Тест трех топовых активных стереопар. Часть II

Предлагаем вам ознакомиться со второй частью статьи, посвященной тесту акустики класса 2.0. В первой части мы рассказали о системе Defender VOLCANO 1, которая заслужила высокую оценку. Итак, изучаем SVEN MA-332 и Microlab SOLO-2 mk2.

SVEN MA-332

Комплект поставки


Комплектность SVEN'вской стереосистемы одна из лучших, как, впрочем, и у акустики VOLCANO 1. Особенно нас порадовали прилагаемые провода. Нет, сказать, что они идеальны, нельзя, но по меркам компьютерной акустики они неплохи. Кабель для подачи сигнала имеет неплохое экранирование и надежные тюльпаны с покрытием "под золото". Длина кабеля составляет порядка 1,4 м. Для присоединения пассивной колонки к активной вложен акустические провод с приемлемым сечением жил длиной 2 м. А по списку в коробке мы обнаружили следующее:
— две акустические системы;
— две сетки;
— сетевой шнур;
— сигнальный кабель (2 RCA -> 2 RCA);
— сигнальный кабель (3,5 мм аудио -> 2 RCA);
— акустический провод;
— инструкцию;
— гарантийный талон.
Радует наличие гарантийного талона, хотя сейчас этим уже никого не удивишь. По внешнему виду все элементы системы кажутся добротными, но попробуем разобраться в этом чуть подробнее.

Внешний вид и конструкция

Для начала проясним тот момент, что есть две модификации акустики MA-332. Их легко отличить по внешнему виду, т.к. компания SVEN все-таки поддалась модной тенденции и установила в старую модификацию SVEN MA-332 купольные тканевые твиттеры. Модифицировать акустику нынче модно — ярким примером тому служит линейка SOLO mk2 или акустика Defender Mercury с индексом А. Как правило, модификации приводят к улучшению результата, хотя зачастую улучшения эти очень малы.


Интересен тот факт, что после модификации никаких изменений в названии старых колонок не добавилось. Так что при покупке будьте внимательны, т.к. в этой статье речь пойдет о новой акустике SVEN МА-332 с тканевыми ВЧ-динамиками, а не пластиковыми, как в старой версии. За исключением этой модификации внешность акустики больше ничем не изменилась. Корпуса колонок выполнены из MDF толщиной более 1 см, поэтому сразу чувствуется массивность. Внешняя оклейка произведена очень качественно, вполне смело можно сказать, что по качеству корпусов эта акустика занимает высокую позицию. Но не будем делать скоропалительных выводов. Сняв небольшие сетки, сделанные с применением акустической ткани, натянутой на деревянном каркасе, мы смогли добраться до святая святых акустики — динамиков. Да, действительно, купольная пищалка имеет тканевый диффузор диаметром 1". Причем сохранилась оригинальная схема крепления Среднечастотные динамики остались прежними.

Диаметр диффузора 4", материал диффузора — бумага, причем вся его поверхность покрыта мелкими бугорочками. Подвес сделан из вспененного полимерного материала и имеет, на наш взгляд, чрезмерную жесткость. Т.е. предположительно особо низких частот не будет — напрашивается использование активного сабвуфера, тем более, что для него даже сделан специальный выход, расположенный сзади. Все мы прекрасно знаем, что под маркой SVEN Audio выпускается довольно большое количество активных сабов, так что запросто можно превратить эту стереопару в систему 2.1. Катушки СЧ-динамиков имеют сопротивление 4 Ом, динамики соединены последовательно. Для увеличения отдачи по низким частотам применено акустическое оформление типа фазоинвертор. Диаметр порта — порядка 3,5 см, длина — порядка 8 см. Явно видно, что частота настройки довольно высока — это обуславливается высокой резонансной частотой динамиков и как следствие — неспособностью отыгрывать реально низкие частоты. С внутренней стороны труба фазоинвертора закрыта редкой сеткой. Сделано это для того, чтобы внутрь колонки случайно не попали какие-либо предметы. Все основные органы управления и разъемы расположены на пластиковой пластине сзади активной колонки. Мы всегда пишем, что расположение органов управления сзади неудобно, но в данном случае ручки на передней панели или сверху испортили бы отличный внешний вид акустики, так что такой шаг вполне оправдан. Для регулировок служат три ручки: Volume, Bass, Treble. По документам глубина регулировки НЧ и ВЧ достигает (10 дБ. Сетевое напряжение подается с помощью отсоединяемого шнура, для включения служит отдельный включатель. Сигнал подается через разъемы типа RCA. Рядом расположен разъем s-output для присоединения сабвуфера. Что особо удивило, так это хайфайные винтовые разъемы для коммутации активной и пассивной колонок. Разобрав акустику, мы сразу не разочаровались, т.к. все боковые стенки были задемпфированы синтепоном. Разочарование пришло тогда, когда перед взором предстал электролит на 4,7 мкФ, выполняющий роль фильтра ВЧ. Для акустики подобного класса применение электролита в качестве фильтра просто недопустимо — это удел дешевых решений.

Остальная электроника довольно сбалансированная. Трансформатора, намотанного на Ш-образном сердечнике, с напряжением вторичных обмоток 2х15 В и током 3 А впритык хватает для заявленной мощности. В качестве фильтра установлено две емкости по 4700 мкФ. Сетевой фон благодаря такому фильтру сказывается не сильно, уровень его низок, и никакого дискомфорта он не доставляет. Также нет сильного щелчка при включении/выключении, прослушивается только слабый хлопок, т.к. схемы задержки нет. Усилитель выполнен по простой схеме, причем на плате много пустующих мест для элементов. УМЗЧ построен на микросхеме LM1875T. Из технического описания видно, что нелинейные искажения просто взмывают вверх при мощности, близкой к 20 Вт. До этой величины они не превышают 0,1%, что для исследуемого диапазона допустимо. А вот заявленное производителем соотношение сигнал/шум вообще прекрасное — 75 дБ. На наш взгляд, электроника все же слабовата, и применение другого усилителя и более мощного блока питания, возможно, позволит получить результаты намного лучше, нежели те, которые мы имеем сейчас.

слушивание. Измерения

При прослушивании музыкальных композиций наши первоначальные предположения относительно слабого баса подтвердились: басят колонки действительно жестко. В низких частотах чувствуется напряженность и плоскость. Частоты порядка 50 Гц воспроизводятся с таким низким уровнем, что практически не влияют на общую картину. Таким образом, очевидно, что слушать сложные музыкальные композиции с хорошими низами комфортно не получится. Эта акустика хорошо подойдет для попсы или чего-то типа techno — drum and bass уже не покатит. Средние частоты детальны и насыщены. Если вы любите композиции без преобладания низких частот, то данные колонки с ними справляются хорошо. Купольная пищалка с тканевым диффузором нас тоже не расстроила. В меру своей стоимости она играет прилично. Высокие частоты чистые и детальные без какого-либо сипения. Если бы детальность была еще чуть лучше, то звучание ВЧ можно было бы назвать действительно хайфайным. Возможно, проблему решит применение пассивного фильтра для динамиков, а его вполне могут начать устанавливать, ведь уже заменили пластиковый ВЧ-динамик на более качественный (но при этом электролит в качестве фильтра оставили — непонятно…). Громкость вполне достаточная для озвучивания небольшого помещения размером порядка 10 м2. С ростом громкости суть звучания не меняется, только при приближении к максимуму начинает возрастать напряженность и искажения. Визуально регулятор тембра работает корректно, но мы все же сняли АЧХ встроенного усилителя акустики SVEN МА-332. Видно, что штатная АЧХ (положение ручек bass и treble на 12 часов) практически вписывается в паспортные данные.

Характеристика имеет отличную неравномерность, да и то она обусловлена неточностью выставления регуляторов. Вполне достаточна и глубина регулирования НЧ и ВЧ. Однако данный регулятор собран по стандартной схеме и имеет один недостаток: при подстройке НЧ, например, он все же влияет и на высокие частоты. Это не критично, а примененная схема уже давно доказала свое право на существование. Но это только характеристика усилителя — посмотрим, как дела обстоят непосредственно с АЧХ самой акустической системы. На уровень -3 дБ акустика выходит аж на 90 Гц. Неравномерность характеристики в норме — (6 дБ. Поворот на 30° дает спад АЧХ в области ВЧ примерно на 12 дБ. В общем, все бы хорошо, если бы не подкачала нижняя граница. Опять если… Все же нам показалось, что примененный усилитель не раскрывает всех возможностей акустики МА-332, т.к. мощность его выбрана впритык. Для того, чтобы развеять наши сомнения, мы провели нехитрый эксперимент. Разобрав активную колонку, мы отсоединили провода от усилителя и перекоммутировали их таким образом, чтобы АС стала пассивной. Так мы получили пару пассивных колонок. Далее с помощью качественных акустических кабелей длиной по 2 м присоединили получившуюся акустику к Hi-Fi AV ресиверу SVEN HR-970.

Сигнал подали со звуковой карты компьютера. Результат нас удивил. Нам удалось получить чуть большую мощность без искажений (дальше начали "валиться" сами колонки), чуть повысилась детальность верхних и нижних частот. Но изменения были совсем незначительны по сравнению с затраченными средствами и силами. Все-таки для получения реального Hi-Fi к ресиверу надо присоединять акустику более высокого класса, нежели МА- 332.

Однако наряду с этим очевидно, что штатный усилитель, который мы немного поругали, не сильно проигрывает довольно дорогому ресиверу. Что ж, приятно, что он все-таки "заточен" под МА-332. В целом стереопара SVEN МА-332 произвела двоякое впечатление. С одной стороны, прекрасный внешний вид, отличный по качеству корпус, неплохие динамики, продуманность конструкции, но с другой — электролит в качестве фильтра, слабоватая электроника, малая отдача по басам. Явно есть еще что совершенствовать в данной акустике, но процесс пошел, и это приятно. От своих предшественников модифицированные колонки отличаются только более проработанными и прозрачными высокими частотами.

rolab SOLO-2 mk2

Комплект поставки


Распаковав невзрачную коробку серого цвета, внутри мы обнаружили:
— две акустические системы;
— две сетки к ним;
— сигнальный кабель (2 RCA -> 2 RCA);
— сигнальный кабель (3,5 мм аудио -> 2 RCA);
— провод для присоединения пассивной АС;
— инструкцию;
— гарантийный талон.
Первое, что, мягко говоря, поразило, так это явное несоответствие уровня качества самих колонок качеству проводов, причем не в пользу последних. Мало того, что сигнальный кабель очень тонкий и имеет плохое экранирование, так еще и присоединять пассивную колонку к активной предполагается тоненьким проводком. Даже со всеми натяжками он явно не тянет на звание акустического кабеля. Непонятно, почему довольно дорогая акустика имеет неудовлетворительную комплектацию. Поэтому еще в самом начале рекомендуем вам для получения максимального качества звучания заменить сигнальный и акустический кабели на более качественные.

шний вид и конструкция

Не стоит и говорить, что появление акустики серии SOLO mk2 для рядовых пользователей оказалось громом среди ясного неба. Заявление компании о том, что разработка динамических головок для модифицированных колонок поручена Питеру Ларсену (Peter Larsen) — известному конструктору, за плечами которого есть масса разработок для таких брэндов, как Dynaudio, Vifa, и т.д., просто шокировало. Неужели реальный Hi-Fi все же добрался и до компьютерной акустики? Как оказалось на деле; он-то добрался, но, как-то часто, бывает, частично.


Т.е. со стороны картина идеальна, но при более близком рассмотрении сразу видно много дефектов и недоработок. Но не будем об этом и перейдем к более близкому знакомству с акустикой SOLO-2 mk2 (кстати, приписка "mk2" является отличительной чертой от маркировки немодифицированных колонок. Корпуса акустических систем сделаны из MDF и благодаря неплохому дизайну (в частности, боковым панелям) смотрятся эффектно. Толщина материала не такая большая (чуть менее 1 см), как, например, в случае МА-332, но тоже вполне достаточная для акустики такого класса. Динамики прикрыты сетками — к слову, акустическая ткань натянута на деревянный каркас, в котором прорезаны отверстия чуть больше диаметром, чем сами динамические головки. Такой факт может неблагоприятно сказаться на диаграмме направленности АС. При выборе места для врезания динамиков разработчики не стали оригинальничать и разместили их самым обычным способом. Внешний вид от этого не пострадал, даже наоборот: нет каких-то неоднозначностей, как с VOLCANO 1. Во всех модифицированных колонках SOLO применяется идентичная пищалка с тканевым купольным диффузором. Сзади к экранированной магнитной системе приклеено что-то вроде круглого ребристого радиатора. Куда более интересна примененная среднечастотная головка.


В описании своего продукта Microlab громко заявляет о том, что диффузор СЧ-динамика изготовлен из кевлара. Однако очень скоро стало известно, что примененный материал очень похож на кевлар, но это не он. Обидно, конечно, но в любом случае лучше, чем покрашенная бумага. Размер динамика составляет 6,5". Точно такие же динамики используются в SOLO-3 mk2, а в SOLO-1 mk2 установлены эти же головки, но меньшего диаметра. Подвес сделан из резины, жесткость умеренная. Сразу видно, что такой динамик вполне реально может хорошо отыгрывать низкие частоты. Магнитная система массивна и экранирована. Для крепления, как и везде, используется четыре шурупа. Задняя панель имеет уже знакомые нам очертания, т.к. электроника при модернизации затронута не была.
Для осуществления регулировок предназначены три ручки: Volume, Bass и Treble. Питание включается сетевым включателем, для индикации работы предназначен светодиод. Сигнал подается на разъемы RCА. Мы видим две пары контактов, т.к. производитель продумал возможность подключения акустики не только к компьютеру и обеспечил различную чувствительность входов. Для коммутации пассивной колонки и выхода усилителя используются пружинные зажимы. Не стоит забывать, что акустическое оформление — фазоинвертор, и порт выведен на заднюю панель, поэтому установку колонок следует производить на расстоянии как минимум 20-30 см от стены или иных подобных преград. Диаметр трубы порядка 5 см, длина — 15 см. Внутреннее строение акустики практически не изменилось относительно старого варианта. По-прежнему внутри корпуса нет ни малейшего намека на какое-либо демпфирование.

Однако появилась попытка увеличить жесткость корпуса путем приклеивания к внутренним сторонам кругов из MDF и установления одной распорки. Два таких круга приклеены изнутри к боковым стенкам. Вся электроника осталась старой, если не считать новый пассивный фильтр. Плата кроссовера установлена на четырех штырьках и залита клеем. Теперь для подключения пищалки используется фильтр второго порядка, а не одна емкость, как в МА- 332.
Для питания предназначен трансформатор, намотанный на Ш-образном сердечнике и обеспечивающий напряжение 2х16 В. Следовательно, применяется двухполярный выпрямитель с общей точкой. Это позволяет упростить схему включения МС. Собственно для построения УМЗЧ используется микросхема TDA7265. Нелинейные искажения начинают возрастать при подходе к мощности в 20 Вт. Если брать еще выше, то они возрастают очень резко. Все разъемы залиты клеем, поэтому особых проблем с герметизацией корпуса не наблюдалось.

Даже при максимальной громкости воздух не выходит через щели. Сетевой фон имеет умеренный уровень и слушателя не раздражает. Щелчок при включении есть. Итого улучшения акустика SOLO-2 mk2 отличается от SOLO-2 применением принципиально новых динамиков, пересчитанным фазоинвертором и другим кроссовером. Как это отразится на звучании, изучим чуть ниже.

Прослушивание. Измерения

При прослушивании модифицированные колонки проявили себя с хорошей стороны. В их звучании достаточно баса по меркам стереопары. Причем бас динамичный и глубокий, без какого-либо бубнения. Если сравнивать его со звучанием SOLO-2 на низах, то прогресс очевиден. В остальном все практически идентично. Средние частоты имеют неплохую детализацию. Высокие прозрачные, паразитных призвуков в виде сипения не слышно. Мощность стереопары достаточная для озвучки небольшой комнаты. Нелинейные искажения с ростом громкости возрастают не сильно, поэтому звучание остается комфортным даже на высокой громкости. С учетом невысокой цены модифицированная стереопара прекрасно подойдет домашнему пользователю для прослушивания музыки и просмотра фильмов. Отличие в цене от старых SOLO-2 небольшое и со временем будет уменьшаться, но и качество звука после модификации возросло не сильно. Так сказать, насколько переплатите, настолько качественнее получите результат. Измерения не выявили каких-либо артефактов. При снятии АЧХ усилителя мы увидели стандартную картину: рабочий диапазон вкладывается в привычные рамки, легкие завалы начинают сказываться на НЧ (в районе 30 Гц) и на ВЧ (~18-19кГц). АЧХ же непосредственно самой акустической системы имеет приятные очертания. Неравномерность не превышает (8 дБ в полосе 60-20.000 Гц. Собственно на 60 Гц акустика выходит на уровень порядка -5 дБ. Поэтому нижней границей можно считать частоту примерно 65 Гц. Это неплохой результат для стереопары. Характеристику системы можно было бы вообще назвать идеальной, если бы не сильный провал на 8 дБ в районе 1,5 кГц, даже на ВЧ равномерность отменная. Поворот колонки на 30° дает спад АЧХ на ВЧ не более чем на 13 дБ, следовательно, диаграмма направленности приемлемая. В целом модернизация не сделала чуда, но звучание новых SOLO стало более проработанным и детальным, значительно улучшился бас. Хоть мы и не получили заявленный кевлар, но все же динамик стал более качественным, нежели его предшественник. Прирост в качестве звука соизмерим с разницей в стоимости Microlab SOLO-2 и Microlab SOLO-2 mk2.

Итоги

Microlab SOLO-2 mk2 система недорогая. Но соотношение цена/качество находится на превосходном уровне. Эти колонки могут похвастаться хорошими динамиками (хоть и не кевларовыми, как утверждал производитель), неплохим корпусом, соответствующим усилителем. Положительная разница в звучании между SOLO-2 mk2 и SOLO-2 есть, причем в пользу первых. Но она незначительна, что вызвано небольшим отличием в цене. Microlab хорошо работает по басам и СЧ, однако немного не хватает детальности, присущей тем же SPK-750.
SVEN MA-322 — не менее интересная акустическая система, потенциал которой раскрыт не до конца. Колонки хорошо воспроизводят средние и высокие частоты, но вот басят они слабовато. Хотя, к примеру, ни одна стереопара не дает таких низких частот, которые можно получить при использовании сабвуфера. Тем не менее, SVEN — довольно сильный игрок на рынке, поскольку уступает конкурентам немного, зато выгодно отличается ценой. В целом рынок акустических систем типа 2.0 сегодня насыщен неплохо, каждый сможет подобрать стереопару под себя. Тем более, что, руководствуясь проверенной информацией, можно говорить о скором появлении еще более качественных продуктов.

Акустика SVEN предоставлена для теста компанией "Конструктив"
Акустика Microlab предоставлена для теста компанией "Ронгбук"
Ресивер HR-970 предоставлен компанией "Конструктив", акустические провода предоставлены интернет-магазином www.apc.n1.by

Василий Запотылок, vasily@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2005 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета