Студия звукозаписи-2006. Выпуск по NAMM
Естественно, обсуждая чисто практические аспекты, касающиеся современного звукопроизводства, нельзя не замечать крупные мировые события. Именно таким является самая мощная выставка в области звукоиндустрии NAMM, проходившая с 19 по 22 января в городе Анахейм, штат Калифорния, США. Причем, если смотреть на хронологию событий, то проводится сие мероприятие в 104-й раз. В рамках последнего NAMM было представлено множество обновлений известных программ и анонсов новых технологий. Поэтому, не отвлекаясь на общий план, сразу же вникнем в детали.
Intel-Mac
Итак, пожалуй, самое неожиданное, вернее, непонятное, нововведение начала 2006 года — это появление компьютеров Macintosh, базирующихся на технологиях Intel, до этого позиционировавшихся только на рынке РС-совместимых. По существу, речь идет о возникновении новой платформы, название которой часто обозначают как "PC-based Macintosh":). Честно сказать, я пока себе плохо представляю соединение РС и Мас, поскольку эти две платформы существенно различаются по философии и эстетике. С другой стороны, можно предположить, что в результате предпринимаемых действий возникнет некая общая платформа, стирающая границы между РС и Мас, что поможет, в первую очередь, брэндовым разработчикам софта, а во-вторых — серьезно ударит по главному конкуренту Intel — компании AMD. Кстати, в лагере Intel достаточно много перемен — они впервые за 38 лет существования своей компании сделали глобальное изменение собственных брэндовых знаков, и теперь у них и новый логотип, и новый слоган ("Intel. Leap Ahead" вместо "Intel Inside"). Получается, что сами Intel'овцы готовятся к некоей революции в мире компьютеров. На NAMM Winter 2006 их начинание по соединению двух платформ поддержали две серьезные компании, а именно Steinberg (подразделение Yamaha) и Native Instruments. Соответственно, в скором времени появятся специализированные Cubase, Nuendo, WaveLab, Guitar Rig, Kontakt и Kompakt. Также о поддержке новой платформы заявила компания Ableton, проанонсировав сейчас на выставке Live 5.2 с небольшим количеством обновлений и заявив, что в третьем квартале появится Live 6. Все это поддерживает Intel-Mac-компьютеры. Вообще после анализа ситуации у меня сложилось впечатление, что речь пойдет не о глобальном объединении, а о возникновении третьей промежуточной платформы — не более того. Ну что же, посмотрим.
WaveLab 6
Да-да, известнейший и наипрофессиональнейший звуковой редактор мира вышел в новой, 6-й, версии. В продажу он поступит в феврале этого года по цене 649 евро. В новую версию продукта добавлено очень многое, хотя среди ключевых инноваций можно отметить Spectrum Editor — обычная сонограмма, известная нам по некоторым продуктам типа Cool Edit (Audition). Но Steinberg подает свою новинку несколько по-другому, делая упор на то, что в Spectrum Editor используются мощные фильтры с нелинейной фазой, он хорошо подходит, например, для качественного удаления шума и посторонних звуков. Но напоминаю, что такое представление, как в Spectrum Editor, мы уже могли наблюдать и раньше в других звуковых редакторах, и речь идет об обычной сонограмме. Что касается мастер-секции, то в ней применена новая технология SmartBypass, которая позволяет компенсировать изменения в громкости при работе плагинов и внешних аппаратных эффект-процессоров. Кстати, последние теперь могут подключаться к WaveLab без проблем и использоваться, как и обычные программные модули обработки. Также среди ключевых обновлений стоит выделить новый алгоритм ресэмплинга Crystal Resampler, работающий с частотами дискретизации до 384 КГц, новый алгоритм тайм-стретча и питч-шифтинга (взят у Dirac). В модуле AudioMontage изменено очень многое, и в индикативной и мониторинговой частях используются наработки от K-System известного инженера по мастерингу Боба Каца (Bob Katz).
VST SDK 2.4
Для разработчиков VST-плагинов также есть новости, поскольку вышла новая версия VST Software Development Kit (SDK), а именно 2.4. Причем это имеет прямое отношение и к пользователям, поскольку основное направление, реализованное в VST SDK 2.4 — полноценная поддержка обработки на уровне 64 бит, а также 64-битных платформ. Так что запасайтесь новыми компьютерами и операционными системами.
Cakewalk Rapture
Rapture позиционируется как один из самых мощных современных wavetable-синтезаторов, предназначенных для создания музыки в современных направлениях — таких, как поп, дэнс и электроника. Наворочено там очень много — одних только звуковых программ около 500, а генераторов огибающих, LFO и т.д. — около 40. Выпускаться он будет практически во всех популярных стандартах (DXi, VST, RTAS, AU), а в продажу поступит в феврале по очень даже приемлемой цене — $199.
Помимо этого, Cakewalk представила две программно-аппаратные студии SONAR Power Studio 250 и SONAR Power Studio 660, базирующиеся на интерфейсах Cakewalk SPS-25 24-bit/96 KHz USB и Cakewalk SPS-66 24-bit/192 KHz FireWire и стоящих соответственно €479 и €669. В программной части у них поставляются SONAR 5 Studio Edition и вокальный процессор Roland V-Vocal Variphrase.
IK Multimedia
На NAMM Winter 2006 компания IK Multimedia решила отпраздновать свое 10-летие. Продуктов было представлено достаточно много, и среди них самыми интересными являются USB-интерфейс для подключения гитары к компьютеру со всеми наворотами, взаимодействием с различным ПО и звуковым "железом" — StealthPlug (поступит в продажу только летом — по существу, это обычный USB-аудиоинтерфейс с характеристиками 16 бит/44,1 КГц), мощный студийный ревербератор CSR (Classik Studio Reverb), который, кстати, стоит не мелко ($399/€329) и эмулятор басовых комбиков Ampeg SVX. Естественно, большинство других программ от данного разработчика вышло в обновленных версиях. Что касается высокой цены на CSR, могу сказать, что она является нормальной для 2006 года, и теперь все программы будут стоить гораздо больших денег, чем раньше. Мы об этом уже говорили.
Sony ACID Pro 6
Ну что тут говорить, Vegas превратился в отличнейший аудио/видеоредактор и сейчас может составить достойную конкуренцию Adobe Premiere (для скептиков напомню, что в рамках этого продукта предусмотрено сотрудничество с Corel). А вот ACID превращается в профессиональную многодорожечную аудио/MIDI-программу, причем достаточно далеко уходит от своей первоначальной идеи, а именно программы для ремиксинга. И теперь в 6-м ACID можно записывать многоканальное аудио/MIDI на множество дорожек, использовать на любом треке разные файлы, чего раньше не было, применять пространственное панорамирование в 5.1 и т.д. Среди наиболее интересных добавленных функций стоит отметить новый редактор партий ударных Drum Map Editing. Продукт поступит в продажу уже в марте по цене $499,95. На самом деле, если анализировать рынок, ACID стоит ближе всех к футуристической идее создания программы-автоаранживщика с использованием последних достижений технического совершенства, в том числе и VSTi. А с другой стороны, с рынка уходит великолепная программа для ремиксинга, поскольку Sony уже далеко отошла от первоначальной идеи.
Adobe Audition 2.0
Последнее обновление Audition состоялось в июне 2004 года. Сколько воды за это время утекло? Да, наверное, и не с руки было компании, занимающейся профессиональными графическими и видеопакетами, обновлять еще и звук. Купили — ну и ладно. В принципе, в такой политике есть здравое зерно, поскольку потребители Adobe — люди, в основном, не связанные с профессиональным аудио. Но теперь-то конкуренты наступают на пятки, например, те же самые Sony или Steinberg (в меньшей мере). Причем ситуация для Adobe несколько успокоилась, и теперь можно и Audition заняться, и продать ее оставшимся поклонникам за $349.
Основные нововведения таковы:
. Новый "движок" сведения. Теперь он с очень малыми задержками (Ultra-Low Latency) и не ограничен по количеству треков.
. Поддержка ASIO, VST и ReWire.
. Запись автоматизации (изменения различных параметров и характеристик).
. Компенсация задержек при плагинной обработке.
. Кодер Surround. Продвинутое панорамирование.
. Мониторинг входа в режиме реального времени.
. Многополосный компрессор типа "analog modelling", но от iZotope:).
. Новая индикативная часть для мастеринга — отображение Spectral Pan и Phase.
. Новые возможности в части спектрального отображения. Например, выделение определенных частотных областей по методу "лассо".
. Поддержка формата OGG.
. И так далее…
И тут дилемма. 6-й WaveLab, который стоит практически в два раза дороже, лучше Audition только в алгоритмической части, но в функциональном плане, а также при сравнении AudioMontage (WaveLab) и мультитрековой части Audition конкретно проигрывает Adobe. Но у последних есть минус: у них все вперемешку — я имею в виду профессиональные и чисто рекламные "фишки". Steinberg как-то конкретнее в этом плане, и данной компании не нужно поставлять с программой тысячи 32-битных звуковых сэмплов (loops), внедрять в продукт "analog modelling"-компрессор, причем от iZotope, выпячивать проблемы с линейной фазой при обработке. В общем, противостояние в будущем этих двух программ вполне возможно.
Mackie Tracktion 2.1.0.6
На сайте программы написано: "Если вы попробовали другое ПО для производства музыки и нашли его громоздким, ограниченным и слабо вдохновляющим, то вы зашли по правильному адресу". Я с этим согласен на все 100%. Tracktion является самой современной и легкой в работе профессиональной программой. Проанонсированная в рамках NAMM новая версия Tracktion позволяет использовать MIDI-управление всеми функциями графического интерфейса, причем саму схему управления настраивает пользователь. Остальные нововведения имеют чисто косметический характер плюс добавлено несколько удобных интерфейсных функций.
Немного о "железе"
Конечно, о "железе" на NAMM 2006 мы будем писать еще полгода так точно. Ну, а сейчас навскидку я зашел на сайт M-Audio, где узнал, что они представили новый "ламповый" микрофон Sputnik ($699,95), по заверениям производителей, соответствующий по качеству звучания знаменитым-тире- культовым Neumann U47 и AKG C12. А другая новинка — профессиональный студийный монитор из новой EX-серии — EX66 ($699,95 за штуку). Эта модель достаточно неожиданна от M-Audio, поскольку имеет уникальную схемотехнику, предусматривающую два вуфера, один высокочастотный динамик, и при этом данная колонка имеет, помимо аналогового, и цифровой вход 24 бита/192 КГц.
И второй сайт, на который я поспешил зайти — это Focusrite. Ожидания меня не обманули, поскольку эта компания привезла на NAMM новую версию Saffire — аудио/MIDI-интерфейса, теперь уже в FireWire-варианте. Соответственно улучшены практически все технические характеристики (первый Saffire, выпущенный в прошлом году, был USB). Теперь это 24/192, 8 аналоговых каналов на выходе и 4 входа, 2 цифровых SPDIF I/O, MIDI I/O, 2 порта FireWire и т.д.
Подытожим
Как-то эти новые стандарты постоянно появляются, но не претворяются в жизнь. Например, та же шина PCI-E, которой прочили большие перспективы в звуке, но все вертится вокруг обычного PCI, USB и FireWire, причем в последнем случае все очень дорого. А сколько технологических стандартов для плагинов разрабатывалось, хотя основным игроком остается VST, непонятно что с ReWire, DirectX и т.д. Сейчас все начнут в звуковых редакторах работать с сонограммами, а смысл? Все дружно начали объединять РС и Мас'и, а зачем:)? А главный вопрос — зачем столько навороченного софта, когда его компьютеры просто не выдерживают по мощностям? Частоты дискретизации до 384 КГц… Весело, в общем.
Кристофер, christopher@tut.by
Intel-Mac
Итак, пожалуй, самое неожиданное, вернее, непонятное, нововведение начала 2006 года — это появление компьютеров Macintosh, базирующихся на технологиях Intel, до этого позиционировавшихся только на рынке РС-совместимых. По существу, речь идет о возникновении новой платформы, название которой часто обозначают как "PC-based Macintosh":). Честно сказать, я пока себе плохо представляю соединение РС и Мас, поскольку эти две платформы существенно различаются по философии и эстетике. С другой стороны, можно предположить, что в результате предпринимаемых действий возникнет некая общая платформа, стирающая границы между РС и Мас, что поможет, в первую очередь, брэндовым разработчикам софта, а во-вторых — серьезно ударит по главному конкуренту Intel — компании AMD. Кстати, в лагере Intel достаточно много перемен — они впервые за 38 лет существования своей компании сделали глобальное изменение собственных брэндовых знаков, и теперь у них и новый логотип, и новый слоган ("Intel. Leap Ahead" вместо "Intel Inside"). Получается, что сами Intel'овцы готовятся к некоей революции в мире компьютеров. На NAMM Winter 2006 их начинание по соединению двух платформ поддержали две серьезные компании, а именно Steinberg (подразделение Yamaha) и Native Instruments. Соответственно, в скором времени появятся специализированные Cubase, Nuendo, WaveLab, Guitar Rig, Kontakt и Kompakt. Также о поддержке новой платформы заявила компания Ableton, проанонсировав сейчас на выставке Live 5.2 с небольшим количеством обновлений и заявив, что в третьем квартале появится Live 6. Все это поддерживает Intel-Mac-компьютеры. Вообще после анализа ситуации у меня сложилось впечатление, что речь пойдет не о глобальном объединении, а о возникновении третьей промежуточной платформы — не более того. Ну что же, посмотрим.
WaveLab 6
Да-да, известнейший и наипрофессиональнейший звуковой редактор мира вышел в новой, 6-й, версии. В продажу он поступит в феврале этого года по цене 649 евро. В новую версию продукта добавлено очень многое, хотя среди ключевых инноваций можно отметить Spectrum Editor — обычная сонограмма, известная нам по некоторым продуктам типа Cool Edit (Audition). Но Steinberg подает свою новинку несколько по-другому, делая упор на то, что в Spectrum Editor используются мощные фильтры с нелинейной фазой, он хорошо подходит, например, для качественного удаления шума и посторонних звуков. Но напоминаю, что такое представление, как в Spectrum Editor, мы уже могли наблюдать и раньше в других звуковых редакторах, и речь идет об обычной сонограмме. Что касается мастер-секции, то в ней применена новая технология SmartBypass, которая позволяет компенсировать изменения в громкости при работе плагинов и внешних аппаратных эффект-процессоров. Кстати, последние теперь могут подключаться к WaveLab без проблем и использоваться, как и обычные программные модули обработки. Также среди ключевых обновлений стоит выделить новый алгоритм ресэмплинга Crystal Resampler, работающий с частотами дискретизации до 384 КГц, новый алгоритм тайм-стретча и питч-шифтинга (взят у Dirac). В модуле AudioMontage изменено очень многое, и в индикативной и мониторинговой частях используются наработки от K-System известного инженера по мастерингу Боба Каца (Bob Katz).
VST SDK 2.4
Для разработчиков VST-плагинов также есть новости, поскольку вышла новая версия VST Software Development Kit (SDK), а именно 2.4. Причем это имеет прямое отношение и к пользователям, поскольку основное направление, реализованное в VST SDK 2.4 — полноценная поддержка обработки на уровне 64 бит, а также 64-битных платформ. Так что запасайтесь новыми компьютерами и операционными системами.
Cakewalk Rapture
Rapture позиционируется как один из самых мощных современных wavetable-синтезаторов, предназначенных для создания музыки в современных направлениях — таких, как поп, дэнс и электроника. Наворочено там очень много — одних только звуковых программ около 500, а генераторов огибающих, LFO и т.д. — около 40. Выпускаться он будет практически во всех популярных стандартах (DXi, VST, RTAS, AU), а в продажу поступит в феврале по очень даже приемлемой цене — $199.
Помимо этого, Cakewalk представила две программно-аппаратные студии SONAR Power Studio 250 и SONAR Power Studio 660, базирующиеся на интерфейсах Cakewalk SPS-25 24-bit/96 KHz USB и Cakewalk SPS-66 24-bit/192 KHz FireWire и стоящих соответственно €479 и €669. В программной части у них поставляются SONAR 5 Studio Edition и вокальный процессор Roland V-Vocal Variphrase.
IK Multimedia
На NAMM Winter 2006 компания IK Multimedia решила отпраздновать свое 10-летие. Продуктов было представлено достаточно много, и среди них самыми интересными являются USB-интерфейс для подключения гитары к компьютеру со всеми наворотами, взаимодействием с различным ПО и звуковым "железом" — StealthPlug (поступит в продажу только летом — по существу, это обычный USB-аудиоинтерфейс с характеристиками 16 бит/44,1 КГц), мощный студийный ревербератор CSR (Classik Studio Reverb), который, кстати, стоит не мелко ($399/€329) и эмулятор басовых комбиков Ampeg SVX. Естественно, большинство других программ от данного разработчика вышло в обновленных версиях. Что касается высокой цены на CSR, могу сказать, что она является нормальной для 2006 года, и теперь все программы будут стоить гораздо больших денег, чем раньше. Мы об этом уже говорили.
Sony ACID Pro 6
Ну что тут говорить, Vegas превратился в отличнейший аудио/видеоредактор и сейчас может составить достойную конкуренцию Adobe Premiere (для скептиков напомню, что в рамках этого продукта предусмотрено сотрудничество с Corel). А вот ACID превращается в профессиональную многодорожечную аудио/MIDI-программу, причем достаточно далеко уходит от своей первоначальной идеи, а именно программы для ремиксинга. И теперь в 6-м ACID можно записывать многоканальное аудио/MIDI на множество дорожек, использовать на любом треке разные файлы, чего раньше не было, применять пространственное панорамирование в 5.1 и т.д. Среди наиболее интересных добавленных функций стоит отметить новый редактор партий ударных Drum Map Editing. Продукт поступит в продажу уже в марте по цене $499,95. На самом деле, если анализировать рынок, ACID стоит ближе всех к футуристической идее создания программы-автоаранживщика с использованием последних достижений технического совершенства, в том числе и VSTi. А с другой стороны, с рынка уходит великолепная программа для ремиксинга, поскольку Sony уже далеко отошла от первоначальной идеи.
Adobe Audition 2.0
Последнее обновление Audition состоялось в июне 2004 года. Сколько воды за это время утекло? Да, наверное, и не с руки было компании, занимающейся профессиональными графическими и видеопакетами, обновлять еще и звук. Купили — ну и ладно. В принципе, в такой политике есть здравое зерно, поскольку потребители Adobe — люди, в основном, не связанные с профессиональным аудио. Но теперь-то конкуренты наступают на пятки, например, те же самые Sony или Steinberg (в меньшей мере). Причем ситуация для Adobe несколько успокоилась, и теперь можно и Audition заняться, и продать ее оставшимся поклонникам за $349.
Основные нововведения таковы:
. Новый "движок" сведения. Теперь он с очень малыми задержками (Ultra-Low Latency) и не ограничен по количеству треков.
. Поддержка ASIO, VST и ReWire.
. Запись автоматизации (изменения различных параметров и характеристик).
. Компенсация задержек при плагинной обработке.
. Кодер Surround. Продвинутое панорамирование.
. Мониторинг входа в режиме реального времени.
. Многополосный компрессор типа "analog modelling", но от iZotope:).
. Новая индикативная часть для мастеринга — отображение Spectral Pan и Phase.
. Новые возможности в части спектрального отображения. Например, выделение определенных частотных областей по методу "лассо".
. Поддержка формата OGG.
. И так далее…
И тут дилемма. 6-й WaveLab, который стоит практически в два раза дороже, лучше Audition только в алгоритмической части, но в функциональном плане, а также при сравнении AudioMontage (WaveLab) и мультитрековой части Audition конкретно проигрывает Adobe. Но у последних есть минус: у них все вперемешку — я имею в виду профессиональные и чисто рекламные "фишки". Steinberg как-то конкретнее в этом плане, и данной компании не нужно поставлять с программой тысячи 32-битных звуковых сэмплов (loops), внедрять в продукт "analog modelling"-компрессор, причем от iZotope, выпячивать проблемы с линейной фазой при обработке. В общем, противостояние в будущем этих двух программ вполне возможно.
Mackie Tracktion 2.1.0.6
На сайте программы написано: "Если вы попробовали другое ПО для производства музыки и нашли его громоздким, ограниченным и слабо вдохновляющим, то вы зашли по правильному адресу". Я с этим согласен на все 100%. Tracktion является самой современной и легкой в работе профессиональной программой. Проанонсированная в рамках NAMM новая версия Tracktion позволяет использовать MIDI-управление всеми функциями графического интерфейса, причем саму схему управления настраивает пользователь. Остальные нововведения имеют чисто косметический характер плюс добавлено несколько удобных интерфейсных функций.
Немного о "железе"
Конечно, о "железе" на NAMM 2006 мы будем писать еще полгода так точно. Ну, а сейчас навскидку я зашел на сайт M-Audio, где узнал, что они представили новый "ламповый" микрофон Sputnik ($699,95), по заверениям производителей, соответствующий по качеству звучания знаменитым-тире- культовым Neumann U47 и AKG C12. А другая новинка — профессиональный студийный монитор из новой EX-серии — EX66 ($699,95 за штуку). Эта модель достаточно неожиданна от M-Audio, поскольку имеет уникальную схемотехнику, предусматривающую два вуфера, один высокочастотный динамик, и при этом данная колонка имеет, помимо аналогового, и цифровой вход 24 бита/192 КГц.
И второй сайт, на который я поспешил зайти — это Focusrite. Ожидания меня не обманули, поскольку эта компания привезла на NAMM новую версию Saffire — аудио/MIDI-интерфейса, теперь уже в FireWire-варианте. Соответственно улучшены практически все технические характеристики (первый Saffire, выпущенный в прошлом году, был USB). Теперь это 24/192, 8 аналоговых каналов на выходе и 4 входа, 2 цифровых SPDIF I/O, MIDI I/O, 2 порта FireWire и т.д.
Подытожим
Как-то эти новые стандарты постоянно появляются, но не претворяются в жизнь. Например, та же шина PCI-E, которой прочили большие перспективы в звуке, но все вертится вокруг обычного PCI, USB и FireWire, причем в последнем случае все очень дорого. А сколько технологических стандартов для плагинов разрабатывалось, хотя основным игроком остается VST, непонятно что с ReWire, DirectX и т.д. Сейчас все начнут в звуковых редакторах работать с сонограммами, а смысл? Все дружно начали объединять РС и Мас'и, а зачем:)? А главный вопрос — зачем столько навороченного софта, когда его компьютеры просто не выдерживают по мощностям? Частоты дискретизации до 384 КГц… Весело, в общем.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике мультимедиа