Роботы — не игрушки
… а план роботизации армии США Future Combat Systems — это не сказки. Но начнем по порядку.
Дела военные
Вроде с момента последней гонки DARPA прошло не так много времени, а американцы уже испытывают беспилотный наземный транспорт. Корпорация Oshkosh Truck, специализирующаяся на военных грузовиках, пожарных машинах и подобной спецтехнике, участвовала в DARPA 2004 и 2005. В первом случае их грузовик не добрался до финиша, во втором — достиг нужного пункта назначения, но не уложился в положенные 10 часов, тогда разработчики попросили организаторов не прекращать соревнования до наступления темноты, заверив, что их грузовик доедет. Доехал. По существу, Oshkosh Truck тогда представила одну из самых тяжелых машин — 16-тонный грузовик TerraMax. В конце января этого года, по данным The Raw Feed, Oshkosh Truck построила на базе десятиколесного армейского грузовика Oshkosh PLS новый тяжелый внедорожный беспилотный автомобиль и испытала его в пустыне уже в рамках военной программы. Роботизированный PLS доставил груз по аризонской пустыне на расстояние 11,2 км. При этом он самостоятельно выстраивал маршрут, огибал препятствия и так далее.
Таким образом, американской армии стал доступен беспилотный наземный грузовой транспорт (грузоподъемность роботизированного PLS около 16,5 тонн). И его внедрение в будущем позволит исключить человеческие потери при конвоировании и сопровождении грузов. Кстати, в качестве конвоя могут хорошо подойти беспилотные самолеты и вертолеты.
Что касается последних, то в этом сегменте можно наблюдать некий бум. Тандем двух компаний — Bell Helicopter и Boeing — не так давно получил от армии США контракт на $3,45 миллиона, в результате которого был расчет возможности разработки тяжелого автономного четырехроторного конвертоплана Quad TiltRotor (QTR). Данный тандем возник не случайно, поскольку Bell Helicopter и Boeing уже поставляют в вооруженные силы США двухроторные конвертопланы V-22 Osprey. Суть данного изобретения состоит в том, что оно взлетает как вертолет, а потом винты поворачиваются на 90 градусов вперед и вертолет превращается в самолет. В QTR рассчитывалось использовать четыре винта для подъема, и он предназначен для перевозки тяжелых грузов. Так это или нет, пока не понятно, но по отдельности обе эти компании представили действующие прототипы других своих новых разработок и провели испытания.
Начнем с Bell Helicopter… В конце января появились новости о первом испытании беспилотного TR918 Eagle Eye. Это конвертоплан с двумя винтами, предназначенный для разведки, о чем говорит не только название, но и то количество камер и спецтехники, установленных на нем. Он может выкидывать различные кульбиты — зависать в воздухе, быстро ускоряться. Первый тренировочный полет длился 9 минут.
А компания Boeing в начале декабря известила об испытаниях собственной беспилотной модели X-50A Dragonfly. Для авиации сам факт появления подобного летательного аппарата достаточно новаторский. Дело в том, что в X-50 A используется только один винт, предназначенный для осуществления вертикального взлета, а когда самолет поднялся на нужную высоту, этот винт превращается в самое больше крыло. Эта концепция получила название Canard Rotor/Wing — CRW ("утка ротор/крыло"). Данная разработка серьезно отличается от конвертопланов, о которых говорилось ранее, поскольку оснащена реактивным двигателем, то есть совмещает высокую скорость и вертикальный взлет. Испытательный полет длился всего четыре минуты, при котором X-50A смог зависнуть на высоте 6 метров. Вес машины составляет 567 кг, а длина равна 5,4 метра. И это все притом, что она существовала в виде только компьютерных картинок всего три-четыре года назад.
Но если пока данные машины рассматриваются больше как потенциальные разведчики и автономные перевозчики грузов, у другой компании — Northrop Grumman — полным ходом идет разработка автономного боевого вертолета RQ-8 Fire Scout. Летом 2005-го прошли испытания с запуском ракет. И это был первый опыт использования оружия с борта автономного, то есть абсолютно беспилотного вертолета. Уже в январе 2006-го новая модель RQ-8А самостоятельно совершила посадку на палубу корабля и взлет с нее. Причем испытания были максимально приближенными к реальности — корабль двигался, а сразу два RQ-8А выполнили девять посадок и взлетов. На данный момент компания Northrop Grumman строит 12 таких роботов в еще более усовершенствованной модели RQ-8B, причем четыре из них — для флота и восемь — для армии. В 2008 году они должны полноценно поступить на вооружение армии США.
Тут еще стоит напомнить, что компания Sikorsky Aircraft должна к концу 2006 года показать самый быстрый вертолет в мире со скоростью 463 км/ч (на данный момент верхний предел 300-310 км/ч). При этом компания подчеркивала, что их работы с проектами над созданием гибридных машин, объединяющих возможности вертолета и самолета, заканчивались неубедительно — конвертопланы или плохо зависали или плохо летали. Поэтому было решено создать суперскоростной вертолет, а применяемая технология называется Х2.
Роботы в авто
В январе 2004-го года компания Toyota выпустила в продажу как бонус к автомобилям модельной серии Prius специальный электронный модуль автопарковщика. То есть это специальная система, предназначенная для беспроблемного "протискивания" между стоящих вокруг машин. Нужно отметить, что в Японии проблема парковок очень серьезна. Поэтому 80% покупателей Prius дополнительно приобрели и эту систему. Она достаточно проста в реализации. Специальная камера дает вид сзади машины, при этом совместно с изображением нарисованы специальные рамки, соответствующие габаритам автомобиля. Водитель, подъезжая к свободному месту, вручную с помощью смещения рамок на экране устанавливает будущее месторасположение автомобиля и дает команду на въезд. Далее система все делает автоматически — крутит руль и т.п. Но стоит сказать, что автопарковщик от Toyota очень далек от совершенства, и даже не имеет детектора препятствий, то есть может наехать на человека или тому подобное.
В январе-2006 появилась новость о том, что компания Siemens VDO разработала более универсальный автопарковщик, который уже самостоятельно ищет свободное место на стоянке, вычисляя сможет ли поместится где-либо ваш автомобиль, когда находит, то дает водителю запрос и при утвердительном ответе автоматически паркует машину. Данная система называется Park Mate. Помимо нее в новых системах от Siemens VDO предусмотрено ночное видение, слежение за разметкой дороги, за дистанцией от других машин и так далее. Так что система управления автомобилем будущего уже практически создана.
Вместо эпилога
Главные новости в области развлекательной робототехники сейчас вертятся вокруг японской компании Sony. В финансовом отчете за третий квартал прошлого года была скрыта информация, которая стала доступна общественности только 26 января. А именно, Sony закрывает производство роботов- собак AIBO, прекращает дальнейшее развитие робота QRIO (ранее известен как SDR-4X), помимо этого приостановлено развитие новой продукции подразделения Qualia (цифровые видеокамеры, проекторы, CD и мини-диск-плейеры, LCD-телевизоры, наушники и т.д.). Многие связывают такие глобальные изменения с приходом около 10 месяцев назад нового генерального директора Говарда Стрингера (Howard Stringer). Кстати, заявлено, что разработки в области искусственного интеллекта в AIBO и QRIO будут применяться в другой продукции Sony.
Далеко не все способны или имеют желание сегодня приобрести себе домашнего робота, та же собака AIBO является ничем иным как дорогой игрушкой — не более. Последняя модель в российских магазинах стоит $2500. Что касается роботов-гуманоидов, то они вообще очень дороги в реализации, а если посмотреть видеокадры, как бережно их транспортируют (это я говорю обо всех подобных разработках), как они осторожно и неуклюже двигаются и так далее, то невольно ловишь себя на мысли, что до создания полноценных функционирующих моделей нужно еще несколько десятилетий, если, конечно, все компании дружно не закроют свои разработки.
Кристофер christopher@tut.by
Дела военные
Вроде с момента последней гонки DARPA прошло не так много времени, а американцы уже испытывают беспилотный наземный транспорт. Корпорация Oshkosh Truck, специализирующаяся на военных грузовиках, пожарных машинах и подобной спецтехнике, участвовала в DARPA 2004 и 2005. В первом случае их грузовик не добрался до финиша, во втором — достиг нужного пункта назначения, но не уложился в положенные 10 часов, тогда разработчики попросили организаторов не прекращать соревнования до наступления темноты, заверив, что их грузовик доедет. Доехал. По существу, Oshkosh Truck тогда представила одну из самых тяжелых машин — 16-тонный грузовик TerraMax. В конце января этого года, по данным The Raw Feed, Oshkosh Truck построила на базе десятиколесного армейского грузовика Oshkosh PLS новый тяжелый внедорожный беспилотный автомобиль и испытала его в пустыне уже в рамках военной программы. Роботизированный PLS доставил груз по аризонской пустыне на расстояние 11,2 км. При этом он самостоятельно выстраивал маршрут, огибал препятствия и так далее.
Таким образом, американской армии стал доступен беспилотный наземный грузовой транспорт (грузоподъемность роботизированного PLS около 16,5 тонн). И его внедрение в будущем позволит исключить человеческие потери при конвоировании и сопровождении грузов. Кстати, в качестве конвоя могут хорошо подойти беспилотные самолеты и вертолеты.
Что касается последних, то в этом сегменте можно наблюдать некий бум. Тандем двух компаний — Bell Helicopter и Boeing — не так давно получил от армии США контракт на $3,45 миллиона, в результате которого был расчет возможности разработки тяжелого автономного четырехроторного конвертоплана Quad TiltRotor (QTR). Данный тандем возник не случайно, поскольку Bell Helicopter и Boeing уже поставляют в вооруженные силы США двухроторные конвертопланы V-22 Osprey. Суть данного изобретения состоит в том, что оно взлетает как вертолет, а потом винты поворачиваются на 90 градусов вперед и вертолет превращается в самолет. В QTR рассчитывалось использовать четыре винта для подъема, и он предназначен для перевозки тяжелых грузов. Так это или нет, пока не понятно, но по отдельности обе эти компании представили действующие прототипы других своих новых разработок и провели испытания.
Начнем с Bell Helicopter… В конце января появились новости о первом испытании беспилотного TR918 Eagle Eye. Это конвертоплан с двумя винтами, предназначенный для разведки, о чем говорит не только название, но и то количество камер и спецтехники, установленных на нем. Он может выкидывать различные кульбиты — зависать в воздухе, быстро ускоряться. Первый тренировочный полет длился 9 минут.
А компания Boeing в начале декабря известила об испытаниях собственной беспилотной модели X-50A Dragonfly. Для авиации сам факт появления подобного летательного аппарата достаточно новаторский. Дело в том, что в X-50 A используется только один винт, предназначенный для осуществления вертикального взлета, а когда самолет поднялся на нужную высоту, этот винт превращается в самое больше крыло. Эта концепция получила название Canard Rotor/Wing — CRW ("утка ротор/крыло"). Данная разработка серьезно отличается от конвертопланов, о которых говорилось ранее, поскольку оснащена реактивным двигателем, то есть совмещает высокую скорость и вертикальный взлет. Испытательный полет длился всего четыре минуты, при котором X-50A смог зависнуть на высоте 6 метров. Вес машины составляет 567 кг, а длина равна 5,4 метра. И это все притом, что она существовала в виде только компьютерных картинок всего три-четыре года назад.
Но если пока данные машины рассматриваются больше как потенциальные разведчики и автономные перевозчики грузов, у другой компании — Northrop Grumman — полным ходом идет разработка автономного боевого вертолета RQ-8 Fire Scout. Летом 2005-го прошли испытания с запуском ракет. И это был первый опыт использования оружия с борта автономного, то есть абсолютно беспилотного вертолета. Уже в январе 2006-го новая модель RQ-8А самостоятельно совершила посадку на палубу корабля и взлет с нее. Причем испытания были максимально приближенными к реальности — корабль двигался, а сразу два RQ-8А выполнили девять посадок и взлетов. На данный момент компания Northrop Grumman строит 12 таких роботов в еще более усовершенствованной модели RQ-8B, причем четыре из них — для флота и восемь — для армии. В 2008 году они должны полноценно поступить на вооружение армии США.
Тут еще стоит напомнить, что компания Sikorsky Aircraft должна к концу 2006 года показать самый быстрый вертолет в мире со скоростью 463 км/ч (на данный момент верхний предел 300-310 км/ч). При этом компания подчеркивала, что их работы с проектами над созданием гибридных машин, объединяющих возможности вертолета и самолета, заканчивались неубедительно — конвертопланы или плохо зависали или плохо летали. Поэтому было решено создать суперскоростной вертолет, а применяемая технология называется Х2.
Роботы в авто
В январе 2004-го года компания Toyota выпустила в продажу как бонус к автомобилям модельной серии Prius специальный электронный модуль автопарковщика. То есть это специальная система, предназначенная для беспроблемного "протискивания" между стоящих вокруг машин. Нужно отметить, что в Японии проблема парковок очень серьезна. Поэтому 80% покупателей Prius дополнительно приобрели и эту систему. Она достаточно проста в реализации. Специальная камера дает вид сзади машины, при этом совместно с изображением нарисованы специальные рамки, соответствующие габаритам автомобиля. Водитель, подъезжая к свободному месту, вручную с помощью смещения рамок на экране устанавливает будущее месторасположение автомобиля и дает команду на въезд. Далее система все делает автоматически — крутит руль и т.п. Но стоит сказать, что автопарковщик от Toyota очень далек от совершенства, и даже не имеет детектора препятствий, то есть может наехать на человека или тому подобное.
В январе-2006 появилась новость о том, что компания Siemens VDO разработала более универсальный автопарковщик, который уже самостоятельно ищет свободное место на стоянке, вычисляя сможет ли поместится где-либо ваш автомобиль, когда находит, то дает водителю запрос и при утвердительном ответе автоматически паркует машину. Данная система называется Park Mate. Помимо нее в новых системах от Siemens VDO предусмотрено ночное видение, слежение за разметкой дороги, за дистанцией от других машин и так далее. Так что система управления автомобилем будущего уже практически создана.
Вместо эпилога
Главные новости в области развлекательной робототехники сейчас вертятся вокруг японской компании Sony. В финансовом отчете за третий квартал прошлого года была скрыта информация, которая стала доступна общественности только 26 января. А именно, Sony закрывает производство роботов- собак AIBO, прекращает дальнейшее развитие робота QRIO (ранее известен как SDR-4X), помимо этого приостановлено развитие новой продукции подразделения Qualia (цифровые видеокамеры, проекторы, CD и мини-диск-плейеры, LCD-телевизоры, наушники и т.д.). Многие связывают такие глобальные изменения с приходом около 10 месяцев назад нового генерального директора Говарда Стрингера (Howard Stringer). Кстати, заявлено, что разработки в области искусственного интеллекта в AIBO и QRIO будут применяться в другой продукции Sony.
Далеко не все способны или имеют желание сегодня приобрести себе домашнего робота, та же собака AIBO является ничем иным как дорогой игрушкой — не более. Последняя модель в российских магазинах стоит $2500. Что касается роботов-гуманоидов, то они вообще очень дороги в реализации, а если посмотреть видеокадры, как бережно их транспортируют (это я говорю обо всех подобных разработках), как они осторожно и неуклюже двигаются и так далее, то невольно ловишь себя на мысли, что до создания полноценных функционирующих моделей нужно еще несколько десятилетий, если, конечно, все компании дружно не закроют свои разработки.
Кристофер christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2006 год в рубрике робототика