Играющие в войну…

— Вовочка, скажи, куда мы попадем, если будем сверлить Землю на Экваторе?
— В сумасшедший дом...


Перед тем как приступить к повествованию, позволю себе переиначить старый советский анекдот. "Кто бросил ботинок на клавишу Enter?"… Молчание… "Еще раз спрашиваю, кто бросил ботинок на клавишу Enter?"… Американский гость не выдерживает и говорит: "А уот у нас у Амэрикэ…" — "Да хренец уже твоей Америке!!!". Да, речь сейчас пойдет о военных виртуальных симуляторах. Они на самом деле стоят очень близко к компьютерным играм, но еще ближе — к реальным военным действиям. Поэтому простым описанием симуляторов мы не будем ограничиваться…

Эмуляторы ситуаций


Практически сразу после событий 11 сентября и перед вторжением армии США в Афганистан Институт креативных технологий (Institute of Creative Technologies), собравший под своей эгидой армейских стратегов, голливудских режиссеров и ученых из университета Южной Калифорнии, выпустил военный симулятор Mission Rehearsal Exercise. На самом деле он состоит из определенных сценариев, описывающих реальные ситуации, с которыми могут сталкиваться военные. В этих сценариях учтено множество факторов, в числе которых даже предусмотрено общение с коллегами и местным населением. Что касается миссий, то они разнообразны — от военных действий до техногенных и природных катаклизмов. Система является интерактивной, и любое неверное действие может привести к гибели виртуального героя. Местное население и коллеги-сослуживцы также могут вести себя неадекватно. То есть в программе учтены практически все факторы, присущие реальным ситуациям. Что интересно, а американцы не были бы американцами, если бы не сделали это… в общем, несколько сценариев от Mission Rehearsal Exercise были проданы разработчикам компьютерных игр. Что касается последних, то военные прекрасно понимают выгоду от такого симбиоза. Например, вызвавшая множество скандалов за избыточный реализм игра America's Army: Operations, сделанная по принципу Half-Life и Counter-Strike. Ее основным и единственным спонсором выступила армия США, потратив на первоначальную разработку и техническое сопровождение порядка $7 млн (для примера: ровно столько же стоит один танк М1А3). Причем данная игра была доступна для беспланого скачивания и на самом деле это все рассчитывалось не только как PR-акция вооруженных сил США, но и как средство для привлечения новобранцев.

В конце 2002 года Великобритания заявила о создании крупнейшего в мире комплекса, включающего множество взаимодействующих между собой симуляторов, причем для различных родов войск, званий и видов техники. Основной целью британского Combined Arms Tactical Trainer (CATT — "Тактический тренажер боя с использованием различных видов вооружений") является полноценная замена военного лагеря. Согласно описанию с сайта Министерства обороны Великобритании, весь комплекс располагается в "здании протяженностью в два полета футбольного мяча в Уорминстере (Warminster)". Помимо всего прочего, он может взаимодействовать в режиме реального времени с другим аналогичным комплексом, расположенным в Германии (Зеннелагер). Затраты на постройку такого "чуда" немалые — 250 млн фунтов (около $400 млн). А в сумме с немецким — и того больше — 330 млн фунтов. Сам комплекс рассчитан на одновременное участие 700 человек, при этом есть симуляторы штабов (для командиров), боевой техники и техники общего назначения, "пехотные" и т.д. "Играть" можно как против виртуального противника, так и между собой. Сами симуляторы максимально приближены к реальным условиям. Например, предусмотрен режим перегрева двигателя и т.д. Что интересно, сам комплекс CATT строили американские подрядчики, а именно Lockheed Martin Information Systems.

Реальные роботы

Наверняка многие из вас уже слышали о глобальной программе роботизации вооруженных сил США Future Combat Systems. Что же есть на сегодня? На самом деле мы можем говорить о беспилотных самолетах-разведчиках, которые, кстати, активно используются, причем американцы уже нашли возможность выпуска бюджетных моделей примерно по $2 тысячи за штуку. Также достаточно хорошо развилась идея гусеничных роботов-солдат, причем мы можем встретить различные названия, но принцип действия у них одинаков. Помимо этого, существуют автономно управляемые БМП и в ближайшем будущем должны появиться танки. На низшей ступени находятся небольшие гусеничные машины, предназначенные для наземной разведки (типа Talon) и системы обнаружения мин и взрывчатых веществ. Что касается робоавиации, то стоит еще отметить наличие беспилотных бомбардировщиков.

Симбиоз

Роботизация роботизацией, но только военные столкнулись с рядом проблем, в результате чего выделили определенные средства на выпуск дополнительных комплектующих для ремонта поставляемых военных роботов, а также на написание и размножение подробной документации по использованию этих машин. Второе является ключевым, поскольку указывает на неподготовленность военных кадров в этом вопросе, и, хотя он решается буквально за месяцы, нельзя не сказать о той огромной пользе, которую могут принести вооруженным силам компьютерщики, любители игр и всевозможных симуляторов. Они гораздо быстрее обучаются, а также априори уже ознакомлены с азами военной техники. То есть военные действия будущего можно описать как глобальную компьютерную игру, где человек, сидя за РС или Мас'ом, управляет реальной машиной за сотни километров. Но для этих целей нужно решить еще один вопрос — составление трехмерной географической карты местности. Мы уже писали о системах, включающих множество небольших роботов, взаимодействующих между собой и с главным компьютером. Они ездят по определенной местности и составляют ее подробную карту, но это решение не является лучшим, причем на всех иллюстрациях к данному изобретению было показано, что эти роботы передвигаются на колесах, то есть плохо приспособлены к натуральному природному ландшафту. В качестве альтернативы этому можно привести в пример проект Fast 3D City Model Generation.

Fast 3D City Model Generation

Fast 3D City Model Generation разрабатывается в рамках Лаборатории обработки видео и изображений Университета Беркли, и главным спонсором этого проекта является небезызвестное агентство — подразделение Министерства обороны США — DARPA. Что интересно, руководителем разработчиков является женщина, а именно профессор Авиде Захор. И, хотя команда проекта уверяет, что данную систему можно будет применять и в мирных целях, основная задача его — военная. Причем в данном случае несколько видоизменена терминология: вместо "виртуальной реальности" применяется понятие "виртуализированная реальность". Суть системы такова. Центральный компьютер получает данные с беспилотных самолетов и наземных транспортных средств. На них установлены специальные лазерные сканеры и цифровые камеры. Лазерные сканеры нужны для того, чтобы получать точное представление о геометрических параметрах — например, расстояниях, размерах и формах различных объектов. Цифровые камеры необходимы для чисто визуальной части программного обеспечения. То есть с помощью лазеров мы получаем некое скелетообразное представление местности, на которое "натягиваются" изображения с видеокамер. Не так давно прошли первые опыты, в результате которых разработчикам удалось за 4,5 часа составить трехмерную карту центра города Беркли — в сумме получилось подробное отображение около 12 кварталов. На саму съемку как с земли, так и с неба ушло около 25 минут. Все остальное время было потрачено на расчеты и составление программной модели. Естественно, такие результаты не очень устроили Пентагон, которому нужно, чтобы все происходило в режиме реального времени. На это, естественно, потребуются дополнительные средства, которые, скорее всего, незамедлительно будут выделены.

Сумма, которая не меняется

Что бы кто ни говорил, но от перемены мест слагаемых… Что интересно, в комментариях к Fast 3D City Model Generation можно встретить и те, в которых говорится, что данная разработка может хорошо помочь туристическим компаниям и путешественникам по незнакомым городам. Ага, два раза. Прежде, чем она придет к путешественникам, некоторых городов может уже и не стать. Ведь очевидно, что в первую очередь эта система позволит связать оператора военного симулятора с боевым роботом. Натуральный "3D-шутер" — это уже не смешно. Причем, что интересно, многие обозреватели не видят главного, когда пишут о том, что военные симуляторы — это всего лишь игры: по ним трудно научиться реальным военным действиям, и это то же самое, что сдавать на права, готовясь по компьютерным гонкам Formula 1. Но они не видят того, что военные могут так и остаться за этими симуляторами, управляя беспилотной техникой.
Подробнее о Fast 3D City Model Generation можно узнать по адресу: сайт .

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2006 год в рубрике робототика

©1997-2024 Компьютерная газета