Camera Raw 3 в Photoshop CS2

Одной из самых сильных модификаций в Photoshop CS2 заслуженно считается встроенный плагин для работы с RAW-файлами, хотя вряд ли кто придал бы этому значение, если бы не была обновлена версия плагина. Изменения довольно существенные, и знать о них рекомендуется всем неравнодушным к Photoshop.

Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению работы с RAW-файлами, давайте бегло осмотрим, что они собой представляют. Для большинства пользователей RAW-файлы не представляют интереса: размеры у них достаточно большие, просмотреть их можно только в специальных программах — даже для Photoshop CS плагин для данного формата приходилось скачивать отдельно. Отредактировать эти файлы напрямую нельзя — для начала их нужно конвертировать в другой формат — например, в Tiff, — в общем, сплошные неудобства. Но, поверьте мне, не все так плохо, и, освоив работу с ним, вы будете с улыбкой вспоминать те времена, когда использовали в фотокамере только режим JPG.

Итак, что же такое RAW? Как бы странно это ни звучало, но с формальной точки зрения RAW форматом не является. Если у того же JPG применяются одни и те же спецификации, то в RAW структура файлов различная у разных камер. Все дело в том, что RAW-файлы — это необработанные данные с матрицы, в то время как для преобразования в тот же JPG используется процесс фотокамеры, который обрабатывает данные с матрицы и записывает готовый результат в память фотоаппарата. Таким образом, одним из основных преимуществ RAW-файлов является то, что эти данные можно корректировать уже и после съемки. Не стоит забывать, что RAW-файлы содержат намного больше информации, чем TIFF и JPG, и имеют большую разрядность, что обеспечивает больший запас для разнообразных преобразований. Ну да хватит говорить о RAW в принципе — пришло время посмотреть его в деле. А начнем мы с изменений в плагине для Photoshop.

Что нового в Camera Raw 3.0?
. Автоматическая корректировка оттенков — для быстрой настройки и подготовки первых вариантов корректировки файла.
. Предупреждение о потере деталей в тенях и светлых участках — как говорится, легким движением руки вы сможет определить, где потеряете информацию о тенях, а где — о светлых тонах.
. Image Rotation and Straightening — для корректировки линии горизонта.
. Non-destructive Cropping — полезно при создании веб-фотогалерей.
. Инструмент Color Sampler — для точной калибровки камеры и настройки изображения.
. Вкладка Curves — позволяет более точно настроить яркость и контрастность изображения.
. Поддержка работы с множеством изображений — для быстрого сохранения изображений в заданном формате.
. Интеграция с Adobe Bridge — теперь можно проводить настройку множества файлов в этом формате посредством Adobe Bridge.

Что изменилось?

. Изменился контраст? Возможно, вы удивитесь, увидев, как отображаются ненастроенные изображения в Adobe Bridge и Camera Raw — изображения могут быть неконтрастными. Чтобы исправить это, вы можете воспользоваться флажком Auto либо клавиатурным сочетанием Ctrl+U в Camera Raw — позднее мы остановимся на процессе корректировки подробнее.
. Внезапное появление .xmp-файлов — настройки Camera Raw теперь могут быть легко сохранены как .xmp-файлы вместе с оригинальным изображением. Но если вы предпочитаете старый способ, то и это решаемо. Выберите пункт Preferences из меню диалогового окна Camera Raw и выберите и установите строку Save image settings из раскрывающегося списка Camera Raw database.
. Предварительный просмотр не работает так, как мы ждали — ну, или как ждали многие пользователи. Adobe заменила флажок Preview — теперь мы можем посмотреть настройки в текущей активной вкладке (Adjust, Lens и т.д.). Для изменения предварительного просмотра всех ваших настроек выберите Image Settings из раскрывающегося списка Settings, а затем нажмите Ctrl+Z и "найдите 10 отличий". Чтобы проводить настройку выборочно, выберите из раскрывающегося списка пункт Custom.
. Не обнаружили иконки инструментов? Иконки инструментов, доступные в Camera Raw 2.0, были объединены в верхней части диалогового окна Camera Raw 3.0.
. Смена режимов Basic/Advanced отсутствует — старый режим Advanced сделал видимыми все вкладки и предлагает Preferences как один из пунктов раскрывающегося списка. Все настройки и корректировки теперь доступны по умолчанию.
. Selected Image также отсутствует — пункт Selected Image, доступный ранее из раскрывающегося списка Settings, был переименован в Image Settings. Напомню вам, что данная функция позволяет возвращаться к настроенной версии изображения, если вы производили различные
эксперименты с настройками. Опция была переименована, так как теперь вы можете производить эту операцию сразу с множеством файлов в пределах диалогового окна Camera Raw.

Автоматическая коррекция цвета

Итак, мы закончили беглый осмотр новых возможностей в плагине, поставляемом с Adobe Photoshop CS2. Пришло время размять пальцы и приступить к практике. Первое, что вы должны знать о Camera Raw 3.0: эскизы для ненастроенных RAW-файлов выглядят более контрастными, чем файлы на самом деле. Это благодаря новой возможности автоматической корректировки цветов в диалоговом окне редактировании RAW-файла. Теперь там появился флажок Auto. По его установке будет произведена автоматическая корректировка изображения в соответствии с его исходными данными, будут оценены максимальные значении теней и светлых тонов и найден оптимальный минимум. В итоге нам не придется запускать Bridge для просмотра эскиза RAW- файла в приблизительном оптимальном значении и не понадобится без необходимости самим проводить корректировки.

Автоматика — не панацея

Конечно, удобно, когда автоматически что-то настраивается, но, как всегда, закрадывается сомнение в правильности выполнения данной операции, ведь универсального решения для всех типов изображений подобрать, наверное, невозможно, и опасения будут небезосновательны. Безусловно, с помощью автоматики стало удобней предварительно просматривать изображения. НО: при использовании данной функции вы не сможете оценить, как бы выглядело ваше изображение в различных выдержках, и, если вы будете применять автоматику ко всем изображениям, то они и будут все с одинаковой выдержкой, что, конечно же, неправильно. Посмотрите на рисунок. В верхней части изображения три снимка, сделанные с разной выдержкой, а ниже приведена автоматическая корректировка. Как говорится: "Почувствуйте разницу".

Изменение настроек вашей камеры

К счастью, Adobe обеспечила довольно простой и удобный способ отключения автоматики — достаточно снять флажок Auto. Если вы относитесь к числу фотографов, которые любят поэкспериментировать с выдержками, чтобы посмотреть, какой вариант будет самым лучшим по всем параметрам, то рекомендую вам выполнить следующие действия:

1. Дважды щелкните на RAW-файле, чтобы открыть диалоговое окно его корректировки.
2. Выберите из раскрывающегося списка Settings пункт Camera Raw Defaults.
3. Из меню диалогового окна выберите Use Auto Adjustments или нажмите клавиатурное сочетание Ctrl+U.
4. Выберите Save New Camera Raw Defaults из этого же меню диалогового окна.
5. Повторите сей процесс для RAW-файлов для других камер.

Отключение/Включение автоматики

Чтобы произвести коррекцию собственными руками, достаточно просто передвинуть ползунок возле интересующей вас настройки, тем самым задав собственные значения. Ну, а если вы хотите поменять все и полностью отказаться от автоматики, то просто нажмите на клавиатуре Ctrl+U — соответственно чтобы выполнить обратную операцию, повторно нажмите Ctrl+U.

Предупреждение о потере информации в светлых и темных участках изображения

При ручной настройке RAW-файлов очень легко потерять детали в темных и светлых областях изображения, перемещая ползунок Exposure или Shadows слишком быстро (первый отвечает за выдержку, второй — за темные оттенки на изображении). В прошлом для просмотра предупреждений нам приходилось открывать изображения, удерживая клавишу Alt, и только потом передвигать ползунки, пока не увидим предупреждения (кстати, такой способ доступен нам и сейчас). Данный режим позволяет увидеть все участки, в которых информация будет потеряна. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, стоит пояснить, что изображение состоит из трех компонентов позади общей сцены в красном, зеленом и светло-голубом цветах. Когда область отображается в цвете, вам покажут, что вы потеряете детали в одном или двух из трех компонентов, но у вас пока еще имеются в наличии все компоненты в целости и сохранности, и рассматриваемая область пока еще не стала слишком белой или черной. Область, показанная как белая, потеряла всю информацию о данном участке (при перемещении ползунка Exposure) и останется просто белой. В свою очередь, отображающаяся как черная (при перемещении ползунка Shadow) также потеряла всю информацию и будет в конечном итоге отображаться как абсолютно черный цвет. Взгляните на рисунок. На левом изображении применялся ползунок Exposure — потеря информации о светлых участках в верхней части изображения, на среднем изображении корректировались тени (ползунок Shadow) — мы можем наблюдать полную потерю деталей в нижней части изображения, и, наконец, правое — это финальный результат. Итак, приведенный выше способ используется для оценки доступной нам для редактирования информация. Владея ею, мы можем грамотно настраивать изображения с минимальными потерями информации.

Пока мы там корректировали, вы наверняка успели заметить два флажка: Shadow и Highlight, — ну, а если не успели, то обратите на них внимание — они расположены в верхней части диалогового окна. Установив флажок Highlights, вы без труда сможете обнаруживать те светлые участи изображения, в которых будет потеряна информация — они будут подсвечены красным цветом. Установка флажка Shadow по аналогии отображает потерю информации в темных участках изображения, только оповещают нас об этом подсветкой синим цветом. Ну, а чем это грозит, было описано выше — повторяться не имеет смысла. (Примечание: Если вам надоедает все время щелкать мышью для установки этих флажков, вы можете воспользоваться клавиатурой. Например, для установки/снятия флажка Highlights следует нажать клавишу O, а для флажка Shadows — клавишу U.)

Если вас не устраивает разглядывать синие или красные цветовые предупреждения, вы можете посмотреть напрямую, какие детали на изображении будут потеряны, т.е. только то, что вы можете потерять. Для этого при перемещении нужного вам ползунка (Exposure или Shadows в зависимости от поставленной вами задачи) удерживайте клавишу Alt. Кстати, беспокоиться о потере деталей в ярких областях изображения не стоит: это нормальное явление. Вообще потеря деталей в этих участках изображения грозит тем, что эти области будут казаться ярче остальных объектов на фотографии.
Продолжение следует.

Сергей Топорков


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2005 год в рубрике soft :: разное

©1997-2021 Компьютерная газета