NVIDIA GeForce 6600 AGP. Нужен ли нам GeForce 6600 GT? Часть 1
Выпуск видеокарт на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT с интерфейсом передачи данных AGP пришелся весьма кстати для рынка видеокарт среднеценового диапазона. Данный сегмент смог получить достаточно неплохую "встряску", что заставило покупателей, планирующих сделать апгрейд, обратить свое пристальное внимание на новые видеокарты от NVIDIA. От ATI в сегменте Performance для интерфейса передачи данных AGP пока не слышно ничего внятного, поэтому выбор у покупателей невелик. Однако, несмотря на все прелести видеокарт на базе графического процессора, у NVIDIA GeForce 6600 GT имеется и свой минус — цена. Да, в своем классе карты на базе этого процессора имеют просто отличное соотношение цена/производительность. Но ведь дополнительная экономия для той категории пользователей, которая не обладает необходимыми средствами для покупки GT-версии плат, никогда не повредит. Именно поэтому NVIDIA всегда выпускала сразу несколько модификаций своих решений, дабы сделать охват потенциальных покупателей максимально широким. Именно поэтому видеокарты на базе рассматриваемого сегодня графического процессора NVIDIA GeForce 6600 интересны в плане получения представления о том, насколько высоко соотношение цена/производительность именно у этих плат. И стоящее ли это дело — покупка именно данных плат, а не полноценных процессора NVIDIA GeForce 6600 GT.
Графический чип NVIDIA GeForce 6600
Наша таблица спецификаций графических процессоров существенно преобразилась. Помимо прямых ценовых конкурентов ATI Radeon 9800 Pro и процессора NVIDIA GeForce 6600 GT, мы добавили непосредственно виновника сегодняшнего обзора — графический чип NVIDIA GeForce 6600, а также графический чип, который до этого времени выполнял обязанности NVIDIA GeForce 6600 в сегменте Performance — NVIDIA GeForce FX 5900XT. Именно видеокарты на базе данного чипа будет интересно сравнить с NVIDIA GeForce 6600. Сможет ли новинка составить достойную конкуренцию достаточно старому решению, которое, тем не менее, продолжительное время держится на рынке? Однако обо всем по порядку, и сначала нам предстоит сравнить TTX сегодняшних участников тестирования.
Если с техническими параметрами NVIDIA GeForce 6600 и ATI Radeon 9800 Pro мы хорошо смогли разобраться в нашем прошлом обзоре по графическому процессору NVIDIA GeForce 6600 GT (см. КГ №№7, 8 за 2005 г.), то сейчас нас в первую очередь будут интересовать те различия между NVIDIA GeForce 6600 и NVIDIA GeForce 6600 GT, которые решили заложить в эти две модификации плат инженеры NVIDIA. Различий на практике оказалось минимальное количество, что не стало для нас большим сюрпризом. Как всегда было заведено у NVIDIA: если различия в названиях чипов заключаются сугубо в постфиксе (GT, Ultra, Pro, XT), то разными будут тактовые частоты работы ядра и/или памяти. NVIDIA GeForce 6600 не стал исключением. Отличия от GT-модификации кроются в заниженной частоте работы графического процессора: 300 МГц у NVIDIA GeForce 6600 против 500 МГц у NVIDIA GeForce 6600 GT, а также в частоте работы памяти (450 МГц (900 DDR) у GT против 250 МГц (500 DDR) у NVIDIA GeForce 6600). Как видим, урезание по частотам произошло достаточно жесткое. И если в случае с графическим процессором есть большие надежды на успешный разгон (практика выпуска чипов NVIDIA всегда показывала отличные разгонные возможности младших чипов в линейке), то вот урезание по частоте работы памяти нас волнует куда больше. Разогнать медленную память, которую согласно спецификациям NVIDIA будут устанавливать на платы NVIDIA GeForce 6600, до уровня, хотя бы близкого к NVIDIA GeForce 6600 GT, не представляется возможным. Поэтому низкая ПСП может стать узким местом всех плат, базирующихся на NVIDIA GeForce 6600 GT.
Таким образом, с урезанностями NVIDIA GeForce 6600 относительно NVIDIA GeForce 6600 GT все ясно, однако нераскрытым остается вопрос сравнения оказавшихся в одной ценовой нише плат на базе чипов NVIDIA GeForce 6600 и NVIDIA GeForce FX 5900 XT. Платы на базе последнего сейчас очень хорошо распространены и, нужно отметить, относительно неплохо продаются. Однако именно рассматриваемый сегодня чип NVIDIA GeForce 6600 призван стать "убийцей" NVIDIA GeForce FX 5900 XT на рынке видеокарт Performance-сегмента. Посмотрим на характеристики обоих чипов. За счет более высокой тактовой частоты работы GPU NVIDIA GeForce FX 5900 XT имеет заметно больший филлрейт, нежели у NVIDIA GeForce 6600. Это единственный фактор, который позволяет NVIDIA GeForce FX 5900 XT выглядеть более привлекательно по сравнению с NVIDIA GeForce 6600 в плане филлрейта, поскольку обе карты обладают восьмью конвейерами рендеринга по одному текстурному модулю на каждом (NVIDIA GeForce FX 5900 XT также имеет возможность конфигурирования конвейера по схеме 4х2, то есть 4 пиксельных конвейера на 2 текстурника в зависимости от рендерящейся сцены). Число вершинных процессоров у обеих карт также одинаково — 3. Пропускная способность памяти плат на базе графического процессора NVIDIA GeForce FX 5900 XT тоже существенно больше за счет 256-битной организации доступа к памяти, а также более высокой частоты работы микросхем памяти, нежели у NVIDIA GeForce 6600. На первый взгляд, чип NVIDIA GeForce 6600 практически по всем параметрам уступает NVIDIA GeForce 5900 XT. Однако следует принимать во внимание тот факт, что у NVIDIA GeForce 6600 отсутствует столь характерная "боязнь" обработки пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0, которая в явном виде присутствует у всех акселераторов семейства NVIDIA GeForce FX, а также то, что архитектуры этих двух чипов в корне отличаются. Поэтому результаты тестирования обещают дать интересную картину. Однако обо всем по порядку.
Плата Sparkle GeForce 6600 AGP
Дизайн и компоновка платы
Плата попала к нам на тестирование в OEM-комплектации, поэтому по понятным причинам мы опустим вопросы ее комплектации и перейдем
непосредственно к описанию самой Sparkle GeForce 6600 с интерфейсом AGP. Помимо нее, к нам в руки попала также плата производства Palit, которая имела в корне отличающийся от Sparkle GeForce 6600 дизайн PCB, что заставило нас произвести сравнение дизайнов PCB обеих плат, поскольку очевидно, что на рынке будут появляться как одни, так и другие варианты PCB от разных производителей плат.
Дизайн платы от Sparkle GeForce 6600 в корне отличается от эталонного дизайна NVIDIA для AGP-варианта плат c чипом GeForce 6600 GT. Разводка упрощена, однако не настолько, чтобы дизайн PCB Sparkle GeForce 6600 можно было назвать низкопрофильным.
В наличии остался разъем для дополнительного питания, что нас несколько удивило. Учитывая частоты работы NVIDIA GeForce 6600, для нас было несколько необычным то, что требования относительно питания у NVIDIA GeForce 6600 остались такими же жесткими, как и у NVIDIA GeForce 6600 GT. Однако, когда к нам на тестирование попала плата Palit GeForce 6600, у которой отсутствовал разъем дополнительного питания, стало ясно, что в случае с PCB для чипа NVIDIA GeForce 6600 каждый производитель будет поступать так, как ему будет удобнее произвести разводку печатной платы. С различными версиями дизайна печатных плат мы разобрались.
Теперь можно вернуться к Sparkle GeForce 6600 AGP. Площадка графический чип — мост HSI повернуты друг к другу на 45 градусов. Этим дизайн платы повторяет эталонное расположение GPU и моста HSI на эталонной плате NVIDIA GeForce 6600GT. Карта имеет синий цвет PCB, несет на борту 256 Мб DDR- памяти с шиной передачи данных в 128 бит (по 4 чипа памяти на лицевой и оборотной сторонах печатной платы). Карта имеет интерфейс AGP 4x/8x (посредством моста HSI) и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Места под VIVO, как и на рассмотренной ранее Palit GeForce 6600 GT, не предусмотрено вовсе. Уже упоминавшийся разъем для дополнительного питания на плате Sparkle GeForce 6600 с интерфейсом AGP имеет ставшее уже традиционным горизонтальное положение. Для чипов памяти производства Hunix (HY5DU561622CT-36) предусмотрена обычная TSOP- упаковка. Время выборки чипов памяти — 3,6 нс., что соответствует частоте работы 275 МГц (550 МГц DDR), однако память функционирует на положенной по спецификациям частоте 500 МГц. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 300 МГц. Сам чип NVIDIA GeForce 6600 прикрыт крышкой и изготовлен на 40-й неделе 2004 года, имеет ревизию А2. Очевидно, что точно такие же чипы устанавливаются и на PCI-E-версии плат. Ниже графического процессора разместился уже упомянутый выше переходной мост HSI. Для охлаждения GPU и переходного моста HSI используются небольшие радиаторы, а чип NV43 обдувает средних размеров вентилятор. Для совсем не горячего чипа NVIDIA GeForce 6600 этого вполне достаточно. Микросхемы памяти не охлаждаются вовсе — для медленной 3,6 нс памяти радиаторы не требуются. В качестве термоинтерфейса для GPU и моста HIS используется слой термопасты. А GPU, к тому же, по бокам снабжен специальным теплопроводящим материалом.
Тестирование
Качество 2D
Прежде чем дать оценку качеству изображения, выдаваемому видеокартой Sparkle GeForce 6600 AGP, повторимся, что на сегодняшний день более или менее объективную оценку данного параметра для серии видеокарт дать нельзя, так как он сильно зависит от конкретного экземпляра, а также от монитора и соединительного кабеля. Субъективно качество 2D, показываемое в разрешениях 1024x768x100 Гц, 1280х1024х85 Гц и 1600х1200х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений в качестве картинки замечено не было ни у одного из протестированных экземпляров.
Разгон
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (выбитые пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты проходили успешно, то разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось. Итак, видеокарту Sparkle GeForce 6600 AGP со стандартных для этого акселератора 300/500 МГц удалось разогнать до частот 450/610 МГц для ядра/памяти соответственно.
Довольно неплохие показатели для разгона ядра. Еще 50 МГц, и мы могли бы достигнyть частот NVIDIA GeForce 6600 GT. Память на плате Sparkle также показала замечательные результаты в разгоне. Для 3,6 нс. памяти разгон до 610 МГц — это плюс 60 МГц относительно номинала, что очень и очень здорово. Подобный результат разгона ядра для GeForce 6600 очень низок — обычно достигаются частоты 500 МГц и выше, поэтому мы склонны считать, что нам попался откровенно неудачный в плане разгона графический чип.
Тестовый стенд
. Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400).
. Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц).
. Память: 2x512 Мб DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2).
. Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 Гб (8 Мб Cashe).
Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
Система
. Microsoft Windows XP SP1 ENG.
. DirectX 9.0b:
. драйвер для видеокарт NVIDIA — ForceWare 71.82 WHQL;
. драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 5.1 WHQL.
Драйверы NVIDIA: оптимизации трилинейной фильтрации включены, анизотропной — также включены по умолчанию. Драйверы ATI: оптимизации трилинейной фильтрации включены по умолчанию. Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.
Тестовые программы
. FutureMark 3DMark2003 v340 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0); . FutureMark 3DMark 2005 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0с тест, Vertex Shaders 2.0/3.0, Pixel Shaders 2.0/3.0);
. Massive Development AquaMark 3 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
. Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2004 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
. Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
. Activision/Infinity Ward Call of Duty 1.4 (OpenGL, мультитекстурирование);
. Activision/id Software Quake 3: Arena 1.32 (OpenGL, мультитекстурирование);
. Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, стенсильные тени);
. GodGames/Croteam Serious Sam: The Second Encounter 1.07 (OpenGL, мультитекстурирование);
. People Can Fly/DreamCatcher Interactive Painkiller v 1.31 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, проецируемые текстуры, динамическое попиксельное затенение, DOT3 bump mapping);
. GSC GameWorld/"Руссобит М" FireStarter (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, система частиц, динамические источники света, проецируемые текстуры);
. Ubisoft Prince of Persia: Warrior Within (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, мультитекстурирование);
. CDV Software Entertainment/Brat Designs Breed (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, стенсильные тени, Bump mapping);
. Codemasters Colin McRay Rally 2005 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
. Remedy Int. Max Payne 2: The Fall of Max Payne (Direct3D, пиксельные шейдеры 1.1);
. Ion Storm/Eidos Interactive Thief 3: Deadly Shadows (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
. IO Int./ Eidos Entaractive Hitman: Contracts (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
. Crytek/UbiSoft FarCry 1.3 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, мультитекстурирование);
. Valve Software/Vivendi Universal Games Half-life 2 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0);
. Core Design/Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, качество по умолчанию);
. Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
. Activision/id Software Doom 3 (OpenGL, мультитекстурирование);
. Irrational Games/Vivendi Universal Games Tribes: Vengeance (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры 2.0 для карт ATI, Hardware T&L); . EA Black Box/Electronic Arts Need for Speed: Underground 2 (D3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, Hardware T&L);
. 1С: Maddox Games/1C IL 2 Shturmovik: Forgotten Battles (режим OpenGL, мультитекстурирование, режим максимального качества);
. Troika games/Activision Vampire: The Masquerade Bloodlines (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, движок Half-Life 2); . Starbreeze Studios/Vivendi Universal Games Chronicles of Riddick (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0).
В следующем номере мы займемся тестированием скоростных показателей GeForce 6600 в сравнении с конкурентами из той же ценовой категории.
Видеокарта Sparkle GeForce 6600 AGP предоставлена компанией Event
Бурдыко Алексей, info@techlabs.by
Графический чип NVIDIA GeForce 6600
Наша таблица спецификаций графических процессоров существенно преобразилась. Помимо прямых ценовых конкурентов ATI Radeon 9800 Pro и процессора NVIDIA GeForce 6600 GT, мы добавили непосредственно виновника сегодняшнего обзора — графический чип NVIDIA GeForce 6600, а также графический чип, который до этого времени выполнял обязанности NVIDIA GeForce 6600 в сегменте Performance — NVIDIA GeForce FX 5900XT. Именно видеокарты на базе данного чипа будет интересно сравнить с NVIDIA GeForce 6600. Сможет ли новинка составить достойную конкуренцию достаточно старому решению, которое, тем не менее, продолжительное время держится на рынке? Однако обо всем по порядку, и сначала нам предстоит сравнить TTX сегодняшних участников тестирования.
Чипы | NVIDIA GeForce 6600 GT | ATI Radeon 9800 Pro | NVIDIA GeForce 6600 | NVIDIA GeForce FX 5900 XT |
Кодовое название | NV43 | R350 | NV43 | NV35 |
Технология чипа | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Техпроцесс | 0,11 мкм | 0,15 мкм | 0,11 мкм | 0,13 мкм |
Число транзисторов | 146 млн. | 107 млн. | 146 млн. | 130 млн. |
Шина памяти | 128 бит | 256 бит | 128 бит | 256 бит |
Пропускная способность памяти | 14,4 Гб/с | 21.8 Гб/с | 8,0 Гб/с | 22,4 Гб/с |
Скорость пиксельного заполнения | 4,0 Гигапиксель/с | 3,04 Гигапиксель/с | 2,4 Гигапиксель/с | 3,1 Гигапиксель/с |
Шина AGP | 8x (HSI) | 8x | 8x (HSI) | 8x |
Память | 128/256 Мб | 128/256 Мб | 128/256 Мб | 128/256 Мб |
Частота чипа | 500 МГц | 380 МГц | 300 МГц | 390 МГц |
Частота памяти | 450 МГц (900 DDR) | 340 МГц (680 DDR) | 250 МГц (500 DDR) | 350 МГц (700 DDR) |
Число пиксельных конвейеров | 8 | 8 | 8 | 8 (4) |
Число вершинных процессоров | 3 | 4 | 3 | 3 |
Число текстур на конвейер | 1 | 1 | 1 | 1 (2) |
Версия вершинных программ | 3.0 | 2.0 | 3.0 | 2.0 |
Версия пиксельных программ | 3.0 | 2.0 | 3.0 | 2.0 |
Поколение DirectX | 9.0c | 9.0b | 9.0c | 9.0b |
Если с техническими параметрами NVIDIA GeForce 6600 и ATI Radeon 9800 Pro мы хорошо смогли разобраться в нашем прошлом обзоре по графическому процессору NVIDIA GeForce 6600 GT (см. КГ №№7, 8 за 2005 г.), то сейчас нас в первую очередь будут интересовать те различия между NVIDIA GeForce 6600 и NVIDIA GeForce 6600 GT, которые решили заложить в эти две модификации плат инженеры NVIDIA. Различий на практике оказалось минимальное количество, что не стало для нас большим сюрпризом. Как всегда было заведено у NVIDIA: если различия в названиях чипов заключаются сугубо в постфиксе (GT, Ultra, Pro, XT), то разными будут тактовые частоты работы ядра и/или памяти. NVIDIA GeForce 6600 не стал исключением. Отличия от GT-модификации кроются в заниженной частоте работы графического процессора: 300 МГц у NVIDIA GeForce 6600 против 500 МГц у NVIDIA GeForce 6600 GT, а также в частоте работы памяти (450 МГц (900 DDR) у GT против 250 МГц (500 DDR) у NVIDIA GeForce 6600). Как видим, урезание по частотам произошло достаточно жесткое. И если в случае с графическим процессором есть большие надежды на успешный разгон (практика выпуска чипов NVIDIA всегда показывала отличные разгонные возможности младших чипов в линейке), то вот урезание по частоте работы памяти нас волнует куда больше. Разогнать медленную память, которую согласно спецификациям NVIDIA будут устанавливать на платы NVIDIA GeForce 6600, до уровня, хотя бы близкого к NVIDIA GeForce 6600 GT, не представляется возможным. Поэтому низкая ПСП может стать узким местом всех плат, базирующихся на NVIDIA GeForce 6600 GT.
Таким образом, с урезанностями NVIDIA GeForce 6600 относительно NVIDIA GeForce 6600 GT все ясно, однако нераскрытым остается вопрос сравнения оказавшихся в одной ценовой нише плат на базе чипов NVIDIA GeForce 6600 и NVIDIA GeForce FX 5900 XT. Платы на базе последнего сейчас очень хорошо распространены и, нужно отметить, относительно неплохо продаются. Однако именно рассматриваемый сегодня чип NVIDIA GeForce 6600 призван стать "убийцей" NVIDIA GeForce FX 5900 XT на рынке видеокарт Performance-сегмента. Посмотрим на характеристики обоих чипов. За счет более высокой тактовой частоты работы GPU NVIDIA GeForce FX 5900 XT имеет заметно больший филлрейт, нежели у NVIDIA GeForce 6600. Это единственный фактор, который позволяет NVIDIA GeForce FX 5900 XT выглядеть более привлекательно по сравнению с NVIDIA GeForce 6600 в плане филлрейта, поскольку обе карты обладают восьмью конвейерами рендеринга по одному текстурному модулю на каждом (NVIDIA GeForce FX 5900 XT также имеет возможность конфигурирования конвейера по схеме 4х2, то есть 4 пиксельных конвейера на 2 текстурника в зависимости от рендерящейся сцены). Число вершинных процессоров у обеих карт также одинаково — 3. Пропускная способность памяти плат на базе графического процессора NVIDIA GeForce FX 5900 XT тоже существенно больше за счет 256-битной организации доступа к памяти, а также более высокой частоты работы микросхем памяти, нежели у NVIDIA GeForce 6600. На первый взгляд, чип NVIDIA GeForce 6600 практически по всем параметрам уступает NVIDIA GeForce 5900 XT. Однако следует принимать во внимание тот факт, что у NVIDIA GeForce 6600 отсутствует столь характерная "боязнь" обработки пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0, которая в явном виде присутствует у всех акселераторов семейства NVIDIA GeForce FX, а также то, что архитектуры этих двух чипов в корне отличаются. Поэтому результаты тестирования обещают дать интересную картину. Однако обо всем по порядку.
Плата Sparkle GeForce 6600 AGP
Дизайн и компоновка платы
Плата попала к нам на тестирование в OEM-комплектации, поэтому по понятным причинам мы опустим вопросы ее комплектации и перейдем
непосредственно к описанию самой Sparkle GeForce 6600 с интерфейсом AGP. Помимо нее, к нам в руки попала также плата производства Palit, которая имела в корне отличающийся от Sparkle GeForce 6600 дизайн PCB, что заставило нас произвести сравнение дизайнов PCB обеих плат, поскольку очевидно, что на рынке будут появляться как одни, так и другие варианты PCB от разных производителей плат.
Дизайн платы от Sparkle GeForce 6600 в корне отличается от эталонного дизайна NVIDIA для AGP-варианта плат c чипом GeForce 6600 GT. Разводка упрощена, однако не настолько, чтобы дизайн PCB Sparkle GeForce 6600 можно было назвать низкопрофильным.
В наличии остался разъем для дополнительного питания, что нас несколько удивило. Учитывая частоты работы NVIDIA GeForce 6600, для нас было несколько необычным то, что требования относительно питания у NVIDIA GeForce 6600 остались такими же жесткими, как и у NVIDIA GeForce 6600 GT. Однако, когда к нам на тестирование попала плата Palit GeForce 6600, у которой отсутствовал разъем дополнительного питания, стало ясно, что в случае с PCB для чипа NVIDIA GeForce 6600 каждый производитель будет поступать так, как ему будет удобнее произвести разводку печатной платы. С различными версиями дизайна печатных плат мы разобрались.
Теперь можно вернуться к Sparkle GeForce 6600 AGP. Площадка графический чип — мост HSI повернуты друг к другу на 45 градусов. Этим дизайн платы повторяет эталонное расположение GPU и моста HSI на эталонной плате NVIDIA GeForce 6600GT. Карта имеет синий цвет PCB, несет на борту 256 Мб DDR- памяти с шиной передачи данных в 128 бит (по 4 чипа памяти на лицевой и оборотной сторонах печатной платы). Карта имеет интерфейс AGP 4x/8x (посредством моста HSI) и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Места под VIVO, как и на рассмотренной ранее Palit GeForce 6600 GT, не предусмотрено вовсе. Уже упоминавшийся разъем для дополнительного питания на плате Sparkle GeForce 6600 с интерфейсом AGP имеет ставшее уже традиционным горизонтальное положение. Для чипов памяти производства Hunix (HY5DU561622CT-36) предусмотрена обычная TSOP- упаковка. Время выборки чипов памяти — 3,6 нс., что соответствует частоте работы 275 МГц (550 МГц DDR), однако память функционирует на положенной по спецификациям частоте 500 МГц. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 300 МГц. Сам чип NVIDIA GeForce 6600 прикрыт крышкой и изготовлен на 40-й неделе 2004 года, имеет ревизию А2. Очевидно, что точно такие же чипы устанавливаются и на PCI-E-версии плат. Ниже графического процессора разместился уже упомянутый выше переходной мост HSI. Для охлаждения GPU и переходного моста HSI используются небольшие радиаторы, а чип NV43 обдувает средних размеров вентилятор. Для совсем не горячего чипа NVIDIA GeForce 6600 этого вполне достаточно. Микросхемы памяти не охлаждаются вовсе — для медленной 3,6 нс памяти радиаторы не требуются. В качестве термоинтерфейса для GPU и моста HIS используется слой термопасты. А GPU, к тому же, по бокам снабжен специальным теплопроводящим материалом.
Тестирование
Качество 2D
Прежде чем дать оценку качеству изображения, выдаваемому видеокартой Sparkle GeForce 6600 AGP, повторимся, что на сегодняшний день более или менее объективную оценку данного параметра для серии видеокарт дать нельзя, так как он сильно зависит от конкретного экземпляра, а также от монитора и соединительного кабеля. Субъективно качество 2D, показываемое в разрешениях 1024x768x100 Гц, 1280х1024х85 Гц и 1600х1200х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений в качестве картинки замечено не было ни у одного из протестированных экземпляров.
Разгон
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (выбитые пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты проходили успешно, то разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось. Итак, видеокарту Sparkle GeForce 6600 AGP со стандартных для этого акселератора 300/500 МГц удалось разогнать до частот 450/610 МГц для ядра/памяти соответственно.
Довольно неплохие показатели для разгона ядра. Еще 50 МГц, и мы могли бы достигнyть частот NVIDIA GeForce 6600 GT. Память на плате Sparkle также показала замечательные результаты в разгоне. Для 3,6 нс. памяти разгон до 610 МГц — это плюс 60 МГц относительно номинала, что очень и очень здорово. Подобный результат разгона ядра для GeForce 6600 очень низок — обычно достигаются частоты 500 МГц и выше, поэтому мы склонны считать, что нам попался откровенно неудачный в плане разгона графический чип.
Тестовый стенд
. Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400).
. Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц).
. Память: 2x512 Мб DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2).
. Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 Гб (8 Мб Cashe).
Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
Система
. Microsoft Windows XP SP1 ENG.
. DirectX 9.0b:
. драйвер для видеокарт NVIDIA — ForceWare 71.82 WHQL;
. драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 5.1 WHQL.
Драйверы NVIDIA: оптимизации трилинейной фильтрации включены, анизотропной — также включены по умолчанию. Драйверы ATI: оптимизации трилинейной фильтрации включены по умолчанию. Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.
Тестовые программы
. FutureMark 3DMark2003 v340 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0); . FutureMark 3DMark 2005 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0с тест, Vertex Shaders 2.0/3.0, Pixel Shaders 2.0/3.0);
. Massive Development AquaMark 3 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
. Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2004 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
. Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
. Activision/Infinity Ward Call of Duty 1.4 (OpenGL, мультитекстурирование);
. Activision/id Software Quake 3: Arena 1.32 (OpenGL, мультитекстурирование);
. Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, стенсильные тени);
. GodGames/Croteam Serious Sam: The Second Encounter 1.07 (OpenGL, мультитекстурирование);
. People Can Fly/DreamCatcher Interactive Painkiller v 1.31 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, проецируемые текстуры, динамическое попиксельное затенение, DOT3 bump mapping);
. GSC GameWorld/"Руссобит М" FireStarter (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, система частиц, динамические источники света, проецируемые текстуры);
. Ubisoft Prince of Persia: Warrior Within (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, мультитекстурирование);
. CDV Software Entertainment/Brat Designs Breed (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, стенсильные тени, Bump mapping);
. Codemasters Colin McRay Rally 2005 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
. Remedy Int. Max Payne 2: The Fall of Max Payne (Direct3D, пиксельные шейдеры 1.1);
. Ion Storm/Eidos Interactive Thief 3: Deadly Shadows (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
. IO Int./ Eidos Entaractive Hitman: Contracts (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
. Crytek/UbiSoft FarCry 1.3 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, мультитекстурирование);
. Valve Software/Vivendi Universal Games Half-life 2 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0);
. Core Design/Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, качество по умолчанию);
. Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
. Activision/id Software Doom 3 (OpenGL, мультитекстурирование);
. Irrational Games/Vivendi Universal Games Tribes: Vengeance (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры 2.0 для карт ATI, Hardware T&L); . EA Black Box/Electronic Arts Need for Speed: Underground 2 (D3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, Hardware T&L);
. 1С: Maddox Games/1C IL 2 Shturmovik: Forgotten Battles (режим OpenGL, мультитекстурирование, режим максимального качества);
. Troika games/Activision Vampire: The Masquerade Bloodlines (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, движок Half-Life 2); . Starbreeze Studios/Vivendi Universal Games Chronicles of Riddick (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0).
В следующем номере мы займемся тестированием скоростных показателей GeForce 6600 в сравнении с конкурентами из той же ценовой категории.
Видеокарта Sparkle GeForce 6600 AGP предоставлена компанией Event
Бурдыко Алексей, info@techlabs.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2005 год в рубрике hard :: video