BASIC по мобильному
Язык Basic, ставший первым наиболее доступным и простым в освоении языком программирования для ПК, теперь перебрался и на мобильные телефоны. MobileBasic — язык, ориентированный в первую очередь на создание игр для современных моделей телефонов. Он содержит в себе множество команд, упрощающих создание игровых приложений, но это не означает, что с его помощью невозможно создавать и разнообразные программы.
Суть работы с этим приложением сводится к тому, что вы создаете приложение на языке Basic (в немного измененной и дополненной структуре команд), а приложение конвертирует его в Java-миддлет для мобильного телефона. Теперь обо всем подробнее.
Интерфейс
Mobile BASIC (далее по тексту MB) существует в двух разновидностях:
1. MB — версия для установки на персональный компьютер.
2. MB MIDlet — версия для установки непосредственно на телефон. Данный миддлет позволяет писать и запускать небольшие программы прямо на телефоне.
Мы остановимся на первом варианте. Программа поддерживает все операционные системы Windows, а также Linux и Unix. MB умеет работать с различными типами данных, графикой, математическими функциями и т.п. В архиве с программой находится подробный мануал по функциям языка на английском языке в формате pdf. Установка проходит быстро, в установленном виде программа занимает 40 Мб (версия 2.0). Интерфейс программы очень прост и не перегружен лишними деталями, хотя при работе иногда не хватает быстрых кнопок на панели.
В базовой версии на борту программы обнаружилось три скина для внешнего вида MB: Metal, CDE/Motif (в стиле Win 3.11) и Windows. Раздел Tools содержит средства для редактирования и создания точечных картинок формата png Image Editor, средство для создания игровых зон (карт) Map Editor, Tile Editor для создания объектов/персонажей и Nokia Ring Tone Editor для создания и конвертирования рингтонов.
От слов к делу
Не буду заострять внимание на интерфейсе (разобраться с ним — трехсекундное дело), а перейдем непосредственно к работе. Оговорюсь:
останавливаться на командах и синтаксисе не будем. Подразумевается, что за написание программ возьмутся пользователи, владеющие элементарным языком Basic. Им для начала работы достаточно поверхностно пробежаться по мануалу (все же есть несущественные различия и добавлены специфические функции). Остальным советую начать с освоения Basic'а, после чего можно смело приступать к работе с MB.
В папке с установленной программой имеется несколько примеров готовых приложений, но мы, взяв их за основу для изучения, создадим свое небольшое тестовое приложение. Создадим простейшие часы с некоторым, опять же, простейшим оформлением. Код программы получился следующий: WHILE 1
TIME#=TIME()
HOUR%=HOUR(TIME#)
MINUTE%=MINUTE(TIME#)
SECOND%=SECOND(TIME#)
DATE$=STR$(DAY%) + "/" + STR$(MONTH%) + "/" + STR$(YEAR%)
TIME$=STR$(HOUR%) + ":"
IF (MINUTE% <10) then time$=time$+"0"
TIME$=TIME$+STR$(MINUTE%) + "."
IF (SECOND% <10) then time$=time$+"0"
TIME$=TIME$+STR$(SECOND%)
NAME$ = "SuperCLOCK"
SETCOLOR 0,0,0
FILLRECT 0,0,SCREENWIDTH(),SCREENHEIGHT()
SETCOLOR 255,255,255
Y1%=SCREENHEIGHT()/3
Y2%=Y1%+Y1%
DRAWSTRING NAME$,(SCREENWIDTH()-STRINGWIDTH(NAME$))/2,Y1%
DRAWSTRING TIME$,(SCREENWIDTH()-STRINGWIDTH(TIME$))/2,Y2%
DRAWRECT 10,10,80,60
REPAINT
SLEEP 500
ENDWHILE
С помощью команды While создаем выпадающее меню Exit -> Yes/No, Endwhile — закрываем команду. DRAWSTRING — аналог команды Print на компьютере — вывод строки на экран. Sleep — задержка в миллисекундах. Остальное, думаю, понятно. Теперь можно посмотреть, как будет выглядеть приложение на экране мобильного телефона. В меню выбираем пункт Project -> Simulation. Возможен выбор модели из списка Nokia — 35 моделей, Sony-Ericsson — 2 модели (Т610 и P800), либо, выбрав пункт Custom, можно задать размер экрана вручную. После переходим к пункту Build -> Run — приложение запускается на эмулированном экране телефона. Если вас все устраивает, и явных багов нет, переходим к созданию миддлета. Идем в меню Build -> BuildMIDlet. Выбираем нужный тип миддлета: стандартный (Standard J2ME) либо Nokia J2ME. После выбора открывается окно ввода данных для программы: Midlet Name, Description, Version, Vendor и Icon. Заполнив поля, получаем .jad- и .jar- файл нашей программы. Подключаем телефон и загружаем наше приложение. Если кабеля нет, можно воспользоваться пунктом меню Build -> Publish Midlet — ваше приложение будет загружено на веб- сервер MB, после чего его можно будет скачать по WAP-ссылке. Работа программы на моем Siemens М55 представлена на рис. 2.
Явный недостаток, который сразу же ощущается — медленная загрузка миддлетов. Созданная программа загружалась почти 22 секунды. Еще одна возможность программы — создание из написанного кода Java Applet. Выбрав пункт меню Build -> Build Applet, получаем HTML-страничку и файл с расширением /jar.
Что же, Mobile Basic — новое интересное решение, не требующее глубоких знаний, для создания простых приложений для мобильного телефона, но, думаю, конкурентом языку Java оно не станет. Официальный сайт программы находится по адресу: www.mobilebasic.com.
Павел Кучинский, pawelk_kg@tut.by
Суть работы с этим приложением сводится к тому, что вы создаете приложение на языке Basic (в немного измененной и дополненной структуре команд), а приложение конвертирует его в Java-миддлет для мобильного телефона. Теперь обо всем подробнее.
Интерфейс
Mobile BASIC (далее по тексту MB) существует в двух разновидностях:
1. MB — версия для установки на персональный компьютер.
2. MB MIDlet — версия для установки непосредственно на телефон. Данный миддлет позволяет писать и запускать небольшие программы прямо на телефоне.
Мы остановимся на первом варианте. Программа поддерживает все операционные системы Windows, а также Linux и Unix. MB умеет работать с различными типами данных, графикой, математическими функциями и т.п. В архиве с программой находится подробный мануал по функциям языка на английском языке в формате pdf. Установка проходит быстро, в установленном виде программа занимает 40 Мб (версия 2.0). Интерфейс программы очень прост и не перегружен лишними деталями, хотя при работе иногда не хватает быстрых кнопок на панели.
В базовой версии на борту программы обнаружилось три скина для внешнего вида MB: Metal, CDE/Motif (в стиле Win 3.11) и Windows. Раздел Tools содержит средства для редактирования и создания точечных картинок формата png Image Editor, средство для создания игровых зон (карт) Map Editor, Tile Editor для создания объектов/персонажей и Nokia Ring Tone Editor для создания и конвертирования рингтонов.
От слов к делу
Не буду заострять внимание на интерфейсе (разобраться с ним — трехсекундное дело), а перейдем непосредственно к работе. Оговорюсь:
останавливаться на командах и синтаксисе не будем. Подразумевается, что за написание программ возьмутся пользователи, владеющие элементарным языком Basic. Им для начала работы достаточно поверхностно пробежаться по мануалу (все же есть несущественные различия и добавлены специфические функции). Остальным советую начать с освоения Basic'а, после чего можно смело приступать к работе с MB.
В папке с установленной программой имеется несколько примеров готовых приложений, но мы, взяв их за основу для изучения, создадим свое небольшое тестовое приложение. Создадим простейшие часы с некоторым, опять же, простейшим оформлением. Код программы получился следующий: WHILE 1
TIME#=TIME()
HOUR%=HOUR(TIME#)
MINUTE%=MINUTE(TIME#)
SECOND%=SECOND(TIME#)
DATE$=STR$(DAY%) + "/" + STR$(MONTH%) + "/" + STR$(YEAR%)
TIME$=STR$(HOUR%) + ":"
IF (MINUTE% <10) then time$=time$+"0"
TIME$=TIME$+STR$(MINUTE%) + "."
IF (SECOND% <10) then time$=time$+"0"
TIME$=TIME$+STR$(SECOND%)
NAME$ = "SuperCLOCK"
SETCOLOR 0,0,0
FILLRECT 0,0,SCREENWIDTH(),SCREENHEIGHT()
SETCOLOR 255,255,255
Y1%=SCREENHEIGHT()/3
Y2%=Y1%+Y1%
DRAWSTRING NAME$,(SCREENWIDTH()-STRINGWIDTH(NAME$))/2,Y1%
DRAWSTRING TIME$,(SCREENWIDTH()-STRINGWIDTH(TIME$))/2,Y2%
DRAWRECT 10,10,80,60
REPAINT
SLEEP 500
ENDWHILE
С помощью команды While создаем выпадающее меню Exit -> Yes/No, Endwhile — закрываем команду. DRAWSTRING — аналог команды Print на компьютере — вывод строки на экран. Sleep — задержка в миллисекундах. Остальное, думаю, понятно. Теперь можно посмотреть, как будет выглядеть приложение на экране мобильного телефона. В меню выбираем пункт Project -> Simulation. Возможен выбор модели из списка Nokia — 35 моделей, Sony-Ericsson — 2 модели (Т610 и P800), либо, выбрав пункт Custom, можно задать размер экрана вручную. После переходим к пункту Build -> Run — приложение запускается на эмулированном экране телефона. Если вас все устраивает, и явных багов нет, переходим к созданию миддлета. Идем в меню Build -> BuildMIDlet. Выбираем нужный тип миддлета: стандартный (Standard J2ME) либо Nokia J2ME. После выбора открывается окно ввода данных для программы: Midlet Name, Description, Version, Vendor и Icon. Заполнив поля, получаем .jad- и .jar- файл нашей программы. Подключаем телефон и загружаем наше приложение. Если кабеля нет, можно воспользоваться пунктом меню Build -> Publish Midlet — ваше приложение будет загружено на веб- сервер MB, после чего его можно будет скачать по WAP-ссылке. Работа программы на моем Siemens М55 представлена на рис. 2.
Явный недостаток, который сразу же ощущается — медленная загрузка миддлетов. Созданная программа загружалась почти 22 секунды. Еще одна возможность программы — создание из написанного кода Java Applet. Выбрав пункт меню Build -> Build Applet, получаем HTML-страничку и файл с расширением /jar.
Что же, Mobile Basic — новое интересное решение, не требующее глубоких знаний, для создания простых приложений для мобильного телефона, но, думаю, конкурентом языку Java оно не станет. Официальный сайт программы находится по адресу: www.mobilebasic.com.
Павел Кучинский, pawelk_kg@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2005 год в рубрике soft :: mobile