Обзор Apple Cinema HD Display 30"
Наступает эра жидкокристаллических дисплеев. Это даже Mitsubishi с некоторых пор понятно. Несколько лет назад LCD-панелька рядом с десктопом вызывала всеобщее возбуждение и нездоровый ажиотаж вокруг владельца. Его уважали окружающие, а хорошенькие девушки хотели с ним дружить. Еще бы: позволить себе ЖКИ-монитор мог далеко не каждый, поэтому вещь эта была во многом статусной и имиджевой. Пожалуй, даже в основном, учитывая состояние технологии на конвейере и качество готовых решений на то время. Особенно в сравнении с привычными и родными CRT. А тут вдруг потиху-помалу жидкокристаллические панели стали входить в обиход даже у нас в стране. То один знакомый купит, то второй, то аудиторию в учебном заведении укомплектуют.
Тут и реклама подоспела, и цена снизилась до адекватного уровня. Многие уже оценили безусловные преимущества LCD в домашнем или офисном использовании. Места он занимает и энергии потребляет гораздо меньше, чем его электролучевотрубочный собрат, выглядит стильно и многострадальные мозги юзера особо не "фритюрит", да и для глаз объективно полезней. Это особенно критично, когда приходится проводить перед монитором буквально сутки напролет. Но несмотря на очевидные преимущества LCD (в частности, TFT) мониторов по своей сути они имеют ряд недостатков. Конечно, домашний пользователь или, например, секретарь могут быть полностью удовлетворены картинкой на жидкокристаллическом мониторе. На сегодняшний день большинство моделей уже обладают достаточным временем отклика и углами обзора для комфортной работы с офисными приложениями, серфинга по Сети, а также игр. Но, как известно, что является достаточным для обывателя, то абсолютно не подойдет профессионалу. Рассматривая LCD-монитор с потребительской точки зрения, зачастую забывают о людях, связанных с допечатной подготовкой, дизайном, трехмерным моделированием, обработкой видео etc. — о пользователях, для которых дисплей является рабочим инструментом. И запросы у них соответствующие. Считается, что LCD-дисплей не подходит для качественной работы с цветом. Любой матерый дизайнер "старой школы" будет морщиться при виде "жэкаишки" вовсе не потому, что он косный и отставший от жизни традиционалист. Есть несколько объективных причин, почему в сфере полиграфии и дизайна до сих пор пользуются CRT-"гробами" огромных диагоналей.
. Спектр воспроизводимых цветов у LCD гораздо уже, чем у ЭЛТ-аналогов, а это, как вы понимаете, является критичным моментом. Цветопередачу профессионального CRT-монитора можно откалибровать так, что совершенно исчезнет необходимость ежеминутно лезть в каталог PANTONE, чтобы сверить цвет.
. По принципу своего устройства LCD-матрицы являются инерционными. Даже активные. И пусть технология давно уже "переболела" длинными шлейфами за курсором мыши в процессе работы, многих профессионалов все равно не устраивает средний показатель времени отклика для дисплеев с большими диагоналями.
. Углы обзора в 170' чаще всего бывают только написанными в спецификациях. А с вертикальным обзором ситуация чаще всего вообще аховая. Подбирал цвета, глядя на дисплей не с той точки? Поверни немного и подбери заново. Желательно сверив по "пробникам".
. Как известно, за слоем тонкопленочных транзисторов у LCD-экрана находится большая, яркая и плоская галогенная лампа. И тут уж жидкому кристаллу как ни вертись, а полностью блокировать ее свет у него не получается. Поэтому "честного" черного цвета на LCD добиться сложно. В лучшем случае это будет очень темный серый, да и то при условии дополнительных "надстроек" вроде TrueBrite etc. А как трепетно полиграфисты относятся к черному цвету, показывает популярный в своей среде способ раскрытия аббревиатуры CMYK: Cyan, Magenta, Yellow и Key (а вовсе не blacK). При всех предпосылках для цветового буйства в офсетной полиграфии черный цвет все-таки является ключевым.
Можно было бы покопаться в нюансах, но оставим. Только этих четырех причин достаточно, чтобы сложилась ситуация, когда мастер своего дела на пять метров обходил жидкокристаллические панельки. И вот примерно в этом месте, как и следовало ожидать, на сцену выходит компания Apple. Несколько лет назад она совершила в этой сфере если не революцию, так точно небольшой государственный переворот. Всем известно, как разномастные дизайнеры любят "яблоки" и среду Macintosh. Небольшая иллюстрация: работа полиграфиста, творящего на "маке", традиционно оплачивается выше, чем у профессионала такого же класса на PC. Поскольку Apple своих пользователей, по крайней мере, уважает, то рассудила, что хватит бедным версталям мучаться за 21'' CRT, и тут же выпустила свою первую линейку ЖКИ-мониторов под названием Apple Cinema Displays. Обойдемся без упоминаний об "эффекте разорвавшейся бомбы" и прочих помпезных штампов. Скажем кратко: модельный ряд ACD в начале 2003 года получил сертификат SWOP (Specifications for Web Offset Publications). Говоря проще — полный "одобрямс" на самом высоком уровне для использования в сфере дизайна, верстки, допечатной подготовки и прочих вещей, для которых, как мы уже говорили, LCD-мониторы вроде бы и неприменимы. Вот вам феномен Apple в чистом виде. На ее заводах не производят ни жидкие кристаллы, ни электронную обвязку ЖКИ-матриц. А проектирование и сборка — вроде бы не главные факторы, определяющие качество картинки на мониторе. Дело по-настоящему в концепции, в отношении и уважении — как к пользователю, так и к своим продуктам. Линейку мониторов ACD недавно обновили. Отныне ее составляют три модели: с диагоналями 20'', 23'' и не имеющий себе аналогов у других производителей LCD TFT монитор Apple Cinema Display с диагональю 30''.
Снаружи
В первую очередь бросается в глаза коренное изменение дизайнерской концепции мониторов. Первые ACD были четко выдержаны в стиле PowerMac G4 ("подушки" на сленге макинтошников). То есть округлые пластиковые корпуса, использование прозрачных полимеров, белая цветовая гамма и эргономо- футуристический лейтмотив оформления. Выглядели они, если вы помните, прямым вызовом серым во всех смыслах решениям "под PC". Сегодня на смену пришли не менее удачные жесткие индустриальные обводы, богатая металлическая расцветка и использование анодированного алюминия наравне с традиционным белым поликарбонатом. В моде по-прежнему здоровый и функциональный минимализм не в ущерб общей эргономике. Мониторы выглядят стильно, концептуально и "умно". За ними хочется работать, и работать хорошо. А это значит, что дизайнеры Apple своей цели добились. Как и положено хорошему LCD-монитору, ACD занимает минимум места на рабочем столе. Любой дизайнер не понаслышке знает, что чем больше диагональ CRT- дисплея, тем больше общий объем его корпуса. Чтобы впечатлиться габаритами 21" ЭЛТ-монитора, нужно его увидеть. Не часто найдется такой стол, чтобы на него с комфортом поставить такого исполина. А здесь, извольте, 20 ли дюймов, 23 ли — ставим куда угодно, и наслаждаемся. Кстати, размеры экранов этой линейки мониторов чудно иллюстрируют политику Apple: если уж техника, то техника "по-богатому". И никаких гвоздей. Дюймы могут быть лишними где угодно, но только не в диагонали дисплея.
Представители модельного ряда, как и всегда, замечательно выстраиваются в линейку, а назначение и целевой потребитель каждого абсолютно прозрачны. Первый ориентирован в первую очередь для домашнего использования, а также для подготовки к публикации документов не очень больших форматов. 23" экземпляр славно подходит для дизайна и верстки, работы с видео в "родном" разрешении HD, web-дизайна и программирования сайтов: в native-разрешении на одном экране поместится и разрабатываемая страница, и окошко с кодом, и даже останется место для того, чтобы запустить фильм и краем глаза его смотреть. И никакого Alt+Tab. А вот 30" мастодонт предлагает практически бескрайний простор для творчества. В нашем обзоре мы детально рассмотрим именно его: две младшие модели, по большому счету, являются просто отличными LCD TFT дисплеями с солидными размерами экрана. А вот "старшенький" удивил. Если не сказать больше. Шутка ли: "честный" TFT widescreen с соотношениями сторон 16:10, с разрешением 2650х1600. Кстати, тем, кто не силен в классической системе измерений, напомню, что в одном дюйме 2,54 см. То есть 30" = 76,2 см. Если уже коснулись темы размеров, то предлагаю немного ее развить. Держу пари, что вы, читая этот текст, уже где-то 10 абзацев назад прикинули диагональ "яблочного" чуда, мысленно продлив таковую вашего 15'' монитора в два раза. И, готов поспорить, особого впечатления это на вас не произвело. Честно говоря, на меня тоже. Пока я его не увидел своими глазами. Описать первое впечатление мне затруднительно до сих пор. Но точно могу сказать: удивление не вписывалось ни в "Ничего себе!", ни даже в "Wow!" Просто какой-то нечленораздельный детский восторг при виде эскимо весом в 25 килограммов (наше "эскимо" весит всего-то в два раза меньше, но об этом позже). Он просто огромен. Воистину титаническая штуковина. Сравнивать, честно говоря, и не с чем. Настольный монитор таких размеров — явление беспрецедентное. Рядом с ним далеко не самый миниатюрный Apple PowerPC G5 выглядит очень скромным корпусом AT-архитектуры. Монитор возвышается над столом, совершенно его не загромождая. Его нельзя назвать ультратонким и легким: как ни крути, все-таки 21,5 см и 12 кг, но, тем не менее, можете себе представить, каким мавзолеем смотрелся бы CRT с такой диагональю экрана.
Дизайн корпуса монитора настолько же прост, насколько функционален. Apple умышленно отказалась от многочисленных регуляторов, интерфейсных разъемов и прочей головной боли для неопытного пользователя — в этом компания верна себе. Все должно быть максимально просто, интуитивно понятно и удобно. Все остальное система должна сделать сама. И, как ни странно, делает — по крайней мере, в среде MacOS X. Пользователю предлагаются оптимальные настройки. Единственное, что он может (если захочет, конечно) отрегулировать — это яркость матрицы. Два соответствующих этой цели элемента интерфейса находятся на правом торце монитора. Там же клавиша включения. Это не кнопки в привычном смысле этого слова, это скорее два сенсорных участка, очень похожих на TouchWheel в плейере iPod. Легкое прикосновение — и вуаля. Ни на одном торце корпуса этого дисплея вы не найдете больше ни одной кнопки или колесика. Наслаждайтесь! К слову, основная часть оболочки монитора сделана из приятного на ощупь анодированного алюминия (как в линейке PowerBook G4, iPod mini), а боковины — из гладкого белого поликарбоната (iBook G4, iMac G4 и G5, iPod и iPod Shuffle). Задняя панель Apple Cinema Display более интересна с описательной точки зрения. Я думаю, вы знаете, что творится сзади у большинства LCD-мониторов. Согласитесь: ничего хорошего с эстетической точки зрения. Хорошо если конструктор догадается направить интерфейсные разъемы вниз, а не оставит их торчать "лицом к зрителям". Вендоры-эстеты все же иногда прикрывают все это непотребство крышкой, хотя это и усложняет конструкцию. ACD не стыдно показать тыл. Тем более, что большую его площадь занимает все тот же честный металл.
К дисплею от ПК идет всего один толстый провод. Под общей изоляцией можно найти: DVI-, USB 2.0-, FireWire 400 кабели и шнур от зарядного устройства. В корпус монитора они входят "одним пучком", а вот на другом конце расходятся и занимают, как им и положено, свои места в соответствующих портах. С DVI и кабелем переменного тока понятно, но зачем же USB и IEEE 1394? Все просто: на мониторе предусмотрен USB- и FireWire-хаб. Заботясь о своих пользователях, конструкторы Apple частенько располагают порты частоиспользуемых интерфейсов под рукой — на клавиатуре, например. Изящно, удобно и очень просто. Задняя панель ACD украшена двумя портами USB 2.0 и двумя FireWire 400. К первым можно подключить, например, клавиатуру (на ней также можно обнаружить парочку таких разъемов) и цифровую камеру, а ко вторым — видеокамеру, сканер и, например, iPod. При этом корпус ПК можно засовывать подальше и оставлять в пределах досягаемости только лоток оптического привода (который, кстати, может быть внешним и тоже подключен к хабу на мониторе). Дисплей стоит на аккуратной и изящной подставке, закрепленный на шарнире. Благодаря ему вертикальный угол наклона можно регулировать. Причем не нужно при этом нажимать никаких регуляторов — достаточно просто сделать небольшое усилие рукой в нужном направлении. Фиксируется в заданном положении корпус довольно прочно. Подставка может быть запросто снята и заменена на новую из доступных в продаже комплектов VESA. Это может быть приспособление со струбциной, крепление на стену etc. Чуть ниже гнезда для основного кабеля спрятался замок Кенсингтона. Мало ли что: еще унесут ненароком. Так спокойней. Кстати, плоские боковины корпуса — это не столько дизайнерский, сколько функциональный элемент. Во многих центрах оперативной полиграфии, видео- и музыкальных студиях вы могли увидеть два монитора, подключенных к одной видеокарте. ACD скомпонованы таким образом, чтобы два дисплея просто и удобно ставились рядом с минимальным зазором. А диагональ рабочей области из двух 30'' мониторов я предлагаю посчитать вам самим.
Что можно сказать о физическом исполнении дисплея (если угодно, то дисплеев, потому что все вышесказанное в равной степени относится ко всем моделям линейки) в общем? Отлично, великолепно, здорово. Apple — этим все сказано. Скептикам показана ежедневная трехчасовая работа за Apple Cinema Display 20''. В зависимости от степени запущенности диагональ может быть увеличена.
Внутри
Apple Cinema Display можно подключить исключительно к DVI-порту видеокарты. Такое решение можно назвать верным: цифровой интерфейс подразумевает, что на экране мы видим ту картинку, которую нам показывает видеоадаптер, а не, к примеру, то, что с ней получилось после прохождения через VGA-выход. В этом отношении Apple является своеобразным "санитаром леса" — традиционализм вендоров нужно преодолевать решительными действиями. Будем надеяться, что текущая политика компании в отношении DVI будет такой же эффективной, как и массовая пересадка всего компьютерного мира на USB, которая имела место семь назад по выходу iMac G3. Можно предположить, что подключить старшую модель получится далеко не к каждой видеокарте с DVI-интерфейсом. Apple для этой цели рекомендует ни много ни мало NVIDIA GeForce FX 6800 Ultra DLL. В "яблочной" сборке карточка имеет два DVI-выхода (для любителей работать с двумя мониторами). В сторону пользователей PC в новых дисплеях от Apple сделан небольшой реверанс: теперь блок питания аккуратно стоит рядом, подает ток на монитор и никому не мешает. Ранее видеокарта на макинтошах одновременно с видеосигналом "питала" монитор, а пользователям PC приходилось покупать специальный блок питания — теперь все в равных условиях. Кстати, объективный недостаток "старшего" дисплея — солидное энергопотребление (около 150 Вт). На вопрос, зачем дисплею такая видеокарта, хочется ответить небольшой информацией к размышлению: в native-разрешении один скриншот (традиционно для "маков" в pdf-формате) "весит" порядка 4,5 Мб. Если, к тому же, прикинуть количество пикселей на матрице (около 4.000.000), то все сразу становится на свои места. Инженеры Apple авторитетно заявляют, что реализованное ими в новых мониторах разрешение 100 ppi является оптимальным для человеческого глаза и комфортным в любой работе. Хочется им верить, тем более, что изображение на экране ACD является застывшей мечтой любого, по роду деятельности связанного с цифровой обработкой изображения.
Еще одно смелое утверждение — в любой точке экрана заданный цвет будет раскладываться по цветовым каналам одинаково. Насколько об этом можно судить на глаз, так оно и есть. Большинству пользователей среды MacOS будет достаточно заводской калибровки в связке с софтверной поддержкой в виде фирменной технологии ColorSync. Притязательные пользователи могут откалибровать монитор и создать свой цветовой профиль самостоятельно с помощью хитрого оборудования. Яркость 30" модели составляет 270 кд/м2, а спектр воспроизводимых цветов практически полностью пересекается со спектром CRT-монитора. Личные впечатления от качества изображения на мониторе, мягко говоря, самые позитивные. Если совсем честно, то по градации чувств эмоции находились где-то в районе восторга: картинка просто великолепна по яркости, цветности и четкости изображения. C контрастностью также все в порядке: черный цвет похож сам на себя практически в любых условиях освещения. Перед пользователями больших широкоформатных LCD-дисплеев часто и остро встает проблема угла обзора. Если вы сидели за т.н. "wide screen" хотя бы 17", выполненным по TFT- технологии, то заметили, как сильно теряют насыщенность цвета к углам экрана. А при больших площадях матрицы искать оптимальный угол наклона практически бесполезно. Естественно, Apple не смогла полностью избавиться от этой проблемы, но, по крайней мере, свела ее к минимуму. Углы обзора, указанные в спецификациях, вполне соответствуют действительности. Тем не менее, если смотреть в центр монитора, то цвета по углам чуть- чуть выцветают. Избавиться от этого, к сожалению, пока не удалось никому. Дисплеи линейки ACD позиционируются как безынерционные. Время отклика немного проигрывает, например, последним мониторам от LG или Samsung и составляет 16 мс — по сути, не так уж много и, положа руку на сердце, оптимально для человеческого глаза. По крайней мере, при просмотре динамических сцен с DVD или игре в 3D Action. К слову, игра в Unreal Tournament 2004 в разрешении 1920х1200 (максимальное, которое показывает игра) — это один из тех жизненных моментов, которые просто обязан пережить каждый уважающий себя геймер. Впечатлений хватит надолго. Учитывая просто фантастически высокое native-разрешение, я больше всего боялся теста на интерполяцию. Apple Cinema Display 30'' совершенно спокойно растянул VGA-картинку на всю свою без четверти метровую диагональ, причем изображение при этом смотрелось не так уж плохо. Уж точно могло быть гораздо хуже.
Выводы
Теперь вроде бы время слегка попридираться и хоть за что-то пожурить вендора. Но, во-первых, не хочется, а, во-вторых, по сути, и не за что… Ну греется 30" монитор чуть-чуть, ну электричества "кушает" немного больше, чем хотелось бы. Зато удобный, стильный, большой, яркий, четкий, красочный. Зачем он такой? Стоит открыть разворот формата А2 в Adobe InDesign, и все сразу становится понятно. Стоит запустить любую трехмерную игру, и вопросов больше не остается. 3D-моделирование, САПР, web-дизайн, обработка видео и музыки — этот дисплей просто создан для этих задач. "Маленькие" модели также смотрятся во всех отношениях очень и очень неплохо. Не будем разбрасываться эпитетами "лучший" и прочая. Это просто нужно видеть самому.
Касаясь самого щекотливого в отношении продукции Apple вопроса, а именно цены, нужно сказать лишь, что все могло быть гораздо "круче", не возьми американская компания курс на снижение цен. Самый большой дисплей на сегодняшний день в Беларуси стоит порядка 3899 у.е., средний — 2349, а 20- дюймовая "малютка" — 1299 ( www.apple.by/price ). Есть над чем подумать.
Монитор предоставлен компанией "Белый Терем" — авторизованным дилером Apple в Беларуси
Алексей Гончаров, anathema@techlabs.by
Тут и реклама подоспела, и цена снизилась до адекватного уровня. Многие уже оценили безусловные преимущества LCD в домашнем или офисном использовании. Места он занимает и энергии потребляет гораздо меньше, чем его электролучевотрубочный собрат, выглядит стильно и многострадальные мозги юзера особо не "фритюрит", да и для глаз объективно полезней. Это особенно критично, когда приходится проводить перед монитором буквально сутки напролет. Но несмотря на очевидные преимущества LCD (в частности, TFT) мониторов по своей сути они имеют ряд недостатков. Конечно, домашний пользователь или, например, секретарь могут быть полностью удовлетворены картинкой на жидкокристаллическом мониторе. На сегодняшний день большинство моделей уже обладают достаточным временем отклика и углами обзора для комфортной работы с офисными приложениями, серфинга по Сети, а также игр. Но, как известно, что является достаточным для обывателя, то абсолютно не подойдет профессионалу. Рассматривая LCD-монитор с потребительской точки зрения, зачастую забывают о людях, связанных с допечатной подготовкой, дизайном, трехмерным моделированием, обработкой видео etc. — о пользователях, для которых дисплей является рабочим инструментом. И запросы у них соответствующие. Считается, что LCD-дисплей не подходит для качественной работы с цветом. Любой матерый дизайнер "старой школы" будет морщиться при виде "жэкаишки" вовсе не потому, что он косный и отставший от жизни традиционалист. Есть несколько объективных причин, почему в сфере полиграфии и дизайна до сих пор пользуются CRT-"гробами" огромных диагоналей.
. Спектр воспроизводимых цветов у LCD гораздо уже, чем у ЭЛТ-аналогов, а это, как вы понимаете, является критичным моментом. Цветопередачу профессионального CRT-монитора можно откалибровать так, что совершенно исчезнет необходимость ежеминутно лезть в каталог PANTONE, чтобы сверить цвет.
. По принципу своего устройства LCD-матрицы являются инерционными. Даже активные. И пусть технология давно уже "переболела" длинными шлейфами за курсором мыши в процессе работы, многих профессионалов все равно не устраивает средний показатель времени отклика для дисплеев с большими диагоналями.
. Углы обзора в 170' чаще всего бывают только написанными в спецификациях. А с вертикальным обзором ситуация чаще всего вообще аховая. Подбирал цвета, глядя на дисплей не с той точки? Поверни немного и подбери заново. Желательно сверив по "пробникам".
. Как известно, за слоем тонкопленочных транзисторов у LCD-экрана находится большая, яркая и плоская галогенная лампа. И тут уж жидкому кристаллу как ни вертись, а полностью блокировать ее свет у него не получается. Поэтому "честного" черного цвета на LCD добиться сложно. В лучшем случае это будет очень темный серый, да и то при условии дополнительных "надстроек" вроде TrueBrite etc. А как трепетно полиграфисты относятся к черному цвету, показывает популярный в своей среде способ раскрытия аббревиатуры CMYK: Cyan, Magenta, Yellow и Key (а вовсе не blacK). При всех предпосылках для цветового буйства в офсетной полиграфии черный цвет все-таки является ключевым.
Можно было бы покопаться в нюансах, но оставим. Только этих четырех причин достаточно, чтобы сложилась ситуация, когда мастер своего дела на пять метров обходил жидкокристаллические панельки. И вот примерно в этом месте, как и следовало ожидать, на сцену выходит компания Apple. Несколько лет назад она совершила в этой сфере если не революцию, так точно небольшой государственный переворот. Всем известно, как разномастные дизайнеры любят "яблоки" и среду Macintosh. Небольшая иллюстрация: работа полиграфиста, творящего на "маке", традиционно оплачивается выше, чем у профессионала такого же класса на PC. Поскольку Apple своих пользователей, по крайней мере, уважает, то рассудила, что хватит бедным версталям мучаться за 21'' CRT, и тут же выпустила свою первую линейку ЖКИ-мониторов под названием Apple Cinema Displays. Обойдемся без упоминаний об "эффекте разорвавшейся бомбы" и прочих помпезных штампов. Скажем кратко: модельный ряд ACD в начале 2003 года получил сертификат SWOP (Specifications for Web Offset Publications). Говоря проще — полный "одобрямс" на самом высоком уровне для использования в сфере дизайна, верстки, допечатной подготовки и прочих вещей, для которых, как мы уже говорили, LCD-мониторы вроде бы и неприменимы. Вот вам феномен Apple в чистом виде. На ее заводах не производят ни жидкие кристаллы, ни электронную обвязку ЖКИ-матриц. А проектирование и сборка — вроде бы не главные факторы, определяющие качество картинки на мониторе. Дело по-настоящему в концепции, в отношении и уважении — как к пользователю, так и к своим продуктам. Линейку мониторов ACD недавно обновили. Отныне ее составляют три модели: с диагоналями 20'', 23'' и не имеющий себе аналогов у других производителей LCD TFT монитор Apple Cinema Display с диагональю 30''.
Снаружи
В первую очередь бросается в глаза коренное изменение дизайнерской концепции мониторов. Первые ACD были четко выдержаны в стиле PowerMac G4 ("подушки" на сленге макинтошников). То есть округлые пластиковые корпуса, использование прозрачных полимеров, белая цветовая гамма и эргономо- футуристический лейтмотив оформления. Выглядели они, если вы помните, прямым вызовом серым во всех смыслах решениям "под PC". Сегодня на смену пришли не менее удачные жесткие индустриальные обводы, богатая металлическая расцветка и использование анодированного алюминия наравне с традиционным белым поликарбонатом. В моде по-прежнему здоровый и функциональный минимализм не в ущерб общей эргономике. Мониторы выглядят стильно, концептуально и "умно". За ними хочется работать, и работать хорошо. А это значит, что дизайнеры Apple своей цели добились. Как и положено хорошему LCD-монитору, ACD занимает минимум места на рабочем столе. Любой дизайнер не понаслышке знает, что чем больше диагональ CRT- дисплея, тем больше общий объем его корпуса. Чтобы впечатлиться габаритами 21" ЭЛТ-монитора, нужно его увидеть. Не часто найдется такой стол, чтобы на него с комфортом поставить такого исполина. А здесь, извольте, 20 ли дюймов, 23 ли — ставим куда угодно, и наслаждаемся. Кстати, размеры экранов этой линейки мониторов чудно иллюстрируют политику Apple: если уж техника, то техника "по-богатому". И никаких гвоздей. Дюймы могут быть лишними где угодно, но только не в диагонали дисплея.
Представители модельного ряда, как и всегда, замечательно выстраиваются в линейку, а назначение и целевой потребитель каждого абсолютно прозрачны. Первый ориентирован в первую очередь для домашнего использования, а также для подготовки к публикации документов не очень больших форматов. 23" экземпляр славно подходит для дизайна и верстки, работы с видео в "родном" разрешении HD, web-дизайна и программирования сайтов: в native-разрешении на одном экране поместится и разрабатываемая страница, и окошко с кодом, и даже останется место для того, чтобы запустить фильм и краем глаза его смотреть. И никакого Alt+Tab. А вот 30" мастодонт предлагает практически бескрайний простор для творчества. В нашем обзоре мы детально рассмотрим именно его: две младшие модели, по большому счету, являются просто отличными LCD TFT дисплеями с солидными размерами экрана. А вот "старшенький" удивил. Если не сказать больше. Шутка ли: "честный" TFT widescreen с соотношениями сторон 16:10, с разрешением 2650х1600. Кстати, тем, кто не силен в классической системе измерений, напомню, что в одном дюйме 2,54 см. То есть 30" = 76,2 см. Если уже коснулись темы размеров, то предлагаю немного ее развить. Держу пари, что вы, читая этот текст, уже где-то 10 абзацев назад прикинули диагональ "яблочного" чуда, мысленно продлив таковую вашего 15'' монитора в два раза. И, готов поспорить, особого впечатления это на вас не произвело. Честно говоря, на меня тоже. Пока я его не увидел своими глазами. Описать первое впечатление мне затруднительно до сих пор. Но точно могу сказать: удивление не вписывалось ни в "Ничего себе!", ни даже в "Wow!" Просто какой-то нечленораздельный детский восторг при виде эскимо весом в 25 килограммов (наше "эскимо" весит всего-то в два раза меньше, но об этом позже). Он просто огромен. Воистину титаническая штуковина. Сравнивать, честно говоря, и не с чем. Настольный монитор таких размеров — явление беспрецедентное. Рядом с ним далеко не самый миниатюрный Apple PowerPC G5 выглядит очень скромным корпусом AT-архитектуры. Монитор возвышается над столом, совершенно его не загромождая. Его нельзя назвать ультратонким и легким: как ни крути, все-таки 21,5 см и 12 кг, но, тем не менее, можете себе представить, каким мавзолеем смотрелся бы CRT с такой диагональю экрана.
Дизайн корпуса монитора настолько же прост, насколько функционален. Apple умышленно отказалась от многочисленных регуляторов, интерфейсных разъемов и прочей головной боли для неопытного пользователя — в этом компания верна себе. Все должно быть максимально просто, интуитивно понятно и удобно. Все остальное система должна сделать сама. И, как ни странно, делает — по крайней мере, в среде MacOS X. Пользователю предлагаются оптимальные настройки. Единственное, что он может (если захочет, конечно) отрегулировать — это яркость матрицы. Два соответствующих этой цели элемента интерфейса находятся на правом торце монитора. Там же клавиша включения. Это не кнопки в привычном смысле этого слова, это скорее два сенсорных участка, очень похожих на TouchWheel в плейере iPod. Легкое прикосновение — и вуаля. Ни на одном торце корпуса этого дисплея вы не найдете больше ни одной кнопки или колесика. Наслаждайтесь! К слову, основная часть оболочки монитора сделана из приятного на ощупь анодированного алюминия (как в линейке PowerBook G4, iPod mini), а боковины — из гладкого белого поликарбоната (iBook G4, iMac G4 и G5, iPod и iPod Shuffle). Задняя панель Apple Cinema Display более интересна с описательной точки зрения. Я думаю, вы знаете, что творится сзади у большинства LCD-мониторов. Согласитесь: ничего хорошего с эстетической точки зрения. Хорошо если конструктор догадается направить интерфейсные разъемы вниз, а не оставит их торчать "лицом к зрителям". Вендоры-эстеты все же иногда прикрывают все это непотребство крышкой, хотя это и усложняет конструкцию. ACD не стыдно показать тыл. Тем более, что большую его площадь занимает все тот же честный металл.
К дисплею от ПК идет всего один толстый провод. Под общей изоляцией можно найти: DVI-, USB 2.0-, FireWire 400 кабели и шнур от зарядного устройства. В корпус монитора они входят "одним пучком", а вот на другом конце расходятся и занимают, как им и положено, свои места в соответствующих портах. С DVI и кабелем переменного тока понятно, но зачем же USB и IEEE 1394? Все просто: на мониторе предусмотрен USB- и FireWire-хаб. Заботясь о своих пользователях, конструкторы Apple частенько располагают порты частоиспользуемых интерфейсов под рукой — на клавиатуре, например. Изящно, удобно и очень просто. Задняя панель ACD украшена двумя портами USB 2.0 и двумя FireWire 400. К первым можно подключить, например, клавиатуру (на ней также можно обнаружить парочку таких разъемов) и цифровую камеру, а ко вторым — видеокамеру, сканер и, например, iPod. При этом корпус ПК можно засовывать подальше и оставлять в пределах досягаемости только лоток оптического привода (который, кстати, может быть внешним и тоже подключен к хабу на мониторе). Дисплей стоит на аккуратной и изящной подставке, закрепленный на шарнире. Благодаря ему вертикальный угол наклона можно регулировать. Причем не нужно при этом нажимать никаких регуляторов — достаточно просто сделать небольшое усилие рукой в нужном направлении. Фиксируется в заданном положении корпус довольно прочно. Подставка может быть запросто снята и заменена на новую из доступных в продаже комплектов VESA. Это может быть приспособление со струбциной, крепление на стену etc. Чуть ниже гнезда для основного кабеля спрятался замок Кенсингтона. Мало ли что: еще унесут ненароком. Так спокойней. Кстати, плоские боковины корпуса — это не столько дизайнерский, сколько функциональный элемент. Во многих центрах оперативной полиграфии, видео- и музыкальных студиях вы могли увидеть два монитора, подключенных к одной видеокарте. ACD скомпонованы таким образом, чтобы два дисплея просто и удобно ставились рядом с минимальным зазором. А диагональ рабочей области из двух 30'' мониторов я предлагаю посчитать вам самим.
Что можно сказать о физическом исполнении дисплея (если угодно, то дисплеев, потому что все вышесказанное в равной степени относится ко всем моделям линейки) в общем? Отлично, великолепно, здорово. Apple — этим все сказано. Скептикам показана ежедневная трехчасовая работа за Apple Cinema Display 20''. В зависимости от степени запущенности диагональ может быть увеличена.
Внутри
Модель | Apple Cinema HD Display 30'' | Apple Cinema HD Display 23'' | Apple Cinema Display 20'' |
Размер | 30'' (29,7" видимой области) | 23'' | 20'' |
Разрешение | 2650x1600 | 1920х1200 | 1680х1050 |
Углы обзора | 170 по горизонтали/170 по вертикали | 170 по горизонтали/170 по вертикали | 170 по горизонтали/170 по вертикали |
Яркость | 270 кд/м2 | 270 кд/м2 | 250 кд/м2 |
Контрастность | 400:1 | 400:1 | 400:1 |
Время отклика | 16 мс | 16 мс | 16 мс |
Входной разъем | DVI | DVI | DVI |
Энергопотребление | 150 Вт в рабочем режиме, 1 Вт — в спящем | 90 Вт в рабочем режиме, 1 Вт — в спящем | 65 Вт в рабочем режиме, 3 Вт — в спящем |
Габариты | 54,3 х 68,8 х 21,5 см | 45 х 53,6 х 18,7 | 41 х 47,4 х 17,4 см |
Вес | 12,47 кг | 7,03 кг | 6,6 кг |
Apple Cinema Display можно подключить исключительно к DVI-порту видеокарты. Такое решение можно назвать верным: цифровой интерфейс подразумевает, что на экране мы видим ту картинку, которую нам показывает видеоадаптер, а не, к примеру, то, что с ней получилось после прохождения через VGA-выход. В этом отношении Apple является своеобразным "санитаром леса" — традиционализм вендоров нужно преодолевать решительными действиями. Будем надеяться, что текущая политика компании в отношении DVI будет такой же эффективной, как и массовая пересадка всего компьютерного мира на USB, которая имела место семь назад по выходу iMac G3. Можно предположить, что подключить старшую модель получится далеко не к каждой видеокарте с DVI-интерфейсом. Apple для этой цели рекомендует ни много ни мало NVIDIA GeForce FX 6800 Ultra DLL. В "яблочной" сборке карточка имеет два DVI-выхода (для любителей работать с двумя мониторами). В сторону пользователей PC в новых дисплеях от Apple сделан небольшой реверанс: теперь блок питания аккуратно стоит рядом, подает ток на монитор и никому не мешает. Ранее видеокарта на макинтошах одновременно с видеосигналом "питала" монитор, а пользователям PC приходилось покупать специальный блок питания — теперь все в равных условиях. Кстати, объективный недостаток "старшего" дисплея — солидное энергопотребление (около 150 Вт). На вопрос, зачем дисплею такая видеокарта, хочется ответить небольшой информацией к размышлению: в native-разрешении один скриншот (традиционно для "маков" в pdf-формате) "весит" порядка 4,5 Мб. Если, к тому же, прикинуть количество пикселей на матрице (около 4.000.000), то все сразу становится на свои места. Инженеры Apple авторитетно заявляют, что реализованное ими в новых мониторах разрешение 100 ppi является оптимальным для человеческого глаза и комфортным в любой работе. Хочется им верить, тем более, что изображение на экране ACD является застывшей мечтой любого, по роду деятельности связанного с цифровой обработкой изображения.
Еще одно смелое утверждение — в любой точке экрана заданный цвет будет раскладываться по цветовым каналам одинаково. Насколько об этом можно судить на глаз, так оно и есть. Большинству пользователей среды MacOS будет достаточно заводской калибровки в связке с софтверной поддержкой в виде фирменной технологии ColorSync. Притязательные пользователи могут откалибровать монитор и создать свой цветовой профиль самостоятельно с помощью хитрого оборудования. Яркость 30" модели составляет 270 кд/м2, а спектр воспроизводимых цветов практически полностью пересекается со спектром CRT-монитора. Личные впечатления от качества изображения на мониторе, мягко говоря, самые позитивные. Если совсем честно, то по градации чувств эмоции находились где-то в районе восторга: картинка просто великолепна по яркости, цветности и четкости изображения. C контрастностью также все в порядке: черный цвет похож сам на себя практически в любых условиях освещения. Перед пользователями больших широкоформатных LCD-дисплеев часто и остро встает проблема угла обзора. Если вы сидели за т.н. "wide screen" хотя бы 17", выполненным по TFT- технологии, то заметили, как сильно теряют насыщенность цвета к углам экрана. А при больших площадях матрицы искать оптимальный угол наклона практически бесполезно. Естественно, Apple не смогла полностью избавиться от этой проблемы, но, по крайней мере, свела ее к минимуму. Углы обзора, указанные в спецификациях, вполне соответствуют действительности. Тем не менее, если смотреть в центр монитора, то цвета по углам чуть- чуть выцветают. Избавиться от этого, к сожалению, пока не удалось никому. Дисплеи линейки ACD позиционируются как безынерционные. Время отклика немного проигрывает, например, последним мониторам от LG или Samsung и составляет 16 мс — по сути, не так уж много и, положа руку на сердце, оптимально для человеческого глаза. По крайней мере, при просмотре динамических сцен с DVD или игре в 3D Action. К слову, игра в Unreal Tournament 2004 в разрешении 1920х1200 (максимальное, которое показывает игра) — это один из тех жизненных моментов, которые просто обязан пережить каждый уважающий себя геймер. Впечатлений хватит надолго. Учитывая просто фантастически высокое native-разрешение, я больше всего боялся теста на интерполяцию. Apple Cinema Display 30'' совершенно спокойно растянул VGA-картинку на всю свою без четверти метровую диагональ, причем изображение при этом смотрелось не так уж плохо. Уж точно могло быть гораздо хуже.
Выводы
Теперь вроде бы время слегка попридираться и хоть за что-то пожурить вендора. Но, во-первых, не хочется, а, во-вторых, по сути, и не за что… Ну греется 30" монитор чуть-чуть, ну электричества "кушает" немного больше, чем хотелось бы. Зато удобный, стильный, большой, яркий, четкий, красочный. Зачем он такой? Стоит открыть разворот формата А2 в Adobe InDesign, и все сразу становится понятно. Стоит запустить любую трехмерную игру, и вопросов больше не остается. 3D-моделирование, САПР, web-дизайн, обработка видео и музыки — этот дисплей просто создан для этих задач. "Маленькие" модели также смотрятся во всех отношениях очень и очень неплохо. Не будем разбрасываться эпитетами "лучший" и прочая. Это просто нужно видеть самому.
Касаясь самого щекотливого в отношении продукции Apple вопроса, а именно цены, нужно сказать лишь, что все могло быть гораздо "круче", не возьми американская компания курс на снижение цен. Самый большой дисплей на сегодняшний день в Беларуси стоит порядка 3899 у.е., средний — 2349, а 20- дюймовая "малютка" — 1299 ( www.apple.by/price ). Есть над чем подумать.
Монитор предоставлен компанией "Белый Терем" — авторизованным дилером Apple в Беларуси
Алексей Гончаров, anathema@techlabs.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2005 год в рубрике hard :: monitor