Sony cyber-shot DSC-P10

Честно говоря, мое отношение к фотокамерам, произведенным "нефотографическими" брэндами, всегда было скептическим. "Фотографическими" я называю известные всем, даже неискушенным, брэнды Nikon, Canon, Minolta, Pentax, Olympus и прочие, не вошедшие в эту пятерку. Это фирмы, которые разработали армию различных моделей пленочных (и не только) фотоаппаратов, от простеньких любительских до исключительно профессиональных, многие из которых пользовались заслуженной любовью и популярностью среди пользователей. Все они обладают солидными наработками в области производства фототехники и имеют собственное производство оптики, качество которой, как известно, оказывает первостепенное влияние на качество фотоснимков. С появлением светочувствительных матриц и началом их использования в фотокамерах в качестве светочувствительных элементов, призванных заменить фотопленку, ситуация сильно изменилась.

На фоторынок вышли новички, которые уже имели солидный опыт в области цифровой обработки данных. Причем большинство из них поспешило заключить союз с так называемыми независимыми производителями, выпускающими высококачественную оптику. Фирма Sony к моменту выхода на рынок цифровой фототехники уже имела обширный модельный ряд видеокамер, которые изначально были цифровыми. На сегодняшний день эта компания является крупнейшим производителем цифровых матриц. Та же Olympus охотно покупает и использует в своих фотокамерах матрицы этой фирмы. Но означает ли все это, что цифровые фотокамеры Sony способны конкурировать с аналогичными моделями фотобрэндов? Фотокамера DSC-P10 — флагман конца 2003 года среди компактных камер Sony cyber-shot серии P — внешне выглядит вполне обычно. Прочный аккуратно выполненный надежный цельнометаллический корпус. Стальное гнездо под штатив. Привычный избитый всеми производителями серебристый цвет. Никаких дизайнерских изысков. Вообще внешний вид и расположение органов управления компактных фотокамер от Sony почти не меняются от модели к модели. Все тот же параллелепипед, скругленный с левой стороны, в которую смещен объектив. Вероятно, дизайнеры Sony сделали ставку на узнаваемость и привычность в управлении. На задней панели камеры расположены кнопки трансфокатора объектива, кнопка управления режимами ЖК-дисплея, вызова меню, быстрого переключения разрешения будущего снимка, служащая также для удаления текущего снимка в режиме просмотра. В центре расположен пятикнопочный селектор, выполненный в виде крестика, с пятой кнопкой в центре, который используется для навигации по меню и смены отснятых изображений во время просмотра. В режиме съемки клавиши перекрестия предназначены для переключения режимов вспышки, автофокуса, включения таймера и быстрого просмотра отснятых изображений. Сверху находится дисковый селектор, служащий для переключения между режимами съемки и режимом просмотра. В центре селектора расположена кнопка спуска затвора, неподалеку — кнопка включения камеры. Около окуляра видоискателя расположены три светодиода, сигнализирующие об активности карты памяти, готовности системы автофокусировки, автоэкспозиции и вспышки.

Несмотря на то, Sony уже давно сотрудничает с немецким производителем высококачественной оптики Carl Zeiss, на объективе рассматриваемой камеры красуется скромное "Sony lens". Диапазон фокусных расстояний этого зум-объектива изменяется от 7,9 до 23,7 мм (все те же тривиальные 38-114 мм в 35-миллиметровом эквиваленте), светосила f2,8-5,2. Как видим, светосила в телеположении немного подкачала и отличается от привычных для встроенных объективов камер этого класса f4,9. Минимальные дистанции фокусировки составляют 0,1 м для широкоугольного положения объектива и 0,5 м для телеположения. Бочкообразная дисторсия проявляется не более, чем у объективов камер этого класса от других производителей, а вот хроматические аберрации даже в широкоугольном положении оставляют желать лучшего. Трехзонная система автофокусировки работает немного неуверенно несмотря на наличие лампы подсветки. Этот факт усугубляется тем, что вместо того, чтобы при невозможности правильно сфокусироваться честно сообщить об этом фотографу, как, например, рассмотренный мною ранее Canon PowerShot A95, камера тихонько делает нерезкие снимки, что на жидкокристаллическом дисплее не всегда можно заметить. Успокаивает то, что подобное явление имеет место не часто. Доступны режимы автофокусировки по одной из трех зон на выбор камеры, по центральной зоне и ручная фокусировка по пятиступенчатой шкале расстояний. Как видите, возможности фокусировки объектива довольно скудны.

Кадрирование изображения производится при помощи оптического видоискателя, отображающего 85% будущего кадра, либо при помощи LSD-монитора с разрешением 560х220 пикселей. Монитор прикрыт защитным стеклом. В камере реализовано необычное решение, названное Smart Zoom и призванное заменить привычный цифровой зум. Особенность его заключается в том, что по достижении масимального значения 3х оптического зума камера продолжает увеличивать изображение до 4х, но получаемый кадр не интерполируется до выставленного разрешения съемки. Он останется такого же разрешения, как если бы вы выполнили на компьютере выкадровку этого кусочка из пятимегапиксельного изображения. Фактически Smart Zoom является не зумом, а инструментом быстрой выкадровки силами самой камеры еще в процессе съемки. За объективом расположена матрица типоразмера 1/1,8" — Sony super HAD. Она довольно популярна и установлена во многих моделях других производителей фотокамер. Общее количество регистрирующих элементов на матрице — 5,25 млн, что на деле дает нам популярное число мегапикселей — 5. Доступные значения светочувствительности матрицы эквивалентны ISO100-400. При ISO100 тепловые шумы практически отсутствуют. Это является неплохим результатом, так как у аналогичных моделей подобная картина наблюдается только при ISO 50. На этом успехи заканчиваются: при ISO 200 матрица уже заметно "шумит". При ISO 400, на мой взгляд, картинка просто безобразна: изображение сплошь усыпано цветными черточками. В принципе, все любительские камеры в ценовом диапазоне до 500 долларов при эквивалентных значениях чувствительности матрицы свыше ISO100 выглядят бледно, но эта отличилась особенно.

Запись отснятых изображений производится, конечно же, на карту памяти Memory Stick — еще один никем не поддержанный стандарт, навязываемый фирмой Sony. В комплекте поставляется модуль емкостью 32 Мб. Передача изображений из камеры в компьютер осуществляется через интерфейс USB 2.0. Забавно, что через USB 1.1 изображения передаются быстрее. Засомневавшись в этом абсурдном факте, я побродил по нескольким специализированным ресурсам в Интернет и убедился, что так оно и есть на самом деле. Очевидно, что поддержку USB 2.0 в этой камере поспешили добавить "для галочки". Зато камера способна работать под любой версией Windows начиная с Windows 98SE без предварительной установки драйверов. Электропитание осуществляется от одного литиевого аккумулятора Sony NP-FC11 3,6В емкостью 780 мАч. Благодаря тому, что аккумулятор откалиброван, можно довольно точно судить о текущем состоянии его заряда, что недостижимо при использовании стандартных алкалайновых батарей или Ni-Mh-аккумуляторов. Оставшийся заряд выражается во времени в минутах до момента автоматического выключения камеры. С полностью заряженным аккумулятором и включенным LCD мне удалось отснять 170 кадров, четверть которых была сделана с использованием вспышки и последующего их просмотра. Не самый лучший результат, если учесть, что за дополнительную батарею придется выложить приличную сумму.

По возможностям вмешательства фотографа в процесс съемки камеру можно отнести только к классу "навел и снял". Доступны режим авто или один из семи типовых сюжетов с жесткими предустановленными настройками. Во всех режимах аппарат сообщает о выбранной длине выдержки и значении диафрагмы, но вот изменить их невозможно. Скорости затвора автоматически изменяются от 2 до 1/2000 сек. При выдержках длиннее 0,5 секунды изображение обрабатывается системой шумоподавления. Доступна экспокоррекция ±2 EV с шагом 0,3 EV. Встроенная вспышка довольно сильная, и в большинстве стандартных ситуаций мощности достаточно, но временами ее действие жестковато. Качество снимков вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, снимки получаются необычайно резкими с хорошо насыщенными яркими цветами, что, несомненно, понравится большинству неискушенных пользователей. С другой стороны, налицо все признаки глубокой постобработки изображения. Повышенная резкость (на фотослэнге — перешарпленность) и насыщенность достигается применением специальных программных фильтров. Всего этого с большей гибкостью, точностью и лучшим результатом несложно добиться при помощи бесплатных графических редакторов, не говоря уже об Adobe Photoshop. К тому же, шарпенинг добавляет шумов и во многих случаях, например, при выполнении портрета, вовсе нежелателен. Автобаланс белого хорошо работает в большинстве ситуаций. Доступно 5 предустановок на определенный тип освещения. Ручная установка баланса по листу белой бумаги отсутствует.

Sony cyber-shot DSC-P10 — хороший выбор под стиль съемки "навел и снял". Новичку с ней будет работать легко и приятно, а вот опытного пользователя будет все время преследовать чувство "недоделанности" этого инструмента. Камера также порадует всех, кто не любит возиться с готовыми изображениями на ПК. Здесь вам и Smart Zoom заменяющий кропинг, и функция изменения размера изображения, и упомянутые выше принудительные шарпенинг и насыщение цветов, и возможность выбора соотношения сторон 3:2 вместо стандартного для матриц типоразмера 1/1,8" соотношения 4:3, что позволяет получать отпечатки популярного формата 10х15 без обрезки краев. Стоит же все это удовольствие около $400.

Александр Гуриненко, он же Chrom, sapph@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2005 год в рубрике hard :: digital

©1997-2024 Компьютерная газета