Google становится мегабизнес-империей нового времени

Промышленные империи прошлого века создавались многими десятилетиями и поколениями топ-менеджеров. Информационная эпоха позволяет зарабатывать миллиарды за считанные годы, причем не имея капитала в виде железных дорог, нефтяных скважин или автомобильных заводов. Сравните: совокупная рыночная капитализация Google с учетом текущих цен на ее акции составляет $119 млрд, что примерно в 10 раз превышает капитализацию некогда всемогущего промышленного гиганта General Motors (правда, капитализация Microsoft сейчас вообще составляет недосягаемые $293 млрд). В чем же секрет успеха Google — еще недавно скромного интернет-поисковика?

Феномен бизнеса Google


Совсем недавно компании Google исполнилось 7 лет. За плечами у нее — успешно пережитый "крах дот-комов", попытки поглощения могущественными конкурентами (типа Microsoft) и два выпуска собственных акций, благодаря которым Google смогла получить в виде инвестиций $7,6 млрд наличными. Результат — только за первые 9 месяцев текущего года Google получила прибыль в размере полутора миллиардов долларов. Microsoft, к слову, в свое время развивалась медленнее… Теперь бизнес-аналитики дружно стараются понять: в чем кроется секрет подобного успеха? По мнению большинства специалистов, ответ достаточно прост: Google смогла "оседлать" считавшийся безнадежным рынок интернет-рекламы. Для этого пришлось не только предоставить своим пользователям самый совершенный интернет-поисковик в мире, но и сделать так, чтобы результаты поиска были окружены тщательно отобранными по контексту рекламными объявлениями, содержание которых соответствовало бы потребностям пользователя. Ну и, разумеется, добавить великое множество всевозможных пользовательских сервисов, которые, само собой, также стали эффективными рекламными носителями. Кроме того, рекламным менеджерам Google удается соблюдать правильный баланс между объемом рекламы и ее необходимостью, интересностью или, по крайней мере, необременительностью для пользователя. Ноу-хау компании — уникальная система AdWords, позволяющая подбирать контекстную рекламу, максимально близкую по смыслу к запросу пользователя в поисковой машине. По оценкам аналитиков, каждый "клик" пользователя по контекстной ссылке стоит примерно 50 центов, хотя реклама по некоторым ключевым словам может обойтись заказчику существенно дороже. Генеральный директор Google Эрик Шмидт говорит по этому поводу: "На самом деле, реклама может быть очень значимой для пользователей, если вы сможете определить, какие именно объявления им необходимо показывать". Кстати, вот интересный факт: услугами сервиса пользуются не только мелкие и крупные компании, но даже и политические партии. Первой нестандартное для политической деятельности средство рекламы опробовала одна партия во Франции. Ключевые слова, купленные ею, вели на ходатайство в поддержку министра внутренних дел Николя Саркози. Что характерно, большинство ключевых слов носили негативную окраску — violence (насилие), riots (массовые беспорядки), suburbs (окраины), burned cars (соженные автомобили) и scum (отбросы). Именно таким образом заказчики рекламы рассчитывали привлечь пользователей, осуществляющих поиск по этим ключевым словам, к документам и статьям в поддержку министра. Результаты акции, правда, пока неизвестны.

Точно известно: бОльшую часть денег, которую зарабатывает Google, она получает с помощью своего поискового сайта. В то же время значительные поступления приходят компании от ее партнеров, таких как AOL, которые делятся с Google за размещение на ее сайте ссылок на свои ресурсы. Но ведь, наверное, не рекламой единой Google превратилась в бизнес-чудо начала XXI века.

Вообще-то Google хорошо известна в среде бизнес-экспертов тем, насколько успешно она скрывает от посторонних информацию о своих намерениях. Аналитики вынуждены догадываться о стратегии этой компании по хаотичным данным о тех разнообразных услугах, которые она предложила пользователям за последние годы, среди которых — собственная панель управления браузером, поисковая система, почтовый сервис Gmail, редактор изображений Picasa, интернет-телефония Google Talk, а также такие сервисы, как RSS Reader, Blogger, News, Froogle, Maps, электронные интернет-переводчики, специализированные поисковики для изображений и видеофайлов и т.д., и т.п. Недавно компания объявила о заключении альянса с Sun Microsystems, который должен помочь Google выйти на рынок бесплатного офисного программного обеспечения. Понятно, что все это пышное разнообразие проектов реализуется с одной главной целью — создать интернет-бизнес, минимально зависящий от рекламных поступлений. С той же целью Google "расползается по миру": сейчас услуги компании поддерживаются на 109 языках, а у большинства стран мира есть свои странички на сайтах Google.

Вся информация в мире

Оставаясь самым совершенным поисковиком в мире, Google продолжает активно инвестировать в совершенствование своих технологий по интернет-поиску. Компания тратит 70% своего бюджета на НИОКР на разработки в поисковой области — примерно 2000 ее инженеров занимаются исключительно этим. Возникает "логичный вопрос из области фантастики": сколько же времени займет у Google сортировка всей информации в мире? Исследования аналитиков самой компании говорят: 300 лет. Пока что компания не в состоянии интегрировать все свои сервисы в единую систему, но рано или поздно это произойдет. По сути, у всех сервисов Google есть только две цели: они помогают пользователям находить интересующую их информацию, а также делиться имеющейся у них информацией с другими. Информационные сервисы, сервисы по обслуживанию информационных сервисов, сервисы, облегчающие работу с информационными сервисами… Такая спираль может раскручиваться бесконечно — это вам не нефть качать.

Война за рынок

Было бы удивительно, если бы Google достигала своих феноменальных результатов совершенно без внешнего противодействия. Чем больше расширяется бизнес Google, тем больше врагов наживает себе компания. Авторы и издательства подают на нее в суд за планы по оцифровке и размещению в открытом доступе миллионов книг, опасаясь за свои авторские права. В Великобритании и Германии Google свернула свой почтовый сервис Gmail из-за конкурентов, предъявлявших свои претензии на эту марку. В Китае Google вообще оказалась меж двух огней: сначала попала под обвинения правозащитников, заявивших что компания сотрудничает с местными властями в области цензуры Интернета, после чего вызвала недовольства самих властей, заявивших протест из-за появления Тайваня на электронных картах. Борцы за защиту privacy по всему миру бьют тревогу из-за огромных массивов личной информации, хранящейся в ее базах. Сотни небольших торговых компаний, работающих в области e-commerce, протестуют из-за того, что им не удается попасть на первые страницы в списке результатов поиска через систему Google.

Отдельная тема — конкуренты, главными из которых являютсяYahoo и Microsoft. За последнее время решительно настроенная Yahoo приобрела целый ряд небольших компаний-конкурентов, чтобы с помощью их разработок создать систему, способную противостоять продуктам Google. Самый яркий пример — приобретение Overture — компании, предложившей концепцию электронных рекламных объявлений, основанных на результатах поиска в Интернете. Ну и, понятное дело, Yahoo немало потрудилась в последнее время, создавая новый уникальный интернет-контент (в основном в области веб-медиа). Что касается Microsoft, то в этой компании угрозу со стороны Google воспринимают очень даже серьезно. Эксперты говорят буквально следующее: "Сегодня Google является для Microsoft угрозой настолько же, насколько сама Microsoft в свое время являлась угрозой для IBM. Очевидно, что некоторые проекты Google вполне способны потеснить Microsoft на ряде ключевых для нее направлений деятельности". Неудивительно, что недавно генеральный директор Microsoft Стив Баллмер публично заявил о том, что ему хотелось бы "уничтожить Google", в то время как Билл Гейтс неоднократно говорил о своем намерении вывести Google из бизнеса, создав более совершенный интернет-поисковик.

Новые вещи

В середине ноября компания Google запустила один за другим сразу два новых сервиса: Google Analytics и Google Base. "База Google", несмотря на внешнее единообразие, на деле представляет собой конгломерат самых разных сервисов, объединенных идеей размещения бесплатных объявлений, картинок и просто кусков осмысленной информации в Сети. Смысл нового сервиса для пользователя заключается в том, чтобы поделиться с миром своей биографией, информацией о товарах, сообщениями о проведении курсов, семинаров, выставок и других мероприятий и рассказать об интересной страничке, используя возможность составления описания и ключевые слова. Правда, на этапе разработки идеологи Google представляли, что речь пойдет о чем-то, похожем на глобальную библиотеку, дающую возможность разместить в ней все, что захочет человек. Предполагалось, что Google будет зарабатывать, просто показывая на ресурсе рекламу. На практике задуманная библиотека превратилась в огромную газету с объявлениями и интересными публикациями. Но, конечно, главной хитростью стало то, что создатели Google Base призывают рекламировать в платной системе AdWords бесплатные странички Базы. Получается, что рекламодатели фактически будут платить Google за размещение бесплатных объявлений. Здорово, блин! Креативности мышления маркетологов Google можно только позавидовать. Идеологи Google Base подразумевали, что поиск в Базе принесет пользу любым категориям пользователей. Компании и организации смогут размещать пресс-релизы, мелкие предприниматели — продавать товары (уже поддерживаются расчеты в долларах, евро и фунтах стерлингов), преподаватели — опубликовать информацию о проводимых курсах, веб-издатели и журналисты — рассказывать об интересных сайтах и статьях и т.д. Для всего этого каждый пользователь Google уже имеет в Базе адрес вида base.google.com/base/a/user. При этом степень структурированности записей (items) в Google Base на порядок выше, чем степень структурированности обычной веб-странички, содержащей массу ненужной информации, относящейся к дизайну, навигации, а также не оптимизированной для поисковых систем. К сожалению, пока система Google Base почти бесполезна для русскоязычных пользователей, так как не поддерживает русские имена категорий и плохо работает с их русским содержимым. Нельзя и создать раздел с кириллическим именем. И уже сейчас в Базе довольно много "мусорных" или малопонятных объявлений, причем единственным способом их удаления является ссылка Report Bad Item, которая позволяет пожаловаться на плохую заметку администратору. Совсем другую нагрузку несет сервис Google Analytics, выпущенный поисковиком 14 ноября. Это хорошо знакомый веб-издателям обыкновенный бесплатный счетчик с необычно большим количеством полезных отчетов по посещаемости сайта. Для его реализации Google в свое время приобрела компанию Urchin, предоставлявшую на тот момент платный сервис ведения веб-статистики высокого класса.

Google Analytics (система, к слову, полностью русифицирована) содержит свыше 50 отчетов, разделенных на три профиля: административный, для специалиста по маркетингу и веб-мастера. Самые интересные — анализ скорости подключения, наложение посетителей на карту мира, а также интеграция с рекламной программой Google Adwords, которая позволяет оценить, насколько хорошо работают рекламные объявления. Маркетинговым специалистам будет интересен отчет "Местоположение в Сети", который анализирует, из какого сегмента сети пришел посетитель и сколько денег эта подсеть приносит хозяину сайта в расчете на одно посещение. Ранее возможность получения такой статистики была почти нулевой. Google Analytics умеет экспортировать данные посещаемости в текстовый, XML- и CSV-форматы. Она в первую очередь нацелена на людей, считающих деньги — в отчетах чаще упоминается не число хостов и хитов, а коэффициент конверсии посетителей в покупателей, отдачи на вложенные средства (ROI) и посещение целевых страниц. Есть даже некий "коэффициент лояльности" посетителей сайта.

P.S. Слухи о том, что Google планирует открыть собственную платежную систему, снова появились в Интернете. На этот раз причиной послужила страница Google Purchases, обнаруженная на сайте Google. Интересно, что после появления в Сети информации о странице Google Purchases она была изменена, однако те, кто ее заметил, успели сделать скриншоты. Из них понятно, что для того, чтобы стать участником системы, необходимо оставить данные о своей кредитной карте. Судя по всему, платежная система от Google будет интегрирована с другими ресурсами компании, и через нее можно будет, в частности, расплачиваться за сервисы Google Earth, Google Video и вообще за все, что Google захочет сделать платным. Будет ли реализована возможность расчетов по схеме "пользователь <-> пользователь", пока неясно. Но если Google еще и интернет-банком сделается, то Биллу Гейтсу останется лишь посыпать голову пеплом и уйти в монастырь…

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2005 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета