Обзор цифровой фотокамеры Nikon Coolpix 8800
Прошло уже немало времени с момента выхода в свет этого полупрофессионального восьмимегапиксельника, который фактически является модификацией Nikon Coolpix 8700. В 2004 году между лидерами мировой фотоиндустрии разгорелась настоящая война за первенство в классе фотоаппаратов с несменной оптикой и матрицей в 8 Мп. Каждый производитель оснащал свое детище уникальными возможностями, которые никак не позволяли определить победителя. Ясно было только одно: Coolpix 8700 уступал конкурентам почти по всем показателям, при этом не имея практически никаких козырей. Но Nikon не захотел мириться с положением проигравшего, и вот спустя некоторое время после выхода первой восьмимегапиксельной камеры была анонсирована новая модель этого же класса, технические характеристики которой заставили обратить на себя внимание сообщества фотографов. Как вы уже, наверное, догадались, это и был Coolpix 8800. Долгое время мне не удавалось найти данный аппарат и пообщаться с ним вживую. Но вот совсем недавно долгожданная возможность представилась, и я наконец смог ощутить все прелести (и некоторые недостатки, конечно) этой сильной машинки.
Комплектация и первые впечатления
Оценить габариты фотоаппарата по картинкам очень тяжело, даже в сравнении с какими-то общеизвестными предметами, как-то: компакт-диски, видеокассеты и пр. А форма Coolpix 8800 вряд ли располагает верить, что камера не такая уж большая. Тем не менее, я был сильно удивлен, когда впервые увидел ее, хотя прекрасно знал все размеры с точностью до миллиметров (116х85х121 мм). Конечно, компактным аппарат не назовешь, но это вовсе не то, что представляется, когда видишь его на экране монитора. По ширине и высоте он едва ли больше обычной пленочной мыльницы, вот только длинный объектив не позволит носить его на поясе в небольшой сумочке.
В коробке с фотоаппаратом находились также зарядное устройство и Li-Ion-аккумулятор, инструкция, компакт-диск с драйверами, ремень, колпачок на объектив, USB-кабель, аудиовидеокабель и пульт дистанционного управления (с единственной кнопкой спуска). В общем, все, что необходимо, присутствует в нужном количестве, кроме карточки памяти. Так что, если вы заранее не приобрели флэш-карту, сразу после покупки полноценно работать с камерой не получится. Не думаю, что отсутствие памяти в комплекте можно отнести к недостаткам, т.к. производители никогда не дарят флэшки больше 32 мегабайт, а для восьмимегапиксельника это практически ничто. Все равно для такой камеры придется покупать как минимум 512 Мб. Инструкция достаточно увесистая, что моментально привело меня в уныние, хотя написана очень даже неплохо: нет глупых, никому не нужных предупреждений, текст понятный, не напоминает машинный перевод, множество иллюстраций значительно облегчает изучение (тем не менее, 160 страниц я так и не одолел).
Эргономика и внешний вид
Устройство фотоаппарата стандартное для моделей такого класса: отсек аккумулятора снизу, карта памяти прячется под ладонью правой руки, вспышка над объективом в случае необходимости автоматически поднимается (при нажатии спусковой кнопки наполовину). Слева под крышкой находятся разъемы для передачи данных на компьютер. Лично мне их устройство не понравилось: пластмассовая крышка выглядит очень непрочной — постоянно думаешь, как бы ее не отломать — да и подключению кабеля слегка мешает. Все остальное нареканий не вызвало. Корпус металлический, поэтому камера производит впечатление надежного профессионального устройства. ЖК-экран хоть и показался мне не очень большим, тем не менее, достаточно четкий (1.8", TFT, 134.000 пикселей) и неплохо смотрится даже на ярком солнце. Особенно порадовала возможность вращения экрана в двух плоскостях: это очень удобно при съемке с низкой или, наоборот, высокой точки. А если монитор не используется, то его можно просто повернуть экраном к корпусу, что обеспечит надежную защиту.
Coolpix 8800 оборудован электронным видоискателем (EVF), который значительно четче ЖК-экрана, и поэтому более предпочтителен, например, при ручном наведении на резкость. 0.44" LCD-видоискатель содержит 235.000 точек, имеет 97% охват кадра (100% в режиме просмотра) и колесико подстройки диоптрий. Объектив закрывается пластмассовой крышкой, которая привязывается к корпусу аппарата. В выключенном состоянии снимать ее несколько неудобно, но с этим надо смириться, т.к. благодаря такой конструкции объектив надежно защищен от попадания пыли, а открывать его привыкайте после включения фотоаппарата — крышка нисколько не препятствует выдвиганию объектива. В руку камера ложится как влитая. Длинный объектив очень удобен для придерживания аппарата левой рукой, при этом все кнопки располагаются под нужными пальцами. Вообще Nikon очень часто ругают за неудобное управление и плохую эргономику. Ничего подобного я не ощутил — напротив, считаю, что расположение всех элементов управления очень удобно и продуманно. Сделав около сотни снимков, я уже вслепую мог выставлять нужные параметры. Но это дело вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят.
Сверху находится еще один LCD-дисплей, монохромный, который отображает основные настройки камеры: чувствительность, выдержку, диафрагму, поправку экспозиции, режим вспышки, счетчик кадров (количество оставшихся) и т.д. Правда, у меня он практически не использовался. Все это дублируется в видоискателе или ЖК-экране, но, опять-таки, как привыкнешь. А вот объективный недостаток Nikon 8800 — отсутствие кольца зумирования: опыт работы с Canon 300D показал, что это намного удобнее, чем управление кнопками. Coolpix 8800 поддерживает набор дополнительных насадок, позволяющих расширить диапазон фокусных расстояний. При желании можно установить внешнюю вспышку, которая может использоваться как совместно со встроенной, так и без нее. Правильным решением стало создание диска выбора режимов, что обеспечило легкий и быстрый переход на один из 12 имеющихся: автоматический программный (P), приоритет выдержки (S), приоритет диафрагмы (A), ручной режим (M), видео и т.д. Видео, кстати, оставляет желать лучшего: слегка шумное, да и звук как в тоннеле, хотя это, конечно, не критерий при выборе фотоаппарата и используется крайне редко. Из приятных мелочей стоит отметить наличие программируемой кнопки Func. Ею можно назначать значение настройки Continuous, чувствительности, размера изображения, качества изображения и др.
Работа с камерой, ее возможности
Главное преимущество данного аппарата перед конкурентами — объектив. Его возможности и характеристики весьма примечательны — чего стоит хотя бы 10-кратный оптический зум (F=8.9-89 мм, или 35-350 в 35 мм эквиваленте). Но еще более полезным является наличие оптического стабилизатора, который компенсирует тремор рук, вызывающий неизбежное смазывание фотографий при съемке с длинными выдержками или при большом зуме. Подобными системами подавления вибраций оснащаются лишь дорогостоящие профессиональные объективы, что свидетельствует о том, что разработчики установили весьма серьезную оптику. Стабилизатор изображения примерно на три ступени удлиняет выдержку, при которой снимки получаются вполне резкими, позволяет фотографировать с рук в режиме телефото (хотя, честно говоря, на максимальном зуме без штатива очень редко получаются четкие снимки) и, кроме того, распознает и не компенсирует перемещение камеры при съемке проводкой. Из недостатков объектива можно выделить не очень большую светосилу (f/2.8-f/5.2) и отсутствие широкого угла. Я имею в виду то, что нижняя граница в 35 мм — слабовато для камеры такого уровня. Практика показывает, что широкий угол используется гораздо чаще, чем теле, и камера была бы значительно привлекательнее, если бы в паспортных данных было указано 28-280 мм. Позиция производителей вполне понятна: добиться нужного качества при таком диапазоне во всех положениях практически невозможно, и даже на 35 мм уже сильно заметны бочкообразные искажения. Допустить еще больших аберраций авторитет фирмы не позволяет, поэтому и ограничились этим значением. Среди наклеек на корпусе фотоаппарата, свидетельствующих о выдающихся способностях объектива, находится еще одна, с гордой надписью "3cm Macro". Этот параметр ровно ничего не значит, т.к. в зависимости от фокусного расстояния ширина охвата может варьироваться в огромном диапазоне. Это всего лишь очередной маркетинговый прием, рассчитанный на не очень сведущих покупателей. Наиболее объективной характеристикой является минимальный размер объекта, показанного во весь кадр, но такой параметр среди технических характеристик вы не встретите. Подобную информацию можно найти только в независимых обзорах и сравнительных тестированиях. Впрочем, Nikon всегда славился отличными показателями в макрорежиме, и эта камера не стала исключением. Резкость и детализация впечатляющие. Правда, бывший когда-то популярным Nikon 4500 мог снимать более мелкие объекты, чем Coolpix 8800, но это цена за 10-кратное зумирование.
Матрица стандартная для восьмимегапиксельников — с диагональю 2/3". Позволяет получать снимки с максимальным разрешением 3264х2448 или 3264х2176 (3:2). Может работать с чувствительностью 50, 100, 200, 400, автоматическая. Ни для кого не секрет, что от величины значения ISO в наибольшей степени зависит уровень шумов на изображении. В целом по этому поводу можно сказать, что благодаря возможности выставления минимального значения в 50 единиц присутствие беспорядочных разноцветных пикселей практически не ощущается. Они есть, довольно заметны в темных участках снимков, но, в принципе, не раздражают, и вряд ли их больше, чем в других камерах данного сегмента рынка: все определяется, прежде всего, геометрическим размером ПЗС-матрицы. При ISO 100 шумов становится значительно больше, хотя, я бы сказал, в пределах нормы; значение 200 — это максимум, при котором качество снимков еще можно назвать приемлемым; 400 единиц лучше не использовать вообще: сквозь поток цифрового шума изображение едва просматривается — не спасет даже Noise Reduction и специализированный софт вроде Neat Image. Отдельно хочется рассказать о форматах файлов. Чаще всего, естественно, будет использоваться JPEG, для которого в камере предусмотрено четыре уровня сжатия: Basic, Normal, Fine и Extra. Качества Fine вполне достаточно. Можно, конечно, выставить Extra в качестве основного режима, но в таком случае снимки занимают слишком много места. Хранить неудобно — нужна карточка большого объема, да и время записи на флэшку значительно увеличивается. В среднем ситуация такова: фотографии с Fine-сжатием занимают около 3 Мб, изображение с максимальным качеством весит около 5-6 Мб. Присутствует возможность записи снимков в TIFF-формат, но это, на мой взгляд, нерационально: объем файлов слишком велик (около 24 Мб), а разницы с JPEG визуально практически нет.
Если нужно получить высококачественный снимок, лучше использовать RAW: и возможности при обработке шире, и размер раза в 2 меньше. Кстати, что касается RAW (в камере используется NEF), то тут есть некоторые проблемы. В комплекте никакого ПО для работы с ним не поставляется, а большинство графических редакторов такой формат не распознают. Так что придется загружать плагин Adobe Camera Raw с официального сайта разработчиков Photoshop сайт (распространение бесплатное) или искать какой-либо другой конвертер. А теперь поговорим о самом главном — о работе автоматики. Первое, что хочется отметить — порадовал режим автоматической фокусировки. Скоростью наведения на резкость Nikon не блещет. Это касается почти всех моделей этой фирмы, но очень медленным я бы его тоже не назвал. Вполне приемлемый вариант. При правильных настройках нерезкие кадры получаются крайне редко. Смазанные снимки иногда все-таки появлялись, но в основном это не было связано с неточностью автофокуса, а являлось следствием выставления длинных выдержек при недостаточной освещенности. Вообще хочется сказать, что Coolpix 8800 — не самый лучший выбор для тех, кому часто приходится снимать в условиях низкой освещенности. Даже при нормальной солнечной погоде получить качественное фото в помещении достаточно проблематично: из-за не очень большой светосилы объектива аппарат выставляет значительные выдержки — чаще всего от 1/4 секунды и выше, а при такой длительности избежать проявления дрожания рук практически невозможно. Спасает только штатив или вспышка, но первый не всегда удобен, да и интересные в сюжетном отношении снимки с ним вряд ли можно получить — теряется оперативность, а со встроенной вспышкой, на мой взгляд, в принципе тяжело сделать нечто выдающееся: из-за отсутствия теней предметы теряют объем. Вспышка достаточно сильная — эффективна в диапазоне 0,5-6 м на широком угле и 1-3 м в режиме теле. Имеется возможность регулировки мощности через меню. Но не очень понравилась цветопередача при использовании вспышки с автоматическим балансом белого — главным образом, холодные, слегка синеватые оттенки на лицах. А в целом с ББ у данной модели все отлично.
При желании можно выбрать один из следующих режимов:
. Daylight (прямой солнечный свет);
. Incandescent (освещение лампами накаливания);
. Fluorescent (рекомендован для использования при освещении большинством типов ламп дневного света);
. Cloudy (для съемок на улице в облачную погоду);
. Speedlight (при фотографировании со встроенной вспышкой);
. Shade (при безоблачном небе, если объект находится в тени);
. PRW White bal. Preset (ручная настройка по белому листу) и, конечно, Auto.
Как я уже сказал, автоматическая подстройка камеры под имеющееся освещение на высоте, но в особо тяжелых случаях может оказаться полезной функция брекетинга баланса белого. При каждом нажатии спусковой кнопки на карточку записывается три снимка: один соответствует определенным фотоаппаратом параметрам, второй сохраняется с красноватым оттенком, третий — с синеватым. В целом вещь нужная, но, если возникают сомнения, пожалуй, лучше выставить формат RAW и отредактировать фото за компьютером. Опять-таки, это лично моя позиция — естественно, у каждого свои предпочтения. Кстати, разработчики не остановились только на брекетинге баланса белого и пошли дальше: примерно по такой же схеме можно осуществлять поправку экспозиции с возможностью выбора в меню величины и количества сохраняемых кадров. Переэкспонирование — достаточно частое для данной модели явление, как, в общем, и для всех цифровых фотоаппаратов. Вытянуть детали можно только в RAW, но обрабатывать несколько десятков снимков после каждой фотосессии в конвертере тоже не хочется, поэтому брекетинг экспозиции используется достаточно часто. Ошибки аппарата редко выходили за пределы диапазона -0,7 — +0,7 EV. Спасти положение может также выбор оптимального для конкретной композиции и определенных условий освещения метода замера. В меню можно выбрать один из четырех способов определения значения экспозиции:
. Matrix — замер производится по 256 зонам кадра (рекомендуется для большинства ситуаций);
. Spot — экспозиция определяется по центральной части кадра, примерно 1/32 часть (необходим в тех случаях, когда важна проработка конкретного объекта съемки, резко выделяющегося на общем фоне);
. Center-weighted — замер производится по всему кадру, но особое значение придается центральной части. Чрезвычайно полезная функция. В отличие от предыдущего режима, снимки с таким способом определения экспозиции будут иметь неплохо проработанный фон (классический режим для портретной съемки);
. Spot AF area — связывает точечный замер с активной фокусировочной зоной (используется для настройки по объектам, расположенным не в центре кадра).
Радуют богатые возможности непрерывной съемки и наличие функции фотографирования с установленным интервалом. Весьма полезна настройка BSS: из серии снимков выбирается самый лучший по резкости или экспозиции. В режиме просмотра фотографий к ним могут быть добавлены звуковые комментарии. Аппарат не разочарует любителей панорамной съемки: для этого предусмотрен отдельный режим. Вообще что касается сюжетных режимов, то, хоть я и не любитель подобного способа фотографирования, но считаю, что удачными настройками отличаются Sunset (Закат), Fireworks show (Фейерверк), Sports (Спорт) и Museum (Музей).
И последнее, о чем нельзя не рассказать: для окончательной, точной подгонки экспозиции может использоваться удачно реализованная гистограмма, причем как в режиме просмотра, так и при съемке. Стоит отметить, что форму гистограммы точной назвать нельзя, но для отслеживания пересветов/недосветов она очень удобна. Для вызова "живой" гистограммы предназначена кнопка Disp, которая также переключает режимы отображения служебной информации: максимум информации/максимум информации с гистограммой/минимум информации с сеткой/минимум информации без сетки. В двух последних отображается лишь уровень зарядки аккумулятора и 9 зон фокусировки. При просмотре изображения гистограмма вызывается вращением кольца, которое, кроме этого, выводит на экран почти всю Exif-информацию.
Резюме
Пришло время подвести итоги. Постараюсь как можно более объективно выделить достоинства и замеченные в ходе работы недостатки, тем не менее, уверен, что некоторые из приведенных ниже выводов могут стать поводом для жарких споров. Это вполне естественно, т.к. у каждого фотографа свои требования к удобству, функциональности, качеству и прочим понятиям, участвующим в оценке аппарата. Кроме того, на многие вопросы в принципе нельзя ответить однозначно, т.к. некоторые параметры хороши в одном случае и абсолютно неприемлемы в другом, и степень их важности/ненужности зависит исключительно от жанра фотографа.
Аргументы в пользу Nikon Coolpix 8800:
1. Малые габариты и относительно небольшой вес (600 г без батареи, 680 г вместе с аккумулятором). По сравнению с почти килограммовой Sony 828 это просто малютка.
2. Металлический корпус, прочная, надежная конструкция объектива.
3. Обтекаемые, удобные для руки формы, продуманное расположение управляющих элементов и понятное, незапутанное меню.
4. Впечатляющие возможности объектива: 10х зум, оптический стабилизатор, солидное макро, — оставляют далеко позади всех конкурентов. 5. Хорошая цветопередача (особенно понравился цвет кожи и оттенки зеленого: трава, листья), отличная микрорезкость, точный автофокус. 6. Достаточно низкий уровень шумов на ISO 50 и почти полное отсутствие всевозможных хроматический аберраций, что свидетельствует о хорошем качестве оптики.
Минусы:
1. Не самая лучшая светосила объектива. Тем более, что на рынке восьмимегапиксельных полупрофессиональных камер с несменной оптикой есть образцы, достойные подражания, у которых максимальная диафрагма на широком угле составляет 2 (как у Sony 828) или 2,4 (как у Olympus C- 8080), хотя у Nikon 8800 этот недостаток компенсируется функцией подавления вибраций.
2. Средняя "скорострельность".
3. Отсутствие кольца зумирования. Впрочем, все зависит от привычки. Обладателям камер, изменение фокусного расстояния в которых осуществляется вращением кольца на объективе, вряд ли понравится управление кнопками, хотя к этому быстро подстраиваешься, и со временем никакого
дискомфорта даже не ощущается. Единственное неудобство, связанное с зумом, конкретно в Coolpix 8800 — невозможность определить в момент съемки точное значение фокусного расстояния или хотя бы кратность. Для некоторых сюжетов это очень важно — например, при портретной съемке (лицо человека крупным планом имеет наиболее естественную перспективу в диапазоне от 80 до 100 мм).
4. Заметная бочка на 35 мм. Правда, искажения резко исчезают уже при небольшом отступе от минимального значения.
В целом, я бы сказал, разработчикам удалось достигнуть своей цели создать достойного конкурента имеющимся на рынке моделям. Nikon Coolpix 8800 заслуживает внимания, его можно смело назвать одним из лидеров в своем классе. Отличный инструмент для любителей архитектурной съемки, макро, художественных портретов и пейзажей. Уникальные телевозможности объектива позволят получить множество интересных кадров, недоступных для менее длиннофокусных восьмимегапиксельников от Sony, Canon, Olympus и Konica Minolta — главных противников Nikon. Камера имеет все необходимое для профессиональной работы и в то же время удовлетворит почти любые капризы "продвинутых" любителей. Благодаря возможности работы с дополнительными вспышками она хорошо подходит для студийной съемки, вместе с тем сочетая в себе все функции "походного" фотоаппарата, способного справляться с поставленной задачей даже при низком освещении, для чего предусмотрена подсветка автофокуса и достаточно мощная встроенная вспышка. Большой фотографический опыт Nikon и проверенные временем младшие модели Coolpix 5700 и 8700 позволили разработать универсальную камеру с минимальным количеством недостатков и большим списком полезных мелочей.
Геннадий Войцехович, napster@tut.by
Комплектация и первые впечатления
Оценить габариты фотоаппарата по картинкам очень тяжело, даже в сравнении с какими-то общеизвестными предметами, как-то: компакт-диски, видеокассеты и пр. А форма Coolpix 8800 вряд ли располагает верить, что камера не такая уж большая. Тем не менее, я был сильно удивлен, когда впервые увидел ее, хотя прекрасно знал все размеры с точностью до миллиметров (116х85х121 мм). Конечно, компактным аппарат не назовешь, но это вовсе не то, что представляется, когда видишь его на экране монитора. По ширине и высоте он едва ли больше обычной пленочной мыльницы, вот только длинный объектив не позволит носить его на поясе в небольшой сумочке.
В коробке с фотоаппаратом находились также зарядное устройство и Li-Ion-аккумулятор, инструкция, компакт-диск с драйверами, ремень, колпачок на объектив, USB-кабель, аудиовидеокабель и пульт дистанционного управления (с единственной кнопкой спуска). В общем, все, что необходимо, присутствует в нужном количестве, кроме карточки памяти. Так что, если вы заранее не приобрели флэш-карту, сразу после покупки полноценно работать с камерой не получится. Не думаю, что отсутствие памяти в комплекте можно отнести к недостаткам, т.к. производители никогда не дарят флэшки больше 32 мегабайт, а для восьмимегапиксельника это практически ничто. Все равно для такой камеры придется покупать как минимум 512 Мб. Инструкция достаточно увесистая, что моментально привело меня в уныние, хотя написана очень даже неплохо: нет глупых, никому не нужных предупреждений, текст понятный, не напоминает машинный перевод, множество иллюстраций значительно облегчает изучение (тем не менее, 160 страниц я так и не одолел).
Эргономика и внешний вид
Устройство фотоаппарата стандартное для моделей такого класса: отсек аккумулятора снизу, карта памяти прячется под ладонью правой руки, вспышка над объективом в случае необходимости автоматически поднимается (при нажатии спусковой кнопки наполовину). Слева под крышкой находятся разъемы для передачи данных на компьютер. Лично мне их устройство не понравилось: пластмассовая крышка выглядит очень непрочной — постоянно думаешь, как бы ее не отломать — да и подключению кабеля слегка мешает. Все остальное нареканий не вызвало. Корпус металлический, поэтому камера производит впечатление надежного профессионального устройства. ЖК-экран хоть и показался мне не очень большим, тем не менее, достаточно четкий (1.8", TFT, 134.000 пикселей) и неплохо смотрится даже на ярком солнце. Особенно порадовала возможность вращения экрана в двух плоскостях: это очень удобно при съемке с низкой или, наоборот, высокой точки. А если монитор не используется, то его можно просто повернуть экраном к корпусу, что обеспечит надежную защиту.
Coolpix 8800 оборудован электронным видоискателем (EVF), который значительно четче ЖК-экрана, и поэтому более предпочтителен, например, при ручном наведении на резкость. 0.44" LCD-видоискатель содержит 235.000 точек, имеет 97% охват кадра (100% в режиме просмотра) и колесико подстройки диоптрий. Объектив закрывается пластмассовой крышкой, которая привязывается к корпусу аппарата. В выключенном состоянии снимать ее несколько неудобно, но с этим надо смириться, т.к. благодаря такой конструкции объектив надежно защищен от попадания пыли, а открывать его привыкайте после включения фотоаппарата — крышка нисколько не препятствует выдвиганию объектива. В руку камера ложится как влитая. Длинный объектив очень удобен для придерживания аппарата левой рукой, при этом все кнопки располагаются под нужными пальцами. Вообще Nikon очень часто ругают за неудобное управление и плохую эргономику. Ничего подобного я не ощутил — напротив, считаю, что расположение всех элементов управления очень удобно и продуманно. Сделав около сотни снимков, я уже вслепую мог выставлять нужные параметры. Но это дело вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят.
Сверху находится еще один LCD-дисплей, монохромный, который отображает основные настройки камеры: чувствительность, выдержку, диафрагму, поправку экспозиции, режим вспышки, счетчик кадров (количество оставшихся) и т.д. Правда, у меня он практически не использовался. Все это дублируется в видоискателе или ЖК-экране, но, опять-таки, как привыкнешь. А вот объективный недостаток Nikon 8800 — отсутствие кольца зумирования: опыт работы с Canon 300D показал, что это намного удобнее, чем управление кнопками. Coolpix 8800 поддерживает набор дополнительных насадок, позволяющих расширить диапазон фокусных расстояний. При желании можно установить внешнюю вспышку, которая может использоваться как совместно со встроенной, так и без нее. Правильным решением стало создание диска выбора режимов, что обеспечило легкий и быстрый переход на один из 12 имеющихся: автоматический программный (P), приоритет выдержки (S), приоритет диафрагмы (A), ручной режим (M), видео и т.д. Видео, кстати, оставляет желать лучшего: слегка шумное, да и звук как в тоннеле, хотя это, конечно, не критерий при выборе фотоаппарата и используется крайне редко. Из приятных мелочей стоит отметить наличие программируемой кнопки Func. Ею можно назначать значение настройки Continuous, чувствительности, размера изображения, качества изображения и др.
Работа с камерой, ее возможности
Главное преимущество данного аппарата перед конкурентами — объектив. Его возможности и характеристики весьма примечательны — чего стоит хотя бы 10-кратный оптический зум (F=8.9-89 мм, или 35-350 в 35 мм эквиваленте). Но еще более полезным является наличие оптического стабилизатора, который компенсирует тремор рук, вызывающий неизбежное смазывание фотографий при съемке с длинными выдержками или при большом зуме. Подобными системами подавления вибраций оснащаются лишь дорогостоящие профессиональные объективы, что свидетельствует о том, что разработчики установили весьма серьезную оптику. Стабилизатор изображения примерно на три ступени удлиняет выдержку, при которой снимки получаются вполне резкими, позволяет фотографировать с рук в режиме телефото (хотя, честно говоря, на максимальном зуме без штатива очень редко получаются четкие снимки) и, кроме того, распознает и не компенсирует перемещение камеры при съемке проводкой. Из недостатков объектива можно выделить не очень большую светосилу (f/2.8-f/5.2) и отсутствие широкого угла. Я имею в виду то, что нижняя граница в 35 мм — слабовато для камеры такого уровня. Практика показывает, что широкий угол используется гораздо чаще, чем теле, и камера была бы значительно привлекательнее, если бы в паспортных данных было указано 28-280 мм. Позиция производителей вполне понятна: добиться нужного качества при таком диапазоне во всех положениях практически невозможно, и даже на 35 мм уже сильно заметны бочкообразные искажения. Допустить еще больших аберраций авторитет фирмы не позволяет, поэтому и ограничились этим значением. Среди наклеек на корпусе фотоаппарата, свидетельствующих о выдающихся способностях объектива, находится еще одна, с гордой надписью "3cm Macro". Этот параметр ровно ничего не значит, т.к. в зависимости от фокусного расстояния ширина охвата может варьироваться в огромном диапазоне. Это всего лишь очередной маркетинговый прием, рассчитанный на не очень сведущих покупателей. Наиболее объективной характеристикой является минимальный размер объекта, показанного во весь кадр, но такой параметр среди технических характеристик вы не встретите. Подобную информацию можно найти только в независимых обзорах и сравнительных тестированиях. Впрочем, Nikon всегда славился отличными показателями в макрорежиме, и эта камера не стала исключением. Резкость и детализация впечатляющие. Правда, бывший когда-то популярным Nikon 4500 мог снимать более мелкие объекты, чем Coolpix 8800, но это цена за 10-кратное зумирование.
Матрица стандартная для восьмимегапиксельников — с диагональю 2/3". Позволяет получать снимки с максимальным разрешением 3264х2448 или 3264х2176 (3:2). Может работать с чувствительностью 50, 100, 200, 400, автоматическая. Ни для кого не секрет, что от величины значения ISO в наибольшей степени зависит уровень шумов на изображении. В целом по этому поводу можно сказать, что благодаря возможности выставления минимального значения в 50 единиц присутствие беспорядочных разноцветных пикселей практически не ощущается. Они есть, довольно заметны в темных участках снимков, но, в принципе, не раздражают, и вряд ли их больше, чем в других камерах данного сегмента рынка: все определяется, прежде всего, геометрическим размером ПЗС-матрицы. При ISO 100 шумов становится значительно больше, хотя, я бы сказал, в пределах нормы; значение 200 — это максимум, при котором качество снимков еще можно назвать приемлемым; 400 единиц лучше не использовать вообще: сквозь поток цифрового шума изображение едва просматривается — не спасет даже Noise Reduction и специализированный софт вроде Neat Image. Отдельно хочется рассказать о форматах файлов. Чаще всего, естественно, будет использоваться JPEG, для которого в камере предусмотрено четыре уровня сжатия: Basic, Normal, Fine и Extra. Качества Fine вполне достаточно. Можно, конечно, выставить Extra в качестве основного режима, но в таком случае снимки занимают слишком много места. Хранить неудобно — нужна карточка большого объема, да и время записи на флэшку значительно увеличивается. В среднем ситуация такова: фотографии с Fine-сжатием занимают около 3 Мб, изображение с максимальным качеством весит около 5-6 Мб. Присутствует возможность записи снимков в TIFF-формат, но это, на мой взгляд, нерационально: объем файлов слишком велик (около 24 Мб), а разницы с JPEG визуально практически нет.
Если нужно получить высококачественный снимок, лучше использовать RAW: и возможности при обработке шире, и размер раза в 2 меньше. Кстати, что касается RAW (в камере используется NEF), то тут есть некоторые проблемы. В комплекте никакого ПО для работы с ним не поставляется, а большинство графических редакторов такой формат не распознают. Так что придется загружать плагин Adobe Camera Raw с официального сайта разработчиков Photoshop сайт (распространение бесплатное) или искать какой-либо другой конвертер. А теперь поговорим о самом главном — о работе автоматики. Первое, что хочется отметить — порадовал режим автоматической фокусировки. Скоростью наведения на резкость Nikon не блещет. Это касается почти всех моделей этой фирмы, но очень медленным я бы его тоже не назвал. Вполне приемлемый вариант. При правильных настройках нерезкие кадры получаются крайне редко. Смазанные снимки иногда все-таки появлялись, но в основном это не было связано с неточностью автофокуса, а являлось следствием выставления длинных выдержек при недостаточной освещенности. Вообще хочется сказать, что Coolpix 8800 — не самый лучший выбор для тех, кому часто приходится снимать в условиях низкой освещенности. Даже при нормальной солнечной погоде получить качественное фото в помещении достаточно проблематично: из-за не очень большой светосилы объектива аппарат выставляет значительные выдержки — чаще всего от 1/4 секунды и выше, а при такой длительности избежать проявления дрожания рук практически невозможно. Спасает только штатив или вспышка, но первый не всегда удобен, да и интересные в сюжетном отношении снимки с ним вряд ли можно получить — теряется оперативность, а со встроенной вспышкой, на мой взгляд, в принципе тяжело сделать нечто выдающееся: из-за отсутствия теней предметы теряют объем. Вспышка достаточно сильная — эффективна в диапазоне 0,5-6 м на широком угле и 1-3 м в режиме теле. Имеется возможность регулировки мощности через меню. Но не очень понравилась цветопередача при использовании вспышки с автоматическим балансом белого — главным образом, холодные, слегка синеватые оттенки на лицах. А в целом с ББ у данной модели все отлично.
При желании можно выбрать один из следующих режимов:
. Daylight (прямой солнечный свет);
. Incandescent (освещение лампами накаливания);
. Fluorescent (рекомендован для использования при освещении большинством типов ламп дневного света);
. Cloudy (для съемок на улице в облачную погоду);
. Speedlight (при фотографировании со встроенной вспышкой);
. Shade (при безоблачном небе, если объект находится в тени);
. PRW White bal. Preset (ручная настройка по белому листу) и, конечно, Auto.
Как я уже сказал, автоматическая подстройка камеры под имеющееся освещение на высоте, но в особо тяжелых случаях может оказаться полезной функция брекетинга баланса белого. При каждом нажатии спусковой кнопки на карточку записывается три снимка: один соответствует определенным фотоаппаратом параметрам, второй сохраняется с красноватым оттенком, третий — с синеватым. В целом вещь нужная, но, если возникают сомнения, пожалуй, лучше выставить формат RAW и отредактировать фото за компьютером. Опять-таки, это лично моя позиция — естественно, у каждого свои предпочтения. Кстати, разработчики не остановились только на брекетинге баланса белого и пошли дальше: примерно по такой же схеме можно осуществлять поправку экспозиции с возможностью выбора в меню величины и количества сохраняемых кадров. Переэкспонирование — достаточно частое для данной модели явление, как, в общем, и для всех цифровых фотоаппаратов. Вытянуть детали можно только в RAW, но обрабатывать несколько десятков снимков после каждой фотосессии в конвертере тоже не хочется, поэтому брекетинг экспозиции используется достаточно часто. Ошибки аппарата редко выходили за пределы диапазона -0,7 — +0,7 EV. Спасти положение может также выбор оптимального для конкретной композиции и определенных условий освещения метода замера. В меню можно выбрать один из четырех способов определения значения экспозиции:
. Matrix — замер производится по 256 зонам кадра (рекомендуется для большинства ситуаций);
. Spot — экспозиция определяется по центральной части кадра, примерно 1/32 часть (необходим в тех случаях, когда важна проработка конкретного объекта съемки, резко выделяющегося на общем фоне);
. Center-weighted — замер производится по всему кадру, но особое значение придается центральной части. Чрезвычайно полезная функция. В отличие от предыдущего режима, снимки с таким способом определения экспозиции будут иметь неплохо проработанный фон (классический режим для портретной съемки);
. Spot AF area — связывает точечный замер с активной фокусировочной зоной (используется для настройки по объектам, расположенным не в центре кадра).
Радуют богатые возможности непрерывной съемки и наличие функции фотографирования с установленным интервалом. Весьма полезна настройка BSS: из серии снимков выбирается самый лучший по резкости или экспозиции. В режиме просмотра фотографий к ним могут быть добавлены звуковые комментарии. Аппарат не разочарует любителей панорамной съемки: для этого предусмотрен отдельный режим. Вообще что касается сюжетных режимов, то, хоть я и не любитель подобного способа фотографирования, но считаю, что удачными настройками отличаются Sunset (Закат), Fireworks show (Фейерверк), Sports (Спорт) и Museum (Музей).
И последнее, о чем нельзя не рассказать: для окончательной, точной подгонки экспозиции может использоваться удачно реализованная гистограмма, причем как в режиме просмотра, так и при съемке. Стоит отметить, что форму гистограммы точной назвать нельзя, но для отслеживания пересветов/недосветов она очень удобна. Для вызова "живой" гистограммы предназначена кнопка Disp, которая также переключает режимы отображения служебной информации: максимум информации/максимум информации с гистограммой/минимум информации с сеткой/минимум информации без сетки. В двух последних отображается лишь уровень зарядки аккумулятора и 9 зон фокусировки. При просмотре изображения гистограмма вызывается вращением кольца, которое, кроме этого, выводит на экран почти всю Exif-информацию.
Резюме
Пришло время подвести итоги. Постараюсь как можно более объективно выделить достоинства и замеченные в ходе работы недостатки, тем не менее, уверен, что некоторые из приведенных ниже выводов могут стать поводом для жарких споров. Это вполне естественно, т.к. у каждого фотографа свои требования к удобству, функциональности, качеству и прочим понятиям, участвующим в оценке аппарата. Кроме того, на многие вопросы в принципе нельзя ответить однозначно, т.к. некоторые параметры хороши в одном случае и абсолютно неприемлемы в другом, и степень их важности/ненужности зависит исключительно от жанра фотографа.
Аргументы в пользу Nikon Coolpix 8800:
1. Малые габариты и относительно небольшой вес (600 г без батареи, 680 г вместе с аккумулятором). По сравнению с почти килограммовой Sony 828 это просто малютка.
2. Металлический корпус, прочная, надежная конструкция объектива.
3. Обтекаемые, удобные для руки формы, продуманное расположение управляющих элементов и понятное, незапутанное меню.
4. Впечатляющие возможности объектива: 10х зум, оптический стабилизатор, солидное макро, — оставляют далеко позади всех конкурентов. 5. Хорошая цветопередача (особенно понравился цвет кожи и оттенки зеленого: трава, листья), отличная микрорезкость, точный автофокус. 6. Достаточно низкий уровень шумов на ISO 50 и почти полное отсутствие всевозможных хроматический аберраций, что свидетельствует о хорошем качестве оптики.
Минусы:
1. Не самая лучшая светосила объектива. Тем более, что на рынке восьмимегапиксельных полупрофессиональных камер с несменной оптикой есть образцы, достойные подражания, у которых максимальная диафрагма на широком угле составляет 2 (как у Sony 828) или 2,4 (как у Olympus C- 8080), хотя у Nikon 8800 этот недостаток компенсируется функцией подавления вибраций.
2. Средняя "скорострельность".
3. Отсутствие кольца зумирования. Впрочем, все зависит от привычки. Обладателям камер, изменение фокусного расстояния в которых осуществляется вращением кольца на объективе, вряд ли понравится управление кнопками, хотя к этому быстро подстраиваешься, и со временем никакого
дискомфорта даже не ощущается. Единственное неудобство, связанное с зумом, конкретно в Coolpix 8800 — невозможность определить в момент съемки точное значение фокусного расстояния или хотя бы кратность. Для некоторых сюжетов это очень важно — например, при портретной съемке (лицо человека крупным планом имеет наиболее естественную перспективу в диапазоне от 80 до 100 мм).
4. Заметная бочка на 35 мм. Правда, искажения резко исчезают уже при небольшом отступе от минимального значения.
В целом, я бы сказал, разработчикам удалось достигнуть своей цели создать достойного конкурента имеющимся на рынке моделям. Nikon Coolpix 8800 заслуживает внимания, его можно смело назвать одним из лидеров в своем классе. Отличный инструмент для любителей архитектурной съемки, макро, художественных портретов и пейзажей. Уникальные телевозможности объектива позволят получить множество интересных кадров, недоступных для менее длиннофокусных восьмимегапиксельников от Sony, Canon, Olympus и Konica Minolta — главных противников Nikon. Камера имеет все необходимое для профессиональной работы и в то же время удовлетворит почти любые капризы "продвинутых" любителей. Благодаря возможности работы с дополнительными вспышками она хорошо подходит для студийной съемки, вместе с тем сочетая в себе все функции "походного" фотоаппарата, способного справляться с поставленной задачей даже при низком освещении, для чего предусмотрена подсветка автофокуса и достаточно мощная встроенная вспышка. Большой фотографический опыт Nikon и проверенные временем младшие модели Coolpix 5700 и 8700 позволили разработать универсальную камеру с минимальным количеством недостатков и большим списком полезных мелочей.
Геннадий Войцехович, napster@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2005 год в рубрике hard :: разное