X-Files. Секретные материалы по X-серии Microlab
Часть I
1. В начале славных дел
Компания Shenzhen Microlab Technology Inc. родилась в 1998 году в китайском городе Шеньжене. У нее было сразу два отца-основателя: Эдгар Ци Цзан (Edgar Qi Zhang) и Джек Ван (Jack Wang) — оба американцы китайского происхождения, "хуацяо", получившие в США прекрасное образование и успевшие там заработать некоторый начальный капитал. Искренне поверив в успех китайских реформ, они решили вложить свои кровные доллары в специальную экономическую зону в провинции Гуандун на юго-востоке Китая. Друзья затеяли там Акустическую лабораторию — совместное китайско- американское предприятие, предназначавшееся первоначально главным образом для инженерной разработки акустических систем с сабвуфером. Ими руководило горячее желание участвовать в буме на такие системы, как раз набиравшем обороты во всем мире благодаря появлению новой продукции сингапурской компании Creative, вернее, ее свежеприобретенного подразделения Cambridge SoundWorks. Лидерами продаж стали трехкомпонентные акустические системы, состоящие из сабвуфера и двух сателлитов. Нельзя сказать, что это было абсолютной новинкой — подобные системы были изобретены уже давно и достаточно широко использовались в профессиональной звуковой технике там, где нужно было обеспечить качественное воспроизведение самых нижних частот при ограниченных габаритах.
2. Откуда грянул гром
Как известно, для правильного воспроизведения басов нужен приличный объем колонок. Даже две крупногабаритные колонки — это дорого и не всегда удобно. А когда их пять, шесть или еще больше, например, в условиях современного кинотеатра с многоканальным звуком? Оказывается, можно без потери качества обойтись всего одной объемной колонкой-сабвуфером, специально сконструированной для воспроизведения только самых низких частот, и двумя либо несколькими — по числу каналов — сателлитами — сравнительно небольшими колонками для воспроизведения средних и высоких частот. Столь остроумное решение использует свойство человеческого слуха не различать направление звука в диапазоне низких частот от 20 до 200 Гц. Звуковые волны этого диапазона частот, легко огибая голову человека, приходят на оба уха одновременно, и бинауральный эффект напрочь отсутствует — вспомните, как трудно бывает определить, с какой стороны раздаются отдаленные раскаты грома.
3. Вчера были большие, но по пять…
В воздухе витала идея использовать это решение и в компьютерной мультимедийной акустике. Ее воплощению в жизнь мешали все еще слишком большие габариты сабвуфера и сателлитов, а также то обстоятельство, что их нужно было располагать прямо перед слушателями, загромождая часть комнаты. Рынок требовал эффективных малогабаритных решений, приемлемых для большинства пользователей. В действительности к тому времени подобные малогабаритные системы Acoustimass уже несколько лет выпускала легендарная американская фирма Bose, но их акустика всегда была элитарной и никогда не стоила дешево. Например, система 2.1 начального уровня Acoustimass 3-IV от Bose стоит и сейчас $500. Это досадное обстоятельство привело к тому, что появление новинки прошло совершенно незамеченным околокомпьютерной общественностью, а если кто и обратил внимание, то справедливо посчитал ее игрушкой для толстосумов. Хотя среди этой категории трудящихся тоже хватает любителей качественного звука, иначе на фирме не трудилось бы сейчас около 10.000 работников, а доктор Амар Боуз, в начале своей карьеры паявший "на коленке" первые детские электронные игрушки, чтобы не умереть с голоду, не стал бы миллиардером в первом поколении. Конечно, создание подобной акустики требовало серьезной исследовательско-конструкторской работы, разработки малогабаритных высококачественных динамиков и специальной акустической схемы (бандпас) для сабвуфера. Но важнее всего было сделать эти системы технологичными, а значит, дешевыми, доступными для каждого владельца компьютера.
4. …А сегодня маленькие, но по три!
Впервые это удалось осуществить специалистам Creative — Cambridge. Трехкомпонентная мультимедийная акустика Cambridge SoundWorks была предназначена для качественного воспроизведения звука на компьютере в условиях жилых помещений. Это были небольшие, но достаточно мощные активные сабвуферы с маленькими, просто-таки игрушечными пластиковыми сателлитами в виде кубиков со стороной 3 дюйма, которые легко помещались на ладошке ребенка из рекламного ролика. Внешний вид их вызывал недоверчивые улыбки. Но они звучали ничуть не хуже, чем довольно приличные музыкальные центры! Сателлиты ставились по бокам монитора, практически не занимая драгоценной площади рабочего стола, а расположение сабвуфера могло быть любым, хоть под столом его спрячь! Недоверие и скепсис слушателей очень быстро сменился восторгом и восхищением от услышанного. И стоило это чудо техники меньше ста долларов вместе со встроенным усилителем — для многих деньги вполне приемлемые. Тем самым были заложены основные компоненты их популярности и будущего коммерческого успеха. Мощная рекламная кампания в органах массовой информации и Интернете довершила дело. Для большинства энтузиастов компьютерной техники тандем звуковой карты Sound Blaster и акустики Cambridge SoundWorks от Creative стал стандартом де-факто. Люди наконец-то поняли, что компьютер может стать настоящим медиацентром с вполне приличным звуком.
5. Большой Скачок
Вот тут-то в марте 1999 года впервые и заявила о себе китайская компания Microlab, выпустив на мировой рынок свой первый вариант мультимедийной акустики 2.1 (он же одновременно и первый китайский). Акустическая система Microlab М-200 состояла из полноценного деревянного сабвуфера, построенного по акустической схеме бандпас со встроенным усилителем и пара малогабаритных широкополосных пластиковых сателлитов, ну очень похожих на креативовские. Да и звучала эта система ничуть не хуже Cambridge SoundWorks, зато стоила уже около $30. Это был тот ценовой психологический прорыв, который убедил всех оставшихся маловеров, и акустика 2.1 стала просто безумно популярна! Компания Microlab был просто завалена заказами со всего мира. Многие фирмы желали продавать акустические системы под их собственными торговыми марками. Единственной производственной линии стало катастрофически не хватать, и уже к февралю следующего, 2000, года производственные площади увеличились до 4500 м2, на которых трудились более 400 человек, а еще через год фабрика Microlab в Шеньжене занимала 15.000 м2 с тысячей работающих. Модельный ряд вырос до нескольких десятков акустических систем разного класса. В 2002 году, чтобы справиться со стремительным ростом рыночного спроса во всем мире, фабрику пришлось срочно расширять аж до 60.000 м2 с 40 производственными линиями, на которых сейчас заняты более 2000 человек, выпускающих как акустические системы, так и корпуса с блоками питания для компьютеров, клавиатуры, мыши и т.п. В настоящее время строится новая фабрика с производственными площадями 150.000 м2, а число работников вырастет до 4000.
6. Их знают только в лицо
Продукция Microlab пользуется высоким спросом и имеет хорошую репутацию в 56 странах от Юго-Восточной Азии, Европы, Северной и Южной Америки до Среднего и Дальнего Востока. Большая часть продукции выпускается по ОЕМ-соглашениям под другими торговыми марками. Среди заказчиков есть и очень серьезные брэнды, для которых Microlab является надежным долговременным партнером. Путешествуя по интернет-магазинам мира и сайтам компьютерного железа, можно встретить до боли знакомые очертания популярных майкролэбовских моделей акустики под десятками самых экзотических торговых марок. Вот что мне попалось на глаза при абсолютно поверхностном поиске: Shinco Odeon, US Blaster, Sweex, Guillemot Hercules, Typhoon, Artis, Mercury…
7. Учим китайский!
Кстати, о названии самой компании. Все китайские фирмы, участвующие в международном разделении труда, имеют два названия: английское и китайское. Очень часто эти названия имеют между собой очень мало общего. Китайское название компании Microlab — — {mаi bу}. Почему именно такое? Эти слова имеют отдаленное сходство по звучанию. Иероглифы китайского варианта названия дословно в лоб переводятся как "Пшеница обильная". В китайском языке много слоев понимания. На самом деле это понятие к пшенице и вообще к сельскому хозяйству никакого отношения не имеет. Здесь имеется в виду золотистый цвет, как у пшеницы. Толкование таково: богатство фирмы — в ее работниках, каждый из которых подобен золотому пшеничному зерну, но только вместе они образуют собой истинное сокровище… Восток — дело тонкое!
8. Американский след
Огромная составляющая в успехе Microlab приходится на конструкторское подразделение, которое ежегодно разрабатывает десятки новых моделей акустики, которые соответствуют самым насущным требованиям рынка. Мало найдется в мире компаний, которые предлагают такое разнообразие дизайнерских решений акустики, как Microlab. Делают здесь и системы класса 2.0, состоящие из пары традиционных колонок, и наиболее популярные системы класса 2.1 и 5.1 с сабвуферами, — все это как со встроенными усилителями, так и с внешними. Среди них есть модели разных классов и ценовых диапазонов, десятки вариантов внешних оформлений — на любой вкус и кошелек. Довольно заметный след в истории компании Microlab оказало сотрудничество с американской корпорацией Bose. Тот факт, что эти контакты обе фирмы сейчас не афишируют — явление нередкое в современном бизнесе, связанном с высокими технологиями. Многие компании по разным причинам скрывают подробности происхождения своей продукции. Тут могут быть замешаны и маркетинговые соображения, и даже условия налогообложения. Тем не менее, боузовские уши откровенно торчат у многих моделей Microlab. Достаточно взглянуть непредвзятым взглядом на линейки акустических систем Bose Acoustimass и Microlab X-series — найдете много общего. Например, необыкновенные двойные кубики боузовских сателлитов не перепутаешь ни с чем другим.
9. Играем с кубиком Боуза
Они появились еще в далеком 1986 году вместе с первыми моделями акустических систем с сабвуфером из серии Bose Acoustimass. В этих сателлитах воплощены наиболее передовые исследования и разработки, магистральные технологии фирмы Bose, учитывающие свойства человеческого слуха. Главная "фишка" этих технологий — использование комбинации прямого звука с отраженным. Американская фирма дала тогда своим новым сателлитам громкое название Direct/Reflecting Cube Speaker Arrays, что означает "Массив кубических громкоговорителей прямого/отраженного звука". И действительно, каждый такой сателлит состоит из двух поворотных громкоговорителей-кубиков на общей оси, которые можно разворачивать один относительно другого на угол до 180 градусов. Что-то в них есть такое, что наводит на мысль о пресловутом кубике Рубика! Каждый из кубиков выполнен из очень жесткого пластика и содержит широкополосную динамическую головку, способную качественно воспроизводить звук частотой от 150 Гц до 20 КГц с очень небольшой неравномерностью, маленькую — всего 2,5 дюйма, но очень мощную. Она имеет глухо закрытую стальным кожухом обратную сторону диффузора и, в принципе, вообще не нуждается в каком-либо акустическом оформлении, колонке — такая головка сама, в сущности, и есть микроколонка. Кубик — чисто декоративный элемент, удобный также в целях позиционирования громкоговорителей. Подобрав место расположения сателлитов и угол между громкоговорителями, можно добиться пространственного расширения зоны неискаженного восприятия звука. Но самое главное — таким способом воссоздается эффект естественных отражений звука от стен и потолка помещения, что является неотъемлемой частью акустической атмосферы концертного или кинозала.
10. Идем на концерт!
Когда мы непосредственно присутствуем на оперном спектакле или рок-концерте, то, помимо прямых звуков оркестра, голосов исполнителей или мощных звуков эстрадного звукоусилительного оборудования, слышим многочисленные отражения от стен, потолка, балконов и прочих элементов архитектуры зала. Именно эти отраженные "тени звуков" придают звучанию непередаваемый колорит, естественность, "дыхание", чего практически полностью лишены фонограммы этих же концертов и спектаклей. Микрофоны у солистов, на сцене и в оркестре обычно передают только прямые звуки. Опытный звукорежиссер пытается оживить фонограмму, подмешав в процессе записи отраженные звуки от специально расположенных дополнительных микрофонов или полученные искусственно уже при сведении с помощью эффект-процессоров. К сожалению, при воспроизведении у вас дома через традиционные, даже очень качественные, колонки иллюзия естественности все равно исчезает, так как вы слушаете все это уже в виде прямого звука, "в лоб". Получается примерно та же история, что и с консервированными шампиньонами, внешне очень похожими на настоящие, но без натурального грибного аромата, да и на вкус — совсем не то… Вот одна из основных причин, почему народ до сих пор ходит в театры, на концерты, да и в кино тоже. Да, у вас дома есть DVD, и панорамный телевизор 32 дюйма, и очень удобный диван, и пиво холодное. Нет только эмоциональной атмосферы сопричастности, "Live", за что люди, собственно, и платят немалые деньги, отправляясь на концерт и в театр.
11. Меломан родом из Калькутты
Решением проблемы живого звука увлекся еще в конце 50-х годов прошлого века доктор Амар Гопал Боуз — тогда профессор электротехники Массачусетского Технологического Института — самого престижного технического университета мира. Доктор Боуз был заядлым меломаном, причем слух его был настолько разборчив и требователен, что ни одна из существовавших тогда акустических систем его не удовлетворяла. В отчаянии он пошел на крайний шаг — выложив изрядную сумму денег, заработанных тяжелым и очень вредным для здоровья трудом преподавателя, он приобрел самую лучшую в мире стереофоническую систему. И каково же было его разочарование, когда он убедился, что даже эти колонки с их внушительными размерами и не менее внушающими уважение техническими характеристиками оказались принципиально не способными воспроизвести реализм живого концерта, на что доктор Боуз так надеялся. Но он был блестящим ученым и талантливым инженером, к тому же, еще и прирожденным революционером — его отец Нани Гопал Боуз был борцом за освобождение Индии от британских колонизаторов, и, когда его семья оказалась в опасности, вынужден был эмигрировать в Америку. Кстати, в Индии помнят отца и ценят сына — я видел целый калькуттский мемориальный сайт, посвященный Гопал Боузам.
Амар Боуз не привык смиренно отступать от своих замыслов. Если он захотел услышать реальный звук живого концерта у себя дома, то привычно, как профессионал, взялся за решение этой проблемы — далеко не первой в его научной практике (среди основных заказчиков исследований МТИ — Пентагон и НАСА). Это новое увлечение доктора Боуза стало началом обширных исследований в области психоакустики — восприятия звука человеком и разработки громкоговорителей. Полученные им данные привели к становлению новой концепции проектирования акустики, способной воссоздавать эмоциональное воздействие живой музыки на человека. Когда в 1964 году вся эта работа вышла на уровень серьезного проекта, доктору Боузу не оставалось ничего другого, как основать для ее продолжения и коммерческой реализации свою фирму, которую он без лишней скромности назвал Bose Corporation.
12. Звучать всегда, звучать везде!
Однако по-настоящему громко зазвучало это имя только через четыре года, когда доктор Боуз представил своего первенца — Direct/Reflecting speaker system 901 — первую акустическую систему с технологией прямого/отраженного звука, которая сразу же получила международное признание и стала де-факто новым стандартом воспроизведения звука, приближенного к живому. Выглядела система, скажем прямо, не очень изящно, но звучала необыкновенно убедительно. Она имела форму неправильной пятиугольной призмы, поставленной "на попа", на гранях которой были смонтированы девять одинаковых широкополосных головок. Причем восемь, объединенные по четыре, были направлены назад под разными (регулируемыми) углами на стены и потолок, и только одна — вперед, прямо на слушателя. Такая конструкция позволила в полной мере реализовать принцип прямого/отраженного звука (Direct/Reflecting), при котором большая часть звука (в данном случае до 89%) приходит к слушателю после отражения от стен помещения. Эта акустическая система и была решением той задачи, которую доктор Боуз ставил перед собой. Он торжественно водрузил два ящика необычной формы у себя в гостиной, поставил любимую пластинку на проигрыватель, опустил алмазную иглу и… с наслаждением погрузился в атмосферу реального зала Метрополитэн Опера! Кстати, система 901, вернее, уже ее шестая модификация, как и многие последующие системы этого класса, успешно выпускаются до сих пор. Естественно, прогресс не стоял на месте все эти годы, и, например, в систему 901 за время выпуска было внесено более 350 различных улучшений. Подобными системами оснащаются самые разнообразные заведения: рестораны, больницы, церкви, театры, даже яхта президента США. Фирма удостоилась чести оборудовать своей акустикой Базилику Святого Петра в Ватикане. Те, кому посчастливилось там побывать, наверняка обратили внимание на совершенно особую звуковую атмосферу, которая царит в этой древней святыне. Микеланджело тут ни при чем: чудо было создано руками инженеров из фирмы Bose.
13. Бороться, искать, найти и перепрятать!
Только через 18 лет после выпуска первой боузовской акустики появились системы Acoustimass со своими замечательными двойными кубиками сателлитов. Начался новый этап в развитии той же самой технологии прямого/отраженного звука, о которой уже говорилось выше. Совместно с малогабаритными сабвуферами Acoustimass двойные чудо-кубики позволили воссоздать натуральный, "живой", звук в условиях жилого помещения. И это при минимальных размерах сателлитов (всего 6,5 дюймов высотой), которые позволяют говорить о виртуально-невидимой акустике. Но это еще не все. Когда сабвуфер стоит где-нибудь в углу комнаты или за диваном или закрыт легким занавесом, то весь звук, включая самые низкие частоты, воспринимается на слух таким образом, как будто его источником являются одни лишь сателлиты. Сабвуфера как бы и нет вовсе! Напрашивается аналогия с технологией Stealth, но не для авиации или флота, а для звука! Когда инженеры компании Bose впервые случайно столкнулись с этим психоакустическим феноменом, они долго не могли поверить своим ушам и глазам и пригласили целых 12 независимых экспертов для подтверждения реальности открытого эффекта.
Многие представления классической акустики были очень изящно обойдены изобретательными инженерами компании Bose. Теперь для получения качественного и мощного звука в жилых, офисных, торговых и других подобных помещениях совершенно не нужны громоздкие деревянные ящики с гигантскими динамиками. Миниатюрные пластиковые сателлиты со специальными широкополосными динамиками и компактный качественный деревянный сабвуфер прекрасно справляются с этой задачей, а заодно решают и проблему "живого" звука. Минимальные размеры и конструкция, позволяющая размещать акустику, созданную на основе описанных технологий компании Bose, среди элементов оформления помещения, декора, прямо на стенах, где она практически незаметна, оправдывает широкое использование в ее отношении термина Virtually Invisible — виртуально-невидимая. Теперь кажется, что звучат не колонки, а все пространство помещения, и этот эффект просто поражает. "Мы не наполняем помещение колонками, мы наполняем его звуком!" — любят говорить на Bose Corporation.
О том, как "живой звук" и технология прямого/отраженного звука реализуется в доступной в наших краях акустике фирмы Microlab, вы узнаете во второй части статьи. Как говорится, окончание следует...
Александр Станкевич
1. В начале славных дел
Компания Shenzhen Microlab Technology Inc. родилась в 1998 году в китайском городе Шеньжене. У нее было сразу два отца-основателя: Эдгар Ци Цзан (Edgar Qi Zhang) и Джек Ван (Jack Wang) — оба американцы китайского происхождения, "хуацяо", получившие в США прекрасное образование и успевшие там заработать некоторый начальный капитал. Искренне поверив в успех китайских реформ, они решили вложить свои кровные доллары в специальную экономическую зону в провинции Гуандун на юго-востоке Китая. Друзья затеяли там Акустическую лабораторию — совместное китайско- американское предприятие, предназначавшееся первоначально главным образом для инженерной разработки акустических систем с сабвуфером. Ими руководило горячее желание участвовать в буме на такие системы, как раз набиравшем обороты во всем мире благодаря появлению новой продукции сингапурской компании Creative, вернее, ее свежеприобретенного подразделения Cambridge SoundWorks. Лидерами продаж стали трехкомпонентные акустические системы, состоящие из сабвуфера и двух сателлитов. Нельзя сказать, что это было абсолютной новинкой — подобные системы были изобретены уже давно и достаточно широко использовались в профессиональной звуковой технике там, где нужно было обеспечить качественное воспроизведение самых нижних частот при ограниченных габаритах.
2. Откуда грянул гром
Как известно, для правильного воспроизведения басов нужен приличный объем колонок. Даже две крупногабаритные колонки — это дорого и не всегда удобно. А когда их пять, шесть или еще больше, например, в условиях современного кинотеатра с многоканальным звуком? Оказывается, можно без потери качества обойтись всего одной объемной колонкой-сабвуфером, специально сконструированной для воспроизведения только самых низких частот, и двумя либо несколькими — по числу каналов — сателлитами — сравнительно небольшими колонками для воспроизведения средних и высоких частот. Столь остроумное решение использует свойство человеческого слуха не различать направление звука в диапазоне низких частот от 20 до 200 Гц. Звуковые волны этого диапазона частот, легко огибая голову человека, приходят на оба уха одновременно, и бинауральный эффект напрочь отсутствует — вспомните, как трудно бывает определить, с какой стороны раздаются отдаленные раскаты грома.
3. Вчера были большие, но по пять…
В воздухе витала идея использовать это решение и в компьютерной мультимедийной акустике. Ее воплощению в жизнь мешали все еще слишком большие габариты сабвуфера и сателлитов, а также то обстоятельство, что их нужно было располагать прямо перед слушателями, загромождая часть комнаты. Рынок требовал эффективных малогабаритных решений, приемлемых для большинства пользователей. В действительности к тому времени подобные малогабаритные системы Acoustimass уже несколько лет выпускала легендарная американская фирма Bose, но их акустика всегда была элитарной и никогда не стоила дешево. Например, система 2.1 начального уровня Acoustimass 3-IV от Bose стоит и сейчас $500. Это досадное обстоятельство привело к тому, что появление новинки прошло совершенно незамеченным околокомпьютерной общественностью, а если кто и обратил внимание, то справедливо посчитал ее игрушкой для толстосумов. Хотя среди этой категории трудящихся тоже хватает любителей качественного звука, иначе на фирме не трудилось бы сейчас около 10.000 работников, а доктор Амар Боуз, в начале своей карьеры паявший "на коленке" первые детские электронные игрушки, чтобы не умереть с голоду, не стал бы миллиардером в первом поколении. Конечно, создание подобной акустики требовало серьезной исследовательско-конструкторской работы, разработки малогабаритных высококачественных динамиков и специальной акустической схемы (бандпас) для сабвуфера. Но важнее всего было сделать эти системы технологичными, а значит, дешевыми, доступными для каждого владельца компьютера.
4. …А сегодня маленькие, но по три!
Впервые это удалось осуществить специалистам Creative — Cambridge. Трехкомпонентная мультимедийная акустика Cambridge SoundWorks была предназначена для качественного воспроизведения звука на компьютере в условиях жилых помещений. Это были небольшие, но достаточно мощные активные сабвуферы с маленькими, просто-таки игрушечными пластиковыми сателлитами в виде кубиков со стороной 3 дюйма, которые легко помещались на ладошке ребенка из рекламного ролика. Внешний вид их вызывал недоверчивые улыбки. Но они звучали ничуть не хуже, чем довольно приличные музыкальные центры! Сателлиты ставились по бокам монитора, практически не занимая драгоценной площади рабочего стола, а расположение сабвуфера могло быть любым, хоть под столом его спрячь! Недоверие и скепсис слушателей очень быстро сменился восторгом и восхищением от услышанного. И стоило это чудо техники меньше ста долларов вместе со встроенным усилителем — для многих деньги вполне приемлемые. Тем самым были заложены основные компоненты их популярности и будущего коммерческого успеха. Мощная рекламная кампания в органах массовой информации и Интернете довершила дело. Для большинства энтузиастов компьютерной техники тандем звуковой карты Sound Blaster и акустики Cambridge SoundWorks от Creative стал стандартом де-факто. Люди наконец-то поняли, что компьютер может стать настоящим медиацентром с вполне приличным звуком.
5. Большой Скачок
Вот тут-то в марте 1999 года впервые и заявила о себе китайская компания Microlab, выпустив на мировой рынок свой первый вариант мультимедийной акустики 2.1 (он же одновременно и первый китайский). Акустическая система Microlab М-200 состояла из полноценного деревянного сабвуфера, построенного по акустической схеме бандпас со встроенным усилителем и пара малогабаритных широкополосных пластиковых сателлитов, ну очень похожих на креативовские. Да и звучала эта система ничуть не хуже Cambridge SoundWorks, зато стоила уже около $30. Это был тот ценовой психологический прорыв, который убедил всех оставшихся маловеров, и акустика 2.1 стала просто безумно популярна! Компания Microlab был просто завалена заказами со всего мира. Многие фирмы желали продавать акустические системы под их собственными торговыми марками. Единственной производственной линии стало катастрофически не хватать, и уже к февралю следующего, 2000, года производственные площади увеличились до 4500 м2, на которых трудились более 400 человек, а еще через год фабрика Microlab в Шеньжене занимала 15.000 м2 с тысячей работающих. Модельный ряд вырос до нескольких десятков акустических систем разного класса. В 2002 году, чтобы справиться со стремительным ростом рыночного спроса во всем мире, фабрику пришлось срочно расширять аж до 60.000 м2 с 40 производственными линиями, на которых сейчас заняты более 2000 человек, выпускающих как акустические системы, так и корпуса с блоками питания для компьютеров, клавиатуры, мыши и т.п. В настоящее время строится новая фабрика с производственными площадями 150.000 м2, а число работников вырастет до 4000.
6. Их знают только в лицо
Продукция Microlab пользуется высоким спросом и имеет хорошую репутацию в 56 странах от Юго-Восточной Азии, Европы, Северной и Южной Америки до Среднего и Дальнего Востока. Большая часть продукции выпускается по ОЕМ-соглашениям под другими торговыми марками. Среди заказчиков есть и очень серьезные брэнды, для которых Microlab является надежным долговременным партнером. Путешествуя по интернет-магазинам мира и сайтам компьютерного железа, можно встретить до боли знакомые очертания популярных майкролэбовских моделей акустики под десятками самых экзотических торговых марок. Вот что мне попалось на глаза при абсолютно поверхностном поиске: Shinco Odeon, US Blaster, Sweex, Guillemot Hercules, Typhoon, Artis, Mercury…
7. Учим китайский!
Кстати, о названии самой компании. Все китайские фирмы, участвующие в международном разделении труда, имеют два названия: английское и китайское. Очень часто эти названия имеют между собой очень мало общего. Китайское название компании Microlab — — {mаi bу}. Почему именно такое? Эти слова имеют отдаленное сходство по звучанию. Иероглифы китайского варианта названия дословно в лоб переводятся как "Пшеница обильная". В китайском языке много слоев понимания. На самом деле это понятие к пшенице и вообще к сельскому хозяйству никакого отношения не имеет. Здесь имеется в виду золотистый цвет, как у пшеницы. Толкование таково: богатство фирмы — в ее работниках, каждый из которых подобен золотому пшеничному зерну, но только вместе они образуют собой истинное сокровище… Восток — дело тонкое!
8. Американский след
Огромная составляющая в успехе Microlab приходится на конструкторское подразделение, которое ежегодно разрабатывает десятки новых моделей акустики, которые соответствуют самым насущным требованиям рынка. Мало найдется в мире компаний, которые предлагают такое разнообразие дизайнерских решений акустики, как Microlab. Делают здесь и системы класса 2.0, состоящие из пары традиционных колонок, и наиболее популярные системы класса 2.1 и 5.1 с сабвуферами, — все это как со встроенными усилителями, так и с внешними. Среди них есть модели разных классов и ценовых диапазонов, десятки вариантов внешних оформлений — на любой вкус и кошелек. Довольно заметный след в истории компании Microlab оказало сотрудничество с американской корпорацией Bose. Тот факт, что эти контакты обе фирмы сейчас не афишируют — явление нередкое в современном бизнесе, связанном с высокими технологиями. Многие компании по разным причинам скрывают подробности происхождения своей продукции. Тут могут быть замешаны и маркетинговые соображения, и даже условия налогообложения. Тем не менее, боузовские уши откровенно торчат у многих моделей Microlab. Достаточно взглянуть непредвзятым взглядом на линейки акустических систем Bose Acoustimass и Microlab X-series — найдете много общего. Например, необыкновенные двойные кубики боузовских сателлитов не перепутаешь ни с чем другим.
9. Играем с кубиком Боуза
Они появились еще в далеком 1986 году вместе с первыми моделями акустических систем с сабвуфером из серии Bose Acoustimass. В этих сателлитах воплощены наиболее передовые исследования и разработки, магистральные технологии фирмы Bose, учитывающие свойства человеческого слуха. Главная "фишка" этих технологий — использование комбинации прямого звука с отраженным. Американская фирма дала тогда своим новым сателлитам громкое название Direct/Reflecting Cube Speaker Arrays, что означает "Массив кубических громкоговорителей прямого/отраженного звука". И действительно, каждый такой сателлит состоит из двух поворотных громкоговорителей-кубиков на общей оси, которые можно разворачивать один относительно другого на угол до 180 градусов. Что-то в них есть такое, что наводит на мысль о пресловутом кубике Рубика! Каждый из кубиков выполнен из очень жесткого пластика и содержит широкополосную динамическую головку, способную качественно воспроизводить звук частотой от 150 Гц до 20 КГц с очень небольшой неравномерностью, маленькую — всего 2,5 дюйма, но очень мощную. Она имеет глухо закрытую стальным кожухом обратную сторону диффузора и, в принципе, вообще не нуждается в каком-либо акустическом оформлении, колонке — такая головка сама, в сущности, и есть микроколонка. Кубик — чисто декоративный элемент, удобный также в целях позиционирования громкоговорителей. Подобрав место расположения сателлитов и угол между громкоговорителями, можно добиться пространственного расширения зоны неискаженного восприятия звука. Но самое главное — таким способом воссоздается эффект естественных отражений звука от стен и потолка помещения, что является неотъемлемой частью акустической атмосферы концертного или кинозала.
10. Идем на концерт!
Когда мы непосредственно присутствуем на оперном спектакле или рок-концерте, то, помимо прямых звуков оркестра, голосов исполнителей или мощных звуков эстрадного звукоусилительного оборудования, слышим многочисленные отражения от стен, потолка, балконов и прочих элементов архитектуры зала. Именно эти отраженные "тени звуков" придают звучанию непередаваемый колорит, естественность, "дыхание", чего практически полностью лишены фонограммы этих же концертов и спектаклей. Микрофоны у солистов, на сцене и в оркестре обычно передают только прямые звуки. Опытный звукорежиссер пытается оживить фонограмму, подмешав в процессе записи отраженные звуки от специально расположенных дополнительных микрофонов или полученные искусственно уже при сведении с помощью эффект-процессоров. К сожалению, при воспроизведении у вас дома через традиционные, даже очень качественные, колонки иллюзия естественности все равно исчезает, так как вы слушаете все это уже в виде прямого звука, "в лоб". Получается примерно та же история, что и с консервированными шампиньонами, внешне очень похожими на настоящие, но без натурального грибного аромата, да и на вкус — совсем не то… Вот одна из основных причин, почему народ до сих пор ходит в театры, на концерты, да и в кино тоже. Да, у вас дома есть DVD, и панорамный телевизор 32 дюйма, и очень удобный диван, и пиво холодное. Нет только эмоциональной атмосферы сопричастности, "Live", за что люди, собственно, и платят немалые деньги, отправляясь на концерт и в театр.
11. Меломан родом из Калькутты
Решением проблемы живого звука увлекся еще в конце 50-х годов прошлого века доктор Амар Гопал Боуз — тогда профессор электротехники Массачусетского Технологического Института — самого престижного технического университета мира. Доктор Боуз был заядлым меломаном, причем слух его был настолько разборчив и требователен, что ни одна из существовавших тогда акустических систем его не удовлетворяла. В отчаянии он пошел на крайний шаг — выложив изрядную сумму денег, заработанных тяжелым и очень вредным для здоровья трудом преподавателя, он приобрел самую лучшую в мире стереофоническую систему. И каково же было его разочарование, когда он убедился, что даже эти колонки с их внушительными размерами и не менее внушающими уважение техническими характеристиками оказались принципиально не способными воспроизвести реализм живого концерта, на что доктор Боуз так надеялся. Но он был блестящим ученым и талантливым инженером, к тому же, еще и прирожденным революционером — его отец Нани Гопал Боуз был борцом за освобождение Индии от британских колонизаторов, и, когда его семья оказалась в опасности, вынужден был эмигрировать в Америку. Кстати, в Индии помнят отца и ценят сына — я видел целый калькуттский мемориальный сайт, посвященный Гопал Боузам.
Амар Боуз не привык смиренно отступать от своих замыслов. Если он захотел услышать реальный звук живого концерта у себя дома, то привычно, как профессионал, взялся за решение этой проблемы — далеко не первой в его научной практике (среди основных заказчиков исследований МТИ — Пентагон и НАСА). Это новое увлечение доктора Боуза стало началом обширных исследований в области психоакустики — восприятия звука человеком и разработки громкоговорителей. Полученные им данные привели к становлению новой концепции проектирования акустики, способной воссоздавать эмоциональное воздействие живой музыки на человека. Когда в 1964 году вся эта работа вышла на уровень серьезного проекта, доктору Боузу не оставалось ничего другого, как основать для ее продолжения и коммерческой реализации свою фирму, которую он без лишней скромности назвал Bose Corporation.
12. Звучать всегда, звучать везде!
Однако по-настоящему громко зазвучало это имя только через четыре года, когда доктор Боуз представил своего первенца — Direct/Reflecting speaker system 901 — первую акустическую систему с технологией прямого/отраженного звука, которая сразу же получила международное признание и стала де-факто новым стандартом воспроизведения звука, приближенного к живому. Выглядела система, скажем прямо, не очень изящно, но звучала необыкновенно убедительно. Она имела форму неправильной пятиугольной призмы, поставленной "на попа", на гранях которой были смонтированы девять одинаковых широкополосных головок. Причем восемь, объединенные по четыре, были направлены назад под разными (регулируемыми) углами на стены и потолок, и только одна — вперед, прямо на слушателя. Такая конструкция позволила в полной мере реализовать принцип прямого/отраженного звука (Direct/Reflecting), при котором большая часть звука (в данном случае до 89%) приходит к слушателю после отражения от стен помещения. Эта акустическая система и была решением той задачи, которую доктор Боуз ставил перед собой. Он торжественно водрузил два ящика необычной формы у себя в гостиной, поставил любимую пластинку на проигрыватель, опустил алмазную иглу и… с наслаждением погрузился в атмосферу реального зала Метрополитэн Опера! Кстати, система 901, вернее, уже ее шестая модификация, как и многие последующие системы этого класса, успешно выпускаются до сих пор. Естественно, прогресс не стоял на месте все эти годы, и, например, в систему 901 за время выпуска было внесено более 350 различных улучшений. Подобными системами оснащаются самые разнообразные заведения: рестораны, больницы, церкви, театры, даже яхта президента США. Фирма удостоилась чести оборудовать своей акустикой Базилику Святого Петра в Ватикане. Те, кому посчастливилось там побывать, наверняка обратили внимание на совершенно особую звуковую атмосферу, которая царит в этой древней святыне. Микеланджело тут ни при чем: чудо было создано руками инженеров из фирмы Bose.
13. Бороться, искать, найти и перепрятать!
Только через 18 лет после выпуска первой боузовской акустики появились системы Acoustimass со своими замечательными двойными кубиками сателлитов. Начался новый этап в развитии той же самой технологии прямого/отраженного звука, о которой уже говорилось выше. Совместно с малогабаритными сабвуферами Acoustimass двойные чудо-кубики позволили воссоздать натуральный, "живой", звук в условиях жилого помещения. И это при минимальных размерах сателлитов (всего 6,5 дюймов высотой), которые позволяют говорить о виртуально-невидимой акустике. Но это еще не все. Когда сабвуфер стоит где-нибудь в углу комнаты или за диваном или закрыт легким занавесом, то весь звук, включая самые низкие частоты, воспринимается на слух таким образом, как будто его источником являются одни лишь сателлиты. Сабвуфера как бы и нет вовсе! Напрашивается аналогия с технологией Stealth, но не для авиации или флота, а для звука! Когда инженеры компании Bose впервые случайно столкнулись с этим психоакустическим феноменом, они долго не могли поверить своим ушам и глазам и пригласили целых 12 независимых экспертов для подтверждения реальности открытого эффекта.
Многие представления классической акустики были очень изящно обойдены изобретательными инженерами компании Bose. Теперь для получения качественного и мощного звука в жилых, офисных, торговых и других подобных помещениях совершенно не нужны громоздкие деревянные ящики с гигантскими динамиками. Миниатюрные пластиковые сателлиты со специальными широкополосными динамиками и компактный качественный деревянный сабвуфер прекрасно справляются с этой задачей, а заодно решают и проблему "живого" звука. Минимальные размеры и конструкция, позволяющая размещать акустику, созданную на основе описанных технологий компании Bose, среди элементов оформления помещения, декора, прямо на стенах, где она практически незаметна, оправдывает широкое использование в ее отношении термина Virtually Invisible — виртуально-невидимая. Теперь кажется, что звучат не колонки, а все пространство помещения, и этот эффект просто поражает. "Мы не наполняем помещение колонками, мы наполняем его звуком!" — любят говорить на Bose Corporation.
О том, как "живой звук" и технология прямого/отраженного звука реализуется в доступной в наших краях акустике фирмы Microlab, вы узнаете во второй части статьи. Как говорится, окончание следует...
Александр Станкевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2005 год в рубрике мультимедиа :: разное