Обзор видеокарты Palit GeForce 6600 GT AGP. Чип NVIDIA GeForce 6600 GT. Часть 1

Видеокарты на базе новых графических процессоров ATI R420 и NV40 уже давно нельзя назвать диковинкой в прайсах компьютерных фирм. Эти новые видеокарты пользуются определенным спросом, однако назвать его массовым нельзя. Причины? Ответить на этот вопрос можно очень легко, всего лишь взглянув на колонку цен напротив новых графических решений. Видеокарты на базе графических чипов NVIDIA GeForce 6800 GT/Ultra и ATI Radeon X800 Pro/XT пока слишком дороги, чтобы можно было назвать их мейнстримовыми и хорошо продающимися. До недавнего времени обеим компаниям — производителям графических чипов не было чего предложить массовому покупателю на базе своих новых GPU. Лед тронулся с анонса чипов NVIDIA GeForce 6600/6600 GT и ATI X700/X700 Pro для PCI-Express. Однако в подобном анонсе и появлении таких плат заключался небольшой парадокс. Да, видеокарты для массового рынка появились, но для платформы, которую массовой никак не назовешь… Безусловно, за PCI-Express будущее, но вопрос о том, насколько быстро платформа Intel LGA775, а также новые наборы логики для платформы AMD64 станут по-настоящему массовыми и дешевыми, остается пока открытым. А вместе с ним открытым остается вопрос о востребованности PCI-Express-видеокарт. Пока же весь массовый рынок видеокарт нацелен на старый добрый интерфейс передачи данных AGP. И до тех пор, пока положение будет обстоять именно так, производители будут вынуждены иметь в своем активе 2 независимые линейки видеокарт: для AGP и для PCI-Express. Именно руководствуясь этими веяниями рынка NVIDIA вынуждена была выпустить специальную версию своего чипа для массового рынка NVIDIA GeForce 6600 с интерфейсом передачи данных AGP. Итак, встречаем NVIDIA GeForce 6600 GT AGP.

Графический чип NVIDIA GeForce 6600 GT


Мы решили сравнить новый чип NV43 как с его прямым ценовым конкурентом на AGP рынке графических решений, так и с ближайшим верхним решением в рандапе NVIDIA. Ведь зачастую люди стоят перед вполне естественным вопросом: стоит ли переплачивать энную сумму денег за возможности акселератора, стоящего на порядок дороже, и насколько большую выгоду они получат от покупки данного решения? Именно поэтому в нашей сравнительной таблице характеристик графических процессоров находится, помимо прямого ценового конкурента NVIDIA GeForce 6600 GT чипа ATI Radeon 9800 Pro, еще и чип NVIDIA GeForce 6800.

Чипы GeForce 6600 GT GeForce 6800 ATI Radeon 9800 Pro
Кодовое название NV43 NV40 R350
Технология чипа 256 бит
Техпроцесс 0,11 мкм 0,13 мкм 0,15 мкм
Число транзисторов 146 млн 222 млн ~107 млн
Шина памяти 128 бит 256 бит 256 бит
Пропускная способность памяти 14,4 Гб/с ~22,4 Гб/с 21,8 Гб/с
Скорость пиксельного заполнения 4,0 Гигапиксель/с 3,9 Гигапиксель/с 3,04 Гигапиксель/с
Шина AGP 8x
Память 128/256 Мб
Частота чипа 500 МГц 325 МГц 380 МГц
Частота памяти 450 МГц (900 DDR) 350 МГц (700 DDR) 340 МГц (680 DDR)
Число пиксельных конвейеров 8 12 8
Число вершинных процессоров 3 5 4
Число текстур на конвейер 1 1 1
Версия вершинных программ 3.0 3.0 2.0
Версия пиксельных программ 3.0 3.0 2.0
Поколение DirectX 9.0c 9.0c 9.0b


В сегодняшнем нашем материале мы не рассматриваем PCI-Express-вариант чипа NVIDIA GeForce 6600 GT, а изучаем особенности AGP-варианта нового мейнстрим-решения NVIDIA, однако будет не лишним рассказать про отличия между PCI-Express-вариантом NVIDIA GeForce 6600 GT и рассматриваемой сегодня AGP-версией NVIDIA GeForce 6600 GT. Во-первых, для PCI-Express существует сразу две модификации плат на базе NVIDIA GeForce 6600 — это NVIDIA GeForce 6600 GT и NVIDIA GeForce 6600. Отличия заключаются только в частоте графического процессора: у GT-модификации 500 МГц против 300 МГц у NVIDIA GeForce 6600. Вариант NVIDIA GeForce 6600 с AGP существует только в GT-модификации. Поскольку различия заканчиваются сугубо на частоте графического процессора, мы не исключаем возможности появления и 300 МГц варианта чипа NVIDIA GeForce 6600 для AGP-систем. Это было бы более чем логично в плане покрытия сектора Hi Middle, который уже не могут удержать старые решения серии GeForce FX, имеющие непозволительно низкую производительность в DirectX 9.0 приложениях, которые уже начинают достаточно активно появляться на рынке. Во-вторых, AGP-версия чипа NVIDIA GeForce 6600 GT отличается от своего PCI-Express-собрата тактовыми частотами работы графической памяти — 900 МГц у AGP-варианта вместо 1000 МГц у PCI-E. Совместимость с интерфейсом AGP у карт на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT обеспечивается благодаря переходному мосту HSI. В свое время возникало много споров по поводу данного решения NVIDIA. В частности, приводились достаточно разумные аргументы относительно того, что переходной мост HSI, который может работать в двух направлениях (то есть преобразовывать информацию как в направлении чип PCI Express > > шина AGP, так и обратно), неминуемо должен создавать задержки при работе, которые должны негативно сказаться на общей пиковой пропускной способности шины. Однако, как уверяет нас сама NVIDIA, задержки создаются также непосредственно самой шиной AGP и чипсетом материнской платы, и, по данным компании, разработанный ею мост HIS имеет задержки в пределах, создаваемых самим AGP и чипсетом материнской платы, то есть не привносит в работу дополнительных задержек. Также поднимался вопрос о низкой пропускной способности между графическим процессором и чипом HSI — ведь данные должны будут прокачиваться через переходной мост, а это значит, что на него эти самые данные еще необходимо послать, что и может стать "узким бутылочным горлышком" для всей системы в целом. Однако, опять-таки, по заверениям специалистов NVIDIA, поскольку чип HSI размещается непосредственно на плате, задержки в передаче по трассе GPU — HSI будут, тем не менее, минимальными. Однако можем ли мы проверить все это на практике? Вероятность успеха данного мероприятия весьма сомнительна ввиду того, что на данный момент нет приложений, способных загрузить, что называется, на полную пропускную способность даже шины AGP 8x (2 Гб/с), не говоря уже о шине PCI Express, которая обеспечивает 4 Гб/с в одном направлении и столько же в обратном. Единственное приходящее на ум, что могло бы нагрузить шину на полную мощность, — это редактирование потоков HDTV. Однако в реальности большие запросы в пропускной способности шины передачи данных еще долго останутся невостребованными.

Однако вернемся к характеристикам самого GPU NVIDIA GeForce 6600 GT. Первое, что бросается в глаза, — высокая тактовая частота работы графического процессора. Целых 500 МГц для чипа — цифра, для NVIDIA ранее недостижимая. Все мы прекрасно помним, что многие решения GeForce 6 series страдали из-за невысоких тактовых частот работы графических процессоров, а больше выжать из 0,13 мкм техпроцесса не получалось. Секрет же GPU NVIDIA GeForce 6600 GT в том, что он исполняется уже по передовому 0,11 мкм техпроцессу, что и позволило настолько значительно поднять тактовую частоту чипа. При наличии всего лишь 8 пиксельных конвейеров рендеринга подобный рост тактовой частоты чипа позволил достичь более высокого теоретического филлрейта, нежели у 12-конвейерной NVIDIA GeForce 6800. 500 МГц х 8 = 4,0 Гигапиксель/с, а NVIDIA GeForce 6800 дает всего лишь 325 МГц х 12 конвейеров = 3,9 Гигапиксель/с. Что ж, впечатляет. Однако настораживает очень низкая ПСП для такого быстрого чипа — всего лишь 14,4 Гб/с, что обусловлено использованием 128-битной шины памяти для NVIDIA GeForce 6600 GT. Да, урезание по шине — очень действенный метод удешевления конечного решения, но насколько это отразится на производительности платы — вопрос достаточно интересный. Число вершинных процессоров сократилось вдвое по сравнению со старшими видеокартами на базе NVIDIA GeForce 6800 GT/Ultra и составило 3. По большому счету, NVIDIA GeForce 6600 GT — это своеобразная "половинка" от NVIDIA GeForce 6800 GT/Ultra как по пиксельным конвейерам, так и по вершинным. Однако пришло время от теории перейти к практике и рассмотреть уже серийно выпущенную видеокарту на базе NVIDIA GeForce 6600 GT.

Плата Palit GeForce 6600 GT AGP

Дизайн и компоновка

 

Плата попала на тестирование в OEM-комплектации, поэтому по понятным причинам мы опустим вопросы комплектации платы и перейдем непосредственно к описанию самой Palit GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP.
Отметим сразу, что дизайн платы от Palit, надо сказать, весьма существенно отличается от эталонного дизайна NVIDIA для AGP-варианта плат c чипом GeForce 6600 GT.

Фотографии эталонного дизайна NVIDIA GeForce 6600 GT вы можете видеть сами. Несмотря на систему охлаждения можно точно видеть, что площадка графический чип — мост HSI — чипы памяти повернута на 45 градусов. Сделано это было, по-видимому, для того, чтобы не делать карту слишком массивной — ведь помимо графического процессора необходимо разместить на PCB и переходной чип HSI. С PCI-E-версией платы на базе GPU NVIDIA GeForce 6600 GT таких проблем не возникало — ведь интерфейс PCI-E у NVIDIA GeForce 6600 GT нативный, и никакой надобности в установке переходного моста нет. 

 


Однако инженеры Palit посчитали, что расположение блока графический чип — мост HSI — чипы памяти под углом 45 градусов — не слишком рациональное решение, и спроектировали дизайн PCB с более привычным расположением основных элементов PCB. Мост HSI находится прямо под чипом NV43, а чипы памяти размещены вокруг. Отметим также, что дизайн несколько упростился: на оборотной стороне PCB отсутствует посадочная площадка под VIVO-чип. Карта имеет зеленый цвет PCB, несет на борту 128 Mb DDR-памяти с шиной передачи данных в 128 бит (все 4 чипа памяти размещены на лицевой стороне печатной платы). Карта имеет интерфейс AGP 4x/8x (посредством моста HSI) и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Как уже упоминалось выше, в отличие от референсной платы NVIDIA, на PCB от Palit места под VIVO не предусмотрено вовсе. Похоже на то, что на базе данного дизайна печатной платы не предусмотрена версия плат с VIVO. Помимо этого, на лицевой стороне печатной платы можно увидеть разъем для дополнительного питания, который необходим платам AGP-версии на базе чипа NVIDIA GeForce 6600GT ввиду того, что потребности в энергопотреблении чипа не погашаются полностью за счет интерфейса AGP. Для чипов памяти производства Samsung (K4J553230F) предусмотрена прогрессивная BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти — 2,0 нс, что соответствует частоте работы 500 МГц (1000 МГц DDR), однако память функционирует на положенной по спецификациям частоте 900 МГц. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 500 МГц.

Раз уж мы разбирали всю систему охлаждения платы, то было бы несправедливо не посмотреть и на сам чип NVIDIA GeForce 6600 GT. Чип прикрыт крышкой и, как видно на фотографии, изготовлен на 40-й неделе 2004 года и имеет ревизию А2. Очевидно, что точно такие же чипы устанавливаются и на PCI-E-версии плат. Ниже графического процессора разместился уже упомянутый выше переходной мост HSI. Благодаря традиционной установке чипа NV43 и переходного моста HIS инженерам Palit удалось отойти от традиционного не совсем удачного охлаждения для референсной платы NVIDIA GeForce 6600 GT, когда приходилось устанавливать по 2 различных радиатора на графический процессор и на чип HSI. Охлаждение же платы Palit GeForce 6600 GT AGP представляет собой весьма эффективное решение в виде сплошного радиатора для обоих чипов, а также микросхем памяти. Плюс вентилятор, создающий воздушный поток, отводящий нагретый воздух наружу. В качестве термоинтерфейса для чипов памяти используется специальный теплопроводящий материал, а чипы HSI и NV43 покрыты слоем термопасты.

Тестирование

Качество 2D


Прежде чем дать оценку качеству изображения, выдаваемому видеокартой Palit GeForce 6600 GT AGP, повторимся, что на сегодняшний день более или менее объективную оценку данному параметру для серии видеокарт дать нельзя, так как качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Качество 2D также зависит от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, привносит солидную долю субъективизма в методику оценки. Качество 2D в разрешениях 1024x768x100 Гц, 1280х1024х85 Гц и 1600х1200х60 Гц можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений в качестве картинки замечено не было ни у одного из протестированных экземпляров.

Разгон
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (выбитые пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты проходили успешно, то разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось.
Итак, видеокарту Palit GeForce 6600 GT AGP со стандартных для этого акселератора 500/900 МГц удалось разогнать до частот 550/1100 МГц для ядра/памяти соответственно.

Результат на уровне, но не более того. Частота памяти получилась на 100 МГц выше номинальной для 2,0 нс памяти.

В следующий раз мы ознакомимся с результатами тестирования представленных в обзоре видеокарт в 27 наиболее популярных игровых приложениях.

Бурдыко Алексей, info@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2005 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета