Macromedia Authorware 7
Компьютерное обучение в наши дни уже не новость, а признанная и широко используемая технология. Кроме учреждений, традиционно связанных с образованием, ее активно применяют и коммерческие фирмы для обучения своих сотрудников. Особенно перспективным оказалось применение компьютерной техники в дистанционном обучении.
Для обеспечения компьютерного обучения вообще и дистанционной его ипостаси в частности используется целый ряд специальных программных пакетов. В первую очередь, это пакеты создания самих отдельных обучающих программ. Если таких курсов много, то возникает потребность в системе общего управления процессом обучения. Для этого служат системы управления обучением (Learning Management Systems — сокращенно LMS). Здесь к организации курсов добавляется менеджмент пользователей системы, сбор статистики и другие функции, необходимые для полноценной организации учебного процесса. Существуют как коммерческие пакеты такого плана, так и целый легион собственных разработок отдельных организаций, в том числе "опенсорсовых". Когда данная система входит в состав информационной среды еще более высокого уровня, вписываясь в общую систему автоматизации всего учреждения образования, то получается структура, которую наши западные коллеги именуют Managed Learning Environment. Обычно это удел крупных вузов.
Если полистать, например, сборники материалов конференций по дистанционному обучению за последние несколько лет, можно заметить, что по отдельности такие технологии уже вовсю используются и в наших широтах. Сила специализированного пакета в глубокой интеграции его инструментов в единую среду разработки, внимательном отношении к существующим стандартам и существенном увеличении эффективности труда разработчика. Как видите, краеугольный камень этой системы качественный и совместимый с другими пакетами отдельный учебный курс. Пакет Macromedia Authorware 7.01 действует именно на этом уровне и относится к современному поколению интегрированных решений для разработки учебных компьютерных программ любой сложности, в том числе рассчитанных на работу в среде дистанционного обучения. Соответственно и клиенты Authorware специфические люди и организации, так или иначе связанные с предоставлением образовательных услуг или разработкой соответствующих продуктов. Мощный пакет требует к себе и соответствующего отношения. Нашей целью будет знакомство с общей логикой организации работы в пакете Macromedia Authorware и его главными возможностями. Как можно судить по номеру версии Authorware, данный пакет прошел вполне солидный путь развития. В седьмой версии была добавлена поддержка JavaScript, появился прямой импорт презентаций PowerPoint. Добавилась возможность гибкой работы с DVD, что повлекло за собой расширение перечня команд управления объектами. Кроме этого, были улучшены средства тестирования готовых проектов и усовершенствован интерфейс программы.
Разработка структуры проекта
Уже в 1950-60-х годах предпринимались попытки применить в педагогике некоторые положения кибернетики и математической логики. Одним из результатов подобных исследований стала концепция так называемого "программного" обучения. Вкратце ее смысл состоял в следующем. Учебный материал разбивался на отдельные самостоятельные порции, предназначенные для пошагового изучения. Для каждой такой порции составлялся контрольно- тестовый материал. Если обучаемый его успешно проходил, то ему предлагалась следующая порция информации, если нет следовало разъяснение ошибок и повтор этапа. Таким путем формировалась линейная или же разветвленная структура учебного курса со столь любимой кибернетиками обратной связью. Данный подход сравнительно легко формализуется. Как результат - большинство современных компьютерных обучающих систем построено именно по такому принципу. Даже беглого знакомства с Authorware достаточно для того, чтобы убедиться в том, что в основу этого пакета также заложены названные идеи.
Разработка курса в Authorware логически разбивается на несколько этапов. После анализа основных характеристик будущего продукта (целевая аудитория, задачи, содержание, применяемые технологии) создается логическая структура проекта, на которую потом навешивается "мясо" собственно контента курса и привлекательный дизайн. Данная структура наглядно представляется в виде дерева, на котором располагаются иконки, символизирующие различные объекты, которые можно добавить к проекту. Каждый такой объект может содержать различные типы данных: текст, графику, видео, исполняемый скрипт типов объектов довольно много. Есть и хороший набор интерактивных элементов, позволяющих гибко управлять поведением будущей обучающей программы. Иконки всех типов объектов сосредоточены на специальной панели инструментов Icon Palette. В деле размещения иконок объектов на дереве структуры проекта царит полнейший drag&drop - любую иконку можно просто перетащить на нужное место дерева разрабатываемого курса. При желании можно использовать меню File Insert. В этом случае Authorware ориентируется на тип указанного вами в диалоге файла и самостоятельно отнесет его к одному из известных пакету типов объектов. Щелчком по объекту на дереве проекта открывается вложенный уровень иерархии структуры или же диалог редактирования выделенного элемента. Каждый объект обладает своим набором параметров, отредактировать которые помогает Property Inspector, который открывается при щелчке по нужной иконке. Посмотреть на внешний вид объекта можно с помощью Presentation Window, там же удобно управлять дизайном конкретного объекта.
Разработка структуры курса дело творческое. Authorware, в свою очередь, предлагает средства ускорения данной работы шаблоны для некоторых наиболее распространенных задач. Крупный проект в полном соответствии с теорией рекомендуется разбивать на отдельные относительно независимые модули. Создать их можно группировкой нужных объектов с помощью инструмента Map Icon. По сути, вы можете создать внутри каждого такого модуля собственную структуру связей, этакий проект в проекте. Это позволяет рационально организовать работу - на уровне проекта вы будете управлять не сонмом отдельных объектов, а укрупненными модулями. Сами модули редактируются независимо друг от друга, что весьма кстати, если разработкой курса занимается не один человек, а команда специалистов. Кроме самой простой линейной структуры перемещения пользователя по учебному курсу, пакет Authorware работает и с куда более замысловатыми вариантами. Реализуется это с помощью двух главных схем это автоматический режим и режим свободной навигации. В первом случае программа сама управляет перемещениями пользователя, основываясь, например, на результатах пройденных им тестов, предлагая в зависимости от уровня этих результатов различные пути дальнейшего продвижения по курсу. Стоит сказать, что пакет распознает не только простые варианты прохождения теста на уровне "прошел не прошел", но также может перевести пользователя на новую ветку и по более тонким критериям, допустим, исходя из подсчета набранных им баллов. Это значительно повышает гибкость компьютерного курса. Таким образом, программа способна в определенной степени подстраиваться под уровень знаний пользователя. Кроме автоматического контроля, можно предложить пользователю полную свободу перемещения по курсу, заменив автоматического "стрелочника" удобной навигационной панелью, для создания которой в Authorware также есть собственные встроенные средства.
Отдельно следует назвать такой тип объекта, как Knowledge Object "объект знания", который является средством автоматизации разработки. Эти объекты представляют собой своеобразные заготовки наиболее востребованных элементов. Каждому типу Knowledge Object сопоставлен собственный мастер пошаговой настройки параметров объекта, который дополняется подробным описанием и онлайновой справкой. Некоторые Knowledge Object добавляются к проекту автоматически. Заложенные в Authorware объекты такого типа организованы в несколько категорий. Среди объектов группы New File Application и Quize. Первый представляет собой общую заготовку нового проекта, а второй шаблон страницы опроса с различными типами вопросов. Группа Assessment Knowledge Objects позволяет создавать интерактивные тренировочные задания различного плана, например, нацеленные на манипулирование объектами. Группа File Knowledge Objects отвечает за различные операции с файлами, будь то загрузка нужного шрифта, обращение к CD/DVD-приводам или работа с настроечными .ini-файлами. Категория Interface Knowledge Objects, как следует из названия, содержит инструменты для создания различных элементов интерфейса. Группа Internet Knowledge Objects содержит три типа объектов, связанных с настройкой специализированного Authorware Web Player, запуском браузера и открытием заданного адреса, а также с отправкой почты. Наконец, отдельно выделяется группа RTF Knowledge Objects, которая занимается операциями над объектами, созданными с помощью встроенного в Authorware RTF- редактора. В последнем случае вы сможете внедрить в текст специфические команды Authorware. Применение готовых, входящих в комплект поставки Authorware заготовок — не догма, их можно создавать и самостоятельно, используя различные инструменты пакета. Однако заметим, что применение Knowledge Object действительно заметно ускоряет работу над проектом.
Управлять отдельными действиями программы можно различными средствами необходимые фрагменты изготавливаются с использованием собственного языка Authorware Script Language, технологий JavaScript или ActiveX. Можно задействовать и XML. В системе существует возможность записи данных пользователя: его пути по изучаемому курсу, пройденные этапы, сделанные закладки и прочие полезные вещи. Данные сохраняются в специальном файле, содержащем все сведения о проведенной сессии. Для их хранения у пользователя автоматически создается соответствующий каталог, где программа и держит свои пожитки.
Добавление контента
Следующий этап это постепенное наполнение структуры курса заблаговременно подготовленной информацией. Сбор и упорядочивание всех данных и документов, которые будут задействованы в проекте, обеспечиваются рядом специализированных инструментов, главное место среди которых занимают библиотеки объектов. Различным типам элементов соответствуют свои собственные библиотеки для текста, звука, изображений, видео и т.д. Это позволяет грамотно организовать все необходимое информационное "сырье" и получить быстрый доступ к каждому документу. В Authorware все эти элементы отображаются как иконки, которыми можно свободно манипулировать в рамках структуры курса. Создание таких объектов можно вести как встроенными редакторами пакета, так и с помощью внешних специализированных приложений.
Кроме непосредственного включения необходимых документов в проект, можно создавать связи с внешними файлами, в том числе ставить и ссылки на сетевые адреса. При этом в ходе работы с таким контентом можно задействовать все стандартные возможности Authorware, в том числе, например, привязывать к ним скрипты. Стоит только помнить о том, что заданные пути к внешним файлам не должны вести в пустоту, поэтому после публикации готового курса следует контролировать неизменность этих путей и имен внешних файлов. Для облегчения работы с внешними ресурсами в Authorware предусмотрен специальный инструмент External Media Browser, с помощью которого можно увидеть список связанных файлов, проверить пути и произвести многие другие необходимые операции.
Публикация проекта
Готовый продукт может быть записан на любой съемный носитель - от дискеты до DVD — или же выставлен в сети - локальной или глобальной. Каждый названный способ имеет свои особенности, о чем следует подумать уже в самом начале разработки нового курса.
Если планируется запись на диск, то в проект можно включать большое количество мультимедиаданных, которые весьма любят кушать пространство, которого на диске предостаточно. В случае сетевой публикации вы получаете значительную гибкость в обновлении готового материала достаточно будет просто загрузить на сервер новые файлы. Однако здесь приходится учитывать ограничения каналов доступа ваших пользователей. Существует и комбинированный способ, сочетающий преимущества названных подходов и позволяющий обойти их недостатки так называемая Web-CD-технология. Суть ее в том, что наиболее объемные и неизменные разделы проекта записываются на CD/DVD, а изменчивая часть курса, то есть файлы, содержащие обновляемые сведения, хранятся на сервере. В программе, работающей на машине пользователя, связь с ними осуществляется с помощью ссылок на внешние ресурсы, о которых было рассказано выше. Таким образом, применение гибридной технологии в Authorware является штатным режимом работы и не представляет проблемы.
Довольно любопытные возможности предлагают встроенные в Authorware инструменты синхронизации обучающей программы с другими источниками звука и видео. Представьте ситуацию: у пользователя запущена такая обучающая программа, а в приводе загружен DVD с дополнительным учебным фильмом. В нужные моменты программа обращается к этому фильму, выбирая и демонстрируя необходимые в данный момент фрагменты. Для работы с готовой программой пользователю может понадобиться Authorware Web Player, включаемый в комплект поставки. О его доставке пользователю следует позаботиться заблаговременно. Обучающую программу, записанную на диск, можно снабдить собственным инсталлятором.
На завершающем этапе разработки стоит провести тестирование программы, которое необходимо для отлова возможных ошибок и всесторонней оптимизации производительности проекта. Не стоит забывать, что обучающая программа должна быть доступна как можно более широкому кругу потенциальных пользователей, в том числе со слабой компьютерной "матчастью". Это особенно актуально при создании курсов дистанционного обучения.
Вопросы совместимости
В самом начале статьи упоминалось, что в построении полномасштабной системы компьютерного обучения может быть задействован целый ряд различных программных пакетов. Возникает проблема их совместной работы. Совместимость Authorware с другими компонентами среды компьютерного обучения обеспечивается на двух уровнях. Во-первых, вы можете просто передать данные из обучающей программы для последующей обработки во внешнее приложение, например, сохранить их в базе данных. Второй уровень экспорт всех необходимых данных об объектах Authorware в XML-файл, соответствующий стандартам IMS/OTI и SCORM. Это значит, что впоследствии такие данные могут быть использованы любым другим приложением, совместимым с названными стандартами. Как правило, в диалогах редактирования любых объектов Authorware, которые должны содержать такие сведения, находятся соответствующие опции, воспользовавшись которыми можно указать все требуемые метаданные.
Поддержка
В комплект коробочной версии Authorware входит весьма солидная книжка руководство пользователя на 400 с лишним страниц английского текста. Лично мне это руководство понравилось - составлено оно весьма толково. Здесь есть как стандартные описания инструментов и функций, так и большое количество справочного материала и практических примеров, которым отведена почти треть книги. Хорошей практикой будет также периодическое обращение к официальной странице онлайновой поддержки Authorware, которая находится по адресу www.macromedia.com/support/authorware/. Существуют также весьма активные списки рассылки и другие источники информации по Authorware.
Итог
Разработчикам Authorware удалось совместить в своем продукте мощные средства разработки и сравнительную простоту эксплуатации пакета. Это стало возможным благодаря наглядной визуальной системе представления проекта и большому количеству мастеров и заготовок. При таких возможностях успех уже будет в большей степени зависеть от мастерства и уровня методической подготовки авторов курса. Особенно приятно наблюдать внимательное отношение к существующим в области компьютерного обучения стандартам обмена данными совместимость здесь еще никому никогда не мешала. Кроме применения по прямому назначению для создания курсов компьютерного обучения, пакет Authorware в принципе может быть использован и для других схожих целей. На мой взгляд, изготовление, например, мультимедийной энциклопедии ему тоже будет вполне по плечу. Одним словом, Authorware это серьезный пакет для решения серьезных задач.
Программа для обзора предоставлена компанией CPS — официальным представителем Macromedia в России
Алексей Кутовенко, alteridem@tut.by
Для обеспечения компьютерного обучения вообще и дистанционной его ипостаси в частности используется целый ряд специальных программных пакетов. В первую очередь, это пакеты создания самих отдельных обучающих программ. Если таких курсов много, то возникает потребность в системе общего управления процессом обучения. Для этого служат системы управления обучением (Learning Management Systems — сокращенно LMS). Здесь к организации курсов добавляется менеджмент пользователей системы, сбор статистики и другие функции, необходимые для полноценной организации учебного процесса. Существуют как коммерческие пакеты такого плана, так и целый легион собственных разработок отдельных организаций, в том числе "опенсорсовых". Когда данная система входит в состав информационной среды еще более высокого уровня, вписываясь в общую систему автоматизации всего учреждения образования, то получается структура, которую наши западные коллеги именуют Managed Learning Environment. Обычно это удел крупных вузов.
Если полистать, например, сборники материалов конференций по дистанционному обучению за последние несколько лет, можно заметить, что по отдельности такие технологии уже вовсю используются и в наших широтах. Сила специализированного пакета в глубокой интеграции его инструментов в единую среду разработки, внимательном отношении к существующим стандартам и существенном увеличении эффективности труда разработчика. Как видите, краеугольный камень этой системы качественный и совместимый с другими пакетами отдельный учебный курс. Пакет Macromedia Authorware 7.01 действует именно на этом уровне и относится к современному поколению интегрированных решений для разработки учебных компьютерных программ любой сложности, в том числе рассчитанных на работу в среде дистанционного обучения. Соответственно и клиенты Authorware специфические люди и организации, так или иначе связанные с предоставлением образовательных услуг или разработкой соответствующих продуктов. Мощный пакет требует к себе и соответствующего отношения. Нашей целью будет знакомство с общей логикой организации работы в пакете Macromedia Authorware и его главными возможностями. Как можно судить по номеру версии Authorware, данный пакет прошел вполне солидный путь развития. В седьмой версии была добавлена поддержка JavaScript, появился прямой импорт презентаций PowerPoint. Добавилась возможность гибкой работы с DVD, что повлекло за собой расширение перечня команд управления объектами. Кроме этого, были улучшены средства тестирования готовых проектов и усовершенствован интерфейс программы.
Разработка структуры проекта
Уже в 1950-60-х годах предпринимались попытки применить в педагогике некоторые положения кибернетики и математической логики. Одним из результатов подобных исследований стала концепция так называемого "программного" обучения. Вкратце ее смысл состоял в следующем. Учебный материал разбивался на отдельные самостоятельные порции, предназначенные для пошагового изучения. Для каждой такой порции составлялся контрольно- тестовый материал. Если обучаемый его успешно проходил, то ему предлагалась следующая порция информации, если нет следовало разъяснение ошибок и повтор этапа. Таким путем формировалась линейная или же разветвленная структура учебного курса со столь любимой кибернетиками обратной связью. Данный подход сравнительно легко формализуется. Как результат - большинство современных компьютерных обучающих систем построено именно по такому принципу. Даже беглого знакомства с Authorware достаточно для того, чтобы убедиться в том, что в основу этого пакета также заложены названные идеи.
Разработка курса в Authorware логически разбивается на несколько этапов. После анализа основных характеристик будущего продукта (целевая аудитория, задачи, содержание, применяемые технологии) создается логическая структура проекта, на которую потом навешивается "мясо" собственно контента курса и привлекательный дизайн. Данная структура наглядно представляется в виде дерева, на котором располагаются иконки, символизирующие различные объекты, которые можно добавить к проекту. Каждый такой объект может содержать различные типы данных: текст, графику, видео, исполняемый скрипт типов объектов довольно много. Есть и хороший набор интерактивных элементов, позволяющих гибко управлять поведением будущей обучающей программы. Иконки всех типов объектов сосредоточены на специальной панели инструментов Icon Palette. В деле размещения иконок объектов на дереве структуры проекта царит полнейший drag&drop - любую иконку можно просто перетащить на нужное место дерева разрабатываемого курса. При желании можно использовать меню File Insert. В этом случае Authorware ориентируется на тип указанного вами в диалоге файла и самостоятельно отнесет его к одному из известных пакету типов объектов. Щелчком по объекту на дереве проекта открывается вложенный уровень иерархии структуры или же диалог редактирования выделенного элемента. Каждый объект обладает своим набором параметров, отредактировать которые помогает Property Inspector, который открывается при щелчке по нужной иконке. Посмотреть на внешний вид объекта можно с помощью Presentation Window, там же удобно управлять дизайном конкретного объекта.
Разработка структуры курса дело творческое. Authorware, в свою очередь, предлагает средства ускорения данной работы шаблоны для некоторых наиболее распространенных задач. Крупный проект в полном соответствии с теорией рекомендуется разбивать на отдельные относительно независимые модули. Создать их можно группировкой нужных объектов с помощью инструмента Map Icon. По сути, вы можете создать внутри каждого такого модуля собственную структуру связей, этакий проект в проекте. Это позволяет рационально организовать работу - на уровне проекта вы будете управлять не сонмом отдельных объектов, а укрупненными модулями. Сами модули редактируются независимо друг от друга, что весьма кстати, если разработкой курса занимается не один человек, а команда специалистов. Кроме самой простой линейной структуры перемещения пользователя по учебному курсу, пакет Authorware работает и с куда более замысловатыми вариантами. Реализуется это с помощью двух главных схем это автоматический режим и режим свободной навигации. В первом случае программа сама управляет перемещениями пользователя, основываясь, например, на результатах пройденных им тестов, предлагая в зависимости от уровня этих результатов различные пути дальнейшего продвижения по курсу. Стоит сказать, что пакет распознает не только простые варианты прохождения теста на уровне "прошел не прошел", но также может перевести пользователя на новую ветку и по более тонким критериям, допустим, исходя из подсчета набранных им баллов. Это значительно повышает гибкость компьютерного курса. Таким образом, программа способна в определенной степени подстраиваться под уровень знаний пользователя. Кроме автоматического контроля, можно предложить пользователю полную свободу перемещения по курсу, заменив автоматического "стрелочника" удобной навигационной панелью, для создания которой в Authorware также есть собственные встроенные средства.
Отдельно следует назвать такой тип объекта, как Knowledge Object "объект знания", который является средством автоматизации разработки. Эти объекты представляют собой своеобразные заготовки наиболее востребованных элементов. Каждому типу Knowledge Object сопоставлен собственный мастер пошаговой настройки параметров объекта, который дополняется подробным описанием и онлайновой справкой. Некоторые Knowledge Object добавляются к проекту автоматически. Заложенные в Authorware объекты такого типа организованы в несколько категорий. Среди объектов группы New File Application и Quize. Первый представляет собой общую заготовку нового проекта, а второй шаблон страницы опроса с различными типами вопросов. Группа Assessment Knowledge Objects позволяет создавать интерактивные тренировочные задания различного плана, например, нацеленные на манипулирование объектами. Группа File Knowledge Objects отвечает за различные операции с файлами, будь то загрузка нужного шрифта, обращение к CD/DVD-приводам или работа с настроечными .ini-файлами. Категория Interface Knowledge Objects, как следует из названия, содержит инструменты для создания различных элементов интерфейса. Группа Internet Knowledge Objects содержит три типа объектов, связанных с настройкой специализированного Authorware Web Player, запуском браузера и открытием заданного адреса, а также с отправкой почты. Наконец, отдельно выделяется группа RTF Knowledge Objects, которая занимается операциями над объектами, созданными с помощью встроенного в Authorware RTF- редактора. В последнем случае вы сможете внедрить в текст специфические команды Authorware. Применение готовых, входящих в комплект поставки Authorware заготовок — не догма, их можно создавать и самостоятельно, используя различные инструменты пакета. Однако заметим, что применение Knowledge Object действительно заметно ускоряет работу над проектом.
Управлять отдельными действиями программы можно различными средствами необходимые фрагменты изготавливаются с использованием собственного языка Authorware Script Language, технологий JavaScript или ActiveX. Можно задействовать и XML. В системе существует возможность записи данных пользователя: его пути по изучаемому курсу, пройденные этапы, сделанные закладки и прочие полезные вещи. Данные сохраняются в специальном файле, содержащем все сведения о проведенной сессии. Для их хранения у пользователя автоматически создается соответствующий каталог, где программа и держит свои пожитки.
Добавление контента
Следующий этап это постепенное наполнение структуры курса заблаговременно подготовленной информацией. Сбор и упорядочивание всех данных и документов, которые будут задействованы в проекте, обеспечиваются рядом специализированных инструментов, главное место среди которых занимают библиотеки объектов. Различным типам элементов соответствуют свои собственные библиотеки для текста, звука, изображений, видео и т.д. Это позволяет грамотно организовать все необходимое информационное "сырье" и получить быстрый доступ к каждому документу. В Authorware все эти элементы отображаются как иконки, которыми можно свободно манипулировать в рамках структуры курса. Создание таких объектов можно вести как встроенными редакторами пакета, так и с помощью внешних специализированных приложений.
Кроме непосредственного включения необходимых документов в проект, можно создавать связи с внешними файлами, в том числе ставить и ссылки на сетевые адреса. При этом в ходе работы с таким контентом можно задействовать все стандартные возможности Authorware, в том числе, например, привязывать к ним скрипты. Стоит только помнить о том, что заданные пути к внешним файлам не должны вести в пустоту, поэтому после публикации готового курса следует контролировать неизменность этих путей и имен внешних файлов. Для облегчения работы с внешними ресурсами в Authorware предусмотрен специальный инструмент External Media Browser, с помощью которого можно увидеть список связанных файлов, проверить пути и произвести многие другие необходимые операции.
Публикация проекта
Готовый продукт может быть записан на любой съемный носитель - от дискеты до DVD — или же выставлен в сети - локальной или глобальной. Каждый названный способ имеет свои особенности, о чем следует подумать уже в самом начале разработки нового курса.
Если планируется запись на диск, то в проект можно включать большое количество мультимедиаданных, которые весьма любят кушать пространство, которого на диске предостаточно. В случае сетевой публикации вы получаете значительную гибкость в обновлении готового материала достаточно будет просто загрузить на сервер новые файлы. Однако здесь приходится учитывать ограничения каналов доступа ваших пользователей. Существует и комбинированный способ, сочетающий преимущества названных подходов и позволяющий обойти их недостатки так называемая Web-CD-технология. Суть ее в том, что наиболее объемные и неизменные разделы проекта записываются на CD/DVD, а изменчивая часть курса, то есть файлы, содержащие обновляемые сведения, хранятся на сервере. В программе, работающей на машине пользователя, связь с ними осуществляется с помощью ссылок на внешние ресурсы, о которых было рассказано выше. Таким образом, применение гибридной технологии в Authorware является штатным режимом работы и не представляет проблемы.
Довольно любопытные возможности предлагают встроенные в Authorware инструменты синхронизации обучающей программы с другими источниками звука и видео. Представьте ситуацию: у пользователя запущена такая обучающая программа, а в приводе загружен DVD с дополнительным учебным фильмом. В нужные моменты программа обращается к этому фильму, выбирая и демонстрируя необходимые в данный момент фрагменты. Для работы с готовой программой пользователю может понадобиться Authorware Web Player, включаемый в комплект поставки. О его доставке пользователю следует позаботиться заблаговременно. Обучающую программу, записанную на диск, можно снабдить собственным инсталлятором.
На завершающем этапе разработки стоит провести тестирование программы, которое необходимо для отлова возможных ошибок и всесторонней оптимизации производительности проекта. Не стоит забывать, что обучающая программа должна быть доступна как можно более широкому кругу потенциальных пользователей, в том числе со слабой компьютерной "матчастью". Это особенно актуально при создании курсов дистанционного обучения.
Вопросы совместимости
В самом начале статьи упоминалось, что в построении полномасштабной системы компьютерного обучения может быть задействован целый ряд различных программных пакетов. Возникает проблема их совместной работы. Совместимость Authorware с другими компонентами среды компьютерного обучения обеспечивается на двух уровнях. Во-первых, вы можете просто передать данные из обучающей программы для последующей обработки во внешнее приложение, например, сохранить их в базе данных. Второй уровень экспорт всех необходимых данных об объектах Authorware в XML-файл, соответствующий стандартам IMS/OTI и SCORM. Это значит, что впоследствии такие данные могут быть использованы любым другим приложением, совместимым с названными стандартами. Как правило, в диалогах редактирования любых объектов Authorware, которые должны содержать такие сведения, находятся соответствующие опции, воспользовавшись которыми можно указать все требуемые метаданные.
Поддержка
В комплект коробочной версии Authorware входит весьма солидная книжка руководство пользователя на 400 с лишним страниц английского текста. Лично мне это руководство понравилось - составлено оно весьма толково. Здесь есть как стандартные описания инструментов и функций, так и большое количество справочного материала и практических примеров, которым отведена почти треть книги. Хорошей практикой будет также периодическое обращение к официальной странице онлайновой поддержки Authorware, которая находится по адресу www.macromedia.com/support/authorware/. Существуют также весьма активные списки рассылки и другие источники информации по Authorware.
Итог
Разработчикам Authorware удалось совместить в своем продукте мощные средства разработки и сравнительную простоту эксплуатации пакета. Это стало возможным благодаря наглядной визуальной системе представления проекта и большому количеству мастеров и заготовок. При таких возможностях успех уже будет в большей степени зависеть от мастерства и уровня методической подготовки авторов курса. Особенно приятно наблюдать внимательное отношение к существующим в области компьютерного обучения стандартам обмена данными совместимость здесь еще никому никогда не мешала. Кроме применения по прямому назначению для создания курсов компьютерного обучения, пакет Authorware в принципе может быть использован и для других схожих целей. На мой взгляд, изготовление, например, мультимедийной энциклопедии ему тоже будет вполне по плечу. Одним словом, Authorware это серьезный пакет для решения серьезных задач.
Программа для обзора предоставлена компанией CPS — официальным представителем Macromedia в России
Алексей Кутовенко, alteridem@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2005 год в рубрике soft :: интернет