Проектные студии X, XX, XXL-2005
Еще с февраля этого года у меня появилась идея структурировать и описать современное наполнение проектных студий различных бюджетных звеньев. Я постоянно возвращался к данной теме, но, видно, наступило время систематизировать имеющуюся информацию. Начнем этот материал, пожалуй, с одного письма…
Горячая линия…
Hello Christopher!
Очень интересует твое мнение на тему выбора ноутбука для полуживых выступлений и создания музыки (VSTi и программа-секвенсор), около $1500. 1. Можно ли использовать ноут на базе Athlon 64? Насколько современный музыкальный софт оптимизирован под Intel?
2. Подойдет ли для этих задач мобильный процессор Centrino?
3. Что выбрать: Athlon 64 3400+(2.2 GHz) или Pentium M Centrino 1,6 GHz, учитывая, что все-таки производительность важнее, чем продолжительность работы батареи?
4. Достаточно ли для этого винчестера 5400 об.?
5. И, если не лень, посоветуй, пожалуйста, аудиокарту FireWire, или USB, или PCMCIA из сравнительно н дорогих для вывода приемлемого для концерта звука, имеющую MIDI I/O, поддержку ASIO.
Вместо ноутбука для живых выступлений и студийной работы за эти деньги гораздо рациональнее купить barebone-систему типа Shuttle XPC. Программных секвенсоров, если говорить о 64-разрядных системах, на самом деле мало — такие решения есть у Cubase SX 3 или Cakewalk SONAR 4. Отдельно отмечу появление новой программы, специально предназначенной для обеспечения живых выступлений — brainspawn forte 1.5
(www.brainspawn.com). Также для живых выступлений можно применять программно-аппаратный комплекс Muse Research Receptor (www.museresearch.com). Это компьютер и ПО в одном лице, стоит порядка $1300.
Теперь о железе. При выборе процессоров я всегда предпочитаю брать более дешевый вариант из двух идентичных, поскольку старение технологий происходит в стремительном режиме, а приобретение компьютера должно окупаться. Что касается Intel и AMD — разработчики железа и ПО поддерживают и те, и другие технологии. Винчестеры для ноутбуков, как, впрочем, и другое основное железо для них, не отличаются высокими характеристиками в плане производительности. Поэтому я и рекомендую обратить внимание на barebone-системы именно с этой точки зрения. USB-решений достаточно много, посмотрите что-нибудь из M-Audio и Edirol. Недавно появился очень хороший FireWire-интерфейс Focusrite Saffire — правда, он дороговат (около $500), — с ним поставляется ПО Cubase LE и плагины собственной разработки, которые работают за счет встроенного в этот интерфейс DSP. Таков был ответ на присланное письмо, а далее мы непосредственно перейдем к теме этого материала.
Х, ХХ, XXL…
По аналогии с размерной сеткой мы разобьем проектные студии на малые — "Х-2005", средние — "ХХ-2005" и большие — "ХХL-2005". Стоит отметить, что говорим мы большей частью о проектных студиях, не касаясь серьезных профессиональных решений, переделанных особняков прошлого века и т.п. В рамках описания каждой градации в учет стоимости входит как аппаратная часть, так и софт. Они должны соответствовать друг другу.
Студия Х-2005
Малые проектные студии предназначены для создания демо-продуктов, а именно записи, аранжировки, сведения, финальной обработки готового трека. Все рассчитано на стерео. Данная студия не предусматривает возможности качественной записи на микрофоны — для ее обеспечения необходимо обращаться в профессиональные студии. Между тем, студия Х-2005 позволяет записывать инструменты, производить репетиционную сессию и т.п. С точки зрения аппаратной части РС требования небольшие: Athlon 1700+ (или аналог от Intel), 256-512 Мб RAM, HDD ~ 80 Гб, привод CD-RW, видео — минимальное разрешение 1024х768, модем. ОС — Windows XP SP1 или Windows 2000 SP3 и выше. Звуковой интерфейс — на выбор ESI Juli@, M-Audio Adiophile 2496, M-Audio Audiophile 192, Didigram UAX 220 + MIDI-USB-контроллер. Наушники — модели из бюджетных линий Sennheizer, Nady, AKG. Мониторы — бюджетные активные колонки Microlab или Behringer.
Программное обеспечение:
Мультитрек — на выбор Mackie Traction, n-Track Studio, Cubase LE, ACID Music, FL Studio. Звуковой редактор — GoldWave. Эффект-процессоры — Kjaerhus GAC-1, Waves Native Bundle. Гитарный процессор — IK Multimedia Amplitube. Инструменты — IK Multimedia SampleTank. Программа для записи на CD — Nero Burning ROM. В данной комбинации стоимость софта примерно равна стоимости железа. Общая цена такой студии будет где-то в пределах до $1.000. Урезанный вариант Х-2005, исключающий MIDI и инструменты и оснащенный только мультитрековой программой, звуковым редактором и эффект- процессорами, может рассматриваться как репортерское рабочее место для радио и ТВ.
Самым начинающим вместо всего приведенного софта можно порекомедовать комплекс от англичан из Fervent Software — Studio..to Go! В нем собраны все необходимые программы, причем они не требуют установки, а загружаются прямо с CD. Его стоимость равняется примерно 50 фунтам. Это значительно экономит затратную часть на ПО.
Студия ХХ-2005
Студия ХХ-2005 ориентирована на выпуск качественных демо-продуктов, является хорошим решением для студий радио-, ТВ-продакшн, предусматривает возможности качественной записи на микрофон и инструментов, профессионального сведения и аранжировки, качественной финальной обработки. Аппартная часть:
CPU — 2,5 ГГц и выше, RAM — 1-2 Гб, HDD — 160 Гб, привод CD/DVD-RW, модем, видео — 1024х768 и выше, порты FireWire и множество USB (по USB- ключам производится авторизация многого профессионального музыкального софта). ОС — Windows XP SP1 или Windows 2000 SP3 и выше. Как один из наиболее приемлемых вариантов для ХХ-2005 — использование barebone системных блоков производства Shuttle из новой серии, базирующейся на CPU Intel Pentium 4 с ядром Prescott-2M.
Наиболее рекомендованные для данного варианта звуковые интерфейсы в рамках 2005 года — Focusrite Saffire (FireWire), M-Audio FireWire Audiophile, M-Audio FireWire 410, ESI QuataFire 610, Echo Layla 3G. Если интересуют гибридные варианты с совмещением MIDI-клавиатуры и аудиоинтерфейса, то наиболее интересным решением будет M-Audio Ozonic (FireWire). Наушники — AKG 271 Studio или Sony MDR 7509. Микрофоны — дорогая линейка от Nady, бюджетные серии от Rode или AKG. Мониторы — бюджетные линии от Behringer, KRK, M-Audio, Tannoy, возможно использование Microlab. MIDI-клавиатура — по выбору.
Программное обеспечение:
Мультитрек — на выбор Mackie Traction, MAGIX Samplitude/Sequoia 8, Steinberg Cubase SX 3, Sony ACID Pro 5, Sony Vegas 5/6 (для радио/ТВ- продакшн). Программа для выравнивания вокала/инструмента (автотюнер) — Celemony Melodyne. Звуковой редактор — Steinberg WaveLab 4/5, Sony Sound Forge 8 (для радио/ТВ-продакшн). Эффект-процессоры — Kjaerhus Audio GAC-1, Waves Diamond Bundle, Prosoniq Morph, Prosoniq Rayverb, WaveArts MasterVerb, qSonic One… Гитарный процессор — IK Multimedia Amplitube либо Native Instruments Guitar Rig. Инструменты — на выбор Steinberg HALion, IK Multimedia Sonik Synth, IK Multimedia Miroslav Philarmonik (классические оркестровые звуки), Native Instruments Kontakt 2, Spectrasonic Stylus RMX (грув-машина). Native Instruments Absynth 3, Native Instruments Reaktor 5…
Несмотря на гораздо большие возможности, студия "ХХ" примерно в 2-2,5 раза дороже "Х". Хотя в данном случае не может быть верхней ценовой границы. "XX-2005" в урезанном варианте является хорошей платформой для обеспечения живых концертных выступлений при условии наличия программы brainspawn forte 1.5 (около $130). Она позволяет использовать в режиме реального времени инструменты стандартов VSTi, DXi, ReWire, эффект- процессоры VST и DirectX. Т.е. forte 1.5 вы можете использовать и как эффект-процессор, и как блок синтеза. Таким образом, все обработки и инструменты, которые вы используете при создании композиции в мультитрековой программе, можно перенести в brainspawn forte и сделать полноценное живое выступление.
Студия XXL-2005
XXL-2005 — это решение, позволяющее производить продукцию профессионального уровня, причем не только в стерео, но и в многоканальных стандартах (Dolby, DTS). Обычно оно может быть представлено в виде готовых программно-аппаратных комплексов под ключ либо комплектуется определенным образом. Главная задача при проектировании XXL — обеспечение высокой производительности. Учитывая нынешние реалии, нужно отметить, что одним системным блоком при создании XXL не обойтись — нужно как минимум два: первый отвечает за мультитрек, второй — за эффект-процессинг и синтез. Как наиболее дешевый вариант XXL следует рассматривать описанный нами XX-2005 плюс компьютер-эффект-процессор от Muse Research — Receptor ($1300) c ПО Receptor 1.2. Внутри данного устройства находятся мощный компьютер с CPU Athlon 2500+, 256 Мб RAM (возможен апгрейд до 2 Гб), 40 Гб- винчестер и аудиоинтерфейс на 5 входов (2 аналоговых + 1 инструментальный + 1 стерео S/PDIF) и 12 выходов (2 аналоговых и 10 цифровых (8 ADAT + 1 стерео S/PDIF) плюс дополнительный выход на наушники. Внутренние АЦП/ЦАП работают с характеристиками 24/96. Есть MIDI I/O. Специальное ПО Receptor 1.2 функционирует на ядре Linux и является достаточно продвинутым коммутационным блоком. Между тем, формат плагинов, использующихся в рамках устройства — VST-процессоры и инструменты для Windows. Их можно закачивать в Receptor по сети.
В отдельном виде Receptor представляет собой описанный нами вариант XX-2005 для живых выступлений, то есть он может функционировать самостоятельно. В рамках данного устройства предусмотрена возможность подключения клавиатуры, мыши и монитора. Можно обойтись и без них, поскольку у Receptor есть на передней панели ЖКИ-дисплей и кнопки управления. Также по аналогии с данным решением XXL-2005 можно собрать из двух студий ХХ, просчитав при этом возможности их правильной коммутации. Если вы решите использовать программы от Steinberg — Cubase SX/Nuendo 2/3, то там коммутация между компьютерами может быть автоматизированной благодаря уникальной технологии VSL (Virtual System Link).
Отдельно хочется сказать о многоканальных системах. Цена на профессиональное ПО в их рамках вырастает сразу на несколько сотен долларов — дело в том, что энкодеры/декодеры многоканальных форматов Dolby и DTS далеко не бесплатны. И ко мне часто обращаются с вопросами, что выбрать из этих двух стандартов. Опираясь на реалии 2005 года, я бы сказал о повсеместном распространении стандартов Dolby. В последнее время утвердилось мнение, что DTS является больше профессиональным стандартом для кино, чем для потребительского медиа. Но теперь и с этим можно поспорить, поскольку во всех звуковых номинациях на последней церемонии награждений "Оскар" были представлены фильмы, использующие технологии только от Dolby Labs. У Dolby есть и еще одно преимущество — их стандарты прижились в современном цифровом вещании. Посему на данный момент эти технологии являются наиболее предпочтительными.
Суммарная стоимость XXL-студии включает цену двух XX-2005 плюс энкодеры/декодеры многоканальных стандартов и плюс специальные плагины многоканальной обработки (Waves IR-360). На чем можно сэкономить? Поскольку мы пользуемся двумя РС, то возможно использование одного комплекта "клавиатура, мышь, монитор" сразу для обоих. Для этих целей используются специальные KVM-коммутаторы. В более продвинутом варианте XXL-2005 может вмещать сеть из неограниченного количества РС. Помимо этого, в каждый из них можно встроить дочерние платы эффект-процессинга, которые за счет своих процессоров разгружают CPU компьютеров. На Musikmesse 2005 TC Electronic обновила свои решения в данной области. Стоимость одной такой платы составляет примерно $1300.
В завершение. Так к чему стремиться?
Если ваша студия предназначена для домашнего музицирования, то варианта X-2005 вполне хватит. Если же вы собираетесь зарабатывать на базе данной студии деньги (создавать проекты, делать концерты), то нужно учесть главное правило: софт и железо должны быть соизмеримы по возможностям. Я не раз видел картину, когда на ноутбук с достаточно слабым процессором или маломощный компьютер буквально "натягивали" Nuendo, да еще и мощные VST- синтезаторы. В результате ни о каком полноценном рабочем процессе не могло быть и речи, а тем более о появлении на базе этой системы законченных готовых продуктов. В последнее время появилось много недорогого и малоресурсоемкого ПО. На его базе можно производить продукцию. То есть соизмеримость нужно соблюдать во всем.
Кристофер, christopher@tut.by
Горячая линия…
Hello Christopher!
Очень интересует твое мнение на тему выбора ноутбука для полуживых выступлений и создания музыки (VSTi и программа-секвенсор), около $1500. 1. Можно ли использовать ноут на базе Athlon 64? Насколько современный музыкальный софт оптимизирован под Intel?
2. Подойдет ли для этих задач мобильный процессор Centrino?
3. Что выбрать: Athlon 64 3400+(2.2 GHz) или Pentium M Centrino 1,6 GHz, учитывая, что все-таки производительность важнее, чем продолжительность работы батареи?
4. Достаточно ли для этого винчестера 5400 об.?
5. И, если не лень, посоветуй, пожалуйста, аудиокарту FireWire, или USB, или PCMCIA из сравнительно н дорогих для вывода приемлемого для концерта звука, имеющую MIDI I/O, поддержку ASIO.
Вместо ноутбука для живых выступлений и студийной работы за эти деньги гораздо рациональнее купить barebone-систему типа Shuttle XPC. Программных секвенсоров, если говорить о 64-разрядных системах, на самом деле мало — такие решения есть у Cubase SX 3 или Cakewalk SONAR 4. Отдельно отмечу появление новой программы, специально предназначенной для обеспечения живых выступлений — brainspawn forte 1.5
(www.brainspawn.com). Также для живых выступлений можно применять программно-аппаратный комплекс Muse Research Receptor (www.museresearch.com). Это компьютер и ПО в одном лице, стоит порядка $1300.
Теперь о железе. При выборе процессоров я всегда предпочитаю брать более дешевый вариант из двух идентичных, поскольку старение технологий происходит в стремительном режиме, а приобретение компьютера должно окупаться. Что касается Intel и AMD — разработчики железа и ПО поддерживают и те, и другие технологии. Винчестеры для ноутбуков, как, впрочем, и другое основное железо для них, не отличаются высокими характеристиками в плане производительности. Поэтому я и рекомендую обратить внимание на barebone-системы именно с этой точки зрения. USB-решений достаточно много, посмотрите что-нибудь из M-Audio и Edirol. Недавно появился очень хороший FireWire-интерфейс Focusrite Saffire — правда, он дороговат (около $500), — с ним поставляется ПО Cubase LE и плагины собственной разработки, которые работают за счет встроенного в этот интерфейс DSP. Таков был ответ на присланное письмо, а далее мы непосредственно перейдем к теме этого материала.
Х, ХХ, XXL…
По аналогии с размерной сеткой мы разобьем проектные студии на малые — "Х-2005", средние — "ХХ-2005" и большие — "ХХL-2005". Стоит отметить, что говорим мы большей частью о проектных студиях, не касаясь серьезных профессиональных решений, переделанных особняков прошлого века и т.п. В рамках описания каждой градации в учет стоимости входит как аппаратная часть, так и софт. Они должны соответствовать друг другу.
Студия Х-2005
Малые проектные студии предназначены для создания демо-продуктов, а именно записи, аранжировки, сведения, финальной обработки готового трека. Все рассчитано на стерео. Данная студия не предусматривает возможности качественной записи на микрофоны — для ее обеспечения необходимо обращаться в профессиональные студии. Между тем, студия Х-2005 позволяет записывать инструменты, производить репетиционную сессию и т.п. С точки зрения аппаратной части РС требования небольшие: Athlon 1700+ (или аналог от Intel), 256-512 Мб RAM, HDD ~ 80 Гб, привод CD-RW, видео — минимальное разрешение 1024х768, модем. ОС — Windows XP SP1 или Windows 2000 SP3 и выше. Звуковой интерфейс — на выбор ESI Juli@, M-Audio Adiophile 2496, M-Audio Audiophile 192, Didigram UAX 220 + MIDI-USB-контроллер. Наушники — модели из бюджетных линий Sennheizer, Nady, AKG. Мониторы — бюджетные активные колонки Microlab или Behringer.
Программное обеспечение:
Мультитрек — на выбор Mackie Traction, n-Track Studio, Cubase LE, ACID Music, FL Studio. Звуковой редактор — GoldWave. Эффект-процессоры — Kjaerhus GAC-1, Waves Native Bundle. Гитарный процессор — IK Multimedia Amplitube. Инструменты — IK Multimedia SampleTank. Программа для записи на CD — Nero Burning ROM. В данной комбинации стоимость софта примерно равна стоимости железа. Общая цена такой студии будет где-то в пределах до $1.000. Урезанный вариант Х-2005, исключающий MIDI и инструменты и оснащенный только мультитрековой программой, звуковым редактором и эффект- процессорами, может рассматриваться как репортерское рабочее место для радио и ТВ.
Самым начинающим вместо всего приведенного софта можно порекомедовать комплекс от англичан из Fervent Software — Studio..to Go! В нем собраны все необходимые программы, причем они не требуют установки, а загружаются прямо с CD. Его стоимость равняется примерно 50 фунтам. Это значительно экономит затратную часть на ПО.
Студия ХХ-2005
Студия ХХ-2005 ориентирована на выпуск качественных демо-продуктов, является хорошим решением для студий радио-, ТВ-продакшн, предусматривает возможности качественной записи на микрофон и инструментов, профессионального сведения и аранжировки, качественной финальной обработки. Аппартная часть:
CPU — 2,5 ГГц и выше, RAM — 1-2 Гб, HDD — 160 Гб, привод CD/DVD-RW, модем, видео — 1024х768 и выше, порты FireWire и множество USB (по USB- ключам производится авторизация многого профессионального музыкального софта). ОС — Windows XP SP1 или Windows 2000 SP3 и выше. Как один из наиболее приемлемых вариантов для ХХ-2005 — использование barebone системных блоков производства Shuttle из новой серии, базирующейся на CPU Intel Pentium 4 с ядром Prescott-2M.
Наиболее рекомендованные для данного варианта звуковые интерфейсы в рамках 2005 года — Focusrite Saffire (FireWire), M-Audio FireWire Audiophile, M-Audio FireWire 410, ESI QuataFire 610, Echo Layla 3G. Если интересуют гибридные варианты с совмещением MIDI-клавиатуры и аудиоинтерфейса, то наиболее интересным решением будет M-Audio Ozonic (FireWire). Наушники — AKG 271 Studio или Sony MDR 7509. Микрофоны — дорогая линейка от Nady, бюджетные серии от Rode или AKG. Мониторы — бюджетные линии от Behringer, KRK, M-Audio, Tannoy, возможно использование Microlab. MIDI-клавиатура — по выбору.
Программное обеспечение:
Мультитрек — на выбор Mackie Traction, MAGIX Samplitude/Sequoia 8, Steinberg Cubase SX 3, Sony ACID Pro 5, Sony Vegas 5/6 (для радио/ТВ- продакшн). Программа для выравнивания вокала/инструмента (автотюнер) — Celemony Melodyne. Звуковой редактор — Steinberg WaveLab 4/5, Sony Sound Forge 8 (для радио/ТВ-продакшн). Эффект-процессоры — Kjaerhus Audio GAC-1, Waves Diamond Bundle, Prosoniq Morph, Prosoniq Rayverb, WaveArts MasterVerb, qSonic One… Гитарный процессор — IK Multimedia Amplitube либо Native Instruments Guitar Rig. Инструменты — на выбор Steinberg HALion, IK Multimedia Sonik Synth, IK Multimedia Miroslav Philarmonik (классические оркестровые звуки), Native Instruments Kontakt 2, Spectrasonic Stylus RMX (грув-машина). Native Instruments Absynth 3, Native Instruments Reaktor 5…
Несмотря на гораздо большие возможности, студия "ХХ" примерно в 2-2,5 раза дороже "Х". Хотя в данном случае не может быть верхней ценовой границы. "XX-2005" в урезанном варианте является хорошей платформой для обеспечения живых концертных выступлений при условии наличия программы brainspawn forte 1.5 (около $130). Она позволяет использовать в режиме реального времени инструменты стандартов VSTi, DXi, ReWire, эффект- процессоры VST и DirectX. Т.е. forte 1.5 вы можете использовать и как эффект-процессор, и как блок синтеза. Таким образом, все обработки и инструменты, которые вы используете при создании композиции в мультитрековой программе, можно перенести в brainspawn forte и сделать полноценное живое выступление.
Студия XXL-2005
XXL-2005 — это решение, позволяющее производить продукцию профессионального уровня, причем не только в стерео, но и в многоканальных стандартах (Dolby, DTS). Обычно оно может быть представлено в виде готовых программно-аппаратных комплексов под ключ либо комплектуется определенным образом. Главная задача при проектировании XXL — обеспечение высокой производительности. Учитывая нынешние реалии, нужно отметить, что одним системным блоком при создании XXL не обойтись — нужно как минимум два: первый отвечает за мультитрек, второй — за эффект-процессинг и синтез. Как наиболее дешевый вариант XXL следует рассматривать описанный нами XX-2005 плюс компьютер-эффект-процессор от Muse Research — Receptor ($1300) c ПО Receptor 1.2. Внутри данного устройства находятся мощный компьютер с CPU Athlon 2500+, 256 Мб RAM (возможен апгрейд до 2 Гб), 40 Гб- винчестер и аудиоинтерфейс на 5 входов (2 аналоговых + 1 инструментальный + 1 стерео S/PDIF) и 12 выходов (2 аналоговых и 10 цифровых (8 ADAT + 1 стерео S/PDIF) плюс дополнительный выход на наушники. Внутренние АЦП/ЦАП работают с характеристиками 24/96. Есть MIDI I/O. Специальное ПО Receptor 1.2 функционирует на ядре Linux и является достаточно продвинутым коммутационным блоком. Между тем, формат плагинов, использующихся в рамках устройства — VST-процессоры и инструменты для Windows. Их можно закачивать в Receptor по сети.
В отдельном виде Receptor представляет собой описанный нами вариант XX-2005 для живых выступлений, то есть он может функционировать самостоятельно. В рамках данного устройства предусмотрена возможность подключения клавиатуры, мыши и монитора. Можно обойтись и без них, поскольку у Receptor есть на передней панели ЖКИ-дисплей и кнопки управления. Также по аналогии с данным решением XXL-2005 можно собрать из двух студий ХХ, просчитав при этом возможности их правильной коммутации. Если вы решите использовать программы от Steinberg — Cubase SX/Nuendo 2/3, то там коммутация между компьютерами может быть автоматизированной благодаря уникальной технологии VSL (Virtual System Link).
Отдельно хочется сказать о многоканальных системах. Цена на профессиональное ПО в их рамках вырастает сразу на несколько сотен долларов — дело в том, что энкодеры/декодеры многоканальных форматов Dolby и DTS далеко не бесплатны. И ко мне часто обращаются с вопросами, что выбрать из этих двух стандартов. Опираясь на реалии 2005 года, я бы сказал о повсеместном распространении стандартов Dolby. В последнее время утвердилось мнение, что DTS является больше профессиональным стандартом для кино, чем для потребительского медиа. Но теперь и с этим можно поспорить, поскольку во всех звуковых номинациях на последней церемонии награждений "Оскар" были представлены фильмы, использующие технологии только от Dolby Labs. У Dolby есть и еще одно преимущество — их стандарты прижились в современном цифровом вещании. Посему на данный момент эти технологии являются наиболее предпочтительными.
Суммарная стоимость XXL-студии включает цену двух XX-2005 плюс энкодеры/декодеры многоканальных стандартов и плюс специальные плагины многоканальной обработки (Waves IR-360). На чем можно сэкономить? Поскольку мы пользуемся двумя РС, то возможно использование одного комплекта "клавиатура, мышь, монитор" сразу для обоих. Для этих целей используются специальные KVM-коммутаторы. В более продвинутом варианте XXL-2005 может вмещать сеть из неограниченного количества РС. Помимо этого, в каждый из них можно встроить дочерние платы эффект-процессинга, которые за счет своих процессоров разгружают CPU компьютеров. На Musikmesse 2005 TC Electronic обновила свои решения в данной области. Стоимость одной такой платы составляет примерно $1300.
В завершение. Так к чему стремиться?
Если ваша студия предназначена для домашнего музицирования, то варианта X-2005 вполне хватит. Если же вы собираетесь зарабатывать на базе данной студии деньги (создавать проекты, делать концерты), то нужно учесть главное правило: софт и железо должны быть соизмеримы по возможностям. Я не раз видел картину, когда на ноутбук с достаточно слабым процессором или маломощный компьютер буквально "натягивали" Nuendo, да еще и мощные VST- синтезаторы. В результате ни о каком полноценном рабочем процессе не могло быть и речи, а тем более о появлении на базе этой системы законченных готовых продуктов. В последнее время появилось много недорогого и малоресурсоемкого ПО. На его базе можно производить продукцию. То есть соизмеримость нужно соблюдать во всем.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2005 год в рубрике hard :: мультимедиа