Мировой IT-бизнес: начало февраля

Основные биржевые события в индустрии hi-tech на минувшей неделе происходили в Европе. Там понизились котировки акций ряда телекоммуникационных компаний. Акции французской France Telecom упали на 1,9% на фоне сообщений об увольнении финансового директора компании. Ценные бумаги британской Cable and Wireless подешевели на 10,7% в связи с прогнозами о текущей низкой выручке компании. Негативная динамика втелекоммуникационном секторе сказалась на котировках акций Vodafone (-2,3%), BT Group (-1,1%) и Deutsche Telekom (-1,4%). В то же время, ценные бумаги производителя сотовых телефонов Ericsson подорожали на 0,74% после того, как компания объявила об увеличении выручки за IV квартал 2005 года. Накануне концерн опубликовал свой финансовый отчет за IV квартал 2005 года, согласно которому его чистая прибыль выросла на 52% — до 920 млн. евро по сравнению с 606 млн. евро, полученными за аналогичный период 2004 года. Объем продаж компании и операционная прибыль за отчетный квартал увеличились на 16%.

В США свои проблемы: рыночная цена оператора поисковой интернет-системы Google упала за один день более чем на $20 млрд. Это связано с резким падением акций компании, которое вызвал опубликованный финансовый отчет за IV квартал 2005 года. Согласно документу, чистая прибыль Google за этот период увеличилась на 82% и составила $372,2 млн. ($1,22 на акцию) по сравнению с $204,1 млн. (71 цент на акцию) за аналогичный период 2004 года. Несмотря на явный прогресс, данный показатель не оправдал надежд аналитиков, прогнозировавших более стремительный рост чистой прибыли Google (до $1,77 на акцию). То есть финансовые показатели укрепили опасения экспертов, что акции Google сейчас завышены в цене.

Среди причин, помешавших Google оправдать ожидания аналитиков — ухудшение показателей бизнеса в Великобритании из-за увеличения налогов. Что касается валового дохода компании за IV квартал 2005 года, то он вырос на 86% и составил $1,92 млрд. против 1,03 миллиарда долларов годом ранее. Этот показатель совпал с ожиданиями аналитиков. Рост был достигнут благодаря появлению новых услуг, таких как бесплатная электронная почта, а также благодаря росту доходов от рекламы.

И еще одна новость про Google. Как стало известно, музыкальная служба Napster ведет секретные переговоры с Google по поводу своей возможной продажи. Google может купить Napster для того, чтобы не создавать "с нуля" собственную службу распространения музыки. Правда, еще в январе представители Napster утверждали, что для подобных слухов нет оснований. Однако после этого из компании Napster, основанной студентом колледжа Шоном Фэннингом и ставшей синонимом компьютерного музыкального пиратства, было уволено 10 менеджеров. Так что есть основания полагать, что переговоры о продаже все же ведутся. Кстати, по данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), сейчас в мире насчитывается около 355 компаний, реализующих онлайн-музыку. Большинство экспертов в области цифровой музыки ожидают в ближайшее время вытеснения с этого рынка мелких фирм.

Многочисленные в последнее время сбои на Токийской фондовой бирже привели к тому, что ее руководство решило заменить компьютерную систему от Fujitsu, управляющую торгами. Вскоре биржа перейдет на аналогичный продукт от Hitachi. Новая система управления торгами, разработанная Hitachi, должна предотвратить повторение подобных инцидентов. Несмотря на то, что суточный предел обрабатываемых сделок у новой системы такой же, как и у старой, по отзывам специалистов, она более проста в управлении и, в отличие от старой, легко обновляется.

Руководство Microsoft заявило о том, что корпорация намерена начать продажу некоторых ("второстепенных") своих технологий начинающим компаниям. Microsoft уже сотрудничает с правительственными организациями Ирландии и Финляндии, которые заинтересованы в подобных технологиях. В частности, ирландским компаниям недавно был предоставлен исходный код к Softedge Systems. Еще три технологии переданы компании Entreprise Ireland — в частности, ей предоставлены технологии формирования изображений, с помощью которых можно идентифицировать объекты на цифровых изображениях и менять их композицию. Эта технология была создана в пекинской лаборатории Microsoft. Microsoft также сотрудничает с финской правительственной организацией Sitra. Кроме того, в настоящее время корпорация ведет переговоры о сотрудничестве с правительственными институтами в Малайзии, Гонконге и Сингапуре.

Бюджет на разработку новых технологий и инноваций компании Microsoft составляет шесть миллиардов долларов в год. Но представители многих компаний-производителей ПО считают, что продукты Microsoft могли бы быть более полезны для других компаний, нежели для самой Microsoft. Однако не все технологии будут доступны только для начинающих компаний. В некоторых случаях не исключено сотрудничество на основе лицензионных соглашений. Ежегодно такой вид деятельности может приносить сотни миллионов долларов прибыли.

Немецкая софтверная компания SAP выходит на рынок CRM-систем "по запросу", все более популярных в корпоративном секторе. Такое решение наверняка обострит конкуренцию с ее давним соперником — американской Oracle. Эксперты оценивают позиции SAP на этом рынке как достаточно хорошие. Основанием для этого являются большой опыт работы на локальных рынках, развитая инфраструктура, доверие к бренду, самая полная функциональность CRM, отраслевая специфика. Мощная интеграционная платформа SAP NetWeaver позволит интегрировать хостинговое CRM-решение c системами, работающими у клиентов на местах. К тому же у SAP на локальных рынках значительное число клиентов, уже использующих mySAP CRM в промышленной эксплуатации. Очевидно, что решение SAP продиктовано обострившейся конкуренцией на рынке CRM. Ведь еще в апреле 2005 года компания не выражала никакого интереса к решениям "по запросу". В самой компании теперь заявляют, что новое решение будет заметно отличаться от аналогичных предложений конкурентов и усилит позиции SAP в секторе средних и малых компаний. Немецкие производители подчеркивают, что данное решение будет отличаться большей гибкостью, чем традиционные продукты SAP. Вместе с тем, ряд экспертов ставят это под сомнение, указывая, что ключевой проблемой роста рынка CRM "по запросу" стало расхождение ожиданий пользователей и реальности. Одно дело — заявить о концепции в стиле "включил — заработало", другое дело — сделать свое решение действительно гибким. SAP пока это удается. Но главная интрига видится в другом: и SAP, и Oracle "играют на поле" Microsoft. Выпуск микрософтовской версии on-demand CRM уже ожидается, и к чему приведет схватка трех софтверных гигантов, предсказать никто не берется.

Рынок CRM (систем управления взаимоотношениями с клиентами) в настоящее время интенсивно растет. По оценкам AMR, в 2004 году наблюдался рост этого рынка в 10%, а его величина составила $10,9 млрд. Несколько иные цифры приводит IDC — 8% и $8,8 млрд. соответственно. По мнению экспертов, предоставление CRM "по запросу" становится одной из главных движущих сил рынка CRM. Этот сектор значительно вырос после того, как заказчики убедились в легкости внедрения и дешевизне первоначальных взносов при подписке на такие услуги. По оценкам специалистов, рост использования CRM "по запросу", в основном, осуществляется за счет тех компаний, которые ранее вообще не пользовались CRM-системами, причем происходит это, в основном, на уровне подразделений крупных корпораций, либо среди малых и средних компаний. Тем не менее, столь внушительный рост рынка не стоит воспринимать слишком однозначно: рынок находится еще лишь на ранних этапах своего развития, и со временем могут проявиться не самые благоприятные тенденции. Напомним, что практика предоставления ПО "по запросу" подразумевает, что CRM-система устанавливается на удаленном сервере провайдера данной услуги, а компания-клиент получает доступ к нужным приложениям через Интернет.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2006 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета