Обзор пяти бюджетных акустических систем 5.1. Часть I
К написанию данной статьи меня побудило большое количество писем с просьбами помочь выбрать акустическую систему типа 5.1, располагая какой-то конкретной суммой. И если речь идет об относительно больших деньгах, то дать совет довольно просто. Но зачастую читатели просят посоветовать акустику, которой хотят доверить много задач (фильмы, игры, музыка и т.д.), располагая при этом небольшими средствами и вместе с тем желая заполучить качественную вещь.
Эра пластиковых спикеров, озвучивающих события Windows, уже кончилась, но не стоит думать, что дешевые акустические системы 2.1; 4.1; 5.1, наводнившие наши рынки, являются вершиной совершенства. Напротив, им свойственен целый ряд недостатков. Связано это с тотальной экономией на производстве. И если уж речь зашла об акустике 5.1, то для того, чтобы выпустить такую систему, надо как минимум иметь в наличии шестиканальный усилитель, блок питания усилителя, шесть отдельных АС (в каждой из них должен быть хотя бы один динамик), массу соединительных проводов и т.д. И несмотря на развитие технологии производство акустики все равно остается дорогим делом, т.к. требует слишком много расходных материалов и труда. Поэтому, когда сталкиваешься с системами ценовой категории намного ниже 100 долларов США, даже сложно представить, как это работает, т.к. приличная стереопара и то стоит куда больше. Стоимость представленных комплектов на момент написания статьи находилась в пределах 70±10 у.е. В сравнительном тесте примут участие следующие акустические системы:
· SVEN SPS-850
· Microlab X2/5.1
· Microlab M-1700
· Genius SW-5.1 Value
· Defender SPK-HT5.1
Столь экстравагантное название для статьи было выбрано не зря: дело в том, что мы произведем детальный тест всех систем, разберем их до винтика, выявим все недостатки и ознакомим вас с ними. А недостатков у акустики с такими ценниками хоть отбавляй: плохая сборка, небрежная проклейка, нарушение герметизации, отсутствие демпфирования, плохой расчет, слабая электроника, дешевые динамики, слабая мощность и некачественный звук, а также многое-многое другое. Что ж, попытаемся выделить модели, которые в силу своей цены неплохо справляются со своими задачами. Итак, поехали…
Microlab X2/5.1
Комплект поставки
Данная акустическая система продается в серой коробке небольших размеров, однако это никоим образом не говорит о "серости" самой системы. В комплект поставки входят:
— сабвуфер;
— пять одинаковых сателлит;
— подставки;
— три сигнальных провода 2 RCA -> мини-джек;
— три сигнальных провода 2 RCA -> 2 RCA;
— инструкция.
Все элементы очень хорошо упакованы, поэтому система не боится долгих и не очень комфортных транспортировок.
Внешний вид и конструкция
К нам на тест попала система, выполненная в белых тонах. Это довольно необычно, но смотрится эффектно. К тому же, белый цвет прекрасно впишется в цветовую гамму большинства системных блоков и мониторов. Корпус сабвуфера небольшой, но сам агрегат довольно массивный.
Основным материалом служит MDF, лицевая панель пластиковая. Именно здесь находятся четыре основных регулятора. Казалось бы, обычные движковые регуляторы уже устарели, хочется кнопочного/сенсорного управления или вообще ПДУ. Но, как показывает практика, пользоваться обычными переменными резисторами удобно, они долговечны и функциональны. В модели X2/5.1 можно производить как регулировку общего усиления, так и раздельную регулировку усиления центральной, тыловых колонок и низких частот. Тут же находится и выход порта фазоинвертора — невооруженным глазом видно, что внутри он сделан из плотного картона. Сечение трубы вполне достаточное для примененного динамика и акустического оформления. Задняя стенка выполнена из металлического материала. На ней расположены включатель питания и все основные разъемы для подачи сигналов и присоединения сателлит. Изнутри они обильно залиты клеем, поэтому даже при максимальной громкости мы не услышим воздуха, выходящего через щели. Сзади мы видим массивный ребристый радиатор, однако корпуса микросхем для охлаждения прикручены непосредственно к металлической пластине. А уже с наружной стороны к пластине привернут радиатор. Даже непросвещенный в вопросах отвода тепла человек скажет, что лишние контакты поверхностей сильно ухудшают качество процесса теплоотдачи. Но, поскольку микросхемы не работают на номинальной мощности, то и нагрев их при работе вполне умеренный. Но все же этот непонятный шаг с радиатором нас немного удивил. Однако не будем увлекаться и перейдем к описанию внутреннего строения. Первое, что бросается в глаза, — это, конечно, динамическая головка. Сам динамик небольшой с бумажным диффузором. Подвес сделан из резины средней жесткости. Рабочий ход приличный, поэтому такая конструкция вполне способна отыгрывать низкие частоты. Внутреннее строение сабвуфера нас не разочаровало. Две камеры, на которые играет динамик, хорошо разделены между собой, все отверстия и щели залиты клеем.
Качество электронной части также на должном уровне. Для питания используется мощный трансформатор, намотанный на Ш-образный сердечник. Ток вторичной обмотки может достигать 4 А. Поскольку трансформатор прикручен к металлической задней стенке, то для устранения посторонних призвуков применены резиновые прокладки. В выпрямителе нами были замечены мощные диоды — что ж, все говорит о серьезном подходе к делу. Вот только один момент не давал нам покоя. Как мы ни рассматривали электронику, нам так и не удалось увидеть более двух микросхем, предназначенных для оконечного усиления сигнала. Все встало на свои места после просмотра даташитов на них. Оказывается, МС TDA7377 представляют собой четырехканальный усилитель 4х6 Вт/4 Ом@14, 4 В,1 КГц, 10%. Все понятно: получается по каналу на сателлиты и мостовой усилитель для сабвуфера. Мощность микросхем невелика, но все равно это уже на порядок лучше, нежели в модели SVEN SPS-850. И собственно о сателлитах… Первая мысль, приходящая в голову в тот момент, когда вы берете их в руки, — неужели инженеры засунули что-то внутрь для утяжеления конструкции? Разобрав одну маленькую колонку, мы увидели, что, кроме динамика, внутри ничего нет, а такую массу создает магнитная система динамической головки. Размер ее действительно очень внушительный. Магнитное экранирование сделано качественно, никаких наводок на ЭЛТ-мониторе замечено не было.
Диффузор динамика бумажный, покрытый маленькими бугорочками. Подвес сделан из тканевого пропитанного прорезинивающим составом материала. Явно рабочий диапазон будет начинаться с довольно высоких частот. Между пластиковым корпусом и головкой расположена резиновая прокладка, а отверстие, через которое выходит шнур к усилителю, залито, хотя и небрежно, компаундом. В целом для акустики такой низкой стоимости данный экземпляр произвел на нас положительное впечатление.
Прослушивание и измерения
Сразу хочется упомянуть об отсутствии сильного щелчка при включении. Нет, щелчок есть, но он очень слабый. А вот сетевой фон присутствует. Если фронтальные сателлиты будут стоять перед вами, то при максимальной громкости фон этот прекрасно слышно, однако если их отнести чуть дальше, мешать он уже не будет. С музыкальными композициями набор справляется неплохо в меру своей цены. Звучание сабвуфера сбалансированное и довольно глубокое. Жаль только, что при увеличении громкости резко начинают расти искажения, что очень хорошо слышно. Это, скорее всего, вина не усилителя, а самого динамика, так как отчетливо слышно "захлебывание". Однако даже извечная болезнь "свиста воздуха из фазоинвертора" сказывается не сильно. Сателлиты играют также достаточно неплохо, хотя аудиофил слушать на них музыку не сможет — уж больно узкополосным и резким кажется их звучание. Причем с ростом громкости резкость возрастает, что является заслугой не слишком мягких подвесов головок. Однако в фильмах и играх набор проявил себя отменно. Во-первых, там не так слышны огрехи звучания. Во-вторых, акустика обладает какой-никакой атакой. В общем, для музыки Microlab X2/5.1 подходит не сильно, а вот для просмотра фильмов и игрушек ее вполне можно порекомендовать пользователю средней руки. Картина стала окончательно ясна после измерений. Начнем с сабвуфера.
Как видим, акустическое оформление бандпас проявило себя здесь "во всей красе". Характеристика очень узкополосная, причем явный пик наблюдается в районе 70 Гц. Что тут можно сказать? Плохо то, что такой сабвуфер способен отыгрывать лишь очень узкий диапазон частот, что не позволяет ему справляться со сложными музыкальными произведениями, но хорошо, что пик находится хоть на 70 Гц, а не на 100 Гц. На самом деле ничего особо хорошего в этом нет, но, когда система не вызывает особого восторга, начинаешь ценить даже мелочи. Все-таки басовый динамик применен неплохой. Отдельный вопрос сателлиты: играют они с 300 Гц, а на ВЧ вообще заваливаются, да и равномерностная характеристика там очень плохая. Провал в районе 1000 Гц, скорее всего, вызван недостатками тестового помещения, так как при прослушивании это незаметно. Слух — тонкая вещь, но обмануть его достаточно просто. Об одном таком приеме мы и хотим вам рассказать. Как известно, широкополосная головка (а именно такие применены во всех сателлитах тестируемых систем) неспособна отыграть положенную полосу, к примеру, 100-20.000 Гц, причем особенно сильно завал сказывается на ВЧ. Поэтому, чтобы хоть как-то скрасить убогую картину, применяется коррекция АЧХ самого усилителя. Для выяснения ее сути мы сняли АЧХ одного канала усилителя системы X2/5.1.
Как видим, все прекрасно: на уровень -3 дБ усилитель выходит уже на 200 Гц, а не на 300 Гц, как то дает нам динамик. Область НЧ преднамеренно срезана, так как проигрывается сабвуфером. Но уже после 2-3 КГц мы видим плавный подъем характеристики, который достигает +5 дБ на частотах выше 10 КГц. Вот она и уловка: заваливается АЧХ динамика — подкорректируем ее усилителем.
Применение таких уловок свойственно практически всем недорогим, да и дорогим, системам. Хотя это уже отдельный вопрос. Если вернуться к объекту исследования — Х2/5.1, — можно сказать, что система очень неплоха по качеству исполнения и звуку для своей цены.
SVEN SPS-850
Комплект поставки
В целом комплектность стандартна для набора такого класса. Радует только наличие переходников типа 2 RCA -> мини-джек, то есть появляется возможность подключать акустику не только к источникам сигнала с обычными 3,5 мм выходными разъемами (звуковые платы), но и к источникам с разъемами типа RCA (DVD-, CD-плейеры и проч.). В остальном содержимое небольшой коробки оказалось легкопредсказуемым:
— пять одинаковых сателлит;
— пять подставок для них;
— сабвуфер;
— три сигнальных кабеля;
— три переходника;
— пульт дистанционного управления;
— инструкция.
Однозначно не вызывает позитива отсутствие элементов питания в комплекте поставки — не такая уж это дорогая вещь, чтобы на этом экономить. Тем более, что, когда пользователь распакует новый набор и осознает, что ему сейчас придется где-то доставать батарейки для ПДУ, авторитетность брэнда сразу пошатнется.
Внешний вид и конструкция
Чем умеет перетягивать канат на свою сторону SVEN, так это прекрасными внешними данными своих изделий. Центральной фигурой набора является небольшой сабвуфер. Да, размеры 341x256x270 мм и масса, не превышающая нескольких килограммов, не предрасполагают к этой вещи. Но помните, что в данной статье речь идет только о бюджетных наборах.
Корпус сабвуфера изготовлен из тонкого прессованного деревянного материала. Передняя панель выполнена из пластика. На ней можно увидеть кнопку включения акустики и индикатор, а также две кнопки для управления уровнем громкости и две кнопки для регулирования усиления низких частот. Сразу хочется отметить, что при включении акустики нет характерного щелчка. Дело в том, что после каждого выключения параметры (уровень громкости и усиления НЧ) сбрасываются к минимальным значениям, и каждый раз приходится выставлять их заново. А вот при выключении щелчок очень прекрасно слышен, так как схема электронной части акустики максимально упрощена, и говорить про какие-то схемы задержки даже не приходится. Более того, при регулировании уровней кнопками в динамиках слышны дискретные щелчки. Это тоже частая болезнь дешевых систем, оснащенных кнопочными органами управления. Все основные разъемы размещены на задней панели. Сигнал подается через обычные аудиоразъемы 3,5 мм. Длина соединительных проводов не превышает 1,4 м, поэтому придется размещать сабвуфер недалеко от источника сигнала. В случае использования RCA-выходов добавляется еще 15 см за счет переходников. Стоить знать, что сетевой шнур вообще имеет длину 1,3 м. Выходной сигнал снимается, опять же, с разъемов RCA. Все они подписаны, поэтому проблем с подключением возникнуть не должно. Но есть другая проблема: дело в том, что разъемы плохо залиты клеем с внутренней стороны, что дает возможность воздуху выходить через эти щели. А для примененного акустического оформления (бандпас) это очень нежелательно.
Разобрав низкочастотный агрегат, мы смогли увидеть очень скромную электронную начинку. Трансформатор питания рассчитан на 11 В 2 А, а в выпрямителе установлен электролитический конденсатор всего на 3300 мкФ. И если предварительная обработка сигналов осуществлена неплохо, то к выходным каскадам у нас возникло много претензий. И все это из-за очень слабых микросхем, примененных в них — сразу понятно, что мощность данной акустической системы очень мала. Никакого вибродемпфирующего материала внутри корпуса нет. Точнее, на проводах, идущих к элементам управления и индикации, есть кусочек синтепона, но зачем он нужен, нам непонятно. Производителем применена стандартная динамическая головка мелкого калибра с подвесом средней жесткости. Но интересно другое: на магнитную систему динамика приклеен еще один магнит. Это сделано для повышения чувствительности — так сказать, хитрый ход, рассчитанный на то, чтобы хоть как-то получить приемлемый уровень громкости с таким слабым усилителем. Примерно на таком же уровне качества и пять одинаковых сателлит набора SPS-850.
Корпус из тонкого пластика состоит из двух отдельных частей, никакого вибродемпфирующего материала внутри нет, даже отверстие, через которое выведен шнур, не залито клеем. Для установки применяются небольшие пластиковые подставки, они просто вставляются в пазы корпуса сателлиты. Динамическая головка привернута четырьмя шурупами, которые, к слову, также крепят вместе две половинки корпуса. Сам динамик очень простой: бумажный диффузор, мягкий подвес из синтетического материала, жесткий пластиковый пылезащитный колпачок. Сразу напрашивается вывод о высокой резонансной частоте. А вот длина соединительных проводов порадовала: ее вполне хватает для комфортного размещения акустики в пределах небольшой комнаты. Что ж, цена набора очень низкая — даже и не верится, что за такую сумму можно купить систему пространственного звучания 5.1. Производитель старался экономить на всем, и результат оказался двояким. С одной стороны, мы видим очень приятный ценник, но с другой — недостатков у акустической системы SVEN SPS-850 хоть отбавляй.
Прослушивание и измерения
При субъективном прослушивании 850-я модель произвела на нас не лучшее впечатление. Хотя, честно говоря, после изучения строения мы ждали худшего. Сабвуфер играет в меру достойно для своего ценового диапазона. В басе, естественно, нет ни глубины, ни масштабности, но и бубнение, свойственное такому акустическому оформлению в исполнении дешевых систем, не давило на уши. Только завихрения воздуха в трубе фазоинвертора сильно портили особо басовые моменты. Звучание сателлит можно охарактеризовать как плоское и узкополосное. Естественно, примененным динамикам по силам только средние частоты, да и те играются с явными пластмассовыми оттенками. Слабая усилительная часть начинает проявлять себя "во всей красе" уже примерно при 60-70% мощности от номинальной. Начинают резко возрастать нелинейные искажения, а средние частоты становятся слишком натянутыми. Больше всего искажения проявляются в басовых моментах, но из-за примененного акустического оформления НЧ-головки они кажутся не такими явными. При проведении измерений нами были получены следующие результаты. Традиционное отсутствие низа, сабвуфер дает уровень -3 дБ на частоте примерно 65 Гц. Верхняя граница характеристики саба находится чуть выше 200 Гц. Но поскольку сателлиты начинают давать уровень -3 дБ лишь с 300 Гц, все равно образуется провал в районе 200-300 Гц. Неравномерность АЧХ сателлит колеблется в районе ±7 дБ. Что ж, опять отсутствие перекрытия характеристик, опять завал на ВЧ, отсутствие полноценного высокочастотного динамика не компенсирует даже подъем усиления на этих частотах — вот стандартные недостатки бюджетных систем. Чудес не бывает, и широкополосные головки в дешевом исполнении пока не способны отыгрывать действительно широкую полосу частот. В сумме с малой мощностью и некачественным звуком система SVEN SPS-850 имеет слабоватые позиции на рынке, однако и цена на этот комплект одна из самых низких. Решать вам, уважаемые потенциальные покупатели…
С результатами теста трех остальных систем и итогами вы сможете ознакомиться во второй части статьи.
Продолжение следует.
Акустика SVEN предоставлена фирмой "Конструктив"
Акустика Microlab предоставлена фирмой "Ронгбук"
Василий Запотылок, vasily@techlabs.by
Эра пластиковых спикеров, озвучивающих события Windows, уже кончилась, но не стоит думать, что дешевые акустические системы 2.1; 4.1; 5.1, наводнившие наши рынки, являются вершиной совершенства. Напротив, им свойственен целый ряд недостатков. Связано это с тотальной экономией на производстве. И если уж речь зашла об акустике 5.1, то для того, чтобы выпустить такую систему, надо как минимум иметь в наличии шестиканальный усилитель, блок питания усилителя, шесть отдельных АС (в каждой из них должен быть хотя бы один динамик), массу соединительных проводов и т.д. И несмотря на развитие технологии производство акустики все равно остается дорогим делом, т.к. требует слишком много расходных материалов и труда. Поэтому, когда сталкиваешься с системами ценовой категории намного ниже 100 долларов США, даже сложно представить, как это работает, т.к. приличная стереопара и то стоит куда больше. Стоимость представленных комплектов на момент написания статьи находилась в пределах 70±10 у.е. В сравнительном тесте примут участие следующие акустические системы:
· SVEN SPS-850
· Microlab X2/5.1
· Microlab M-1700
· Genius SW-5.1 Value
· Defender SPK-HT5.1
Столь экстравагантное название для статьи было выбрано не зря: дело в том, что мы произведем детальный тест всех систем, разберем их до винтика, выявим все недостатки и ознакомим вас с ними. А недостатков у акустики с такими ценниками хоть отбавляй: плохая сборка, небрежная проклейка, нарушение герметизации, отсутствие демпфирования, плохой расчет, слабая электроника, дешевые динамики, слабая мощность и некачественный звук, а также многое-многое другое. Что ж, попытаемся выделить модели, которые в силу своей цены неплохо справляются со своими задачами. Итак, поехали…
Microlab X2/5.1
Комплект поставки
Данная акустическая система продается в серой коробке небольших размеров, однако это никоим образом не говорит о "серости" самой системы. В комплект поставки входят:
— сабвуфер;
— пять одинаковых сателлит;
— подставки;
— три сигнальных провода 2 RCA -> мини-джек;
— три сигнальных провода 2 RCA -> 2 RCA;
— инструкция.
Все элементы очень хорошо упакованы, поэтому система не боится долгих и не очень комфортных транспортировок.
Внешний вид и конструкция
К нам на тест попала система, выполненная в белых тонах. Это довольно необычно, но смотрится эффектно. К тому же, белый цвет прекрасно впишется в цветовую гамму большинства системных блоков и мониторов. Корпус сабвуфера небольшой, но сам агрегат довольно массивный.
Основным материалом служит MDF, лицевая панель пластиковая. Именно здесь находятся четыре основных регулятора. Казалось бы, обычные движковые регуляторы уже устарели, хочется кнопочного/сенсорного управления или вообще ПДУ. Но, как показывает практика, пользоваться обычными переменными резисторами удобно, они долговечны и функциональны. В модели X2/5.1 можно производить как регулировку общего усиления, так и раздельную регулировку усиления центральной, тыловых колонок и низких частот. Тут же находится и выход порта фазоинвертора — невооруженным глазом видно, что внутри он сделан из плотного картона. Сечение трубы вполне достаточное для примененного динамика и акустического оформления. Задняя стенка выполнена из металлического материала. На ней расположены включатель питания и все основные разъемы для подачи сигналов и присоединения сателлит. Изнутри они обильно залиты клеем, поэтому даже при максимальной громкости мы не услышим воздуха, выходящего через щели. Сзади мы видим массивный ребристый радиатор, однако корпуса микросхем для охлаждения прикручены непосредственно к металлической пластине. А уже с наружной стороны к пластине привернут радиатор. Даже непросвещенный в вопросах отвода тепла человек скажет, что лишние контакты поверхностей сильно ухудшают качество процесса теплоотдачи. Но, поскольку микросхемы не работают на номинальной мощности, то и нагрев их при работе вполне умеренный. Но все же этот непонятный шаг с радиатором нас немного удивил. Однако не будем увлекаться и перейдем к описанию внутреннего строения. Первое, что бросается в глаза, — это, конечно, динамическая головка. Сам динамик небольшой с бумажным диффузором. Подвес сделан из резины средней жесткости. Рабочий ход приличный, поэтому такая конструкция вполне способна отыгрывать низкие частоты. Внутреннее строение сабвуфера нас не разочаровало. Две камеры, на которые играет динамик, хорошо разделены между собой, все отверстия и щели залиты клеем.
Качество электронной части также на должном уровне. Для питания используется мощный трансформатор, намотанный на Ш-образный сердечник. Ток вторичной обмотки может достигать 4 А. Поскольку трансформатор прикручен к металлической задней стенке, то для устранения посторонних призвуков применены резиновые прокладки. В выпрямителе нами были замечены мощные диоды — что ж, все говорит о серьезном подходе к делу. Вот только один момент не давал нам покоя. Как мы ни рассматривали электронику, нам так и не удалось увидеть более двух микросхем, предназначенных для оконечного усиления сигнала. Все встало на свои места после просмотра даташитов на них. Оказывается, МС TDA7377 представляют собой четырехканальный усилитель 4х6 Вт/4 Ом@14, 4 В,1 КГц, 10%. Все понятно: получается по каналу на сателлиты и мостовой усилитель для сабвуфера. Мощность микросхем невелика, но все равно это уже на порядок лучше, нежели в модели SVEN SPS-850. И собственно о сателлитах… Первая мысль, приходящая в голову в тот момент, когда вы берете их в руки, — неужели инженеры засунули что-то внутрь для утяжеления конструкции? Разобрав одну маленькую колонку, мы увидели, что, кроме динамика, внутри ничего нет, а такую массу создает магнитная система динамической головки. Размер ее действительно очень внушительный. Магнитное экранирование сделано качественно, никаких наводок на ЭЛТ-мониторе замечено не было.
Диффузор динамика бумажный, покрытый маленькими бугорочками. Подвес сделан из тканевого пропитанного прорезинивающим составом материала. Явно рабочий диапазон будет начинаться с довольно высоких частот. Между пластиковым корпусом и головкой расположена резиновая прокладка, а отверстие, через которое выходит шнур к усилителю, залито, хотя и небрежно, компаундом. В целом для акустики такой низкой стоимости данный экземпляр произвел на нас положительное впечатление.
Прослушивание и измерения
Сразу хочется упомянуть об отсутствии сильного щелчка при включении. Нет, щелчок есть, но он очень слабый. А вот сетевой фон присутствует. Если фронтальные сателлиты будут стоять перед вами, то при максимальной громкости фон этот прекрасно слышно, однако если их отнести чуть дальше, мешать он уже не будет. С музыкальными композициями набор справляется неплохо в меру своей цены. Звучание сабвуфера сбалансированное и довольно глубокое. Жаль только, что при увеличении громкости резко начинают расти искажения, что очень хорошо слышно. Это, скорее всего, вина не усилителя, а самого динамика, так как отчетливо слышно "захлебывание". Однако даже извечная болезнь "свиста воздуха из фазоинвертора" сказывается не сильно. Сателлиты играют также достаточно неплохо, хотя аудиофил слушать на них музыку не сможет — уж больно узкополосным и резким кажется их звучание. Причем с ростом громкости резкость возрастает, что является заслугой не слишком мягких подвесов головок. Однако в фильмах и играх набор проявил себя отменно. Во-первых, там не так слышны огрехи звучания. Во-вторых, акустика обладает какой-никакой атакой. В общем, для музыки Microlab X2/5.1 подходит не сильно, а вот для просмотра фильмов и игрушек ее вполне можно порекомендовать пользователю средней руки. Картина стала окончательно ясна после измерений. Начнем с сабвуфера.
Как видим, акустическое оформление бандпас проявило себя здесь "во всей красе". Характеристика очень узкополосная, причем явный пик наблюдается в районе 70 Гц. Что тут можно сказать? Плохо то, что такой сабвуфер способен отыгрывать лишь очень узкий диапазон частот, что не позволяет ему справляться со сложными музыкальными произведениями, но хорошо, что пик находится хоть на 70 Гц, а не на 100 Гц. На самом деле ничего особо хорошего в этом нет, но, когда система не вызывает особого восторга, начинаешь ценить даже мелочи. Все-таки басовый динамик применен неплохой. Отдельный вопрос сателлиты: играют они с 300 Гц, а на ВЧ вообще заваливаются, да и равномерностная характеристика там очень плохая. Провал в районе 1000 Гц, скорее всего, вызван недостатками тестового помещения, так как при прослушивании это незаметно. Слух — тонкая вещь, но обмануть его достаточно просто. Об одном таком приеме мы и хотим вам рассказать. Как известно, широкополосная головка (а именно такие применены во всех сателлитах тестируемых систем) неспособна отыграть положенную полосу, к примеру, 100-20.000 Гц, причем особенно сильно завал сказывается на ВЧ. Поэтому, чтобы хоть как-то скрасить убогую картину, применяется коррекция АЧХ самого усилителя. Для выяснения ее сути мы сняли АЧХ одного канала усилителя системы X2/5.1.
Как видим, все прекрасно: на уровень -3 дБ усилитель выходит уже на 200 Гц, а не на 300 Гц, как то дает нам динамик. Область НЧ преднамеренно срезана, так как проигрывается сабвуфером. Но уже после 2-3 КГц мы видим плавный подъем характеристики, который достигает +5 дБ на частотах выше 10 КГц. Вот она и уловка: заваливается АЧХ динамика — подкорректируем ее усилителем.
Применение таких уловок свойственно практически всем недорогим, да и дорогим, системам. Хотя это уже отдельный вопрос. Если вернуться к объекту исследования — Х2/5.1, — можно сказать, что система очень неплоха по качеству исполнения и звуку для своей цены.
SVEN SPS-850
Комплект поставки
В целом комплектность стандартна для набора такого класса. Радует только наличие переходников типа 2 RCA -> мини-джек, то есть появляется возможность подключать акустику не только к источникам сигнала с обычными 3,5 мм выходными разъемами (звуковые платы), но и к источникам с разъемами типа RCA (DVD-, CD-плейеры и проч.). В остальном содержимое небольшой коробки оказалось легкопредсказуемым:
— пять одинаковых сателлит;
— пять подставок для них;
— сабвуфер;
— три сигнальных кабеля;
— три переходника;
— пульт дистанционного управления;
— инструкция.
Однозначно не вызывает позитива отсутствие элементов питания в комплекте поставки — не такая уж это дорогая вещь, чтобы на этом экономить. Тем более, что, когда пользователь распакует новый набор и осознает, что ему сейчас придется где-то доставать батарейки для ПДУ, авторитетность брэнда сразу пошатнется.
Внешний вид и конструкция
Чем умеет перетягивать канат на свою сторону SVEN, так это прекрасными внешними данными своих изделий. Центральной фигурой набора является небольшой сабвуфер. Да, размеры 341x256x270 мм и масса, не превышающая нескольких килограммов, не предрасполагают к этой вещи. Но помните, что в данной статье речь идет только о бюджетных наборах.
Корпус сабвуфера изготовлен из тонкого прессованного деревянного материала. Передняя панель выполнена из пластика. На ней можно увидеть кнопку включения акустики и индикатор, а также две кнопки для управления уровнем громкости и две кнопки для регулирования усиления низких частот. Сразу хочется отметить, что при включении акустики нет характерного щелчка. Дело в том, что после каждого выключения параметры (уровень громкости и усиления НЧ) сбрасываются к минимальным значениям, и каждый раз приходится выставлять их заново. А вот при выключении щелчок очень прекрасно слышен, так как схема электронной части акустики максимально упрощена, и говорить про какие-то схемы задержки даже не приходится. Более того, при регулировании уровней кнопками в динамиках слышны дискретные щелчки. Это тоже частая болезнь дешевых систем, оснащенных кнопочными органами управления. Все основные разъемы размещены на задней панели. Сигнал подается через обычные аудиоразъемы 3,5 мм. Длина соединительных проводов не превышает 1,4 м, поэтому придется размещать сабвуфер недалеко от источника сигнала. В случае использования RCA-выходов добавляется еще 15 см за счет переходников. Стоить знать, что сетевой шнур вообще имеет длину 1,3 м. Выходной сигнал снимается, опять же, с разъемов RCA. Все они подписаны, поэтому проблем с подключением возникнуть не должно. Но есть другая проблема: дело в том, что разъемы плохо залиты клеем с внутренней стороны, что дает возможность воздуху выходить через эти щели. А для примененного акустического оформления (бандпас) это очень нежелательно.
Разобрав низкочастотный агрегат, мы смогли увидеть очень скромную электронную начинку. Трансформатор питания рассчитан на 11 В 2 А, а в выпрямителе установлен электролитический конденсатор всего на 3300 мкФ. И если предварительная обработка сигналов осуществлена неплохо, то к выходным каскадам у нас возникло много претензий. И все это из-за очень слабых микросхем, примененных в них — сразу понятно, что мощность данной акустической системы очень мала. Никакого вибродемпфирующего материала внутри корпуса нет. Точнее, на проводах, идущих к элементам управления и индикации, есть кусочек синтепона, но зачем он нужен, нам непонятно. Производителем применена стандартная динамическая головка мелкого калибра с подвесом средней жесткости. Но интересно другое: на магнитную систему динамика приклеен еще один магнит. Это сделано для повышения чувствительности — так сказать, хитрый ход, рассчитанный на то, чтобы хоть как-то получить приемлемый уровень громкости с таким слабым усилителем. Примерно на таком же уровне качества и пять одинаковых сателлит набора SPS-850.
Корпус из тонкого пластика состоит из двух отдельных частей, никакого вибродемпфирующего материала внутри нет, даже отверстие, через которое выведен шнур, не залито клеем. Для установки применяются небольшие пластиковые подставки, они просто вставляются в пазы корпуса сателлиты. Динамическая головка привернута четырьмя шурупами, которые, к слову, также крепят вместе две половинки корпуса. Сам динамик очень простой: бумажный диффузор, мягкий подвес из синтетического материала, жесткий пластиковый пылезащитный колпачок. Сразу напрашивается вывод о высокой резонансной частоте. А вот длина соединительных проводов порадовала: ее вполне хватает для комфортного размещения акустики в пределах небольшой комнаты. Что ж, цена набора очень низкая — даже и не верится, что за такую сумму можно купить систему пространственного звучания 5.1. Производитель старался экономить на всем, и результат оказался двояким. С одной стороны, мы видим очень приятный ценник, но с другой — недостатков у акустической системы SVEN SPS-850 хоть отбавляй.
Прослушивание и измерения
При субъективном прослушивании 850-я модель произвела на нас не лучшее впечатление. Хотя, честно говоря, после изучения строения мы ждали худшего. Сабвуфер играет в меру достойно для своего ценового диапазона. В басе, естественно, нет ни глубины, ни масштабности, но и бубнение, свойственное такому акустическому оформлению в исполнении дешевых систем, не давило на уши. Только завихрения воздуха в трубе фазоинвертора сильно портили особо басовые моменты. Звучание сателлит можно охарактеризовать как плоское и узкополосное. Естественно, примененным динамикам по силам только средние частоты, да и те играются с явными пластмассовыми оттенками. Слабая усилительная часть начинает проявлять себя "во всей красе" уже примерно при 60-70% мощности от номинальной. Начинают резко возрастать нелинейные искажения, а средние частоты становятся слишком натянутыми. Больше всего искажения проявляются в басовых моментах, но из-за примененного акустического оформления НЧ-головки они кажутся не такими явными. При проведении измерений нами были получены следующие результаты. Традиционное отсутствие низа, сабвуфер дает уровень -3 дБ на частоте примерно 65 Гц. Верхняя граница характеристики саба находится чуть выше 200 Гц. Но поскольку сателлиты начинают давать уровень -3 дБ лишь с 300 Гц, все равно образуется провал в районе 200-300 Гц. Неравномерность АЧХ сателлит колеблется в районе ±7 дБ. Что ж, опять отсутствие перекрытия характеристик, опять завал на ВЧ, отсутствие полноценного высокочастотного динамика не компенсирует даже подъем усиления на этих частотах — вот стандартные недостатки бюджетных систем. Чудес не бывает, и широкополосные головки в дешевом исполнении пока не способны отыгрывать действительно широкую полосу частот. В сумме с малой мощностью и некачественным звуком система SVEN SPS-850 имеет слабоватые позиции на рынке, однако и цена на этот комплект одна из самых низких. Решать вам, уважаемые потенциальные покупатели…
С результатами теста трех остальных систем и итогами вы сможете ознакомиться во второй части статьи.
Продолжение следует.
Акустика SVEN предоставлена фирмой "Конструктив"
Акустика Microlab предоставлена фирмой "Ронгбук"
Василий Запотылок, vasily@techlabs.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2005 год в рубрике hard :: мультимедиа