Microsoft пришла в Беларусь
1 декабря 2005 г. состоялась пресс-конференция, на которой было объявлено об авторизации компании Eiko Computers в качестве дистрибьютора Microsoft в Беларуси. Это значит, что корпорация Microsoft официально пришла в Беларусь, причем с самыми серьезными намерениями.
Во вступительном слове Валерий Лановенко — генеральный директор "Майкрософт Беларусь и Украина" — представил Eiko Computers. В представленных докладах рассказывалось о модели бизнеса Microsoft, затрагивались вопросы различных видов лицензий, а также партнерского сотрудничества. Была отмечена привлекательность рынка информационных технологий в Беларуси, отмечалось внимание государства к этим вопросам — в частности, создание Парка высоких технологий. Пока Microsoft делает в Беларуси только первые шаги, поэтому на данном этапе основное внимание будет уделяться работе с партнерами и дистрибьюторами. Основная цель — налаживание нормальных, "белых", каналов поставки продуктов Microsoft в Беларусь. Будет применяться испытанная трехуровневая схема: Microsoft — дистрибьютор — реселлер (партнер) — конечный пользователь. В планах — открытие постоянного представительства Microsoft, а также создание белорусского веб-сайта Microsoft.
После выступления докладчиков представители белорусской прессы получили возможность задать свои вопросы. Их спектр был достаточно широк — от возможных направлений сотрудничества с нашим технопарком до вопросов о существовании "закладок" в операционных системах линейки Windows. Отвечая на вопрос о "закладках", Валерий Лановенко рассказал о программах предоставления исходных кодов системы крупнейшим клиентам Microsoft и правительствам ряда стран, в том числе России и Китая, которые прошли без замечаний подобного плана. Особый интерес у присутствующих вызвала проблема нелицензионного программного обеспечения. Представители Microsoft четко разделили "фронты" борьбы с этим явлением: "пиратами" должны заниматься правоохранительные органы, дело Microsoft — разъяснение преимуществ использования лицензионных программ. Комментируя сообщения о начале разработки собственной белорусской ОС, совместимой с продуктами Microsoft, докладчики отметили высокую сложность и ресурсоемкость подобных разработок. В любом случае, Microsoft не боится конкуренции — она к ней готова. Некоторые дополнительные вопросы, связанные как с общими проблемами современных компьютерных технологий, так и с дальнейшими планами деятельности Microsoft в Беларуси были заданы в ходе интервью, данного КГ Юрием Омельченко (менеджер по развитию бизнеса в странах СНГ, департамент регионального развития Microsoft СНГ).
КГ: Существует такое понятие — "информационное общество". Как Microsoft понимает этот термин, что такое информационное общество с точки зрения Microsoft?
Юрий Омельченко: Информационное общество — это общество, в котором люди могут максимально развивать свой потенциал. Здесь много составляющих начиная от элементарного доступа к Интернету, который должен быть буквально на каждом углу. Это и информационные ресурсы страны, и другие проекты, предусмотренные программой "Электронная Беларусь". Когда это будет реализовано, это будет здорово.
— Как Microsoft оценивает состояние IT в нашей стране?
— Поскольку я по своей должности занимаюсь не только рынком Беларуси, но и другими странами СНГ, могу сказать, что наше присутствие здесь показывает, что мы совершенно четко проанализировали ситуацию и видим, что сейчас здесь происходят процессы, за которыми следует взрывной рост рынка. Пять с половиной лет назад в Украине все тоже начиналось с двух представителей Microsoft. Рынки схожи, так что опыт есть. Сейчас мы видим в Беларуси те процессы, которые происходили в Украине, причем они идут очень быстро — быстрее, чем это было там. Мы оцениваем белорусский рынок как рынок с грандиозным потенциалом. Мы видим в компьютерном сегменте рынка Беларуси большую перспективу, причем это перспектива ближайших лет. Поэтому мы планируем активно развивать здесь свой бизнес, чтобы не отстать от общего поезда.
— Microsoft располагает большим портфелем разработок в различных сферах — от персональных продуктов до систем класса ERP уровня малого и среднего предприятия. В докладах прозвучало положение, что продвижение продуктов Microsoft в Беларуси будет избирательным. Что будет приоритетным в ближайшее время?
— У Microsoft существует приоритетный пакет базисных продуктов, продвижением которых мы занимаемся в первую очередь. Это Windows, офисные приложения (Microsoft Office), а также серверные продукты и продукты для разработчиков. Во втором эшелоне идут продукты, которые являются надстройками на платформе Windows.
— Каково отношение Microsoft к альтернативным разработкам других производителей?
— Это естественный процесс. Альтернативные продукты будут существовать всегда. Заявления о монополии — неправда, по той простой причине, что существует сообщество open source — в частности, Linux — это продукт, который действительно хорош для применения в определенных сферах, для решения определенных конкретных задач. Люди, которые занимаются этими конкретными задачами, были, есть и будут. Поскольку такой потребитель на конкурентном рынке есть, следовательно, будут предприниматься попытки подобных разработок. Будь то с целью заработать деньги или поддержать своего потребителя, например, адаптировав продукт под свои местные нужды. Это нормальный процесс, сопровождаемый нормальной конкуренцией.
— Поскольку была затронута тема локализации, интересно узнать о перспективах белорусской версии Windows.
— Сейчас все эти процессы находятся в стадии разработки, поэтому брать на себя конкретные обязательства по срокам мы пока не можем. Подход во всех странах одинаковый: Microsoft проводит эти работы совместно с местными компаниями. Microsoft предпринимает такие шаги в том случае, если рынок ей интересен, поскольку процесс локализации требует больших инвестиций. Вначале создается LIP (Language Interface Pack), который бесплатен, его можно скачать из Интернета, установить на лицензионную систему и пользоваться интерфейсом на родном языке. После этого производится оценка качества перевода и начинается отдельный долговременный процесс полного перевода и локализации системы.
— Как вы можете прокомментировать сведения о возможном открытии внутренних форматов программ Microsoft — например, сообщения о возможном открытии Office XML?
— На днях корпорация Microsoft совместно с компаниями Apple, Barclays Capital, BP, the British Library, Essilor, Intel Corporation, NextPage Inc, Statoil ASA и Toshiba подала заявку в организацию по стандартизации Ecma International на новый формат документов Microsoft Office Open XML с целью утверждения его в качестве международного стандарта. Компания Microsoft также готовит необходимый инструментарий, который позволит документам старого образца в полной мере использовать преимущества нового формата. Открытый стандарт документов Office обеспечит большую сохранность и гибкость управления данными независимо от используемого инструментария.
— Есть ли у вас контакты с белорусскими госструктурами?
— На сегодняшний день наша задача здесь — построить действительно "белый" канал поставок и организовать снабжение рынка ПО законной продукцией и лицензиями на продукты. Второй шаг — организовать нормальный сервис для пользователей. На этой базе мы сможем строить свои предложения и выходить на самый высокий уровень. Тогда у нас будет на это моральное право. На сегодняшний день Microsoft присутствует в Беларуси всего два месяца.
— Хотелось бы поговорить о проблемах нелицензионного программного обеспечения. Эти вопросы широко обсуждаются. Мнений существует масса. Как одна из причин называется непомерно высокая стоимость лицензий для населения развивающихся стран. В чем корни компьютерного пиратства, по мнению Microsoft?
— С такими вопросами приходится сталкиваться постоянно. Почему-то никто не говорит, что на территории бывшего советского пространства непомерно дороги компьютеры. Никто не говорит, например, о дороговизне процессоров Intel Pentium или материнских плат. Проблема пиратства — вопрос психологический. Это не только у нас. В Америке и Европе тоже существует пиратство. Люди не привыкли воспринимать интеллектуальную собственность как нечто, за что нужно платить деньги, они не воспринимают ПО как неотъемлемую часть компьютера, равноценную тому же процессору. Поскольку есть спрос — появляется предложение. Это грандиозный бизнес с огромными оборотами. Чем выше IT- и бизнес-культура общества, тем ниже уровень пиратства — здесь существует прямая зависимость.
— В ходе пресс-конференции было четко разделено: государство занимается пиратами, Microsoft занимается маркетингом. Какие конкретные мероприятия планируются Microsoft по поднятию IT-культуры в нашей стране?
— В обязательном порядке будут проводиться дни Microsoft, в ходе которых будет регулярно демонстрироваться, во-первых, возможности ПО Microsoft, во-вторых, будет объясняться, что такое интеллектуальная собственность. Надо постепенно объяснять пользователям, что они теряют, используя нелицензионные продукты. Будет проект "Полигон", в рамках которого специалисты смогут опробовать в деле разработки Microsoft.
— Какие образовательные программы планируются Microsoft, например, в рамках сотрудничества с белорусскими образовательными учреждениями?
— Microsoft работает на уровне Министерства образования. На этой основе можно создавать определенные рамочные программы, например, компьютеризации школ, выделение грантов либо другие формы организации такой работы. Что касается вузов, есть свои варианты — например, IT- академия. На площадке вуза развертывается самая современная техника с самым современным программным обеспечением, привлекаются тренеры наших сертифицированных центров, и на базе этих площадок происходит обучение преподавателей в плане ознакомления с новейшими продуктами. Студенты на этой площадке будут иметь возможность получать знания по использованию техники и ПО. Вариантов много. Это кропотливая работа, требующая согласования на разных уровнях.
— Планируется ли расширение программ сертификации по уровню владения продуктами Microsoft не только специалистов сервисных центров, но и простых пользователей, которые могли бы показать потом такой сертификат потенциальному работодателю?
— Поскольку белорусский рынок для нас пока довольно новый, мы оперируем планами на ближайшее полугодие. В данный момент основным для нас является развитие тренинг-центров и обучение персонала партнеров. Что касается конечных пользователей, возможно, в следующем полугодии сдача таких экзаменов будет предлагаться как элемент маркетинговых программ по продвижению базовых продуктов на рынок. Допустим, если организация покупает определенное количество лицензий, она может получить ваучер, по которому может проводиться обучение персонала.
— Что означает приход Microsoft в Беларусь для наших разработчиков ПО?
— Для компаний, занимающихся разработкой ПО, приход Microsoft в любую страну влечет за собой серьезную активизацию рынка и очень серьезную помощь этим компаниям со стороны Microsoft — начиная с того, что они смогут получать оперативную информационную поддержку и заканчивая специальными программами Microsoft по поддержке компаний-разработчиков. Это опыт всех стран включая СНГ и не-СНГ. Мы в этом очень сильно заинтересованы, поэтому, обращаясь через вас к компаниям-разработчикам, говорим, что приход Microsoft в Беларусь уже в недалеком будущем означает серьезную поддержку их бизнесу.
— Спасибо за интересные ответы!
Алексей Кутовенко
Во вступительном слове Валерий Лановенко — генеральный директор "Майкрософт Беларусь и Украина" — представил Eiko Computers. В представленных докладах рассказывалось о модели бизнеса Microsoft, затрагивались вопросы различных видов лицензий, а также партнерского сотрудничества. Была отмечена привлекательность рынка информационных технологий в Беларуси, отмечалось внимание государства к этим вопросам — в частности, создание Парка высоких технологий. Пока Microsoft делает в Беларуси только первые шаги, поэтому на данном этапе основное внимание будет уделяться работе с партнерами и дистрибьюторами. Основная цель — налаживание нормальных, "белых", каналов поставки продуктов Microsoft в Беларусь. Будет применяться испытанная трехуровневая схема: Microsoft — дистрибьютор — реселлер (партнер) — конечный пользователь. В планах — открытие постоянного представительства Microsoft, а также создание белорусского веб-сайта Microsoft.
После выступления докладчиков представители белорусской прессы получили возможность задать свои вопросы. Их спектр был достаточно широк — от возможных направлений сотрудничества с нашим технопарком до вопросов о существовании "закладок" в операционных системах линейки Windows. Отвечая на вопрос о "закладках", Валерий Лановенко рассказал о программах предоставления исходных кодов системы крупнейшим клиентам Microsoft и правительствам ряда стран, в том числе России и Китая, которые прошли без замечаний подобного плана. Особый интерес у присутствующих вызвала проблема нелицензионного программного обеспечения. Представители Microsoft четко разделили "фронты" борьбы с этим явлением: "пиратами" должны заниматься правоохранительные органы, дело Microsoft — разъяснение преимуществ использования лицензионных программ. Комментируя сообщения о начале разработки собственной белорусской ОС, совместимой с продуктами Microsoft, докладчики отметили высокую сложность и ресурсоемкость подобных разработок. В любом случае, Microsoft не боится конкуренции — она к ней готова. Некоторые дополнительные вопросы, связанные как с общими проблемами современных компьютерных технологий, так и с дальнейшими планами деятельности Microsoft в Беларуси были заданы в ходе интервью, данного КГ Юрием Омельченко (менеджер по развитию бизнеса в странах СНГ, департамент регионального развития Microsoft СНГ).
КГ: Существует такое понятие — "информационное общество". Как Microsoft понимает этот термин, что такое информационное общество с точки зрения Microsoft?
Юрий Омельченко: Информационное общество — это общество, в котором люди могут максимально развивать свой потенциал. Здесь много составляющих начиная от элементарного доступа к Интернету, который должен быть буквально на каждом углу. Это и информационные ресурсы страны, и другие проекты, предусмотренные программой "Электронная Беларусь". Когда это будет реализовано, это будет здорово.
— Как Microsoft оценивает состояние IT в нашей стране?
— Поскольку я по своей должности занимаюсь не только рынком Беларуси, но и другими странами СНГ, могу сказать, что наше присутствие здесь показывает, что мы совершенно четко проанализировали ситуацию и видим, что сейчас здесь происходят процессы, за которыми следует взрывной рост рынка. Пять с половиной лет назад в Украине все тоже начиналось с двух представителей Microsoft. Рынки схожи, так что опыт есть. Сейчас мы видим в Беларуси те процессы, которые происходили в Украине, причем они идут очень быстро — быстрее, чем это было там. Мы оцениваем белорусский рынок как рынок с грандиозным потенциалом. Мы видим в компьютерном сегменте рынка Беларуси большую перспективу, причем это перспектива ближайших лет. Поэтому мы планируем активно развивать здесь свой бизнес, чтобы не отстать от общего поезда.
— Microsoft располагает большим портфелем разработок в различных сферах — от персональных продуктов до систем класса ERP уровня малого и среднего предприятия. В докладах прозвучало положение, что продвижение продуктов Microsoft в Беларуси будет избирательным. Что будет приоритетным в ближайшее время?
— У Microsoft существует приоритетный пакет базисных продуктов, продвижением которых мы занимаемся в первую очередь. Это Windows, офисные приложения (Microsoft Office), а также серверные продукты и продукты для разработчиков. Во втором эшелоне идут продукты, которые являются надстройками на платформе Windows.
— Каково отношение Microsoft к альтернативным разработкам других производителей?
— Это естественный процесс. Альтернативные продукты будут существовать всегда. Заявления о монополии — неправда, по той простой причине, что существует сообщество open source — в частности, Linux — это продукт, который действительно хорош для применения в определенных сферах, для решения определенных конкретных задач. Люди, которые занимаются этими конкретными задачами, были, есть и будут. Поскольку такой потребитель на конкурентном рынке есть, следовательно, будут предприниматься попытки подобных разработок. Будь то с целью заработать деньги или поддержать своего потребителя, например, адаптировав продукт под свои местные нужды. Это нормальный процесс, сопровождаемый нормальной конкуренцией.
— Поскольку была затронута тема локализации, интересно узнать о перспективах белорусской версии Windows.
— Сейчас все эти процессы находятся в стадии разработки, поэтому брать на себя конкретные обязательства по срокам мы пока не можем. Подход во всех странах одинаковый: Microsoft проводит эти работы совместно с местными компаниями. Microsoft предпринимает такие шаги в том случае, если рынок ей интересен, поскольку процесс локализации требует больших инвестиций. Вначале создается LIP (Language Interface Pack), который бесплатен, его можно скачать из Интернета, установить на лицензионную систему и пользоваться интерфейсом на родном языке. После этого производится оценка качества перевода и начинается отдельный долговременный процесс полного перевода и локализации системы.
— Как вы можете прокомментировать сведения о возможном открытии внутренних форматов программ Microsoft — например, сообщения о возможном открытии Office XML?
— На днях корпорация Microsoft совместно с компаниями Apple, Barclays Capital, BP, the British Library, Essilor, Intel Corporation, NextPage Inc, Statoil ASA и Toshiba подала заявку в организацию по стандартизации Ecma International на новый формат документов Microsoft Office Open XML с целью утверждения его в качестве международного стандарта. Компания Microsoft также готовит необходимый инструментарий, который позволит документам старого образца в полной мере использовать преимущества нового формата. Открытый стандарт документов Office обеспечит большую сохранность и гибкость управления данными независимо от используемого инструментария.
— Есть ли у вас контакты с белорусскими госструктурами?
— На сегодняшний день наша задача здесь — построить действительно "белый" канал поставок и организовать снабжение рынка ПО законной продукцией и лицензиями на продукты. Второй шаг — организовать нормальный сервис для пользователей. На этой базе мы сможем строить свои предложения и выходить на самый высокий уровень. Тогда у нас будет на это моральное право. На сегодняшний день Microsoft присутствует в Беларуси всего два месяца.
— Хотелось бы поговорить о проблемах нелицензионного программного обеспечения. Эти вопросы широко обсуждаются. Мнений существует масса. Как одна из причин называется непомерно высокая стоимость лицензий для населения развивающихся стран. В чем корни компьютерного пиратства, по мнению Microsoft?
— С такими вопросами приходится сталкиваться постоянно. Почему-то никто не говорит, что на территории бывшего советского пространства непомерно дороги компьютеры. Никто не говорит, например, о дороговизне процессоров Intel Pentium или материнских плат. Проблема пиратства — вопрос психологический. Это не только у нас. В Америке и Европе тоже существует пиратство. Люди не привыкли воспринимать интеллектуальную собственность как нечто, за что нужно платить деньги, они не воспринимают ПО как неотъемлемую часть компьютера, равноценную тому же процессору. Поскольку есть спрос — появляется предложение. Это грандиозный бизнес с огромными оборотами. Чем выше IT- и бизнес-культура общества, тем ниже уровень пиратства — здесь существует прямая зависимость.
— В ходе пресс-конференции было четко разделено: государство занимается пиратами, Microsoft занимается маркетингом. Какие конкретные мероприятия планируются Microsoft по поднятию IT-культуры в нашей стране?
— В обязательном порядке будут проводиться дни Microsoft, в ходе которых будет регулярно демонстрироваться, во-первых, возможности ПО Microsoft, во-вторых, будет объясняться, что такое интеллектуальная собственность. Надо постепенно объяснять пользователям, что они теряют, используя нелицензионные продукты. Будет проект "Полигон", в рамках которого специалисты смогут опробовать в деле разработки Microsoft.
— Какие образовательные программы планируются Microsoft, например, в рамках сотрудничества с белорусскими образовательными учреждениями?
— Microsoft работает на уровне Министерства образования. На этой основе можно создавать определенные рамочные программы, например, компьютеризации школ, выделение грантов либо другие формы организации такой работы. Что касается вузов, есть свои варианты — например, IT- академия. На площадке вуза развертывается самая современная техника с самым современным программным обеспечением, привлекаются тренеры наших сертифицированных центров, и на базе этих площадок происходит обучение преподавателей в плане ознакомления с новейшими продуктами. Студенты на этой площадке будут иметь возможность получать знания по использованию техники и ПО. Вариантов много. Это кропотливая работа, требующая согласования на разных уровнях.
— Планируется ли расширение программ сертификации по уровню владения продуктами Microsoft не только специалистов сервисных центров, но и простых пользователей, которые могли бы показать потом такой сертификат потенциальному работодателю?
— Поскольку белорусский рынок для нас пока довольно новый, мы оперируем планами на ближайшее полугодие. В данный момент основным для нас является развитие тренинг-центров и обучение персонала партнеров. Что касается конечных пользователей, возможно, в следующем полугодии сдача таких экзаменов будет предлагаться как элемент маркетинговых программ по продвижению базовых продуктов на рынок. Допустим, если организация покупает определенное количество лицензий, она может получить ваучер, по которому может проводиться обучение персонала.
— Что означает приход Microsoft в Беларусь для наших разработчиков ПО?
— Для компаний, занимающихся разработкой ПО, приход Microsoft в любую страну влечет за собой серьезную активизацию рынка и очень серьезную помощь этим компаниям со стороны Microsoft — начиная с того, что они смогут получать оперативную информационную поддержку и заканчивая специальными программами Microsoft по поддержке компаний-разработчиков. Это опыт всех стран включая СНГ и не-СНГ. Мы в этом очень сильно заинтересованы, поэтому, обращаясь через вас к компаниям-разработчикам, говорим, что приход Microsoft в Беларусь уже в недалеком будущем означает серьезную поддержку их бизнесу.
— Спасибо за интересные ответы!
Алексей Кутовенко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2005 год в рубрике разное :: событие