Обзор пяти бюджетных акустических систем 5.1. Часть II

Окончание. Начало в КГ№ 8.

Предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи, посвященной бюджетным системам 5.1. В ней мы рассмотрим три оставшихся комплекта и подведем итоги. Напоминаем, что в первой части мы исследовали Microlab X2/5.1 и SVEN SPS-850. Что ж продолжим.

Defender SPK-HT5.1

Комплект поставки

Комплектацию системы от Defender по праву можно назвать одной из лучших, несмотря на скромные размеры коробки. В частности, в ней были найдены: — сабвуфер;
— пять сателлит;
— три сигнальных провода (мини-джек -> мини-джек);
— сигнальный провод (G9 -> G9);
— инструкция, гарантийный талон.
Негативом можно назвать отсутствие каких-либо подставок для сателлит. В общем-то, дела обстоят так же, как и у остальных производителей, только вот наличие провода G9 немного удивило.

Внешний вид и конструкция

Данная акустика имеет строгий классический вид, хотя все корпуса и окрашены в модный нынче серебристый цвет. Корпус сабвуфера сделан из довольно толстого деревянного материала, обклеенного сверху ПВХ. Оклейка произведена качественно, и даже на углах корпуса невозможно найти неровности или стыки. Передняя панель выполнена из пластика.

На ней находятся основные органы управления, а именно: регуляторы усиления и баса, а также кнопка включения. Порт фазоинвертора расположен в нижней части. Диаметр и длина его вполне нормальны для системы такого уровня, вот только немного смущает то, что другой его конец находится слишком близко к внутренней стенке саба (расстояние порядка 2 см). Это может неблагоприятно отразиться на звучании, хотя и не факт. Для большей устойчивости ко дну сабвуфера приклеены четыре небольшие резиновые прокладки, выполняющие роль ножек. Сзади НЧ-звено смотрится куда более эффектно. Все разъемы смонтированы на металлической пластине. Сигнал подается либо на обычные 3,5 мм аудиоразъемы, либо на разъем типа G9. Пользоваться G9 куда более удобно, так как для подключения системы 5.1 достаточно всего одного шнура. И что особо порадовало — так это длина сигнальных кабелей: двух метров предостаточно, чтобы произвести инсталляцию акустики без заморочек. Плюс еще и провода сателлит довольно длинные.

Разобрав сабвуфер, мы смогли увидеть динамическую головку, очень похожую на ту, что используется в акустике Microlab. Это никоим образом не говорит о плагиате в любом его проявлении, просто динамики действительно похожи. Диффузор головки бумажный, покрытый мелкими бугорочками, подвес резиновый. Мягкость подвеса можно оценить как умеренную, а рабочий ход головки как достаточный. И хоть внутри нами не было замечено вибродемпфирующего материала, качество конструкции находится на высоком уровне. Да и электронная часть показалась нам очень неплохой для такого ценового диапазона. Питающий трансформатор намотан на Ш-образный сердечник и имеет вторичные обмотки с напряжением по 12 В и током 4 А. Сам он находится в металлическом экране. Дело в том, что экранировать динамики считают нужным уже практически все производители, но при этом они забывают, что трансформаторы также являются сильными источниками электромагнитных полей. Замечательно, что Defender позаботился об этой проблеме. Зачастую при размещении сабвуфера неподалеку от ЭЛТ-монитора явно видны искажения, хотя динамик и имеет магнитный экран. Как говорилось выше, примененная электроника очень неплоха.


Модуль разъемов выполнен в виде отдельной платы, да при всем этом еще и закрыт пластиковой крышкой. В выпрямителе напряжения используется мощный диодный мост и два конденсатора емкостью 6800 мкФ каждый. Для предотвращения выгорания мощных элементов на плате установлено несколько плавких предохранителей. Все это сразу выдает серьезный подход компании к разработке и изготовлению системы. В качестве оконечных элементов применены шесть микросхем TDA2030А (18W Hi-Fi Amplifier) — признаться, не ожидали мы увидеть столь мощные микросхемы в таком наборе. Одна такая МС способна раскачать мощность, значительно превышающую 10 Вт. А работа при заниженных номинальных значениях позволит избежать высоких нелинейных искажений. Корпуса сателлит сделаны из пластика. Динамик закрыт металлической сеточкой. Провод выведен через отверстие сзади, которое изнутри залито клеем. Сзади также расположено нечто напоминающее фазоинвертор, но придумать ему другое предназначение, кроме как в качестве элемента дизайна, трудно. Оригинальна и сама динамическая головка, используемая в сателлитах. Это круглый маленький СЧ-динамик с бумажным диффузором и мягким подвесом. Он просто зажимается между двумя частями корпуса, которые свинчиваются четырьмя шурупами. Сразу понятно, что мощность такой головки мала, то есть предположение о том, что выходные МС работают не на номинальной мощности, верно. Что ж, в общем набор вполне неплох. Мы видим хорошее качество исполнения, удобство использования, хорошую электронику, вот только сателлиты слегка подкачали. Посмотрим, как поведет себя акустика при прослушивании.

Прослушивание и измерения

Имея опыт оценки акустических систем, предугадать звучание по внешнему виду и конструкции достаточно просто. Вот и в данном случае звучание оказалось точно таким, каким мы его предполагали услышать. Для начала необходимо упомянуть о наличии щелчка при включении/выключении. Особенно этим грешит сабвуфер: щелчок появляется здесь вследствие большой емкости фильтрующих конденсаторов и отсутствия схемы задержки. Зато хорошо подавляется сетевой фон. Звучание акустики SPK-HT5.1 по басам можно назвать хорошим (в меру тестируемых акустических систем). Низкие частоты мягкие, но при этом динамичные. Мощность баса тоже вполне достаточная. Однако при значениях, близких к максимальным, четко слышны завихрения воздуха в трубе фазоинвертора, создается эффект "захлебывания". Эта болезнь, к сожалению, свойственна почти всем недорогим сабвуферам. На общем фоне тестируемых систем сабвуфер от Defender выглядит хорошо. А вот средние частоты подкачали. Из-за своеобразной конструкции динамиков и пластикового корпуса СЧ получаются резкими с явными пластиковыми оттенками. Причем при вращении ручки громкости напряженность середины возрастает. Опять же, ситуация, схожая с аналогичной у моделей от Microlab: для прослушивания музыки такой набор подойдет только не слишком требовательному или слишком жадному пользователю, а вот погонять в игрушки или посмотреть кино с этой акустикой можно. В результате измерений были получены следующие показатели.


Как видим, равномерность АЧХ сабвуфера вполне вкладывается в допустимые пределы, несмотря на то, что примененному акустическому оформлению в недорогом секторе АС это не свойственно. Небольшой всплеск можно наблюдать на частоте, близкой к 100 Гц. Как и предполагалось, примененный динамик не способен отыгрывать очень низкие частоты — уровень в -6 дБ достигается только лишь при 60 Гц. Все, что находится ниже, вполне оправданно можно считать бесполезным. Четко видно недостаточное перекрытие диапазонов. Полоса частот чуть ниже 200 Гц и почти до 300 Гц проигрывается с очень низким уровнем. Хотя с учетом формата и стоимости системы при прослушивании это заметно не сильно. Неравномерность характеристики сателлиты вписывается в пределы (6 дБ, что для данной акустики хорошо. В целом измерения обнаружили ряд недостатков Defender SPK- HT5.1, но недостатки эти стандартны, и на общем фоне система смотрится достойно.

Genius SW-5.1 Value

Комплект поставки


Данная акустика каким-то неуловимым образом отличается от своих собратьев — бюджетных систем 5.1. По внешнему виду сложно сказать, будет она лучше или хуже их, но все же чувствуется некий оригинальный подход к простому вопросу. Вот и комплект поставки оказался совершенно иным, нежели у других систем. Если быть точным, то в него входят:
— сабвуфер;
— четыре одинаковых сателлиты;
— колонка центрального канала;
— кабель для центрального канала;
— сигнальный кабель (6 RCA -> G9);
— сигнальный кабель (6 мини-джек -> G9);
— переходник (центр <-> сабвуфер);
— инструкция пользователя.
Естественно, самой удобной вещью является сигнальный кабель, т.к. через один шнур сразу подаются все сигналы на шестиканальный усилитель. Наличие переходника обусловлено тем, что в некоторых картах контакты центрального канала и сабвуфера поменялись местами. В случае использования трех сигнальных кабелей (3х2 канала) достаточно поменять местами штекера, присоединяемые к сабвуферу, но, поскольку в нашем случае используется разъем G9, наличие переходника будет совсем не лишним.

Внешний вид и конструкция

Как и в предыдущих случаях, по большому счету, весь набор выполнен из пластика, если не считать корпус сабвуфера, изготовленный из прессованного деревянного материала. Однако дизайнеры хорошо потрудились над этим комплектом, и смотрится он очень заманчиво.

Традиционно начнем наше описание с самого интересного звена — сабвуфера. Для лучшей его устойчивости снизу имеются четыре резиновые полукруглые ножки. Передняя панель полностью выполнена из пластика. На ней находятся регуляторы усиления и баса, а также кнопка включения. Здесь же находится и порт фазоинвертора. Однако это единственный саб в нашем сегодняшнем обзоре со схемой акустического оформления головки НЧ типа фазоинвертор.

Дело в том, что сам басовый динамик закреплен на задней панели и прикрыт металлической сеточкой. Конструкция задней панели довольно оригинальна: Genius отказался от больших прикручивающихся пластин, и все разъемы находятся на небольшой пластиковой вставке. С одной стороны, это улучшит жесткость и герметичность корпуса, но с другой — ухудшит отвод тепла от мощных выходных элементов, так как они находятся внутри. Но принимая во внимание мощность системы оба этих фактора являются сомнительными: как "плюс", так и "минус". То есть при такой малой мощности корпус и так не будет дребезжать, да и греться там особо нечему. Разобрав систему (к слову, свинчена она довольно качественно и хитро), мы смогли изучить внутреннее строение. Никакого звукопоглотителя в корпусе нет, если не считать небольшие кусочки синтепона, которыми обернуты провода. Труба фазоинвертора изготовлена из пластикового материала, а не из картона. Проклейка и прочее тому подобное находится на высоком уровне качества. Однако примененная электроника весьма скромна. Для питания используется экранированный трансформатор на 10 В/2 А. Все элементы смонтированы на небольшой плате, качество монтажа хорошее. 

Для усиления сигнала на пяти каналах применяются обычные микросхемы в DIP-корпусах, в качестве радиаторов служат тоненькие металлические пластинки. Мы не стали их отпаивать для выяснения марки микросхемы, но догадаться о развиваемой ими мощности можно и так — не более единиц ватт. Для усиления НЧ-сигнала используется более мощная МС, установленная на небольшой ребристый радиатор, TDA7360 (22W Bridge/Stereo Audio Amplifier with Clipping Detector). В мостовом режиме при напряжении питания 14 В она способна раскачать мощность порядка 15 Вт при 4 Ом с малыми искажениями. Для примененного в сабвуфере динамика этого хватит с лихвою. На вид этот динамик даже и басовым назвать как-то язык не поворачивается. Бумажный диффузор, полимерный средней жесткости подвес, пластиковый колпачок, небольшая магнитная система: смотрится как средний мидбасовый экземпляр. Про гипотетическое отсутствие низких частот даже говорить не приходится. Не менее интригующими являются и динамические головки, примененные в сателлитах. На вид ничего особенного: обычный широкополосник с бумажным диффузором. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что головка обладает мягким тканевым подвесом — очень интересно, как он покажет себя в действии. С подключением сателлит проблем не возникло — провода выведены через отверстия в задней стенке. Кстати, там же имеются и отверстия для крепления колонок на стену. Центральный канал присоединяется отдельным проводом посредством разъемов типа RCA. Сигнальные провода имеют хорошую длину, поэтому проблем с установкой не возникло, и мы сразу перешли к прослушиванию.

Прослушивание и измерения

Акустические системы от Genius низшего ценового диапазона уже давно составили о себе устойчивое мнение некоторых пользователей, причем мнение это сугубо негативное. На то есть право каждого человека, но хочется сказать, что системы Genius не сильно уступают другим производителям, а зачастую и превосходят их, посредственное же качество зачастую обусловлено рекордно низкой ценой. Вот и в нашем случае цена очень низка, поэтому при вынесении конечной оценки на это будет делаться существенная поправка. При прослушивании система показала себя довольно неплохо. Несмотря на пластиковые сателлиты и оригинальные широкополосные динамики, средние частоты воспроизводятся довольно детально. Причем, в отличие от других систем (упомянутых в этой статье), в звуке есть определенная насыщенность и своеобразность. Громкость звука, конечно, невелика, и при попытке ее увеличить начинаются сильные нелинейные искажения. А вот бас обрадовал не очень. При малой громкости он приятный, хотя все равно сказывается недостаток низких частот. Это обусловлено высокой резонансной частотой самой головки. Но стоит повернуть ручку чуть больше, и картинка сразу портится. Слабая мощность источника питания и усилителя плюс недостатки акустического оформления делают свое черное дело, и работу сабвуфера на высокой громкости трудно назвать даже удовлетворительной. Такие недостатки в какой-то степени свойственны всем системам, протестированным в рамках этой статьи, но искажения при басовых моментах в системе SW-5.1 Value просто неприличны. Таким образом, можно рекомендовать пользователю не поворачивать ручку усиления НЧ дальше середины, т.к. при умеренной громкости система играет нормально. Тем более, что и стандартные недостатки в виде щелчка при включении и сетевого фона практически отсутствуют. При измерениях нами также был получен неплохой результат. 


Применение акустического оформления типа фазоинвертор позволило получить довольно равномерную АЧХ сабвуфера. Рабочая область располагается в промежутке от 60 Гц, до почти 200 Гц. Неравномерность характеристики нормальная, вот только пик на частоте, близкой к 100 Гц, непременно даст о себе знать. Традиционно для бюджетных систем сателлиты начинают играть с частоты 300 Гц. Характеристика неравномерна и сильно задрана в области ВЧ. Может быть, в этом и кроется причина своеобразности звучания, вносящей изюминку в общую картину. SW-5.1 Value смогла проявить себя с хорошей стороны, хотя не обошлось без ряда очень существенных недостатков.

Microlab M-1700

Комплект поставки


Поскольку акустическая система М-1700 очень похожа, даже, можно сказать, является клоном системы Х2/5.1, то по комплектации поставки практически идентична ей:
— сабвуфер;
— пять одинаковых сателлит;
— подставки для сателлит;
— три сигнальных провода: 2 RCA -> мини-джек;
— три сигнальных провода: 2 RCA -> 2 RCA;
— инструкция.
Опять же, все продается в одной небольшой коробке серого цвета.

Внешний вид и конструкция

В целом конструкция акустики М-1700 практически повторяет решение, примененное в Х2/5.1. Различия наблюдаются лишь в цвете корпусов и еще в паре приятных мелочей.
Сабвуфер сделан из деревянного материала, передняя панель выполнена из пластика. Акустическое оформление осталось прежним (бандпас), только вот порт фазоинвертора теперь выведен снизу. Как покажет прослушивание и измерения, на звуке это отразилось не сильно. К привычным четырем регуляторам усиления добавилась еще одна кнопка. В частности, реализован селектор входов. Кнопка подключает к усилителю либо входы 5.1, либо стереовход aux. О выбранном режиме свидетельствуют два светодиода, расположенные чуть ниже. Сзади мы видим уже знакомую нам картину: все разъемы расположены в точности так же, как и в акустике Х2/5.1. Естественно, отличием можно назвать лишь дополнительный стереофонический вход aux. Его применили для расширения возможностей системы, например, коммутации со старыми картами, не поддерживающими 6-канальный режим, или для использования с иными источниками, как-то: плейеры и т.д. А так — все осталось по-прежнему: для коммутации используются разъемы типа RCA, даже провода остались те же. Просто в системе появилась еще одна дополнительная функция. Заглянув внутрь, мы увидели черты явного сходства с уже изученной электроникой. Для питания применяется все тот же трансформатор, намотанный на Ш-образный сердечник, да и вообще вся конструкция практически идентична. Только если в акустике Х2/5.1 для герметизации корпуса разъемы были аккуратно залиты клеем, то здесь производитель этого самого клея явно не жалел. Иной брэнд смог бы изготовить десять систем, израсходовав такое же количество этого вещества. Но плохого в этом ничего нет, даже наоборот. Также явно видно, что сигнальные разъемы смонтированы с применением небольшой платы, которой в системе Х2/5.1 не было. Качество конструкции можно оценить как хорошее. Провода связаны в шлейфы, трансформатор прикручен с применением резиновых прокладок. Рабочие камеры для динамика надежно разделены между собой. Естественно, применен идентичный басовый динамик с подвесом умеренной мягкости и бумажным диффузором. Усилитель построен на все тех же МС TDA7377, представляющих собой четырехканальный усилитель 4х6 Вт/4 Ом @ 14,4 В, 1 КГц, 10%. И если в конструкции сабвуфера и были видны мелкие изменения, то сателлиты сделаны просто один к одному, только цвет пластикового корпуса черный.

Прослушивание и измерения

При прослушивании мы столкнулись с уже знакомой картиной, виденной ранее. Однако по басам сабвуфер из комплекта М-1700 отыгрывает чуточку лучше. Но все же специфика акустического оформления все равно дает о себе знать, и данный сабвуфер больше подходит любителям поп-музыки — именно там уместно жесткое узкополосное звучание. С озвучиванием сцен с реально низкими частотами, к примеру, 40 Гц, данный агрегат не справляется. Разумеется, такие низкие частоты в музыке встречаются не часто, но это сути не меняет. Мощность баса довольно большая, при попытке выкрутить ручку усиления до максимума слышны искажения и свист воздуха из трубы фазоинвертора. Звучание сателлит не изменилось — оно осталось слегка резким и напряженным. Следовательно, и вердикт, вынесенный по отношению системы Х2/5.1, здесь также полностью уместен. Кино, игры — вот задачи, которые по силам акустике Microlab М-1700; музыка, воспроизводимая комплектом, требовательные уши не устроит. Если же они у вас
нетребовательные, то смело можете купить себе эту акустическую систему.

При измерениях мы получили ожидаемый результат. АЧХ сабвуфера сохранила узкополосную форму. Но, несмотря на это, рабочий диапазон слегка расширился. Однако это не спасло акустику от провала в области 170-300 Гц. Да, что уж тут поделать, когда ни один из пяти наборов не смог дать хорошего перекрытия диапазонов. Более того, и иные системы с небольшим ценником наповал страдают этой болезнью. АЧХ сателлит довольно равномерна — неравномерность вписывается в рамки (7дБ, так что общая картина нас устроила. Да, акустика обладает рядом недостатков, но, как уже не раз писалось: хотите качественный звук — платите за него хорошие деньги. Пора уже поверить в то, что не бывает хорошего и дешевого звука. Стереопара за 70 у.е. еще способна на качественное воспроизведение, но вот акустика 5.1, к сожалению, таким даром не наделена.

Итоги

Поскольку данный обзор носил сравнительный характер, настало время развесить бирочки на оттестированные системы. Не будем усложнять дела и начнем по порядку от лучшей системы к худшей. Общая оценка будет формироваться с учетом звучания, конструкции, качества изготовления и электроники, легкие поправки внесет цена. Итак…

С очень слабым отрывом лидирует акустическая система Microlab M-1700. Она обладает хорошим (по меркам ценового диапазона) звучанием, развивает приличную мощность. При ее изготовлении применены оригинальные решения и хорошие компоненты. Как уже говорилось, система подходит для прослушивания музыки, но только если слушатель нетребователен. А вот смотреть фильмы и играть с ее использованием весьма приятно.
Плюсы:
Прекрасный внешний вид.
Хорошее качество исполнения.
Хорошие динамики.
Сигнальные шнуры различных видов.
Селектор входов.

Минусы:
Своеобразное звучание.
Короткие сигнальные провода.

С минимальным отрывом на втором месте находится система Microlab X2/5.1. Она практически идентична акустике М-1700. Поэтому звучание очень схоже, а следовательно, и область работ совпадает. Однако данная акустика не обладает селектором входов и чуть-чуть проигрывает по низким частотам. Можно сказать, что она делит первое место с системой Х2/5.1.
Плюсы:
Прекрасный внешний вид.
Хорошее качество исполнения.
Хорошие динамики.
Сигнальные шнуры различных видов.
Минусы:
Своеобразное звучание.
Короткие сигнальные провода.

Далее уверенно идет система Defender SPK-HT5.1 — неплохой сабвуфер в сумме с мощной электроникой сказали свое веское слово. Если бы еще установить более продвинутые динамики в сателлиты, то рейтинг данной акустики был бы немного выше. Но это если… А мы судим по фактам, и упомянутые сателлиты все же не заслужили высокой оценки. Опять же, музыка в исполнении этой системы будет очень посредственной. Но, тем не менее, для своих денег это неплохое решение.
Плюсы:
Сигнальный шнур G9.
Хорошая длина шнуров.
Мощная усилительная и питающая часть.
Минусы:
Своеобразные динамики в сателлитах.
Сильный щелчок при включении.

На четвертое место мы все же решили поставить акустику Genius SW-5.1 Value. Ее сателлиты хоть и пластиковые, но звучание их наиболее наполненное. Однако слабый усилитель и питающая часть — это значительный минус. Плюс большие искажения у сабвуфера при воспроизведении на высокой мощности.
Плюсы:
Замечательный внешний вид.
Длинный сигнальный провод.
Неплохое звучание СЧ.
Минусы:
Слабый сабвуфер.
Слабая электроника.

И, наконец, пятое место — у SVEN SPS-850. Опять же, разрыв между пятым и четвертым местами минимален. Но данная система разочаровала нас больше всего. В ней все посредственно: и сабвуфер, и сателлиты, и электроника. Такая акустика будет хороша лишь для начинающих слушателей без претензий к качеству.
Плюсы:
Хороший внешний вид.
Наличие ПДУ.
Наличие переходников для сигнальных кабелей.
Минусы:
Слабая мощность.
Паразитные звуки при регулировании громкости.

Акустика Genius предоставлена фирмой "Конструктив"
Акустика Microlab предоставлена фирмой "Ронгбук"
Акустика Defender предоставлена фирмой LuchtTrade


Василий Запотылок, vasily@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2005 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета