US BLASTER MM1500. Декоративная акустика

Ситуация в мире акустики hi-fi и hi-end такова, что все больше профессионалов отдают предпочтение трифоник (2.1) системам, т.к. этот вариант благодаря высоким качественным показателям оказался более выгодным, нежели стандартный бифоник (2.0 = обычная стереопара). Похожая ситуация наблюдается и на рынке мультимедийных систем, однако здесь причины происходящего совершенно иные. Реально приближенные к hi-fi системы 2.1 для компьютера можно пересчитать по пальцам. В чем же секрет этой популярности? Все дело в одном, однако очень важном, звене — сабвуфере, ведь неопытные по части акустики пользователи склонны полагать, что только одно его наличие обеспечит качественный бас. Даже сложно сказать, почему низкие частоты ака бас так любимы народом. Услышав мощное бубнение, потенциальные покупатели забывают обо всем остальном и считают дешевую систему чуть ли не верхом совершенства. Многие компании сделали свое имя только благодаря тому, что в свое время (было это не очень давно — лет пять назад) выпустили подобные мультимедийные продукты, которые на сегодняшний день уже оказались бы бессильными на рынке.

Косвенно это подтверждает и другой факт: запросы пользователей за это время выросли. Как утверждают аналитики и ученые, опираясь на результаты испытаний, практически все люди начиная от школьников и заканчивая инженерами-акустиками способны проранжировать несколько акустических систем по качеству звучания, исходя из своих слуховых субъективных ощущений. Так оно есть и на самом деле: сравнив на слух 2-3 набора колонок, покупатель с легкостью выберет лучшие. И все было бы очень прекрасно, если бы не один омрачающий факт: за все приходится платить. Порой мизерное улучшение звучания системы hi-fi стоит весьма приличных денег. И чем дешевле колонки, тем больше вероятность покупки их рядовым юзером. Так уж сложилось, что колонки стали неотъемлемой частью ПК, но подавляющее большинство пользователей при планировании бюджета своего будущего компьютера на акустику отводят то, что осталось от основных покупок, при этом еще и стремясь за эти деньги получить многокомпонентную акустику. Поэтому нам и пришлось столкнуться с таким явлением, как декоративная акустика, т.е. небольшие наборчики приятного вида со спорными акустическими и электрическими параметрами. Об одной такой системе и пойдет речь в этой статье. Итак, знакомьтесь: US BLASTER MM1500.

US BLASTER MM1500

Что приятно в таких системах, так это габариты упаковки: взял небольшую коробку и спокойно отправился домой. С крупногабаритными устройствами все намного труднее: к их стоимости первоначально надо плюсовать 5-10 долларов — из расчета на доставку. Несомненно, во всем есть как свои плюсы, так и свои минусы. Комплект поставки акустики ничем не выделяется среди решений с подобной ценой:

— Внешний усилитель.
— Сабвуфер.
— Два сателлита.
— Две подставки.
— Два сигнальных провода.
— Мануал.

При первом же взгляде на систему появилось уверенное чувство, что где-то мы уже это видели — возможно, под другой маркой, но именно это… После того, как мы более пристально взглянули на динамики и внешний усилитель, сомнений не осталось: перед нами — очевидный клон Microlab. 1.jpg
Корпуса сателлитов сделаны из пластика и устанавливаются на специальных подставках. В таком состоянии колонки чуть наклонены — это поможет более точно направить их на себя. Кроме того, на задней стенке предусмотрено металлизированное отверстие с резьбой для крепления на стене, но толку от него, честно говоря, мало, поскольку никаких кронштейнов в комплекте поставки нет. Да и зачем крепить сателлиты дешевой 2.1 акустики на стене, когда их проще поставить на стол — благодаря своим размерам они "съедят" очень мало рабочего пространства. Тем более, что соединительные провода не такие уж длинные — всего 1,5 метра. Они пропущены через отверстие на задней стенке, которое небрежно залито изнутри клеем. Разобрав одну колонку, мы увидели легкоузнаваемый динамик, который трудно с чем-либо спутать. Да и выдавленная надпись "Microlab" на экране магнитной системы нам бы этого не позволила. Сопротивление катушки стандартное — 6 Ом. Диффузор сделан из плотной бумаги с многочисленными бугорочками, подвес тканевой с пропиткой. Звучание такой головки так же специфично, как и ее конструкция. Корпус сабвуфера сделан из MDF толщиной порядка 8 мм.

Акустическое оформление динамика НЧ — фазоинвертор, небольшая пластиковая трубка находится сбоку. Саб аналогично сателлитам подсоединяется к усилителю идентичным проводом длиной 1,5 м. Примененный динамик оказался майкролэбовским: по размеру он совсем невелик, диффузор бумажный, подвес сделан из жестковатого полимера. Пылезащитный колпачок плоский, чуть меньше самого диффузора. Внутри корпуса находится приличное количество синтепона для сглаживания АЧХ и подавления резонансов. Басовый потенциал такого динамика минимален. Если внешность колонок еще давала повод сомневаться в родстве с Microlab, то внешний усилитель отличается от своего собрата надписью на передней панели и сущими мелочами. На ней расположены: включатель питания, регуляторы master volume, treble, s.w. и модный неоновый индикатор. Корпус стандартно выполнен из пластика с перфорационными отверстиями по бокам для охлаждения. На задней панели расположены три выходных разъема RCA соответственно для двух сателлитов и сабвуфера, а также два входа: RCA и 3,5 мм стереоаудиоразъем. Благодаря наличию двух сигнальных кабелей в комплекте US BLASTER MM1500 можно подсоединять не только к ПК, но и к плейеру DVD или иным подобным источникам. Электронная начинка показалась точно такой же, как и в Microlab'е, но при ближайшем рассмотрении мы все же увидели существенные отличия. Используется более дешевая электроника — например, в фильтре питания установлены два конденсатора по 3300 мкФ против 4700 мкФ в Microlab. Используется трансформатор 13 х 2 В на 1,1 А. И, что самое главное, применено три (а не четыре, как в Microlab'e) усилительных микросхемы TDA2030A. Это и понятно: басовик в майкролэбовских системах больше и мощнее, следовательно, для него использовался усилитель, собранный по мостовой схеме. Здесь же динамик слаб, и прилаживать к нему большие мощности нет смысла, т.к. начнутся сильные искажения. Мощности микросхемы TDA2030A с лихвой хватит для раскачки этой головки. В целом суть системы ясна: она скопирована с Microlab'a с упрощениями для снижения своей стоимости. Не Microlab, но похожа…

Субъективное прослушивание и тест

Поскольку мы имеем дело с недорогим набором 2.1, то при прослушивании были взяты только записи mp3, несколько дисков CD-DA и парочка фильмов. В качестве звуковой карты использовали Creative Audigy 4 PRO. Звучание акустики оказалось пропорционально цене набора. Сателлиты неплохо воспроизводят средние частоты, но с особым окрасом — звук кажется немного резким. С ростом громкости этот негативный фактор сказывается еще больше, поэтому при максимальном положении ручки звук начинает давить на уши. Наилучший результат достигается на средней громкости — здесь колонки играют довольно сочно и живо. Честно сказать, при желании от этих динамиков можно получить намного лучший результат. Баса от маленького сабвуфера явно не хватает. При попытке исправить это с помощью ручки громкости сильно возрастают нелинейные искажения, поэтому придется смириться с тем, что сабвуфер хоть и есть, но басит весьма слабо. Да и сам бас представляет собой лишь верх диапазона НЧ. Музыку на такой акустике рекомендуем слушать лишь непридирчивым к звуку пользователям — не зря в заголовке статьи эта система была названа "декоративной". Дело в том, что сносно справиться со всеми направлениями музыки может редкая мультимедийная акустика — куда лучше обстоят дела с фильмами. Однако и тут вышел небольшой прокол: отсутствие мощной басовой поддержки делает просмотр нудным и не раскрывает всего потенциала кино.

АЧХ колонок оказалась неожиданно равномерной — нижняя граница находится чуть ниже 300 Гц, что для подобной акустики стандартно. Неравномерность не превышает +/-10 дБ, да и то такое число обусловлено единственным пиком. Видно, что при регулировании высоких частот завал производится хорошо, а вот подъема нет, т.к. его в принципе быть не может. При регулировании ВЧ значительно возрастает уровень лишь в узкой полосе 3-7 КГц. Характеристика сабвуфера сразу дает понять характер его звучания: энергетический пик расположен в районе 100 Гц, все остальные частоты воспроизводятся с низким уровнем. Вот и объяснение некрасивому бубнящему звуку. Плюс ко всему отсутствует нормальное перекрытие рабочих характеристик, область 200-300 Гц не прорабатывается ни сабвуфером, ни сателлитами.

В итоге

За потраченные на US BLASTER MM1500 $40 пользователь получит компактную и активную 2.1 акустику соответственного качества. Безусловно, с ее помощью можно смотреть фильмы, слушать музыку, играть, но достигнутый уровень качества устроит лишь нетребовательных пользователей. Подобные системы предназначены для обеспечения минимальной мультимедийности компьютера, но о hi-fi в данном варианте речи идти не может.

Цена акустики на момент тестирования — 42 у.е.

Плюсы:
. Привлекательный вид.
. Внешний усилитель.
. Хорошие СЧ-динамики.
. Два сигнальных кабеля.
. Малая цена.

Минусы:
. Слабый и посредственный бас.

Василий Запотылок, vasily@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2005 год в рубрике hard :: разное

©1997-2021 Компьютерная газета