Радиопрограммы и профессиональный подкастинг своими руками
Неудивительно, что эта тема стала сейчас актуальной: во-первых, каждый интернетчик может позволить себе создать свое собственное онлайн-радио, во-вторых, сейчас начало набирать популярность такое новое течение, как подкастинг (PodCasting). Если объяснять его суть простыми словами — вы можете скачивать с любимого сайта ежедневно обновляемый mp3-файл с новостями либо находить новые, копировать себе в плейер и… вперед, слушайте на здоровье необходимую информацию с комментариями специалистов. Причем компьютер может скачивать все обновления в автоматическом режиме, например, когда вы спите или занимаетесь другими делами. То есть на радио и ТВ говорят, что все новости вы можете прочитать на их сайте, а на специализированных сайтах указывают, что все новости есть в виде mp3-файла, который можно послушать по дороге на работу. Вообще удобно: если новость неинтересна, ее можно промотать, а если интересна, то прослушать сколь угодно много раз. Понятно, что это течение сейчас держится больше на энтузиазме, и первые реализации достаточно далеки от качественного уровня. Поэтому, дорогие креативщики, позволю себе дать вам несколько полезных профессиональных рекомендаций для того, чтобы ваши продукты смогли приобрести коммерческий лоск.
Подготовка программы
Итак, программой мы будем называть некий целостный продукт, будь то выпуск новостей или же любая другая тематическая подборка информации. Первое, что нужно понимать — каждая программа подразумевает определенную структуру, причем близкую к той, которую мы слышим на обычных FM- станциях. То есть все должно быть достаточно стандартным — упаковка, включающая заставки, перебивки и фоновую музыку, и информация, которая зависит только от вас. В собранном виде должен получиться законченный целостный продукт, и, например, большинство FM-станций выпускают оный в коммерческом, доступном рядовому слушателю, формате, который достаточно долгое время отшлифовывался на многих западных радиостанциях. Поэтому именно FM-формат (имеется в виду структура построения) нужно брать за основу, а каждому элементу программы следует уделять пристальное внимание. Самый большой труд обычно необходим во время создания упаковки — придумываются и записываются заставки, перебивки и фоновая музыка. Причем лучше их не брать с CD любимой группы во избежание будущих проблем с авторскими правами, а сделать самостоятельным образом. Если нет таких возможностей, можно привлечь и знакомых музыкантов или найти кого-нибудь в Интернете (там много лоботрясов ходит:)). Требования к заставкам и перебивкам небольшие: минимальность, краткость, запоминаемость, качество. Запоминаемость можно сделать разными способами, используя либо мелодию из трех-четырех нот, либо выразительно сказанную фразу (например, название программы или ее рубрики). В качестве фоновой музыки лучше использовать инструментальные композиции, где нет явных вокалов, иначе они могут мешать голосу ведущего (диктора). Фоновая музыка нужна и важна, поскольку создает некую ауру вашей программы. Причем достаточно ее просто слегка обозначить, и она все равно будет работать на чисто психологическом уровне, по типу того, как объяснены маскирующиеся объекты в психоакустике (Dolby). В общем, не буду грузить — фон нужен.
Обработка голоса
За всю свою достаточно большую практику я встречал лишь несколько людей с идеальной дикцией. Поэтому, если вы записали свой голос и сравнили его с теми, что звучат на FM-радио — не стоит отчаиваться — все исправимо. Единственное, что нельзя поправить — это неправильные ударения. Часто возникают проблемы именно с этим, посему нужно прибегнуть к использованию специальной литературы, которая есть в продаже. Как записать голос? Нужен обычный компьютер со звуковой картой, программа-аудиоредактор и микрофон. В качестве звуковой платы подойдет и кодек АС'97. Микрофон можно использовать обычный динамический, не обязательно специализированный и дорогой. Что касается ПО, то радийщики заслуженно любят программу Sound Forge, и все дальнейшие объяснения мы будем строить на ее базе. Перед записью нужно откалибровать значение DC Offset и поставить на автомат функцию DC Adjust (это все есть в окне Record). Уровень записи нужно выставлять максимально возможным, но он не должен превышать предельного значения, иначе получатся излишние искажения, которые нельзя исправить впоследствии. Записав файл, необходимо произвести нормализацию его уровня по пиковым значениям (Peak Level) и удалить шум с помощью специального плагина (наиболее популярный — Waves X-Noise).
Итак, голос у вас записан. Как я уже говорил, радийщики в подавляющей своей массе любят программу редактирования звука Sony Sound Forge. В ней вручную (самый лучший и правильный метод) вы удаляете из голосового трека элементы дыхания, большие промежутки тишины между словами или предложениями. Плохие элементы дикции также поправляются обрезанием длительности неправильных звуков, использованием функций fade in/out, обычным копированием наиболее удачных вариантов произношения. Например, очень часто у некоторых дикторов пропадает предлог "в" или сливается со следующим словом и т.д. В некоторых случаях резонно существенно понизить c помощью эквалайзера уровень частоты 90 Гц для того, чтобы звуки "б" и "п" не были взрывными. И так слово за словом… Для новичков эта работа является достаточно кропотливой и долгой, хотя со временем обработка голосового трека будет занимать считаные минуты. Причем, садясь за Sound Forge, изучите для каждой используемой функции соответствующие им горячие клавиши и постарайтесь делать все с их помощью. Сначала это немного трудно, но потом вы увидите, что такой вариант гораздо быстрее, чем беганье курсором мыши по всему интерфейсу. Итак, голос обработан, вернее, отредактирован текст. Теперь необходимо добавить динамику. Для этого нужно несколько ускорить трек, сохраняя форманты и текущий тембр голоса. Лучше всего подойдет качественный стретч-софт типа Prosoniq TimeFactory. Для чего нужно это ускорение? Если вы не имеете больших дикторских навыков, то ваше монотонное медленное чтение может погрузить слушателей в сон независимо от того, перебиваете вы это все вставками а-ля Metallica или подложили динамичную фоновую музыку. Подача информации должна быть изначально активной. В варианте записных программ очень многие этим пользуются — имеется в виду, небольшим ускорением. Итак, сохраняете файл и переходите в режим конструктора.
Сборка программы. Шаблон
Да простят меня бывшие коллеги по радийному цеху, ничего более простого, чем сборка радиопрограмм, нет, и это может осилить любой школьник, знакомый с компьютером. Самое главное — иметь готовый шаблон, в котором уже загружены все заставки, перебивки, фоновая музыка, эффект- процессоры. Автору программы нужно загрузить в него только новый голосовой трек и расставить все в необходимом порядке. Но где этот шаблон взять? Лучше создать самому, один раз и на долгие годы. Сделать это можно практически в любой мультитрековой программе, где есть возможность подключения плагинов на каждый трек по отдельности (Track FX) и на общий мастер-выход (Master FX), а также имеются огибающие (envelopes) громкости для каждого трека. В данном случае рекомендуется использовать программу от той же Sony — Vegas (можно старой и/или урезанной версии). Во всех треках в Track FX там уже на автомате стоит обнуленный по значениям эквалайзер.
Создание программы в Sony Vegas
Создаем новый файл. Загружаем все потреково: голос, заставки/перебивки и фон. Расставляем все по времени. Голосовой трек (т.е. файл в нем) вступает сразу же после заставки и воспроизводится одновременно вместе с фоновой подкладкой. Очень хорошо, если заставка уместно перетекает в фон, уровень громкости которого на старте плавно понижается огибающей. Во время звучания голоса фоновый трек должен иметь уровень, пониженный примерно на -13 — -20 дБ (делается огибающими, выбирается в зависимости от громкости файла-фона и ваших предпочтений), а также эквалайзером нужно сделать "ямку" в частотном диапазоне от 1 до 3 КГц (у фона) для того, чтобы голос был максимально прослушиваемым. На голосовой трек следует применить отдельную обработку деэссером (понижение уровня свистящих и шипящих), эквалайзером и компрессором (т.е. включить их в Track FX). Наилучшим вариантом на сегодня являются плагины Waves De-Esser, Focusrite Saffire EQ и Comp (пресеты — Vocal). За их неимением можно воспользоваться чем-то из стандартного набора Vegas. Таким образом, вы выбираете оптимальные настройки для вашего голоса, которые всегда будут использоваться при создании следующих программ. То есть вы сделали первоначальный шаблон. Но он еще не совсем закончен — нужна финальная обработка, которую мы включим в Vegas'е в рамках Master FX. Финальная обработка применяется большей частью для объективного увеличения общей громкости, а также уравнивания громкостей всех элементов. Обычно для этих целей используются программы-максимайзеры типа Waves L1/L2/L3 Ultramaximizer и WaveArts FinalPlug (кстати, есть и бесплатные варианты максимайзеров) или же многополосные компрессоры/лимитеры типа Waves L3 Multimaximizer и WaveArts Multidynamics. Для придания мягкости звучания в цепи Master FX перед ними можно поставить ревербератор типа WaveArts MasterVerb с очень малым процентом микса (уровнем присутствия эффекта). Нередко можно встретить варианты, когда в Master FX подключается плагин iZotope Ozone, в котором есть эквалайзер, компрессор, максимайзер, ревербератор, эксайтер и так далее в одном комплекте. Но все же он больше музыкальный, нежели радийный. После проведенных настроек готовая программа экспортируется в обычный WAV-файл, который потом загружаем в Sound Forge, где в модуле Normalize проверяем значение RMS. В принципе, достаточно, чтобы оно находилось в диапазоне от -11 до -8 дБ. Если такового не достигнуто, то опять возвращаемся к мультитреку (Vegas) и перенастраиваем максимайзеры в MasterFX, понижая значение параметра Threshold, либо, что хуже, используем еще одну обработку максимайзером, но уже в Sound Forge. Теперь файл готов, и его можно конвертировать в различные форматы сжатия.
Подытожим о шаблоне
Давайте в виде последовательного списка структурируем порядок первоначальных действий по созданию шаблона вашей программы:
1. Подготовка заставок, перебивок, фоновой музыки — это творчество.
2. Запись пробного текста в Sound Forge, настройка уровня и DC Adjust.
3. Нормализация уровня в записанном файле.
4. Удаление шума в нем.
5. Исправления в прочтенном тексте (вручную).
6. Понижение на 90 герцах эквалайзером.
7. Сохранение голосового файла.
8. Создание нового файла — проекта программы в Vegas. Загрузка в него всех заставок, перебивок и фонов.
9. Для трека, на котором расположен файл фона, в эквалайзере Track FX делается небольшая "ямка" в диапазоне от 1 до 3 КГц.
10. Загружаем голосовой файл в отдельный трек.
11. Расставляем все элементы (заставки, перебивки, фон, голос) в нужном порядке. На треке фона используем огибающую громкости (Envelope -> Volume). Понижаем уровень громкости фонового трека.
12. В цепь обработки (Track FX) голосового трека загружаем три плагина: деэссер, эквалайзер, компрессор, — в указанном порядке. Настраиваем их. 13. В Master FX загружаем максимайзер, выбираем пресет типа CD Master.
14. Экспортируем готовый файл программы в WAV, а сам мультитрековый файл проекта сохраняем как шаблон-образец. В дальнейшем в него будут загружаться любые голосовые треки, а все элементы будут просто переставляться.
15. Готовый WAV-файл проверяем на значение RMS в программе Sound Forge (окно Normalize). Это значение должно находиться в диапазоне от -11 до -8 дБ.
Все, шаблон готов и может использоваться для всех последующих программ.
В будущее…
На данный момент мы обсудили вариант создания качественных именно записных программ. Для эфира в режиме реального времени используются несколько другие технологии и софт. Если хотите — напишите, и мы обсудим и эту сторону вопроса. А вообще разворачивающаяся ситуация мне очень нравится. Например, когда я делал материал по истории трип-хопа, то среди множества статей нашел несколько готовых программ в МР3, где не только обо всем подробно рассказывалось, но и звучали фрагменты композиций и объяснялась суть того или иного понятия либо термина. Кстати, к программе Sony Vegas сейчас вообще нужно присматриваться очень серьезно. Она, например, очень часто используется для создания и озвучки всевозможных видеоуроков (Video Tutorials) и тому подобного с последующей возможностью компоновки полноценного DVD. Возможно, под ее эгидой и начнется полноценный радио/видео/ТВ-Интернет будущего.
Кристофер, christopher@tut.by
Подготовка программы
Итак, программой мы будем называть некий целостный продукт, будь то выпуск новостей или же любая другая тематическая подборка информации. Первое, что нужно понимать — каждая программа подразумевает определенную структуру, причем близкую к той, которую мы слышим на обычных FM- станциях. То есть все должно быть достаточно стандартным — упаковка, включающая заставки, перебивки и фоновую музыку, и информация, которая зависит только от вас. В собранном виде должен получиться законченный целостный продукт, и, например, большинство FM-станций выпускают оный в коммерческом, доступном рядовому слушателю, формате, который достаточно долгое время отшлифовывался на многих западных радиостанциях. Поэтому именно FM-формат (имеется в виду структура построения) нужно брать за основу, а каждому элементу программы следует уделять пристальное внимание. Самый большой труд обычно необходим во время создания упаковки — придумываются и записываются заставки, перебивки и фоновая музыка. Причем лучше их не брать с CD любимой группы во избежание будущих проблем с авторскими правами, а сделать самостоятельным образом. Если нет таких возможностей, можно привлечь и знакомых музыкантов или найти кого-нибудь в Интернете (там много лоботрясов ходит:)). Требования к заставкам и перебивкам небольшие: минимальность, краткость, запоминаемость, качество. Запоминаемость можно сделать разными способами, используя либо мелодию из трех-четырех нот, либо выразительно сказанную фразу (например, название программы или ее рубрики). В качестве фоновой музыки лучше использовать инструментальные композиции, где нет явных вокалов, иначе они могут мешать голосу ведущего (диктора). Фоновая музыка нужна и важна, поскольку создает некую ауру вашей программы. Причем достаточно ее просто слегка обозначить, и она все равно будет работать на чисто психологическом уровне, по типу того, как объяснены маскирующиеся объекты в психоакустике (Dolby). В общем, не буду грузить — фон нужен.
Обработка голоса
За всю свою достаточно большую практику я встречал лишь несколько людей с идеальной дикцией. Поэтому, если вы записали свой голос и сравнили его с теми, что звучат на FM-радио — не стоит отчаиваться — все исправимо. Единственное, что нельзя поправить — это неправильные ударения. Часто возникают проблемы именно с этим, посему нужно прибегнуть к использованию специальной литературы, которая есть в продаже. Как записать голос? Нужен обычный компьютер со звуковой картой, программа-аудиоредактор и микрофон. В качестве звуковой платы подойдет и кодек АС'97. Микрофон можно использовать обычный динамический, не обязательно специализированный и дорогой. Что касается ПО, то радийщики заслуженно любят программу Sound Forge, и все дальнейшие объяснения мы будем строить на ее базе. Перед записью нужно откалибровать значение DC Offset и поставить на автомат функцию DC Adjust (это все есть в окне Record). Уровень записи нужно выставлять максимально возможным, но он не должен превышать предельного значения, иначе получатся излишние искажения, которые нельзя исправить впоследствии. Записав файл, необходимо произвести нормализацию его уровня по пиковым значениям (Peak Level) и удалить шум с помощью специального плагина (наиболее популярный — Waves X-Noise).
Итак, голос у вас записан. Как я уже говорил, радийщики в подавляющей своей массе любят программу редактирования звука Sony Sound Forge. В ней вручную (самый лучший и правильный метод) вы удаляете из голосового трека элементы дыхания, большие промежутки тишины между словами или предложениями. Плохие элементы дикции также поправляются обрезанием длительности неправильных звуков, использованием функций fade in/out, обычным копированием наиболее удачных вариантов произношения. Например, очень часто у некоторых дикторов пропадает предлог "в" или сливается со следующим словом и т.д. В некоторых случаях резонно существенно понизить c помощью эквалайзера уровень частоты 90 Гц для того, чтобы звуки "б" и "п" не были взрывными. И так слово за словом… Для новичков эта работа является достаточно кропотливой и долгой, хотя со временем обработка голосового трека будет занимать считаные минуты. Причем, садясь за Sound Forge, изучите для каждой используемой функции соответствующие им горячие клавиши и постарайтесь делать все с их помощью. Сначала это немного трудно, но потом вы увидите, что такой вариант гораздо быстрее, чем беганье курсором мыши по всему интерфейсу. Итак, голос обработан, вернее, отредактирован текст. Теперь необходимо добавить динамику. Для этого нужно несколько ускорить трек, сохраняя форманты и текущий тембр голоса. Лучше всего подойдет качественный стретч-софт типа Prosoniq TimeFactory. Для чего нужно это ускорение? Если вы не имеете больших дикторских навыков, то ваше монотонное медленное чтение может погрузить слушателей в сон независимо от того, перебиваете вы это все вставками а-ля Metallica или подложили динамичную фоновую музыку. Подача информации должна быть изначально активной. В варианте записных программ очень многие этим пользуются — имеется в виду, небольшим ускорением. Итак, сохраняете файл и переходите в режим конструктора.
Сборка программы. Шаблон
Да простят меня бывшие коллеги по радийному цеху, ничего более простого, чем сборка радиопрограмм, нет, и это может осилить любой школьник, знакомый с компьютером. Самое главное — иметь готовый шаблон, в котором уже загружены все заставки, перебивки, фоновая музыка, эффект- процессоры. Автору программы нужно загрузить в него только новый голосовой трек и расставить все в необходимом порядке. Но где этот шаблон взять? Лучше создать самому, один раз и на долгие годы. Сделать это можно практически в любой мультитрековой программе, где есть возможность подключения плагинов на каждый трек по отдельности (Track FX) и на общий мастер-выход (Master FX), а также имеются огибающие (envelopes) громкости для каждого трека. В данном случае рекомендуется использовать программу от той же Sony — Vegas (можно старой и/или урезанной версии). Во всех треках в Track FX там уже на автомате стоит обнуленный по значениям эквалайзер.
Создание программы в Sony Vegas
Создаем новый файл. Загружаем все потреково: голос, заставки/перебивки и фон. Расставляем все по времени. Голосовой трек (т.е. файл в нем) вступает сразу же после заставки и воспроизводится одновременно вместе с фоновой подкладкой. Очень хорошо, если заставка уместно перетекает в фон, уровень громкости которого на старте плавно понижается огибающей. Во время звучания голоса фоновый трек должен иметь уровень, пониженный примерно на -13 — -20 дБ (делается огибающими, выбирается в зависимости от громкости файла-фона и ваших предпочтений), а также эквалайзером нужно сделать "ямку" в частотном диапазоне от 1 до 3 КГц (у фона) для того, чтобы голос был максимально прослушиваемым. На голосовой трек следует применить отдельную обработку деэссером (понижение уровня свистящих и шипящих), эквалайзером и компрессором (т.е. включить их в Track FX). Наилучшим вариантом на сегодня являются плагины Waves De-Esser, Focusrite Saffire EQ и Comp (пресеты — Vocal). За их неимением можно воспользоваться чем-то из стандартного набора Vegas. Таким образом, вы выбираете оптимальные настройки для вашего голоса, которые всегда будут использоваться при создании следующих программ. То есть вы сделали первоначальный шаблон. Но он еще не совсем закончен — нужна финальная обработка, которую мы включим в Vegas'е в рамках Master FX. Финальная обработка применяется большей частью для объективного увеличения общей громкости, а также уравнивания громкостей всех элементов. Обычно для этих целей используются программы-максимайзеры типа Waves L1/L2/L3 Ultramaximizer и WaveArts FinalPlug (кстати, есть и бесплатные варианты максимайзеров) или же многополосные компрессоры/лимитеры типа Waves L3 Multimaximizer и WaveArts Multidynamics. Для придания мягкости звучания в цепи Master FX перед ними можно поставить ревербератор типа WaveArts MasterVerb с очень малым процентом микса (уровнем присутствия эффекта). Нередко можно встретить варианты, когда в Master FX подключается плагин iZotope Ozone, в котором есть эквалайзер, компрессор, максимайзер, ревербератор, эксайтер и так далее в одном комплекте. Но все же он больше музыкальный, нежели радийный. После проведенных настроек готовая программа экспортируется в обычный WAV-файл, который потом загружаем в Sound Forge, где в модуле Normalize проверяем значение RMS. В принципе, достаточно, чтобы оно находилось в диапазоне от -11 до -8 дБ. Если такового не достигнуто, то опять возвращаемся к мультитреку (Vegas) и перенастраиваем максимайзеры в MasterFX, понижая значение параметра Threshold, либо, что хуже, используем еще одну обработку максимайзером, но уже в Sound Forge. Теперь файл готов, и его можно конвертировать в различные форматы сжатия.
Подытожим о шаблоне
Давайте в виде последовательного списка структурируем порядок первоначальных действий по созданию шаблона вашей программы:
1. Подготовка заставок, перебивок, фоновой музыки — это творчество.
2. Запись пробного текста в Sound Forge, настройка уровня и DC Adjust.
3. Нормализация уровня в записанном файле.
4. Удаление шума в нем.
5. Исправления в прочтенном тексте (вручную).
6. Понижение на 90 герцах эквалайзером.
7. Сохранение голосового файла.
8. Создание нового файла — проекта программы в Vegas. Загрузка в него всех заставок, перебивок и фонов.
9. Для трека, на котором расположен файл фона, в эквалайзере Track FX делается небольшая "ямка" в диапазоне от 1 до 3 КГц.
10. Загружаем голосовой файл в отдельный трек.
11. Расставляем все элементы (заставки, перебивки, фон, голос) в нужном порядке. На треке фона используем огибающую громкости (Envelope -> Volume). Понижаем уровень громкости фонового трека.
12. В цепь обработки (Track FX) голосового трека загружаем три плагина: деэссер, эквалайзер, компрессор, — в указанном порядке. Настраиваем их. 13. В Master FX загружаем максимайзер, выбираем пресет типа CD Master.
14. Экспортируем готовый файл программы в WAV, а сам мультитрековый файл проекта сохраняем как шаблон-образец. В дальнейшем в него будут загружаться любые голосовые треки, а все элементы будут просто переставляться.
15. Готовый WAV-файл проверяем на значение RMS в программе Sound Forge (окно Normalize). Это значение должно находиться в диапазоне от -11 до -8 дБ.
Все, шаблон готов и может использоваться для всех последующих программ.
В будущее…
На данный момент мы обсудили вариант создания качественных именно записных программ. Для эфира в режиме реального времени используются несколько другие технологии и софт. Если хотите — напишите, и мы обсудим и эту сторону вопроса. А вообще разворачивающаяся ситуация мне очень нравится. Например, когда я делал материал по истории трип-хопа, то среди множества статей нашел несколько готовых программ в МР3, где не только обо всем подробно рассказывалось, но и звучали фрагменты композиций и объяснялась суть того или иного понятия либо термина. Кстати, к программе Sony Vegas сейчас вообще нужно присматриваться очень серьезно. Она, например, очень часто используется для создания и озвучки всевозможных видеоуроков (Video Tutorials) и тому подобного с последующей возможностью компоновки полноценного DVD. Возможно, под ее эгидой и начнется полноценный радио/видео/ТВ-Интернет будущего.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2005 год в рубрике софт