A9: интернет-поиск, версия Amazon
В настоящее время на рынке услуг интернет-поиска, кроме признанных грандов, присутствуют и куда менее раскрученные ресурсы второго эшелона. Этим господам-товарищам волей-неволей приходится очень постараться для того, чтобы сначала привлечь к себе внимание пользователя, а самое главное — потом его удержать. Не у всех это получается одинаково хорошо. Тем не менее, в этой теплой компании время от времени рождаются по-настоящему интересные технологии, как совсем новые, так и просто оригинальные подходы к уже известным приемам. Что радует — эти новинки пригодны не только для целей развлечения на протяжении нескольких дней, а именно для повседневного рабочего использования.
Попытки одолеть Google в лобовой атаке — по числу проиндексированных страниц и другим количественным показателям — похоже, явно теряют популярность у его потенциальных конкурентов. Да и сам Google потихоньку отходит от количества страниц как критерия оценки качества деятельности поисковика — вот и счетчик документов с первой страницы уже убрали. Поэтому обыграть лидера новые соискатели места под солнцем пытаются в основном за счет внедрения оригинальных методов обработки собранной информации, а также в сфере организации работы с пользователями. Логика понятна: "мясо" баз данных со временем можно будет нарастить, а вот без находок в этих областях ловить на рынке точно будет нечего. В общем-то, для нас, пользователей поисковиков, такой путь даже интереснее. Интересный пример того, что можно сделать на основе известной технологии, сосредоточившись на разработке дополнительных, в том числе персонализированных, сервисов, демонстрирует поисковик A9. Располагается он по адресу a9.com. Официально A9 стартовал в сентябре 2004 года. Принадлежит этот ресурс небезызвестной и довольно успешной компании Amazon, которая пришла в интернет-поиск со своими наработками, хорошо обкатанными в сфере сетевой торговли.
Ресурсы
Хорошего поисковика без тщательно подобранного набора качественных ресурсов просто не бывает. Для того, чтобы создать собственную индексную базу, требуется приложить серьезные усилия и вложить в это дело неплохие деньги. Однако, кроме создания собственных баз данных, можно пойти в обход — приобрести лицензию на использование готовых баз, собранных другими ресурсами. При таком аутсорсинге ресурсов важно наладить устойчивое сотрудничество с их владельцами и сыграть на разработке дополнительных сервисов. Именно так и поступили создатели A9. Это довольно распространенная практика, и хитросплетения взаимоотношений между различными поисковиками интересны сами по себе, только речь сейчас не о них. В основе поиска A9 — база Google. Именно с ее помощью производится поиск по веб-документам и изображениям. Справедливости ради заметим, что Amazon располагает и собственными ценными ресурсами. В A9 используется поиск по печатным изданиям из обширной базы данных Amazon. Имеется и ряд дополнительных внешних источников. Среди них отметим базы IMDB (кинематография) и GuruNet (справочная информация). Кроме этого, задействованы наработки Alexa по сбору дополнительной информации о веб-сайтах. Вообще-то, в силу особого подхода к информационному наполнению системы перечислять все источники A9 будет довольно долгим занятием. Это отражается во многих аспектах работы с A9 — от интерфейса поисковика до набора дополнительных услуг, поэтому давайте пойдем по порядку.
Интерфейс
Главная на сегодняшний день особенность A9 — это концепция многоколоночного настраиваемого интерфейса. После добавления опций подстройки интерфейса Google, казалось бы, A9 утратил свое преимущество на данном фронте, и рассказывать тут не о чем. Однако не все так просто и прямолинейно. Подход к персонализации интерфейса A9 и новые инициативы Google в данном направлении в корне отличаются. Если персональные разделы Google являются, по сути, сохраненными запросами, которые выполняются, когда вы заходите на стартовую страницу Google, то колонки A9 — это средство упрощения тематического поиска за счет обращения к различным поисковым базам и демонстрации всех результатов на одной странице. Это действительно может быть удобным решением. Известно, что тематический поиск по специализированным ресурсам, как правило, будет более точным и полным, чем поиск по источникам общего назначения. В то же время, поскольку приходится обращаться к разным ресурсам, сил на такой поиск уходит немало.
Давайте сравним процесс простого поиска с помощью Google и A9. Допустим, вы хотите найти любые типы документов, книги, изображения, видео и другие типы материалов по какому-то конкретному запросу. Например, про спутник Марса — Фобос. Google прекрасно справится с таким запросом — у него есть масса источников данных. Поскольку за кулисами A9 работают те же базы данных, то и потенциальные возможности найти нужную информацию у них равные. Пойдем дальше и сравним способ демонстрации результатов. Здесь ситуация интереснее. Для того, чтобы увидеть все типы документов в Google, вам придется либо последовательно вести поиск по различным базам данных, либо открывать несколько окон браузера одновременно и постоянно переходить между ними. В случае A9 все происходит в одном окне, разделенном на несколько колонок. Это значит, что для поиска по различным ресурсам не нужно открывать отдельные окна — вам будет достаточно просто отметить необходимые пункты (веб, изображения и т.д.), расположенные рядом со строкой запроса. Результаты поиска по разным источникам выводятся одновременно, на одной странице в нескольких колонках. С этими колонками можно обращаться весьма вольно: их все можно перетаскивать, разворачивать на все окно (full) и закрывать (close), не затрагивая соседние разделы. По умолчанию на странице открываются колонки поиска по вебу, книгам и картинкам. Этот набор можно изменять и дополнять по собственному вкусу — в базовом списке колонок еще есть поиск сведений, связанных с кино (Movies), информации из Wikipedia, а также по справочным ресурсам (Reference). Обратите внимание на присутствие выпадающего меню, в котором можно выбрать колонку дополнительного тематического источника. В случае с Фобосом, например, логично будет выставить поиск по ресурсам NASA. В результате все найденные сведения показаны на одной странице, которую легко окинуть взглядом — это преимущество A9. У A9 есть и режим расширенного поиска (Advanced Web Search). Поскольку он в точности повторяет аналогичный раздел Google, подробно останавливаться мы на нем не будем. Что касается демонстрируемых в колонках результатов поиска, то здесь нет каких-либо экстраординарных элементов. В начале колонки поиска по вебу выводятся последние новости по теме. В списке результатов для каждой найденной ссылки, кроме прочих сведений, приводится пункт Site Info. Он дает доступ к некоторым сведениям о найденном сайте, взятым из базы данных Alexa: от его приблизительного трафика и даты запуска до количества ссылок на него с других сайтов.
Персонализация и дополнительные сервисы
До недавнего времени второй главной отличительной чертой A9 были хорошо отработанные Amazon технологии отслеживания пользовательской активности и последующей подстройки поисковика к привычкам пользователя. Следует отметить, что изобретения владельцев A9 нашли дорожку к сердцам других разработчиков, и теперь мы имеем радость наблюдать их воплощение на других известных ресурсах. Как и на других поисковиках с регистрацией, A9 собирает и анализирует сведения о вашей работе в системе и через некоторое время начнет предлагать вам ресурсы, которые, по мнению поисковика, будут наиболее точно соответствовать вашим интересам. Для того чтобы активировать эти дополнительные услуги, придется зарегистрировать собственный аккаунт A9. После регистрации активируется ряд интересных сервисов: составление собственных аннотаций к сайтам, дневник, поиск по сделанным закладкам, просмотр истории своей работы с A9 и расширенные настройки интерфейса. Поскольку A9 сохраняет историю вашей работы в системе, он может быть использован в качестве онлайнового органайзера. Во-первых, A9 может сохранять сделанные вами закладки на найденные веб- ресурсы. Это значит, что закладки будут доступны вам с любого компьютера. Дневник (Diary) представляет собой очередную вариацию на тему блога: вы можете составлять комментарии к просмотренным ресурсам, которые затем будут доступны при следующих посещениях. Наконец, это собственно история ваших поисков в A9. При желании эти записи можно редактировать или удалять. Ссылки, автоматически выделенные системой на основе анализа ваших привычек, доступны в разделе Discover. Данные решения принимаются с помощью технологий Alexa. Все названные разделы показываются на стартовой странице, когда вы заходите на сайт A9 со своей учетной записью. Результаты поиска по этим специфическим персональным разделам, кстати, можно вывести на общую страницу результатов в соответствующих колонках. Среди приятных мелочей в настройках A9 отметим выбор цветовой схемы оформления его страниц, а также сервис онлайнового перевода. Как и все уважающие себя современные поисковики, A9 предлагает собственную панель инструментов для браузеров Internet Explorer и Mozilla/Firefox. Как и положено такому приложению, панель A9 предоставляет быстрый доступ к функциям поисковика. Для полного раскрытия возможностей панели вам понадобится обзавестись персональным аккаунтом на сайте A9.
Как видите, A9 старается предоставить широкий выбор источников тематической информации, благо интерфейс позволяет удобно воспринимать данные из нескольких источников. Разработчики A9 решили пойти дальше и предложили владельцам веб-ресурсов API OpenSearch, с помощью которого они способны создавать собственные колонки для A9, отражающие специфическое содержимое их ресурсов. Если такая колонка соответствует требованиям A9, то она будет добавлена в список дополнительных колонок, доступных пользователям поисковика. Именно эта технология и является источником многочисленных колонок, из которых можно собрать свой собственный интерфейс поисковика A9, благо выбор есть — счет идет уже на сотни вариантов. При этом владельцы аккаунтов могут сохранить сделанные ими изменения колонок поиска по умолчанию.
Итог
Давайте подумаем, чем A9 может быть полезен простому пользователю. Поскольку в его основе — старый добрый Google, ожидать в результатах поиска каких-либо неожиданностей не приходится — они совпадают до последней запятой. Соответственно, изюм A9 — в его плотной персонализации, оригинальном интерфейсе и большом количестве дополнительных источников поиска. Что касается первого пункта, то A9 во многом выступил здесь пионером. Персонализация позволила предложить пользователям ряд дополнительных услуг. Настройки интерфейса, выбор источников поиска, сохранение некоторых персональных данных — именно из их числа. В то же время, цена за эти возможности — некоторое нарушение ваших личных тайн. В принципе, как уже говорилось выше, данная идея благополучно пошла в массы, и теперь обозревателей уже не бросает в холодный пот при упоминании о персональных аккаунтах и отслеживании поисковых привычек пользователя. В конце концов, для максимально безопасного серфинга есть свои инструменты. Справедливости ради отметим, что и при работе с A9 можно просто не регистрироваться в системе и пользоваться стандартными средствами поиска. Да и зарегистрировавшись можно удалить записи о ваших действиях на странице настроек своей учетной записи.
Интерфейс A9 — его главная гордость. Он действительно удобен в тех случаях, когда вы пытаетесь собрать воедино разнородные данные об объекте своего поиска. На выходе вы получаете своеобразный информационный срез проблемы. Гибкие настройки внешнего вида и состава колонок повышают эффективность поиска. Широкий выбор дополнительных тематических колонок — еще один плюс в копилку детища Amazon. Есть здесь и своя обратная сторона. Одновременный запрос данных из множества источников несколько притормаживает работу поисковика, а большое количество полезных колонок в полной мере оценят в первую очередь владельцы мониторов с большими диагоналями экрана. В результате у Amazon получился весьма симпатичный ресурс, который, безусловно, не может претендовать на лавры Google, но, тем не менее, предлагает интересный и по-своему практичный подход к интернет-поиску. Поисковик A9 вполне достоин внимания и места в закладках вашего браузера.
Алексей Кутовенко, alteridem@tut.by
Попытки одолеть Google в лобовой атаке — по числу проиндексированных страниц и другим количественным показателям — похоже, явно теряют популярность у его потенциальных конкурентов. Да и сам Google потихоньку отходит от количества страниц как критерия оценки качества деятельности поисковика — вот и счетчик документов с первой страницы уже убрали. Поэтому обыграть лидера новые соискатели места под солнцем пытаются в основном за счет внедрения оригинальных методов обработки собранной информации, а также в сфере организации работы с пользователями. Логика понятна: "мясо" баз данных со временем можно будет нарастить, а вот без находок в этих областях ловить на рынке точно будет нечего. В общем-то, для нас, пользователей поисковиков, такой путь даже интереснее. Интересный пример того, что можно сделать на основе известной технологии, сосредоточившись на разработке дополнительных, в том числе персонализированных, сервисов, демонстрирует поисковик A9. Располагается он по адресу a9.com. Официально A9 стартовал в сентябре 2004 года. Принадлежит этот ресурс небезызвестной и довольно успешной компании Amazon, которая пришла в интернет-поиск со своими наработками, хорошо обкатанными в сфере сетевой торговли.
Ресурсы
Хорошего поисковика без тщательно подобранного набора качественных ресурсов просто не бывает. Для того, чтобы создать собственную индексную базу, требуется приложить серьезные усилия и вложить в это дело неплохие деньги. Однако, кроме создания собственных баз данных, можно пойти в обход — приобрести лицензию на использование готовых баз, собранных другими ресурсами. При таком аутсорсинге ресурсов важно наладить устойчивое сотрудничество с их владельцами и сыграть на разработке дополнительных сервисов. Именно так и поступили создатели A9. Это довольно распространенная практика, и хитросплетения взаимоотношений между различными поисковиками интересны сами по себе, только речь сейчас не о них. В основе поиска A9 — база Google. Именно с ее помощью производится поиск по веб-документам и изображениям. Справедливости ради заметим, что Amazon располагает и собственными ценными ресурсами. В A9 используется поиск по печатным изданиям из обширной базы данных Amazon. Имеется и ряд дополнительных внешних источников. Среди них отметим базы IMDB (кинематография) и GuruNet (справочная информация). Кроме этого, задействованы наработки Alexa по сбору дополнительной информации о веб-сайтах. Вообще-то, в силу особого подхода к информационному наполнению системы перечислять все источники A9 будет довольно долгим занятием. Это отражается во многих аспектах работы с A9 — от интерфейса поисковика до набора дополнительных услуг, поэтому давайте пойдем по порядку.
Интерфейс
Главная на сегодняшний день особенность A9 — это концепция многоколоночного настраиваемого интерфейса. После добавления опций подстройки интерфейса Google, казалось бы, A9 утратил свое преимущество на данном фронте, и рассказывать тут не о чем. Однако не все так просто и прямолинейно. Подход к персонализации интерфейса A9 и новые инициативы Google в данном направлении в корне отличаются. Если персональные разделы Google являются, по сути, сохраненными запросами, которые выполняются, когда вы заходите на стартовую страницу Google, то колонки A9 — это средство упрощения тематического поиска за счет обращения к различным поисковым базам и демонстрации всех результатов на одной странице. Это действительно может быть удобным решением. Известно, что тематический поиск по специализированным ресурсам, как правило, будет более точным и полным, чем поиск по источникам общего назначения. В то же время, поскольку приходится обращаться к разным ресурсам, сил на такой поиск уходит немало.
Давайте сравним процесс простого поиска с помощью Google и A9. Допустим, вы хотите найти любые типы документов, книги, изображения, видео и другие типы материалов по какому-то конкретному запросу. Например, про спутник Марса — Фобос. Google прекрасно справится с таким запросом — у него есть масса источников данных. Поскольку за кулисами A9 работают те же базы данных, то и потенциальные возможности найти нужную информацию у них равные. Пойдем дальше и сравним способ демонстрации результатов. Здесь ситуация интереснее. Для того, чтобы увидеть все типы документов в Google, вам придется либо последовательно вести поиск по различным базам данных, либо открывать несколько окон браузера одновременно и постоянно переходить между ними. В случае A9 все происходит в одном окне, разделенном на несколько колонок. Это значит, что для поиска по различным ресурсам не нужно открывать отдельные окна — вам будет достаточно просто отметить необходимые пункты (веб, изображения и т.д.), расположенные рядом со строкой запроса. Результаты поиска по разным источникам выводятся одновременно, на одной странице в нескольких колонках. С этими колонками можно обращаться весьма вольно: их все можно перетаскивать, разворачивать на все окно (full) и закрывать (close), не затрагивая соседние разделы. По умолчанию на странице открываются колонки поиска по вебу, книгам и картинкам. Этот набор можно изменять и дополнять по собственному вкусу — в базовом списке колонок еще есть поиск сведений, связанных с кино (Movies), информации из Wikipedia, а также по справочным ресурсам (Reference). Обратите внимание на присутствие выпадающего меню, в котором можно выбрать колонку дополнительного тематического источника. В случае с Фобосом, например, логично будет выставить поиск по ресурсам NASA. В результате все найденные сведения показаны на одной странице, которую легко окинуть взглядом — это преимущество A9. У A9 есть и режим расширенного поиска (Advanced Web Search). Поскольку он в точности повторяет аналогичный раздел Google, подробно останавливаться мы на нем не будем. Что касается демонстрируемых в колонках результатов поиска, то здесь нет каких-либо экстраординарных элементов. В начале колонки поиска по вебу выводятся последние новости по теме. В списке результатов для каждой найденной ссылки, кроме прочих сведений, приводится пункт Site Info. Он дает доступ к некоторым сведениям о найденном сайте, взятым из базы данных Alexa: от его приблизительного трафика и даты запуска до количества ссылок на него с других сайтов.
Персонализация и дополнительные сервисы
До недавнего времени второй главной отличительной чертой A9 были хорошо отработанные Amazon технологии отслеживания пользовательской активности и последующей подстройки поисковика к привычкам пользователя. Следует отметить, что изобретения владельцев A9 нашли дорожку к сердцам других разработчиков, и теперь мы имеем радость наблюдать их воплощение на других известных ресурсах. Как и на других поисковиках с регистрацией, A9 собирает и анализирует сведения о вашей работе в системе и через некоторое время начнет предлагать вам ресурсы, которые, по мнению поисковика, будут наиболее точно соответствовать вашим интересам. Для того чтобы активировать эти дополнительные услуги, придется зарегистрировать собственный аккаунт A9. После регистрации активируется ряд интересных сервисов: составление собственных аннотаций к сайтам, дневник, поиск по сделанным закладкам, просмотр истории своей работы с A9 и расширенные настройки интерфейса. Поскольку A9 сохраняет историю вашей работы в системе, он может быть использован в качестве онлайнового органайзера. Во-первых, A9 может сохранять сделанные вами закладки на найденные веб- ресурсы. Это значит, что закладки будут доступны вам с любого компьютера. Дневник (Diary) представляет собой очередную вариацию на тему блога: вы можете составлять комментарии к просмотренным ресурсам, которые затем будут доступны при следующих посещениях. Наконец, это собственно история ваших поисков в A9. При желании эти записи можно редактировать или удалять. Ссылки, автоматически выделенные системой на основе анализа ваших привычек, доступны в разделе Discover. Данные решения принимаются с помощью технологий Alexa. Все названные разделы показываются на стартовой странице, когда вы заходите на сайт A9 со своей учетной записью. Результаты поиска по этим специфическим персональным разделам, кстати, можно вывести на общую страницу результатов в соответствующих колонках. Среди приятных мелочей в настройках A9 отметим выбор цветовой схемы оформления его страниц, а также сервис онлайнового перевода. Как и все уважающие себя современные поисковики, A9 предлагает собственную панель инструментов для браузеров Internet Explorer и Mozilla/Firefox. Как и положено такому приложению, панель A9 предоставляет быстрый доступ к функциям поисковика. Для полного раскрытия возможностей панели вам понадобится обзавестись персональным аккаунтом на сайте A9.
Как видите, A9 старается предоставить широкий выбор источников тематической информации, благо интерфейс позволяет удобно воспринимать данные из нескольких источников. Разработчики A9 решили пойти дальше и предложили владельцам веб-ресурсов API OpenSearch, с помощью которого они способны создавать собственные колонки для A9, отражающие специфическое содержимое их ресурсов. Если такая колонка соответствует требованиям A9, то она будет добавлена в список дополнительных колонок, доступных пользователям поисковика. Именно эта технология и является источником многочисленных колонок, из которых можно собрать свой собственный интерфейс поисковика A9, благо выбор есть — счет идет уже на сотни вариантов. При этом владельцы аккаунтов могут сохранить сделанные ими изменения колонок поиска по умолчанию.
Итог
Давайте подумаем, чем A9 может быть полезен простому пользователю. Поскольку в его основе — старый добрый Google, ожидать в результатах поиска каких-либо неожиданностей не приходится — они совпадают до последней запятой. Соответственно, изюм A9 — в его плотной персонализации, оригинальном интерфейсе и большом количестве дополнительных источников поиска. Что касается первого пункта, то A9 во многом выступил здесь пионером. Персонализация позволила предложить пользователям ряд дополнительных услуг. Настройки интерфейса, выбор источников поиска, сохранение некоторых персональных данных — именно из их числа. В то же время, цена за эти возможности — некоторое нарушение ваших личных тайн. В принципе, как уже говорилось выше, данная идея благополучно пошла в массы, и теперь обозревателей уже не бросает в холодный пот при упоминании о персональных аккаунтах и отслеживании поисковых привычек пользователя. В конце концов, для максимально безопасного серфинга есть свои инструменты. Справедливости ради отметим, что и при работе с A9 можно просто не регистрироваться в системе и пользоваться стандартными средствами поиска. Да и зарегистрировавшись можно удалить записи о ваших действиях на странице настроек своей учетной записи.
Интерфейс A9 — его главная гордость. Он действительно удобен в тех случаях, когда вы пытаетесь собрать воедино разнородные данные об объекте своего поиска. На выходе вы получаете своеобразный информационный срез проблемы. Гибкие настройки внешнего вида и состава колонок повышают эффективность поиска. Широкий выбор дополнительных тематических колонок — еще один плюс в копилку детища Amazon. Есть здесь и своя обратная сторона. Одновременный запрос данных из множества источников несколько притормаживает работу поисковика, а большое количество полезных колонок в полной мере оценят в первую очередь владельцы мониторов с большими диагоналями экрана. В результате у Amazon получился весьма симпатичный ресурс, который, безусловно, не может претендовать на лавры Google, но, тем не менее, предлагает интересный и по-своему практичный подход к интернет-поиску. Поисковик A9 вполне достоин внимания и места в закладках вашего браузера.
Алексей Кутовенко, alteridem@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2005 год в рубрике soft :: разное