X-Files. Секретные материалы по X-серии Microlab. Часть II

Начало в прошлом номере

14. Китайские кубики не хуже американских!

С таким вот багажом знаний, по-видимому, имея партнерский доступ к некоторым патентам, ноу-хау и разработкам Bose Corporation, компания Microlab и приступила к выпуску мультимедийной акустики серии X, в которой широко используются сателлиты с одиночными и двойными кубиками громкоговорителей прямого/отраженного звука. Они абсолютно идентичны соответствующим сателлитам компании Bose. Их основа — мощная широкополосная динамическая головка диаметром 2,5 дюйма под названием V8 –производится непосредственно на заводе Microlab, возможно, также по лицензии Bose. Головка с закрытой стальным кожухом обратной стороной диффузора имеет исключительно высокие качественные характеристики. Она длительное время была лучшей широкополосной головкой производства Microlab и одной из лучших в мире, заслужила признание специалистов и поставлялась также как отдельный товар другим фирмам. Кроме того, головка V8 позволила поднять на более высокий качественный уровень и остальную мультимедийную акустику Microlab. Она получила широкое применение в сериях M и A не только в составе кубических сателлитов, но и с другими видами внешнего "декоративного" оформления — как уже говорилось выше, головки этого типа в акустическом оформлении не нуждаются вообще. Иногда забавно слышать сожаление некоторых горе-экспертов, что корпуса сателлитов с подобными динамиками сделаны не из дерева — мол, звук был бы намного лучше! Специально для любителей традиционных деревянных ящиков для некоторых систем 2.1 такие сателлиты все-таки производятся! Пример тому — система Microlab A-330 с сателлитами на базе новейшей широкополосной головки V12 — детища известного датского конструктора Петера Ларсена (а не Питера, как часто пишут — он ведь не англичанин), обладающей улучшенной по сравнению с V8 частотной характеристикой 130 Hz — 8 KHz ±1,5 dB, 100 Hz — 20 KHz ±3 dB и также имеющей конструкцию с закрытой обратной стороной диффузора. В ней деревянные корпуса сателлитов имеют чисто декоративное значение и на качество звука не влияют. Но раз есть спрос — будет и предложение!

"Сателлит — двойной кубик от Bose"

"А вот точно такой же от Microlab" 

"Сателлит Microlab с головками V8"

"Microlab V8" 


"Microlab V12"


"Частотная характеристика V12"

15. Акустика на букву X — хорошая акустика!

Таким образом, мы наконец добрались до акустики Microlab серии X. В действительности это целая линейка мультимедийной акустики 2.1 и 5.1 включая системы начального уровня X1 2.1 и X2 5.1 с сателлитами "одиночный кубик" и системы X2 2.1, X3, X4, X5, X10 с сателлитами "двойной кубик", которые являются полным аналогом сателлитов Bose Direct/Reflecting Cube Speaker Arrays. Весьма вероятно, что именно Microlab и производит эти сателлиты для Bose.

Сабвуферы в системах X3 и X4 внешне также очень похожи на сабвуферы Bose Acoustimass, но это сходство лишь внешнее. Сразу бросается в глаза явное различие — присутствие органов управления у сабвуферов Microlab — они оснащены соответствующими многоканальными усилителями. Но разница не только в этом. Сабвуферы Microlab построены по сравнительно простой и очень эффективной акустической схеме бандпас — одинарного полосового фильтра четвертого порядка, — обеспечивающей мощное и красивое воспроизведение басов. Сабвуферы Bose Acoustimass сконструированы по значительно более сложной акустической схеме резонансного многозвенного фильтра высокого порядка, в которой низкочастотные динамики взаимодействуют с целой системой компрессионных камер, имеющей выходной трубчатый порт особой формы, через который, собственно, звук и воспроизводится с помощью плотного колеблющегося столба воздуха. Впрочем, выходной порт в обоих сабвуферах совершенно одинаков и работает по одному принципу. Главное различие состоит именно в акустическом фильтре (не путать с электрическим). У сабвуфера Bose он раза в три сложнее, чем у Microlab, что приводит к многократному возрастанию требований к точности изготовления и настройки элементов акустических резонаторов — всех этих компрессионных камер и трубчатых тоннелей, требуемые параметры которых в свою очередь зависят от механических характеристик низкочастотных динамиков. Не удивлюсь, если на Bose заранее сортируют эти динамики на группы в зависимости от характеристик, и для каждой такой группы используется свой раскрой акустических резонаторов.

"Bose Acoustimass 5.1"

"Microlab X4 5.1" 

"Устройство сабвуфера Bose Acoustimass"

16. Мал золотник да дорог

Что дает такое усложнение сабвуфера? Частотная характеристика сабвуфера Microlab X3/X4 имеет форму колокола с довольно плоской вершиной в частотном диапазоне от 35 до 150 герц. Это совсем неплохой результат. Но чтобы его добиться, пришлось уменьшить отдачу сабвуфера в рабочем диапазоне частот. У сабвуфера компании Bose частотная характеристика состоит из нескольких "колоколов", настроенных на близкие частоты. Результирующая частотная характеристика похожа на майкролэбовскую, но с расширенным частотным диапазоном как в сторону низких, так и в сторону средних частот. При этом сабвуфер Bose имеет значительно большую отдачу в рабочем диапазоне частот, что дает более высокий уровень громкости при тех же искажениях или меньшие искажения при том же уровне громкости. Кроме того, импульсные характеристики Bose Acoustimass превосходят майкролэбовские. На практике это означает, что сабвуфер Bose отрабатывает ударные звуки четче, без искажений и дополнительных призвуков. Недостаток у сабвуфера Bose Acoustimass по сравнению с Microlab X3/X4 только один — он в 10 с лишним раз дороже… Сабвуферы систем X2 и X1 как матрешки похожи на X3 — мал мала меньше. Соответственно, меньше их мощности и более узок частотный диапазон в области нижних частот.

17. Тяжелая артиллерия

У систем X5 и X10 сабвуферы, напротив, крупнее, чем у X3/X4, и имеют совершенно другую конструкцию. Это довольно большого объема кубические тумбы с открытым размещением динамика на нижней грани. Акустическое оформление — фазоинвертор, у которого труба тоже выходит на дно ящика рядом с динамиком, то есть без особых затей. Классический фазоинвертор хоть и уступает бандпасу по уровню отдачи, эффективности, но при большом объеме ящика и хорошем динамике с запасом по мощности обеспечивает необходимый уровень звука, а по динамическим характеристикам, т.е. способности воспроизводить ударные звуки, значительно его превосходит. Ящик приподнят над полом на довольно высоких резиновых ножках, и звук, отражаясь от пола, свободно распространяется во всех направлениях. Сабвуферы обеих систем внешне очень похожи и отличаются габаритами, которые определяются размерами низкочастотного динамика — X5 имеет 8-дюймовый вуфер, а X10 — соответственно 10-дюймовый. Оба сабвуфера отличаются особой басовитостью и мощью, вполне достаточной для озвучивания большой жилой комнаты или даже зала небольшого кафе.

"Microlab X10 5.1"

18. Момент истины

Вы спросите, как сочетаются сабвуферы Microlab с сателлитами "двойной кубик", которыми они комплектуются? Пригодны ли они для воссоздания "живого" звука с помощью тех же самых технологий прямого/отраженного звука, которые предлагает компания Bose? И может ли такая система быть "виртуально невидимой"? Мой ответ прост и слегка эмоционален:
ЕЩЕ КАК!

С мультимедийной акустикой компании Microlab, их системами класса 2.1 и 5.1 я знаком уже несколько лет, с тех пор, как она начала появляться в наших краях. Доводилось слышать практически всю их продукцию. В офисе вижу перед собой их флагманскую систему AH-500D — сверкающий рояльным лаком классический домашний театр 5.1 с потрясающими двухполосными сателлитами и безупречным классическим звуком. Дома у меня компьютер уже много лет "играет" с помощью старушки системы M-200 2.1. Музыка, DVD-фильмы, телевидение через TV-тюнер, — все звучит очень правильно, интеллигентно, ненавязчиво. Знаю, что не идеально звучит — ведь это тот самый майкролэбовский первенец! Но менять на что-то другое планов до сих пор не было, хотя теперь, когда я услышал системы, способные простыми средствами воссоздать живой звук, кто знает… К системам Microlab серии X я всегда испытывал искреннее уважение в первую очередь за их скромность. Ничего лишнего в дизайне, никакой показухи. Наоборот, они как будто нарочно стремятся не привлекать внимание к своей персоне: миниатюрные сателлиты обычно крепятся на стенах и совершенно не бросаются в глаза, а малогабаритные сабвуферы стоят где-нибудь под столом, за диваном или в углу. Они хорошо знают свое место и всецело заняты своим единственным делом — озвучиванием помещений. У троих моих коллег по работе дома развернуты системы Х-10. Еще у двоих друзей — X-3 и X-4 5.1. У всех их сателлиты смонтированы на стенах с помощью комплектных кронштейнов, и кубики несколько разведены относительно друг друга. Все звучит просто замечательно — и музыка, и особенно звуковое сопровождение фильмов. А на современных игрушках (дяди хоть и взрослые, но любят это дело!) так вообще впечатляет до полного испуга. Хозяева очень довольны. Насчет их соседей — не уверен… И все же, при всей приятности звука, чего-то важного здесь явно не хватает. При классическом расположении сателлитов практически полностью отсутствует отраженный звук, а значит, осталась незадействованной значительная часть потенциальных возможностей этой акустики, ее преимущества перед аналогичной акустикой других серий и производителей. Нужно правильно сориентировать кубики сателлитов.

19. Читаем первоисточники…

Предвижу скептические ухмылки читателей, уже давно знающих, как им кажется, все о майкролэбовской мультимедийной акустике серии X,
прочитавших массу обзоров в Интернете, даже имеющих ее образцы в собственном пользовании. Что еще за "потенциальные возможности" — и так все нормально играет, не хуже других! Но и не лучше, к сожалению. А должно звучать просто потрясающе! Вот впечатления человека, который услышал правильно отстроенную аналогичную систему с двойными кубическими сателлитами: "…Я оказываюсь в центре бушующего урагана звука, который умудряются создавать малыши-сателлиты! Формируемая звуковая картина очень объемна, при этом сами источники нельзя точно локализовать, что придает звуку еще больше реалистичности…" Что, завидно? Это было сказано об акустике фирмы Bose, которая стоит, ясное дело, нескольких тысяч долларов. Тем, у кого это обстоятельство затруднения не вызывает, может дальше не читать, а просто идти и покупать себе подходящий набор акустики от Bose — восторг гарантирован. У нас лишних денег нет, поэтому будем разбираться с тем, что нам доступнее.

Только работая над этой статьей, я по-настоящему разобрался с идеями мудрого Амара Боуза, с его концепцией "живого" звука и технологией прямого и отраженного звука. Оказалось, что все эти возможности конструктивно предусмотрены и в майкролэбовской мультимедийной акустике серии X. Предусмотрели — но никому не сообщили, нигде не описали и, похоже, сами успешно все забыли. Об этих технологиях и путях их реализации, а также о том, как правильно настроить систему, сориентировать сателлиты, не сказано вообще нигде: ни в инструкции по подключению, прилагаемой к колонкам, ни на сайтах поддержки Microlab — российском, китайском (в обоих языковых вариантах — английском и ханьском), казахском, украинском. Пришлось воспользоваться информацией непосредственно с американского сайта компании Bose. Там довольно подробно описано и нарисовано, например, как правильно располагать и ориентировать системы Acoustimass и сателлиты Direct/Reflecting Cube Speaker Arrays, — вполне достаточно, чтобы сделать это самостоятельно в домашних условиях. При этом в случае системы 5.1 зона прослушивания, где вы ощущаете правильную звуковую картину, значительно расширяется за пределы обычного пятачка в центре помещения, и вы чувствуете себя менее скованно, особенно при групповом прослушивании.


"Расположение сателлитов прямого/отраженного звука" 


"Настройка сателлитов прямого/отраженного звука" 

20. Эксперимент на живых людях

Как известно, практика — критерий истины. Поэтому я и попробовал все сделать по инструкции, правильно: покрутил сателлиты — в каждом одну из "половинок" направил в район прослушивания, а вторую — в стену примерно под прямым углом к первой половинке, у центрального сателлита кубики развел — один чуть левее точки прослушивания, второй — чуть правее, убрал с глаз долой сабвуфер. Потом чуть-чуть пришлось на слух подкорректировать углы направления кубиков. И сработало! Фокус получился, все вышло, как задумывалось у Bose. Образовалось какое-то новое пространство звука, которое раздвинуло стены и вынесло звуковые образы за их границы, причем эти образы ожили, задышали, перестали быть просто фонограммой, которую сварганил в своей тесной студии какой-то неведомый звукорежиссер, а стали узнаваемой частью нашего мира — такой же реальной, как шум дождя и раскаты грома за окном. Совершенно не уверен, что тот звукорежиссер согласился бы с такой трактовкой его звуковых картин. Ну да Бог с ним — мне больше по душе подход доктора Боуза, который не побоялся в свое время пойти против тогдашних канонов акустики и победил, а также подход его последователей из компании Microlab, которые сделали этот мир живого звука доступным и для нас.

Теперь я отношусь к акустике китайской компании "Май Бо", которую мы привыкли называть в ее английском варианте "Майкролэб" (Microlab), с еще большим уважением. Они смело идут вперед, выпуская все больше новинок всех классов — от простых систем 2.1 до наборов колонок Hi-Fi для домашних театров привередливых любителей качественного звука.


"Домашний театр с сателлитами прямого/отраженного звука"

21. Привет из солнечного Копенгагена!

С конца 2003 года с компанией сотрудничает всемирно известный специалист в области акустики инженер-консультант датчанин Петер Ларсен, который до этого уже неоднократно с успехом поднимал уровень разработок многих акустических компаний мира. Первые результаты его работы с Microlab уже налицо — целая линейка (10 моделей!) нового для Microlab направления акустики для домашних театров класса Hi-Fi, а также новая линейка мультимедийных систем, получивших сателлиты на базе прекрасной широкополосной динамической головки V12, пришедшей на смену популярной V8, пока только в акустике 2.1 начального уровня. Вообще говоря, об этом замечательном человеке стоит написать отдельную статью. Он так пришелся по душе китайцам, что его портреты, озаренные умной и доброй улыбкой, а также краткие жизнеописания красуются на всех сайтах Microlab и вообще повсюду, где публикуется информация об их новейшей продукции. На всех устройствах, к которым приложил руку Петер Ларсен, Microlab теперь гордо помещает его автограф как залог их высокого качества.

При написании этой статьи автор использовал материалы официальных сайтов компании Microlab (www.microlab.com.cn) и компании Bose (www.Bose.com). Остальная информация была получена путем длительных поисков и кропотливого анализа материалов многочисленных сайтов по компьютерному железу, акустике, домашним театрам, а также онлайновых форумов разных стран включая Россию, США, Великобританию, Индию, Сингапур, Китай, Вьетнам.

В каких-то предположениях и выводах автор может ошибаться — полезной информации по тематике статьи на самом деле было не так много. Но… Истина где-то рядом.

Александр Станкевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2005 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2021 Компьютерная газета