Брэм Бос: "Tunafish — это секвенсор-"черновик"
Первое удивление — новинка конца августа'2005 — программа Tunafish 1.0. Это абсолютно легкий для системы интерфейсно-"прозрачный" VST-секвенсор, позволяющий сделать очень многое и предполагающий большое будущее… В принципе, разработки Брэма Боса (Bram Bos, Амстердам, Нидерланды) всегда были на высоте.
Второе удивление — интервью с Брэмом, которое состоялось в начале октября. Как оказалось, мои впечатления и оценки оказались весьма оптимистичными. Брэм не хочет соревноваться с "профессионалами" и составлять им конкуренцию. Свою программу он рассчитывает только на… начинающих пользователей, что совсем непонятно.
Intro
Во многих последних интервью большинство современных разработчиков высказывало мысль о том, что на данный момент в индустрии нет внятной секвенсорной программы. И это правда, поскольку ведущие громоздкие и дорогие разработки имеют очень низкую практичность в использовании (usability). Нагромождение окон и функций по существу затрудняет выполнение даже простых операций. Многие делали упор на Ableton Live как один из лучших вариантов выполнения современного графического интерфейса многодорожечных программ, но почему-то никто не замечал сильной схожести Live и Sony ACID. Обе эти программы пошли по одному и тому же пути — "перенасытили" всевозможными функциями некогда очень удобные интерфейсы. Другие видели высокую практичность у FL Studio и Reason. Но в первом случае это, опять же, большое нагромождение окон, а во втором — низкая функциональность отдельных модулей. И третья попытка, которую также считали успешной — подключение программ на 2 монитора и даже использование широкоэкранных дисплеев (16:9). То есть до этого года явного прорыва в качестве графических интерфейсов и не было. 2005-й подарил нам две очень интересные новинки: Mackie/RAW Material Tracktion2 и Bram Bos Tunafish, которые продемонстрировали то, как простейшими средствами можно достичь рабочего комфорта при создании музыки, не бросаясь в крайности, а думая, прежде всего, о пользователе. За этой простотой стоят годы исследований и разработок. И если Tracktion2 начала свое достаточно успешное шествие в профессиональном мире, то с Tunafish одни непонятности.
Интервью
Это мое второе интервью с Брэмом, первое произошло несколько лет назад. Неизменно одно — этот человек является очень неплохим генератором идей и профессионалом в области интерактивного дизайна. В остальном, по существу, это два разных человека — Брэм тогда и Брэм сегодня… Я бы сказал, что романтика сменил практик.
Где был Брэм Бос в период 2003-2005 гг? Куда пропал? Твоя последняя программа перед Tunafish — Tuareg — была в последний раз обновлена в 2003-м…
Я работал:). Написание звукового софта — это просто хобби, которое занимает свободные часы по вечерам. В этом причина того, что мои проекты всегда небольшие. Из-за занятости я не могу себе позволить уделить время разработке чего-то более серьезного, уровня Reason или Fruityloops (Fruityloops — старое название Image-Line FL Studio. — Прим. авт.).
Вообще, если вернуться к твоей предыдущей программе Tuareg… Была ли она успешна в финансовом плане? Сколько людей приобрело лицензионные версии?
Эта программа никогда не была серьезным средством для зарабатывания денег (money-maker). Все стало восприниматься ОК с того момента, когда Tuareg превратился в чисто хобби-проект. Данная личная настройка помогла мне сохранить мотивацию, потому как сама программа не принесла существенной прибыли. Если смотреть на вещи реально, то разработка уровня Tunafish требует гораздо больше времени, чем может показаться на первый взгляд. Tunafish, которая внешне выглядит гораздо проще, чем то, что стоит за ней, заняла у меня около года чистой разработки. Я переделал очень много кода от Tuareg и придал его продолжению новую форму.
Что ты думаешь о противостоянии дорогого звукового ПО и рынка реальных пользователей? А также интересно твое мнение насчет перепроизводства музыкального софта на сегодня?
Я думаю, что существующие цены не совсем уместны. Дорогие приложения, вероятно, имеют те достоинства, за которые нужно платить большие деньги, но их приобретение является выгодным только при условии того, что вы используете все расширенные функции от этих программ. Это далеко не всегда так. Hi-end ПО используется многими по причине избыточной мощности и большого количества функций, что способствует креативу и усовершенствованию собственного стиля. Но очень часто можно встретить картину, когда люди пользуются "пиратскими" программами и вообще не задумываются о соотношении цены и возможностей. Насчет перепроизводства — да, оно присутствует в небольшой мере, ведь сегодня каждый может заниматься выпуском звукового софта. Только вот есть одна трудность — для успешности мероприятия нужно сделать программу выделяющейся среди других и изначально определиться с нишей. Это очень важно. Например, лично я позиционирую свои программы на сегмент начинающих специалистов. На самом деле в этой нише нет хороших и простых секвенсоров, и вообще сделано очень мало софта. "Какой простейший секвенсор ты знаешь?" — этот вопрос я задал себе, перед тем как определиться с основными задачами. И все результаты анализа ситуации проявились в Tunafish — крайне удобен и прост в использовании, практичен, с долей юмора и без претензий на роль лучшего среди секвенсоров:).
В последнее время рынок ПО был очень турбулентным. Дай нам, пожалуйста, свои комментарии по поводу будущего VST, VSTi, DirectX, DXi, Yamaha/Steinberg, Ableton, Wizoo и т.п. Интересно лично твое мнение…
Будущее? Хорошо, если кто-нибудь его знает вообще! VST остается основным современным стандартом, несмотря на многие его недостатки. Самый большой минус VST/VSTi — это их документирование. Каждый разработчик плагинов интерпретирует данные стандарты в своем собственном видении для достижения цели, и это является основной проблемой для разработчиков программ-VST-хостов, в которых эти плагины должны работать. Вам необходимо сделать множество дополнительных исключений для каждого плагина в отдельности… (вздох)… Я не верю в будущее стандартов DX и DXi. Они очень неуклюжи, не являются независимыми в плане платформы и т.п. Steinberg я вижу как Microsoft в музыкальном мире. VST был их фантастическим шагом, и компания Apple дала им благоприятную возможность для развития, изъяв программу Logic из мира Windows (речь идет о знаменитой покупке компанией Apple фирмы Emagic, после чего очень популярная серия программ Logic перестала выпускаться для Windows-платформы. — Прим. авт.). На профессиональном рынке я вижу главным образом Cubase и Nuendo — де-факто стандарты ближайшего будущего. Тем не менее, рынок хобби/полупрофессиональных приложений будет более бурно развивающимся и более интересным. Он даст хороший приток в сферу "серьезных альтернатив", как это уже есть в виде Live, Fruityloops, EnergyXT или Reason. Конечно, я надеюсь, что Tunafish станет первым шагом для тех, кто хочет вступить в мир звукопроизводства, до того как они решат перейти на Ableton Live или eXT.
Ты собираешься развивать Tunafish в сторону профессиональных мультитреков? Стоит отметить, что эта программа обладает новой и мощной идеей архитектуры пользовательского интерфейса (GUI). На сегодня это реальная альтернатива громоздким многооконным программным оболочкам…
Спасибо, но нет — я не планирую делать из Tunafish профессиональную программу. Это требует серьезной разработки! Пока же я почти доделал полноценную поддержку MIDI. Другие возможности, может быть, появятся в будущем, но Tunafish всегда останется программой для начинающих специалистов, а также для тех, кто не хочет проводить недели за изучением Fruityloops или Reason. Tunafish позволяет сразу включиться в рабочий процесс.
Несколько вопросов по музыкальной тематике… Какие стили сейчас популярны в дэнс-клубах Амстердама?
Очень разнообразные, но в основном это техно старой школы… Эйсид и тяжелый звук также вернулись. Если сказать обобщенно, сейчас время музыки "ретродэнс".
Что говорят сами музыканты насчет Tunafish&Tuareg?
Tunafish — это совсем новый проект, поэтому откликов еще мало, но люди, которые уже используют эту программу, отличают ее большой потенциал в качестве удобного секвенсора-"черновика". В Tunafish можно очень быстро создавать композиции, то есть реализовывать свои первоначальные идеи, а потом их уже можно будет повторить на более высококачественном уровне в более дорогом софте. Разработчики плагинов также любят использовать Tunafish для быстрой проверки своих модулей. Некоторые люди предлагают использовать данную программу как обучающую в школах и т.п., потому как она не требует длительного обучения и дает быстрый результат. Я смотрю оптимистично на то, что Tunafish найдет свою нишу в мире современных секвенсоров.
Подытожим…
Да, были независимые разработчики, которые выпускали программы в ожидании того, что их продукты купят более крупные компании, что давало примерно десятикратное увеличение в цене. Данная линия поведения далеко не всем позволила остаться на плаву. Другая категория независимых разработчиков, которая вызывает большее уважение, — это интеллектуалы типа Росса Бенсины (AudioMulch) или того же Брэма Боса. Они, видя ситуацию на рынке и понимая собственную неспособность лавировать в коммерческом пространстве, превратили свою деятельность в этом направлении в хобби. В обоих приведенных случаях мы имеем две крайности: Росс Бенсина ставит основной акцент на эксперименты и инновации в программной части, оставляя дизайн весьма спартанским, а Брэм Бос — постоянно экспериментирует с программным дизайном, упрощая его и делая все более и более интерактивным. И это мы говорим о двух ведущих независимых разработчиках мира:). Причем мы все прекрасно понимаем, что именно их разработки являются основополагающими для будущего развития ПО, а не громоздкие коммерческие "поделки", постоянно следующие моде и требующие непомерных ресурсов от компьютера. Но лично мне сейчас позиция Брэма непонятна, поскольку при хорошей доработке Tunafish не будет иметь конкурентов. "Черновик" можно вполне превратить в "чистовик", который имеет все шансы стать очень популярным. Ведь хороших и простых секвенсоров нет и в профессиональном ПО.
Немного о Брэме
Bos — очень распространенная фамилия, к тому же, набрав в поисковых системах "Bram Bos", вы найдете просто огромное количество ссылок, ведущих к абсолютно разным людям и их работам. Наш Брэм родился в 1976 году, в 14 лет занялся программированием благодаря своему отцу. Начинал он, как и многие, с Basic'а, потом перешел на "взрослые" языки и среды. Программистом себя не считает, а основной профессией его является "интерактивный дизайнер" (interaction designer). Первые музыкальные программы, которые получили популярность во всем мире, он выпустил в конце 90-х. Благодаря хорошо продуманному интерактивному дизайну программ и реализации популярных функций получил весьма неплохой задел на старте. Потом Брэм выпустил весьма революционный интерактивный ритм-модуль Tuareg, который не имел конкурентов, чем опять закрепил позиции лидера среди независимых разработчиков. После длительного перерыва в 2005 году появился VST-секвенсор Tunafish.
Адрес сайта — www.brambos.com (не путать с www.brambos.nl — там другой человек). Среди главных увлечений Брэма, кроме написания музыкального софта — путешествия и фотографирование. По адресу www.pbase.com/brambos вы можете найти огромное количество прекрасных фотографий Индии, Тибета, Шри Ланки, Китая, Камбоджи, Мексики, Перу и т.п. его авторства.
Кристофер, christopher@tut.by
Второе удивление — интервью с Брэмом, которое состоялось в начале октября. Как оказалось, мои впечатления и оценки оказались весьма оптимистичными. Брэм не хочет соревноваться с "профессионалами" и составлять им конкуренцию. Свою программу он рассчитывает только на… начинающих пользователей, что совсем непонятно.
Intro
Во многих последних интервью большинство современных разработчиков высказывало мысль о том, что на данный момент в индустрии нет внятной секвенсорной программы. И это правда, поскольку ведущие громоздкие и дорогие разработки имеют очень низкую практичность в использовании (usability). Нагромождение окон и функций по существу затрудняет выполнение даже простых операций. Многие делали упор на Ableton Live как один из лучших вариантов выполнения современного графического интерфейса многодорожечных программ, но почему-то никто не замечал сильной схожести Live и Sony ACID. Обе эти программы пошли по одному и тому же пути — "перенасытили" всевозможными функциями некогда очень удобные интерфейсы. Другие видели высокую практичность у FL Studio и Reason. Но в первом случае это, опять же, большое нагромождение окон, а во втором — низкая функциональность отдельных модулей. И третья попытка, которую также считали успешной — подключение программ на 2 монитора и даже использование широкоэкранных дисплеев (16:9). То есть до этого года явного прорыва в качестве графических интерфейсов и не было. 2005-й подарил нам две очень интересные новинки: Mackie/RAW Material Tracktion2 и Bram Bos Tunafish, которые продемонстрировали то, как простейшими средствами можно достичь рабочего комфорта при создании музыки, не бросаясь в крайности, а думая, прежде всего, о пользователе. За этой простотой стоят годы исследований и разработок. И если Tracktion2 начала свое достаточно успешное шествие в профессиональном мире, то с Tunafish одни непонятности.
Интервью
Это мое второе интервью с Брэмом, первое произошло несколько лет назад. Неизменно одно — этот человек является очень неплохим генератором идей и профессионалом в области интерактивного дизайна. В остальном, по существу, это два разных человека — Брэм тогда и Брэм сегодня… Я бы сказал, что романтика сменил практик.
Где был Брэм Бос в период 2003-2005 гг? Куда пропал? Твоя последняя программа перед Tunafish — Tuareg — была в последний раз обновлена в 2003-м…
Я работал:). Написание звукового софта — это просто хобби, которое занимает свободные часы по вечерам. В этом причина того, что мои проекты всегда небольшие. Из-за занятости я не могу себе позволить уделить время разработке чего-то более серьезного, уровня Reason или Fruityloops (Fruityloops — старое название Image-Line FL Studio. — Прим. авт.).
Вообще, если вернуться к твоей предыдущей программе Tuareg… Была ли она успешна в финансовом плане? Сколько людей приобрело лицензионные версии?
Эта программа никогда не была серьезным средством для зарабатывания денег (money-maker). Все стало восприниматься ОК с того момента, когда Tuareg превратился в чисто хобби-проект. Данная личная настройка помогла мне сохранить мотивацию, потому как сама программа не принесла существенной прибыли. Если смотреть на вещи реально, то разработка уровня Tunafish требует гораздо больше времени, чем может показаться на первый взгляд. Tunafish, которая внешне выглядит гораздо проще, чем то, что стоит за ней, заняла у меня около года чистой разработки. Я переделал очень много кода от Tuareg и придал его продолжению новую форму.
Что ты думаешь о противостоянии дорогого звукового ПО и рынка реальных пользователей? А также интересно твое мнение насчет перепроизводства музыкального софта на сегодня?
Я думаю, что существующие цены не совсем уместны. Дорогие приложения, вероятно, имеют те достоинства, за которые нужно платить большие деньги, но их приобретение является выгодным только при условии того, что вы используете все расширенные функции от этих программ. Это далеко не всегда так. Hi-end ПО используется многими по причине избыточной мощности и большого количества функций, что способствует креативу и усовершенствованию собственного стиля. Но очень часто можно встретить картину, когда люди пользуются "пиратскими" программами и вообще не задумываются о соотношении цены и возможностей. Насчет перепроизводства — да, оно присутствует в небольшой мере, ведь сегодня каждый может заниматься выпуском звукового софта. Только вот есть одна трудность — для успешности мероприятия нужно сделать программу выделяющейся среди других и изначально определиться с нишей. Это очень важно. Например, лично я позиционирую свои программы на сегмент начинающих специалистов. На самом деле в этой нише нет хороших и простых секвенсоров, и вообще сделано очень мало софта. "Какой простейший секвенсор ты знаешь?" — этот вопрос я задал себе, перед тем как определиться с основными задачами. И все результаты анализа ситуации проявились в Tunafish — крайне удобен и прост в использовании, практичен, с долей юмора и без претензий на роль лучшего среди секвенсоров:).
В последнее время рынок ПО был очень турбулентным. Дай нам, пожалуйста, свои комментарии по поводу будущего VST, VSTi, DirectX, DXi, Yamaha/Steinberg, Ableton, Wizoo и т.п. Интересно лично твое мнение…
Будущее? Хорошо, если кто-нибудь его знает вообще! VST остается основным современным стандартом, несмотря на многие его недостатки. Самый большой минус VST/VSTi — это их документирование. Каждый разработчик плагинов интерпретирует данные стандарты в своем собственном видении для достижения цели, и это является основной проблемой для разработчиков программ-VST-хостов, в которых эти плагины должны работать. Вам необходимо сделать множество дополнительных исключений для каждого плагина в отдельности… (вздох)… Я не верю в будущее стандартов DX и DXi. Они очень неуклюжи, не являются независимыми в плане платформы и т.п. Steinberg я вижу как Microsoft в музыкальном мире. VST был их фантастическим шагом, и компания Apple дала им благоприятную возможность для развития, изъяв программу Logic из мира Windows (речь идет о знаменитой покупке компанией Apple фирмы Emagic, после чего очень популярная серия программ Logic перестала выпускаться для Windows-платформы. — Прим. авт.). На профессиональном рынке я вижу главным образом Cubase и Nuendo — де-факто стандарты ближайшего будущего. Тем не менее, рынок хобби/полупрофессиональных приложений будет более бурно развивающимся и более интересным. Он даст хороший приток в сферу "серьезных альтернатив", как это уже есть в виде Live, Fruityloops, EnergyXT или Reason. Конечно, я надеюсь, что Tunafish станет первым шагом для тех, кто хочет вступить в мир звукопроизводства, до того как они решат перейти на Ableton Live или eXT.
Ты собираешься развивать Tunafish в сторону профессиональных мультитреков? Стоит отметить, что эта программа обладает новой и мощной идеей архитектуры пользовательского интерфейса (GUI). На сегодня это реальная альтернатива громоздким многооконным программным оболочкам…
Спасибо, но нет — я не планирую делать из Tunafish профессиональную программу. Это требует серьезной разработки! Пока же я почти доделал полноценную поддержку MIDI. Другие возможности, может быть, появятся в будущем, но Tunafish всегда останется программой для начинающих специалистов, а также для тех, кто не хочет проводить недели за изучением Fruityloops или Reason. Tunafish позволяет сразу включиться в рабочий процесс.
Несколько вопросов по музыкальной тематике… Какие стили сейчас популярны в дэнс-клубах Амстердама?
Очень разнообразные, но в основном это техно старой школы… Эйсид и тяжелый звук также вернулись. Если сказать обобщенно, сейчас время музыки "ретродэнс".
Что говорят сами музыканты насчет Tunafish&Tuareg?
Tunafish — это совсем новый проект, поэтому откликов еще мало, но люди, которые уже используют эту программу, отличают ее большой потенциал в качестве удобного секвенсора-"черновика". В Tunafish можно очень быстро создавать композиции, то есть реализовывать свои первоначальные идеи, а потом их уже можно будет повторить на более высококачественном уровне в более дорогом софте. Разработчики плагинов также любят использовать Tunafish для быстрой проверки своих модулей. Некоторые люди предлагают использовать данную программу как обучающую в школах и т.п., потому как она не требует длительного обучения и дает быстрый результат. Я смотрю оптимистично на то, что Tunafish найдет свою нишу в мире современных секвенсоров.
Подытожим…
Да, были независимые разработчики, которые выпускали программы в ожидании того, что их продукты купят более крупные компании, что давало примерно десятикратное увеличение в цене. Данная линия поведения далеко не всем позволила остаться на плаву. Другая категория независимых разработчиков, которая вызывает большее уважение, — это интеллектуалы типа Росса Бенсины (AudioMulch) или того же Брэма Боса. Они, видя ситуацию на рынке и понимая собственную неспособность лавировать в коммерческом пространстве, превратили свою деятельность в этом направлении в хобби. В обоих приведенных случаях мы имеем две крайности: Росс Бенсина ставит основной акцент на эксперименты и инновации в программной части, оставляя дизайн весьма спартанским, а Брэм Бос — постоянно экспериментирует с программным дизайном, упрощая его и делая все более и более интерактивным. И это мы говорим о двух ведущих независимых разработчиках мира:). Причем мы все прекрасно понимаем, что именно их разработки являются основополагающими для будущего развития ПО, а не громоздкие коммерческие "поделки", постоянно следующие моде и требующие непомерных ресурсов от компьютера. Но лично мне сейчас позиция Брэма непонятна, поскольку при хорошей доработке Tunafish не будет иметь конкурентов. "Черновик" можно вполне превратить в "чистовик", который имеет все шансы стать очень популярным. Ведь хороших и простых секвенсоров нет и в профессиональном ПО.
Немного о Брэме
Bos — очень распространенная фамилия, к тому же, набрав в поисковых системах "Bram Bos", вы найдете просто огромное количество ссылок, ведущих к абсолютно разным людям и их работам. Наш Брэм родился в 1976 году, в 14 лет занялся программированием благодаря своему отцу. Начинал он, как и многие, с Basic'а, потом перешел на "взрослые" языки и среды. Программистом себя не считает, а основной профессией его является "интерактивный дизайнер" (interaction designer). Первые музыкальные программы, которые получили популярность во всем мире, он выпустил в конце 90-х. Благодаря хорошо продуманному интерактивному дизайну программ и реализации популярных функций получил весьма неплохой задел на старте. Потом Брэм выпустил весьма революционный интерактивный ритм-модуль Tuareg, который не имел конкурентов, чем опять закрепил позиции лидера среди независимых разработчиков. После длительного перерыва в 2005 году появился VST-секвенсор Tunafish.
Адрес сайта — www.brambos.com (не путать с www.brambos.nl — там другой человек). Среди главных увлечений Брэма, кроме написания музыкального софта — путешествия и фотографирование. По адресу www.pbase.com/brambos вы можете найти огромное количество прекрасных фотографий Индии, Тибета, Шри Ланки, Китая, Камбоджи, Мексики, Перу и т.п. его авторства.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2005 год в рубрике мультимедиа :: разное