Тест бюджетной 5.1 акустики Creative SBS 560

Компания Creative занимает особое место среди производителей звукового оборудования и периферии для компьютера. Продукты под этой маркой всегда отличались качеством исполнения, оригинальным дизайном и довольно высокой стоимостью. Взять, к примеру, недавнюю презентацию X-Fi, не говоря уже о линейке Audigy — данные платы поистине считаются топовыми среди домашних решений. Не менее интересен модельный ряд акустики: при обсуждении на одном из известнейших российских форумов изделия Creative так и называются — "черные колонки".

Действительно, любовь дизайнеров компании к черному цвету бесспорна. Да и сам дизайн всегда новаторский и интересный, без тривиальных и обыденных решений. Комплект поставки на высоте, качество изготовления просто изумительное, и — как следствие — довольно высокая цена. Купить хорошую систему 5.1 от Creative может позволить себе не каждый. А ведь так хочется видеть и — что самое главное — слышать в своей квартире что-то типа GigaWorks ProGamer G500. Тем более, что, как правило, любой продукт несет в себе какое-либо оригинальное техническое решение. Взять хотя бы активную стереоакустику Inspire Monitor M80 со схемой bi-amp, где происходит поканальное усиление различных частот (в нашем случае ВЧ и СЧ+НЧ). Схема позволяет добиться лучших результатов, но дорога в использовании, ведь вместо одного усилителя необходимо сделать уже два, а обычная стереофоническая акустика при этом будет содержать уже четыре полноценных усилительных канала. Для мультимедиа использование bi-amp — большая редкость — как нонсенс можно считать систему Altec Lansing FX6021 с использованием triamping. Компания Creative занимает продуманную позицию и не разменивается на выпуск дешевых low-end- продуктов. Это, конечно, похвально, но забывать про пользователей с ограниченным бюджетом тоже не стоит, тем более, что есть люди, которым не надо больших мощностей и хорошего качества. Именно для них есть несколько относительно недорогих акустических систем. К примеру, Creative SBS 560 (5х6 + 12 Вт), о которой и пойдет речь в данной статье. Честно говоря, нас больше интересовала не акустика, а подход к ее изготовлению. Сохранится ли привычное качество? Что станет с комплектом поставки и "юзабилити" в бюджетном продукте отнюдь не бюджетной марки?

Комплект поставки, внешний вид, конструкция

Сразу хочется отметить, что вся система упакована в очень маленькую по размеру коробку. А все про все весит чуть менее 5 кг. Вот где поистине отпадает проблема доставки покупки домой. Комплект поставки не блещет: в коробке мы обнаружили 5 одинаковых сателлитов, активный сабвуфер, внешний блок питания, проводной регулятор громкости и бумажные инструкции. Все сателлиты выполнены совершенно идентично и отличаются лишь длиной соединительных кабелей: фронт и центральный канал — 2 метра, тыл — 4 метра. Корпуса сделаны из пластика. Закрывающая динамик сетка несъемная. Для более надежной установки снизу каждой колонки есть две небольшие резиновые ножки. Это хорошо сразу по двум причинам: с одной стороны, сателлиты не будут скользить на горизонтальной поверхности, с другой — будут слегка наклонены, т.е. лучше направлены на слушателя. В дне каждой колонки есть прорезь, предполагающая использование подставок, однако их в комплекте нет. Примененные динамики имеют размер 2,75" и сопротивление катушки 4 Ом. Диффузоры изготовлены из тонкого бумажного материала, подвесы тканевые с пропиткой. Магнитная система надежно экранирована. Напротив тыльной стороны диффузора в каждом сателлите есть небольшой кусочек вибродемпфирующего материала — синтепона.

Корпус сабвуфера изготовлен из MDF небольшой толщины. Вуферный динамик закреплен на передней стенке и закрыт несъемной сеткой. Акустическое оформление — фазоинвертор. Диффузор динамика изготовлен из плотной прессованной бумаги. Подвес выполнен из полимера и имеет высокую жесткость. Физический размер головки — 5,25", сопротивление катушки постоянному току — 4 Ом. Магнитного экранирования нет. Сейчас многие производители имеют обыкновение не экранировать низкочастотные динамические головки, т.к. вполне обоснованно склонны полагать, что сабвуфер не будет установлен вблизи ЭЛТ-монитора или телевизора. Фазоинвертор расположен на задней панели и представляет собой пластиковую трубу, аккуратно врезанную в корпус. К слову, уровень надежности при установке фазоинверторов в акустические системы Creative всегда удостаивается похвалы с нашей стороны, поскольку все делается действительно качественно и прочно. Бывает очень досадно, когда трубки плохо приклеены: например, в некоторых экземплярах стереофонических колонок (Microlab SOLO-2 — далеко не дешевая акустика!) они просто-напросто отваливаются спустя год-два безотказной работы. Проблема эта несущественная, но, согласитесь, досадная.

На коммутационной панели расположены выходы на сателлиты в количестве 5 шт., разъем для подачи питания и ручка для отдельного регулирования громкости саба. Как вы уже поняли, сигнальный провод прикреплен к сабвуферу стационарно да еще и совмещен с выносным регулятором громкости, который, к тому же, служит для включения системы. Регулятор расположен примерно на середине кабеля: к выходу звуковой платы идут три провода, объединенные в один шлейф, в сабвуфер входит уже один. Подобные выносные пульты очень удобны, но, поскольку конкретно этот не имеет никаких креплений или даже резиновых ножек, на рабочей поверхности стола он держится неуверенно, а массивные провода просто стягивают его вниз. Поэтому каждому купившему SBS 560 придется придумать, как закрепить регулятор конкретно в его случае. Выносной трансформатор — очередная фишка от Creative. Это позволяет экономить пространство внутри сабвуфера и дает возможность избавиться от части паразитарных наводок на чувствительную электронику. Напряжение стандартное — 12 В, а нагрузочный ток высокий — 2,9 А. По идее, все трансформаторы, питающие акустику, должны обеспечивать запас по мощности, но каждый раз мы сталкиваемся с экономией на этом звене за исключением редких случаев. Особенно если речь идет о бюджетных системах.

Выпрямитель построен на четырех мощных диодах, в качестве фильтра используется емкость на 6800 мкФ. Усилительный тракт изготовлен с применением двух микросхем: TDA8511J и TDA8510J. Обе они прикручены к радиатору охлаждения, роль которого выполняет плоская пластина. Изначально применение такого радиатора может показаться необоснованным, ведь его можно с легкостью заменить ребристым охладителем. Однако здесь пластина выполняет две функции: рассеивает тепло от микросхем и одновременно является экраном для платы электроники, что снижает уровень наводок. Примененные микросхемы оказались довольно редкими — мы с большим интересом изучили их технические описания. Микросхема TDA8510J позволяет реализовать с ее применением стереофонический усилитель 2х13 Вт (один монофонический 26 Вт при мостовом включении). TDA8511J обеспечивает уже 4 канала по 13 Вт (4х13 Вт). Однако 13 Вт эти МС раскачивают на нагрузке 2 Ом при THD=10% — на 4 Ом получается уже 7 Вт при тех же искажениях. Аналоговая обвязка двух микросхем качественная, на плате установлена уйма электронных элементов. Практически все они залиты специальным компаундом — с точки зрения надежности это только плюс.

В целом мы смогли подтвердить вполне ожидаемые факты. Creative обеспечивает хорошее качество изготовления даже для бюджетных моделей. Сборка надежная, дизайн приятный. Но все же ограниченный бюджет не позволил обойтись без явных минусов: сателлиты не имеют подставок, материал корпуса сабвуфера тонковат, крепление выносного регулятора не продумано, сигнальный провод намертво скреплен с сабвуфером. Однако, если спуститься с небес на землю и взглянуть на конкурентов, то мало кто из них сможет предложить лучший набор за подобные деньги, и это несмотря на недешевость креатива.

Субъективное прослушивание, измерения

Надеемся, все понимают, что требовать качественного звучания от набора 5.1 за полсотни долларов не стоит. Пластиковые сателлиты играют сжато и подавленно. Естественно, при таком раскладе и речи быть не может о качественном объемном звуке. Однако громкость крохотных колонок высокая, и даже на максимуме не происходит сильных искажений, а звучание приобретает слегка напряженный оттенок. Сабвуфер не справляется с мягкими и низкими басами. Причем даже несмотря на акустическое оформление типа фазоинвертор саб склонен к сильному бубнению. На максимальной громкости он начинает работать с откровенно высокими нелинейными искажениями. Поэтому поворачивать ручку усиления баса больше, чем на две трети, не стоит.

По снятым характеристикам видно, что низкочастотный динамик воспроизводит частоты почти до полкилогерца. Во-первых, тем самым обеспечивается лучшее перекрытие характеристик; во-вторых, таким образом сабвуфер как бы помогает проиграть частоты, которые должны приходиться на долю сателлитов, но в силу бюджетности им непосильны. Как вариант для прослушивания музыки эти колонки, конечно, не совсем подходят. С кино и игрушками дела обстоят лучше. Для достижения максимального эффекта от этой системы рекомендуем размещать сателлиты на уровне ушей слушателя, не разнося их на большое расстояние. Направленность колонок довольно узкая, поэтому слегка поверните их к себе.

Итоги

Бюджет остается бюджетом, и против него не попрешь. Сделать качественную систему 5.1 за $50-60 долларов еще не удавалось никому. Это скорее начальная стоимость стереоколонок, когда нужно предъявлять повышенные требования к звучанию, да и то в рамках мультимедийного звука. Однако все же компания Creative в очередной раз подтвердила свой статус, т.к. за вышеназванную сумму смогла обеспечить максимум качества. Это и мощный источник питания (причем внешний), и выносной регулятор, и отличное качество изготовления. Конечно, SBS 560 не обладает хорошим качеством воспроизведения музыки, а ее бюджетность ощущается сразу после того, как берешь колонки в руки. Но своих денег эта акустика стоит. Цена комплекта на момент тестировании — 55 у.е.

Василий Запотылок, vasily@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2006 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета