Итоги 2004 года: видеокарты. Часть 5

Большое зимнее тестирование видеокарт продолжается, и сейчас перед вами, уважаемые читатели, последний этап нашего тестирования — тесты в игровых приложениях, использующих пиксельные и вершинные программы версии 1.1 и 2.0.

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 1.1

Плавно переходим к наиболее распространенным сейчас играм — тем, которые используют пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1. Несмотря на все прелести шейдеров версии 2.0 программисты не спешат повально делать движки, использующие возможности шейдеров 2.0 на полную катушку. И их можно понять. Использование шейдеров 2.0 целесообразно только в том случае, если акселератор среднестатистического пользователя находится как минимум в разряде "чуток повыше Middle-End". В противном случае приемлемой скорости в игре наблюдаться не будет. Также мы можем понять программистов, которым искренне лень писать код под шейдеры 2.0 (и уж тем более заглядывать уже сейчас на Shader Model 3.0), когда есть шейдеры 1.1, и у подавляющего большинства пользователей появились карты, на которых они будут исполняться с приемлемой скоростью.

Painkiller

Мы использовали новую версию бенчмарка c5l1, которая стала доступна с последним патчем. Также с последним патчем появился новый бенчмарк c5l2, который нагружает все без исключения карты на порядок больше, чем даже модифицированная версия с5l1, однако имеет проблемы с подсчетом результатов тестирования, из-за чего мы не смогли протестировать наши карты в данном тесте.
В новомодной игре Painkiller платы на чипах ATI чувствуют себя в целом более комфортно, чем платы на чипах NVIDIA. Причем это относится абсолютно ко всем секторам видеокарт.
Поскольку игры с пиксельными и вершинными шейдерами версии 1.1 начинают накладывать на GPU гораздо большие нагрузки, нежели обычные нешейдерные приложения, то в режиме с AA и Aniso были протестированы только видеокарты уровня Performance и выше. Здесь однозначного лидера назвать весьма сложно. ATI Radeon X800 Pro абсолютно на равных конкурирует с NVIDIA GeForce 6800 GT (отметим также, что из-за ПСП существенно "просела" ASUS V9999 GT/TD). Положение NVIDIA GeForce FX 5900XT можно в целом охарактеризовать все же как выигрышное относительно оппонента.


FireStarter

Графический движок не использует функций DX9. Так что, пожалуй, относится к поколению DX8. Игра использует систему адаптивной работы, когда детектит находящуюся в системе видеокарту и в соответствии с информацией о том, какой акселератор стоит в системе, оптимизирует пути рендеринга сцены. Очень грамотный подход с точки зрения оптимизации работы движка для простых пользователей, которые смогут получить максимум производительности на любом железе, однако с точки зрения замера производительности на картах, базирующихся на чипах от разных производителей, это не самый лучший вариант, поскольку мы получаем различные пути рендеринга сцены для разных чипов. Игра не поддерживает разрешения 1600х1200, поэтому мы приняли решение ограничиться тестированием в двух разрешениях. В целом все платы на чипах NVIDIA чувствуют себя в данном приложении очень даже неплохо — сказывается отсутствие функций DirectX 9.0 и больного места всех карт архитектуры NVIDIA GeForce FX — пиксельных и вершинных шейдеров 2.0. Что касается карт на NV40, то и здесь с производительностью у NVIDIA все в порядке.


Prince of Persia: Sands of Time

Очень качественная игра с отлично проработанным геймплеем и — самое главное — приятной графической составляющей. Движок игры не несет чего-либо революционного (порт с PS2 не мог сулить чего-то сверхвыдающегося). Тем не менее, игра имеет жесткие требования к видеокарте: она обязательно должна поддерживать пиксельные и вершинные шейдеры 1.1 — на картах без их поддержки игра просто-напросто не запускается. К сожалению, нам не удалось найти более детальной информации по движку (который имеет название JADE engine), который используется для PC-версии игры. Однако что-то мы с вами уже знаем=). Тестирование проводилось при помощи уже описанной нами утилиты FRAPS. В качестве сцены, используемой для замера скорости рендеринга в игре, мы взяли самый первый вступительный ролик — он достаточно продолжительный и, на наш взгляд, идеально подходит для того, чтобы на нем производили замеры fps. Что же, похоже, что лейбл NVIDIA "The way it's meant to be played" делает свое дело — платы на базе чипов NVIDIA в выигрыше. Исключение традиционно составляет только NVIDIA GeForce FX 5600XT. Однако посмотрим наиболее тяжелые режимы работы с AA и анизотропией. А здесь выигрывают уже все без исключения чипы ATI. Традиционно в наиболее тяжелых режимах они проявляют себя наилучшим образом.



Breed

Игра использует пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1 и стенсильные тени, которые реализуются на видеокартах NVIDIA благодаря технологии UltraShadow. На видеокартах, базирующихся на чипах ATI, из-за отсутствия поддержки этой фирменной технологии NVIDIA тени рендерятся в большее число проходов, из-за чего скорость может весьма страдать, особенно в тех приложениях, где тени присутствуют в достаточном количестве. Иными словами, предварительно можно сказать, что карты NVIDIA будут иметь здесь некоторое преимущество. Однако не будем забегать вперед — все еще покажет тестирование.
Как и ожидалось, в лидерах платы на чипах NVIDIA. Техника улучшения изображения в данном случае не сыграла столь решающей роли, как в предыдущем тесте: лидерство по-прежнему за чипами NVIDIA. Однако не в случае X800 Pro — данный чип берет реванш за поражение в режиме чистой скорости. "Дешевая" анизотропка вновь спасает ATI. Результаты в режиме с AA и Aniso на плате с чипом NVIDIA GeForce 6800 на используемой версии драйверов снять не получилось ввиду того, что плата отказалась запускаться в данном приложении.



Colin McRay Rally 4

Движок игры сделан достаточно требовательным к аппаратной части компьютера — вы сможете это оценить по абсолютным значениям fps, которые видны на графиках. Игра использует пиксельные и вершинные программы версии 1.1 вопреки тому, что некоторыми обозревателями при первых тестах отмечалась поддержка 2.0 версии пиксельных шейдеров. Анализ версий показал, что игра не имеет в своем активе пиксельных или вершинных программ версии 2.0. Шейдеры в ней применены в первую очередь для рендеринга моделей машин (на них полигонов разработчики не жалели=)), а также для некоторых погодных и природных эффектов. Потенциально это сулит продуктам NVIDIA как минимум конкуренцию на равных с продуктами ATI. Однако на практике так не получилось. В лидерах по всем фронтам чипы ATI. При включении анизотропной фильтрации и антиалиасинга картина немного изменилась из-за возросших требований к ПСП карт. Если внимательно проанализировать графики и динамику изменения производительности с ростом разрешения, то можно отчетливо увидеть, что здесь мы наблюдаем картину, аналогичную первым игровым тестам. С ростом разрешения платы на чипах ATI теряют преимущество из-за все возрастающих требований к ПСП карты, которая выше у плат на базе чипов NVIDIA (и NVIDIA GeForce FX 5900XT, и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra, например), тогда как в нижних разрешениях впереди все еще по-прежнему платы на чипах ATI.



Max Payne 2

Игра достаточно старая, но использует пиксельные шейдеры версии 1.1 для рендеринга некоторых элементов моделей персонажей. Игра не оперирует пиксельными шейдерами в достаточной степени, чтобы по полной загрузить конвейеры видеокарты сложной математикой по просчету шейдеров. Вместо этого производится банальная интенсивная закраска и обсчет геометрии вершинными процессорами графических чипов. Именно поэтому первоочередными требованиями в данном тесте к видеокартам были высокая ПСП и скорость закраски. Причем ПСП была более или менее важна только в 1600х1200. Таким образом, расклад сил прекрасно виден по цифрам — он слишком разный, чтобы мы смогли обобщить результаты для всех сегментов карт.



Thief 3: Deadly Shadows

Одна из самых новых игр в нашем тестовом наборе. Игра использует только 1.1 версии пиксельных и вершинных программ, однако умудряется тормозить на самых современных видеокартах. Но с технической точки зрения движок очень даже неплох. Игра не имеет встроенных средств для бенчмаркинга, а также не может похвастаться наличием встроенного демо-ролика на движке игры, на котором можно было бы выполнять адекватные замеры производительности (по крайней мере, мы его не нашли=)), поэтому пришлось заниматься тестингом достаточно оригинальным способом. Наши исследования фреймрейта с включенным счетчиком fps FRAPS показали, что даже при абсолютно разном поведении на уровне игры мы получали показатель, отличный всего лишь на 3-4 fps. Это заставило нас разработать методику, по которой можно было бы тестировать скорость в игре, не используя каких-либо роликов, а просто играя в нее. Как оказалось, выбор был не очень сложным учитывая то, что в тренировочной миссии имеются специальные указатели, по которым следует перемещаться. Таким образом, мы включали внутренний счетчик FRAPS и проходили часть уровня по заданному в тренировочной миссии пути. В итоге мы получили результаты, отличающиеся самое большее на 1 fps! В большинстве же случаев они отличались на десятые доли fps, что позволяет говорить о корректности полученных результатов.
Чипы ATI в целом смотрятся гораздо лучше несмотря на то, что игра относится к программе NVIDIA "The way it's meant to be played". Однако X800 Pro все же проиграл своему конкуренту. Поскольку движок Thief 3 слишком тяжелый, мы не стали использовать даже режимов с AA и анизотропией, поскольку цифры fps даже в 1024х768 (!) находятся на минимальном играбильном уровне для всех без исключения видеокарт.



Hitman: Contracts

Также достаточно необычный гость списка тестовых инструментов всех тестеров. Как и предыдущая игра, лично автору данного материала нигде пока в качестве тестового инструмента не встречалась, поэтому будем считать нас первопроходцами =). Движок игры активно использует пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1 и также является весьма сложным испытанием для видеокарт, как и предыдущая игра. Посмотрите на результаты тестов.
Здесь видно уже безоговорочное лидерство всех чипов от ATI. Ну, а более или менее приемлемый уровень в игре начинают обеспечивать и вовсе лишь карты начиная с ATI Radeon 9800 Pro 256 бит.



Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 2.0

Для многих наиболее интересная часть тестирования — игры с поддержкой пиксельных шейдеров 2.0. Именно ради них в большинстве своем и покупаются акселераторы за сумасшедшие деньги, а игры с поддержкой пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0 можно пока пересчитать по пальцам. По сути, все они представлены у нас в тестовом наборе (и на примере Battle Engine Aquila уже были рассмотрены игры, которые используют пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0 только в небольшой степени, когда без той или иной функции второй версии уже просто не обойдешься).

FarCry

FarCry представляет собой достаточно яркий пример того, чего же мы можем ожидать от Hi-End-плат с поддержкой DirectX 9.0. Красота, демонстрируемая игрой, просто поражает воображение (все же Doom 3 — это другой тип игры, и он хорош по-своему, а FarCry остается для ценителей другого вида игр). Все настройки традиционно на максимально возможном уровне ("Very High"), использовалась собственная записанная демка TechLabs002.
Для чипов архитектуры NVIDIA GeForce FX тесты с пиксельными и вершинными шейдерами 2.0 — традиционно провальное мероприятие, а вот NVIDIA GeForce 6800 GT смотрится молодцом: все же 16 конвейеров пришлись очень кстати. А вот режимы с AA и Aniso дают шанс платам на чипах NVIDIA GeForce FX немного поправить свое положение.



Half-Life 2 Leaked Beta

Традиционный разгром NVIDIA… Чистый HLSV, коим является движок Half-Life 2, на данный момент не может ввиду особенностей архитектуры плат NVIDIA надлежащим образом обрабатываться на видеокартах этого семейства. В случае же NV40 все замечательно, X800 Pro — в проигрыше.



Tomb Raider: Angel of Darkness

Движок Tomb Raider: Angel of Darkness представляет собой технически весьма продвинутое DirectX 9.0 решение. В игре также активно используются пиксельные и вершинные шейдеры 2.0.
Вдобавок мы должны сделать большие оговорки относительно результатов тестов в данном приложении прежде, чем читатели смогут ознакомиться с результатами тестирования. У плат NVIDIA в данном тесте серьезные проблемы с рендерингом — в частности, после патча 49 на всех без исключения платах NVIDIA исчезает рендеринг тени главной героини.
В следующем патче (версия 52) все уже исправлено, однако там отключена возможность бенчмаркинга игры. Поэтому результаты плат на чипах NVIDIA следует воспринимать, держа в уме то, что результаты рендеринга нельзя считать канонически идеальными (в случае же плат на чипах ATI все в полном порядке). Игра входит в программу NVIDIA The way it's meant to be played, однако посмотрим, насколько хорошо ей это поможет в производительности.
Абсолютно аналогичная Half-Life 2 Beta картина. И это неудивительно: мы использовали демку, наиболее активно использующую пиксельные и вершинные программы. Расстановка сил при включении полноэкранного сглаживания и анизотропии не меняется.



HALO: Combat Evolved

Игра использует пиксельные и вершинные программы версии 2.0. Помимо этого, она имеет замечательные возможности для тестеров по принудительному включению как 1.1, 1.4, так и 2.0 версий пиксельных и вершинных программ. Однако мы отказались от использования версий шейдеров, отличных от 2.0, в данном тесте в силу того, что нас интересует прежде всего производительность платы в DirectX 9.0. Данная же игра участвует в программе NVIDIA The way it's meant to be played, и оптимизацией драйверов NVIDIA под нее занимаются с незапамятных времен=), что и находит свое отражение в результатах тестов.



Выводы

Результаты тестов перед вами, уважаемые читатели. Нам остается лишь подытожить результаты, полученные по каждому из сегментов видеокарт в отдельности.

Новые видеокарты на базе R420 и NV40

Видеокарты на базе графического процессора ATI Radeon X800 Pro показывают достаточную производительность, чтобы лидировать, оставляя NVIDIA GeForce 6800 позади. Однако относительно прямого ценового конкурента — плат на базе GPU NVIDIA GeForce 6800 GT — лидерства не получается.
Видеокарты на базе последнего чипа обладают прекрасным соотношением цена/производительность, чем не может похвастаться ATI Radeon X800 Pro.
Цены на видеокарты NVIDIA GeForce 6800 GT пока еще немного завышены, однако их снижение — вопрос времени.

Видеокарты Performance-сегмента

NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra смотрится очень убедительно по сравнению с ATI Radeon 9600XT, однако и последняя показала себя очень хорошо.
Что же касается цен, то здесь все козыри в руках ATI: цены на платы, построенные на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra, на данный момент существенно выше, чем на видеокарты, базирующиеся на чипе ATI Radeon 9600XT. Плюс ко всему найти в продаже NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra практически невозможно. И это в равной степени касается как карт, произведенных на мощностях брэндов первого звена, так и плат, сделанных производителями рангом пониже.
Что же касается плат на базе NVIDIA GeForce FX 5900XT, то в свете сегодняшних цен и полученных сегодня результатов мы можем констатировать явное превосходство продукта NVIDIA над своим "неожиданно появившимся" ценовым конкурентом. Четко противопоставлять NVIDIA GeForce FX 5900XT 128-битным "урезанным" решениям на базе VPU прошлого поколения — ATI Radeon 9800 Pro, — конечно же, нельзя.
Но ситуация на рынке сложилась таким образом, что подобные неофициальные урезанные решения находятся на одном уровне с конкурентами — платами на базе чипов NVIDIA GeForce FX 5900XT, которые долгое время вообще не имели здоровой конкуренции ("лотерея" с Radeon 9800SE не в счет).

Low-Middle End и Middle-End

Если взять рассматриваемые сегодня платы на базе чипов ATI Radeon 9600 Pro и NVIDIA GeForce FX 5700, то в целом ситуация для калифорнийской компании здесь не очень благоприятная.
Традиционное отставание платы, базирующейся на чипе NVIDIA GeForce FX 5700, в немногочисленных приложениях, использующих пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, не может быть компенсировано даже теми немногочисленными выигрышами в OpenGL-приложениях (да, грамотно написанный OpenGL-драйвер картам NVIDIA на руку).
Плата показала себя не с самой лучшей стороны и в наиболее тяжелых с точки зрения графической составляющей игровых приложениях, использующих пиксельные и вершинные программы версии 1.1. Что касается сегмента "на одну ступеньку вниз", то здесь картина однозначная: при одинаковой цене на ATI Radeon 9550 и NVIDIA GeForce FX 5600XT первая стабильно лидирует в подавляющем большинстве тестов, не оставляя никаких шансов своему конкуренту.

Видеокарты предоставлены компаниями "Ронгбук", официальным дистрибьютором MicroStar в РБ компанией GreenLine Computers, AOpen,
интернет-магазином UltraPrice

Бурдыко Алексей


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2005 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета