Акустика Creative I-Trigue 3400

Комплект поставки набора акустики
Стремление человека от хорошего к лучшему есть естественное бессознательное состояние для большинства из нас, и это чувство подспудно двигает технологии, по спиральному пути развития опираясь на усилия одних, поддерживаемые финансовыми вливаниями со стороны других. Думается, не столько жажда получения прибылей стимулирует сообщества разработчиков на новые творения (поскольку жажда сия бесплодна и разрушительна), а в большей мере — стремление воплотить в материи творческие порывы, получить осязаемые подтверждения работы разума. Результатом трудов для инженеров компании Creative в области преобразования звуковых колебаний, который можно потрогать руками, стала акустическая система Creative I-Trigue 3400. Название набора акустики, по всей видимости, образовано от слова интрига (по-английски intrigue) и должно возбуждать у потенциального покупателя желание откинуть полог тайны, принеся увесистую коробку в родные чертоги. А коробка воистину увесистая: прежде чем она была раскрыта, пришлось изрядно попотеть, так что тем, кто по прочтении статьи задумается о паломничестве в ближайшую компьютерную Мекку, стоит заблаговременно потренироваться, совершая, к примеру, силовой комплекс утренней гимнастики в течение недели хотя бы:). Итак, открываем коробку, дабы выяснить, наконец, чего же там спрятано такое тяжеловесное? Первое, что бросается в глаза, — большой черный ящик, оказавшийся на поверку сабвуфером. Рядом с ним расположена картонная коробка размерами поменьше (причем намного).

Провода и переходник
После легких потряхиваний из нее выпали две книжицы мануалов, круглая серая пластмассовая коробочка управления с длинным толстым хвостом провода и еще одним потоньше, метровый соединительный кабель с разъемами male 3,5 мм jack на обоих концах для подключения акустики к звуковой карте компьютера, его 30-сантиметровый собрат, переходник 2 RCA ("тюльпан") female
-> 1 3,5 мм male jack, позволяющий коммутировать бытовую видеоаппаратуру, увесистый "кирпич" блока питания нехарактерного для нашего века миниатюризации размера и собственно две колонки с очень даже характерными, крайне миниатюрными, габаритами. Теперь будем знакомиться последовательно с каждым представителем внутрикоробочного общежития, параллельно совершая сборку работоспособной звуковоспроизводящей системы. А затем коль скоро она заработает (в жизни ведь и на многоопытную старуху случается проруха) произведем тестовое прослушивание на различных источниках звуковых колебаний, способных подвернуться под руку.

Самый большой и тяжелый ящик, он же сабвуфер
Вот уже более двух лет как отсутствие в акустическом наборе сабвуфера является моветоном, поскольку тенденция миниатюризации всего и вся велит создавать устройства, с легкостью размещающиеся на ладони, и при этом потребитель хочет наслаждаться мелодиями подобающего качества в полном диапазоне от "бухающих" "низов" до четко выраженных "верхов". Из курса физики общеобразовательной школы всем нам хорошо известно, что для создания волн нижнего частотного диапазона необходима звуковая головка (динамик) достаточно большого диаметра с могучим электромагнитным сердечником. Добавим к этому, что всевозможные стереофонические эффекты и прочие изыски микширования для миниатюрного устройства также недоступны, посему естественным решением стало вынесение низкочастотного динамика в отдельный блок, названный носителями английской речи WOOFER (наши деды прозвали бы его "ухалка") исходя из характерного звучания. От качества изготовления и продуманности конструкции сабвуфера очень сильно зависит общая панорама звука: "смазанное" звучание очень быстро утомляет чувствительные уши меломанов.

Корпус сабвуфера изготовлен добротно — по всей видимости, из древесностружечной плиты, которая приравнивается с некоторой натяжкой к деревянной ("честные" деревянные мониторы и сабвуферы входят в комплекты профессиональной акустики и некоторые Hi-Fi-наборы для домашнего пользователя и как следствие имеют заоблачную цену), что выяснилось при легком постукивании по его стенке. Покрытие полимерное с окрашиванием "металликом" черного цвета, устойчивое к царапинам и потертостям. Сразу складывается впечатление добротности и надежности. На фронтальной стороне низкочастотного монитора расположена декоративная пластмассовая накладка с фирменным логотипом компании-производителя, в нижней части которой видна воронка фазоинвертора. Забегая вперед, скажу, что это не бутафорская причуда производителя, а полнофункционально работающее технологическое решение. Даже при регуляторе громкости, вывернутом на одну треть, создается реально ощутимое давление воздушного потока, толчками вырывающегося на поверхность из гудящей утробы сабвуфера в такт мелодии. Круглый семидюймовый низкочастотный динамик расположен на левой боковине "ящика" и закрыт акустической тканью, натянутой на тор оснастки и закрепленной намертво. Конструктив корпуса предполагает расположение сабвуфера на устойчивой поверхности, гасящей вибрации — лучшим решением, видимо, был бы пол (мраморная подставка будет излишней). Спереди и с левой стороны желательно иметь свободное пространство не менее 35-40 см, дабы ничто не мешало свободному распространению звуковых волн и не привносило помех в виде всевозможного дребезжания, поскольку давление воздушного потока раскачиваемого диффузором динамика довольно ощутимо и на большой громкости слегка шатает компьютерный стол, позвякивая ложечкой в чашке с остывающим чаем:). Поскольку в корпусе WOOFER'а расположен не только громкоговоритель, но и усилитель мощности, на тыльной стороне размещаются все коммутационные разъемы. Первым делом подсоединим блок управления.

Серая серебристая коробочка, она же блок управления
Блок управления громкостью и тембром воспроизведения представляет собой круглую пластмассовую коробочку с двумя хвостами проводов, один из которых заканчивается 3,5 inch male jack штекером сечением 2,5 мм, а второй шнур еще большего диаметра переходит в 9 pin DIN штекер. По какой причине инженеры CREATIVE использовали столь толстые кабели, остается загадкой, поскольку нет ни высоких напряжений с запредельной силой тока, ни ярковыраженных помех, которые пришлось бы экранировать — зато есть отсутствие гибкости соединения управляющего элемента и корпуса сабвуфера. Легкая коробочка елозит по столу, как маленькая морковка на пучке ботвы — не помогают даже резиновые подкладки, являющие собой опорные ножки. Это, пожалуй, единственный укор — в остальном все продумано до мелочей. На лицевой стороне видны два "глазка" female-разъемов, в которые можно подключить наушники и устройство воспроизведения — скажем, WALKMAN или портативный MP3-плейер — без залезания под стол, дабы нашарить в темноте коммутационное отверстие. Включение акустической системы совмещено с ручкой управления громкости по примеру радиоприемников. После подачи напряжения загорается сигнальная лампочка, светящаяся голубым светом, хорошо знакомым владельцам Bluetooth-устройств (не ровен час в ближайших инкарнациях акустика от CREATIVE научится обходиться без проводов). С левой стороны виднеется колесико управления тембром, рядышком с которым написано "BASS" — следовательно, те, кто любит повышенное давление на барабанные перепонки, могут выкрутить его до упора — мало не покажется:). Располагаем блочок управления на столе, спускаем соединительные шнуры вниз и подсоединяем к сабвуферу. Половина дела сделана.

Две маленькие колонки замысловатой формы — гордость разработчиков
Честно говоря, пока я тащил коробку домой, представлялись колонки большого размера, но они оказались совсем малюсенькими — моя чашка для чая имеет гораздо более внушительный вид. Первое впечатление после извлечения их на свет Божий можно охарактеризовать одним-единственным словом: упс-с-с... (произносить в удивленно-разочарованной тональности). Вот интрига так интрига... Но не будем спешить с выводами: легендарное имя производителя, приобщившего сотни миллионов пользователей к миру мультимедиа, оставляет некую надежду на благоприятный исход знакомства. Звуковые мониторы (мониторчики?) представляют собой пару близнецов, состоящих из герметичного корпуса, внутри которого друг над другом расположены три динамика диаметром чуть больше 3 см, диффузор которых изготовлен из титанового сплава, закрепленного на шелковом подвесе, часть которого в 4 мм шириной можно лицезреть. По внешнему виду все шесть драйверов — представители семейства твитеров. Поживем — увидим. Корпус изготовлен из толстой пластмассы с качественным полимерным покрытием черного цвета с серебристыми вкраплениями. Вся конструкция покоится на тонкой ножке, плавно переходящей в подставку. Дабы подставка не царапала столешницу, на нее наклеена миллиметровая резиновая накладка. За обеими колонками была замечена повышенная прыгучесть, стоило лишь неаккуратно зацепиться за провод. Здесь была бы уместна более массивная подставка, а так придется смириться с тем, чтобы периодически поднимать одного из "близнецов" с пола либо ходить вокруг стола на цыпочках. Ну да ладно, в дальнейшем буду развивать культуру движений, а пока подключу колонки к соответствующим разъемам на тыльной стороне сабвуфера.

Стабильный блок питания должен быть большим и тяжелым?
Когда из упаковочной коробки был извлечен блок питания — преобразователь переменного напряжения 220 В 50 Гц в постоянное напряжение 12 В 4,2 А (усилитель акустики имеет приличный аппетит, чем и обусловлен размер преобразователя), мне стало понятно, почему всю дорогу до дома возникало непреодолимое желание выругаться. Все дело в том, что этому способствовал кусок трансформаторной стали, упакованный в тонкий пластиковый кожух и весящий без малого 4 кг, что вкупе с ящиком сабвуфера ощутимо оттягивало руки. Располагая его на полу рядом с сабвуфером, не помешает подложить прокладку, поскольку вместо резиновых ножек присутствуют только пластмассовые буртики, которые за сутки продавливают линолеум, оставляя четыре хорошо заметных следа, а после небольшого смещения их будет уже восемь — и так до бесконечности. Оно нам надо? Вилка сетевого шнура не предусматривает использование заземления, поэтому тапочки "на резиновом ходу" не будут излишеством (хотя в Российской Федерации заземление — скорее исключение, нежели правило — нас много!). Лишь при подключении штекера питания меня посетило прозрение по поводу толщины соединительного кабеля между сабвуфером и проводным пультом управления. Поскольку пульт совмещен с выключателем, протекающие в нем токи не позволяют уменьшить сечение жил проводов, дабы под воздействием повышенных температур не стекла изоляция. Все, оказывается, продумано, но все же маленькая клавиша POWER на передней панели была бы более уместна, поскольку постоянная готовность пульта встать на ребро, мягко говоря, нервирует. А при использовании системы с бытовой аппаратурой не помешала бы возможность отключения пульта вообще, поскольку видеомагнитофоны редко стоят на столах, и возникает вопрос, куда его разместить, чтобы торчащий провод не портил интерьер. После коммутации "саба" с преобразователем питания остается последний штрих — подать сигнал на вход усилителя с внешнего источника, дабы наступил момент истины, повествующий о том, имели ли все наши усилия какой-либо смысл.

Прослушивание звукового контента и некоторые выводы
Сегодня при наличии наборов акустики многоканального звука, включающих, кроме сабвуфера, пять, а то и семь мониторов, невольно возникает вопрос: насколько оправдано приобретение комплекта 2.1? Для каких целей он может пригодиться вообще? В некоторых случаях много — не значит, лучше. К примеру, маленькая комната, в углу которой стоит компьютерный стол, а напротив него — шифоньер, упирающийся антресолью в потолок и не позволяющий использовать колонки для тыла. Картина, довольно часто встречающаяся во многих жилищах благодаря усилиям дизайнеров от строительства, проектирующих наши квартиры таким образом, что гармоничное расположение дивана, платяного шкафа, компьютерного стола и кресла становится нетривиальной задачей, поскольку придется еще дополнительно учитывать окно и дверь. В качестве второго фактора влияния можно отметить, что многие музыкальные композиции не позволяют воспроизводить разбиение на пять и более каналов, поскольку не были для этого смикшированы, и правильная панорама звучания может быть достигнута только при использовании стереопары. При грамотном размещении колонок 2.1 можно добиться эффекта присутствия и получить удовлетворение от прослушивания музыки ничуть не меньше, а порой — даже и больше, нежели при использовании большего количества сателлит. Все зависит от качества самих колонок и того материала, который они будут воспроизводить.

Так уж сложилось, что большую часть музыкального контента составляют компрессированные файлы в формате MP3. С них, пожалуй, и начнем, подключив Creative I-Trigue 3400 к фронтальному выходу звуковой карты Creative SaundBlaster Live! 24 bit eXternal. Было прослушано более 20 композиций различных жанров начиная с шансона и заканчивая джазовыми и оркестровыми темами. Общее впечатление — очень хорошо. Четко прослушиваются басы, без ватности и бубнения, сабвуфер показал себя с хорошей стороны. Высоких частот вполне хватает несмотря на то, что цифровое сжатие производит некоторое сужение звукового спектра, особенно в верхнем диапазоне. Подозрения насчет того, что "верх" задран, не оправдались. Обычные аудиодиски звучали еще лучше, чем MP3, но ведь так и должно быть. Особое удовольствие доставило звучание духовых и струнных инструментов, зажигательное фламенко в исполнении семиструнной гитары и тягучие переливы саксофона — лучше слушать, нежели пытаться описать. Малюткам I-Trigue под силу и медленные народные распевы, и мощный "мясистый" драйв бас-гитары (не без помощи вуфера, конечно). За редким исключением домашние компьютеры имеют возможность просмотра DVD-фильмов. Проверим, в какой мере в этом случае может помочь рассматриваемая акустика. Для этих целей мною были просмотрены два кинофильма, изобилующие спецэффектами, как для низкочастотной составляющей, так и для остальных каналов воспроизведения. Вердикт таков: в целом просмотр возможен, но все же пятикомпонентная система с сабвуфером была бы более предпочтительна. Нет объемности звучания, центральный канал распределяется между обеими колонками поровну, и на его фоне теряются спецэффекты — они забиваются диалогами актеров. Ситуацию может несколько скрасить выделение "центра" на встроенные в монитор колонки или отдельную сателлиту, но это уже совсем другая история.

Вместо послесловия
Деньги, истраченные на приобретение Creative I-Trigue 3400, будут отработаны сполна, поскольку, несмотря на некоторые оговорки, система сбалансирована, хорошо справляется с музыкальными композициями, предназначенными для стереофонического воспроизведения, имеет качественное исполнение и способна верой и правдой прослужить многие годы. Компактность позволит применять ее в стесненных условиях рабочего стола как дома, так и в офисе, а дизайн привнесет некоторую новизну в окружающее пространство. Успехов вам и приятного прослушивания любимых мелодий.

Максим НЕМЦЕВ


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2005 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета