Разгон Sapphire Radeon 9550 128 bit

В то время как на страницах КГ и "железячных" сайтов все чаще мелькают обзоры видеокарт NVIDIA GeForce 6800 и ATI Radeon X800Prо, рассказывая, какой выгодной покупкой будет GeForce 6600, достаточно многочисленную массу покупателей интересуют все-таки видеокарточки верхнего ценового диапазона Low-End-класса. Основная причина этому — чаще всего банальная нехватка денежных средств на покупку чего-то подороже. Есть также некоторый процент пользователей (например, автор этих строк), которые используют компьютер на 99% для задач, отличных от игровых, и потому выкладывать круглую сумму на покупку серьезного видеоакселератора, возможностями которого полностью воспользуешься 10-20 дней в году, не хочется. С другой стороны, поиграть в современные игры пусть и не с максимальными настройками графики и в невысоких экранных разрешениях, но все же с полной поддержкой DirectX 9.0 хочется и тем, и другим.

Не так давно передо мной встала задача выбора видеокарты для нового компьютера. Еще осенью прошлого года на глаза мне попалась довольно любопытная карта Radeon 9550, бывшая тогда новинкой. Судя по маркировке, карточка является "обрезком" от Radeon 9600. Конечно, сразу же возникает вопрос, что именно обрезали у Radeon 9600, чтобы выпустить Radeon 9550? Как выяснилось, на этот раз ничего непоправимого. Графический процессор остался тот же, шина памяти тех же 128 бит, и все урезание свелось к уменьшению рабочих частот. Ниже приведу сравнительную таблицу характеристик рассматриваемой карты и модификаций Radeon 9600. Из нее хорошо видно, что при удачном разгоне из Radeon 9550 можно получить даже Radeon 9600Pro, стоящий примерно на $30-40 дороже.

ATI Radeon
9550
ATI Radeon
9600
ATI Radeon
9600Pro
Кодовое название чипа RV350LX RV350 RV350
Ширина шины памяти, бит 128 128 128
Интерфейс AGP 4х/8х 4х/8х 4х/8х
Частота чипа, МГц 250 325 400
Частота памяти, МГц 200 200 300
Поддерживаемая версия DirectX 9 9 9
Количество пиксельных конвейеров 4 4 4
Количество вершинных конвейеров 2 2 2


Первый взгляд

Побродив по минским магазинам, я убедился, что камнем преткновения в разгоне Radeon 9550 станет видеопамять. Штатная рабочая частота памяти этой видеокарты составляет 200 МГц, и память, способную работать на больших частотах, производители, конечно, устанавливать не спешат. В итоге я остановился на Sapphire Radeon 9550 128 bit, оснащенной 128 Mb памяти. При первом взгляде на эту карту в глаза бросается малое количество элементов, установленных на плате. Схема питания явно урезана, не хватает конденсаторов, не распаяны некоторые микросхемы и мосфеты. Комплектация также минимальна: карточка, диск с драйверами и наклейка. Хотелось бы, конечно, увидеть в комплекте шнур для телевизора, но чего еще ждать от ОЕМ-поставки? Основа видеокарты — чип RV350LX, выполненный по 0,13 мкм технологическому процессу и имеющий 4 пиксельных конвейера. Чип работает на стандартной частоте для Radeon 9550 — 250 МГц. 128 Mb памяти DDR SDRAM размещено в 8 микросхемах по обе стороны платы. Микросхемы памяти Hynix с маркировкой HY50U281622ET и временем выборки 5 нс работают на частоте 196 МГц, что немного ниже положенных по спецификации 200 МГц. Графический процессор охлаждается алюминиевым радиатором с вентилятором. При работе карточки на штатных частотах необходимость применения вентилятора кажется мне сомнительной. Более уместным был бы хороший пассивный радиатор. Примечательно, что в вентиляторе установлены синие светодиоды, так что эта жужжалка во время работы довольно симпатично светится. Память, конечно же, не охлаждается вообще. Набор выходов довольно стандартен: DVI, VGA и TV-out (S-Video).

Закончив разглядывать карточку, вставляем ее в компьютер. Загрузившись, устанавливаем драйверы. Для тех, кто не знает или забыл, напомню, что еще с версии драйверов Catalist 3.2 фирма ATI начала включать в них защиту от разгона. То есть, если вы разгоняете видеокарту из-под Windows, она разгоняется, при переразгоне, как и положено, экран засыпает артефактами, но при запуске любого 3D-приложения драйверы сбрасывают частоты на номинальные. Лечится это, например, так. Скачиваем утилиту RivaTuner версией поновее, например, v2.0 RC 15.4, устанавливаем. В каталоге, в который установили программу, ищем папку PatchScripts, далее — ATI\ATIOverclockingAntiprotection, в которой лежит файл
ATIOverclockingAntiprotection.rts. Запустив этот скрипт, указываем ему на файл с именем ati2mtag.sys в папке с драйверами к нашей видеокарте. После того, как скрипт отрапортует, что файл пропатчен, можно устанавливать драйвер. Теперь защита работать не будет. Для разгона я пользовался программой ATITool 0.0.23. В принципе, чем разгонять — личное дело каждого. Программ для оверклокинга видеокарточек из-под Windows много, и у каждой есть свои плюсы. В ATITool есть одна полезная возможность — после выставления нужных нам частот памяти и графического процессора можно запустить окошко, в котором вращается этакий волосатый кубик. Посмотрев на кубик, можно проверить, нет ли артефактов изображения, появляющихся при переразгоне, и уже после этого проводить более серьезные тесты.

Разгон и немного экстрима

Так как более всего меня волновал разгонный потенциал видеопамяти, первым делом я взялся за нее. Результаты меня удивили: память "завелась" на частоте 270 МГц. При этом ни в одном из тестовых и игровых приложений артефактов замечено не было. Еще немного, и частота памяти сравнялась бы с Radeon 9600Pro. И это для чипов с временем отклика 5 наносекунд! С другой стороны, уже давно замечены странности маркировки чипов Hynix. Одна из них — маркировка чипов, способных работать на частоте 250 МГц (4 нс), под чипы с номинальной частотой 200 МГц (5 нс). Похоже, все это маркетинговая политика, ведь 4 нс память тоже нужно продавать.

Графический процессор согласился стабильно работать на частоте 445 МГц, прирост составил 195 МГц! И это уже на 45 МГц больше штатной частоты Radeon 9600Pro. Опытные оверклокеры знают, что серьезного разгона без вольтмоддинга не бывает. Побродив по форумам, я узнал, что вольтмод от Radeon 9600 подходит и для Radeon 9550. Также я нашел фотографии Sapphire Radeon 9550, на котором сделали такой вольтмод. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что на моем экземпляре видеокарты отсутствует микросхема питания, к выводам которой нужно подпаивать переменный резистор для регулировки напряжения на ядре. Дорожки на плате разведены, но микросхема не распаяна.

Во всем остальном моя видеокарта абсолютно идентична Sapphire Radeon 9550, фотографии вольтмода которой я нашел. Вот он — скрытый фактор, на который нужно обращать внимание при покупке. Есть еще одно но. Существует способ аппаратной переделки Radeon 9550 в Radeon 9600. Для этого нужно перепаять два резистора, находящихся на текстолите GPU, на новые места и залить BIOS от Radeon 9600. И тут с моей картой меня также ждал облом. Контакты, к которым нужно паять резисторы при такой переделке, оказались основательно залиты чем то похожим на эпоксидную смолу. Конечно, можно было попробовать ее отскрести, но в этом случае товарный вид карты точно теряется.

Для чего ATI стала заливать эти контакты? Возможно, это еще одна палка в колеса оверклокерам. А может быть — борьба с нечистыми на руку производителями. В Сети полно воплей обладателей Radeon 9600, наконец-то решившихся на ужасно опасную процедуру снятия кулера с GPU;) и обнаруживших на ядре маркировку Radeon 9550. Конечно, время, в течение которого можно было вернуть карту в магазин, у большинства из них к моменту вскрытия утекло. Представьте размер прироста прибыли какой-нибудь китайской NoName-конторки после перепайки всего- то пары резисторов на GPU при изготовлении видеокарты. Оставив в покое графический процессор, я снова взялся за память.

Я долго, думал описывать подробно и с фотографиями этот вольтмод или нет. И решил, что все же процент пользователей, решившихся что-то паять на своей карте, крайне мал, и, если они по каким-либо причинам не смогут найти описание мода в Сети, то всегда могут связаться со мной по почте. Итак, подпаяв в нужное место резистор, я увеличил напряжение на видеопамяти со штатных 2,5 В до 2,65 В. Это подарило мне еще 15 МГц к частоте стабильной и безартефактной работы памяти. Дальнейшее увеличение напряжения никаких полезных изменений не приносило.

Тестирование

Перейдя к тестированию, посмотрим, как отразились на производительности все эти дополнительные мегагерцы. Тестирование проводилось на компьютере следующей конфигурации:
• процессор: AMD Athlon 64 2800@3400 (1800@2400 МГц), Claw Hammer (L2 512K), socket 754;
• материнская плата: Gigabyte GA-K8NS (nVIDIA nForce3 250);
• оперативная память: 512 Mb (DDR 400@442, 2.5-3-3-7, 1Т);
• жесткий диск: Seagate ST3120827AS 120Gb SATA 7200rpm 8 Mb;
• корпус: IN WIN S523 (80 мм вентилятор 1500 об/мин на вдув + 120 мм вентилятор в блоке питания), блок питания Powerman 300W;
• монитор: LG Flatron 1730S (LCD, 1280х1024, 75 Гц).
Результаты тестов сведены в таблицу.

  Sapphire 
Radeon 9550
(250/196)
Sapphire 
Radeon 9550
(445/270)
Sapphire 
Radeon 9550
(445/285)
ATI Radeon 
9600 Pro
(400/300)
3DMark 2001SE 1024х768 8279 12817 13147 12928
1280х1024 5977 9438 9498 9314
3DMark03 1024х768 2199 3395 3501 3432
1280х1024 1597 2457 2527 2491
Half-Life 2, fps 1024х768 29.5 44.3 46.1 44.9
1280х1024 18.3 26.1 27.2 25.9
Doom 3, fps 1024х768 17.4 28.8 29.7 30.1
1280х1024 11.2 18.3 19.2 18.7

Думаю, комментарии излишни, и цифры говорят больше, чем слова.

Охлаждение

Получив столь неплохие результаты разгона, я был готов к повышенному нагреву компонентов и неспособности штатного охлаждения с ним справиться. Но тут меня ждал приятный сюрприз. Радиатор на GPU после часового прогона 3DMark 2003 на ощупь оставался таким же холодным, как и в начале теста. Предположив, что кулер плохо прилегает к ядру графического процессора, я снял радиатор. Оказалось, что с этим у карточки был порядок: отпечаток ядра на подошве без пробелов, термопаста выдавилась ровно. Есть еще способ проверить, хорошо ли охлаждается ядро. Погрев видеокарту в 3DMark, щупаем плату в том месте, где с противоположной стороны установлен GPU: если вы можете держать палец в этом месте, значит, с охлаждением все в порядке. Если же, прикоснувшись к текстолиту, вы обжигаете палец, а радиатор при этом остается холодным, то, скорее всего, радиатор плохо прижат к GPU. Мой разогнанный экземпляр Radeon 9550 прошел и этот тест — плата с обратной стороны была чуть теплая.

Однако осталась еще видеопамять. Ведь 8 чипов вообще никак не охлаждаются. Но, несмотря на увеличение рабочей частоты памяти на 35% от номинала, чипы грелись относительно слабо. Примерно так же грелись чипы на моем старом Radeon 9000, работая в штатном режиме. Можно проверить, не перегревается ли память, и по-другому. Например, в тесте Mother Nature из комплекта 3DMark 2003 при частоте памяти моего Radeon 9550 в 272 (DDR 544) МГц появляются артефакты. Причем появляются как при запуске теста на "холодную" память, так и при запуске на "горячую". При частоте 270 (DDR 540) МГц, напротив, нигде артефактов замечено не было. Если бы же артефакты отсутствовали при запуске теста на "холодную" и появлялись после нескольких циклов теста, можно было бы говорить о перегреве памяти. Следовательно, насчет перегрева памяти тоже можно не волноваться.

Titan TTC-D3T

В принципе, на этом этапе можно было бы и остановиться, если бы не одно но. Меня, как и большинство людей, которые используют компьютер не только для игр, когда оглушительные выстрелы и вопли умирающих монстров заглушают все остальное, раздражает шум компьютера. Несмотря на хорошую способность к охлаждению GPU, штатный кулер довольно громко выл. Вообще-то по-другому и быть не могло. Масса и площадь обдуваемой поверхности радиатора крайне малы, вентилятор также невелик, потому для создания достаточного воздушного потока ему приходится вращаться со скоростью примерно 5000 об/мин. Терпеть в моей практически бесшумной системе вой кулера видеокарты мне совсем не хотелось. Решение проблемы пришло как-то само собой. Просматривая в Сети обзоры кулеров для охлаждения GPU, я наткнулся на любопытную статью. В ней автор вдобавок к десятку кулеров для видеокарт, среди которых были 3 модели так любимого оверклокерами Zalman, добавил шутки ради простенький кулер для охлаждения микропроцессоров AMD Athlon 1000 МГц. Результат удивил даже автора — кулер для охлаждения AMD Athlon оставил позади всех, в том числе Zalman VF700Cu весом 270 граммов и ценой в $35!

Способ, которым автор крепил кулер к видеокарте, описан не был, но с этим проблем не возникло. Вдохновленный такими результатами, я достал свой старенький Titan TTC-D3T, доставшийся мне вместе с Athlon XP 1700+ (Palomino). Сняв с Radeon 9550 штатную жужжалку и попытавшись приложить Titan к ядру GPU, я заметил только одно препятствие для установки. Им был маленький конденсатор около одного из крепежных отверстий в текстолите платы. Далее все было делом техники. Для тех, кто пожелает повторить, опишу способ крепления. Нам потребуются миллиметровка, сверло диаметром 2,5 мм, дрель (лучше сверлильный станок), метчик для нарезания резьбы М3, два винта с резьбой М3, 2 кусочка резины. Положив видеокарточку на миллиметровую бумагу, я отчертил отверстия, потом, приклеив скотчем миллиметровку к подошве кулера, произвел разметку на алюминии. После аккуратно, чтобы не сломать сверло, сверлим намеченные отверстия. Далее нарезаем резьбу. Нужно учитывать, что алюминий — очень вязкий металл, потому риск сломать метчик довольно велик, а выбить его из отверстия будет крайне проблематично, потому работать нужно очень осторожно. В моем случае, помимо этого, пришлось еще и, поработав напильником, сделать небольшой паз в подошве радиатора, для того чтобы упомянутый конденсатор не мешал установке. Далее, нанеся тонким слоем термопасту на ядро графического процессора, устанавливаем наш кулер и прикручиваем его с обратной стороны платы винтами. Под головки винтов нужно подложить резинки. Они не дадут вам повредить текстолит платы и замкнуть какие-либо электрические цепи. Резина также позволит компенсировать отклонение от перпендикулярности просверленных отверстий плоскости видеокарты. Закручивать винты нужно понемногу — полоборота один, полоборота другой, чтобы не возникло перекосов.

Сильно зажимать винты не стоит (да и опасно) — достаточно просто плотно прижать радиатор к ядру. Если же у вас большие проблемы с тем, где достать метчик и винты, можно обойтись и простыми шурупами подходящих размеров. Правда, для того, чтобы закрепить кулер шурупами, не повредив кристалл GPU, нужно соблюдать двойную осторожность. Вот и вся работа. Смотрится впечатляюще. Единственный недостаток данной системы охлаждения — то что 2-3 слота PCI, расположенных по соседству с AGP, оказываются заблокированными. В моем случае этот недостаток собственно недостатком и не является, так как ни один из этих слотов в моей системе не используется — все, что нужно, интегрировано на материнской плате. Думаю, у большинства из вас ситуация та же. Если все же эти слоты для вас жизненно необходимы, то можно отпилить ребра сверху, тем самым уменьшив высоту радиатора. Конечно, в этом случае эффективность охлаждения снизится.

Установив видеокарту в компьютер, я, не подключая вентилятор, погрел ее часок зацикленным 3DMark 2003 в закрытом корпусе. Радиатор стал довольно горячим — на ощупь около 50°С. В принципе, можно было оставить карточку с таким пассивным охлаждением. Но я все же запитал вентилятор кулера от линии +5 В. При этом напряжении крыльчатка вращается со скоростью менее 1000 об/мин и не издает никакого различимого шума. С таким обдувом температура радиатора в режиме полной загрузки видеокарты в режиме разгона приближенно равна температуре воздуха внутри корпуса.

Выводы

Sapphire Radeon 9550 128 bit — видеокарта с отличным разгонным потенциалом и весьма демократичной ценой. В результате простого разгона без каких-либо аппаратных изменений и дополнительного охлаждения ее производительность сравнялась с производительностью Radeon 9600Pro. После вольтмода карта вырывается в лидеры. Найдя же в продаже Radeon 9550 с полной схемой питания (с распаянной микросхемой управления питанием) и проделав вольтмод GPU, можно вывести эту видеокарту на уровень производительности Radeon 9600ХТ, стоящей более чем в 2 раза дороже.

Александр Гуриненко, sapph@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2005 год в рубрике hard :: overclocking

©1997-2024 Компьютерная газета