Дальнобойщик 2: ультразум Canon PowerShot S2 IS
Подавляющее большинство современных любительских камер оснащено встроенной оптикой с переменным фокусным расстоянием. Негласным стандартом для таких фотоаппаратов стал 3-кратный зум-объектив, работающий в диапазоне 38-135 мм (с маленькими поправками на производителя) в 35 мм эквиваленте со значениями диафрагмы f/2.8-f/4.9. Действительно, при съемке типовых сюжетов этого достаточно большинству любителей. Но если ваши творческие интересы лежат дальше съемки дружеских и семейных вечеринок, то вы наверняка хоть раз по-настоящему хотели иметь хороший телевик. Владельцу зеркальной фотокамеры для того, чтобы стать его обладателем, достаточно выложить определенную сумму денег в магазине. А вот обладатель компакта становится заложником ограниченных возможностей встроенной оптики. Уже достаточно давно на рынке любительских цифровиков стали появляться аппараты с встроенными зум-объективами, у которых отношение максимального фокусного расстояния к минимальному превышает цифру 8.
Уж как только их не называли: суперзумы, мегазумы, ультразумы, а на англоязычных ресурсах я даже встречал словосочетание "monster zoom". Однако все они имели один значительный недостаток — низкую светосилу в телеположении. Обычно это было что-то вроде f/5.6 или f/4.9, что накладывало определенные ограничения на процесс съемки. Согласно эмпирическому правилу, знакомому любому фотографу, при съемке "с рук" объективом с фокусным расстоянием около полуметра выдержку длиннее 1/500 секунды устанавливать нельзя. Пренебрежение этим правилом обычно заканчивается фотографиями со смазанным изображением. А при f/4.9-f/5.6 и ограниченной эквивалентной чувствительности матрицы это условие выполнимо только в условиях с очень хорошим освещением. Выход один — таскать с собой штатив. Однако прогресс не стоит на месте. Сегодня уже все производители цифровых компактных фотоаппаратов-суперзумов обзавелись моделями с так называемыми системами стабилизации изображения, которые постоянно совершенствуются. Теперь при съемке в глубокой тени или сумерках зачастую можно обойтись без треноги. Да и светосила объективов, встраиваемых в эти устройства, постепенно подтянулась до приемлемого уровня. Таким образом, подчиняясь какому-то своему закону Мура, фотографические технологии, в определенное время доступные только профессионалам, через два-три года приходят и в стан любительской техники.
Сегодня мы рассмотрим нового представителя ультразумов — Canon PowerShot S2 IS. Имея 12-кратное оптическое увеличение, при максимальном диафрагменном числе в телеположении f/3.5, а также эффективную систему стабилизации изображения, он является результатом вторжения профессиональных возможностей в любительскую среду. Это не новый виток эволюции, но результат ее продолжения.
Технические характеристики
Цифровая фотокамера PowerShot S2 IS была анонсирована фирмой Canon в апреле 2005 года и является преемником S1 IS. Новый аппарат имеет более быстрый, чем у предшественника, сверхтихий мотор (USM — ultrasonic motor) трансфокатора, процессор DIGIC II, доработанный модуль оптической стабилизации изображения, объектив с бОльшим фокусным расстоянием и — как следствие — большей кратностью зума — 12х. Разрешение матрицы увеличилось до пяти миллионов пикселей. И это далеко не все отличия новой модели от старой, которые нет смысла перечислять. Давайте лучше познакомимся со спецификацией камеры.
Как видите, с каждой новой моделью камер Canon все яснее прослеживается намерение фирмы окончательно отказаться от использования своей "любимой" памяти Compact Flash в пользу Secure Digital. Учитывая, что цены на эти два вида носителей отличаются мало, а SD все-таки значительно компактнее, чем CF, такое нововведение только приветствуется. А вот от давней традиции использовать элементы питания типоразмера АА в моделях, габариты которых это позволяют, японцы пока отказываться не собираются. NiMH-батареи высокой емкости сегодня наиболее доступны по цене. Ведь за деньги, которые стоит один фирменный литий-ионный элемент емкостью 1100 мАч, можно купить два комплекта (по 4 шт.) никель-металл-гидридных аккумуляторов емкостью 2500 мАч каждый. Конечно, на стороне лития легковесность, но для камер класса PowerShot S2 IS вопрос массы стоит несколько по-другому, чем, например, для суперкомпактов. Более того: среди опытных любителей бытует мнение, что хороший фотоаппарат должен быть увесистым. То есть не настолько тяжелым, чтобы утомлять при съемке, но и не таким легким, чтобы фотограф его совсем не чувствовал в руках. Масса не снаряженного S2 IS — 405 г, с NIMH батареями, флэш-картой и ремнем для ношения на шее — 710 г. По субъективным ощущениям это как раз и есть та золотая середина веса аппарата с такими габаритами и формой.
Минимальной рабочей температурой, как и для подавляющего большинства цифровых камер, к сожалению, по прежнему остается 0°С. А жаль, ведь искристый свежевыпавший снег морозным солнечным утром — отличный фон для бесконечного множества зимних сюжетов. Но ничего не поделаешь: микропроцессор, да и прочие электронные элементы, конденсата не потерпят. Хотя по собственному опыту могу сказать, что снимать цифровиками на морозе все-таки можно. Нужно просто, выйдя на улицу, около часика не доставать технику из чехла, чтобы не вызвать появления влаги на оптике и электронике, дав ей медленно промерзнуть. После этого можно устраивать коротенькие фотосессии, не допуская значительного нагрева деталей. Естественно, ради того, чтобы заявить в спецификации минимальную температуру эксплуатации -20°С, производитель не будет описывать потребителю эту схему. Хотя есть и другие пути достижения такого показателя, но вот на цене они сказываются значительно, и далеко не в лучшую сторону, а оптику предварительно морозить все равно придется. Огорчает отсутствие возможности съемки в формат RAW. Очень и очень жаль. Ведь обработка сырых данных на компьютере зачастую позволяет исправить многие ошибки, допущенные при съемке. Применение только JPEG серьезно уменьшает возможность постобработки фотографий. Но ничего не поделаешь: отсутствие поддержки RAW в рассматриваемой камере — маркетинговая политика Canon. А теперь давайте пока оставим основные технические характеристики — их мы рассмотрим позже в соответствующих разделах, — а пока взглянем на сам Canon PowerShot S2 IS.
Внешний вид, конструкция, комплектация
Работая над внешним видом S2 IS, дизайнеры фирмы несколько увлеклись модой на "надутость" и обтекаемость форм. Но несмотря на это, если бы с корпуса убрали все опознавательные знаки, а S1 IS никогда не существовало, человеку, знакомому с другими моделями Canon, хватило бы беглого взгляда, чтобы сказать, чье это творение. Да, дизайн узнаваем, но разве это плохо? Да еще при традиционно продуманной и удачной эргономике изделий этого производителя.
Наверное, давно я не видел камеру, которая бы понравилась так сразу, как только ее взяли в руки, еще до включения и последующего знакомства. Правая часть корпуса, выполненная в виде захвата, удобно легла в ладонь, наполнив ее, но не заставив растопырить пальцы. Тактильные ощущения от пористого синтетического покрытия внутренней стороны ручки максимально приятные. Прямое его назначение — увеличение коэффициента трения между кожей и корпусом выполняется отлично, но при этом пальцы не потеют и не прилипают к материалу. Объектив смещен влево, что является наиболее логичным для дизайна такого типа. Основной материал аппарата — металлический сплав, но пластиковые вставки все же присутствуют. Все детали подогнаны плотно — никаких люфтов и скрипов. Как и дизайн, основные элементы управления хорошо узнаваемы. Можно даже сказать, что они находятся на привычных местах. Указательный палец ложится на кнопку спуска затвора, обрамленную рычажком управления трансфокатором. Неподалеку располагается кнопка переключения способов съемки. Большому пальцу, как обычно, достается наибольшее количество функций. На задней стенке для него выполнено рифление.
Вот только пользоваться этим удобством работяге придется нечасто. В зоне большого пальца сосредоточено достаточно органов управления, чтобы руководить процессом съемки, обходясь без утомительного блуждания по меню. Конечно, в преимуществе это заслуга "фирменного" списка основных параметров, вызывающегося нажатием FUNC, после чего с помощью четырехпозиционного джойстика можно быстро изменить нужную настройку. Сверху располагается переключатель между режимами съемки и просмотра, поворотом которого в одно из положений включается камера. Выключение производится кнопкой OFF, расположенной в центре переключателя. Рядом установлен диск режимов съемки, как обычно (для продуктов Canon) условно разбитый на сектора: творческий и сюжетный. Управление фокусировкой сосредоточено слева, на неподвижном тубусе объектива — иногда все же придется использовать и левую руку. Вспышка, к сожалению, не имеет собственного механизма подъема — операцию поднятия- опускания приходится выполнять вручную. Переключение между режимами ее работы осуществляется кнопкой, смонтированной неподалеку и служащей по совместительству еще и для включения диктофона. Перечислять все без исключения функции органов управления утомительно и бесполезно — тот, кому это интересно, всегда может скачать инструкцию. Потому остановимся. Да и описать эргономику словами практически невозможно. Для того, чтобы ее почувствовать, нужно взять камеру в руки, положить указательный палец на кнопку спуска затвора (чуть не написал спусковой крючок) и попытаться снять какой-либо сюжет. Не выполнив этот тест, ни один профессионал или продвинутый любитель не станет всерьез размышлять об эргономике аппарата. Скажу лишь, что всего одного часа работы хватило для того, чтобы запомнить расположение органов управления и находить их на ощупь, не отвлекаясь от компоновки сюжета.
Цветной 1,8-дюймовый LCD установлен на шарнире, что дает ему две степени свободы. Дисплей может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 180° и вращаться вокруг своей оси на 270°. Такая конструкция очень удобна — фотографу не нужно все время находиться за задней стенкой фотоаппарата — его можно держать в любом положении и легко кадрировать сюжет, развернув экран в нужное положение. Особенно это удобно для макросъемки. Видоискатель также представляет собой LCD, но поменьше размером — 0,33 дюйма. Конечно, это удобней, чем традиционная линзовая схема, применяемая в компактных камерах. Ведь охват изображения при этом составляет 100%. Другим плюсом является возможность вывода вспомогательной съемочной информации на экран. Правда, качество дисплея, установленного в S2 IS, оставляет желать лучшего — отчетливо видна зернистость и здорово "хромает" цветопередача. Для людей с ослабленным зрением предусмотрена коррекция в пределах 5,5-1,5 диоптрий, осуществляемая колесиком, расположенным рядом с видоискателем. Батареи занимают добрую треть корпуса — плата за возможность использования стандартных элементов питания АА. Материал отсека и крышки — пластик. По поводу его надежности могу привести один факт.
Однажды по неосторожности я уронил Canon Power Shoot A95 с высоты около метра. На бетон. Удар пришелся как раз на крышечку ручки для аккумуляторов. Результат — легкие царапины. На функционировании экземпляра такое воздействие никак не сказалось. Конечно, А95 полегче, чем S2 IS, но все же о прочности пластика, применяемого в изделиях фирмы, данный случай говорит достаточно хорошо. В любом случае стоит больше беспокоиться о сохранности оптики, чем внешних элементов конструкции. Крышечка слота для SD-карты выполнена из того же материала. Немного выше отсека для памяти под резиновой заглушкой установлены гнезда для подключения стационарного источника питания 7,4 В и кабеля USB-интерфейса. На правой стороне камеры мы можем видеть встроенный динамик и разъем аудио/видеовыхода. По бокам корпуса закреплены металлические скобы, через которые можно продеть ремень для ношения аппарата на шее. Габариты PowerShot S2 IS увеличились по сравнению с предшественником, который и так не лез ни в один карман, но все же еще сравнимы с размерами стандартного 80-миллиметрового CD.
В коробке с камерой были найдены следующие комплектующие:
. фотоаппарат Canon PowerShot S2 IS;
. карта памяти SD емкостью 16 Mb;
. шнуры A/V и USB;
. 4 щелочные батарейки типоразмера АА;
. 2 диска с ПО;
. ремешок с замшевой нашивкой для ношения аппарата на шее;
. инструкция по эксплуатации на русском и английском языках.
Конечно, карта памяти емкостью 16 Мб в комплекте с пятимегапиксельной камерой выглядит чуть ли не как насмешка со стороны производителя. В среднем на нее уместится не более 8 фотографий полного разрешения с минимальной степенью сжатия. Но так это выглядит до тех пор, пока не начнешь размышлять. Флэшку какой емкости мы хотели бы видеть в коробке? 32 или 64 Мб? Все равно слишком мало. В любом случае придется покупать дополнительную, а за ту, что положили в комплект, все равно придется платить. Так зачем платить за то, чем пользоваться все равно толком не будешь? Вот и кладет Canon в упаковку то, что подешевле, экономя наши же деньги. Наличие подробного (полная копия англоязычного), грамотно переведенного на русский язык, руководства по эксплуатации, безусловно, радует. Все функции описаны доходчиво и понятно даже для новичка. В общем, комплектация вполне стандартна. Но все же хотелось бы видеть в коробке Ni-MH-аккумуляторы вместо батареек.
Продолжение следует
Александр Гуриненко aka Chrom, sapph@mail.ru
Уж как только их не называли: суперзумы, мегазумы, ультразумы, а на англоязычных ресурсах я даже встречал словосочетание "monster zoom". Однако все они имели один значительный недостаток — низкую светосилу в телеположении. Обычно это было что-то вроде f/5.6 или f/4.9, что накладывало определенные ограничения на процесс съемки. Согласно эмпирическому правилу, знакомому любому фотографу, при съемке "с рук" объективом с фокусным расстоянием около полуметра выдержку длиннее 1/500 секунды устанавливать нельзя. Пренебрежение этим правилом обычно заканчивается фотографиями со смазанным изображением. А при f/4.9-f/5.6 и ограниченной эквивалентной чувствительности матрицы это условие выполнимо только в условиях с очень хорошим освещением. Выход один — таскать с собой штатив. Однако прогресс не стоит на месте. Сегодня уже все производители цифровых компактных фотоаппаратов-суперзумов обзавелись моделями с так называемыми системами стабилизации изображения, которые постоянно совершенствуются. Теперь при съемке в глубокой тени или сумерках зачастую можно обойтись без треноги. Да и светосила объективов, встраиваемых в эти устройства, постепенно подтянулась до приемлемого уровня. Таким образом, подчиняясь какому-то своему закону Мура, фотографические технологии, в определенное время доступные только профессионалам, через два-три года приходят и в стан любительской техники.
Сегодня мы рассмотрим нового представителя ультразумов — Canon PowerShot S2 IS. Имея 12-кратное оптическое увеличение, при максимальном диафрагменном числе в телеположении f/3.5, а также эффективную систему стабилизации изображения, он является результатом вторжения профессиональных возможностей в любительскую среду. Это не новый виток эволюции, но результат ее продолжения.
Технические характеристики
Цифровая фотокамера PowerShot S2 IS была анонсирована фирмой Canon в апреле 2005 года и является преемником S1 IS. Новый аппарат имеет более быстрый, чем у предшественника, сверхтихий мотор (USM — ultrasonic motor) трансфокатора, процессор DIGIC II, доработанный модуль оптической стабилизации изображения, объектив с бОльшим фокусным расстоянием и — как следствие — большей кратностью зума — 12х. Разрешение матрицы увеличилось до пяти миллионов пикселей. И это далеко не все отличия новой модели от старой, которые нет смысла перечислять. Давайте лучше познакомимся со спецификацией камеры.
Матрица | 5.0 млн эффективных пикселей; 1/2,5" CCD-сенсор. |
Процессор | DIGIC II с использованием технологии iSAPS |
Объектив | Canon f6.0 — 72.0 мм (36-432 мм в эквиваленте 35 мм пленки); f/2,7 (широкоуг.) — f/3,5 (телефото); 11 элементов в 9 группах (1 асферический элемент, 1 UD-элемент); стабилизатор изображения с подвижной корректирующей линзой; многоскоростной USM (ultrasonic motor) механизма трансфокатора; байонет для крепления конвертеров и светофильтров. |
Цифровой зум | 4х (48х в комбинации с оптическим) |
Фокусировка | TTL-автофокус; 1-точечная (в любой позиции); ручной выбор зоны; минимальное расстояние; ручной режим; автобрекетинг; блокировка; вспомогательный луч зеленого цвета. |
Дистанции фокусировки | нормальный режим: 50 см — бесконечность (Ш)/90 см — бесконечность (T); макрорежим: 10-50 см; супермакрорежим: 0-10 см. |
Экспозамер | TTL; режимы: оценочный, центральновзвешенный интегральный, точечный (по центр. точке или сопряженный с рамкой фокусировки). |
Контроль за экспрозамером | режимы: приоритета выдержки, приоритета диафрагмы, автоматический, ручной, программный, пользовательский, 12 предустановленных |
Экспокоррекция | +/-2 EV с шагом 1/3 ступени диафрагмы; автобрекетинг экспозиции: +/-2 EV с шагом 1/3 ступени диафрагмы. |
Эквивалентная чувствительность матрицы, ISO | AUTO, 50, 100, 200, 400. |
Затвор | комбинированный, электронно-механический; доступные выдержки: 15-1/3200 с. |
Видоискатель | цветной 0.33-дюймовый TFT LCD с диоптрийной коррекцией -5.5 — 1.5 диоптрий; 100% охват кадра. |
Дисплей | 1,8" цветной низкотемпературный кремниевый TFT LCD; 115.000 пикселей; поворотный с двумя степенями свободы; 100% охват кадра. |
Встроенная вспышка | откидная с ручным подъемом. |
Баланс белого | TTL; режимы: авто, ручной (по листу белой бумаги), 6 предустановленных настроек; |
Постобработка изображения | повышение или понижение насыщенности цветов, имитация "мягкого" фокуса. |
Способы съемки | покадровая; серийная, ускоренная серийная; десяти-, двухсекундная задержка срабатывания затвора; интервалометр: до 100 кадров с промежутками 1-60 минут. |
Дистанционный беспроводной контроль | недоступен |
Дистанционный проводной контроль | осуществляется посредством PC с помощью ПО, входящего в комплект, только через интерфейс USB 2.0 |
Интерфейс для связи с PC | USB 2.0 HI-Speed (mini-B, PTP) |
Накопитель | карта памяти Secure Digital (SD); SD-карта в комплекте объемом 16 Mb. |
Формат файлов | изображения: JPEG (Exif 2.2), сжатие: super fine, fine, normal; видеоклипы: AVI (видео: Motion JPEG; аудио: WAVE (stereo); звуковые комментарии: WAVE (стерео). |
Разрешение записываемых файлов | изображения: 2592x1944; 2048x1536; 1600x1200; 640x480 пикселей; видеоклипы: 640x480 с частотой 30/15 кадров/с; 320x240 с частотой 30/15 кадров/с; максимальный размер файла — 1 Gb, максимальная продолжительность клипа — 60 мин. |
Воспроизведение | просмотр отснятых изображений и видеороликов на дисплее или в видоискателе, прослушивание звуковых комментариев с помощью встроенного динамика. |
Аудио/видеовыходы | 16 бит стереоаудио @44,1 КГц, видео в форматах NTSC или PAL. |
Язык меню | 21 язык, присутствует русский. |
Питание | 4 щелочных батарейки или NiMH аккумулятора типоразмера АА; сетевой адаптер (продается отдельно) |
Рабочие температуры | 0°-40°С |
Габаритные размеры | 113x78x75,5 мм (с выступающими деталями) |
Вес | 405 г (без батарей и пр.) |
Как видите, с каждой новой моделью камер Canon все яснее прослеживается намерение фирмы окончательно отказаться от использования своей "любимой" памяти Compact Flash в пользу Secure Digital. Учитывая, что цены на эти два вида носителей отличаются мало, а SD все-таки значительно компактнее, чем CF, такое нововведение только приветствуется. А вот от давней традиции использовать элементы питания типоразмера АА в моделях, габариты которых это позволяют, японцы пока отказываться не собираются. NiMH-батареи высокой емкости сегодня наиболее доступны по цене. Ведь за деньги, которые стоит один фирменный литий-ионный элемент емкостью 1100 мАч, можно купить два комплекта (по 4 шт.) никель-металл-гидридных аккумуляторов емкостью 2500 мАч каждый. Конечно, на стороне лития легковесность, но для камер класса PowerShot S2 IS вопрос массы стоит несколько по-другому, чем, например, для суперкомпактов. Более того: среди опытных любителей бытует мнение, что хороший фотоаппарат должен быть увесистым. То есть не настолько тяжелым, чтобы утомлять при съемке, но и не таким легким, чтобы фотограф его совсем не чувствовал в руках. Масса не снаряженного S2 IS — 405 г, с NIMH батареями, флэш-картой и ремнем для ношения на шее — 710 г. По субъективным ощущениям это как раз и есть та золотая середина веса аппарата с такими габаритами и формой.
Минимальной рабочей температурой, как и для подавляющего большинства цифровых камер, к сожалению, по прежнему остается 0°С. А жаль, ведь искристый свежевыпавший снег морозным солнечным утром — отличный фон для бесконечного множества зимних сюжетов. Но ничего не поделаешь: микропроцессор, да и прочие электронные элементы, конденсата не потерпят. Хотя по собственному опыту могу сказать, что снимать цифровиками на морозе все-таки можно. Нужно просто, выйдя на улицу, около часика не доставать технику из чехла, чтобы не вызвать появления влаги на оптике и электронике, дав ей медленно промерзнуть. После этого можно устраивать коротенькие фотосессии, не допуская значительного нагрева деталей. Естественно, ради того, чтобы заявить в спецификации минимальную температуру эксплуатации -20°С, производитель не будет описывать потребителю эту схему. Хотя есть и другие пути достижения такого показателя, но вот на цене они сказываются значительно, и далеко не в лучшую сторону, а оптику предварительно морозить все равно придется. Огорчает отсутствие возможности съемки в формат RAW. Очень и очень жаль. Ведь обработка сырых данных на компьютере зачастую позволяет исправить многие ошибки, допущенные при съемке. Применение только JPEG серьезно уменьшает возможность постобработки фотографий. Но ничего не поделаешь: отсутствие поддержки RAW в рассматриваемой камере — маркетинговая политика Canon. А теперь давайте пока оставим основные технические характеристики — их мы рассмотрим позже в соответствующих разделах, — а пока взглянем на сам Canon PowerShot S2 IS.
Внешний вид, конструкция, комплектация
Работая над внешним видом S2 IS, дизайнеры фирмы несколько увлеклись модой на "надутость" и обтекаемость форм. Но несмотря на это, если бы с корпуса убрали все опознавательные знаки, а S1 IS никогда не существовало, человеку, знакомому с другими моделями Canon, хватило бы беглого взгляда, чтобы сказать, чье это творение. Да, дизайн узнаваем, но разве это плохо? Да еще при традиционно продуманной и удачной эргономике изделий этого производителя.
Наверное, давно я не видел камеру, которая бы понравилась так сразу, как только ее взяли в руки, еще до включения и последующего знакомства. Правая часть корпуса, выполненная в виде захвата, удобно легла в ладонь, наполнив ее, но не заставив растопырить пальцы. Тактильные ощущения от пористого синтетического покрытия внутренней стороны ручки максимально приятные. Прямое его назначение — увеличение коэффициента трения между кожей и корпусом выполняется отлично, но при этом пальцы не потеют и не прилипают к материалу. Объектив смещен влево, что является наиболее логичным для дизайна такого типа. Основной материал аппарата — металлический сплав, но пластиковые вставки все же присутствуют. Все детали подогнаны плотно — никаких люфтов и скрипов. Как и дизайн, основные элементы управления хорошо узнаваемы. Можно даже сказать, что они находятся на привычных местах. Указательный палец ложится на кнопку спуска затвора, обрамленную рычажком управления трансфокатором. Неподалеку располагается кнопка переключения способов съемки. Большому пальцу, как обычно, достается наибольшее количество функций. На задней стенке для него выполнено рифление.
Вот только пользоваться этим удобством работяге придется нечасто. В зоне большого пальца сосредоточено достаточно органов управления, чтобы руководить процессом съемки, обходясь без утомительного блуждания по меню. Конечно, в преимуществе это заслуга "фирменного" списка основных параметров, вызывающегося нажатием FUNC, после чего с помощью четырехпозиционного джойстика можно быстро изменить нужную настройку. Сверху располагается переключатель между режимами съемки и просмотра, поворотом которого в одно из положений включается камера. Выключение производится кнопкой OFF, расположенной в центре переключателя. Рядом установлен диск режимов съемки, как обычно (для продуктов Canon) условно разбитый на сектора: творческий и сюжетный. Управление фокусировкой сосредоточено слева, на неподвижном тубусе объектива — иногда все же придется использовать и левую руку. Вспышка, к сожалению, не имеет собственного механизма подъема — операцию поднятия- опускания приходится выполнять вручную. Переключение между режимами ее работы осуществляется кнопкой, смонтированной неподалеку и служащей по совместительству еще и для включения диктофона. Перечислять все без исключения функции органов управления утомительно и бесполезно — тот, кому это интересно, всегда может скачать инструкцию. Потому остановимся. Да и описать эргономику словами практически невозможно. Для того, чтобы ее почувствовать, нужно взять камеру в руки, положить указательный палец на кнопку спуска затвора (чуть не написал спусковой крючок) и попытаться снять какой-либо сюжет. Не выполнив этот тест, ни один профессионал или продвинутый любитель не станет всерьез размышлять об эргономике аппарата. Скажу лишь, что всего одного часа работы хватило для того, чтобы запомнить расположение органов управления и находить их на ощупь, не отвлекаясь от компоновки сюжета.
Цветной 1,8-дюймовый LCD установлен на шарнире, что дает ему две степени свободы. Дисплей может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 180° и вращаться вокруг своей оси на 270°. Такая конструкция очень удобна — фотографу не нужно все время находиться за задней стенкой фотоаппарата — его можно держать в любом положении и легко кадрировать сюжет, развернув экран в нужное положение. Особенно это удобно для макросъемки. Видоискатель также представляет собой LCD, но поменьше размером — 0,33 дюйма. Конечно, это удобней, чем традиционная линзовая схема, применяемая в компактных камерах. Ведь охват изображения при этом составляет 100%. Другим плюсом является возможность вывода вспомогательной съемочной информации на экран. Правда, качество дисплея, установленного в S2 IS, оставляет желать лучшего — отчетливо видна зернистость и здорово "хромает" цветопередача. Для людей с ослабленным зрением предусмотрена коррекция в пределах 5,5-1,5 диоптрий, осуществляемая колесиком, расположенным рядом с видоискателем. Батареи занимают добрую треть корпуса — плата за возможность использования стандартных элементов питания АА. Материал отсека и крышки — пластик. По поводу его надежности могу привести один факт.
Однажды по неосторожности я уронил Canon Power Shoot A95 с высоты около метра. На бетон. Удар пришелся как раз на крышечку ручки для аккумуляторов. Результат — легкие царапины. На функционировании экземпляра такое воздействие никак не сказалось. Конечно, А95 полегче, чем S2 IS, но все же о прочности пластика, применяемого в изделиях фирмы, данный случай говорит достаточно хорошо. В любом случае стоит больше беспокоиться о сохранности оптики, чем внешних элементов конструкции. Крышечка слота для SD-карты выполнена из того же материала. Немного выше отсека для памяти под резиновой заглушкой установлены гнезда для подключения стационарного источника питания 7,4 В и кабеля USB-интерфейса. На правой стороне камеры мы можем видеть встроенный динамик и разъем аудио/видеовыхода. По бокам корпуса закреплены металлические скобы, через которые можно продеть ремень для ношения аппарата на шее. Габариты PowerShot S2 IS увеличились по сравнению с предшественником, который и так не лез ни в один карман, но все же еще сравнимы с размерами стандартного 80-миллиметрового CD.
В коробке с камерой были найдены следующие комплектующие:
. фотоаппарат Canon PowerShot S2 IS;
. карта памяти SD емкостью 16 Mb;
. шнуры A/V и USB;
. 4 щелочные батарейки типоразмера АА;
. 2 диска с ПО;
. ремешок с замшевой нашивкой для ношения аппарата на шее;
. инструкция по эксплуатации на русском и английском языках.
Конечно, карта памяти емкостью 16 Мб в комплекте с пятимегапиксельной камерой выглядит чуть ли не как насмешка со стороны производителя. В среднем на нее уместится не более 8 фотографий полного разрешения с минимальной степенью сжатия. Но так это выглядит до тех пор, пока не начнешь размышлять. Флэшку какой емкости мы хотели бы видеть в коробке? 32 или 64 Мб? Все равно слишком мало. В любом случае придется покупать дополнительную, а за ту, что положили в комплект, все равно придется платить. Так зачем платить за то, чем пользоваться все равно толком не будешь? Вот и кладет Canon в упаковку то, что подешевле, экономя наши же деньги. Наличие подробного (полная копия англоязычного), грамотно переведенного на русский язык, руководства по эксплуатации, безусловно, радует. Все функции описаны доходчиво и понятно даже для новичка. В общем, комплектация вполне стандартна. Но все же хотелось бы видеть в коробке Ni-MH-аккумуляторы вместо батареек.
Продолжение следует
Александр Гуриненко aka Chrom, sapph@mail.ru
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2005 год в рубрике hard :: digital