КРИ 2005. Игроиндустрия в "Космосе"
C 1 по 3 апреля включительно в московской гостинице "Космос" прошла третья международная Конференция Разработчиков компьютерных Игр ( www.kriconf.ru/ ). Со времен прошедшей КРИ 2004 существенных изменений в специфике проведения не появилось: ход мероприятия по-прежнему можно условно разделить на две части: КРИ Expo и конференц-часть.
Однако, прежде чем мы отправимся гулять по выставочному залу и заглядывать в конференц-залы гостиницы, давайте сделаем краткий экскурс в историю развития российского аналога Game Developers Conference.
Как вы, возможно, знаете, первая КРИ прошла в далеком уже 2003 году в одном из корпусов Московского государственного университета и собрала ровно 40 компаний-разработчиков и издателей. Число посетивших тогда достигло скромной отметки в 1500 человек. Вторая конференция прошла ровно через год в стенах все той же гостиницы "Космос", а число компаний, принимавших участие в КРИ 2004, достигло 120. Чувствуете разницу? Подсчетами точного числа посетивших никто не занимался, но и ежу понятно, что оно было в разы больше посетителей КРИ 2003. Нынешняя Конференция Разработчиков Игр любезно "приютила" уже 160 компаний-участниц, а число посетителей быстро превзошло все ожидания. В связи с этим в первый день мероприятия, когда вход для всех желающих был совершенно бесплатным (во второй и третий день ценник скакнул до 3000 рублей), в мраморном холе "Космоса" было не протолкнуться. Больше всех, конечно же, доставалось очаровательным девушкам-промоутершам. Пиарщикам многих известных игровых компаний тоже приходилось несладко — многим из них не удавалось вырваться даже на двухминутный перекур. Постоянно напрягали "пробки" у стендов таких компаний, как Nival Interactive, проводившей розыгрыш футболок/зажигалок/прочих девайсов, или "1С", дававшей всем желающим посмотреть на первого русского Diablo-киллера — Blood Magic. У бокса с регистрацией журналистов/участников постоянно (а в первый день особенно) собиралась длиннющая очередь. Впрочем, тем, кто пришел в числе первых, удалось получить заветный бэджик и выиграть все, что можно, у Nival'a без очереди…
Вместе с тем отметим качественную организацию. Из явных упущений организаторов мы можем выделить лишь отсутствие пресс-центра для журналистов. Усилиями компании Intel, правда, была организована точка доступа Wi-Fi, где любой желающий мог провести несколько минут со своим ноутбуком или КПК. Но все же мы искренне надеемся, что в следующий раз организаторы учтут этот досадный промах.
КРИ 2005 также почтили своим присутствием и люди, не имеющие к игровой индустрии прямого отношения. Это, например, Виктор Сухоруков, игравший в к/ф "Брат", "Брат 2", "Антикиллер", который радовался аки дите малое, глядя на себя-виртуального в игре "Антикиллер", крутившейся на стенде "Нового Диска". Или Константин Эрнст, продюсер ОРТ, регулярно заглядывающий на стенд компании "Никита". Среди лиц, имеющих к игровой индустрии самое прямое отношение, был замечен ст. о/у Гоблин (он же Дмитрий Пучков), известный своими смешными переводами известных мировых
киноблокбастеров ("Братва и кольцо", "Сорванные Башни", "Возвращение Бомжа", "Буря в стакане" и т.д.) и в данный момент работающий над проектом "Санитары Подземелий" вместе с фирмой "1С". Ну и, конечно же, регулярно попадали в поле зрения специальные гости КРИ 2005 — Джош Сойер и Ричард Грей. О них мы расскажем ниже.
Выставочная часть (КРИ Expo)
Проходившая в мраморном холе гостиницы "Космос" выставочная часть была довольно зрелищной и насыщенной всевозможными яркими событиями. Очаровательные девушки-промоутерши приветливо улыбались всем пришедшим, неустанно позировали перед объективами камер и, естественно, рекламировали свою компанию, раздавая цветную "макулатуру"…
А теперь коротко пробежимся по самым интересным (опять-таки, на наш взгляд) стендам.
Geleos
Этот стенд располагался ближе всех к входу/выходу, а потому был замечен нами в первую очередь. Демонстрировалась на нем всего одна игра — LADA Racing Club, превью которой есть у нас на сайте. Несмотря на то, что вышеупомянутая игра в рекламе не нуждается, раскрутку устроили просто шикарную. В первый день проведения на стенде было устроено стриптиз-шоу, главные героини которого два оставшихся дня просто просиживали на специально установленных сиденьях, напоминающих таковые в спортивных автомобилях. Демонстрационный билд игрушки, нельзя не заметить, "падал" с пугающей регулярностью. Но это совершенно не испортило общего впечатления от стенда и его содержимого.
"1C"
Стенд фирмы "1С" был если не самым, то одним из самых массовых стендов на КРИ 2005. Мы имеем в виду число людей, которое удалось привлечь его содержимым. В случае с "1С" контент был более чем обширным: было представлено аж пять новых проектов. Это, прежде всего, "В Тылу Врага 2", затем "Санитары Подземелий", "Магия Крови", "Бригада Е5" и "Восхождение на Трон". Некоторым из этих проектов в дальнейшем мы посвятим полноценные превью.
KranX Productions
Глава компании Андрей "КранК" Кузьмин не представлял никаких игровых проектов, а лишь собственно свою продюсерскую компанию, которая проводила съемки фильма об отечественном игродевелопменте. Сам КранК появлялся на стенде довольно редко, но самые терпеливые журналисты все же дождались его и завалили лавиной вопросов. Мы не стали издеваться над психикой бедного Андрея и пошли бродить по экспозиции дальше…
"Акелла"
На стенде "Акеллы" крутились "Корсары III", "Одиссея Капитана Блада" и "Морской Охотник", собравшие, как мы узнаем позже, внушительный набор наград от коллегии жюри. Отметим удачное расположение стенда (недалеко от выхода) и великолепное оформление. Эффектно смотрелась миниатюрная корабельная пушка и украшавшие ее девушки в форме ВМФ.
Nival Interactive
Самым приятным сюрпризом КРИ 2005 от Nival Interactive стала проведенная компанией закрытая демонстрация пятой части Heroes Of Might & Magic. Вашему покорному слуге посчастливилось попасть в число первых, кто увидел игру воочию. Однако подробно рассказать вам о ней мы не можем, потому как Nival'овцы допускали к просмотру только тех, кто предварительно подписал договор о неразглашении. "Бумажка" была более чем серьезной, и в случае нарушения оговоренных правил нарушившему грозит международный суд с UbiSoft Entertainment и бешеный штраф. А дело здесь в том, что мировому издателю Heroes Of Might & Magic — вышеупомянутой UbiSoft Entertainment — очень не хотелось раскрывать карты до предстоящей выставки Е3, которая пройдет в середине мая в Лос-Анджелесе. Разумеется, полноценное превью, написанное под впечатлением от увиденного, уже готово, но опубликовать его мы сможем не раньше 18 мая. Пока же можем смело вас заверить: игра не разочарует! На вопрос о дате выхода сотрудники Nival Interactive отвечают неопределенно: начало 2006 года. Но, как вы сами понимаете, эту дату нельзя назвать даже предварительной.
Ну, а стенд, в общем, был под стать "1С"-овскому. Количество представленных проектов, хоть и не было большим, зато все показанные игры были проектами высшего класса: "Серп и Молот", "Ночной Дозор", "Блицкриг 2". Проводились различные конкурсы, а присутствующие разработчики были рады побеседовать с посетителями. Кстати, на стенде Nival'a появился-таки Сергей Лукьяненко, по мотивам творчества которого ваяется игра "Ночной дозор", и особо внимательные журналисты не преминули воспользоваться возможностью задать автору ряд вопросов.
"ИДДК"
Этот приятный во всех отношениях стенд так и остался бы незамеченным, если бы не вовремя подоспевшая Инесса Дехтярева, усадившая вашего покорного слугу за столик, напоившая минералкой и всучившая профайл компании вместе с демо-диском. Из игровых проектов, издаваемых компанией, были представлены (но, к сожалению, не показаны) Refuse и "Красная Акула 2". Последний представляет собой аркадный вертолетный симулятор, а о первом мы подробно расскажем чуть позже.
"Новый Диск"
Стенд этой далеко не самой неизвестной издательской компании был сделан по примеру многих Е3'шных боксов — закрытым. Благодаря такому подходу, журналисты были избавлены от необходимости расталкивать собравшуюся детвору и пробираться к демонстрационному экрану. Проектом номер один были "Пираты XXI Века". Из прочего выделим "Ночной Дозор Racing" и LADA Racing Club, о котором мы уже сегодня упоминали.
GSC Game World
Вы уж догадались, да? Конечно, выставлялся в первую очередь проект S.T.A.L.K.E.R.: Shadow Of Chernobyl. Была даже возможность в него поиграть, чем мы незамедлительно воспользовались. Представляем себе ваши заинтересованные лица. Но впечатления мы выскажем позже. А вторым проектом стали недавно вышедшие "Казаки 2: Наполеоновские Войны", обзор которых уже пишут наши авторы.
Печатные игровые издания
Глянцевые игровые журналы были представлены всего двумя издательскими домами: "Игромания" и Game(land). Особого интереса с нашей стороны эти стенды не вызывали, но народу вокруг крутилось неимоверное количество. И дело даже не в полухалявных выпусках журналов, а в популярности и возведении в культ людей, стоящих за созданием этим журналов. Что ж, чем бы детвора ни тешилась…
Мастер-классы, доклады, семинары, лекции…
В рамках КРИ было прочитано более 100 докладов на самые разные темы: программирование, звук, арт, гейм-дизайн, организация бизнеса и т.д. Подробно останавливаться на каких-либо отдельных выступлениях мы не будем, потому как организаторы в скором времени пообещали выложить для открытого скачивания тексты абсолютно всех докладов. Поэтому мы просто перечислим самое запоминающееся:
. Мастер-класс Ричарда "Levelord" Грея.
. Мастер-класс Джоша Сойера.
. Intel, Виктория Жилина. "От настольных игр к карманным".
. "Акелла", Сергей Белистов и Андрей Батанов. "Co-Development — вместе к успеху".
. KranX Productions, Олег Ставицкий. "Выбор редакции. В погоне за высоким рейтингом".
. "Тетраном", Георгий Шестопалько. "Разработка игровой легенды. Сюжет и конечная цель MMORPG".
. Nival Interactive, Алексей Борзых. "1000 мелочей".
. Nvidia, Юрий Уральский. "Различные подходы к "мягким" теням".
. "1С", Дмитрий Ножнин. "Типичные ошибки молодого гейм-дизайнера".
. GSC Game World, Алексей Савченко. "MMORPG. Привлекательность на уровне подсознания".
. ATI, Геннадий Ригер, Уилл Дэймон. "Обзор передовых графических технологий от ATI".
. Reaxion, Александр Колосков. "Мобильные игры в 2005 году: все по-взрослому".
. Nival interactive, Антон Мартыненко. "Все Normal!" (об использовании технологии normal mapping — Прим. авт.).
. "Бука", Роман Потапкин. "Технические особенности локализации".
. KranX Productions, Андрей "КранК" Кузьмин. "Аспекты игростроения III, сеанс одновременной игры".
. "1С", Юрий Крячко. "Шейдерная вода, переход в третье измерение".
. "Никита", Михаил Кириллов. "Карманная вселенная. Сфера Mobile".
Церемония награждения (КРИ Awards)
Заключительной частью КРИ 2005 традиционно стала торжественная церемония КРИ Awards. Проходила она в главном гостиничном концертном зале. И прошла, как и в прошлый раз, веселой, яркой и запоминающейся. Правда, перед входом в концертный зал незадолго до начала образовался неслабый затор.
Однако мест хватило всем, оставалось даже несколько свободных: зал был заполнен процентов на 80-85. Однако хорошие места закончились невероятно быстро. Нам, как всегда, повезло, и мы наблюдали за церемонией примерно с 10 ряда в самой середине зала. Для "подогрева" публики были приглашены профессиональные ведущие с "Радио Максимум" — Сергей Стиллавин и Геннадий Бачинский, которые выполняли свою работу на пять с плюсом: не давали скучать собравшимся, регулярно подкалывали разработчиков, выходящих за призами и "правильно" переводили с английского речи гостей мероприятия. Прежде, чем перейти к объявлению номинаций и победителей, представим вам состав жюри — людей, общее мнение которых предопределило судьбу многих игровых проектов, разработчиков и издателей:
. Дмитрий Архипов ("Акелла").
. Антон Большаков (GSC Game World).
. Дмитрий Голубничий ("РС Игры").
. Олег Данилов ("Домашний ПК").
. Дмитрий Жуков (Primal Software).
. Игорь Карев (Action Forms).
. Александр Кузьменко ("Игромания").
. Андрей "КранК" Кузьмин (KranX Productions).
. Александр Лысковский (Alawar Entertainment).
. Сергей Лянге (XS Magazine).
. Юрий Мирошников ("1С").
. Александр Михайлов ("Бука").
. Сергей Орловский (Nival Interactive).
. Вячеслав Плотников (Game Factory Interactive).
. Андрей Подшибякин (PC Gamer Russian Edition).
. Юрий Поморцев ("Страна Игр").
. Никита Скрипкин ("Никита").
. Влад Суглобов (G5 Software).
. Александр Федоров (DTF).
. Михаил Федоров (Creat Studio).
. Малик Хатажаев (Lesta Studio).
Как видите, компания собралась более чем серьезная. Во вкусе и правильности выбора этих людей сомневаться не приходилось. Конечно, некоторые решения коллегии жюри можно было бы долго оспаривать. Но мы ограничимся приведением заезженной пословицы "на вкус и цвет товарищей нет" и перейдем к оглашению списка номинаций, претендентов и победителей.
Лучший дебют
Приз в первой номинации КРИ 2005 выпала честь вручать Никите Скрипкину — главе компании "Никита". А в роли претендентов на победу были представлены следующие проекты:
. "Магия Крови".
. "Мор. Утопия".
. "Сталинград".
Необходимо пояснить, что номинантами могли стать только те проекты, которые являются первыми у своих создателей. Победителем стала игра "Сталинград" от российской команды разработчиков из DTF Games. Хотя, по нашему скромному мнению, из всех представленных игр самой достойной была "Магия Крови" от никому не известной студии SkyFallen.
Лучшая игра без издателя
В этой номинации номинантами стали:
. "Золотая Бутса".
. "НеБЫТь".
. "Храбрые Гномы: Крадущиеся Тени".
Здесь приз доставался компании-разработчику, не нашедшей еще издателя для своего проекта. Награждал победителя во второй номинации КРИ 2005 Михаил Федоров из питерской команды Creat Studio. И вторая награда КРИ 2005 досталась игре "Храбрые Гномы: Крадущиеся Тени", разрабатываемой студией GameOver-Games.
Самый нестандартный проект
Премию в этой номинации вручал сам Андрей "КранК" Кузьмин, основавший недавно первую в России продюсерскую компанию KranX Productions. А номинировались сюда:
. "Мор. Утопия".
. "Скаженi Пацюкi".
. You Are Empty.
Победа в этой номинации, которая не нуждается в разъяснениях, досталась игре "Мор. Утопия".
Лучшая зарубежная игра
Для вручения приза в этой номинации на сцену вышел Олег Данилов — редактор издания "Домашний ПК". Номинанты:
. Brothers In Arms: Road To Hill 30.
. Playboy The Mansion.
. "Принц Персии: Схватка с Судьбой".
Самым достойным зарубежным проектом, по мнению жюри, в этом году на КРИ стала игра Brothers In Arms: Road To Hill 30, разработанная компанией Gearbox Software.
Лучшая игра для портативных платформ
Награждал победителя Александр Лысковский из известной российской компании Alawar Entertainment, известной рядом shareware-игрушек и старенькой, но вполне оригинальной и индивидуальной стратегией "Сварог". В этой номинации были представлены проекты для КПК и мобильных телефонов:
Death Drive.
. Fight Hard 2.
. Мобильная "Сфера".
А победителем, как и ожидалось, стала мобильная версия MMORPG "Сфера", разработанная компанией "Никита".
Лучшая игра для игровых консолей
Для присуждения победы в этой номинации был приглашен Дмитрий Архипов из "Акеллы". В роли номинантов были представлены следующие консольные игры:
. American Chopper.
. Swashbucklers: Legacy Of Drake.
Номинантов было всего двое, и каждый из этих был достоен звания, однако… г-н Архипов грамотно выдержал интригующую паузу и отдал приз команде Creat Studio за проект American Chopper. Как отметил Дмитрий, "в прошлом году сотрудники Creat Studio награждали нас. А в этом все стало на свои места и мы награждаем их!". Это и было объяснением выбора. Качество American Chopper'a, скажем прямо, оставляет желать лучшего. Можно было найти кандидата и подостойнее.
Приз от прессы
Победителя в этой номинации выбирали игровые издания. Победа присуждалась игровой компании, достигшей больших успехов в своей профессиональной деятельности. Номинантов здесь не было, был лишь победитель — издательская компания "Новый Диск", представившая на этой КРИ сразу 8 новых проектов. Вручал премию Сергей Лянге — издатель новоявленного глянцевого игрожурнала XS Magazine. Лицо PR-менеджера компании Анны "Gaya" Федоровой, взявшей приз в руки уже в зрительном зале, надо было видеть! Столько эмоций! Видимо, компания не была настроена на то, чтобы увезти сегодня с собой красивую хрустальную статуэтку.
Приз от индустрии
В этой номинации также не было номинантов. Для объявления победителя и вручения награды на сцену поднялся Сергей Орловский — глава компании Nival Interactive. Высказав много приятных слов, Сергей отдал хрустальную премию владивостокской студии Elemental Games за создание фантастического жанрового гибрида "Космические Рейнджеры 2". Лидер компании Дмитрий Гусаров вышел на сцену в некоторой растерянности. И, как он признался позже, "был готов абсолютно ко всему, но только не к тому, что сам выйду на эту сцену".
Лучшее звуковое оформление
Здесь победу присуждал Андрэа Дорте — представитель Creative Labs — звукового спонсора КРИ 2005. Он объявил следующих номинантов:
. "Корсары III".
. "Одиссея Капитана Блада".
. "Сталинград".
Ну, а победителем стала компания "Акелла" со своим проектом "Корсары III". В этой номинации, к слову, был представлен еще один проект "Акеллы" — "Одиссея Капитана Блада". Сотрудники компании, по-видимому, хорошо дружат со звуковыми технологиями. Либо с Creative Labs…
Лучшая технология
Эта премия традиционно присуждается за достижения в области игровых технологий. В этом году здесь были представлены следующие претенденты:
. "В Тылу Врага 2".
. "Морской Охотник".
. You Are Empty.
Отдавал приз победителю Влад Суглобов из G5 Software. Получать почетную награду вышел Дмитрий Архипов из компании "Акелла", потому что победителем, как многие уже догадались, стал проект "Морской Охотник".
Лучшая игровая графика
Спонсором этой номинации выступала компания ATI, по совместительству являющаяся графическим спонсором КРИ 2005. Приз вручал ее представитель Геннадий Ригер. А номинировались:
. "В Тылу Врага 2".
You Are Empty.
. "Морской Охотник".
И снова награда досталась проекту "Морской Охотник". А в качестве дополнительного приза от ATI "Акелла" получила видеокарту Radeon X850 с 512 мегабайтами памяти.
Лучший игровой дизайн
Приз в этой номинации вручался игре с лучшим игровым процессом/концепцией. Вручал награду сам Джош Сойер. Номинировались:
. "В Тылу Врага 2".
. "Корсары III".
. "Космические Рейнджеры 2".
Предугадать, кому достанется победа, было несложно. Приз за лучший игровой дизайн получила тактико-ролевая-экшен-стратегия "В Тылу Врага", разрабатываемая украинской студией Best Way и издаваемая фирмой "1С".
А теперь переходим к самым почетным номинациям и наградам.
Лучшая игра для РС
Для объявления номинантов и победителя на сцену была приглашена девушка-представитель платинового спонсора КРИ 2005 (Intel) Софья Саркисова. Претендентами в этой номинации были:
. "Альфа: Антитеррор".
. Parkan 2.
. "Адреналин Шоу".
"Лучшей игрой для РС КРИ 2005" стал Parkan 2 от компании "Никита". Только вот дополнительного приза, как в случае с компанией ATI, Intel'овцы не вручили…
Лучшая компания-локализатор
Награждал победителя в этой престижной номинации Михаил Федоров из Creat Studio. А номинировались сюда следующие компании:
. "Акелла".
. "Бука".
. "Никита".
Не будем тянуть: приз достался компании "Акелла", чьим успехам на локализаторском фронте могли в равной степени позавидовать все остальные претенденты.
Лучшая компания-издатель
Для вручения награды на сцену поднялся однофамилец вышеупомянутого Михаила Федорова из Creat Studio — Александр Федоров из команды DTF. Ну, а претендовали на звание лучшей компании-издателя:
. Фирма "1С".
. "Акелла".
. "Бука".
И победителем стала фирма "1С", что, в общем-то, тоже было вполне ожидаемо.
Лучшая компания-разработчик
Признайтесь, вы уже догадываетесь, кому достанется приз. Мы, также как и большинство собравшихся в концертном зале гостиницы "Космос", тоже догадывались. Так или иначе, для вручения награды в этой номинации был приглашен Александр Михайлов из компании "Бука", а претендентами являлись:
. Nival Interactive.
. Creat Studio.
. "Акелла".
Победа, конечно же, досталась команде Nival'a, а сам приз унес в свою обитель Сергей Орловский.
И, наконец, последняя и самая почетная/престижная номинация.
Лучшая игра КРИ 2005
Приз вручал Юрий Мирошников из "1С". Претендентами стали:
Heroes of Might & Magic V.
. "Корсары III".
. "В Тылу Врага 2".
У вас еще остались сомнения, кто стал победителем? Конечно же, Heroes of Might & Magic V. Но, как мы сказали вам чуть выше, до 18 мая 2005 г. ничего о ней мы рассказать не можем.
Ну вот и все. Три дня третьей международной Конференции Разработчиков Игр пролетели невероятно быстро. Что можно сказать в заключение? КРИ — это не выставка, как многие до сих пор считают, а в первую очередь конференция. КРИ можно безо всякого преувеличения назвать школой начинающих разработчиков. Это просто кладезь полезной и нужной информации. Несмотря на то, что вход без предварительной регистрации стоил более $100, тот, кто пренебрег возможностью посетить сие мероприятие, потерял очень многое.
P.S. А сразу после закрытия КРИ 2005 стало известно, что главные герои завершившегося мероприятия — компания Nival Interactive — была продана американскому холдингу Enter1 Group. Вы ведь тоже догадывались, что все шло именно к этому?..
2005, Roll, rolly@techlabs.by
Однако, прежде чем мы отправимся гулять по выставочному залу и заглядывать в конференц-залы гостиницы, давайте сделаем краткий экскурс в историю развития российского аналога Game Developers Conference.
Как вы, возможно, знаете, первая КРИ прошла в далеком уже 2003 году в одном из корпусов Московского государственного университета и собрала ровно 40 компаний-разработчиков и издателей. Число посетивших тогда достигло скромной отметки в 1500 человек. Вторая конференция прошла ровно через год в стенах все той же гостиницы "Космос", а число компаний, принимавших участие в КРИ 2004, достигло 120. Чувствуете разницу? Подсчетами точного числа посетивших никто не занимался, но и ежу понятно, что оно было в разы больше посетителей КРИ 2003. Нынешняя Конференция Разработчиков Игр любезно "приютила" уже 160 компаний-участниц, а число посетителей быстро превзошло все ожидания. В связи с этим в первый день мероприятия, когда вход для всех желающих был совершенно бесплатным (во второй и третий день ценник скакнул до 3000 рублей), в мраморном холе "Космоса" было не протолкнуться. Больше всех, конечно же, доставалось очаровательным девушкам-промоутершам. Пиарщикам многих известных игровых компаний тоже приходилось несладко — многим из них не удавалось вырваться даже на двухминутный перекур. Постоянно напрягали "пробки" у стендов таких компаний, как Nival Interactive, проводившей розыгрыш футболок/зажигалок/прочих девайсов, или "1С", дававшей всем желающим посмотреть на первого русского Diablo-киллера — Blood Magic. У бокса с регистрацией журналистов/участников постоянно (а в первый день особенно) собиралась длиннющая очередь. Впрочем, тем, кто пришел в числе первых, удалось получить заветный бэджик и выиграть все, что можно, у Nival'a без очереди…
Вместе с тем отметим качественную организацию. Из явных упущений организаторов мы можем выделить лишь отсутствие пресс-центра для журналистов. Усилиями компании Intel, правда, была организована точка доступа Wi-Fi, где любой желающий мог провести несколько минут со своим ноутбуком или КПК. Но все же мы искренне надеемся, что в следующий раз организаторы учтут этот досадный промах.
КРИ 2005 также почтили своим присутствием и люди, не имеющие к игровой индустрии прямого отношения. Это, например, Виктор Сухоруков, игравший в к/ф "Брат", "Брат 2", "Антикиллер", который радовался аки дите малое, глядя на себя-виртуального в игре "Антикиллер", крутившейся на стенде "Нового Диска". Или Константин Эрнст, продюсер ОРТ, регулярно заглядывающий на стенд компании "Никита". Среди лиц, имеющих к игровой индустрии самое прямое отношение, был замечен ст. о/у Гоблин (он же Дмитрий Пучков), известный своими смешными переводами известных мировых
киноблокбастеров ("Братва и кольцо", "Сорванные Башни", "Возвращение Бомжа", "Буря в стакане" и т.д.) и в данный момент работающий над проектом "Санитары Подземелий" вместе с фирмой "1С". Ну и, конечно же, регулярно попадали в поле зрения специальные гости КРИ 2005 — Джош Сойер и Ричард Грей. О них мы расскажем ниже.
Выставочная часть (КРИ Expo)
Проходившая в мраморном холе гостиницы "Космос" выставочная часть была довольно зрелищной и насыщенной всевозможными яркими событиями. Очаровательные девушки-промоутерши приветливо улыбались всем пришедшим, неустанно позировали перед объективами камер и, естественно, рекламировали свою компанию, раздавая цветную "макулатуру"…
А теперь коротко пробежимся по самым интересным (опять-таки, на наш взгляд) стендам.
Geleos
Этот стенд располагался ближе всех к входу/выходу, а потому был замечен нами в первую очередь. Демонстрировалась на нем всего одна игра — LADA Racing Club, превью которой есть у нас на сайте. Несмотря на то, что вышеупомянутая игра в рекламе не нуждается, раскрутку устроили просто шикарную. В первый день проведения на стенде было устроено стриптиз-шоу, главные героини которого два оставшихся дня просто просиживали на специально установленных сиденьях, напоминающих таковые в спортивных автомобилях. Демонстрационный билд игрушки, нельзя не заметить, "падал" с пугающей регулярностью. Но это совершенно не испортило общего впечатления от стенда и его содержимого.
"1C"
Стенд фирмы "1С" был если не самым, то одним из самых массовых стендов на КРИ 2005. Мы имеем в виду число людей, которое удалось привлечь его содержимым. В случае с "1С" контент был более чем обширным: было представлено аж пять новых проектов. Это, прежде всего, "В Тылу Врага 2", затем "Санитары Подземелий", "Магия Крови", "Бригада Е5" и "Восхождение на Трон". Некоторым из этих проектов в дальнейшем мы посвятим полноценные превью.
KranX Productions
Глава компании Андрей "КранК" Кузьмин не представлял никаких игровых проектов, а лишь собственно свою продюсерскую компанию, которая проводила съемки фильма об отечественном игродевелопменте. Сам КранК появлялся на стенде довольно редко, но самые терпеливые журналисты все же дождались его и завалили лавиной вопросов. Мы не стали издеваться над психикой бедного Андрея и пошли бродить по экспозиции дальше…
"Акелла"
На стенде "Акеллы" крутились "Корсары III", "Одиссея Капитана Блада" и "Морской Охотник", собравшие, как мы узнаем позже, внушительный набор наград от коллегии жюри. Отметим удачное расположение стенда (недалеко от выхода) и великолепное оформление. Эффектно смотрелась миниатюрная корабельная пушка и украшавшие ее девушки в форме ВМФ.
Nival Interactive
Самым приятным сюрпризом КРИ 2005 от Nival Interactive стала проведенная компанией закрытая демонстрация пятой части Heroes Of Might & Magic. Вашему покорному слуге посчастливилось попасть в число первых, кто увидел игру воочию. Однако подробно рассказать вам о ней мы не можем, потому как Nival'овцы допускали к просмотру только тех, кто предварительно подписал договор о неразглашении. "Бумажка" была более чем серьезной, и в случае нарушения оговоренных правил нарушившему грозит международный суд с UbiSoft Entertainment и бешеный штраф. А дело здесь в том, что мировому издателю Heroes Of Might & Magic — вышеупомянутой UbiSoft Entertainment — очень не хотелось раскрывать карты до предстоящей выставки Е3, которая пройдет в середине мая в Лос-Анджелесе. Разумеется, полноценное превью, написанное под впечатлением от увиденного, уже готово, но опубликовать его мы сможем не раньше 18 мая. Пока же можем смело вас заверить: игра не разочарует! На вопрос о дате выхода сотрудники Nival Interactive отвечают неопределенно: начало 2006 года. Но, как вы сами понимаете, эту дату нельзя назвать даже предварительной.
Ну, а стенд, в общем, был под стать "1С"-овскому. Количество представленных проектов, хоть и не было большим, зато все показанные игры были проектами высшего класса: "Серп и Молот", "Ночной Дозор", "Блицкриг 2". Проводились различные конкурсы, а присутствующие разработчики были рады побеседовать с посетителями. Кстати, на стенде Nival'a появился-таки Сергей Лукьяненко, по мотивам творчества которого ваяется игра "Ночной дозор", и особо внимательные журналисты не преминули воспользоваться возможностью задать автору ряд вопросов.
"ИДДК"
Этот приятный во всех отношениях стенд так и остался бы незамеченным, если бы не вовремя подоспевшая Инесса Дехтярева, усадившая вашего покорного слугу за столик, напоившая минералкой и всучившая профайл компании вместе с демо-диском. Из игровых проектов, издаваемых компанией, были представлены (но, к сожалению, не показаны) Refuse и "Красная Акула 2". Последний представляет собой аркадный вертолетный симулятор, а о первом мы подробно расскажем чуть позже.
"Новый Диск"
Стенд этой далеко не самой неизвестной издательской компании был сделан по примеру многих Е3'шных боксов — закрытым. Благодаря такому подходу, журналисты были избавлены от необходимости расталкивать собравшуюся детвору и пробираться к демонстрационному экрану. Проектом номер один были "Пираты XXI Века". Из прочего выделим "Ночной Дозор Racing" и LADA Racing Club, о котором мы уже сегодня упоминали.
GSC Game World
Вы уж догадались, да? Конечно, выставлялся в первую очередь проект S.T.A.L.K.E.R.: Shadow Of Chernobyl. Была даже возможность в него поиграть, чем мы незамедлительно воспользовались. Представляем себе ваши заинтересованные лица. Но впечатления мы выскажем позже. А вторым проектом стали недавно вышедшие "Казаки 2: Наполеоновские Войны", обзор которых уже пишут наши авторы.
Печатные игровые издания
Глянцевые игровые журналы были представлены всего двумя издательскими домами: "Игромания" и Game(land). Особого интереса с нашей стороны эти стенды не вызывали, но народу вокруг крутилось неимоверное количество. И дело даже не в полухалявных выпусках журналов, а в популярности и возведении в культ людей, стоящих за созданием этим журналов. Что ж, чем бы детвора ни тешилась…
Мастер-классы, доклады, семинары, лекции…
В рамках КРИ было прочитано более 100 докладов на самые разные темы: программирование, звук, арт, гейм-дизайн, организация бизнеса и т.д. Подробно останавливаться на каких-либо отдельных выступлениях мы не будем, потому как организаторы в скором времени пообещали выложить для открытого скачивания тексты абсолютно всех докладов. Поэтому мы просто перечислим самое запоминающееся:
. Мастер-класс Ричарда "Levelord" Грея.
. Мастер-класс Джоша Сойера.
. Intel, Виктория Жилина. "От настольных игр к карманным".
. "Акелла", Сергей Белистов и Андрей Батанов. "Co-Development — вместе к успеху".
. KranX Productions, Олег Ставицкий. "Выбор редакции. В погоне за высоким рейтингом".
. "Тетраном", Георгий Шестопалько. "Разработка игровой легенды. Сюжет и конечная цель MMORPG".
. Nival Interactive, Алексей Борзых. "1000 мелочей".
. Nvidia, Юрий Уральский. "Различные подходы к "мягким" теням".
. "1С", Дмитрий Ножнин. "Типичные ошибки молодого гейм-дизайнера".
. GSC Game World, Алексей Савченко. "MMORPG. Привлекательность на уровне подсознания".
. ATI, Геннадий Ригер, Уилл Дэймон. "Обзор передовых графических технологий от ATI".
. Reaxion, Александр Колосков. "Мобильные игры в 2005 году: все по-взрослому".
. Nival interactive, Антон Мартыненко. "Все Normal!" (об использовании технологии normal mapping — Прим. авт.).
. "Бука", Роман Потапкин. "Технические особенности локализации".
. KranX Productions, Андрей "КранК" Кузьмин. "Аспекты игростроения III, сеанс одновременной игры".
. "1С", Юрий Крячко. "Шейдерная вода, переход в третье измерение".
. "Никита", Михаил Кириллов. "Карманная вселенная. Сфера Mobile".
Церемония награждения (КРИ Awards)
Заключительной частью КРИ 2005 традиционно стала торжественная церемония КРИ Awards. Проходила она в главном гостиничном концертном зале. И прошла, как и в прошлый раз, веселой, яркой и запоминающейся. Правда, перед входом в концертный зал незадолго до начала образовался неслабый затор.
Однако мест хватило всем, оставалось даже несколько свободных: зал был заполнен процентов на 80-85. Однако хорошие места закончились невероятно быстро. Нам, как всегда, повезло, и мы наблюдали за церемонией примерно с 10 ряда в самой середине зала. Для "подогрева" публики были приглашены профессиональные ведущие с "Радио Максимум" — Сергей Стиллавин и Геннадий Бачинский, которые выполняли свою работу на пять с плюсом: не давали скучать собравшимся, регулярно подкалывали разработчиков, выходящих за призами и "правильно" переводили с английского речи гостей мероприятия. Прежде, чем перейти к объявлению номинаций и победителей, представим вам состав жюри — людей, общее мнение которых предопределило судьбу многих игровых проектов, разработчиков и издателей:
. Дмитрий Архипов ("Акелла").
. Антон Большаков (GSC Game World).
. Дмитрий Голубничий ("РС Игры").
. Олег Данилов ("Домашний ПК").
. Дмитрий Жуков (Primal Software).
. Игорь Карев (Action Forms).
. Александр Кузьменко ("Игромания").
. Андрей "КранК" Кузьмин (KranX Productions).
. Александр Лысковский (Alawar Entertainment).
. Сергей Лянге (XS Magazine).
. Юрий Мирошников ("1С").
. Александр Михайлов ("Бука").
. Сергей Орловский (Nival Interactive).
. Вячеслав Плотников (Game Factory Interactive).
. Андрей Подшибякин (PC Gamer Russian Edition).
. Юрий Поморцев ("Страна Игр").
. Никита Скрипкин ("Никита").
. Влад Суглобов (G5 Software).
. Александр Федоров (DTF).
. Михаил Федоров (Creat Studio).
. Малик Хатажаев (Lesta Studio).
Как видите, компания собралась более чем серьезная. Во вкусе и правильности выбора этих людей сомневаться не приходилось. Конечно, некоторые решения коллегии жюри можно было бы долго оспаривать. Но мы ограничимся приведением заезженной пословицы "на вкус и цвет товарищей нет" и перейдем к оглашению списка номинаций, претендентов и победителей.
Лучший дебют
Приз в первой номинации КРИ 2005 выпала честь вручать Никите Скрипкину — главе компании "Никита". А в роли претендентов на победу были представлены следующие проекты:
. "Магия Крови".
. "Мор. Утопия".
. "Сталинград".
Необходимо пояснить, что номинантами могли стать только те проекты, которые являются первыми у своих создателей. Победителем стала игра "Сталинград" от российской команды разработчиков из DTF Games. Хотя, по нашему скромному мнению, из всех представленных игр самой достойной была "Магия Крови" от никому не известной студии SkyFallen.
Лучшая игра без издателя
В этой номинации номинантами стали:
. "Золотая Бутса".
. "НеБЫТь".
. "Храбрые Гномы: Крадущиеся Тени".
Здесь приз доставался компании-разработчику, не нашедшей еще издателя для своего проекта. Награждал победителя во второй номинации КРИ 2005 Михаил Федоров из питерской команды Creat Studio. И вторая награда КРИ 2005 досталась игре "Храбрые Гномы: Крадущиеся Тени", разрабатываемой студией GameOver-Games.
Самый нестандартный проект
Премию в этой номинации вручал сам Андрей "КранК" Кузьмин, основавший недавно первую в России продюсерскую компанию KranX Productions. А номинировались сюда:
. "Мор. Утопия".
. "Скаженi Пацюкi".
. You Are Empty.
Победа в этой номинации, которая не нуждается в разъяснениях, досталась игре "Мор. Утопия".
Лучшая зарубежная игра
Для вручения приза в этой номинации на сцену вышел Олег Данилов — редактор издания "Домашний ПК". Номинанты:
. Brothers In Arms: Road To Hill 30.
. Playboy The Mansion.
. "Принц Персии: Схватка с Судьбой".
Самым достойным зарубежным проектом, по мнению жюри, в этом году на КРИ стала игра Brothers In Arms: Road To Hill 30, разработанная компанией Gearbox Software.
Лучшая игра для портативных платформ
Награждал победителя Александр Лысковский из известной российской компании Alawar Entertainment, известной рядом shareware-игрушек и старенькой, но вполне оригинальной и индивидуальной стратегией "Сварог". В этой номинации были представлены проекты для КПК и мобильных телефонов:
Death Drive.
. Fight Hard 2.
. Мобильная "Сфера".
А победителем, как и ожидалось, стала мобильная версия MMORPG "Сфера", разработанная компанией "Никита".
Лучшая игра для игровых консолей
Для присуждения победы в этой номинации был приглашен Дмитрий Архипов из "Акеллы". В роли номинантов были представлены следующие консольные игры:
. American Chopper.
. Swashbucklers: Legacy Of Drake.
Номинантов было всего двое, и каждый из этих был достоен звания, однако… г-н Архипов грамотно выдержал интригующую паузу и отдал приз команде Creat Studio за проект American Chopper. Как отметил Дмитрий, "в прошлом году сотрудники Creat Studio награждали нас. А в этом все стало на свои места и мы награждаем их!". Это и было объяснением выбора. Качество American Chopper'a, скажем прямо, оставляет желать лучшего. Можно было найти кандидата и подостойнее.
Приз от прессы
Победителя в этой номинации выбирали игровые издания. Победа присуждалась игровой компании, достигшей больших успехов в своей профессиональной деятельности. Номинантов здесь не было, был лишь победитель — издательская компания "Новый Диск", представившая на этой КРИ сразу 8 новых проектов. Вручал премию Сергей Лянге — издатель новоявленного глянцевого игрожурнала XS Magazine. Лицо PR-менеджера компании Анны "Gaya" Федоровой, взявшей приз в руки уже в зрительном зале, надо было видеть! Столько эмоций! Видимо, компания не была настроена на то, чтобы увезти сегодня с собой красивую хрустальную статуэтку.
Приз от индустрии
В этой номинации также не было номинантов. Для объявления победителя и вручения награды на сцену поднялся Сергей Орловский — глава компании Nival Interactive. Высказав много приятных слов, Сергей отдал хрустальную премию владивостокской студии Elemental Games за создание фантастического жанрового гибрида "Космические Рейнджеры 2". Лидер компании Дмитрий Гусаров вышел на сцену в некоторой растерянности. И, как он признался позже, "был готов абсолютно ко всему, но только не к тому, что сам выйду на эту сцену".
Лучшее звуковое оформление
Здесь победу присуждал Андрэа Дорте — представитель Creative Labs — звукового спонсора КРИ 2005. Он объявил следующих номинантов:
. "Корсары III".
. "Одиссея Капитана Блада".
. "Сталинград".
Ну, а победителем стала компания "Акелла" со своим проектом "Корсары III". В этой номинации, к слову, был представлен еще один проект "Акеллы" — "Одиссея Капитана Блада". Сотрудники компании, по-видимому, хорошо дружат со звуковыми технологиями. Либо с Creative Labs…
Лучшая технология
Эта премия традиционно присуждается за достижения в области игровых технологий. В этом году здесь были представлены следующие претенденты:
. "В Тылу Врага 2".
. "Морской Охотник".
. You Are Empty.
Отдавал приз победителю Влад Суглобов из G5 Software. Получать почетную награду вышел Дмитрий Архипов из компании "Акелла", потому что победителем, как многие уже догадались, стал проект "Морской Охотник".
Лучшая игровая графика
Спонсором этой номинации выступала компания ATI, по совместительству являющаяся графическим спонсором КРИ 2005. Приз вручал ее представитель Геннадий Ригер. А номинировались:
. "В Тылу Врага 2".
You Are Empty.
. "Морской Охотник".
И снова награда досталась проекту "Морской Охотник". А в качестве дополнительного приза от ATI "Акелла" получила видеокарту Radeon X850 с 512 мегабайтами памяти.
Лучший игровой дизайн
Приз в этой номинации вручался игре с лучшим игровым процессом/концепцией. Вручал награду сам Джош Сойер. Номинировались:
. "В Тылу Врага 2".
. "Корсары III".
. "Космические Рейнджеры 2".
Предугадать, кому достанется победа, было несложно. Приз за лучший игровой дизайн получила тактико-ролевая-экшен-стратегия "В Тылу Врага", разрабатываемая украинской студией Best Way и издаваемая фирмой "1С".
А теперь переходим к самым почетным номинациям и наградам.
Лучшая игра для РС
Для объявления номинантов и победителя на сцену была приглашена девушка-представитель платинового спонсора КРИ 2005 (Intel) Софья Саркисова. Претендентами в этой номинации были:
. "Альфа: Антитеррор".
. Parkan 2.
. "Адреналин Шоу".
"Лучшей игрой для РС КРИ 2005" стал Parkan 2 от компании "Никита". Только вот дополнительного приза, как в случае с компанией ATI, Intel'овцы не вручили…
Лучшая компания-локализатор
Награждал победителя в этой престижной номинации Михаил Федоров из Creat Studio. А номинировались сюда следующие компании:
. "Акелла".
. "Бука".
. "Никита".
Не будем тянуть: приз достался компании "Акелла", чьим успехам на локализаторском фронте могли в равной степени позавидовать все остальные претенденты.
Лучшая компания-издатель
Для вручения награды на сцену поднялся однофамилец вышеупомянутого Михаила Федорова из Creat Studio — Александр Федоров из команды DTF. Ну, а претендовали на звание лучшей компании-издателя:
. Фирма "1С".
. "Акелла".
. "Бука".
И победителем стала фирма "1С", что, в общем-то, тоже было вполне ожидаемо.
Лучшая компания-разработчик
Признайтесь, вы уже догадываетесь, кому достанется приз. Мы, также как и большинство собравшихся в концертном зале гостиницы "Космос", тоже догадывались. Так или иначе, для вручения награды в этой номинации был приглашен Александр Михайлов из компании "Бука", а претендентами являлись:
. Nival Interactive.
. Creat Studio.
. "Акелла".
Победа, конечно же, досталась команде Nival'a, а сам приз унес в свою обитель Сергей Орловский.
И, наконец, последняя и самая почетная/престижная номинация.
Лучшая игра КРИ 2005
Приз вручал Юрий Мирошников из "1С". Претендентами стали:
Heroes of Might & Magic V.
. "Корсары III".
. "В Тылу Врага 2".
У вас еще остались сомнения, кто стал победителем? Конечно же, Heroes of Might & Magic V. Но, как мы сказали вам чуть выше, до 18 мая 2005 г. ничего о ней мы рассказать не можем.
Ну вот и все. Три дня третьей международной Конференции Разработчиков Игр пролетели невероятно быстро. Что можно сказать в заключение? КРИ — это не выставка, как многие до сих пор считают, а в первую очередь конференция. КРИ можно безо всякого преувеличения назвать школой начинающих разработчиков. Это просто кладезь полезной и нужной информации. Несмотря на то, что вход без предварительной регистрации стоил более $100, тот, кто пренебрег возможностью посетить сие мероприятие, потерял очень многое.
P.S. А сразу после закрытия КРИ 2005 стало известно, что главные герои завершившегося мероприятия — компания Nival Interactive — была продана американскому холдингу Enter1 Group. Вы ведь тоже догадывались, что все шло именно к этому?..
2005, Roll, rolly@techlabs.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2005 год в рубрике del :: представляем