Студия звукозаписи — 2006

Итак, 2006-й уже наступил, и все события в самом разгаре. Напомню, что данный статейный сериал "студия звукозаписи — 2006" замышлялся как чисто практический. Итак, приступим…

Как стать мобильным


Я помню те времена, когда мы носили звуковую информацию винчестрами, всегда подстраивались под софт, систему и т.д. На самом деле сейчас есть очень простое решение данной ситуации, о которой, кстати, мы уже писали когда-то, только несколько в другом разрезе. Итак, представьте себе, что у вас есть некий самозагружающийся CD, не требующий от компьютера никаких инсталляций, автоматически настраивающийся под аппаратную систему и способный работать напрямую с USB-накопителем, абсолютно не задействуя винчестер. Именно такой системой является загрузочный диск Studio to Go! от Fervent Software. На нем есть все необходимые программы для работы со звуком (мультитрек, эффекты, инструменты, финальная обработка, мастеринг), и, хотя все базируется на системе Linux, уровень софта близок к Cubase SE и даже выше, что, в принципе, для обычной работы более чем достаточно. В этот софт входит (обновление от 28.11.05):

. Rosegarden 1.2-fervent — аудио/MIDI секвенсор.
. LilyPond 2.6.1 — программа нотации.
. Linux kernel 2.6.13.
. ALSA Sound Drivers.
. Инфраструктура JACK Audio.
. KDE Desktop Environment.
. Mixers: QAMix, HDSPMixer, envy24control.
. QJackCtl.
. Vkeybd.
. Ardour.
. Audacity.
. Rezound.
. Sweep.
. JAMin.
. JACK Time Machine.
. SooperLooper looping sampler.
. FreeWheeling looping sampler.
. K3b CD/DVD burning.
. KAudioCreator.
. XMMS audio player.
. xine video player.
. Effects boxes — Creox, JACK Rack, FreqTweak, QMidiArp.
. Softsynths, FluidSynth-DSSI, QSynth, TiMidity++.
. Hydrogen 0.9.2 + drumkits.
. Hexter DX7 Modeling Synth.
. Aeolus pipe organ synth.
. ALSA Modular Synth.
. ZynAddSubFX additive/subtractive synth.
. Meterbridge.
. LADSPA plugins: CAPS, TAP, SWH, CMT, REV, PVOC, BLOP plugin sets.
. 300 LADSPA plugins, разбиты по категориям.
. Hexter, FluidSynth, XSynth.
. VST plugins: Elogoxa CosmoGirl2K; NovaKill FEARkILLER; DestroyFX Geometer, Scrubby, Skidder, Transverb. Вы можете также использовать VST- плагины с вашего винчестера.

То есть программ на самом деле море, есть CD/DVD burner… да что там говорить — одних плагинов LADSPA триста штук. Studio to Go! не бесплатна, но и не дорога — 45 английских фунтов (USB-накопитель приобретается отдельно, хотя можно работать и с винчестером, но на USB-накопителе очень удобно переносить аудиоданные). Теперь что касается минимальных требований к РС: …Intel/AMD 800 МГц и выше, минимум 256 Мб RAM, если работаете с CD, то места на винчестере не нужно, если хотите это дело инсталлировать, то потребуется около 2 Гб. По звуковым платам: …есть поддержка драйверов Behringer, Creative (все до X-Fi), Digigram (только PCMCIA), Echo, Edirol, Evolution (клавиатуры), M-Audio, RME, Tascam, Terratec. Как вы понимаете, некоторые платы и интерфейсы могут поддерживаться только частично, а полный список можно найти на сайте Fervent Software. Где это особо может быть применимо? В первую очередь, на радиостанциях с частыми ремонтами компьютеров и т.п., офисах, где музыка — не главное, но всегда можно найти свободную "машину", на выездных сессиях с ноутбуком, при демонстрации музыкальных материалов, когда вы приходите к заказчику, а музыкального софта у него нет. И, вообще — очень удобная штука!

Организация концертов с brainspawn forte

brainspawn forte — это великолепная коммутационная программа, позволяющая настроить программные цепи между физическими входами и выходами вашей звуковой платы/интерфейса. Работать с forte очень просто. Допустим, вы гитарист и за неимением примочки хотите использовать что-то типа IK Multimedia Amplitube. Нет ничего проще. Устанавливаете этот плагин на определенный вход и коммутируете его на выход. Удивительной особенностью forte является то, что она позволяет работать с многоканальными платами, то есть вы можете одновременно выстроить цепочки эффектов для вокалиста, гитариста, скрипача, еще кого-нибудь, и все будет работать ОК. Причем есть еще один интересный нюанс: при подготовке перед концертом вы можете настроить баланс прямо в компьютере, поскольку не всегда встречаются залы с хорошим аппаратом или звукорежиссером, "солянки" с множеством живых групп — тоже смертоубийство:), а в собственной студии вы можете предусмотреть баланс заранее, а потом, придя на концертную площадку, просто его подрегулировать. Только перед тем как "не глядя" ставить forte и рассчитывать на него, продумайте возможности своего компьютера. Естественно, одновременно много громоздких плагинов он не потянет.

Звуковые "пады" для игр и кино

Наверное, лучшим вариантом для создания красивого темброфоничного фона на сегодня является Native Instruments Absynth 3, причем это одна из немногих программ-синтезаторов, которая позволяет полноценно работать с 5.1 — для игр и кино, как вы понимаете, это уже стандарт. Также обратите внимание на новинку начала этого года — Spectra от Kjaerhus Audio. В отличие от Absynth, у нее есть одно явное преимущество, а именно новый тип синтеза — морф-синтез, известный нам по синтезаторам Hartmann NEURON (NEURON VS).

В завершение

Я сейчас не буду анонсировать то, что проявится в следующих выпусках "Студии звукозаписи — 2006", хотя очень этого хотелось бы. Просто на данный момент я делаю материалы вперемешку с практической работой, поэтому не могу сказать точно, в каком выпуске что выйдет. Ну, и работайте, собственно. Производите много новых хороших продуктов.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2006 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета