T1300); 1,5 ГГц (L2300) Частота системной шины: 667 МГц Объем L1-кэша: 32 Кб/32 Кб (для команд/данных) Объем L2-кэша: 2 Mб (общий кэш с поддержкой технологии Intel Smart Cache) Мобильные технологии Intel Dynamic Power Coordination, Intel Deeper Sleep, Intel Advanced Thermal Manager, Enhanced SpeedStep Набор архитектурных усовершенствований Intel Digital Media Boost Технология Execute Disable Bit Поддержка Virtualization Technology, Active Management Technology Площадь кристалла: 90,3 мм2 Приблизительное количество транзисторов: 151,6 млн Технология производства: 65 нм техпроцесс | |
Чип- сеты | Чипсет Intel 945 Express | Частота системной шины: 400, 533 и 667 МГц Интегрированное графическое ядро Intel Graphics Media Accelerator 950 с поддержкой внешних x16 PCI Express карт расширения Работа с памятью: поддержка двухканальных модулей памяти DDR2-667/533/400, максимальный поддерживаемый объем памяти — 4 Гб Аудио: Intel High Definition Audio 7.1 с функцией "звук вокруг" 4 порта Serial ATA II со скоростью 3 Гбит/с Поддержка технологии Intel Matrix Storage: дисковые массивы RAID 0, 1, 5, 10 Поддержка интерфейса AHCI (Advanced Host Controller Interface) для SATA |
Чипсет Intel 955X Express | Частота системной шины: 800 МГц (1066 МГц для одноядерного процессора) Работа с памятью: поддержка двухканальных модулей памяти DDR2-667/533 (поддерживается коррекция ошибок ECC), максимальный поддерживаемый объем памяти — 4 Гб Поддержка графических карт с интерфейсом x16 PCI Express Аудио: Intel High Definition Audio 7.1 с функцией объемного звука 4 порта Serial ATA II со скоростью 3 Гбит/с Поддержка технологии Intel Matrix Storage: дисковые массивы RAID 0, 1, 5, 10 Поддержка интерфейса AHCI (Advanced Host Controller Interface) для SATA | |
Чипсет Intel 975X Express | Частота системной шины: 800/1066 МГц Работа с памятью: поддержка двухканальных модулей памяти DDR2-667/533 (поддерживается коррекция ошибок ECC), максимальный поддерживаемый объем памяти — 4 Гб Поддержка графических карт с интерфейсом x16 PCI Express либо одновременно работающих двух х8 графических карт по интерфейсу PCI Express Аудио: Intel High Definition Audio 7.1 с функцией объемного звука 4 порта Serial ATA II со скоростью 3 Гбит/с Поддержка технологии Intel Matrix Storage: дисковые массивы RAID 0, 1, 5, 10 Поддержка интерфейса AHCI (Advanced Host Controller Interface) для SATA | |
Сетевые адап- теры | Intel PRO/1000 PM/VE/VM | 10/100/1000 Мбит/с Поддержка технологии Intel Active Management Technology Технология PCI-Express |
Возможно, я чересчур сгустил краски: слабые места в концепции и реализации платформы, действительно, имеются. Но, по сути, кому какое до них дело? Presler и Core Duo однозначно являются весьма перспективными в плане производительности процессорами с великолепным разгонным потенциалом. Они, безусловно, найдут свое заслуженно достойное место на рынке. Возможно, они будут пользоваться огромной популярностью именно в домашних компьютерах (даже без Viiv), возможно, нет. А у Viiv еще будет время доказать свою перспективность (или бесперспективность) — цыплят считают по осени, вот и мы не будем торопиться с выводами.
Intel Viiv: "сухой остаток"
Компания Intel представила весьма интересное решение для цифрового дома: гибкая и мощная платформа Intel Viiv делает акцент на удобство работы в домашней сети, простоту и легкость управления, наличие большого количества разнообразного контента, доставляемого по требованию многими контент- провайдерами различных стран. Тем не менее, будущее Viiv пока не кажется счастливым и безоблачным: умных сетей бытовой техники пока еще не существует, широкополосный доступ имеется далеко не у всех, да и, опять-таки, не все захотят/смогут принять компьютер в качестве бытового прибора. Однако инициатива Intel по пропаганде "новой нормы жизни", улучшению доступности цифрового контента и претворению в жизнь концепции умного дома, без всяких сомнений, полезна и своевременна.
Николай "Nickky" Щетько, me@nickky.com
Минск-Москва-Минск
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2006 год в рубрике железо