Активная стереофоническая акустическая система Microlab PRO3

Мы уже не раз рассказывали о мультимедийных стереопарах, которые смогли достигнуть начального уровня Hi-Fi. И всегда в подобных случаях мы просто не могли оставить без внимания компанию Microlab. Этот производитель одним из первых осознал потребность рынка компьютерной акустики в качественных продуктах. Линейка SOLO в свое время произвела ошеломительный фурор, а ее модифицированные версии МК2 аналогично имеют неплохие шансы на успех. Но каково было наше удивление, когда была презентована линейка мультимедийной акустики Microlab с индексом PRO.

Не стоит и говорить, что эти три буквы являются прямым указанием на некую "профессиональность" и, как следствие, улучшенные характеристики. Аналогично линейке SOLO в линейку PRO входят три стереофонические акустические системы с внешним усилителем. Различия в конструкции минимальны: динамики ВЧ идентичные, НЧ-динамики отличаются только размерами диффузоров, усилительная часть тоже очень похожа. То есть ставка сделана только на различие в стоимости комплектов, естественно, при такой тенденции Microlab PRO1 стоит меньше, чем PRO3 — в принципе, вся разница как раз и приходится на различия в мощности. Сводные характеристики систем можно посмотреть в таблице.



Система Microlab PRO1 Microlab PRO2 Microlab PRO3
Выходная мощность 60 Вт (30 Втх2) 70 Вт (35 Втх2) 90 Вт (45 Втх2)
Чувствительность 340 мВ 340 мВ 420 мВ
Размеры (мм) Усилитель: 315x90x252 мм; Сателлиты: 215x185x290 мм Усилитель: 315x90x252 мм ; Сателлиты: 245x225x325 мм Усилитель: 315x90x252 мм; Сателлиты: 285x265x385 мм
Вес (кг) 11,45 кг 14,95 кг 21,55 кг
Цвет дерево дерево дерево
Материал корпуса дерево дерево дерево
Разделение каналов > =40 дБ > =40 дБ > =40 дБ
Соотношение сигнал/шум > =65 дБ > =65 дБ > =70 дБ
Частота воспроизведения 45-20.000 Гц 40-20.000 Гц 35-20.000 Гц
Аудиовходы 2x2 RCA 2x2 RCA 2x2 RCA
Размер динамиков 5,25" +1" 6,5" +1" 8" +1"


В данной статье мы не будем затрагивать всю линейку акустики, а расскажем о самой мощной системе Microlab PRO3.

Внешность и конструкция

Первое разочарование было связано с комплектом поставки. Нет, сама комплектность неплохая: к акустике и внешнему усилителю дополнительно прилагаются ПДУ, два элемента питания типа ААА, кабель 3,5 мм -> 2RCA, кабель 2RCA -> 2RCA, провода для подключения колонок к усилителю. Но, как всегда, класс прилагаемых сигнальных и силовых кабелей не соответствует классу акустики. Непонятно, почему производитель не может комплектовать акустику в меру качественными проводами, ведь цена при этом возрастет на два доллара максимум. Хотя в целом этот недостаток можно
классифицировать как легкоустранимую мелочь.

При первом знакомстве колонки кажутся просто огромными, и действительно применение 8" НЧ-динамика не могло остаться незаметным. Пищалка тканевая совершенно идентичная той, что была применена в линейке SOLO mk2. Материал диффузора динамика НЧ тоже ничем не отличается от примененного ранее — это все та же стеклоткань, только теперь она окрашена в ярко-желтый цвет. Подвес сделан из резины, жесткость умеренная. Оба динамика имеют магнитное экранирование. Для улучшения внешнего вида они окаймлены пластиковой накладкой. Корпуса выполнены из MDF толщиной порядка 15 мм. Снаружи они оклеены тонким слоем ПВХ. Причем качество отделки явно хромает — она легко отваливается на углах даже при незначительных воздействиях. Внизу как колонок, так и усилителя мощности есть небольшие пластиковые ножки. Примененное акустическое оформление — фазоинвертор. Труба имеет приличный диаметр, который еще и увеличивается к концам. Вибродемпфирующего материала внутри корпуса нет. Есть только попытка увеличить его жесткость путем наклеивания на стенки дополнительных небольших пластин — впрочем, так делалось и с SOLO mk2.

Усилительная часть

Применение внешнего усилителя — это не простая дань моде, а попытка реального улучшения характеристик. Во-первых, происходит лучшее охлаждение самих силовых элементов УНЧ, и, как следствие, поддерживается приемлемый температурный режим. Во-вторых, нет влияния на внутренний объем колонки. И, как правило, получается так, что внешние усилители более качественные, нежели внутренние. Раз уж производитель решился на дополнительные затраты, связанные с выносом усилительного тракта наружу, экономить на мелочах уже нет смысла.

Корпус усилительного блока сделан из штампованного железа, лицевая панель выполнена из пластика. По бокам есть перфорационные отверстия. Внутреннее строение не разочаровало. Хоть на платах все же видны следы флюсов, монтаж можно смело назвать качественным. Все элементы смонтированы на трех основных платах: на первой расположены микросхемы, относящиеся к управлению и индикации, на второй распаян предварительный усилитель-корректор, оконечный УМЗЧ разместился на третьей плате. Они разнесены друг от друга, что улучшает устойчивость к помехам (не считая соединительных проводов), дает возможность циркуляции воздуха внутри корпуса. Для питания применен обычный трансформатор на Ш-образных пластинах, полностью находящийся в экране из листового медного материала. Напряжение вторичных обмоток — 2х23 В, максимальный ток — 2,6 А. Оконечный усилитель построен на микросхеме LM4766T (Dual 40W Audio Power Amplifier with Mute). При взгляде на характеристики микросхемы и возможности питания становится понятно, что заявленные 45 Вт мощности не совсем реальны, т.е. это значение RMS или ему подобное. Микросхема работает с допустимым уровнем искажений примерно до 30 Вт, где-то на такое значение рассчитано и питание. Многим это покажется недостаточным, но, поверьте, для комфортного прослушивания в комнате средних размеров, в принципе, больше и не нужно. Уровень собственных шумов при использовании хорошего кабеля и источника сигнала низок. А вот отсутствие схемы задержки и, как следствие, наличие щелчка при
включении/выключении огорчило. В этом, конечно, нет ничего страшного, но просто несолидно для акустики такого уровня.

Подключение и управление

Все необходимые разъемы расположены на задней панели усилительного блока. Для подачи сигнала предназначены две пары разъемов RCA. Выбор входа можно производить путем нажатия небольшой черной кнопочки на лицевой панели или же с пульта дистанционного управления. Громкость регулируется большой ручкой, при каждом выключении она скидывается до значения 40 дБ, а регулируется в пределах 0-80 дБ. Остальные функции доступны только при использовании ПДУ. С помощью пульта можно включить/выключить акустику, включить/выключить режим mute, выбрать вход, включить/выключить режим loudness, изменить баланс, отрегулировать усиление НЧ и ВЧ, изменить общий уровень громкости. Сам пульт невелик по размеру и очень хорошо сидит в руке. Как говорится, не очень большой набор функций, но зато удобный. Для питания используются две батарейки типа ААА.

Измерения

В данном случае мы не можем обойти вниманием внешний усилитель, поэтому начнем наши измерения именно с него. Прежде всего нас интересуют амплитудно-частотная характеристика и работа регуляторов тембра.


АЧХ штатного усилителя при регулировании области НЧ


АЧХ штатного усилителя при регулировании области ВЧ

Очевидно, что при незадействованных регуляторах тембра характеристика имеет хорошую неравномерность и допустимые для мультимедийной акустики завалы на НЧ и ВЧ. Глубина регулировки тембра, как правило, достигает 10 дБ. К частотам регулирования вопросов тоже нет, для имеющейся АЧХ они выбраны совершенно верно исходя из того, что производитель шел по пути наименьшего сопротивления. Естественно, лучше было, если бы при регулировке НЧ поднимались частоты порядка 60 Гц, а не 120 Гц, но сделать это куда сложнее хотя бы потому, что на этих 60 герцах уже начинается завал характеристики.


АЧХ штатного усилителя при включении эффекта loudness

Эффект loudness оказался простой тонкомпенсацией на НЧ для придания звучанию лучшего окраса. Включать его рекомендуется на малой громкости — именно тогда создается впечатление нехватки баса, и искусственный подъем поможет от этого ощущения избавиться.
Все вышеописанные характеристики неплохи, но все же они характеризуют усилитель, а не колонки. Для большей ясности мы произвели измерения АЧХ одной колонки на прямой оси. Опять же для наглядности тембры выставлялись как в нейтральные, так и крайние положения.


АЧХ акустической системы при регулировании области НЧ


АЧХ акустической системы при регулировании области ВЧ

Видно, что корректность работы регуляторов тембра сохранилась, хотя немного уменьшилась глубина регулирования. Штатная АЧХ, снятая при "нулевых" установках частотного баланса (на графиках подписана как PRO3), имеет неплохие характеристики. Неравномерность в рабочей полосе находится в рамках дозволенного для акустики подобного типа. Явно виден легкий завал в области НЧ, но он, скорее всего, связан с погрешностью измерения из- за использования незаглушенного помещения. Все замеры производились в помещении, приближенном к реальным условиям. Легкий провал в районе 3 КГц вызван "стыковкой" характеристик двух динамиков (низкочастотного и твиттера). В целом по результатам измерений Microlab PRO3 заслуживает довольно высокой оценки.

Прослушивание

И, наконец, самая интересная часть — прослушивание, т.к. даже самые скрупулезные измерения порой не могут выявить недостатка, который легко ощутим субъективно. Начнем с того, что играет акустика по меркам мультимедиа или даже самого начального Hi-Fi хорошо. Ей уже действительно требуется качественный источник звука, т.к. разрешающего потенциала вполне хватает для выявления огрехов встроенного звука на слух. Для подобных колонок сразу рекомендуем прикупить карточку как минимум уровня Creative Audigy2 или что-то подобное. Если колонки будут использоваться в паре с плейером (DVD или обычный CD), рекомендуем заранее обратить внимание на качество линейных выходов. Хотя второй вариант маловероятен, все же для DVD предпочтительно использовать как минимум 5.1 систему. Примененный 8" басовик, конечно, солидный, но чтобы полностью реализовать его возможности, не менее солидной должна быть и усилительная часть. Так вот, в сложившейся ситуации при воспроизведении "сложной" музыки на высокой громкости без огрехов не обойтись. К примеру, при выкручивании ручки процентов эдак на 80 от номинала тяжелый рок просто начинает "разваливаться". Не хватает потенциала и для классической музыки — сказывается легкая нехватка детальности на низких и средних частотах. А вот для электронной музыки (dnb, techno, house и проч.), а также попсы Microlab PRO3 явно подходит. В исполнении тестируемой акустики эти стили звучат хорошо, бас колонок "заточен" именно под них.

Кстати, при субъективном прослушивании нехватки басов не ощущалось, что еще раз доказывает влияние погрешности, внесенной комнатой, при измерении АЧХ. Низкие частоты мощные и довольно глубокие, а это свойственно небольшому числу мультимедийных стереопар. Однако все же чувствуется явный хайфайный окрас низов, что придает их звучанию неповторимое своеобразие. Иными словами, басы ощущаются не такими, какими бы мы их слышали, например, при использовании студийных мониторов, но это и является одним из многих отличий техники Hi-Fi от устройств профессионального уровня. Что особо приятно в этой акустике, так это то, что в любой момент внешний штатный усилитель можно заменить. Но тут следует быть очень внимательным, т.к. стандартный УНЧ "подогнан" именно под эту акустику, и даже при использовании более качественного варианта есть шансы получить худшее звучание. Microlab PRO3 — это уже та акустика, над которой можно подумать и с которой можно поэкспериментировать. С "озвучкой" фильмов/игр данные колонки справляются хорошо. Они создают отличную, но довольно узкую зону стереофонического эффекта. Пока вы находитесь в ней, локализация источников звука просто отменная даже несмотря на то, что система всего-то 2.0. Но стоит отойти на метр — и эффект теряется, поэтому следует сразу продумать выгодное место для установки. Оптимально поставить акустику на стол или полку (не говоря уже о стойках) на уровне ушей слушателя с расстоянием между колонками 1-1,5 метра и слегка повернуть их на себя.

Вывод

Хоть мы местами и ругали протестированную акустику, но все же Microlab PRO3 — одно из самых достойных предложений на современном мультимедийном рынке, причем за адекватную цену. Смело можно сказать, что эти колонки вполне тянут на звание Hi-Fi-акустики начального уровня и могут потягаться с некоторыми недорогими хайфайными брэндами. Радует то, что компания Microlab в очередной раз не отступает от своего убеждения сделать компьютерный звук по-настоящему качественным.

Акустика Microlab PRO3 предоставлена компанией "Ронгбук"

Василий Запотылок, vasily@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2005 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2022 Компьютерная газета