Директор по мультимедиа

Визитная карточка

Macromedia, Inc.
Штаб-квартира: San Francisco, California, U.S.A.
Chairmen и CEO: Robert K. Burgess
Chief Software Architect: Kevin Lynch
Chief Technology Officers: Jeremy Allaire, Jonathan Gay
Персонал: 1400 человек
Доход (2005): $436.200.000
WWW: сайт


Macromedia — это уникальный клуб профессионалов высочайшего класса, запутанная история возникновения которого, полная легендами и неподтвержденными слухами, началась в конце 1991 г., когда две независимые фирмы из Сан-Франциско MacroMind, Inc. и Paracomp, Inc. (обе перебрались сюда из Чикаго в 1987 г.) сформировали ядро компании. MacroMind была образована в 1984 г. Marc Canter при поддержке еще двух любителей аудио-видео Jay Fenton и Mark Pierce. К моменту слияния MacroMind успела выпустить вторую версию своего флагманского продукта Director (версия 1.0 появилась в 1988 г.), предназначенную для Mac II. Director относится к авторским системам (authoring system) — сложным в приобретении и освоении инструментальным средствам визуальной разработки анимационных и мультимедийных приложений с повышенной интерактивностью (энциклопедий, презентаций, электронных магазинов и киосков, обучающих и развлекательных программ). Истоки Director'а теряются в далеком 84-м, когда MacroMind выпустила пакет VideoWorks. Он представлял новый на то время класс программ благодаря наличию не только инструментов для создания (точнее, для раскрашивания — painting) изображений, но и средств анимации. Разработкой Director руководил выпускник MIT (Massachusetts Institute of Technology) — "фабрики" гениев и хакеров — John Thompson. Трудясь как негр в прямом и переносном смысле, с 1987 по 2001 гг. сначала в MacroMind ведущим инженером, а затем в объединенной Macromedia в качестве главного специалиста по науке — высшей креативной должности в компании, он также разработал почти все продукты раннего периода — VideoWorks II, VideoWorks Accelerator, MediaMaker и Action!. Главное его достижение — изобретение и разработка внутреннего языка программирования скриптов Lingo для среды Director и Shockwave. Авторское определение звучит так: "Lingo — это язык скриптов в Director. Информационное наполнение, созданное в Director, доставляется в Сеть в виде фильмов shockwave". Кратко и почти всем понятно. Кроме Director'а у фирмы был богатый арсенал разнообразного софта для Mac: софт для видеомонтажа MediaMaker, разработанный в сентябре 1990 г. совместно с Multimedia Corp.; программа для презентаций Action!; звуковой редактор SoundEdit 16; пакет для 3D-моделирования и рендеринга MacroModel, а также Three-D (или просто MacroMind 3D) — дорогой ($1495) пакет для мультимедийной 3D- анимации (использовался в паре с MacroModel, а анимационный модуль Score был аналогичен Director'скому).

Второй участник будущей грандиозной сделки — Paracomp — был образован в 1987 г. и под девизом "The Art of Visual Computing" стал заниматься разработкой аналогичных продуктов (опять же, для Mac): FilmMaker (authoring system), Swivel 3D Professional (один из первых пакетов для 3D- моделирования, рендеринга и анимации), ModelShop (интересный пакет для построения трехмерных эскизов и качественных отрендеренных моделей интерьеров, планирования ландшафтов с учетом светового режима реальной географической местности), а также Life Forms 3.0 — забавная программка для анимации трехмерных объектов — в первую очередь, людей и животных (в 1998 г. ее владельцем стала Credo Interactive). История FilmMaker'а еще более необычна, чем возникновение самой Macromedia. Пакет создан в августе 1990 г. фирмой Encore Development из Парижа и благодаря калифорнийскому дистрибьютору Advent Computer Products попадал за океан по цене $2000. Видимо, в Европе еще не знали, что делать с такими технологиями, и FilmMaker в ноябре 1990 г. перешел к более продвинутому хозяину из солнечного штата. Paracomp слегка подправила пакет с целью притирки к своему Swivel 3D и практически убрала конкурентов, предлагая очень неплохие возможности теперь уже всего за $695 (последний реальный соперник — Director 2.0 — стоил на $200 дороже). Именно в Paracomp начинал работать Joe Sparks — культовая личность в игровой CD-ROM-индустрии (совместно с Mike Saenz разработал одну из первых интерактивных игр Spaceship Warlock). Плодотворное сотрудничество, а также размещение офисов компаний под одной крышей вскоре (в 1991 г.) привело к образованию "переходного" альянса MacroMind-Paracomp.

Теперь давайте мысленно перенесемся на самый север страны в город Миннеаполис. Именно там в 1984 г. Michael Allen образовал фирму Authorware, ставшую одним из мировых лидеров по выпуску уже знакомых нам авторских систем. Основной продукт компании с веселенькой стоимостью $8000 — Authorware Professional (конечно, для Mac) появился в 1987 г. и был ориентирован главным образом на генерацию учебных программ (courseware) для систем компьютерных тренажеров — CBT (Computer Based Training). В апреле 1992 г. Authorware, возглавляемая John C. (Bud) Colligan, со штаб- квартирой теперь уже в калифорнийском Redwood City, вошла в состав "слитка" MacroMind/Paracomp в качестве Interactive Learning Division во главе со своим бывшим президентом Ian Richmond. В результате сделки, к нашему счастью, наконец, возникла Macromedia, Inc., а место президента и CEO объединенной компании досталось, как ни странно, позже всех прибывшему на "сборный пункт" Баду Коллигану. Из обилия дублирующих друг друга продуктов, естественно, необходимо было выбирать. Некоторое время сделать это было непросто — главным образом из-за того невероятного факта, что в название ВСЕХ пакетов альянса трех фирм могло входить слово Professional. Всегда немного жаль, когда узнаешь, что номер версии твоей любимой программы оказывается последним, и дальнейшая ее разработка не планируется. Однако побочные эффекты объединения кажутся не столь разрушительными по сравнению с худшим сценарием — поглощением в недалеком будущем относительно небольших фирм главной софтверной компанией мира. Май 1993 г. ознаменовался выходом последней версии MacroModel 1.5 for Win/Mac, а примерно через год появилась следующая версия Action! 3.0 for Win и, что не менее приятно, Director 4.0 для нашей любимой ОС. На смену MacroModel в августе-октябре 1995 г. пришел другой продукт Extreme 3D. Отдельно стоит остановиться на Action!. Это был один из первых пакетов этого класса для ПК, способный готовить мультимедийные презентации, наполненные интерактивностью. Привычная концепция слайдов была заменена сценой как местом сборки всех объектов презентации. По качеству реализации синхронизации сцен и задания их продолжительности с помощью временной шкалы Action! превосходил всех своих солидных конкурентов — таких, как Astound Gold Disk, Micrografx Charisma и Asymetrix Compel. Однако даже совместимость с MS Office, заявленная в апреле 1994 г., не спасла Action! от многотонного пресса PowerPoint, и его разработка была прекращена в конце 1996.

Будущее наравне с Director'ом принадлежало другим проектам, одним из которых был редактор векторной графики FreeHand. Программа была разработана никому не известной фирмой Altsys Corporation в марте 1987 г. Вскоре стало очевидно, что появился серьезный конкурент для Adobe Illustrator и CorelDRAW!. Это был запланированный успех, о чем говорило и скромное оригинальное название продукта Masterpiece (Шедевр). Однако можно всю жизнь оставаться гением для ограниченного круга своих поклонников: фирмуля из техасского поселка Ричардсон даже теоретически не смогла бы продвинуть свое творение. Существовало единственное решение проблемы — использовать промоушн-аппарат какой-нибудь крупной компании. Выбор пал на культовую фирму Aldus Corporation, не имевшую, однако, к этому моменту продуктов подобного класса. Уже в ноябре 1987 г. были подписаны все документы, а сама программа получила новое наименование — Aldus FreeHand. Aldus владела пакетом (точнее, правами на его распространенение) до 4- й версии включительно и только за три года (91-94) успела заработать на этом около $90 млн, так что о простом меценатстве речь вовсе не шла. 15 января 1994 г. FreeHand "вернулась на родину", главным образом из-за начавшегося слияния Aldus с монстром издательских технологий Adobe Systems, Inc., которой был бесценно дорог собственный аналогичный продукт Illustrator. Шустрые менеджеры Macromedia, по-видимому, давно отслеживали ход событий и не упустили момента, предложив "ковбоям" более кардинальный вариант дальнейшего существования компании. Он устроил обе стороны, т.к. уже в октябре этого года было ангажировано начало приобретения Altsys, которое успешно закончилось в конце января 1995. В результате сделки, сумма которой составила $69 млн, персонал Altsys образовал собой новое подразделение Macromedia Digital Arts Group со штаб-квартирой в родном Ричардсоне. Оба сооснователя Altsys, James R.Von Ehr II и Kevin Crowder, заняли крупные хорошие посты в Macromedia. Вместе с FreeHand Macromedia достались и другие разработки Altsys: редактор шрифтов Fontographer 4.0, средство шрифтовых спецэффектов Font-o-Matic, конвертер шрифтов Type 1 в графику Metamorphics, а также верстальный пакет Virtuoso for NextStep. Из всего этого богатства решено было развивать только FreeHand и Fontographer.

С покупки Altsys начался период "Майкрософт"овского способа ведения бизнеса и накопления креативного потенциала, без которого невозможно выбрасывать на переполненный рынок конкурентоспособные продукты. Способ прост и состоит в "закупке кое-каких разработок". Именно так в "Майкрософт" формулировали приобретение в 1981 г. абсолютно готовой операционной системы CP\M у Digital Research Inc., впоследствии известной всему миру как MS DOS 1.0. Как показывает история, эти "разработки" не просто дополняют имидж компании мелкими аксессуарами, а становятся впоследствии ударными продуктами. Следующим объектом удачного приобретения стали земляки — Fauve Software с "разработкой" xRes, редактором растровой графики, купленная в августе 1995 г. за $14 млн. Fauve образовалась в Сан-Франциско в 1992 г. по инициативе Fred и Richard Krueger и имела в своем активе полноцветную раскраску Matisse под Win и, как вы уже знаете, кроссплатформенный полноценный растровый редактор xRes, который благодаря фирменной технологии позволял обрабатывать изображения с очень высоким разрешением. Команда Fauve органично влилась в молодую Digital Arts Group в качестве Imaging-отдела, управлять которым стали, естественно, сооснователи Fauve. В феврале 1996 г. появились первые результаты работы — xRes 2 for Mac (версия для PC вышла в мае), а в сентябре — последние: после выхода третьего xRes для обеих платформ одновременно было решено прекратить развитие этого неплохого продукта, фактически являвшегося, как и большинство растровых программок, своеобразным дополнением к Photoshop для решения некоторых частных задач. Новое руководство Macromedia посчитало нерациональным распыляться на такие мелочи, тем более, что несколько ранее потянуло свои длинные руки уже в другую сторону. Вернемся в ноябрь 1995 г., когда Macromedia разбавила свою коллекцию графических инструментов пакетом многоканальной аудиозаписи и монтажа Deck II 2.2, который, к тому же, в связке с собственным редактором SoundEdit 16 обеспечил пользователя настоящей программной звукозаписывающей студией. Предыдущим владельцем Deck II была OSC Software, Inc., образованная Josh Rosen, Mats Myrberg и John Dalton в 1990 г. Macromedia разработала только две версии: 2.5 (июнь 96-го) и 2.6 (апрель 94-го), после чего в октябре 1998 г. продала пакет фирме BIAS. Отсутствие у Macromedia страстного желания серьезно заниматься этим неродным для нее пакетом можно объяснить решением не залазить в дебри дизайна профессионального (а как же!) музыкального софта и взваливать на себя ответственность перед своими фанатами за лидерство в жесткой конкуренции и в этом сегменте софтверного рынка. В 1996 г. Macromedia заявила о готовности бросить вызов Adobe Premiere с помощью своего нового средства для видеомонтажа FinalCut (старым, если кто забыл, был MacroMind'овский MediaMaker). Он представлял собой довольно приличный продукт, т.к. был основан на технологии QuickTime, имел множество фильтров и эффектов с возможностью управления ими с помощью встроенного script-языка FX Builder (хотя и предназначен для визуального редактирования — чувствуете основательный фирменный подход!). Однако уже в июне 1998 пресса распространила информацию о продаже проекта терпящей бедствия Apple, которая собиралась интегрировать развитые функции FinalCut в готовящийся QuickTime 3.0 или даже переименовать FinalCut "всем списком" в QuickTime Pro 2.0. На волне бурного развития Internet Macromedia с ее хваткой не могла пропустить дележа этого виртуального Эльдорадо и для приобщения к web-технологиям 13 марта 1996 г. анонсировала приобретение iband inc. Компания была основана Anthony Wood и Steve Shannon в январе 1995 г. и развивала среду для визуальной разработки динамических web-страниц Backstage Designer на платформе PC. Этот пакет стал прообразом одного из лучших в мире профессиональных дизайнерских web-инструментов, выпущенных Macromedia в октябре 1997 г. под названием Dreamweaver. Начальной разработкой этого пакета занимался Kevin Lynch, известный также своей ведущей ролью в разработке такого замечательного продукта, как FrameMaker for Mac для Frame Technology.

В августе 1996 г. произошла смена руководства: место бывшего шефа Macromedia Коллигана занял уроженец Торонто Rob Burgess. В его послужном списке — президенство в 91-92 в Alias Research, Inc., а затем — и в графическом гиганте SGI. Первым делом он, как уже упоминалось выше, произвел прореживание выпускаемых компанией продуктов и избавился от всего, кроме Director, Authorware и FreeHand. После чего новый президент продолжил стратегию компании по быстрому освоению конъюнктурных секторов IT-рынка, а именно интернет-технологий. Уже в январе 1997 г. состоялась очередная сделка, целью которой было по-настоящему историческое для Macromedia приобретение основанной Jonathan Gay в 1993 г. FutureWave Software, Inc. Ее флагманским продуктом был аниматор FutureSplash Animator, выпущеный в 1996 г. и переименованный в Macromedia Flash 1.0. Splash был основан на векторном редакторе SmartSketch, который затем был дополнен анимационными функциями и предназначался для производства мультиков на PC (представляете выражение лица истинного поклонника платформы Macintosh!). Тогда мало кто оценивал потенциал небольшой программы неизвестной фирмы, к тому же, все изрядно попривыкли к неоднократным закупкам Macromedia "разработок" сторонних фирм. Сенсация начала постепенно накатываться несколько месяцев спустя, когда в марте 97-го вышла Flash 2, и стало ясно, как фирма поработала над этим пакетом. А Macromedia просто заточила мультяшный аниматор под полноценный и, как всегда, профессиональный инструмент для web-анимации. Владея технологией Sockwave, Macromedia незамедлительно адаптировала ее к Flash и предложила новый формат для интерактивных анимированных векторных web-объектов — SWF (Sockwave Flash). Flash стал наряду с Dreamweaver такой же визитной карточкой фирмы, какой все время был Director. Гэй также успел войти в историю Aldus Corporation благодаря своему векторному пакету Aldus Intellidraw for Mac/PC. Авторитет, которым обладала эта компания, еще раз подтверждает, что успех Flash был не случайным — умел-таки парень писать векторные проги очень высокого класса. История беспрецедентного шоппинга не закончилась и в октябре 1997, когда была куплена фирма Solis, Inc. — разработчик Pathware — промышленного стандарта управления сетевым обучением. Эта система позволяет компоновать, развертывать и обновлять учебные курсы через Internet/intranet, а также предоставляет функции отслеживания процесса обучения и учета успеваемости. Pathware получила сертификат функциональной совместимости от Комитета авипромышленности по компьютерным тренажерам (AICC). Однако повышенная закупочная активность и немалые усилия, брошенные на разработку новых продуктов, привели к убыткам — годовой доход компании уменьшился со 120 до 109 млн долларов. Но уже в следующем, 98-м, году компания начала выбираться из финансового кризиса 1997. В январе вышел Pathware 3, а в марте появился очень удачный пакет Fireworks 1.0, специально ориентированный на подготовку web-графики. Нельзя не отметить интересную деталь: Fireworks — единственный продукт Macromedia, написанный с нуля, т.е. не имевший какого-либо неизвестного широкому кругу предшественника. В апреле появился Flash Generator — серверное приложение для закачки на клиентский носитель графики и анимации в реальном времени.

Старый корпоративный обычай — обновлять список поглощенных компаний — не был забыт и в 1999. На этот раз были "съедены" две компании. Первой стала Elemental Software (июль, $24 млн). Компания была основана Peter Hirshberg и разрабатывала динамические веб-приложения для организации доступа к БД с помощью ASP или JSP — Drumbeat 2000 и электронной коммерции — eStore Builder for Drumbeat 2000. В октябре же Macromedia уже оформила слияние с Andromedia. Компанию в 1996 г. основал Kent Godfrey, и сферой ее деятельности были приложения для e-маркетинга и коммерции. ARIA мониторит, записывает и анализирует поведение посетителей, например, электронного магазина и создает отчет для сетевого маркетолога. LikeMinds является серверным приложением для персонализации сайтов в реальном времени, т.е. настройки, например, того же интернет-магазина под определенного пользователя в зависимости от его интересов. В феврале 2000 команда разработчиков Dreamweaver была усилена взводом из 7 сотрудников фирмы Time4.com (больше у нее не было) из Миннеаполиса. Эта бригада программеров занималась разработкой системы онлайн- резервирования. Интересен послужной список их президента и CEO Douglas K. Olson. Он начинал свою профессиональную деятельность не где-нибудь, а в родной Authorware, проработав там 5 лет! После чего его труд эксплуатировала еще одна "мелкая" фирма Adobe Systems Inc., и имя Ольсен можно найти в списках разработчиков Photoshop и ImageReady, Illustrator, ImageStyler и InDesign. В 2000 г. увидели свет новые Dreamweaver UltraDev и Exchange. Dreamweaver UltraDev использовал движок Drumbeat 2000 и являлся расширением "обычного" Dreamweaver для проектирования сайтов и организации доступа к БД с помощью серверных технологий ASP или JSP. Однако в конце года произошло еще одно событие (угадайте, какое?), которого ждали многие, и уже давно. Наконец-то была куплена Allaire Corporation. Allaire была образована в 1995 г. JJ Allaire и Jeremy Allaire и стала пионером в разработке серверов веб-приложений. Флагманский продукт ColdFusion от основателя компании JJ Allaire, выпущенный летом 1995 г., стал первой технологией, позволявшей подключать динамически изменяющиеся данные из БД к HTML-странице. У более широкого круга пользователей Allaire ассоциируется с одним из лучших HTML-редакторов HomeSite. Однако не все знают, что оригинальным разработчиком этого продукта был Nick Bradbury из Bradbury Software, прикупленной Allaire в 1997 г. Следующее удачное приобретение Allaire совершила в 1999 г. в виде небольшой фирмы LiveSoftware. Целью сделки был первый коммерческий Java Servlet Engine JRun 1.0 (1997), наличие которого ускорило быстрое применение Java- сервлетов для построения веб-приложений. JRun быстро вырос до полноценного сервера Java-приложений, удовлетворявшего спецификации J2EE. Сотрудничество очень схожих по привычке скупать весь более-менее ценный в округе софт Macromedia и Allaire началось с включения HomeSite в первую (а потом — и во все остальные) версию Dreamweaver, поддержки ColdFusion такими продуктами, как UltraDev 4, а также выборе JRun в качестве движка для Generator Server. Всем стало ясно, что, располагая арсеналом средств для создания управляемых базами данных веб-приложений (серверами, инструментами, библиотеками runtimes), можно было отгрызть аппетитный кусок рынка интернет-приложений. В конце 2000 Macromedia по наработанной годами схеме сделала Allaire предложение, от которого та не смогла отказаться, и 600 сотрудников дружественной фирмы влились в большую семью.

Объем статьи не позволяет обозреть новейшую историю компании, и остается только констатировать, что Macromedia является серьезным конкурентом для Microsoft, Adobe и Corel в трех секторах софтверной индустрии (векторная графика и анимация, веб-приложения и авторские системы), предлагая надежные программы, с которыми просто приятно работать.

Владимир Розин


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2005 год в рубрике разное :: бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета