Обзор видеокарты ASUS Extreme N7800 GT

После летних анонсов видеокарт нового поколения — GeForce 7800 GTX и GeForce 7800 GT — и первых результатов их тестов калифорнийская NVIDIA вмиг стала на длительный (по компьютерным меркам) срок "королем горы". Достойный ответ канадская ATI смогла дать только к ноябрю, "родив", наконец, линейку RADEON X1800. Общеизвестно, что довольно долгое время после анонса любой видеокарты класса Hi-End все ее экземпляры по заказу разработчика чипа производятся на одном и том же заводе (или нескольких), а все остальные брэнды только покупают готовые адаптеры, клеят на них свои наклейки, комплектуют, упаковывают и продают под своим именем. И если большинство производителей тихо мирятся с таким положением дел, то такая амбициозная компания, как ASUS, напротив, стремится внести в дизайн изделия хоть что-то от себя, будь-то всего лишь система охлаждения. Вспомните хотя бы то, как еще до официального анонса чипсета i945P в мае фирма уже демонстрировала свой дизайн материнской платы. И это всегда было одним из слагаемых успеха и уважения к фирме.

Технические характеристики


Ничего революционного в архитектуре нового чипа G70 или прежней классификации NVIDIA — NV47 — видеть не приходится. Один только факт, что новый чип совместим по контактам со старым NV45, уже говорит о многом. Процессор изготавливается по отработанному и проверенному на младших чипах для карт поколения 6ххх 0.11 мкм технологическому процессу. Основное изменение — увеличившееся до 24 (6х4) количество пиксельных и до 8 — вершинных конвейеров. Максимально адресуемый объем перспективной видеопамяти GDDR3 SDRAM увеличился до 1 Гб. Поддержка шейдеров версии 3.0, которой может похвастать новое поколение видеокарт ATI, досталась G70 от предшественников серии NVxx. Благодаря оптимизациям чипа по питанию удалось значительно снизить его общее энергопотребление. Добавилась аппаратная поддержка HDTV-Out и некоторых специальных возможностей графической среды грядущей Windows Vista — опций, практическая ценность которых на сегодняшний день стремится к нулю. Графический процессор стал основой для GeForce 7800 GTX — старшего видеодаптера в новой линейке. Для того чтобы получить упрощенную модификацию — GeForce 7800 GT, — предназначенную для более полного захвата Hi-End-сегмента рынка, NVIDIA применила классическую схему урезания. Были отключены четыре пиксельных и один вершинный процессор, а также уменьшены рабочие частоты ядра и видеопамяти.

ATI 
RADEON
X850
XT PE
ATI
Radeon
X1800 XL
NVIDIA
GeForce
6800 Ultra
NVIDIA
GeForce
7800 GT
Графический процессорR480R520NV45G70 (NV47)
Технологический процесс, мкм0.130.090.130.11
Число транзисторов, млн160321222302
Частота работы ядра, МГц540500400400
Тип видеопамяти, ширина шиныGDDR3 
SDRAM 
256 bit
GDDR3
SDRAM 
256 bit
GDDR3
SDRAM 
256 bit
GDDR3
SDRAM 
256 bit
Частота работы памяти, МГц1180100011001000
Пиковая пропускная способность видеопамяти, Gbit/s37.831.335.231.3
Поддержка пиксельных шейдеров2.0b3.03.03.0
Поддержка вершинных шейдеров2.03.03.03.0
Поддержка версии DirectX9.0b9.0c9.0c9.0c
Количество активных пиксельных конвейеров 16161620
Количество текстурных блоков на конвейер1111
Количество вершинных процессоров6867
Теоретическая скорость пиксельного заполнения (Fillrate), Mpx/s8640800064008100


ASUS Extreme N7800 GT

На тестирование видеокарта прибыла в коробке огромных размеров.

В нее запросто можно было бы упаковать две материнские платы форм-фактора Micro ATX (уложив их рядом, а не друг на друга) со всей комплектацией, и, пожалуй, осталось бы еще свободное место. Вообще создается впечатление, что все дизайнеры боксов для видеокарт дружно заболели гигантоманией (или манией величия?). Иначе как объяснить факт постоянного увеличения коробок при практически неизменных габаритных размерах плат? И даже внушительная комплектация продукта этого оправдать не может. В упаковке удалось обнаружить:
· видеокарту ASUS Extreme N7800 GT;
· шнур-переходник VIVO;
· переходник с разъема питания MOLEX на шестиконтактный для видеокарты;
· два переходника DVI to D-Sub;
· 5 CD с драйверами и программами от ASUS и 3 DVD с играми;
· инструкцию по инсталляции драйверов и утилит;
· кейс для дисков.

Наверное, о практической ценности дисков в странах бывшего СССР говорить смысла нет — и так все понятно. Трогательно выглядит факт наличия кейса для комплектных CD: до тех пор, пока не достанешь его из пакетика и не увидишь, что такой же по качеству, только без надписи ASUS, можно купить за несколько долларов на ближайшей барахолке. Инструкция, несмотря на ошибку в слове "Русский" прямо на обложке, переведена неплохо, а все скриншоты и иллюстрации цветные. Переходник, помимо стандартных для VIVO-видеокарт низкочастотных и S-VIDEO входов и выходов, имеет еще и композитный (трехкомпонентный) RGB-выход, который оценят владельцы Hi-End-телевизоров. Внешний вид видеокарты впечатляет. Первое, на что обращаешь внимание, — это ее огромные размеры. Плата настолько длинная, что инженеры ASUS, опасаясь прогиба, установили на нее пластину из нержавеющей стали, служащую ребром жесткости. Устанавливая ускоритель в корпус, начинаешь всерьез опасаться, что его край упрется в корзину с жесткими дисками. В корпусе средних размеров (например, INWIN S-523) до винчестеров остается всего несколько сантиметров.

Большую часть поверхности текстолита с лицевой стороны накрывает система охлаждения. На виду остались только силовые элементы питания. На оборотной стороне платы можно увидеть лишь россыпи резисторов, конденсаторов, микросхем стабилизации напряжения и прочие элементы питания — все это представляет интерес разве что для вольтмоддеров. На панель разъемов выведены два цифровых выхода DVI-I с дополнительными аналоговыми выводами и одно девятиконтактное гнездо для подключения VIVO-переходника.

Налюбовавшись на формы нашей красавицы, достаем отвертку и начинаем препарирование:). Открутив три неприметных винта, можно снять турбину с кожухом из плексигласа, снабженным тонкой металлической крышкой, на лицевой стороне которой красуется надпись "ASUS". С обратной стороны в районе крыльчатки и на краю кожуха можно заметить небольшие кусочки текстолита, на которых установлены ряды сверхъярких синих светодиодов, эффектно подсвечивающих во время работы как саму видеокарту, так и окружающее пространство.

После снятия турбины становится ясно, что система охлаждения видеопамяти и чипа не цельная.
Графический процессор имеет собственный радиатор, целиком выполненный из меди. Для его демонтажа приходится разобраться еще с четырьмя винтами, вкрученными в металлические втулки пластиковой подложки, служащей для исключения перекосов, а также для исключения прогиба платы в районе GPU. Качество полировки подошвы медного охладителя отвратительно. Отчетливо видны следы, оставленные абразивом шлифовального круга, и шероховатость поверхности отчетливо ощущается даже тактильно. На кристалл процессора нанесено умеренное количество белой термопасты.

Радиатор, служащий для охлаждения чипов памяти, изготовлен из алюминия и имеет более сложную конструкцию. К основанию части, накрытой кожухом турбины, приварены тонкие ребра, а в стороне, не имеющей принудительной вентиляции, для увеличения площади поверхности выполнены толстые иглы. 

В целях улучшения теплоотдачи чипов памяти используется подозрительный термоинтерфейс, качество которого еще сомнительней, чем у пресловутой терможвачки. Основу его составляет синтетическая армирующая сеточка, а само вещество напоминает пластик для лепки (похож на пластилин, только хрупкий).

Реализовав охлаждение видеопамяти и GPU с помощью различных радиаторов, разработчики ASUS решили довольно актуальную проблему, когда при применении цельной системы мощный GPU, температура которого может достигать более 80єС, принудительно нагревает и чипы видеопамяти. Все винты, скрепляющие систему, снабжены витыми пружинами, создающими дополнительный натяг в резьбе, что исключает их самопроизвольное откручивание вследствие вибрации. Жаль, но скорость вращения крыльчатки турбины неизменна и довольно велика. Потому система охлаждения перманентно оказывает на пользователя довольно высокое звуковое давление. Такой просчет инженеров — это значительный недостаток. Ну, а на фоне того, что видеокарта, как и все продукты NVIDIA старшего уровня начиная с линейки FX, имеет специальный 2D-режим с пониженными частотами GPU и памяти, данное упущение выглядит вообще нелепо. При этом во время максимальной загрузки графического процессора его температура составила 73єС.

Итак, "раздев" карту, мы видим, что дизайн ее PCB полностью идентичен референсному от NVIDIA. Точнее, плата была явно сделана по заказу самого разработчика чипа, а затем продана ASUS. Текстолит выкрашен в приятный темно-синий цвет. Чипы памяти расположены равномерно полукругом около графического процессора, в результате чего длина дорожки до каждой микросхемы одинакова, что обеспечивает возможность их работы на частотах свыше 1200 МГц. Максимальное количество видеопамяти, предусмотренное дизайном PCB, составляет 256 Мб — ровно столько и установлено на тестируемой карте. Чипы GDDR-3 упакованы в корпуса FBGA. К сожалению, маркировка с микросхем удалена. Местами даже видны ее остатки в виде отдельных цифр, выгравированных на крышке. Для чего производителю понадобилось удалять маркировку — непонятно.

Таким образом, получить какую-либо информацию о производителе или номинальной рабочей частоте чипов не представляется возможным. Для обеспечения работоспособности видеокарты с частотой памяти, прописанной в спецификации 7800 GT, достаточно микросхем, имеющих время выборки 2.0 нс. Почти в самом центре платы на лицевой стороне установлен графический процессор G70 (NV47).

Судя по маркировке, нанесенной на поверхность кремниевой пластины, чип произведен в Корее (естественно, Южной) на 26 неделе (июнь) 2005 года. Надпись GF-7800-GT говорит о том, что в процессоре отключены четыре пиксельных конвейера и один вершинный процессор. К сожалению, чем больше "жестянщики" всего мира пытаются найти способ, которым NVIDIA отключила линии рендеринга, тем больше становится ясно, что снять блокировку вряд ли получится. На данный момент достоверно известно, что пиксельный и вершинный юниты были отключены не путем записи определенных переменных в программируемые регистры, не средствами BIOS, не пережиганием перемычек лазерным лучом и не припаиванием резисторов к определенным контактам. Все эти методы защиты, обойти которые мог любой пользователь, задавшийся целью, остались в прошлом.
Похоже, что число рабочих конвейеров устанавливается каким-то не применявшимся ранее способом сразу после тестирования чипа. Разработчики NVIDIA хорошо поработали для того, чтобы больше не делать таких подарков оверклокерам, как программируемые регистры первых NV4х. Функции VIVO реализованы с помощью чипа Philips 7115. Вообще, если быть точным, микросхема обеспечивает только возможность видеозахвата, а поддержка видеовыхода заложена в самом GPU.

Разгон

Думаю, что всем, кто интересовался архитектурой графического процессора G70, уже известно, что его основные блоки работают на различных частотах. Так, у видеокарты GeForce 7800 GT блоки шейдерный (Shader Unit) и растеризации (ROP) работают на частоте 430 МГц, а блок геометрии (Vertex Unit) — на 470 МГц.

Таким образом, NVIDIA отказалась от политики коммунизма внутри GPU, когда все юниты причесывались под одну гребенку (работали на одних и тех же частотах) — теперь слабые больше не мешают развиваться сильным. Разделение позволяет наиболее полно использовать частотный потенциал каждого блока. Жаль, но независимая регулировка частоты каждого модуля пока не реализована. Так, ROP и Shader Unit тактируются совместно, а для вычисления клокинга Vertex Unit используется фиксированное значение приращения (Geometric delta clock), равное 40 МГц. То есть ROP и Shader Unit имеют собственный кварцевый генератор с рабочей частотой 27 МГц, а результирующие частоты блоков вычисляются с помощью различных множителей, задаваемых драйвером. Тактирование Vertex Unit осуществляется с помощью более совершенного 1 МГц генератора. Такие нововведения NVIDIA на какое- то время вызвали неразбериху в определении клокинга GPU.
Действительно, частота какого блока будет основной для графического процессора? Или теперь вместо привычного соотношения чип/память — 430/1000 МГц — придется писать ряд из четырех цифр — 430/430/470/1000 МГц? Дать однозначный ответ на этот вопрос пока нельзя. Некоторые издания приняли за базовую частоту ROP и Shader Unit, поскольку их значения одинаковы. Но такой подход является довольно спорным, поэтому пока мы будем оперировать всеми четырьмя цифрами, и именно в той последовательности, которая указана выше. Номинальные частоты видеокарты составляют 405/405/439/1002 МГц. GPU удалось разогнать до 459/459/497 МГц. Неплохой результат, но не более того. Система охлаждения отлично справилась с повышением частот модулей GPU, максимальная температура которого увеличилась всего на каких-то 3°С.

Микросхемы памяти проявили способность функционировать при клокинге 1260 МГц. Поскольку мы не знаем для них номинального времени длительности цикла, сложно сказать, хороший ли это результат для данных чипов. В общем же зачете разгон видеопамяти на 26% выше номинальной частоты — результат посредственный.

Тестирование

Использовался стенд следующей конфигурации:
· материнская плата: DFI LANPARTY NF4 SLI-DR (nForce4 SLI);
· процессор: AMD Athlon64 3500 (Venice E6), 2200 МГц (11x200);
· оперативная память: 2 х 512 Мб, DIGMA DDR400 SDRAM (SPD 3.0-4-4-8 200 МГц);
· жесткие диски: Seagate ST3200822AS 200 Гб SATA 7200 об/мин и Seagate ST3120827AS 120 Гб SATA 7200 об/мин;
· блок питания: PowerMan 350 Вт;
· кулер: Spire SP779 В3-1, 3000-6000 об/мин;
· операционная система: Windows XP Professional SP1.
Процессор был разогнан до 2728 МГц, для чего напряжение питания было поднято до 1,55 В. Оперативная память функционировала на частоте 248 МГц с задержками 3-3-3-8 1Т и напряжением 3,1 В. Использовались драйверы видеокарт ATI Catalyst 5.11 и NVIDIA ForceWare 81,85, а также системные драйверы NVIDIA nForce 6.66. В тестировании, помимо нашей сегодняшней героини, принимали участие следующие видеоплаты:
· две PALIT GeForce 6600GT (500/1000 МГц), работающие в SLI-связке;
· ATI RADEON X800 GTO в следующих режимах: номинальном (398/972 МГц) с 12 конвейерами и разогнанном (585/1170 МГц) с 16 активными линиями рендеринга;
· SAPPHIRE RADEON X800 GTO2, работавшая с максимально возможными частотами 529/1204 МГц и 16 активными конвейерами.

Выводы
Думаю, что комментарии по результатам тестов излишни. ASUS Extreme N7800 GT даже без использования разгона идет стабильно впереди во всех тестах из нашего сегодняшнего набора. Поскольку плата N7800 GT изготовлена по заказу самой NVIDIA, производительность видеокарты можно рассматривать с тем же успехом, что и работу эталонной карты GeForce 7800 GT от самого разработчика чипа. Адаптер с легкостью обходит как SLI-связку недавних хитов продаж 6600GT, так и топовое решение прошлого поколения от ATI (с позволения читателя, производительность ATI RADEON X800 GTO, работающей в разогнанном режиме, и ATI RADEON X850 XT PE в номинальном считается приблизительно равной). Сам же продукт ASUS Extreme N7800 GT является решением, оставившим после себя неоднозначные впечатления. Конечно, его можно похвалить за традиционно богатую для изделий ASUS комплектацию. Приятно было наконец-то увидеть систему охлаждения, установленную брэндом, выпустившим карту на рынок, а не набивший уже оскомину радиатор, произведенный подрядчиками NVIDIA с переклеенной наклейкой. Где-то ближе к нулю шкалы впечатлений возникают ощущения от успешности разгона (хотя ASUS здесь не виновата). Ну, а в минусовом секторе у нас оказалась шумная турбина с нерегулируемой угловой скоростью крыльчатки. В общем же зачете ASUS Extreme N7800 GT является хорошим продуктом для геймеров, которые могут позволить себе потратить более $400 на видеокарту.

ASUS 
Extreme 
N7800 GT
405/405/
439/1002 MHz
ASUS 
Extreme 
N7800 GT
459/459/
497/1260 MHz
SAPPHIRE
RADEON
X800 GTO2
529/1204
MHz 16
Pipelines
ATI 
RADEON
X800 GTO
398/972
MHz 12
Pipelines
ATI
RADEON
X800 GTO
585/1170
MHz 16
Pipelines
2xPALIT
GeForce
6600GT
500/1000
MHz
Call of Duty
1024x768x32389449380368413377
1280x1024x32381435350298367310
1600x1200x32356398304242320263
1024x768x32+AA4x+Aniso16x374384277237321270
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x289334209169234197
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x216259160130181150
Far Cry
1024x768x321011281199012886
1280x1024x32951151057911378
1600x1200x32859488619355
1024x768x32+AA4x+Aniso16x879791679564
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x707671497646
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x495955305831
Half-Life 2
1024x768x3212713511299118114
1280x1024x329611196669486
1600x1200x328110884548567
1024x768x32+AA4x+Aniso16x10010785599487
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x687954366546
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x556443294537
Doom 3
1024x768x3211813510173102114
1280x1024x3210212376508096
1600x1200x32849357376074
1024x768x32+AA4x+Aniso16x819859436371
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x617243304647
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x455432223433
The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay 
1024x768x32123139102819194
1280x1024x3210812883567478
1600x1200x32869562395660
1024x768x32+AA4x+Aniso16x10111077527379
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x697453344649
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x556137243638
F.E.A.R.
1024x768x32829167467170
1280x1024x32626948315049
1600x1200x32424732213433
1024x768x32+AA4x+Aniso16x455338254041
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x313727172928
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x192217111816
Serious Sam 2
1024x768x3210212810274101108
1280x1024x329511073609288
1600x1200x32657850386361
1024x768x32+AA4x+Aniso16x546546355552
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x485137244239
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x243023162523
3D Mark 2001SE v.330
1024x768x32260202705825980238192631525781
3D Mark 2003 v3.6
1024x768x32148281676413349103241391515350
1280x1024x3211843133601084280451091511715
1600x1200x329571109498862634388419412
3D Mark 2005 v1.2
1024x768x32686878836491469069366890
1280x1024x32584567175366375055125110
1600x1200x32498657584448304943794205


Александр Гуриненко, chrom@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 2005 год в рубрике железо

©1997-2024 Компьютерная газета