Нулевая эффективность и 300% прибыли

Казалось бы, сложно найти занятие более бессмысленное, чем игры онлайн. Тем более игры азартные. Между тем, эта сфера компьютерного бизнеса в последние годы стала едва ли не самой прибыльной. Пристальное внимание со стороны инвесторов прилагается. Попробуем разобраться в ситуации.

Индустрия нулевой эффективности


Компьютерные игры часто классифицируются как "программы с нулевой эффективностью". В том смысле, что не приносят пользователю никакого практического эффекта — в отличие от любого текстового процессора или, скажем, графического редактора. Однако страсть к играм (любым) заложена глубоко в психологии человека, и в наше время именно компьютерные технологии, гибко реализующие любые игровые фантазии, позволяют этой страсти "выйти наружу". Так немногим более десятилетия назад родилась многомиллиардная индустрия компьютерных игр. Однако этим дело, как и следовало ожидать, не завершилось. Появление и быстрое повсеместное распространение Интернета открыло совершенно новые возможности. Сеть позволяет создать "эффект присутствия", столь необходимый в многопользовательских ролевых играх, а уж тем более — в играх азартных. Согласитесь, одно дело играть в рулетку с установленной на домашнем компьютере программой-имитатором, и совсем другое — с установленной где-то далеко "почти настоящей" рулеткой на настоящие деньги. Или азартно резаться в покер с живым партнером, даже если вы сидите перед компьютером в Дании, а он — в Австралии. Деньгам и азарту все равно, кто где живет…

Невероятная Partygaming

Из всех интернет-компаний, выпускающих на рынок свои акции, наибольшей популярностью среди инвесторов пользуются как раз те, которые специализируются на играх онлайн. Очень показательный пример — состоявшийся недавно выход на фондовый рынок британской компании Partygaming, владеющей игровым интернет-сайтом Partypoker. Он сопровождался огромным интересом со стороны инвесторов. Инвесторы буквально записывались в очередь для того, чтобы приобрести акции Partygaming: достаточно сказать, что объем подписки на них превысил размер самого первичного размещения более чем в 2,5 раза. В настоящее время цена предложения акций Partygaming составляет от 115 до 120 пенсов за акцию. По оценкам финансовой группы Cantor Index, вскоре после начала торгов их цена должна будет составить до 121-125 пенсов, в то время как эксперты IG Index предсказывают диапазон цен в 116-120 пенсов. По утверждению экспертов, выпуск на рынок акций Partygaming стал крупнейшей фондовой эмиссией в лондонском Сити со времен 2000 года, когда свои акции продала технологическая компания Dimension Data, а ее IPO — крупнейшим с 2001 года, когда на рынок вышла компания Friends Provident. Partygaming собирается продать 23% своего бизнеса, получив за это от 1,03 до 1,08 миллиардов (!) фунтов стерлингов. Чтобы понять, насколько важной новостью является IPO Partygaming для фондового рынка, обратите внимание на следующие цифры. Судя по последним оценкам, общая величина рыночной капитализации этой компании должна будет составить от 4,6 млрд до 4,8 млрд фунтов стерлингов. Это означает, что Partygaming сможет сразу быть включенной в индекс сотни ведущих британских компаний, с места обогнав таких известных игроков, как British Airways, Dixons и ITV. При этом внимание инвесторов приковано к электронным игровым компаниям с того самого времени, как Empire Online смогла в начале июня этого года путем проведения эмиссии привлечь сразу 123 млн фунтов. На подходе и другие электронные игровые компании — в частности, 888.com.

Шальные деньги

Электронные азартные игры демонстрируют просто феноменальный рост с того самого момента, как в 1995 году было открыто первое интернет-казино — кстати, именно в Великобритании. За это время по всему миру появились тысячи игровых сайтов, базирующихся от Карибских островов до Гибралтара, где официально зарегистрирована и компания Partygaming. По данным исследовательской группы Forrester, 76% из 29 млн взрослых пользователей Интернета в Великобритании регулярно играют в азартные игры или в Сети, или в реальной жизни. По данным исследователей, обороты электронной игровой индустрии должны будут за период с 2003 по 2009 годы вырасти по меньшей мере втрое. При этом, по оценкам Christian Capital Advisors, совокупная величина доходов операторов игровых сайтов за этот же период должна будет вырасти с 3,13 млрд до 9,5 млрд фунтов. Сама компания Partygaming начала деятельность в 2003 году, и с тех пор ее бизнес демонстрирует весьма впечатляющую динамику. По информации самой компании, в настоящее время ей принадлежит до 55% электронного игрового рынка Европы, а на ее сайтах в часы пик одновременно играет до 70.000 человек. По итогам прошлого года Partygaming отчиталась о прибыли до уплаты налогов в размере 371 млн фунтов стерлингов. За первые три месяца текущего года доходы Partygaming по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 93% — до $222 млн, в то время как ее прибыль от основной деятельности выросла на 81% — до $128 млн. Помимо своего основного брэнда Partypoker, Partygaming владеет также игровыми сайтами Starluckcasino.com и Partybingo.com.

Бизнес не для корпораций

Кто же стоит за бизнесом Partygaming? Интернет-бизнес — как раз та отрасль, где для старта не требуется больших финансовых вложений и где талантливые личности могут на равных конкурировать с большими корпорациями. В настоящее время Partygaming принадлежит четырем людям: Рут Парасол, ее мужу Джеймсу Расселу Делеону, Анурагу Дикшиту и Викранту Баргава. Аналитики уже подсчитали, что после проведения IPO величина состояния Дикшита — индийского программиста, которому принадлежит 32% Partygaming, — может превысить 1,4 млрд фунтов стерлингов. В последнее время журналисты и аналитики особенно много внимания уделяли госпоже Парасол, которая до этого, в основном, держалась в тени. Будучи лицензированным адвокатом, эта дама сделала себе имя не в залах суда, а в электронной порноиндустрии, организовав совместно со своим отцом ряд проектов, таких, как секс-чаты. Теперь, после выхода акций Partygaming, стоимость состояния семьи Рут Парасол (ей и ее супругу принадлежат по 16% компании) превысит миллиард фунтов стерлингов. Таким образом, госпожа Парасол будет более чем в 20 раз богаче, чем предыдущая британская "миллионерша от Интернета" Марта Лейн Фокс, которая в 2000 году после выхода на биржу компании Lastminute стала богаче "всего" на 51 млн фунтов стерлингов.

Азарт и закон

Среди инвесторов ходят упорные слухи о том, что у Partygaming могут возникнуть проблемы с законом в США, где проживает порядка 80% клиентов этой компании. Хотя в самой компании уверяют, что ее деятельность не нарушает никаких законов, представители Департамента юстиции США заявляют, что электронные азартные игры запрещены в соответствии с американскими законами, предназначенными для контроля над "телефонным букмекерством", и запрещающими такие азартные игры, при которых игрок и букмекер находятся по разные стороны границы. Однако, как заявил агентству новостей ВВС представитель Partygaming, предыдущие судебные процессы в США "наглядно показали", что карательные меры против владельцев игрового сайта могут быть приняты только в том случае, если этот сайт занимается сбором ставок на результаты спортивных состязаний (Partygaming в этом бизнесе не участвует). В тех случаях, когда шедшие в США процессы против электронных казино заканчивались успехом, речь всегда шла об обвинении американских граждан, занимавшихся игровым бизнесом, официально зарегистрированным за рубежом. Кроме того, Всемирная торговая организация (ВТО) в свое время вынесла решение, согласно которому действующий в США запрет на азартные игры "через границу" противоречит международному законодательству, регулирующему торговлю. В настоящее время в США нет действующих законов, напрямую запрещающих азартные игры через Интернет, однако попытки принять такой закон предпринимаются с 1990 года. Правда, не совсем понятно, как такой закон может быть реализован чисто технологически, учитывая обилие в США провайдеров, располагающих собственными каналами связи с "внешним миром".

Золотая жила для провайдеров

Еще одна немаловажная сторона онлайнового игрового бизнеса — его невероятная прибыльность для провайдеров. Увлеченные интернет-играми люди проводят в Сети не то что часы — ночи напролет. Как показывают исследования, рядовой игроман на протяжении недели находится онлайн намного дольше, чем даже самый завзятый веб-серфер. Беспристрастная статистика также утверждает: при игре онлайн объем входящего и исходящего трафика оказывается таким же, как и при веб-серфинге. То есть, если клиент платит не за время, а за трафик, провайдер все равно оказывается в большой выгоде.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2005 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета