видеокарты Palit GeForce 6600 GT AGP

В прошлом номере КГ мы смогли ознакомиться с особенностями нового чипа NVIDIA GeForce 6600 GT. Сегодня же предстоит заняться самым интересным — тестированием новинки в самых популярных игровых приложениях.

Тестовый стенд:

· Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400).
· Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 MHz).
· Память: 2x512 Mb DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2).
· Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 Gb (8 Mb Cashe).

Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки

Система:
· Microsoft Windows XP SP1 ENG.
· DirectX 9.0b:
· драйвер для видеокарт NVIDIA — ForceWare 71.82 WHQL;
· драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 5.1 WHQL.
Драйверы NVIDIA: оптимизации трилинейной фильтрации включены, анизотропной также включены по умолчанию. Драйверы ATI: оптимизации трилинейной фильтрации включены по умолчанию. Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.

Тестовые программы:

· FutureMark 3DMark2003 v340 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0);
· FutureMark 3DMark 2005 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0с тест, Vertex Shaders 2.0/3.0, Pixel Shaders 2.0/3.0);
· Massive Development AquaMark 3 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
· Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2004 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
· Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
· Activision/Infinity Ward Call of Duty 1.4 (OpenGL, мультитекстурирование);
· Activision/id Software Quake 3: Arena 1.32 (OpenGL, мультитекстурирование);
· Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, стенсильные тени);
· GodGames/Croteam Serious Sam: The Second Encounter 1.07 (OpenGL, мультитекстурирование);
· People Can Fly/DreamCatcher Interactive Painkiller v 1.31 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, проецируемые текстуры, динамическое попиксельное затенение, DOT3 bump mapping);
· GSC GameWorld/"Руссобит М" FireStarter (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, система частиц, динамические источники света, проецируемые текстуры);
· Ubisoft Prince of Persia: Warrior Within (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, мультитекстурирование);
· CDV Software Entertainment/ Brat Designs Breed (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, стенсильные тени, Bump mapping);
· Codemasters Colin McRay Rally 2005 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
· Remedy Int. Max Payne 2: The Fall of Max Payne (Direct3D, пиксельные шейдеры 1.1);
· Ion Storm/Eidos Interactive Thief 3: Deadly Shadows (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
· IO Int./Eidos Entaractive Hitman: Contracts (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
· Crytek/UbiSoft FarCry 1.3 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, мультитекстурирование);
· Valve Software/Vivendi Universal Games Half-life 2 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0);
· Core Design/Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, качество по умолчанию);
· Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
· Activision/id Software Doom 3 (OpenGL, мультитекстурирование);
· Irrational Games/Vivendi Universal Games Tribes: Vengeance (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры 2.0 для карт ATI, Hardware T&L);
· EA Black Box/Electronic Arts Need for Speed: Underground 2 (D3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1, Hardware T&L);
· 1С: Maddox Games/"1C" IL 2 Shturmovik: Forgotten Battles (режим OpenGL, мультитекстурирование, режим максимального качества);
· Troika games/Activision Vampire: The Masquerade Bloodlines (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, движок Half-Life 2);
· Starbreeze Studios/Vivendi Universal Games Chronicles of Riddick (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0).

Результаты тестирования
Полусинтетические тесты



Комментарии к результатам

Преимущество видеокарты Palit на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT неоспоримо во всех трех наших полусинтетических приложениях. Отметим также довольно интересный факт: преимущество в 3DMark 2003 на порядок более заметно, нежели в 3DMark 2005 и AquaMark. Чем это вызвано? На наш взгляд, в 2005 3DMark'е это следствие все же более высокой ПСП у ATI Radeon 9800 Pro, которая в данном тесте играет не последнюю роль и которая из-за 128 бит ширины шины памяти у NVIDIA GeForce 6600 GT меньше. В AquaMark 3 не очень большое преимущество NVIDIA GeForce 6600 GT объясняется малой процессорозависимостью данного теста по отношению к двум 3DMark'ам.

Игровые приложения: игры, не использующие шейдеры



Комментарии к результатам

Вновь среди явного преимущества NVIDIA GeForce 6600 GT нас ожидает и явный сюрприз в игре Unreal 2: The Awakening. В нем неожиданно выигрывает ATI Radeon 9800 Pro. Тест всегда оперировал заметно более сложной геометрией, что, возможно, и послужило причиной проигрыша NVIDIA GeForce 6600 GT, у которого в наличии всего лишь 3 вершинных процессора в отличие от ATI Radeon 9800 Pro, у которого их 4.

Игровые приложения: OpenGL-игры



Комментарии к результатам

И вновь полное фиаско ATI Radeon 9800 Pro за исключением, пожалуй, теста "ИЛ 2: Штурмовик". Здесь однозначного лидера выделить нельзя — обе платы показывают примерно одинаковые результаты. Отметим также результаты NVIDIA GeForce 6600 GT в Doom 3. Преимущество перед ATI Radeon 9800 Pro более чем в 2 раза — это действительно очень неплохо. Сказываются оптимизации в данной игре под архитектуру видеокарт, имеющих поддержку Ultra Shadow II (NV40).

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 1.1
В тестовом наборе наших игр появились новые современные приложения, поэтому, помимо общих комментариев к результатам тестирования, мы предлагаем наш краткий анализ новых игр и нашу методику тестирования производительности акселераторов в них.



Need for Speed: Underground 2
Need for Speed: Underground 2 — это новая игра в нашем тестовом наборе. Не ошибемся, если скажем, что игра пользуется просто огромной популярностью среди любителей автосимуляторов, и не включить результаты тестов популярных видеокарт в ней было бы для нас просто преступлением. Игра не использует пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0. Как показал анализ движка игры при помощи программы 3DAnalyze, игра изобилует шейдерами версии 1.1. Для тестирования мы выбрали условия, наиболее приближенные к реальным игровым, а если быть еще точнее, они заключались в небольшом фрагменте игры на одной и той же трассе с одинаковыми условиями при каждом новом старте. Мы неоднократно проверяли нашу методику измерений результатов fps и остались ею весьма довольны — погрешность не превышала 1 fps.

Prince of Persia: Warrior Within
Мы также обновили одну из наших постоянных участниц тестирования — игру Prince of Persia. Совсем недавно вышла ее новая часть — Prince of Persia: Warrior Within. И, естественно, мы заменили нашу старую игру Prince of Persia: Sands of Time новой. Анализ движка игры не выявил каких-либо качественных изменений в версии используемых пиксельных и вершинных программ. Игра по-прежнему использует только 1.1 их версию. Тестирование проводилось при помощи уже описанной нами утилиты FRAPS. В качестве сцены, используемой нами для замера скорости рендеринга в игре, мы взяли самый первый вступительный ролик (как и в Prince of Persia: Sands of Time), который весьма хорошо отражает общий игровой fps в игре (наличие боевых сцен и положение камеры как при обычной игре).

Colin McRay Rally 2005
Обновлению подвергся и наш раллийный симулятор. Нововведений в части переработки движка замечено не было ни в версии используемых пиксельных и вершинных программ (по-прежнему используется 1.1 версия шейдеров), ни в визуальном плане. Не изменилась и наша методика тестирования. Это по-прежнему замер fps при помощи утилиты FRAPS на одной из произвольных трасс.

Tribes: Vengeance
Также новая игра в нашем тестовом наборе, гордо несущая красную лейблу компании ATI. Это знак того, что движок игры разрабатывался в тесном сотрудничестве с программистами ATI для оптимизации игры на GPU канадской компании. Примечательно то, что версия используемых шейдеров в игре зависит от GPU видеокарты, на которой запускается игра. Так, на видеокартах ATI версия используемых шейдеров была 2.0, тогда как с картами NVIDIA использовались шейдеры версии 1.1. Отметим, что данный факт уже ставит решения ATI и NVIDIA в неравные условия, однако принудительно включить шейдеры 2.0 для обеих карт не получилось (в том числе не помогла правка ini-файла).
Однако справедливости ради стоит отметить, что визуально качество изображения при использовании разных версий шейдеров не отличалось. В качестве тестовой сцены использовался заставочный ролик игры.



Комментарии к результатам
В целом мы вновь видим явное преимущество видеокарты на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT перед ATI Radeon 9800 Pro. Однако имеются и любопытные факты. Например, непонятный паритет между платами в игре Firestarter. Весьма интересно видеть подобные результаты в игре, которая всегда была предрасположена к GPU компании NVIDIA.
Лидерство ATI Radeon 9800 Pro в режиме чистой скорости в игре Breed, как мы уже отмечали выше, можно объяснить наличием ошибок рендеринга у NVIDIA GeForce 6600 GT с драйверами ForceWare 71.82 WHQL. В остальных же играх преимущество на стороне NVIDIA GeForce 6600 GT. В нашем новоиспеченном тесте Colin McRay Rally 2005 налицо абсолютное лидерство ATI Radeon 9800 Pro. Объяснить это чем-либо, кроме того, что в игре не проводилось никаких, даже самых примитивных, оптимизаций по улучшению рендеринга сцен на картах с графическими процессорами NVIDIA, мы не можем.
Игра Hitman, традиционно тяготеющая к видеокартам на чипах ATI, также показывает результаты в пользу ATI Radeon 9800 Pro. Однако большинство оставшихся игр дружно рапортуют о преимуществе NVIDIA GeForce 6600 GT. Все же, как нам кажется, без оптимизаций драйверов под новые игры карты NVIDIA не могут показывать адекватные результаты.

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 2.0

Chronicles of Riddick

Игра, которая, по заверениям многих игровых изданий, смогла переплюнуть Doom 3 и Half Life 2 вместе взятых. Заявление весьма спорное, и мы не будем здесь углубляться в споры по поводу того, какая из них все-таки более достойна звания "Игра года", а сконцентрируемся на особенностях движка игры.
Chronicles of Riddick является портом с Xbox, однако в отличие от большинства портов с приставок над PC-версией движка поработали на славу. Широкое использование шейдеров версии 2.0 сделало игру в визуальном плане очень похожей на движок Doom 3.
Схожесть заметна невооруженным глазом, однако схемы путей рендеринга в этих двух движках принципиально отличаются уже хотя бы используемыми API. В качестве тестовой сцены для замера fps использовался начальный ролик игры.

Vampire: The Masquerade Bloodlines
Появление игры на движке Half-Life 2 в скором времени после выпуска самой долгоожидаемой игры года многих весьма порадовало. Не пришлось долго ждать появления игр, использующих все прелести нового движка, в отличие от Doom 3 — игры, базирующейся на технологии, которая еще неизвестно когда появится на рынке. Сам же движок игры Vampire: The Masquerade Bloodlines, как показал наш анализ, является точной копией Half-Life 2, однако не использует возможности своего прародителя на все 100%. Это подтверждается меньшим по сравнению с оригинальным Half-Life 2 использованием пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0. Вместо них используются более простые эффекты, реализованные при помощи 1.1 версии пиксельных и вершинных программ.
Скорость измерялась при помощи утилиты FRAPS на одном из уровней игры, изобилующем водными поверхностями, что гарантировало максимальную насыщенность сцены пиксельными шейдерами версии 2.0. Как и в случае с Hitman, мы производили замер fps при прохождении игроком небольшого участка уровня. Погрешность измерений находилась в пределах 1 fps.



Комментарии к результатам
Подавляющее большинство тестов вновь показывает преимущество NVIDIA GeForce 6600 GT. Исключение составила, пожалуй, только игра Chronicles of Riddick, которая продемонстрировала тотальное доминирование ATI Radeon 9800 Pro над новым продуктом NVIDIA.
Причина, на наш взгляд, заключается в новизне данной игры и — как следствие — отсутствии оптимизаций под нее в используемом нами драйвере. С выпуском новых драйверов ситуация будет меняться в пользу видеокарт с чипами NVIDIA.
Тест в игре Vampire: The Masquerade Bloodlines показал несостоятельность данного игрового приложения (а точнее, используемой нами методики тестирования) ввиду того, что результаты тестов "уперлись" в скорость центрального процессора.

Выводы
Итак, рассмотренная нами сегодня видеокарта производства Palit GeForce 6600 GT является рядовой платой на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT. Однако, поскольку плата Palit была первой картой на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT, которая оказалась на тестировании в нашей тестовой лаборатории, то в первую очередь нас интересовали показатели графического чипа NV43. Результаты в целом дают нам право считать NVIDIA GeForce 6600 GT абсолютным лидером по скоростным параметрам относительно его нынешнего прямого ценового конкурента из стана ATI — видеокарты на базе GPU ATI Radeon 9800 Pro.
Основанный на гибкой архитектуре чипа NV40 графический процессор NVIDIA GeForce 6600 GT обладает отличными характеристиками, позволяющими ему быть в выигрыше относительно ATI Radeon 9800 Pro.
Что же касается отдельных случаев, когда быстрее оказывалась плата на базе ATI Radeon 9800 Pro, то это можно объяснить еще достаточно сырыми драйверами, а также, возможно, полным отсутствием оптимизаций со стороны игрового приложения для карт с GPU производства NVIDIA.
Что касается ценового фактора, то пока цены на NVIDIA GeForce 6600 GT с интерфейсом передачи данных AGP находятся на том же уровне, что и цены на старые платы ATI Radeon 9800 Pro.
Однако мы более чем уверены, что после того, как спадет ажиотаж вокруг появившихся на рынке новинок, цены пойдут вниз, что сделает покупку плат на базе NVIDIA GeForce 6600 GT еще более оправданной. Однако даже с учетом сегодняшней стоимости платы с чипом NVIDIA GeForce 6600 GT покупка такой платы является единственно правильным выбором в Performance-сегменте видеокарт.

Алексей Бурдыко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2005 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета