118-й съезд AES в Барселоне

С 28 по 31 мая в здании Center Convencions Internacional Barcelona города Барселоны (Испания) прошел 118-й съезд общества Audio Engineering Society (сокращенно AES). Данное мероприятие всегда было интересно не столько выставкой, сколько докладами и семинарами. Естественно, на съезды AES собираются большей частью профессионалы или люди, поставившие перед собой задачу получения современных знаний по звуковой тематике. Обсуждение технологии FireWire


Корпорация Yamaha еще во время официального принятия протокола IEEE 1394, более известного как FireWire, что было примерно во второй половине 90- х, анонсировала технологию или протокол mLAN, который позволяет передавать по FireWire аудио/MIDI-данные. В поддержку этой идеи был выпущен ряд специализированных устройств, демонстрирующих всю мощь mLAN. В частности, для микшеров 02R и 03D были произведены специальные дочерние платы. Сейчас mLAN уже является устоявшимся стандартом, и семинар на 118-м съезде AES был посвящен раскрытию технических основ данного протокола. Швейцарская компания BridgeCo подготовила сразу два семинара. Один был посвящен теме передачи через протокол FireWire аудио с высокими характеристиками без искажений (jitter-free clock transfer). Второй семинар освещал проблемы системного дизайна аудиоустройств, подключающихся к РС по протоколам FireWire и USB 2.0. В его рамках были продемонстрированы различные элементы, обеспечивающие высокое качество записи/воспроизведения звука для РС, новый чип DM1500 и последняя версия платформы BeBoB.

Американцы из Wavefront Semiconductors представили мощную разработку DICE II (аббревиатура от Digital Interface Communications Engine). Чип DICE II предназначен для применения в профессиональных цифровых устройствах. По данным семинара с сайта AES, DICE II поддерживает 144 входных канала и 112 выходных с поддержкой протоколов I2S, ADAT, TDIF, AES/EBU, TDM и FireWire, хотя на сайте разработчика www.wavefrontsemi.com указаны более скромные параметры, а именно 96 входных/выходных каналов. Поддерживаются частоты дискретизации до 192 КГц, в конструкции используется 32-битный RISC-процессор ARM7. Программирование DICE II возможно под платформы Windows XP (ASIO, WDM) и Apple — есть готовые драйверы. На семинаре была продемонстрирована полная выкладка по данному чипу включая разбор особенностей архитектуры DICE II, документации и ПО к нему. Как видно, информация на AES является более актуальной, чем даже на сайте разработчиков.

Surround…

Канадская компания Holophone показала уникальную микрофонную систему для записи пространственного звука. На данный момент передовой моделью от Holophone является H2-Pro. Данная система уникальна по сути. В ее основе лежит эмуляция человеческого пространственного слуха, а на выходе мы имеем 8 каналов, которые сразу же могут использоваться как 7.1.
Характеристики H2-Pro:
. Направленность: мультинаправленный.
. Частотный диапазон: 7x20 Гц — 20 КГц +/-2 дБ, 1х20 Гц — 110 Гц +/-2 дБ.
. Эквивалентный уровень шума: 23 дБ (А-взвешено).
. Максимальный уровень звукового давления: 134 дБ SPL.
. Общие гармонические искажения: 123 дБ SPL peak (<1% thd).
. Длина кабеля: до 300 м (в комплекте поставки 5-метровый).
. Разъемы: 8 x XLR.
. Выходное сопротивление: 30-40 Ом.

Цена на такой микрофон у многих дилеров составляет $6.000, причем сами производители могут сдавать H2-Pro в аренду: $250/день, $1000/неделя, $2500/месяц. В продаже H2-Pro появился примерно в июле 2004 г. H2-Pro рассматривается для применения в системах вещания, HDTV, киноиндустрии, музыке и играх, естественно, мы говорим о производстве многоканального звука. На семинаре были продемонстрированы возможности Holophone при обеспечении трансляции спортивных передач и записи классической музыки.

Швейцарская компания с интересным названием 2+2+2 Marketing AG продемонстрировала на семинаре свою уникальную разработку в области систем 2+2+2. Они значительно отличаются от применяемых ныне многоканальных комплексов. Суть технологии 2+2+2 состоит в том, что используется три пары колонок, расставленных достаточно хитрым образом: четыре фронтальных (левая верхняя, правая верхняя, левая нижняя, правая нижняя) и две тыловых. Данное предложение очень интересно тем, что позволяет создать полноценное объемное звуковое поле с несколькими вертикальными ярусами, что делает окружающую картину очень реалистичной. Причем стоит отметить, что отсутствие центральных каналов не влияет на качество восприятия объема при том условии, что слушатель находится в центре звукового поля. Очень интересная разработка.

На тему Surround были также семинары по современным системам мониторинга (Yamaha), вещанию (APT, DAVID), многоканальной акустике в автомобилях (Panasonic), мастерингу SACD (Merging/DAD).

Выставка на AES-118

В выставке приняло участие порядка 230 брэндов звуковой индустрии. Причем в AES обычно берут не количеством, а качеством, поэтому в списке экспонентов можно встретить много специализированных имен. Стоит напомнить, что съезды AES проводятся два раза в год: весной и осенью. Все весенние съезды проходят на территории Европы, осенние — в США. Поэтому на испанском мероприятии можно встретить множество европейских имен, хотя очевиден и наплыв американских брэндов. Тут еще следует отметить некоторую сумятицу в европейском графике крупных мероприятий. В начале апреля проходит Musikmesse, в конце мая — AES, т.е. весна является самым насыщенным периодом. В США все распределено более равномерно: NAMM Show — зима/лето, NAB Show — весна (конец апреля), AES — осень. В AES-118 не участвовали очень многие серьезные европейские брэнды, такие, как IK Multimedia, Native Instruments, Celemony, "новички" из MuseResearch и т.д. Нового ПО практически и не было, хотя на Musikmesse наблюдался всплеск. Очевидно, что выставка в Барселоне носила вторичный характер. Хотя и было место для некоторых новинок. Например, компания Digigram, анонсируя в марте свой новый USB-интерфейс UAX220, не приняла участия в апрельском Musikmesse, направив свои усилия на его представление на NAB Show 2005. Там UAX220 удостоился звания "Pick Hit". И вот на AES-118 он впервые попал в Европу. Нужно сразу отметить, что ценовая политика Digigram оказалась достаточно агрессивной: цена на UAX в некоторых магазинах достигла $495, что не соответствует уровню предлагаемого продукта, ведь UAX220 — это аудио USB интерфейс 2х2. Пусть он и очень удобен, но такую сумму стоить не может.

Компания TC Electronic в рамках представления всего современного спектра своей продукции достаточно серьезно обновила набор плагинов для вспомогательных устройств обработки серии PowerCore. В частности, были показаны новый ревербератор DVR2 Digital Vintage Reverb и набор Restoration Suite 2.0, включающий плагин DeThump, предназначенный для устранения низкочастотных пульсаций. Waves пошла по пути TC Electonic и выпустила внешние модули обработки APA 32 и APA 44. В отличие от многих подобных современных решений, в числе которых можно назвать TC Powercore, Muse Research Receptor, APA 32 и APA 44 подключаются к компьютеру как сетевые устройства. APA 32 позволяет работать с 12-ю одновременно загруженными плагинами C4 или 9-ю LinEQ либо с 6-ю IR-1 на частоте дискретизации 44,1 КГц. АРА 44 эффективнее 32-й на 30%. Конечно, сложно комментировать подобную ситуацию, но, возможно, для профессиональных студий такое решение может оказаться выходом. Требования к РС — P4 или AMD Athlon 2 ГГц, 512 Мб RAM, Windows XP & SP1, 800x600, программы ProTools 6.9. Cubase SX 3.0.2 или Nuendo 3.0.2. Гораздо более демократичными выглядят позиции Muse Research, brainspawn, которых не было на AES-118 — кстати, как и англичан из Kjaerhus Audio, которые по уровню продукции составляют серьезную конкуренцию Waves. Подразделение Yamaha компания Steinberg, недавно открывшая представительство в Чехии, представила на AES-118 Nuendo 3.1. Как говорит анонс, существенных обновлений немного, ключевым можно назвать реализацию поддержки аппаратных устройств от Euphonix. Апгрейд до 3.1 станет доступен зарегистрированным пользователям в июле 2005 г.

27 мая появилось обновление до версий 8.2 Samplitude и Sequoia от немецкой компании MAGIX. Именно эти продукты и были ею представлены. В январе 2004 г. компания MAGIX включила в список рекомендованных для Samplitude и Sequoia интерфейсов продукцию Lynx Studio Technology. И, нужно отметить, последние сейчас находятся в фаворе у профессионалов. Компания Lynx Studio Technology на данный момент достаточно успешно продвигает конвертеры серии Aurora — Aurora 8 и Aurora 16. Они имеют соответственно наименованию 8 или 16 аналоговых входов/выходов и 8 или 16 цифровых AES/EBU-входов/выходов. Поддерживается разрядность 24 бита и частота дискретизации до 192 КГц. Интерфейс может управляться компьютером по MIDI, инфракрасной связи IrDA, а также Lynx AES16. Помимо этого, на задней панели предусмотрен специальный слот для добавления интерфейсных плат FireWire и ADAT. Качество АЦП/ЦАП'ов производителями указывается как "mastering". Aurora 16 попала в число номинантов на TEC Awards. Что касается студийных мониторов, то в AES-118 участвовало три серьезных брэнда: JBL, Dynaudio и Genelec. Dynaudio продолжает рекламу своей Air- серии, а Genelec демонстрирует 8000-ки. В частности, на базе колонок 8020А и сабвуферов 7050В эти разработчики предлагают собрать неплохие системы 2.1 и 5.1 профессионального качества.

Подытожим

Конечно, очень интересными являются решения 2+2+2 и микрофоны Holophone H2-Pro в области многоканального звука. Также удивительным было представление чипа DICE II, интересно только, куда его будут встраивать, и сколько будут стоить конечные продукты. Сама же выставка и набор участников достаточно серьезно подкачали. Гораздо более интересным сейчас является рынок разработчиков нового поколения, которые представлены не были. Практически не отражена платформа Linux, хотя на ее базе уже можно встретить много интересных и недорогих решений. В общем, как и предполагалось, рынок в этом году обновляется в корне, а на выставке были одни "старики".


Surround-микрофон Holophone H2-Pro


Чип DICE II от Wavefront Semiconductors


Waves APA 32


Lynx Studio Technology Aurora 16


АС от Genelec


Расстановка АС в системе 2+2+2

Технические номинанты на TEC Awards 2005
21-я церемония награждений TEC Awards пройдет с 7 по 10 октября в рамках американского съезда AES в Нью-Йорке. В Барселоне на 118-м съезде AES был озвучен список соискателей.

Вспомогательное оборудование:
Aviom A16 II Headphone Mix System
FiberPlex LightViper 1832 Fiber Optic Snake
Mackie Big Knob
PreSonus Central Station
Stanton Final Scratch-2
TerraSonde Audio Toolbox Trinity

Цифровые конвертеры:
Apogee Electronics Rosetta 200
Lynx Studio Aurora 16
MOTU Traveler
PreSonus Firepod
Prism ADA-8 XR
RME Fireface 800

Усилители:
Crown Commercial Audio Series
Grace m902 Headphone Amp
Hot House Four Hundred (новая IOD-версия)
Klein + Hummel PRO A2000
MC2 E45
Peavey CS 4000

Микрофонные предусилители:
BLUE Robbie
Focusrite The Liquid Channel
GML Model 2032
Millennia Media HV-3C
Tube-Tech MMC-1A
Universal Audio LA-610

Концертные микрофоны:
Audio-Technica AT892 Microset
Audix I-5
CAD e60
Electro-Voice RE 410
Sennheiser e900 Series Backline Mics

Студийные микрофоны:
AKG C414B-XLS/C414B-XLII
Audio-Technica AT2020
Earthworks DK25/R DrumKit System
RШDE NT2-A
Royer SF-24
Telefunken R-F-T M16 Mk II

Беспроводные системы:
AKG WMS 400
Audio-Technica 2000 Series
Lectrosonics Venue Receiver
Mipro MA909
Shure SLX Series Wireless
Zaxcom StereoLine Digital Wireless

Концертные АС:
EAW KF850Zr
JBL VerTec VT4888DP
L'Acoustics KUDO
Meyer Milo 120
QSC ISIS WideLine
Renkus-Heinz LA/9

Студийные АС:
ADAM Audio P33A
Blue Sky Media Desk
DynAudio BM5A
Genelec 8050A
JBL LSR6325P
Tannoy Ellipse IDP

Музыкальные инструменты:
E-mu Emulator X Studio V. 1.5
Garritan Personal Orchestra 2nd ed.
Line 6 VariAx Acoustic 700
MOTU MX4
Roland V-Pro TD-20S V-Drums
Tascam Gigastudio 3

Эффект-процессоры (железо):
BSS Soundweb London BLU-80
Empirical Labs Lil FrEQ
Eventide H8000A
Lake Mesa Quad EQ
Oram Hi-Def 4T Memory EQ
TC Electronic Mastering 6000

Эффект-процессоры (ПО):
Antares Auto-Tune 4
McDSP Channel G
Sony Oxford Restoration Tools
TC Electronic MD3 Stereo Mastering Package
Trillium Lane Labs TL Space
Waves L3 Maximizer

Рабочие станции:
Apple Logic Pro 6.5
BIAS Peak 4.1
Cakewalk SONAR 4 Producer Edition
Digidesign Pro Tools 6.7
MOTU Digital Performer 4.5
Steinberg Nuendo 3

Концертные микшеры:
Digidesign VENUE
InnovaSON Sy48
Mackie TT24
Midas Siena
Soundcraft GB8
Yamaha PM5D

Малые микшеры:
Allen & Heath WZ3 16:2
Digidesign Command 8
Mackie Digital X Bus X.200
Mackie Onyx 1640
Soundcraft/UREI 1620LE DJ Mixer
SPL MixDream

Большие микшеры:
Digidesign ICON
Fairlight Constellation-XT
Lawo mc2 66
Smart AV Elite 96
Solid State Logic AWS 900
Studer Vista 8

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2005 год в рубрике del :: выставки

©1997-2024 Компьютерная газета