Работаем в Mackie Tracktion 2

По многочисленным просьбам делаем материал по Mackie/Raw Material Tracktion 2 (сокращенно T2) — одной из лучших новинок этого года. В действительности это замечательный аудио/MIDI-секвенсор, отвечающий всем требованиям современного аудиопроизводства. Ключевые особенности — максимально легкий для системы и удобный для пользователя графический интерфейс нового поколения, поддержка всех необходимых технологий включая ASIO, VST и ReWire, поддержка аудио до 192 КГц, внутренняя обработка на уровне 64 бит. Особая архитектура рабочего процесса, представленная программой, очень интересна. Такое ощущение, что ее авторы взяли все известные мультитреки, смешали их лучшие свойства, отрубили все ненужное и создали T2. На данный момент в большинстве интернет-магазинов полный комплект программы в box-версии стоит всего $149, что очень дешево для мультитрека подобного класса. В полный комплект поставки, помимо T2, входит множество плагинов. То есть цена очень демократичная. Сегодня мы поговорим о чисто практических аспектах работы с этой программой, причем в данном материале подняты те темы, о которых спрашивали читатели. Параллельно с этим постараемся ввести в курс дела тех, кто не очень знаком с программой.

Оптимальные настройки


В Tracktion 2 существуют три ключевых окна-закладки: Projects, Settings и окно мультитрека. Projects носит чисто организационный характер: здесь вы можете производить навигацию и поиск по существующим проектам, аудио- и MIDI-файлам, а также создавать новые проекты. В Settings мы делаем основные установки для работы с программой — указываем аудио/MIDI-устройства, имена каталогов с VST-плагинами, включаем ReWire, назначаем темповую директорию. В подразделе miscellaneous следует указать 64-битную обработку, что впоследствии потребует от системы несколько больших ресурсов CPU. О железе… Для работы с Т2 лучше брать как можно больше оперативной памяти — минимум 256 Мб, хотя для беспроблемной работы лучше за минимальное число принять 512. Что касается требований к CPU, то здесь программа менее прихотлива и может запускаться и нормально работать на P III, хотя оптимальным будет что-то из серии Athlon XP или P4. Звуковую карту или интерфейс лучше брать с родными ASIO-драйверами и не использовать мосты типа ASIO4ALL. Это больше касается даже не программы, а организации работы со звуковым устройством, поскольку ASIO4ALL является своеобразной надстройкой над MME или DirectX-драйверами и прямого отношения к ASIO (так как он организован) фактически не имеет. Т2 поддерживает работу с многоканальными платами, имеющими множество входов/выходов.

Работа в мультитреке

В данном случае следует сказать основную вещь: все треки организованы по цепи "входное устройство —> запись и воспроизведение —> фильтры —> выход". И теперь, внимание, в качестве выхода каждого трека могут использоваться аудио/MIDI-выходы звуковой карты или (!) вход другого трека. Это ключевая идея интерфейса программы. А значит, вы здесь не найдете всевозможных подгрупп и т.п., то есть заранее подготовленных пользовательских "фишек". Подгруппа в Т2 создается за считаные секунды, когда выходы нескольких треков вы направляете на вход любого выбранного. Это гораздо удобнее, чем то, что мы видим в громоздких мультитрековых программах типа Nuendo или SONAR.

А что у нас на входе? На входах каждого из треков может указываться любой физический аудиовход звуковой платы/интерфейса либо MIDI-устройство. Если говорить об аудио, то программа поддерживает многоканальную запись. Треки могут быть как моно, так и стерео, но для того, чтобы переключить вход трека в стереорежим, необходимо в окне его свойств сделать активной функцию treat as stereo channel pair. Фильтры… Под фильтрами понимаются все подключенные к данному треку плагины. Изначально по умолчанию в блоке фильтров установлены модули громкости и панорамы. Для помещения нового фильтра нужно нажать указателем мыши кнопку New Filter…, после чего, удерживая ее изображение, перенести на нужный трек. В результате в окне фильтров у вас появится новый элемент, а программа спросит, с каким плагином его ассоциировать, предложив вам список. Далее выбираете плагин и настраиваете его. Если вы хотите, чтобы трек был MIDI и ассоциировался с VSTi, то загрузите в него первым модулем в блоке фильтров нужный инструмент. Что такое Racks? Racks — а мы сейчас будем называть их "рэки" — это специальные модули, в которых можно использовать сразу несколько плагинов, собирать из них большие и малые цепи обработок и эффект-процессинга. По существу, это тот же Plug-in Chainer, который можно встретить в Vegas или Sound Forge, только с большими возможностями, поскольку можно предусматривать различные варианты коммутации с использованием множества входов/выходов. Данная реализация в Т2 напоминает идеи модульных конструкторов типа Bidule или AudioMulch, но только по отношению к плагинам эффектов. Это очень удобно, и ни одна мультитрековая программа из ныне существующих такого не предлагает. Составив один такой Rack, вы сохраняете его под определенным именем и можете переносить в блоки фильтров любых треков с помощью указателя мыши (элемент drag here to insert an instance of this rack в окне свойств). Любой плагин может превращаться в рэковый модуль — достаточно поднести к его изображению указатель мыши, нажать правую кнопку и в появившемся меню выбрать опцию wrap this filter in a rack ("сделать этот элемент рэковым").

ВНИМАНИЕ!!! Часто путаница с непониманием интерфейса программы происходит из-за примененной терминологии. Фильтрами (filter) в T2 называется то, что мы называем плагинами, независимо от того, инструмент это или эффект-процессор.

Работа с VSTi

Работа с VSTi реализована очень просто. Сначала вы должны создать новый трек и загрузить в блок фильтров нужный инструмент. Потом в качестве входа указать MIDI-устройство, которое устанавливается в закладке Settings — MIDI Input Device. Внимание: если вы хотите использовать VSTi, имеющий более двух выходов (например, Absynth 3, который работает в 5.1), нужно поднести указатель мыши к блоку с изображением этого инструмента, нажать правую кнопку и в открывшемся меню выбрать функцию wrap this filter in a rack ("сделать этот элемент рэковым"), и инструмент откроется у вас в окне Rack. Далее вы можете выбирать необходимую конфигурацию выходов. Второй момент — все VSTi имеют аналоговые выходы, то есть могут обрабатываться обычными эффект-процессорами, применяемыми к аудио. Записанный MIDI-трек можно редактировать сразу же в рабочем окне. Для этого достаточно развернуть трек двойным щелчком левой кнопки мыши и перейти в крупный масштаб. На автомате у вас появится меню редактирования и фортепианная клавиатура слева. То есть получается простейший MIDI-редактор с Piano-roll. Для того, чтобы строить графики огибающих для множества MIDI-параметров, нужно нажать кнопку Control, в результате чего окно редактирования еще раз трансформируется, и откроется доступ к изменяемым параметрам. В Т2 имеются возможности квантизации MIDI-информации и несколько шаблонов грува.

Как создавать AUX

По этому вопросу ко мне пришло сразу несколько писем. Отвечаю. В программе можно создавать до 8 цепей AUX-эффектов. Как это делается, рассмотрим поэтапно:
. Создается новый трек — назовем его AUX1.
. В блок фильтров этого трека загружаются необходимые эффект-процессоры (плагины).
. В самом начале цепочки обработки ставится новый фильтр, и из списка предлагаемых плагинов мы выбираем AUX Return.
. В настройках AUX Return (окно свойств) выбираем Bus#1 и называем его, например, AUX001 (поле bus name).
. Теперь в других треках мы можем загрузить новый фильтр, где в списке предалагаемых плагинов мы выбираем AUX Send.
. В настройках AUX Send (окно свойств) выбираем Bus#1 (AUX001). Все.
Точно таким же образом создаются остальные AUX.

Как запустить T2 на несколько мониторинговых систем

Это сопутствующая тема к предыдущему подразделу. Дело в том, что в задании AUX для работы с эффектами в Т2 нет большого смысла — то же самое можно сделать просто направляя одни треки в другие. Но реализация AUX полезна тем, что с ее помощью можно делать несколько мониторинговых линий. Для этих целей создаются "пустые", т.е. без эффект-процессоров, треки AUX и назначаются на различные выходы платы. Таким образом, треки, помимо того, что воспроизводятся в рамках мастер-выхода, могут быть направлены и на другие благодаря параллельному подключению. Это очень удобно.

Автоматизация

Автоматизация записи и воспроизведения изменений любого из параметров в программе производится очень просто. Возле транспортной панели находятся две кнопки с буквой "А".

Совместимость программы с другими

Часто разработчики VST-плагинов отделяют T2 от других программ в плане настроек их работы. Да, не все являются совместимыми, хотя мы уже привыкли к тому, что VST — это единый незыблемый стандарт. Я проверил работу Traction со следующим софтом:
. Celemony Melodyne через VST Bridge. Результат — ОК.
. Native Instruments Absynth 3 VSTi. Результат — ОК.
. IK Multimedia Sonik Synth VSTi. Результат — ОК.
. Spectrasonics Stylus RMX VSTi. Результат — ОК.
. Image-Line FL Studio VSTi. Результат — ОК.
. Propellerhead Software Reason 3 через ReWire. Результат — ОК.
. LiveLab LiveSlice VSTi. Результат — не совсем нормально. Хотя проблемы скорее у LiveSlice.
Также для облегчения работы с программой рекомендую использовать бесплатный мультиэффект-процессор LUXONIX LX1310 (www.luxonix.com). Он очень качественный и имеет большую базу пресетов.

В завершение

На самом деле в Т2 нет вообще ничего сложного. Думаю, вам стоит буквально два дня с ней поработать, чтобы полностью изучить интерфейс. Да, он необычен, но очень уж красив и современен. Удивляет очень низкая цена на данный продукт, поскольку схожие с ним по функциональности программы стоят в три-тире-десять раз дороже.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2005 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2022 Компьютерная газета
oJnWE3?=нD}{DfHM=|]| ,Rh٣ <Ļi՛)^l`6=Rep9oyB~{<@- $ 3?:͜i*Ifgf$;9'yUw9Z.N#ҧcxS`np^i㺔o; :_].mC[tTbH)n̳\jzskV[CMͿ v}\I?lI_ }:7„CzhrE