Настройка Linux

Здравствуйте, уважаемые читатели. В прошлый раз мы установили (или, по крайней мере, пытались установить) Linux на компьютер. Если вам это удалось, пора перейти к следующему этапу — настройке системы.

Итак, вставляем дискету в дисковод и загружаем с нее Linux. После обращения к дискете наиболее вероятно, что на экран выведется меню, в котором вы сможете выбрать операционную систему, которую хотите сейчас загрузить. В списке может быть также несколько вариантов загрузки Linux с разными конфигурациями, допустим, для повседневной работы и восстановления "поваленной" системы. Система установлена только что (или, по крайней мере, недавно), так что выбираем обычный режим загрузки. В зависимости от дистрибутива и целей, на которые он направлен, на экран будут выводиться сообщения о совершении того или иного действия в процессе загрузки либо полоса, отражающая полноту загрузки ОС. Рекомендую вывод полосы впоследствии отключить, т.к., анализируя процесс загрузки, можно хоть как-то понять, из чего сделана эта операционная система. Кроме того, смотреть на полосу просто скучно. В случае вывода сообщений поначалу будут выводиться сообщения непосредственной инициализации и загрузки ядра. Чаще всего эти сообщения наполнены таким смыслом, который непосвященному понять сложно. Далее будет следовать загрузка компонентов, результат загрузки которых будет отображаться напротив имен каждого компонента. Зеленая надпись OK означает, что компонент запустился нормально, а красная Failed — сбой при загрузке компонента. Поначалу (да и в дальнейшем) у вас вряд ли будут какие-то проблемы при загрузке.

Для повседневной работы компьютеру необходима графическая среда. Linux в своем первозданном виде не предоставляет пользователю графической среды, как в Windows — впрочем, как и другие операционные системы класса Unix. В связи с этим в середине 80-х годов в Массачусетстком технологическом институте (США) была разработана графическая среда под названием X Window System. В процессе работы над Linux X Window был адаптирован к этой ОС, и теперь без него не обходится ни одна графическая оболочка. Для Linux существуют две наиболее часто используемые оболочки: KDE и Gnome, расшифровывающиеся как K Development Environment и GNU network object model environment соответственно. Однако KDE превосходит другие среды тем, что содержит в себе хорошие средства управления системой под названием "Центр управления KDE", единый интерфейс для всех приложений и, к тому же, кучу своих программ. Разумеется, для его запуска у вас должен быть установлен как сам KDE (у меня версия 3.2), так и X Window (XFree). После загрузки системы вид у нее будет явно не самый лучший. Для настройки вида и еще многого другого как раз и используется Центр управления KDE. Запускается он из меню KDE Система > Настройка. Настройки объединены по категориям, каждая из которых находится на втором уровне дерева. Рассмотрим наиболее важные и используемые.

Для задания нормального оформления используется ветвь настроек LookNFeel. Сперва сменим оформление окон. Делается это из пункта Декорации окон. Здесь на ваш выбор предлагается несколько вариантов оформления, из которых вы можете выбрать наиболее подходящий. Для ностальгирующих по Windows есть стиль Redmond. Видно, разработчики KDE настолько брезгуют названием конкурирующей ОС, что называют большинство Winlows-like стилей оформления именем города, в которой она разрабатывается. Во вкладке Кнопки того же пункта настроек можно указать индивидуальное расположение для кнопок в заголовке окна. Для окончательной настройки вида окон зайдем в пункт Стиль. Здесь настраивается вид элементов управления — таких, как кнопки, флажки, трекбары и пр. Для некоторых схем декорации окон есть и соответствующие стили, так что сначала поищите, нет ли среди стилей одноименного названию выбранной вами схемы декорации окон. Так, допустим, для схемы Пластик есть и стиль тоже под названием Пластик. И, чтобы уже полностью адаптировать интерфейс, зайдем в пункт Цвета. Там можно настроить цветовую схему для любого стиля. Между прочим, если Linux используется человеком, имеющим проблемы со зрением, найдутся и контрастные схемы. Если же ни одна из них вам не подойдет, вы можете создать свою схему и сохранить ее. Теперь взглянем на рабочий стол. Если вы используете именно Linux Mandrake 10, то по умолчанию у вас будет установлен набор иконок, выполненных в лучших традициях MacOS. Если вам не нравится установленный стиль, зайдите в пункт Пиктограммы — там вам будет предложено несколько наборов иконок. Стоит заметить, что, если вы устанавливали вместе с KDE среду Gnome, то среди наборов будут и наборы от Gnome, которые будут некорректно работать с KDE, т.к. многих нужных KDE иконок в наборах для Gnome просто нет. При их выборе велика вероятность, что с панели задач из области быстрого запуска приложений исчезнут значки программ. Впрочем, можете поэкспериментировать — от этого хуже не будет. Также по умолчанию часто установлено отбрасывание тени надписями значков на рабочем столе. Реализовано это, скажем так, немного хуже, чем в Windows, т.к. тень нередко сливается с самими надписями, потому заходим в пункт Фон и нажимаем кнопку Дополнительные параметры. Здесь можно отключить (или включить) отбрасывание теней. Серьезный недостаток ощущается, когда выводится меню KDE. Если установлен какой-нибудь шрифт, который не поддерживает кириллицу, то при написании русских букв выводится некоторый стандартный шрифт, по стилю никак не совпадающий с тем, что написано английскими буквами. Для того, чтобы это исправить, направляемся в пункт Шрифты и ищем подходящий. Если честно, подходящий шрифт я нашел только один — под названием Fixed. А если быть честным до конца, то я и не старался особо искать, т.к. Fixed выглядит очень даже презентабельно. Если вас не устраивает ни первоначальный вариант, ни Fixed, в ваших возможностях — найти более красивый. Если не хотите долго возиться с настройкой шрифтов — просто нажмите кнопку Изменить все шрифты и задайте шрифт, который будет использоваться для всех целей. Разобраться самостоятельно в остальных настройках интерфейса вам не составит труда.

До сих пор мы не затрагивали концепции Linux. Начнем ее освоение со структуры файловой системы. К сожалению (а, может быть, и к счастью), файловая система Linux очень отличается от файловой системы Windows. Давайте сделаем следующее. На рабочем столе нажмите правую кнопку мыши и создайте ссылку на URL из меню Создать > Файл. Укажите любое имя, а в качестве пути укажите слэш (/). Нажмите OK и двойным щелчком на этом файле откройте браузер. Либо, если вы не планируете работать с корнем ФС, ограничиваясь, допустим, домашней папкой, то из главного меню KDE выберите выполнение команды и в появившееся поле введите все тот же слэш. С точки зрения пользователя, всю жизнь просидевшего на ОС Microsoft, структура каталогов очень странная. Но здесь есть как минусы, так и плюсы. В Linux с точки зрения организации файловой системы нет такого понятия, как логический или физический диск — все помещается в определенную иерархию, которая, как ни странно, более гибка, чем обозначение дисков в Windows. Но обо всем по порядку. Для начала неплохо было бы почитать статью Александра Спичекова "Файловая система Linux. Все познается в сравнении" из КГ №17 за 2 мая 2005 г. Я попытаюсь чуть более развернуто осветить назначение каждого каталога, находящегося в корне иерархии.

/bin — это каталог для системных программ Linux, без которых он обойтись никоим образом не может, т.к. без них теряются все возможности управлять системой. Установку этих компонентов нельзя отменить. В каталоге bin находятся программы для смены прав пользователей, получения доступа к дискам (т.е. монтирования), смены прав пользователя и даже текстовый редактор. Немного напоминает оснастку MS-DOS, но там солидная часть команд была заложена в интерпретаторе.

/boot — здесь находятся файлы, необходимые для загрузки Linux. В их число обязательно входят файлы загрузки и конфигурации загрузчика Grub и ядро системы. Для удобства ядро имеет название vmlinuz-x.x.x-mdk, где x.x.x — версия ядра, а vmlinuz — только ссылка на файл ядра.

/dev — каталог ссылок на блочные устройства. Некоторые устройства можно найти по нескольким путям. Допустим, доступ к первому диску, который находится на Primary Master, можно получить по пути из /dev/hda и из file:/dev/ide/host0/bus0/target1/lun0/disk. Первое название лучше для восприятия пользователем, второе отражает местоположение диска. Это возможно также при наличии небольшой программы под названием udev, которая доступна из стандартного дистрибутива Mandrake 10. Она запускается как сервис и формирует каталог /udev. Различие между /dev и /udev в том, что если каталог /dev формируется непосредственно системой, то /udev формируется в пространстве пользователя, и время формирования этого каталога значительно меньше. Но для установки /udev нужно ядро 2.6.x.

/etc — здесь хранятся файлы конфигурации системы и программ. Тут мне Александра переговорить не удастся:).

/home — каталог, в котором хранятся домашние каталоги пользователей. Чаще всего, кроме вас и администратора (root'а), ваш каталог никто просмотреть не сможет.

/lib — тут хранятся библиотеки, которые могут быть использованы разработчиками программного обеспечения. Своеобразные аналоги dll в Windows. /mnt — здесь расположены смонтированные носители информации. Возможность монтирования имеет преимущество перед тем, что предлагают нам ОС Microsoft. Представьте, что вы установили какую-то программу в Windows на диск D, а система у вас на диске C. В случае, если вы сделали еще несколько разделов, есть вероятность, что диск D у вас окажется диском E, а новый диск E окажется диском D. Без танцев с бубном вернуть дискам первоначальное расположение кажется немного сложным, хотя в Windows XP из средства администрирования Windows вполне реально поменять имена дисков. Если же все останется так же, то установленную программу будет очень сложно использовать, т.к. она, вероятнее всего, будет думать, что стоит на диске D, хотя теперь она на диске E. В Linux (и вообще в системах Unix) такого не может быть концептуально. Если вдруг каким-то неожиданным образом файл /dev/hda2 стал указывать на новый логический диск, а /dev/hda3 стал старым диском, положение можно легко подправить, отредактировав файл /etc/fstab. Linux действительно поддерживает громадное количество файловых систем, как морально устаревших, так и самых новых.

/proc — здесь расположены документы, характеризующие каждый запущенный процесс с разных сторон. Чисто для интереса давайте сделаем следующее. Для начала убедитесь, что у вас установлен Midnight commander. Он должен быть в дистрибутиве. Запустите консоль, которую вы найдете либо в области быстрого запуска, либо в меню Система > Терминалы. Введите команду su root. Эта команда разрешит вам выполнять команды от имени пользователя root. Введите пароль суперпользователя. Теперь введите команду mc для запуска Midnight Commander. Из каталога /proc зайдите в любой каталог, обозначенный цифрой, и просмотрите любой файл. Легко можно заметить, что файлы из этого каталога могут дать исчерпывающую информацию о конкретном процессе.

/root — домашний каталог суперпользователя (root).

/sbin — в этом каталоге располагаются бинарные файлы (т.е. программы), которые не входят в разряд первой необходимости, но, тем не менее, имеют существенное значение при работе с системой. Например, программа shutdown, которая выполняет операцию завершения работы ОС, находится именно здесь. У меня в этом каталоге находится какая-то оболочка, программа установки загрузчика lilo и куча программ для работы с системой и консолью. В принципе, я думаю, что название этого каталога можно расшифровать как "Second Bin". Надеюсь, что это так и есть:).

/sys — по свидетельствам документации, в этот каталог отображаются устройства компьютера, хотя ничего полезного я в нем найти не смог. Может быть, плохо искал.

/tmp — здесь хранятся временные файлы программ. Если вы хотите, то в загрузчике можете выставить опцию удаления файлов при запуске Linux. Это никоим образом не повредит каким-то программам, т.к., если программист допускал запись в каталог /tmp, то он знал, что эти файлы могут быть удалены.

/usr — это каталог для программного обеспечения, которое касается не столько Linux как таковой, сколько ее оснастки. Если без каталогов /sbin работа пользователя Linux была бы очень сложной, а без каталога /bin — и вовсе невозможной, то без этого каталога пользователь имеет отличную возможность нормально работать с ОС, хотя и без особых удобств, ведь в каталоге /usr находится и графический сервер, и оболочки, и средства разработки, и многое-многое другое.

/var — здесь находятся файлы, удаление которых нежелательно, хотя по большому счету возможно. Среди этих файлов есть многочисленные логи, которые могли бы дать разработчикам или администратору ценную информацию при возникновении какой-то ошибки.

Естественно, на жестком диске вы вряд ли найдете файлы из каталогов /sys, /proc и /dev. Эти файлы существуют как бы виртуально, а не на носителе. За их содержание отвечает так называемая VFS — виртуальная файловая система, которая создает их в процессе загрузки Linux. Почему иерархию файловой системы Linux можно считать более гибкой? Представьте, что в Windows вы поставили много программного обеспечения на диск, отличный от диска, на котором стоит ОС. Если в силу каких-то обстоятельств вы создали новый диск, то не исключено, что буквы дисков могут поменяться. Так, например, у меня через полгода после создания диска G он внезапно стал диском D. Если такое произойдет, то программное обеспечение может вести себя некорректно или не работать вообще. Хотя все Windows семейства NT, насколько я знаю, имеют встроенное средство смены букв дисков, а Windows XP даже позволяет монтировать диски на NTFS-разделах наподобие монтирования в Linux. А в Linux все гораздо проще. Если вдруг какой-то диск, смонтированный в папке /mnt, будет отображать не тот диск, который нам надо, можно просто подредактировать файл /etc/fstab (с правами root), и все встанет на свои места. Теперь предположим, что вам надо установить какую-то программу, для установки которой нужен CD-диск, но вместо него у вас есть только образ диска. Если для не-Linux-систем понадобились бы всякие программы, которые создают виртуальный диск на основе имеющегося образа, то в Linux все, опять же, проще. Для программы mount, как и для операционной системы в целом, нет абсолютно никакого значения, где хранятся данные диска. Будь то какой-то виртуальный файл в папке /dev или реальный файл образа диска, в обоих случаях их монтирование возможно, и способы монтирования не отличаются. Потому просто можно использовать команду mount и указать файл с образом. Проблема решена.
Напоследок рассмотрим, как обойтись при загрузке Linux без дискеты. Заходим под правами root в консоль и набираем что-то вроде dd if=/dev/fd0 of=/linux.bin bs=512 count=1. Выполняем команду, и теперь в корневом каталоге у нас находится файл загрузочной области дискеты (то есть 512 байт). Копируем его на диск, где расположены файлы boot.bin, ntldr, ntdetect и пр., и прописываем в boot.ini строку z:\linux.bin="Linux". Все. Теперь можно загружаться без дискеты.

Влад Маслаков, dreamer.mas@gmail.com


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2005 год в рубрике soft :: ос

©1997-2024 Компьютерная газета