SAPPHIRE RADEON X800 GTO2 256 MB: – трофей для коллекционеров

Путь этой видеокарточки на рынок был тернист. Еще в начале августа в Сети стали появляться новости о скором анонсе ATI RADEON X800 GTO2. Известно было только то, что она будет базироваться на чипе R480 со всеми шестнадцатью 16-ю включенными пиксельными конвейерами. После долгого месяца ожиданий, 15 сентября, состоялся анонс GTO2, действительно основанной на R480, но, как оказалось, с одним отключенным процессором квада. Назревал новый хит оверклокеров – — недорогая видеокарта на R480 с гарантированно работающими шестнадцатью 16-ю линиями рендеринга, четыре 4 из которых, возвращаются в строй простой перепрошивкой BIOS. Но вскоре стало известно, что продукт будет выпускаться в очень ограниченных количествах, поэтому основными его потребителями должны стать, скорее, коллекционеры, чем оверклокеры. Действительно, все обстоятельства говорили о том, что вряд ли мы даже посмотрим на эти карточки вживую. Тем не менее, такой пессимизм был неоправдан. Ведь уже сегодня эту красавицу с надписью "LIMITED EDITION" на борту можно купить в Минске. Конечно, обойти такого "зверя" стороной мы не могли. Потому - — встречайте.

Технические характеристики


ATI 
RADEON X800 
GTO2
ATI 
RADEON X850 
XT PE
NVIDIA
GeForce 
6800
NVIDIA
GeForce
6800
Ultra
Графический процессорR480R480NV41NV45
Технологический процесс, мкм0.130.130.130.13
Число транзисторов, млн160160190222
Частота работы ядра, МГц400540400400
Тип видеопамяти, ширина шиныGDDR3 SDRAM
256 bit
GDDR3 SDRAM
256 bit
DDR-I,
256 bit
GDDR3
SDRAM
256 bit
Частота работы памяти, МГц98611807001100
Пиковая пропускная способность видеопамяти, Gbit/s31.437.822.435.2
Поддержка пиксельных шейдеров2.0b2.0b3.03.0
Поддержка вершинных шейдеров2.02.03.03.0
Поддержка версии DirectX9.0b9.0b9.0c9.0c
Количество активных пиксельных конвейеров12161216
Количество текстурных блоков на конвейер1111
Количество вершинных процессоров6666
Теоретическая скорость пиксельного заполнения (Fillrate), MPixel/s4800864039006400


Проанализировав таблицу, мы снова видим классический пример урезания. От наибыстрейшей карты в линейке - — ATI RADEON X850 XT PE - — GTO2, по большому счету, отличается только одним отключенным процессором квада и рабочими частотами. В остальном - — ничего особенного. Ближайшим ее конкурентом от NVIDIA является, скорее, GeForce 6800 Ultra, чем GeForce 6800. Видеопамять у соперника немного быстрее, но не стоит забывать про разгон, который может с легкостью ликвидировать различия. Хотя, в то же время, не стоит забывать и про еще одно отличие конкурентов, нивелировать которое нельзя ни разблокировкой, ни разгоном - — наличие поддержки шейдеров версии 3.0 у GeForce 6800 и отсутствие таковой у ATI RADEON X800.

SAPPHIRE RADEON X800 GTO2 256 MB

Несмотря на заявленную производителем ограниченность серии с замахом на коллекционность, своим внешним видом видеокарта не поражает – — это все тот же красный текстолит и система охлаждения турбинного типа. Никаких модных тепловых трубок, медных массивов или огромных вентиляторов мы не видим. Ну да ладно, мы ведь не любоваться на нее собрались.

Лицевая сторона почти полностью накрыта радиатором. Справа, на том месте, где у видеокарт с VIVO обычно находится разъем CD-AUDIO, поблескивает голографическая наклейка с логотипом фирмы-изготовителя. Рядом распаян шестиконтактный 6-контактный разъем для подачи ускорителю питания по линии +12 В.
На тыльной стороне платы мы видим алюминиевую пластину, прикрывающую чипы памяти, а также пружину, прижимающую к GPU радиатор. Руки уже чешутся от желания посмотреть, что под этим всем скрывается, поэтому берем отвертку, откручиваем шесть винтов и освобождаем карту от брони. Массивный радиатор имеет довольно сложную конструкцию. В толстое алюминиевое основание впрессована медная пластина, имеющая выступ, контактирующий с кристаллом графического процессора.

Выступ исключает вероятность неплотного прилегания охлаждения к GPU, а его основание хорошо отполировано. Вновь усомнившись в чистоте сознания сборщиков, счищаем вязкую серую термопасту, количества которой хватило бы, чтобы наполнить однограммовый тюбик. В местах контакта с чипами памяти в основании радиатора выполнены приливы. Для улучшения теплопроводности, также применяется термопаста, заменившая привычный губчатый термоинтерфейс, призванный ликвидировать неточности в изготовлении подошвы.

С помощью винтов сбоку крепится пластиковый кожух и крыльчатка турбины, продувающая воздух через густой ряд ребер, смонтированных на основании методом контактной сварки. Причем, ребра необычной формы: они не обрываются сверху, а изгибаются на 90°, что делает их профиль похожим на букву "Г". Таким образом, мы получаем как бы ряд аэродинамических трубок. Для того, чтобы исключить потери и изменения направления потока, вся система прикрыта сверху металлической крышкой с наклейкой, на которой изображен какой-то гуманоид. При анализе системы сразу обращаешь внимание на явный перекос массы теплосъемников чипов памяти. Если тепло от микросхем, расположенных с лицевой стороны, отводит массивный радиатор, то их сестры на стороне тыльной оказались обделены - — им досталась лишь тонкая алюминиевая пластина. Никаких ребер или игл для увеличения площади охлаждаемой поверхности нет. Конечно, часть тепла от пластины все же передается основному охладителю через витки резьбы винтов, скрепляющих всю систему, но площадь контакта при этом слишком мала для эффективного теплоотвода.

Скорость вращения крыльчатки непостоянна, и может меняться как автоматически, в зависимости от температуры GPU, так и вручную. Этот факт, конечно, порадует любителей тишины. Действительно, при работе в 2D-приложениях, турбину можно вообще остановить, сделав систему охлаждения пассивной и потому абсолютно бесшумной, а в тяжелых 3D-режимах разогнать ее до 100%. Но даже в этом случае, издаваемый ей ею уровень шума нельзя назвать высоким. Никаких посторонних звуков, вроде воя подшипников, не слышно, — имеет место лишь шипение воздуха, проходящего через радиатор. Есть у такого охлаждения и один побочный эффект - — разогретый газ, который выбрасывается прямиком в район корзины с винчестерами, повышая их рабочую температуру на 4°-5°С даже в неплохо вентилируемом корпусе. Под неплохо вентилируемым корпусом автором подразумевается INWIN S-523 с 80 мм вентиляторами на вдув и выдув, вращающимися со скоростью 1500 об./мин., и одним 120 мм с переменной скоростью вращения, установленном установленным в блоке питания. Учитывая, что в большинстве обычных системных блоков корзина для жестких дисков, как и в тестовом корпусе, расположена напротив видеокарты, и а, к тому же, они имеют схожую вентиляцию, данный эффект может проявляться и в них. Стоит заметить, что описанная проблема полностью решена только в двухслотовых системах охлаждения, в которых разогретый воздух выбрасывается за пределы корпуса. Под радиатором мы видим вполне стандартный графический процессор R480.

Обычный R480. Все резисторы расположены на своих местах, незамкнутые или пережженные лазером перемычки отсутствуют. Никаких видимых блокировок чипа нет. Хотя, как известно, блокировка конвейеров на R480 никогда такими способами и не осуществлялась. Рабочая частота кристалла, установленного на плату, составляет 398 МГц, что лишь на 2 МГц ниже положенной по спецификациям.

Восемь 32 MB Мб чипов GDDR-3 3-памяти упакованы в корпусы корпуса FBGA и имеют время выборки 1.,6 нс, что примерно соответствует рабочей частоте 625 (1250) МГц. Между тем, в BIOS видеокарты для микросхем задано более скромное значение частоты - — 493 (986) МГц. Что ж, такой подарок от Sapphire не оценит только неблагодарный оверклокер.

Панель разъемов содержит стандартный набор из аналогового VGA, цифрового DVI-I с дополнительными аналоговыми выводами и гнездо S-VIDEO.
На тестирование продукт попал в довольно большом двухсекционном антистатическом пакете, в который были упакованы:
. видеокарта SAPPHIRE RADEON X800 GTO2;
. переходник с разъема питания MOLEX на трехконтактный для видеокарты;
. переходник DVI to D-Sub;
. кабель S-VIDEO;
. кабель RGB.
Похоже, по пути в лабораторию комплект лишился какого-то переходника. Иначе как объяснить наличие в комплекте RGB-кабеля с разъемом типа "тюльпан" на обоих концах?

Разгон

Как было сказано выше, ускоритель GTO2 базируется на чипе R480, один квад конвейеров которого должен быть заблокирован. Поэтому при подготовке к тестированию этого продукта была заготовлена версия BIOS, в которой задействованы все 16 процессоров. Но каково же было удивление, когда у попавшего на тесты образца все они уже были активны.

Нет, это не какая-то специальная версия GTO2. Просто, как оказалось, в карту уже прошили правильную версию BIOS техники фирмы, предоставившей GTO2 на тестирование. В данном случае ребята просто удовлетворили свой здоровый интерес к новому продукту. Но ведь не исключено, что, если бы карта не была столь редкой, может быть, особо любезные продавцы стали бы проделывать эту операцию за пользователя (ведь большая их часть вряд ли решиться прошивать чужую BIOS в свою любимицу). Оставалось бы только написать в прайс-листах, что-то вроде "SAPPHIRE RADEON X800 GTO2 OVERCLOCKED (или UNLOCKET) EDITION", и неплохое средство привлечения покупателей было бы готово. Конечно, где-нибудь в ближнем и дальнем зарубежье этот трюк не прошел бы, но в условиях нашего дикого рынка - — вполне. Но оставим размышления на вольные темы.

Итак, поскольку все 4 процессора квадов были разблокированы, мне ничего не оставалось делать, кроме как банально разогнать попавший на тестирование экземпляр. Жаль, но выдающимися полученные результаты назвать нельзя. GPU "расписался" в своей неспособности работать на частотах выше 529 МГц, засыпая экран артефактами в тесте Mother Nature из пакета 3DMark 2003 при превышении данного значения. Сравните этот результат с тем, который нам показал, как принято считать, менее предпочтительный для оверклокера R423, запустившийся при клокинге 585 МГц. (№КГ в котором была публикация). Конечно, стоит заметить, что результаты разгона любого процессора могут очень сильно зависеть от партии, недели выпуска, наличия или отсутствия, а так же номиналов элементов питания, дизайна печатной платы, системы охлаждения и еще многих других факторов. Тем более, что анализ результатов разгона этих чипов свидетельствует об обратном: R480 всегда впереди. Похоже, что в результате рокового стечения обстоятельств в X800 GTO, протестированной в прошлый раз, нам попался один из сильнейших представителей R423, а в сегодняшней X800 GTO2 оказался слабый R480. Видеопамять, несмотря на неплохую систему охлаждения, также ничем особенным не порадовала. Более того, чипы не смогли работать даже на своей номинальной частоте 625 (1250) МГц, соответствующей времени цикла, указанному на корпусах, демонстрируя выбитые полигоны в играх уже после 602 (1204) МГц.

Тестирование

Для чистоты эксперимента, помимо тестов в номинальном и разогнанном режимах, видеокарта была протестирована еще и с прошитой версией BIOS эталонной GTO2, в которой, как и положено, были заблокированы четыре конвейера.

В качестве стенда использовался компьютер следующей конфигурации:
. материнская плата: DFI LANPATY NF4 SLI-DR (nForce4 SLI);
. процессор: AMD Athlon64 3500 (Venice E6), 2200 ГГц (11 x 200);
. оперативная память: 2 х 512 MBМб, DIGMA DDR400 SDRAM (SPD 3.0-4-4-8 200 MHzМГц);
. жесткие диски: Seagate ST3200822AS 200 GB Гб SATA 7200 об./мин. и Seagate ST3120827AS 120 GB Гб SATA 7200 об./мин.;
. блок питания: PowerMan 350 Вт;
. кулер: Spire SP779 В3-1, 3000-6000 об./мин.;
. операционная система: Windows XP Professional SP1.

Процессор был разогнан до 2728 МГц, для чего напряжение питания было поднято до отметки 1.,55 В. Оперативная память функционировала на частоте 248 МГц с задержками 3-3-3-8 1Т и напряжением 3.,1 В. При тестировании использовались драйверы видеокарт ATI Catalyst 5.11 и NVIDIA ForceWare 81.85, а также системные драйверы NVIDIA nForce 6.66. В качестве конкурирующего решения мы будем снова использовать GeForce 6600GT PCI-E (500/1000 МГц) 128 MbМб. GeForce 6800 ULTRA в Минске по-прежнему не достать. И кто при этом скажет, что GTO2 для этой карты – — конкурент только в лабораториях журналистов, а не на рынке?

При первом же взгляде на диаграммы результаты тестов становится понятно, что наша сегодняшняя героиня даже после разблокировки и разгона работает заметно медленнее, чем разогнанная ATI RADEON X800 GTO с 16 активными конвейерами рендеринга при значительно большей достигнутой частоте GPU. Что же касается режима с одним блокированным процессором квада, то здесь обе карты идут вровень, что, впрочем, неудивительно - — ведь все ТТХ этих видеокарт, за исключением немного большей номинальной частоты видеопамяти у GTO2, совпадают. При этом разница в 1-2 fps обусловлена немного большей номинальной частотой памяти GTO2.

SAPPHIRE
RADEON
X800 GTO2
398/
986
MHz 12
Pipelines
SAPPHIRE
RADEON
X800 GTO2
398/
986
MHz 16
Pipelines
SAPPHIRE
RADEON
X800 GTO2
529/
1204
MHz 16
Pipelines
ATI
RADEON
X800 GTO
398/
972
MHz 12
Pipelines
ATI
RADEON
X800 GTO
585/
1170
MHz 16
Pipelines
2xPALIT
GeForce
6600GT
500/
1000
MHz
Call of Duty
1024x768x32370371380368413377
1280x1024x32302311350298367310
1600x1200x32247256304242320263
1024x768x32+AA4x+Aniso16x239229277237321270
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x171170209169234197
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x133129160130181150
Far Cry
1024x768x3290971199012886
1280x1024x3280851057911378
1600x1200x32636988619355
1024x768x32+AA4x+Aniso16x687491679564
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x515771497646
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x324355305831
Half-Life 2
1024x768x3210010711299118114
1280x1024x32688096669486
1600x1200x32566784548567
1024x768x32+AA4x+Aniso16x616985599487
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x394354366546
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x323443294537
Doom 3
1024x768x32738410173102114
1280x1024x32516076508096
1600x1200x32384457376074
1024x768x32+AA4x+Aniso16x454759436371
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x333443304647
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x242532223433
The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay
1024x768x328187102819194
1280x1024x32556683567478
1600x1200x32404762395660
1024x768x32+AA4x+Aniso16x535977527379
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x354053344649
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x252937243638
F.E.A.R.
1024x768x32465267467170
1280x1024x32323648315049
1600x1200x32212432213433
1024x768x32+AA4x+Aniso16x252738254041
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x171927172928
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x111317111816
Serious Sam 2
1024x768x32748210274101108
1280x1024x32615773609288
1600x1200x32383550386361
1024x768x32+AA4x+Aniso16x363546355552
1280x1024x32+AA4x+Aniso16x252637244239
1600x1200x32+AA4x+Aniso16x171823162523
3D Mark 2001SE v.330
1024x768x32237992437425980238192631525781
3D Mark 2003 v3.6
1024x768x32103041113113349103241391515350
1280x1024x32802289311084280451091511715
1600x1200x32629571038862634388419412
3D Mark 2005 v1.2
1024x768x32471052116491469069366890
1280x1024x32381142835366375055125110
1600x1200x32300535454448304943794205


Выводы

Вывод напрашивается сам собой: SAPPHIRE RADEON X800 GTO2 256 MB – — отличная заготовка для изготовления X850 XT PE. Небольшая доработка в виде прошивки "правильной" BIOS и повышения рабочих частот – — вот и вся работа. С этим справится даже начинающий оверклокер. Более того, если после предварительных тестов становится ясно, что ваш экземпляр X800 GTO способен работать на частотах X850 XT PE, можно просто прошить BIOS от этого адаптера и даже не заморачиваться организацией разгона. Остается только надеяться, что, несмотря на ограниченность серии, SAPPHIRE RADEON X800 GTO2 256 MB не исчезнет из продажи слишком быстро.

Александр Гуриненко, chrom@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 2005 год в рубрике железо

©1997-2024 Компьютерная газета