Интернет и религия: 2005-й вряд ли будет спокойным

Неподконтрольность Интернета традиционно беспокоит чиновников всех стран и всех уровней. С одной стороны, число пользователей Сети продолжает расти едва ли не в геометрической прогрессии. С другой — содержание его информационно-аналитических ресурсов зачастую откровенно контрастирует с теми штампами, которые внедряет в сознание масс официальная пропаганда. Как показывает практика, особенно тревожит "сетевая вольница" чиновников, так или иначе причастных к вопросам культуры, СМИ, образования и религии. Не остаются в стороне и сами церковные иерархи.

Православие

Известно, что многие священнослужители смотрят на Интернет как гиперболоид на Гарина — аж дым идет. С их точки зрения, Сеть — источник "дьявольских искушений и богомерзких соблазнов, трибуна дьявола". Руководство православной церкви относится к Интернету терпимее, но и оно не в восторге от пресловутого "разгула пошлости и порнографии, пропаганды тоталитарных сект и антихристианских культов". Именно этим вопросам была посвящена прошедшая в конце марта в Москве конференция "Религия и Церковь в информационном обществе". Мероприятие это, между прочим, было организовано Министерством информации России. Министр информации Леонид Рейман, открывая конференцию, сразу дал понять, что государство рассчитывает на поддержку церкви в вопросе контроля над распространением "неблагонадежного" контента. По словам министра, "информатизация — это хорошо, но...". Среди основных "но" были названы: уход миллионов людей из реальной жизни в виртуальное пространство, разрушение традиционных коммуникаций между людьми, угроза душевному здоровью детей. Собственно, под лозунгом "Защитим наших детей и молодежь!" и предложил министр религиозным лидерам объединить свои усилия с властью в благородном деле регулирования Рунета. "Необходимо духовное, религиозное освоение интернет-пространства", — заявил Леонид Рейман. Однако религиозные деятели практически отказались помогать Кремлю в решении этой весьма деликатной задачи. Они достаточно категорично заявили, что первопричина всех бед — в "моральном оскудении общества": мол, не Интернет контролировать надо, а нравственность поднимать. А православный протоиерей указал на то, что в российском сегменте Сети удельный вес информации о религии гораздо больше, чем в традиционных СМИ. Действительно, "религиозный Рунет", по разным данным, насчитывает от 3 до 6 тысяч сайтов. По сведениям, обнародованным на последних Международных Рождественских чтениях (январь 2005 г.), православных сайтов в России насчитывается около 1600. Достаточно активны в Рунете также мусульмане, протестанты и последователи так называемых "новых религиозных движений".

Для справки: Сейчас первые строчки в рейтингах религиозных ресурсов на "Яндексе" и "Рамблере" занимают сайты "Православие.Ру" (информационно- аналитическое издание московского Сретенского монастыря) и "Ислам.Ру" (независимый исламский информационный канал, финансируемый
предпринимателями из Дагестана). Весьма популярны "Форум Андрея Кураева" и несколько протестантских форумов. Из официальных сайтов религиозных конфессий наиболее рейтинговым является сайт РПЦ, а из светских интернет-изданий о религии — "Портал-Credo.Ru" и "Мир религий".

Католицизм
И здесь вокруг использования Интернета в церковных делах кипят нешуточные страсти. Так, недавно Конференция католических епископов Перу опубликовала официальное разъяснение о порядке совершения церковных таинств. Как заявили перуанские прелаты, "Для участия в таинстве исповеди необходимо физическое присутствие верующего и персональное заявление о его грехах священнику. Католическая церковь ни при каких условиях не признает действительным таинство, совершенное на расстоянии, при помощи интернета". Католические иерархи также напомнили своей пастве, что виртуальная реальность не может подменить собой "подлинное присутствие Христа в евхаристии, сакраментальную реальность таинств и соборную молитву" христианской общины. А немногим ранее представителями пресс-службы Ватикана были опубликованы два коротких документа, озаглавленные "Этика в Сети" и "Церковь в Сети", где прямо говорится об опасностях, которые подстерегают тех, кто ищет духовности в виртуальном мире, а также о недопустимости превращения Сети в "религиозный супермаркет". Предыдущие версии этих заявлений увидели свет еще в 2002 году. Судя по ним, особое недовольство Святого Престола вызывает то, что в Интернете любой пользователь без труда может подобрать себе "религию по вкусу" — исключив, таким образом, важный элемент духовного поиска. Конечно, католическая церковь также ведет активную пропаганду своих постулатов и своей идеологии в Сети. Но даже столь мощная организация оказалась неспособна на должном уровне противостоять натиску так называемых "новых религий", быстро и эффективно "окучивающих" пользователей Интернета.

Как ни странно, основную ответственность за создавшееся положение Ватикан возлагает на представителей большого бизнеса. По мнению Святого Престола, именно они более других выиграли от создания "виртуальной планеты", а потому важно, чтобы эти корпоративные структуры использовали свою мощь на благо всего человечества. Ватикану хотелось бы воспользоваться поистине безграничными возможностями Интернета для распространения Благой Вести, однако клирики обеспокоены "недостатком морали" в Сети. Изобилие религиозного контента в онлайне сравнивается в этих документах с субстанцией, изменяющей сознание и обладающей "почти наркотическим воздействием". Поэтому священнослужителям настоятельно рекомендуется отвлекать верующих от этих виртуальных сообществ, чтобы вернуть их в лоно реальной веры. Священникам предписано как можно больше времени и сил уделять живому общению с паствой, создавая альтернативу общению "компьютерному". Ватикан традиционно критикует политические режимы, блокирующие свободный доступ в Сеть, но вместе с тем призывает к вводу неких "разумных ограничений", препятствующих распространению в онлайне насилия и ненависти. Прерогативой определения пределов этих ограничений Ватикан наделяет, прежде всего, представителей интернет-индустрии. На втором месте по важности — общественно-религиозные объединения верующих.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2005 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета