Наступает эра NUSofting

Modelonia 1.0
Не так давно, а именно в начале 90-х музыкальный мир узнал о синтезе физического моделирования, который также можно встретить под названием "математического моелирования". Он подразумевает полное формульное повторение звучания классических акустических инструментов. То есть, специальные сложные алгоритмы учитывают все особенности включая характер звукоизвлечения, природу формирования, материалы и т.д. Узнать-то музыкальный мир узнал, но что на практике? В реале все оказалось хуже, чем представлялось. Изначально достаточно успешно были сэмулированы скрипки и некоторые струнные, но сами вычисления требовали просто огромных аппаратных ресурсов, которых не было, а составление и программирование формул занимало очень много времени. Поэтому синтез физического моделирования отодвинули на второй план — ведь гораздо проще и быстрее можно получить звук, похожий на натуральный, при использовании сэмплов, то есть записанных инструментов. И по этому пути как самому недорогому пошла вся индустрия в целом. Только в редких случаях крупные компании возвращались к физическому моделированию и делали что-то новое.

Лично я часто сталкивался со следующей проблемой. При использовании синтетических скрипок и духовых пропадает, как бы это сказать, "мясо", или, как принято говорить на Западе, "жир". Эффект от присутствия таких струнных и духовых весьма сомнителен. Другой вариант — я записывал "живые" симфонические группы, но и в этом случае столкнулся с некоторыми проблемами. Первое, что весьма затратно — это специализированные студии, второе — качественная и кропотливая обработка, поскольку "жир" есть, а мягкости и воздушности немного. В результате я всегда делал смешанный вариант для достижения необходимого аурального комфорта. Modelonia можно рассматривать как один из возможных вариантов упрощения ситуации, то есть не абсолютный, а возможный. И вообще интересно, если сейчас стали появляться подобные программы, как будет развиваться физическое моделирование дальше. Программа стоит $145. Демо-версию вы можете скачать по адресу сайт , правда, она имеет много ограничений — отсутствует сохранение пресетов, периодически воспроизводится шум и сильно загружается CPU (хорошо, что не поджигается винчестер:)). Качайте, смотрите сами.
DK+ Virtual Drums 1.2

Итак, это VST-ритм-машина, в которую можно загружать 24 многослойных инструмента, на достаточно примитивном уровне редактировать их содержание (указывать уровни громкости для каждого из сэмплов, т.е. слоев), после этого есть возможность работы с программируемым 10-трековым секвенсором, где достаточно быстро создаются ритмические рисунки, и… в принципе, все. Для обычной работы этого более чем достаточно. Что касается "наворотов", они есть. Во-первых, этот плагин имеет три стереовыхода и три моно. Это очень удобно при работе в мультитреках в случаях, когда вы хотите сделать красивую обработку эффектами и "поджирнить" звук. Во-вторых, это применимо в многоканальных стандартах, а в-третьих — мы говорим сразу о нескольких подгруппах, сумма которых дает современное звучание.
Разъясню. Допустим, вы одновременно загрузили банки акустических ударных и "кислотных". Далее все может развиваться по нескольким направлениям: 1) вы делите все инструменты по функциональной части — например, бас- бочки, малые барабаны, перкуссия — и обрабатываете их по отдельности; 2) разделение делается по стилевой направленности банков ударных, т.е. в обозначенном выше случае акустические и "кислотные", которые обрабатываются отдельно. Лично я программы подобного типа часто использую для "зажирнения" звука музыкальными методами, выстраивая практически беззвучный доминантсептаккорд с различными уровневыми соотношениями, который, как известно, имеет прямое отношение к обертоновому ряду. С программой DK+ Virtual Drums поставляется 26 различных банков ударных, а в модуле секвенсора вы можете найти уже готовые ритмические рисунки для наиболее популярных музыкальных стилей (около 20). В общем, в приложении для стандартной работы данный плагин-инструмент является очень хорошим вариантом приобретения. На сайте NUSofting вы можете найти демо-версию.
В завершение
Просто приятно сталкиваться с такими работами. Они недороги, практичны и бьют в самые популярные ниши. Причем нет никакого пафоса и ценового давления. Вообще у NUSofting достаточно много собственных продуктов, некоторые из которых бесплатны. Если они с таким же упорством будут продолжать и дальше, то это значит, что сегодня мы говорим о рождении нового серьезного брэнда.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2005 год в рубрике мультимедиа :: разное